<<
>>

Понятие традиционного текста в сравнении с современными

Это риторические вопросы, которые я здесь оставляю без ответа. Они необходимы нам для того, чтобы по-новому взглянуть на метатекст традиционной культуры, чьи коммуникативные тактики на первый взгляд неуместны, так как имеют и открыто-закрытый характер, и характер неотчужденности по основанию удержания культуры.
Возьмем в качестве примера уже упоминавшийся текст "Бхагавадгиты". С одной стороны, это упанишада, в буквальном смысле — тайноучение. Это текст эзотерического знания, трактующий о тайнах "более тайных, чем сама тайна" ("Бхагавадгита", 18.63). Кришна говорит, что он поведал "гухъятамам шастрам", т. е. "совершенно секретное" учение (15.20). Это же Кришна подчеркивает в заключительных шлоках: Это слово Мое ты не скажешь Никогда никому — кто не бхакт Мой, Но лишь тем, кто меня не злословят, Лишь подвижникам, лишь послушным. Кто же эту великую тайну Сообщит моим бхактам верным — Тот, почтив меня этой любовью, Без сомненья меня достигнет7. (18.67-18.68) (Пер. B.C. Семецоова) С другой стороны, это совершенно открытый, не табуированный текст, знание которого открыто каждому, кто обратился к нему искренно, непосредственно, с верой: Порождения лон нечистых — вайшьи, женщины, даже шудры, все, кто с верой ко мне припадают, И они к высшей движутся цели. (9.32) (Пер. B.C. Семенцова) === 065 === Для нашей дальнейшей работы представляется необходимым дать короткий исторический комментарий к "Бхагавадгите", познакомить с ее сюжетом и основными идеями.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Понятие традиционного текста в сравнении с современными:

  1. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  2. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  3. 1,2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны
  4. БИБЛИЯ И РИМСКОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЯ ПРАВА, зАКОНА И СПРАВЕДЛИВОСТИ в вульгате[516]
  5. ПАРЕТО (1848-1923)
  6. I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
  7. Кошеленко Г.А., Маринович Л.П. Лысенковщина, фоменковщина - далее везде?
  8. Некоторые специальные проблемы интерпретации в социально-гуманитарных науках
  9. Лекция 6. СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10. 2.2. Оценка состояния подготовки будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиа- образовательных технологий
  11. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  12. 4.1. Формирование системы этнокультурного образования
  13. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ
  14. Заключение
  15. ВООБРАЖАЕМОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ УЛАКАНА
  16. §2. Влияние информационных технологий на развитие личности в процессе образования
  17. 3.3.1. «Энциклопедическая» часть Кормчей книги
  18. Понятие традиционного текста в сравнении с современными
  19. 1.1. Современные подходы к пониманию «регионализма» и «регионалистского дискурса» в зарубежных и отечественных источниках
  20. 1.2. Трансформация представлений о региональном пространстве в философском и мифологическом ключе: исторические предпосылки и актуальное состояние