<<
>>

ПОВСЮДУ ОДНИ БЕРБЕРЫ...

В наше время нет недостатка в псевдонаучных теориях, ставящих во главу угла чуть ли не всей человеческой культуры какой-либо один народ или регион, а то и просто что- нибудь фантастическое, типа Атлантиды.

К ним, в частности, относятся «афроцентрисгские», «индоцентристские», «германоцентристские» и прочие (список можно продолжить) концепции, имеющие в своей основе не научные факты, а политические амбиции. Берберам в этом отношении повез

ло: бедный народ, живущий в буквальном смысле «на краю ойкумены», всегда находился в стороне от большой политики, что дало возможность ученым из разных стран мира и с самыми разными политическими взглядами относиться к нему абсолютно беспристрастно, без ненужного «бербероцентриз- ма». За два истекших столетия объем этих абсолютно беспристрастных исторических, этнографических, археологических, лингвистических, антропологических, палеогеографических и прочих данных накапливался и рос. Наконец, наступило время, когда ведущие ученые всего мира сначала вполголоса, а затем все громче и громче заговорили о том, что североафриканское, а точнее берберское, происхождение имеет... едва ли не вся европейская цивилизация, и уж точно — практически все древние культуры Европы!

«Проблема археологии состоит в том, чтобы знать, когда прекратить смеяться», — сказал как-то всемирно известный специалист по истории Древнего мира, профессор из Оксфорда доктор Глин Дэниел. В случае с берберами смеяться прекратили довольно быстро. Карл-Вильгельм Гумбольдт еще в начале 1820-х годов выступил с аргументированным предположением, что выходцы из Северной Африки — иберы, заселившие в VIII тысячелетии до н.э. Испанию и говорившие на языке, отличавшемся от современных индоевропейских языков, в дальнейшем распространились на Сицилию, Сардинию, Корсику, Южную Францию и британские острова и что современные баски представляют собой остатки этого древнего населения Западной Европы.

Основным аргументом, на который опирался Гумбольдт, является большое число доиндоевропейских топонимов, распространенных в Испании и на юге Франции, которые имеют лингвистические корни в языке басков[*****]

Противники Гумбольдта, в частности Л.-Ф. Граслин, выступили с утверждениями, что название «Иберия» пред

ставляет собой всего лишь искаженный греческий термин, обозначающий Испанию, и что нет никаких доказательств тому, что баски когда-либо занимали более обширную область чем та где они живут в настоящее время, договорившись в итоге до того, что никаких иберов никогда не было и вся баскско-иберийская теория является вымыслом. После долгих споров мнение Граслина и его коллег широкой поддержки не получило, и сегодня основной поток исследований идет в русле, обозначенном в свое время Гумбольдтом.

Действительно, сходство этнонимов «берберы» и «иберы» бросается в глаза. Напомним, что этноним «бербер» не является самоназванием народа, а его происхождение традиционно выводится от греческого «ЬагЬагоі» («варвары»). Точная этимология этого слова не ясна, и вполне возможно, что все как раз наоборот: термин «варвар» происходит от этнонима «бербер». В основе же слов «ибер» и «бербер» лежит один и тот же корень «бер», только в первом случае ему предшествует древнеливийский артикль «І-» («і-ber»), а во втором элемент «бер» удваивается («ber-ber»)[†††††]

Разумеется, никто не утверждает, что берберы и иберы — это один и тот же народ; но это народы, происходящие от общего североафриканского корня, а именно — от капсий- ской культуры, процветавшей на Севере Африке и в Сахаре в VIII—V тысячелетиях до н.э. Напомним, что именно в это время начался последний этап высыхания Сахары. И именно 8 тысяч лет назад Север Африки, особенно его западная часть, начинает выходить из изоляции и устанавливает связи с народами Средиземноморья и Западной Европы. И вероятно, именно с начавшимся высыханием Сахары связана очередная волна протоберберских переселенцев из Северной Африки в Испанию.

Мы говорим «очередная» потому, что исход населения Северной Африки в Европу наблюдался и ранее, и связан он был также с масштабными климатическими изменениями. Первая волна переселенцев пришла в Европу в конце после

днего ледникового периода, идя вслед отступающему на север леднику. Негостеприимная тундра, занимавшая Пиренейский полуостров в ледниковую эпоху, уступила место более мягкому климату. Североафриканские пришельцы смешались с охотничьими народами, жившими здесь многие сотни лет.

Последующие переселенцы с Севера Африки принесли с собой в южную и восточную Испанию элементы капсийской культуры. Капсийская культура, имеющая ряд отчетливых характеристик, первоначально распространялась вдоль восточного, средиземноморского побережья Испании. Тогда же, 8—5 тысяч лет назад, в восточной Испании появляется особая группа памятников наскального искусства, получившая в научном мире название «левантийского искусства». Разительно отличающиеся от всех находящихся с ними в территориальной близости наскальных росписей так называемого франко-кантабрийского стиля (Альтамира, JIa Мут и др.), эти памятники ясно свидетельствуют о появлении здесь неких пришельцев, принесших с собой новые культурные традиции.

Впервые наскальные рисунки этого стиля были открыты в 1903 году близ города Теруэль. В 1910 году были обнаружены росписи пещеры Альпера, затем последовали открытия в долине Валь дель Чарко дель Агуа Амарга и в ущелье Вальторта. В 1920—1930-х годах был обнаружен и исследован еще ряд важных памятников левантийского искусства. Эти в основном одноцветные, небольшие (до 30 см высотой) изображения имеют явное стилистическое сходство с памятниками наскальной живописи Северной Африки. Наиболее распространенные сюжеты — охота, военные и жанровые сцены, композиции культового характера. Изобилующие изображениями людей, левантийские рисунки донесли до нас облик новых обитателей Испании. Женщины изображены обычно одетыми в длинную колоколообразную юбку, с обнаженной верхней частью тела.

Подобные одеяния встречаются в древнем искусстве Северной Африке и Крита. На ногах и руках мужчин и женщин видны какие-то кольца —

видимо, браслеты, изготовленные из кожи или растительных волокон. Мужчины большей частью представлены обнаженными, иногда — в коротких, до колен, штанах, охваченных поясом или поддерживаемых ремешками. Головы некоторых фигур украшены особыми прическами или перьями.

Пришельцы из Северной Африки — иберы — принесли в Испанию традиции изготовления микролитов — маленьких кремневых лезвий геометрической формы, пастушеского скотоводства и примитивного сельского хозяйства. Миграции народов с Севера Африки на Пиренеи имели место и в более поздние времена. Последняя волна иберов пришла в Испанию уже в конце бронзового века. По названию этого народа и весь Пиренейский полуостров, на котором сегодня расположены Испания и Португалия, часто именуется Иберийским полуостровом, или Иберией. Во времена Геродота название «Иберия» распространялось не только на Пиренейский полуостров, но и на юг Франции вплоть до Роны.

Первые письменные упоминания об иберах в греческих источниках относятся к V] веку до н.э. Иногда высказывает-

Зоны распространения франкокантабрийского

Зоны распространения франкокантабрийского (.) и левантийского (+) искусства

ся мысль, что термин «ибер», так же как и «варвар» (т.е. бербер), имеет греческое происхождение и происходит от греческого названия нынешней реки Эбро в Испании — Iberus (возможно, что это название связано с баскским «ibay-еггі» — «речная страна»). Это нисколько не противоречит высказанной выше гипотезе о близком родстве этнонимов «ибер» и «бербер».

Подобно современным берберам, иберы говорили на многочисленных диалектах, восходящих к одному общему корню. «Коренной» областью расселения иберов стало восточное побережье Испании и долина реки Эбро; в других областях полуострова жило смешанное население, объединявшее потомков мадленских охотников верхнего палеолита и ранних переселенцев с Севера Африки.

Анализ многочисленных костных останков свидетельствует, что иберы имели тот же антропологический тип, что и предшествовавшие им капсийцы и современные берберы: они были невысокого роста, с яйцевидными или эллипсоидными черепами. Предполагается, что они имели медный цвет кожи. Этот антропологический тип, известный как евроаф- риканская или средиземноморская раса, с небольшими вари-

Люди и животные. Левантийская наскальная роспись. Провинция Лерида, Испания

Люди и животные. Левантийская наскальная роспись. Провинция Лерида, Испания

антами встречается среди народов Древней Греции, Италии, Малой Азии, Египта, Эфиопии и Северной Африки. К близкому типу принадлежат живущие сегодня в Испании баски. Останки людей североафриканского происхождения обнаружены и на западе Пиренейского полуострова. Примером тому могут служить находки в Муге, приблизительно в тридцати милях к северо-востоку от Лиссабона. Здесь в древних захоронениях археологи обнаружили скелеты невысоких длинноголовых людей, очень близких древним ливийцам.

Название «иберы» к середине 1 тысячелетия до н.э. распространялось на все население Пиренейского полуострова. О ранней истории иберов, их отношении к другим народам древней Испании, о распределении иберийских племен и связях между ними, о лингвистических, социальных и политических характеристиках и истории мы сегодня имеем только самые общие, фрагментарные и довольно противоречивые сведения. Во всяком случае, очевидно, что к приходу греков (VI в. до н.э.) в Испании жило множество отдельных племен, находящихся на разных уровнях цивилизации, но связанных между собой очевидной расовой идентичностью, схожим (но не идентичным) языком, и по своим этническим признакам отличающихся от финикийцев, италийских народов и кельтов.

О              языке иберов мы сегодня знаем преимущественно из надписей на монетах той поры, широко находимых в Испа-

Лучник из Вальторты.<div class=

Наскальная роспись. Восточная Испания" />

Лучник из Вальторты. Наскальная роспись. Восточная Испания

нии и Южной Франции, а также крайне немногочисленным надписям, высеченных в камне. Это был неиндоевропейский язык, имеющий много параллелей с языком современных басков; прослеживаются его связи с другими неиндоевропейскими языками Западного Средиземноморья и Атлантического побережья Европы. В VI—IV веках до н.э. иберы употребляли в письме алфавит, схожий с древнегреческим, но имеющий заимствования и из пунического алфавита. В письменности иберов сохранилось также несколько знаков, имеющих гораздо более древнее происхождение и родственных критскому линейному письму «А» и древнеливийской (североафриканской) письменности. Испанский филолог Антонио Товар указывает, что иберийские и «ливийские» (то есть берберские) надгробные надписи-эпитафии подобны друг другу и часто включают в себя слово «еЬап» (берберск. «камень») или «teban» (иберийск. «камень»), различающиеся лишь наличием определенного артикля «t-».

Своего пика цивилизация иберов достигла в IV столетии до н.э. Позднее их культура подверглась сильному пуническому влиянию в результате карфагенской колонизации побережья Испании. Около IV века до н.э. начались кельтские вторжения в Испанию, вызвавшие крах иберийской культуры. Индоевропейские пришельцы-кельты, согласно сообщению Диодора Сицилийского, смешались с иберами, образовав единую кельтиберскую народность. Остаток доин- доевропейского населения сохранился в Пиренеях, и его наследниками в наши дни являются баски. После римского завоевания Испании кельтиберы постепенно восприняли римскую культуру.

Однако пришельцы с севера Африки не ограничились освоением лишь территории Пиренейского полуострова. Принесенные ими элементы капсийской культуры, как установили археологи, распространяются вплоть до северной Франции. Характерные для этой культуры миниатюрные кремневые орудия находят среди инвентаря азилийской и тардену- азской археологических культур, распространявшихся на территории Франции, Бельгии и Британских островов. По мне-

нию X. Обермайера[‡‡‡‡‡], эти западноевропейские культуры почти наверняка развились в Африке и оттуда были принесены в Европу переселенцами. Другой известный ученый, доктор Фрэнсис Оуэн[§§§§§] утверждает, что выходцы из Южного Средиземноморья (то есть из Северной Африки), пришедшие в эпоху мезолита в Европу, были носителями культуры микролитов, относящейся к поздней стадии капсийской культуры. Эти люди, известные как «тарденуазцы» (название этой культуре дано по имени города Фер-ан-Тарденуа во Франции), использовали характерные наконечники стрел, рыболовные крючки и другие инструменты. Сегодня следы этой культуры находят повсюду в Европе, вплоть до Германии и Польши. По заключению американского исследователя Дж. Кларка, появление тарденуазской культуры в Центральной Европе явилось «почти наверняка результатом движения людей с Севера Африки»[******]

Между 6800 и 5000 годами до н.э. тарденуазская культура достигла своего расцвета в Северной Европе, где она известна как культура маглемозе — по названию местности в Дании, где впервые были обнаружены ее памятники. Эта культура, приспособленная к жизни среди северных лесов и равнин, распространялась на северо-восточную Францию, Англию, Ирландию, Голландию, Данию, южную Швецию, северную Германию, Польшу, Эстонию и Финляндию. После детального изучения всех свидетельств, уже упоминавшийся Дж. Кларк пришел к выводу, что источник культуры маглемозе, по крайней мере частично, «находился, вероятно, на Севере Африки». Маглемозианское искусство использовало те же самые геометрические образцы, которые характеризуют североафриканское берберское искусство. Реалистические изображения животных в маглемозианском искусстве

фактически идентичны с иберийским искусством и, по мнению Дж. Кларка, происходят «в конечном счете с Севера Африки». Эта удивительная однородность культуры, распространяющейся от Северной Африки до Финляндии, как считает Дж. Кларк, «может быть объяснена только на этническом основании». Давно замеченные параллели между ливийским (берберским) и древнегерманским искусством в свое время вынудили некоторых немецких археологов на «дикие» гипотезы касательно перемещений древних германцев на Север Африки, но сегодня мы знаем, что на самом деле влияние шло в противоположном направлении. Профессор Игорь Диаконофф даже высказывает убеждение, что мезолитические обитатели Европы говорили на протоберберском языке[††††††]

В VI—V тысячелетиях до н.э. происходит становление земледельческо-скотоводческого хозяйства в Европе. Пришедшие с Севера Африки переселенцы привели с собой из Сахары и стада крупного рогатого скота. Сегодня доказано, что дикие буйволы, обитавшие в Европе в эпоху палеолита, вообще не были способны к доместикации (одомашниванию), и все поголовье современного европейского рогатого домашнего скота имеет своей протосновой один из видов североафриканского «древнего буйвола».

К концу IV тысячелетия, накануне прихода первых индоевропейских племен, на территории всей Европы уже существовали разнообразные и сложные культуры отчетливо производящего облика. Индоевропейцы, в III тысячелетии до н.э. начавшие движение в Европу, частично вытеснили и истребили жившее здесь бербероязычное население, частично смешались с ним. По мнению Ф. Оуэна, доиндоевропей- ские обитатели Европы — выходцы из Южного Средиземноморья «являются частично предками германцев». Индоевропейцы, продолжает Оуэн, вторглись в Германию с юго-

востока около 3000 года до н.э. и, смешавшись здесь с местными жителями, создали множество смешанных культур, простершихся «далеко к югу вплоть до Швейцарии».

Антропологические исследования, проведенные на протяжении последних ста лет такими светилами европейской науки, как Брока, Дэвис, Хаксли, Вирхов, Тубино и другими, неопровержимо доказали, что в эпоху неолита на территории Европы обитала раса низкорослых людей с яйцевидными или овальными черепами — то есть все те же самые «евроафриканцы» или средиземноморцы. Их останки, помимо Испании, найдены в Бельгии и Франции, Англии и Германии. Если в Испании эту неолитическую расу принято считать иберами, то что мешает распространить это название на всех обитателей тогдашней Европы?

Эти невысокие меднокожие люди, которых еше иногда называют «черными кельтами», в VII—III тысячелетиях до н.э. населяли огромные пространства от Испании до Прибалтики и от Британских островов до Греции. Многие исследователи полагают, что пикты, населявшие Шотландию к моменту прихода кельтов, также имели иберийское происхождение, как и древние жители Уэльса. В эту эпоху едва ли вся Европа, вероятно, говорила на протоберберских языках и диалектах.

Учеными давно было признано, что в современных германских языках присутствует существенный доиндоевропей- ский компонент. По оценке итальянского исследователя Пьер- джузеппе Скардильи, около 40% древнегерманского словаря составляли неиндоевропейские слова, происходящие из некоего иного источника. Эдгар Полом[‡‡‡‡‡‡] находит «очевидным», что современные германские языки сохраняют следы языка, на котором говорили доиндоевропейские жители Дании и Северной Германии.

Имеются ли в действительности лингвистические связи между берберским языком и германскими языками? На основе сохранившихся в германских языках следов, исследователи попытались восстановить язык доиндоевропейских обитателей Европы. Оказалось, что в этом языке имелась система четырех гласных без «о», и в нем использовались одни и те же обозначения для личных и относительных местоимений. Но современный берберский язык как раз имеет систему с четырьмя гласными без «о» и использует те же самые обозначения для личных и относительных местоимений! Многие корни доиндоевропейских слов, сохранившиеся в германских языках, могут быть прослежены назад, к афроазиатскому источнику. Этот древнеберберский (древнеливийский) язык оказал глубокое воздействие на индоевропейские племена, поселившиеся в Западной Европе. Он, в свою очередь, вероятно, включал в себя элементы еще более древних языков, на которых говорили племена, населявшие Европу в эпоху палеолита. Некоторые исследователи даже пытались разделить доберберские и берберские элементы в этом языке, однако немецкий лингвист Йоханнес Хубшмид убежден, что в данный момент сделать это невозможно.

Германцы — не единственное западноевропейское племя, на которое глубоко повлияла североафриканская культура. Кельтский язык особенно богат берберизмами. По мнению известного ученого Юлиуса Покорни, «с любой точки зрения невозможно», что кельты были самыми ранними жителями Ирландии; первоначальным ее населением являлись длинноголовые средиземноморцы — те самые, которые «все еще составляют основной элемент в населении Севера Африки». Лингвистический анализ доказывает «близкие отношения между берберами и островными кельтами»[§§§§§§] Помимо кельтского и древнегерманского языков, присутствие одного и то же «хамитского», т.е. североафриканского, языкового субстрата сегодня выявлено в испанском, баскском, каталанском, португальском, французском и английском языках.

Пеласги — доиндоевропейский народ, населявший Грецию до прихода ахейцев, также, возможно, были протоберберами. Когда известный ученый Дж. Серджи в 1901 году высказал эту гипотезу, он был подвергнут осмеянию. Однако относительно недавно американский лингвист Эрик Хамп привел большее количество свидетельств в ее пользу. По его мнению, пеласгский язык принадлежал к той же самой совокупности языков, что и язык доиндоевропейских жителей Северной Европы.

Движение протоберберских (протоливийских) племен в VIII—VI тысячелетиях до н.э., вызванное начавшимся высыханием Сахары, имело место не только в северном, европейском, но и в восточном, египетско-нубийском направлении. Древние капсийцы расселились по огромным пространствам Севера Африки, вплоть до крайнего востока Кении и Танзании, где найдены те же самые орудия труда и обнаружены следы использования красной охры. Эта так называемая ке- нийско-капсийская культура была создана людьми средиземноморского кавказоидного типа, которых ряд исследователей именует «протохамитами». Их потомками скорее всего являются современные жители Эфиопии. По оценкам исследователей, основные народы, населяющие сегодня эту страну — амхара и тифе — приблизительно на 60% африканцы и на 40% — кавказоиды. JI. Кавали-Сфорца[*******] предполагает, что берберы, как и арабы, были «кавказоидными родителями» населения Эфиопии. Он же отмечает, что нубийцы Судана генетически ближе к марокканским берберам, чем к ка- кой-либо иной народности Африки. Даже в наши дни названия некоторых городов Востока Африки, возможно, отражают название древних обитателей этого региона — Иса-Бербер в Судане, Бербера в Северном Сомали.

Множество фактов свидетельствует и о связях протобер- берского населения постепенно усыхавшей Сахары с Древним Египтом. Сам факт возникновения раннегосударствен

ных образований в Древнем Египте может быть связан с необходимостью противостоять усиливавшемуся давлению с запада. Протоберберские племена, гонимые засухой, стремились уйти в более благополучные области, и ближайшей и наиболее благоприятной из них была долина Нила. Естественно, что ее население было вынуждено защищать свои земли от пришельцев, что и вызвало усиление военных вождей и привело в итоге к формированию первых государств (военно-политических образований) в долине Нила.

Древнее население Египта составляли местные племена Северной и Восточной Африки. К ним присоединились пришельцы из Северо-Западной Африки, покинувшие родные места из-за начавшегося высыхания Сахары. Древнеегипетский язык сложился уже к рубежу IV—III тысячелетий до н.э., и наряду с ливийско-берберскими, кушитскими и семитскими (финикийским, вавилонским, ассирийским, древнееврейским) языками он входил в общую языковую семью, которую сегодня принято называть афро-азиатской или афразийской (устаревшее название — семито-хамитская).

Вероятно, на первых порах миграция населения из сохнущей Сахары в долину Нила шла беспрепятственно, и лишь когда возникла угроза перенаселения, появилась необходимость в противостоянии этой миграции. На рубеже V—IV тысячелетий в Египте появляются признаки социального расслоения населения. Традиционные вожди общин, которые должны были обеспечивать зашиту от пришельцев, а также их воины постепенно выдвигаются в разряд привилегированного класса, в интересах которого формируются первые, зачаточные формы государственной власти. Гробницы вождей этого, так называемого додинастического периода истории Египта, длившегося приблизительно до 3000 года до н.э., резко выделяются среди захоронений рядовых общинников. И хотя древняя цивилизация Сахары в этот период еще окончательно не угасла, Египет вскоре обогнал ее в развитии. «В IV—II тысячелетиях, — отмечает Ю.М. Кобищанов, — в центре и на востоке Сахары существовало не менее трех очагов относительно высокой земледельческо-ско

товодческой культуры: на обильно орошаемом дождями, лесистом в те времена нагорье Хоггар и его отроге Тассилин- Аджер, на не менее плодородных нагорьях Феццана и Ти- бести, а также в долине Нила. Материалы археологических раскопок и особенно наскальные изображения Сахары и Египта свидетельствуют о том, что все три очага культуры имели много общих черт: в стиле изображений, формах керамики и пр. Повсюду — от Нила до Хоггара — скотоводы-земледельцы почитали небесные светила в образах солнечного барана, быка и небесной коровы. По Нилу и по ныне высохшим руслам рек, протекавшим тогда по Сахаре, местные рыболовы плавали на тростниковых лодках сходных форм. Можно предполагать весьма сходные формы производства, быта и общественной организации. Но все-таки с середины IVтысячелетия Египет начал обгонять в своем развитии и Восточную и Центральную Сахару»[†††††††] Можно констатировать, что этот рост связан прежде всего с притоком населения и связанных с этим социальных изменений в раннеегипетском обществе.

<< | >>
Источник: А. Низовский. ЗАГАДКИ АНТРОПОЛОГИИ. 2004

Еще по теме ПОВСЮДУ ОДНИ БЕРБЕРЫ...:

  1. СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
  2. Приложени
  3. Глава З ПОВСЮДУ ОДНИ БЕРБЕРЫ..
  4. САХАРА — КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ?
  5. АБОРИГЕНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
  6. ПОВСЮДУ ОДНИ БЕРБЕРЫ...
  7. ЗАГАДКА МЕГАЛИТОВ
  8. БЕРБЕРСКАЯ АТЛАНТИДА
  9. БЕРБЕРЫ В АМЕРИКЕ?
  10. БАСКИ - РОДСТВЕННИКИ ЭСКИМОСОВ?
  11. 1. Богомол
  12. Человеческая природа
  13. Революция
  14. Аш-шиа
- Альтернативная история - Антропология - Археология - Всемирная история - Древняя Русь - Загадки древних цивилизаций - Историография - История древнего мира - История Европы и Америки - История Латинской Америки - История науки и техники - История России - История советской России - История средних веков - История стран Азии и Африки - История Украины - Мемуары военных - Музееведение, консервация и реставрация - Научно-популярная история - Нумизматика - Этнография и этнология -
- Абитуриентам и школьникам - Бизнес-литература - География - Гуманитарные дисциплины - Для школьников и абитуриентов - Журналистика и СМИ - Исторические науки и археология - Конфликтология - Культурология - Литература по недвижимости - Медицинская литература - Менеджмент и маркетинг - Политология - Право - Психология и педагогика - Публицистика - Студентам и аспирантам - Технические науки - Физика - Физическая культура и спорт - Философские науки - Философы - Экология и природопользование - Экономика - Языки и языкознание -