<<
>>

Понятие культуры

Что такое культура или, точнее говоря, что такое культура в контексте нашего дискурса? Мы, как требует того философия, определяем культуру очень просто — через культурную способность человека. Человек, в отличие, по всей видимости, от всех других живых существ обладает имманентной способностью организовывать окружающую его среду в разумное и духовное целое.
Эта способность, достоверная и загадочная одновременно, есть формальная характеристика человека, так как она отличает человеческий род как таковой, отличает его от всех других известных нам родов вещей и существ. Внутренняя способность человека создавать разумно-духовный порядок выносится вовне и закрепляется во внешнем пространстве самой культурой, т. е. методикой сохранения и фиксирования разумно-духовной целостности. Грубо говоря, мы как бы подразделяем всю окружающую человека среду на два класса: природа, или натура, и "возделанная" натура, т. е. культура. Это разделение, известное в культурологии, важно для утверждения нашей теоретической установки на изучение традиционной культуры как в чем-то существенном равной нам. Оно позволяет нам выйти из ситуации прогрессистского редукционизма, т. е. сведения человеческого бытия и бытия культуры к моменту ее прогрессивного развития. Тем самым мы признаем, что культура племени, культура сельской общины и культура города, т. е. цивилизация, равны между собой. В этой мысли, откровенно признаться, нет ничего оригинального. Еще просветители выдвинули эту простую социологичес- кую аксиому: все человечество — человеческий род, т. е. одна и та же "порода" людей. Ясно вместе с тем, что, признавая равенство культур, мы должны признать и их отличие. Понятно, что культура племени, т.е. методика организации окружающей племенного человека среды в разумное и духовное целое, отличается от культуры города или цивилизации, т.е. от методики организации окружающей человека среды в городе. Какой же критерий отличия этих и других культур мы можем ввести, если мы, как было сказано выше, отказались на первоначальном этапе рассуждения от критерия исторического развития? Существует ли какой-либо другой критерий развития или распространения культуры кроме поступательного исторического процесса?
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Понятие культуры:

  1. Понятие массовой культуры
  2. § 1. Понятие правовой культуры
  3. 74. Правовая культура: понятие и структура
  4. Культура как глобальное понятие
  5. Семиотика культуры и понятие текста
  6. ПОНЯТИЕ «ЖАНР» В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
  7. 1. Культура и цивилизация как понятия культурологии
  8. А. И. ГАНЖА О ПОНЯТИИ «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СОВЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ 40—60-х ГОДОВ
  9. О. М. КУДРЯВЦЕВА К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
  10. Глава 6 •% Культура древних славян. I Культура Киевской Руси. | Культура Русских земель
  11. III. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ.—ФИЛОСОФИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ ПОНЯТИЮ И ПО ОБЩЕМУ ПОНЯТИЮ.— СУЩЕ- СТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕЛИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.— САМЫЕ ОБЩИЕ И ВЫСШИЕ ЗАДАЧИ ЭТОЙ НАУКИ
  12. Инешин Е.М. Иркутский государственный технический университет, г Иркутск, Россия. О ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕдОВАНИЯХ
  13. ЛЕКЦИЯ 4. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  15. ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУР: ОТ АРХАИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ К СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ А.А.Белик
  16. § 1. Понятие, виды и форма сделок Статья 153. Понятие сделки
  17. Понятие «самоорганизация» и его связь с понятиями «саморегуляция» и «самоуправление»