<<
>>

Понятие йоги и вибхути

Йога во всех своих формах — как система тренировки, как образ жизни, как комплекс морально-нравственных установок — есть та самая связь, те узы (буквально "йога" означает узы или связь), которые связывают сакральное и человеческое в индуистском мифе, питают подлинные, главные начала жизни, не сводимые к феноменам, но являющиеся их причиной.
Поэтому Кришна, изложив учение о первичной связи с собой, т. е. йогу как систему тренировки, как образ мыслей, и прирастив к себе все возможное предметное содержание, т. е. став идеалом в действительном, чувственно-сверхчувственном смысле, как бы "связавшись" всеми возможными узами с миром, готов проявить себя, показать связь профанического и сакрального не только со стороны мира, но и со стороны божества, высшего символа мира. Кришна говорит: Слушай дальше, могучерукий От меня высочайшее слово; для тебя, о мой бхакт, говорю я, лишь о благе твоем радея Мой источник тайный не ведом ни богам, ни великим провидцам: ведь во мне и провидцы и боги обретают свое начало. (10.1-10.2) (Пер. B.C. Семенцова) === 211 === Далее в шлоке 10.7 Кришна произносит загадочную фразу, которую невозможно перевести без понимания того, что сказано выше. Вначале я приведу несколько переводов, а потом буквальный текст. B.C. Семенцов эту шлоку переводит так: Кто мои проявленья и йогу Познает сообразно их сути, Тот в своей упражняясь йоге Не колеблется, нет в том сомненья. (Ю.7) В переводе Общества сознания Кришны подчеркиваются другие оттенки смысла этой шлоки: Тот, кто действительно убежден в моих славе и мистической силе, Целиком посвящает себя преданному служению, в этом нет сомнения. Я хочу привести здесь перевод, сделанный У. Сарджентом, который подчеркивает еще одно значение шлоки: Не who knows in truth This, My manifested lordship and power Is united with Me by unwavering Yoga Of this there is no doubt6. Для того чтобы понять, что имеется в виду, приведем этот стих буквально: Эти проявления (вибхути) и узы (йогу) Мои, кто знает подлинно (таттватах), Он непоколебимой связью Связан, нет здесь сомненья. Эта шлока по своему построению и стилистике напоминает нам уже разбиравшуюся шлоку 4.9, где было высказано одно из основных положений индуистской религиозно-философской доктрины о перевоплощении. И здесь, и там употреблено слово "таттватах", т. е. "подлинно". Я думаю, что сходство этих стихов не случайно. В этой шлоке, казалось бы незначительной в общем контексте "Гиты", высказана важная мысль. Что значит подлинно знать йогу и вибхути? Слово "вибхути", которое Семенцов переводит как "проявления", Смирнов — как "силопроявления" (используя прием Дей- === 212 === ссена), Прабхупада — как "слава" и "мистическая сила", Сарджент — как "явленное господство — божественность", действительно имеет все значения, а также некоторые другие: "знаки могущества", "царственные знаки" (например у божества) или "чудесные силы" (например сверхъестественные способности, открывающиеся у йогина после долгих тренировок). Говоря коротко, вибхути — это проявления божественной силы в мире. Я думаю, что вибхути суть образы или знаки майи в ее положительном аспекте как магической силы творения. Вспомним стих о том, как Кришна "выпускает" себя в мир посредством своей майи.
В шлоке 10.8, следующей после переведенной выше шлоки 10.7, Кришна говорит, что он источник всего сущего и все, что существует, происходит от него. Смысл этого происхождения всего существующего заключается в том, что благо жизни и все самое лучшее в мире происходит из вибхути как из какой-то части трансцендентного Абсолюта, внесенной в мир. В шлоке 10.41 Кришна говорит: "...Все, что мощно, истинно, прекрасно, крепко, это все, постигни, возникло из частицы моего великолепия"7 (т. е. вибхути). В свою очередь слово "йога", как известно, также имеет много значений. B.C. Семенцов в специальной главе “К истолкованию термина "йога"” насчитывает в "Гите" более 100 употреблений этого слова вместе с его глагольными соответствиями (yuj). Семенцов подчеркивает, что многозначность термина "смущала уже ранних комментаторов, поскольку даже лучшие из них всегда расходились в интерпретации, давая иногда странные, неизвестно откуда возникшие значения"8. В качестве примера Семенцов приводит перевод стиха 4.28 Рамануджи, который переводит йогу как паломничество по святым местам и обителям, объясняя это контекстом9. Современному человеку, интересующемуся Востоком, йога, как правило, известна в трех разновидностях. Во-первых, это секуляризованные типы йоги, имеющие своим истоком лекции, прочитанные Свами Вивеканандой в конце XIX в. в Америке и Англии. === 213 === Во-вторых, это система психофизических упражнений, в основе которой лежит известная "йога-сутра" Патанджали, и, в-третьих, это одна из религиозно-философских школ, или даршан, близкая школе санкхъя. Все эти три разновидности йоги тесно связаны друг с другом, при этом можно сказать, что в основе йоги как религиозно-философской системы лежит материал, который систематизировал Патанджали, и что "Йога-сутра" — один из основных текстов этой даршаны. В "Бхагавадгите" два последних понимания йоги объединены, т. е. йога представлена и как система психофизических упражнений (см. например, 6-ю главу, где подробно описаны некоторые йогические приемы), и как религиозно-философская система. Если мы посмотрим перевод шлоки 10.7, который я приводил выше, то увидим, что вариант Семенцова подчеркивает психофизический аспект йоги. С другой стороны, в варианте Общества сознания Кришны вообще нет упоминания о йоге. В переводе Смирнова непонятно, какая йога имеется в виду (ср.: "Кто эти мои проявленья и йогу поистине знает, тот приобщен незыблемой йоге, в этом нет сомненья"10). Как я уже говорил выше, йогу в данном контексте можно трактовать в ее буквальном смысле — как узы или как связь мира профанического и мира сакрального. В "Гите", если говорить о ней как о тексте традиционной культуры, йога выступает в своей целокупности как то, что способно связать, прирастить или, как говорит "Гита", "прилепить", т. е. соединить вместе значения мира и значения Бога. В последней шлоке 9-й главы Кришна призывает Арджуну: Прилепись ко Мне сердцем, о бхакт Мой! Жертвуй мне, лишь меня восхваляя! Ни на что не взирая иное, Стань обуздан, со Мною пребудешь . (9.34) (Пер. B.C. Семенцова) Йога, безусловно многозначное слово, имеющее множество оттенков, здесь высвечивает перед нами свой подлинный религиозный смысл. Только религия как совокупность ритуала, действия, мысли, чувства, нравственных уз, нравственных и физических ограничений способна установить связь с Богом, т. е. с === 214 === высшим символическим идеалом мира, главным истоком человеческой культуры. "Гита" представляет йогу как своего рода пуповину или, если быть точным, как совокупность пуповин, связывающих мир человеческой культуры с символическим божественно-священным миром, от которого к миру человеческой культуры поступают ее живительные начала. Таким образом, возвращаясь к значению стиха 10.7, можно сказать, что подлинное, буквально "чтойное", знание йоги — это знание уз, связывающих человеческое и сакральное. Йога понимается как интегральная связь, пространство коммуникации с Божественным. Кроме того, йога может выступать в прикладном своем смысле как техника или искусство установления такой связи. Таковы, например, джнана-йога, дхъяна-йога, бхакти-йога и др., представляющие собой определенные методики организации пространства коммуникации с трансцендентным и в рамках самого мифологического поля. В?бхути же предстает как образы, знаки или токи того, что приносит эта связь. В?бхути это то, что приносит йога, то, что приходит в мир и к человеку со стороны священного, т. е. как феноменология трансцендентного. Я думаю, что экстатическое виденье вселенского образа Кришны в 11-й главе также имеет своим истоком стих 10.7, где говорится, что действительная связь с трансцендентным может быть установлена только если она познана в бытийствовании, подлинно, т. е. чтойно.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Понятие йоги и вибхути:

  1. ,4. И. Витиковцев СИСТЕМА ЯНТРА ЙОГИ В ТРАДИЦИИ ДЗОГЧЕН
  2. Проблема соотношения дискретности и временной слитности сознания в споре йоги и буддизма
  3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЙ ПО ПРАКТИКЕ ГУРУ-ЙОГИ ЛАМА ЧОДПА (По материалам книги Его Святейшества Далай-ламы XIV - Тензина Гьятсо "Союз Блаженства и Пустоты")
  4. III. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ.—ФИЛОСОФИЯ ПО ШКОЛЬНОМУ ПОНЯТИЮ И ПО ОБЩЕМУ ПОНЯТИЮ.— СУЩЕ- СТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕЛИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.— САМЫЕ ОБЩИЕ И ВЫСШИЕ ЗАДАЧИ ЭТОЙ НАУКИ
  5. § 1. Понятие, виды и форма сделок Статья 153. Понятие сделки
  6. Понятие «самоорганизация» и его связь с понятиями «саморегуляция» и «самоуправление»
  7. Теоретическое и практическое значение определения понятия «умственная отсталость». Анализ существенных признаков этого понятия.
  8. Понятие Славы — основное мифологическое понятие.
  9. Глава VIIIО ВЫГОДАХ, ПРОИСТЕКАЮЩИХ ДЛЯ ЛЮДЕЙИЗ ИХ ПОНЯТИЙ О БОЖЕСТВЕ,ИЛИ О ВЛИЯНИИ ЭТИХ ПОНЯТИЙ НА МОРАЛЬ,ПОЛИТИКУ, НАУКУ, СЧАСТЬЕ НАРОДОВII ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ
  10. 3.23. Понятие, права и обязанности понятого
  11. ОТЛИЧИЕ МОРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ ДОБРА И ЗЛА ОТ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ БЛАГА И ЗЛА