<<
>>

«ПРЕФОРМИСТСКИЙ» ВАРИАНТ: УЧЕНИЕ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА 3.5.1. Общественная природа людей

Это направление антропологии считало потребность людей жить совместно - вспомним xoXtis svv

Оно означает, во-первых, Природную (pveci) потребность (или стремление — opjlf)) человека в общественной (koivwvikos) жизни как таковой, родственной аналогичной потребности некоторых живых существ (пчел, например). В «Георгиках» Вергилий использует образы пчелиного царства - великого сообщества труда и единомыслия, в котором господствуют порядок и гармония всех исполнителей (см.: [Burck, s. 75-76,79]). Эту потребность человека в социальных институтах как таковых Р. Г. Малган называет «включающим» смыслом слова xoXis. Во-вторых, определение Аристотеля говорит о потребности в собственно политико-правовой, государственной организации в отличие от других социальных образований, например огкіа, Ktojirj. Это уже будет «исключающий» смысл слова xoXis (см.: [Mulgan, s. 441—445]).

По-видимому, Аристотель в сравнении с другими единомышленниками дал наиболее глубокое представление о социальной природе человека, потому что частью полиса у него является не отдельный человек, индивид, а элементарные виды общения. Аристотель рассматривает полис как составное образование (avvderov), мельчайшими частями которого (еХаугагаjiopia год xavros), уже несоставными (davvdtra), оказались не индивиды, а отношения мужчина - женщина (муж - жена), господин - слуга и данные природой единицы

жизни: дом и селение. Таким образом, элементами полиса яатяются определенные ttoivwvia, прежде всего оікіа. Это выражает еще одно определение человека—avfywxos oixovofiinov ?wov. По этой причине общественную природу человека надо определять, считает Р. Брандт, другой, более общей, формулой Аристотеля: xoivtavixov avfyooxos 5q>ov xpos ovs pvaei ovyyivtia ianv - «человек - это общественное животное, у которого по природе есть семья» (перевод наш. - В. 3.). Следовательно, xoXinxos означает xoivwvixos (см.: [Brandt, s. 191-194]).

После Аристотеля многие другие философы говорили об общественной природе человека. Стоики полагали человека существом, не изолированным от других, которое может завершить себя только в пределах человеческого сообщества. Идеал стоиков - жить с другими (см.: [Edelstein, р. 72]). У Цицерона мы находим повторение формулировки Аристотеля: «Природа человеческая так произведена, что имеет в себе врожденное нечто как бы гражданское, что греки называют roXiaixov (sic! нужно XOXITIXOV. - В. 3.) [Цицерон, 1793, V, XXIII]. Эта же мысль присутствует в письме к Аттику: «Ты... от природы... общественный (выделено нами.-В. 3.) человек» [Циц. Пис., CXIII, 1]. В границы человеческой природы (fines humanae naturae) у него попадают домашние очаги, государственные законы, «драгоценные права свободы». Кто же всем этим пренебрегает, кого радуют раздоры, убийства граждан, войны, «того нужно выбросить из числа людей и изгнать за пределы человеческой природы» [Cicero, 1860e, XIII, I.1]2®. О М. Антонии, который выходит за эти границы, «следует думать уже не как человеке (de homine), а как о беспощаднейшем звере (de importunissima belua)» [Ibid., VI, III.7]. Подобным же образом аттестуется его соподвижник Долабелла: он открытый враг стенам отечества, городу, богам - пенатам, алтарям и очагам, «наконец природе (naturae) и человечности (humanitati)» [Ibid., IX,

VI. 10]. Все это также может служить хорошей иллюстрацией животной природы человека, о чем мы писали в предыдущем параграфе. Завершим этот небольшой обзор мнений о социальной сущности человека словами императора Юлиана: «Человек по природе - существо общественное и цивилизованное» [Юл. Пис., 288b (45.89Ь)]. 3.5.2.

<< | >>
Источник: Звиревич В. Т.. Античная антропология: от героя-полубога до «человечного человека»/В.Т. Звиревич ; [науч.ред.С.П.Пургин].-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. - 244 с.. 2011

Еще по теме «ПРЕФОРМИСТСКИЙ» ВАРИАНТ: УЧЕНИЕ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА 3.5.1. Общественная природа людей:

  1. «ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ» ВАРИАНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ: УЧЕНИЕ О ПРИОБРЕТЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ 3.4.1. Двоякое понимание источника социально-культурных потребностей человека
  2. Гуманность природы общественного человека
  3. О. Г. Д робницкий Природа и границы сферы общественного бытия человека
  4. Пути и средства осуществления социальной и гуманной природы человека
  5. V. МОЖНО ЛИ ПОЗНАТЬ ЗАКОН ПРИРОДЫ ИЗ ОБЩЕГО СОГЛАСИЯ ЛЮДЕЙ? НЕТ, НЕЛЬЗЯ
  6. Вера есть свобода и блаженство души в себе самой. Душа, осуществляющая и объективирующая себя в этой свободе, иначе - реакция души против природы проявляется в произволе фантазии. Поэтому предметы веры необходимо противоречат природе и разуму, поскольку он представляет природу вещей.
  7. Часть II Ваша природа - ваше я? Глава 4 Темперамент - это судьба? Природа, воспитание и теория орхидеи
  8. Незавершенность природы человека
  9. Природа как речь и природа языка
  10. §70. Природа и человек
  11. Человек и природа
  12. Животная природа человека
  13. Природа и Человек
  14. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
  15. Обособление природы человека от вселенной
  16. О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ
  17. Трансцензу с человека над природой
  18. Двойственная природа человека
- Альтернативная история - Антропология - Археология - Всемирная история - Древняя Русь - Загадки древних цивилизаций - Историография - История древнего мира - История Европы и Америки - История Латинской Америки - История науки и техники - История России - История советской России - История средних веков - История стран Азии и Африки - История Украины - Мемуары военных - Музееведение, консервация и реставрация - Научно-популярная история - Нумизматика - Этнография и этнология -
- Абитуриентам и школьникам - Бизнес-литература - География - Гуманитарные дисциплины - Для школьников и абитуриентов - Журналистика и СМИ - Исторические науки и археология - Конфликтология - Культурология - Литература по недвижимости - Медицинская литература - Менеджмент и маркетинг - Политология - Право - Психология и педагогика - Публицистика - Студентам и аспирантам - Технические науки - Физика - Физическая культура и спорт - Философские науки - Философы - Экология и природопользование - Экономика - Языки и языкознание -