<<
>>

Приложение 7 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Предмет науки антропологии (см. введение)

Антропология - это наука о физической и духовной организа­ции человека, сложившейся в истории. Классическая антропология включает такие предметы, как антропометрия (наука о физических размерностях человеческого тела), физиология человека (наука о ме­ханической и физиологической работе человеческого тела), эволюци- онная биология человека (наука об истории формирования человече­ского тела), антропогенез (наука о биологической истории челове­ка и его двуногих предков, а также об их материальной культуре как факторе формирования физической организации человека).

Совре­менная антропология дополняет этот список исследованиями роли биологических основ организации гоминин - метаболических (уро­вень удельного обмена веществ), демографических (демографиче­ские взрывы), эпохальных (стадии неотеничности и акселерации) - в формировании образа жизни человечества, материальной и духовной культуры, цивилизации.

1. Закономерности гоминизации (см. разд. 1.1, 1.2)

Под влиянием похолоданий и потеплений (оледенений и межлед­никовий), падений и подъемов биопродуктивности экосреды на Зем­ле чередовались подвижные (четвероногие) и малоподвижные (дву­ногие) фауны. Предки человека, двуногие гоминины, возникли как эволюционные подобия (конвергенты) теплолюбивых двуногих ди­нозавров мезозойской эры (251-65,5 млн лет назад), тогда как холо­долюбивые четвероногие млекопитающие кайнозойской эры (65,5-0 млн лет назад) предстали как конвергенты четвероногих динозавров, возникших в эпоху антарктического микрооледенения (175-170 млн лет назад) юрского периода (201-144,2 млн лет назад). Наряду с дву- ногостью предки человека усвоили повышенный уровень удельного метаболизма (обмена веществ).

3. Основные виды гоминин (см. разд. 1.9, приложение 2)

Прямыми предками человека современного типа являлись следу­ющие приматы (за вычетом побочного неандертальского человека).

1. Гоминид пьеролапитек каталонский в Испании, 13-12,5 млн лет назад.

2. Сахельантроп чадский в Чаде, Центральная Африка, 7-6 млн лет назад.

3. Оррорин тугенский в Кении, Восточная Африка, 6,2-5,625 млн лет назад.

4. Кениантроп плосколицый в Кении, 3,5-3,2 млн лет назад.

5. Кениантроп с озера Рудольфа в Кении, Танзании, Эфиопии и Малави, Восточная Африка, 2,43-1,8 млн лет назад.

6. Человек-мастер (ранний питекантроп) в Африке, Азии и Евро­пе, 1,835-1,41 млн лет назад.

7. Человек прямоходящий (классический питекантроп) в Африке и Азии, 1,4-0,23 млн лет назад.

8. Гейдельбергский человек в Африке, Азии и Европе, 1,2/1,1 млн - 12 тыс, лет назад.

9. Неандертальский человек в Европе, Передней и Средней Азии и Северной Африке, 125-24 тыс, лет назад.

10. Человек разумный, возникший в Восточной Африке, 473,5 (не менее 200) тыс, лет назад.

4. Бипедализм (двуногость) у гоминин (см. разд. 1.3, 1.4).

Бипедализм экономит энергию двуногим животным, поэтому во

время глобального потепления 10-7 млн лет назад наши обезьяньи предки стали двуногими, так как им больше не требовалось энергич­но (энергетически расточительно) собирать редкую пищу в скудной экосреде прохладной эпохи, что нуждалось бы в скоростной четверо- ногости. Из-за двуногости у самок гоминин укрепились связки таза, что осложнило деторождение. Из-за бипедализма люди малоподвиж­ны (в 10 раз медлительнее четвероногих волков и гиен), склонны к гиподинамии и ожирению.

5. Постоянная Рубнера (см. разд. 1.4)

Высшие млекопитающие потребляют на 1 кг массы тела в течение жизни 191 600 ккал пищевой энергии. Это называется удельным ме­таболизмом (обменом веществ), или постоянной М. Рубнера. У чело­века она в 3,8 раза выше и составляет 725 800 ккал. Человек и его дву­ногие предки «прожорливы» по сравнению с высшими четвероноги­ми млекопитающими, так как приспособлены к высокой биопродук­тивности теплой экосреды. Потребляя в единицу времени столько же пищи, что и равновеликие высшие млекопитающие, гоминины ста­ли жить почти вчетверо дольше, чем они.

У гоминин растянулось ин­дивидуальное развитие (онтогенез) и затормозилось эволюционное развитие (филогенез), что называется неотенией.

6. Неотения (торможение индивидуального развития) (см. разд. 1.5)

Неотения - это сохранение взрослыми организмами детских и даже эмбриональных черт организации. Неотения известна у чело­века и у земноводного аксолотля. К неотеничным особенностям у че­ловека относятся такие эмбриональные черты, как обезволошенность тела, убористое лицо и вздутый из-за этого купол черепа, из-за чего у нас аномально велик головной мозг. Торможение индивидуально­го развития у предков человека обусловлено подъемом постоянной Рубнера, возрастанием продолжительности жизни и растяжением по этой причине онтогенеза.

7. Акселерация (ускорение индивидуального развития) (см. разд. 1.5)

Акселерация - это ускоренное взросление организма. У челове­ка она сопровождается ранним половым созреванием, достижени­ем больших размеров тела, относительно ранним психологическим взрослением (феномен вундеркиндов, или детей индиго) и сохране­нием детских (инфантильных) черт психики на всю жизнь. Совре­менная акселерация вызвана демографическим взрывом, начавшим­ся в Западной Европе в кон. XI - сер. XVI вв„ так как высокие плот­ности населения останавливают нашу эволюцию в форме неотении (торможения индивидуального развития) и вызывают обратный про­цесс (ускорение индивидуального развития). В Западной Европе (в Норвегии) акселерация наметилась в 1760 г., а в России (в СССР) - ок. 1960 г.

8. Природа физической красоты человека (см. разд. 1.13)

В человеческих популяциях сосуществуют представители неоте- ничны.х и акселерированны.х форм человека. Поэтому физическая кра­сота человека двойственна. Красивые черты лица неотеничны: они очень убористы, изящны, «убегают» под высокий лоб. Глазницы низ­ки, продолговаты; скулы высоки и легки; нос, челюсти и зубная дуга невелики. Колебания в этой массе признаков обусловливают разно­образие красивых лиц. Красивое тело порождено акселерацией: оно высокое и стройное.

Из-за того, что женщины могут вступить в брак как с неотеником, так и с акселератом, они в интересах деторождения имеют большой объем таза. У высокорослых женщин (акселераток) он органичен (пропорции 90-60-90 см); у низкорослых женщин (не- отеничек) он создает видимость приземистости, некрасивости. Поло­жительное восприятие физической красоты инстинктивно.

9. Телесная конституция человека (см. разд. 1.3 1.5, 1.12)

Строение тела человека неслучайно: оно обусловлено эволюци-

онно. Человек является единственным современным двуногим мле­копитающим с шагающей походкой (у прочих современных двуно­гих млекопитающих она прыгающая, энергозатратная). В отличие от других приматов (обезьян, лемуров и др.) тело у людей лишено сплошного волосяного покрова; голова - сферична или овоидна (яй­цевидна); купол черепа вздут, мозг велик, лицо убористо и «убрано» под лоб. Это обусловлено неотенией. Человек малоподвижен и отли­чается высоким уровнем удельного метаболизма, поэтому он склонен к гиподинамии и ожирению. У женщин это выражено сильнее, по­скольку деторождение нуждается в запасах жира.

10. Демография гоминин (см. разд. 1.6)

Из-за аномально высокой по сравнению с равновеликими млекопи­тающими продолжительности жизни гоминины не имели быстрой сме­ны поколений. По этой причине они не подчинялись популяционным вол­нам в биотопе, которые регулируют поголовье животных. Поэтому в по­пуляциях гоминин скапливались представители различных поколений и происходил демографический рост, не прекращающийся поныне. Вре­менами наших предков охватывали демографические взрывы. Они дати­руются 2,6 и 1,835 млн лет назад в Восточной Африке; 115-50 и 16 тыс, лет назад на Ближнем Востоке; кон. XI - сер. XVI вв. в Западной Европе.

11. Территориальная экспансия гоминин (см. разд. 1.8)

Будучи обезволошенным приматом («голой обезьяной», по

Д. Моррису), человек является теплолюбивым существом, предки которого на протяжении 11,84-2,2 млн лет назад не покидали Вос­точной, Центральной и Южной Африки.

Вопреки усвоенным там климатическим пристрастиям гоминины распространились по всему Старому Свету, а человек современного типа - по всему миру, не ис­ключая холодной Антарктиды, что позволяет считать его эврибион- том, т.е. универсальным животным, способным обитать в любой на­земной среде. В наше время человек осуществляет первые успешные шаги в космической экспансии.

Причина широкого географического распространения людей и древних гоминин заключена в их демографическом росте. Первый де­мографический взрыв (2,6 млн лет назад) привел гоминин (вероятно, кениантропа с озера Рудольфа) во Францию и Якутию (2,2 млн лет назад). Второй демографический взрыв (1,835 млн лет назад) бросил человека-мастера в Грузию (1,75 млн лет назад), Китай (1,942-1,785 млн лет назад), Индонезию (1,81 млн лет назад), Хорватию (1,6 млн лет назад) и Испанию (1,5 млн лет назад). Третий демографический взрыв (115-50 тыс. лет назад) толкнул человека современного типа с Ближнего Востока в Европу, Африку и Азию. Четвертый демогра­фический взрыв (16 тыс. лет назад) повел мезолитического и неоли­тического человека с Ближнего Востока в Восточную Азию и Север­ную Америку, в Северную Африку и Европу. Пятый демографиче­ский взрыв (кон. XI - сер. XVI вв.) направил средневекового челове­ка к движению из Западной Европы на Ближний Восток (крестовые походы 1096-1270 гг.), в Восточную Европу (движение Drang nach Osten, «натиск на восток» с апексом во 2-й пол. XII - нач. XV вв.), к буму градостроительства в XIII в. и распространению по всему ми­ру (Великие географические открытия, начавшиеся в сер. XV - сер. XVI вв. и ныне продолжившиеся современным человеком в космосе).

12. Расовый состав человечества (см. разд. 1.11)

Распространение современного человека по всему миру обосо­било его популяции, что придало им физические особенности, назы­ваемые расовыми. Раса - это устойчивый, исторически сложивший­ся физический тип человека, отличающий людей по второстепенным антропологическим признакам, к которым относятся черты лица, форма черепа, пропорции туловища и конечностей, а также пигмен­тация волос, глаз и кожи.

При смешанных браках представители раз­личных рас оставляют плодовитое потомство, а потому все человече­ские расы принадлежат к биологическому виду «человек разумный». Возникнув 473,5 (не позже 200) тыс. лет назад в Восточной Афри­ке, человек современного типа, представленный так называемой по­пуляцией «Евы», начал заселять «черный континент». Во время хо­лодного стадиала Рисе III (219-144 тыс. лет назад) успевшая разрас­тись популяция «Евы» была рассечена развивающейся пустыней Са­харой. Северная часть популяции «Евы» ушла от пустыни на север, оставив в Восточной Африке родню, ставшую основой негроидной ра­сы и датирующуюся по дерматоглифическим данным (по отпечаткам пальцев и ладоней) в 212±13 тыс. лет назад. Негроиды сохранили ис­ходные для людей темный цвет кожи, волос и глаз, курчавые волосы, плоские носы, выдающиеся вперед челюсти (что называется прогна­тизмом) и общую грубость черт лица.

После пребывания на Ближнем Востоке популяция «Евы» про­должила расселение, однако из-за того же холодного стадиала Рисе III двинулась в широтном направлении на восток, оставив в Перед­ней Азии европеоидов (163±5 тыс. лет назад), которые утратили тем­ный цвет кожи и отчасти курчавость волос, приобрели более тонкие черты лица за исключением носа, ставшего сильно выступающим; их челюсти сократились и перестали выдаваться вперед (что называет­ся ортогнатностью).

Популяция «Евы» достигла Индии во время холодного стадиа­ла Вюрм II А (84-72 тыс. лет назад) и распалась на австралоидов и монголоидов (11+2 тыс. лет назад), которые распространялись на юго- восток и северо-восток соответственно. Австралоиды (заселившие 61 тыс. лет назад Австралию и 50-32 тыс. лет назад Южную Америку) сохранили темную кожу, курчавые волосы, плоские носы и массив­ные лица, а монголоиды (заселившие 67 тыс. лет назад Китай и Япо­нию) удержали лишь темную пигментацию волос, ставших прямы­ми, плосконосость и широкоскулость, но обрели изящество черт ли­ца, ортогнатность и желтый цвет кожи. Заселив 12,3 тыс. лет назад Северную, а затем и Южную Америку (11 тыс. лет назад), монголо­иды утратили плосконосость и превратились в американоидную расу (америндов), т.е. в американских индейцев, уничтоживших южноаме­риканских австралоидов (9 тыс. лет назад).

13. Популяции человека (см. разд.1.10)

Популяцией называется совокупность организмов одного вида, члены которой свободно скрещиваются между собой. Для эволю­ционного видообразования благоприятны небольшие, изолирован­ные популяции. В крупных популяциях мутагенез тоже идет, одна­ко его последствия тонут в море стандартных генотипов популяции, не подхватываются естественным отбором и не приводят к видообра­зованию. Современное человечество насчитывает 7 млрд индивидов (29.10.2010 г.). Оно настолько велико, что более не эволюциониру­ет (по С. Оно). Последний раз люди заметно биологически менялись 77±2 тыс. лет назад, когда формировались расы австралоидов и мон­голоидов, которые быстро набрали демографический вес и подобно другим расам не превратились в новые биологические виды.

Раса (совокупность людей, объединенная их физическими осо­бенностями, но не составляющая самостоятельного биологического вида) является крупнейшим подразделением в рамках человечества (например, негроиды).

Народ - это совокупность людей одной расы, объединенная куль­турой и языком (например, португальцы). Нация - это совокупность людей различных народов и рас, объединенная политически в единое государство (например, бразильцы). Расы и народы все еще чувстви­тельны к биологическим факторам среды. Поэтому привычные к про­хладному климату англоязычные народы распространены в высоких широтах, а теплолюбивые испано- и португалоязычные народы пред­почли низкие широты. Из-за того, что демографически крупное со­временное человечество не подвержено естественному отбору, в нем накапливаются индивиды с физическими и психическими отклоне­ниями (носители наследственных болезней, наркоманы, представи­тели нетрадиционных сексуальных ориентаций).

14. Экология человека (см. разд. 1.7)

Экология - это наука об отношениях живых существ в биоме (в биотопе, или местожительстве) между собой и с окружающей сре­дой. Состояние живых существ в биоме регулируется популяцион­ными волнами: вслед за размножением растений умножаются расти­тельноядные животные (консументы, потребители), а следом за ни­ми прибывают в числе хищники. Затем растительноядные животные истребляют растительность, численность их падает от бескормицы, а вслед за ними убывают и хищники (поэтому в ходе эволюции они вымирают в последнюю очередь). Процесс повторяется периодиче­ски, поддерживая численность организмов на постоянном уровне (в среднем). Из-за большой продолжительности жизни люди и их пред­ки гоминины не подчинялись популяционным волнам, а потому по­ступательно демографически росли. Демографический рост челове­чества неуклонно ведет к вытеснению им других организмов дикой природы.

15. Этологический закон Дж. Крука (см. разд. 2.1)

Этология - это наука о поведении животных. Этологический за­кон Крука гласит, что структура сообществ высших коллективных животных (например, высших приматов) определяется биопродук­тивностью экосреды: чем она выше, тем терпимее взаимоотношения членов сообщества. Когда в биотопе много пищи (например, у обе­зьян шимпанзе в тропическом лесу), животные не борются за нее, проявляют терпимость друг к другу и у них складываются относи­тельно свободные отношения полов (аналог человеческого промиску­итета, беспорядочных половых контактов). В силу поведенческих пережитков закона Крука у людей в процветающих странах Запа­да 1960-х гг. произошла сексуальная революция, освобождающая от­ношения полов. По мере роста своего благосостояния общество ста­новится терпимее, что расширяет права молодежи и женщин (феми­низм). Когда пищи мало (например, у обезьян гелад в горах), лишние самцы как обременительные рты изгоняются из стада, а самки доста­ются немногим лидирующим самцам, обзаводящимся гаремами. По­этому у людей в скудных биотопах (например, в Аравийской пустыне у арабов и древних евреев) складываются гаремные семьи,

16. Охота у гоминин (см. разд. 2.2)

По биомассе растения в 10 раз превосходят количество расти­тельноядных животных в биоме, а те в 5 раз перекрывают биомассу хищников. Когда у наших растительноядных предков гоминин (у ке- ниантропа плосколицего 3,5-3,2 млн лет назад) стала избыточно ра­сти численность населения (в 3,8 раза против нормы), им начал угро­жать экологический кризис перенаселения и бескормицы. Выжили те сообщества гоминин, которые сумели вчетверо убавить свою числен­ность. Для этого они перешли из экониши растительноядных живот­ных в эконишу хищников, стали активно охотиться, часто питаться мясом и снизили свою численность впятеро. Это произошло 3,4 млн лет назад с кениантропом плосколицым и превратило наших обезья­ноподобных предков, биологически мало приспособленных к охоте, в агрессивных существ, какими мы остаемся и поныне.

Прочие гоминины, сохранившие растительноядность, вымерли 1,78-1,3 млн лет назад по экологическим причинам: от перенаселе­ния и бескормицы в похолодания 1,84-1,79 млн лет назад (австрало­питек седиба - 1,78), 1,5-1,43 (парантроп массивный - 1,5), 1,5-1,43 (австралопитек умелый - 1,44), 1,36-1,27 (парантроп бойсов - 1,3) млн лет назад. Первыми угасли австралопитеки и парантропы скуд­ной Южной Африки, а следом за ними - австралопитеки и парантро­пы богатой пищей Восточной Африки, что закономерно.

17. Орудия труда у гоминин (см. разд. 2.3)

С социально-философской точки зрения орудия труда и искус­ственные сооружения подразделяются на средства: индивидуально­го непроизводительного потребления (одежда), коллективного не­производительного потребления (общие жилища), индивидуального производительного потребления (топор дровосека) и коллективного производительного потребления (коллективные орудия типа копий загонной охоты или конвейера). За вычетом последних все осталь­ные известны не только у людей, но и у животных независимо от ней­роорганизации: они имеются у микроорганизмов (амеб), у беспозво­ночных (ос) и позвоночных животных (шимпанзе). Коллективные орудия запрещены естественным отбором у животных потому, что они рассчитаны на коллективного, усредненного (а не лучшего) но­сителя, и их первые формы уступали по производительности инди­видуальным орудиям, приспособленным к навыкам персонального носителя. У гоминин они появились (2,6 млн лет назад) потому, что регулировали их аномально растущую численность в соответствии с демографо-технологической зависимостью.

18. Демографо-технологическая зависимость (см. разд. 2.4)

Демографо-технологическая зависимость гласит, что между

сложностью технологии какого-то коллектива и его численностью имеется общее количественное соответствие. Подобное соотноше­ние демографии и технологии складывается по следующей причине. Если данная технология обеспечивает жизнедеятельность человече­ской популяции, то ее усложнение прибавит этой популяции лишних трудов. Если же упростить технологию, то она перестанет обеспечи­вать популяцию. Следовательно, оптимально соответствие сложно­сти технологии и численности популяции. Это соответствие позво­лило технологии ограничивать численность гоминин, что дало шанс коллективным орудиям (поначалу неэффективным) преодолеть про­тиводействие естественного отбора, который допустил их у наших предков как фактор, лимитирующий их демографию, а не как сред­ство производственной оптимизации жизни (поначалу). Однако де­мографический рост у гоминин продолжался и заставлял орудия усложняться, делая их более производительными, что объясняет наш технологический прогресс.

19. Технологические революции в истории человечества (см. разд. 2.5)

В соответствии с демографо-технологической зависимостью де­мографический рост человечества сопровождался технологическим прогрессом, пики которого следовали за демографическими взрыва­ми. Первый из них произошел в Восточной Африке около 2,6 млн лет назад, вызвал олдовайскую технологическую революцию, т.е. переход кениантропов от употребления только камней и палок к производ­ству каменных орудий археологической культуры типичного олдо- вая, и привел к миграции орудийных гоминин во Францию и Якутию 2,2 млн лет назад. Второй демографический взрыв у человека-мастера 1,835 млн лет назад в Восточной Африке повлек за собой ашёлъскую технологическую революцию 1,55 млн лет назад. Третий демографи­ческий взрыв на Ближнем Востоке у человека современного типа 115-50 тыс. лет назад вызвал верхнепалеолитическую (ориньякс-кую) технологическую революцию (50 тыс. лет назад). Четвертый демогра­фический взрыв на Ближнем Востоке 16 тыс. лет назад привел к не­олитической технологической революции производящего хозяйства (12,17 тыс. лет назад). Пятый демографический взрыв в Западной Ев­ропе кон. XI - сер. XVI вв. инициировал начало промышленной рево­люции в Италии XIV в. Все технологические революции сопровожда­лись ростом производительности труда.

20. Природа социальности у гоминин (см. разд. 2.6)

Демографо-технологическая зависимость, ограничивая числен­ность гоминин, тем самым сплачивала их сообщества. Избыточное население мигрировало из них, а оставшееся ядро единилось. Наши предки цеплялись друг за друга, чтобы не попасть в число изгоев (что свойственно и нам), и тем самым осваивали новый тип общения, за­висящий от степени сложности коллективной технологии, которая фактически предписывала гомининам характерные размерности со­обществ, способ их материального производства и соответствующее ему разделение труда, определяющее деление общества на социаль­ные группы. Ничего подобного у животных нет: даже у обществен­ных насекомых (муравьев, термитов и др.) деление сообщества на «профессиональные» касты обусловлено генетически, а не подвижно поведенчески, как у людей. Поэтому единство человеческого обще­ства, основанное на демографо-технологической зависимости, назы­вается социальностью, в отличие от нашей природной (инстинктив­ной) общительности, свойственной и животным (игровой, сексуаль­ной, оборонительной, наступательной).

21. Исторические формы социальности (см. разд. 2.7)

У гоминин в истории известны два основных типа социальности. Во-первых, издавна в их сообществах имелись отношения личной за­висимости, господствовавшие в первобытности, при рабовладении и феодализме. Во-вторых, с XIV в. в Западной Европе распростра­нялись отношения опосредованной, финансовой зависимости между людьми, чем отличается капитализм. Социально-психологическая природа этих форм зависимости различна. Личная зависимость ха­рактерна для всех высших коллективных животных и воспринимает­ся ими органично, привычно: это подчинение рядовых членов сооб­щества лидерам (у людей - вождям и правителям, колдунам, жрецам и священнослужителям, вообще лидерам во всякой сфере жизнеде­ятельности). Финансовая зависимость посредством денег (зарплат, субсидий и т.д.) складывается «за кадром» нашего восприятия: чело­век подчиняется не зримому лидеру, а безличным деньгам, и психо­логически ему это нестерпимо. В I в. до н.э. иудейские первосвящен­ники наладили механизм финансовой зависимости при Иерусалим­ском храме, вступили в психологический конфликт с паствой, созда­ли благоприятную аудиторию для Иисуса Христа (5 до н.э.- 33 н.э.), боровшегося за возвращение традиционных, личных форм зависимо­сти (за «равенство людей перед Богом»), и расправились с ним. Ана­логичные причины позднее привели к тоталитарным режимам в Ев­ропе (Россия, 1917 г.; Германия, 1933 г.), когда народу было психоло­гически трудно примириться с безличной властью денег.

22. Природа духовной культуры (см. разд. 3.1)

В результате технологических революций каменного века в перво­бытном обществе сложилась избыточная производительность труда, когда добыча средств к существованию перестала исчерпывать актив­ное время гоминин. Так, мезолитические охотники и собиратели ав­стралийские аборигены и бушмены Южной Африки в среднем тратят на добычу пищи всего один день из четырех, а неолитические земле­дельцы и скотоводы папуасы Новой Гвинеи - уже только один день из десяти. Они имеют много праздного времени, когда их социальность лишена прагматического, производственного значения. Их сообще­ства могли бы распасться. В истории уцелели лишь те общины гоми­нин, которые стихийно научились заполнять свое свободное время общением непроизводственного свойства. В ход пошли праздные раз­говоры, магические проторитуалы и альтруистическое, нравственное поведение (все это имело биологические предпосылки), а также рож­денное в проторитуалах искусство. Духовная культура по природе (по происхождению) призвана социализировать праздное время людей непроизводственным путем, чтобы сохранить целостность общества.

23. Происхождение жестового и речевого языка (см. разд. 3.2)

Эксперименты Р. А. и Б. Т. Гарднеров с самкой шимпанзе Уошо

показали, что она относительно легко усваивает человеческий язык жестов амслен, когда обезьяне просто складывают пальцы в нужный жест. В природе шимпанзе также прибегают к жестовому выражению эмоций. Их родичи орудийные гоминины, обучая друг друга техноло­гическим приемам и складывая пальцы подмастерью в нужный жест, создали первый технологический словарь языка жестов Кени. Кени- антроп с озера Рудольфа использовал язык жестов, чтобы заполнять праздное время общением непроизводственного свойства (жестовы­ми разговорами) и, возможно, обогатил его словесной речью языка Руди (2,3-1,84 млн лет назад), зачатки которой имеются у шимпанзе.

Речевую эстафету подхватил человек-мастер. У кениантропа языком жестов управляла область левого полушария головного моз­га, включающая зоны Брока и Вернике и моторную перемычку меж­ду ними, руководящую правой рукой. Затем зоны Брока и Вернике переключились на управление звуковой речью, но сохранили связь с моторной зоной, командующей правой рукой, куда при разговорах иррадиирует возбуждение из зон Брока и Вернике, отчего мы, разго­варивая, назойливо жестикулируем. Левая рука при этом следует за правой (у правшей).

24. Происхождение общественного сознания (см. разд. 3.3)

Первые формы языкового общения (жестового и речевого) у го-

минин были призваны занять праздное время наших предков непро­изводственным путем. Поэтому ранняя человеческая речь была внеш­ней, рассчитанной на общение с себе подобными. Содержание этого речевого общения образовало информационный багаж, являющийся достоянием всех членов первобытной популяции. Он послужил осно­вой общего информационного достояния социума, которое называется общественным сознанием. В его подоплеке лежит коллективный разум.

25. Происхождение нравственного поведения и морального со­знания (см. разд. 3.4)

Поведение высших общественных животных включает две со­ставляющие:

1. Эгоистическое поведение, обязанное происхождением индиви­дуальному естественному отбору, заставляющее особь действовать только в своих интересах, не считаясь с интересами окружающих.

2. Альтруистическое поведение, обязанное происхождением груп­повому отбору родичей, заставляющее особь действовать в интересах своей родни, не считаясь с собственными интересами самосохране­ния и продолжения рода.

Эгоистическое поведение замыкает особь на саму себя. Альтруи­стическое поведение ориентирует ее на окружающих. Когда гомини- нам потребовались непроизводственные формы общения для заня­тия свободного времени, у наших предков стала расти альтруистиче­ская составляющая поведения, именуемая ныне нравственными по­ступками. Обсуждение их в праздных разговорах породило мораль­ное сознание, т.е. систему представлений о должных формах поведе­ния, предполагающих самоотверженность (альтруизм) индивида в отношениях с себе подобными.

26. Происхождение магии и религии (см. разд. 3.5)

С приближением грозы шимпанзе радостно приплясывают, что называется «танцем дождя», а в сезоны изобилия природы стада шим­панзе при встречах с энтузиазмом приветствуют друг друга, вскрики­вают, приплясывают и барабанят по корням деревьев, что называется «карнавалом». От «танцев дождя» у гоминин происходят магические обряды вызывания дождя, универсальные для человечества в про­шлом, а от «карнавалов» - магические обряды плодородия Кунапипи у австралийских аборигенов. Эти ритуалы применялись нашими пред­ками для заполнения праздного времени непроизводственным (ма­гическим) общением. С увеличением праздного времени вследствие прогресса производительности труда магия (наступательное иллю­зорное отношение к действительности) дополнилась религией (про­сительным иллюзорным отношением к потусторонним силам). Ныне это забыто, и магия с религией расцениваются как самодостаточные занятия, работающие сами на себя.

27. Возникновение искусства (см. разд. 3.6)

Всякое искусство рассчитано на зрителей и слушателей. Оно слу­жит основой для непроизводственного общения в свободное время. Древние гоминины воспользовались его возможностями. Праздные разговоры, совершенствуясь, породили устную протолитературу. Бы­товая и моральная тематика снабдила ее социальностью, психологич- ностью и назидательностью, отраженными в притчах. Магическая те­матика добавила ей фантазии, дав сказки. Воспоминания о выдающих­ся охотах, переходах и территориальных конфликтах родили героику эпоса. Наклонности к приплясываниям, ликующим вскрикиваниям и барабанной дроби, как у шимпанзе, вызвали к жизни танцевальную, вокальную и музыкальную культуру у наших предков. Персонажи зо­оморфной мифологии (зачатка охотничьей религии), запечатленные в похожих на них каменных отщепах, породили кремневую пластику и изобразительное искусство в целом. За исключением протолитерату­ры все формы искусства вышли из магии и религии, а потому свой­ственные им сакральные (священные) чувства со временем сформиро­вали чувства прекрасного, считающиеся и нами священными.

28. Неолитическая революция (см. разд. 4.1)

Неолитической технологической революцией называется пере­ход наших предков от потребляющего хозяйства охотников и собира­телей к производящему хозяйству земледельцев и скотоводов. До ар­хеологической культуры неолита (новокаменного века) люди поль­зовались дарами природы. В неолите (в протонеолите, в докерамиче- ском неолите) они начали производить пищу, стали хозяевами жиз­ни. Доместикация (одомашнивание) съедобных животных и расте­ний не изобреталась. Ее навыки известны мезолитическим (средне- каменного века) народам (австралийским аборигенам и южноаме­риканским индейцам), однако не развиваются, так как низкая плот­ность населения мезолита не нуждается в столь сложной технологии. Е1ужду в такой технологии вызвал демографический взрыв на Ближ­нем Востоке 16 тыс. лет назад, приведший к протонеолиту (пещера Шанидар, Северо-Восточный Ирак, 12 170 лет назад, и др.). Выби­рая наиболее вкусные растения и питательных животных и разводя именно их, первобытные люди раннего неолита стихийно произвели искусственный отбор и вывели продуктивные домашние формы съе­добных животных и растений.

29. Общественное разделение труда (см. разд. 4.2)

После неолитической революции 12,17 тыс. лет назад наряду с охотниками и собирателями в общинах наших предков появились земледельцы и скотоводы. Высокая производительность труда ран­него неолитического общества (один день добычи пищи на девять дней ее потребления) позволила части мастеров перейти к професси­ональному производству оружия, орудий и предметов обихода, т.е. к ремеслу. Обмен сырьем и продуктами труда вызвал к жизни профес­сиональную группу купцов, применявших в IX тыс. до н.э. предмет­ное письмо в виде «жетонов» (глиняных символов для товаров, род межплеменного эсперанто). Картину дополняли профессиональные группы вождей и жрецов. Разделение общества на профессиональ­ные группы называется обшрственным разделением труда.

30. Понятие цивилизации (см. разд. 4.3)

Общественное разделение труда, последовавшее за неолитиче­ской революцией, расчленило социум на профессиональные груп­пы с собственными целями и интересами. Им было трудно ужить­ся вместе. Неолитическое общество оказалось под угрозой распада. Его избежали только те общины, которые сумели спаять себя искус­ственными средствами. В их качестве выступили городские построй­ки ранней цивилизации. Цивилизацию, город, можно определить как предметную форму структуры общества разделенного труда. Город состоит из дворцов и храмов (предметная форма правителей и свя­щеннослужителей), из мастерских и рынков (предметная форма ре­месленников и купцов), из жилых построек и крепостных стен (пред­метная форма жителей в целом и защищающих их воинов) и допол­няется окружающими сельхозугодьями (предметная форма кре­стьян). Город создавался не для удобства жизни (иначе города стро­ились бы в палеолите, в древнекаменном веке), а для солидаризации противоречивого общества разделенного труда. Город остается таким и теперь, только вместо крепостных стен его окружает система ПВО (противовоздушной обороны). Обычно цивилизацией называют об­щество городской культуры.

31. Урбанистическая революция (см. разд. 4.4)

Первый город мира Иерихон в Иордании (11 700 лет назад) зна­меновал собой появление нового образа жизни: вольные охотники и собиратели оказались привязанными к месту горожанами. Ради­кальность наступивших при этом перемен называется урбанистиче­ской (городской) революцией. Она предваряла рождение первых госу­дарств с их упорядоченными институтами. Образ жизни горожан все­цело подчинен городским структурам и обычаям. Город возник, что­бы спаять общество разделенного труда. К общественному разделе­нию труда привело развитие средств коллективного производитель­ного потребления (коллективных орудий). Поэтому опасные послед­ствия их развития (возможность распада общества) должны были предотвращаться средствами коллективного, но непроизводительно­го потребления. Из них самыми коллективными и наименее произво­дительными являлись храмы и фортификации (крепостные укрепле­ния). Поэтому города возникали вокруг храмов (Чатал-Хююк в Тур­ции, 9420-8440 лет назад) или внутри крепостных стен (Иерихон).

32. Социальная организация цивилизации (см. разд. 4.5)

Этологический закон Крука гласит, что структура сообщества

высших приматов определяется биопродуктивностью среды. В скуд­ных биотопах у обезьян складывается патрилинейная иерархическая структура сообщества, в которой господствуют лидирующие сам­цы. Когда обезьяны попадают в неволю, они, несмотря на регуляр­ную кормежку, не имеют свободного доступа к пище и воспринимают свое положение как пребывание в скудном биотопе. Поэтому у обе­зьян в зоопарке образуется патрилинейная иерархическая структу­ра сообщества.

Люди, построив города и оказавшись запертыми в них, психоло­гически почувствовали себя так же, как обезьяны в зоосаде. Поэтому все без исключения цивилизованные (городские) общества органи­зованы патриархально-иерархически. В них господствуют лидирую­щие мужчины, которым ступенчато подчинены остальные члены об­щества.

33. Духовная культура цивилизации (см. разд. 4.6)

Цивилизация основывалась на эффективном производящем хо­зяйстве, создающем обильное свободное время. Поэтому при сохра­нении культурных достижений первобытности цивилизации требо­вались новые способы занятия праздного времени в интересах своей целостности. Общественное сознание дополнилось индивидуальным самосознанием, эвристической наукой и дисциплинами общеобразо­вательной школы. Нравственность надстроилась правовым сознани­ем. Религия обогатилась иерархией богов различных эпох. Религиоз­ное искусство стало сочетаться со светским искусством. Расширение духовной культуры цивилизации создало сложную цивилизованную личность, которая стала воспринимать нецивилизованных инозем­цев как варваров.

34. Происхождение самосознания (см. разд. 4.7)

Самосознание представляет собой собеседования полушарий го­ловного мозга человека, позволяющие ему словесно (мысленно) ана­лизировать и планировать свои поступки. Внутренняя речь при само­сознании неслышна, однако при размышлениях у нас незаметно ко­леблются голосовые связки, что указывает на речевое происхожде­ние самосознания. Речь понимают оба полушария головного мозга, но говорить умеет только левое (у правшей). Правое полушарие пре­имущественно ведает эмоциями. У первобытных людей самосозна­ние отсутствовало: они владели исключительно внешней речью, тре­бующейся для обслуживания досуга (на охоте и при производстве первобытных материальных ценностей нужды в речи нет, как нет ее у других хищников и орудийных животных). В эпоху цивилизации правители и жрецы наставляли не только представителей иных под­разделений труда, но и самих себя, что развило у них навыки сло­весного самоуправления, ставшего со временем неслышным и послу­жившего основой для самосознания. Постепенно из подражания эли­те им обзавелись все слои общества.

35. Возникновение науки (см. разд. 4.8)

Эвристическая наука представляет собой способность челове­ка открывать и предсказывать сущности вещей. В сущностях отра­жаются устойчиво повторяющиеся черты явлений. Правила пове­дения сущностей называются законами природы и общества. Чтобы уловить повторы в поведении явлений и открыть лежащие в их осно­ве сущности, требуются многочисленные или длительные наблюде­ния. Из обильных наблюдений действительности, которые представ­лялись городским населением обществу, складывались представле­ния о сущностях вещей и способах их поиска.

Цивилизованное общество овладело первоначальными сущно­стями вещей стихийно, а потому их набор оказался случайным. По­этому первые науки были не прагматическими, как ожидалось бы, а достаточно абстрактными. Так, в Шумере и Древнем Египте вместо агрономии и зоотехники познавательный упор делался на математи­ку, алгебру, теорию числа, геометрию, планиметрию, стереометрию, а технологические науки, связанные с ремеслом и зодчеством, не бы­ли представлены вообще. Со временем на основе абстрактной науки сложилась и прагматическая наука архимедова типа.

36. Общеобразовательная школа (см. разд. 4.9)

Ранние цивилизации Шумера и Древнего Египта создали пер­вые светские общеобразовательные школы типа шумерской шко­лы э-дуба. В них преподавались ранние науки, носившие преимуще­ственно непрактичный, абстрактный характер. Общеобразователь­ная школа потребовалась цивилизованному обществу разделенного труда для того, чтобы предотвратить интеллектуальное размежева­ние профессиональных групп, которые в противном случае воспиты­вали бы подрастающее поколение на свой лад и сделали бы выходцев из разных профессиональных групп интеллектуально несовмести­мыми между собой, что угрожало целостности общества. Современ­ная общеобразовательная школа, не ведая того, преследует те же це­ли, поскольку многие общие дисциплины не нужны людям во взрос­лой жизни, зато формируют людей интеллектуально однотипно, что облегчает для них совместную жизнь в сложном общестьве.

37. Правовое сознание (см. разд. 4.10)

Цивилизованное общество, унаследовав нравственное сознание первобытности, дополнило его правовым сознанием. Обе эти формы общественного сознания предписывают людям общие нормы поведе­ния в обществе, но нравственное сознание лишь рекомендует их, а правовое сознание утверждает карательными мерами. Нет ни одного преступления, которое не считалось бы безнравственным, но ряд без­нравственных поступков не определяется как преступление. Отсю­да следует, что правовое сознание было более узким, чем нравствен­ное. Это означает, что если нравственность выражала интересы об­щества в целом, то право ориентировалось на интересы его части, т.е. какой-то профессиональной группы, а именно - группы умственного труда (правителей и священнослужителей, которые и оформили пер­вые кодифицированные законы). Поскольку естественный отбор да­вал «зеленый свет» только тем началам общества разделенного труда, которые способствовали его единению, правовые нормы формально распространялись на всех членов общества, хотя из жизненной прак­тики известно, что элитарные социальные группы подчиняются им не всегда. В обществах разделенного труда догородской эпохи пра­вовые нормы бытовали в устной форме (в форме обычного права). В эпоху городской цивилизации они были скреплены письменно (в форме кодифицированного права).

38. Религия цивилизации (см. разд. 4.11)

В соответствии с высоким уровнем производительности труда и значительным объемом свободного времени цивилизация нуждалась в расширении религиозного общения. Поскольку поводом для тако­го общения являлись культовые праздники и другие мероприятия, посвещенные богам, цивилизация нуждалась в расширении их пан­теона. Это осуществлялось посредством удержания в пантеоне бо­гов различных эпох. Например, предки этрусков (малоазиатов, пере­селившихся в Италию) почитали как верховного бога-творца следу­ющих богов: в мезолите, когда высшим достижением творчества яв­лялось ткачество, это был бог-творец Ситмика («Ткач»); в неолите, когда высшим достижением являлось сельское хозяйство, появил­ся бог Текум («Создатель (запасов зерна)»); в бронзовом веке, ког­да апекс творчества пришелся на металлургическое производство, богом-творцом оказался Велкхан («Кузнец»); в железном веке пер­венство перешло к богу Тиниа («Светочу, Громовержцу»), Однако в почете оставались все. То же происходило с богами рангом ниже. Бо­ги разных поколений были присущи греческой, римской и другим ре­лигиям.

Первобытные боги не имели истории: их пантеон состоял из сон­ма богов-современников. С появлением богов разных поколений, ока­зывающихся в мифологии современниками, возникло представление о бессмертии богов и о бессмертии как таковом вообще, что обогати­ло кругозор человечества (начиная с шумерского эпоса о Гильгаме- ше, 1-м царе I династии г. Урука, ок. 2615 до н.э.).

39. Светское искусство (см. разд. 4.12)

В первобытности все виды искусства имели религиозно- мифологическую окраску. В цивилизованную эпоху распространи­лось полноценное светское искусство, например, батального и быто­вого изобразительного жанра, расцвела светская танцевальная, во­кальная и музыкальная культура. Магические ритуалы первобыт­ности породили религиозные мистерии (например, церемонии «свя­щенного брака» в Шумере), которые через греческие дионисийские мистерии дали начало классическому театру. Соединившись с фото­искусством в 1895 г., театр положил начало кинематографу.

По мере развития производительности труда цивилизации и умножения свободного времени ее членов светское искусство раз­вивалось количественно, чтобы расширить праздное общение по по­воду произведений искусства. При этом оно углублялось качествен­но, угрожая стать непонятным для широких слоев общества и утра­тить свою социализирующую функцию, чего не терпел естественный отбор. По этой причине массовое искусство наших дней радикаль­но упростилось (усилиями инфантильных творцов-акселератов) и вновь стало общедоступным, как в прошлом.

40. Периодизация истории (см. разд. 5.1)

Понимание истории (биографии человечества) так же важно, как и знание биографии человека. Поэтому мыслители искали в истории повторяющиеся черты, сулящие открытие сущности истории. Пер­вая попытка периодизации истории была произведена до 1177 г. до н.э. общими предками этрусков и филистимлян, которые полагали, что человечеству отведено 6 тыс. лет существования, а через каждые 10 веков ему потребуется вмешательство спасителя-мессии (в его ка­честве выступили такие земляки этрусков и филистимлян, как рим­ский император Октавиан Август, 63 до н.э. - 14 н.э., и иудейский проповедник Иисус Христос, 5 до н.э. - 33 н.э.). В науке Нового вре­мени Дж. Вико (1668-1744) оживил идею периодизации истории и разделил ее на эпохи богов (первобытность), героев (рабовладение и феодализм) и людей (капитализм). Вершиной периодизации истории явилось материалистическое понимание истории.

41. Материалистическое понимание истории (см. разд. 5.2)

Материалистическое понимание истории исходит из того, что в

основе хода исторических событий лежат не пожелания людей, а сти­хийное развитие их материальной жизни - прежде всего экономиче­ской. Эта концепция подразделила историю на четыре основные ста­дии: первобытность, рабовладение, феодализм и капитализм. После стадии капитализма люди должны установить справедливый социа­лизм, или коммунизм, что противоречит основному принципу матери­алистического понимания истории: она не зависит от пожеланий лю­дей. Автором материалистического понимания истории был Ф. Эн­гельс (1820-1895), опубликовавший соответствующую идею в 1844 г. С 1845 г. с ним сотрудничал идеалист-младогегельянец К. Маркс (1818-1883), разделивший его материалистические идеи.

42. Антропологическое понимание истории (см. разд. 5.3)

Антропологическое понимание истории ставит во главу угла ее

периодизации учет биологических и психологических начал челове­ческой природы, способных объяснить некоторые кульминационные моменты в судьбах человечества. Помимо внешнего для человеческо­го существа материального (экономического) начала, в истории дей­ствовало психологическое начало, по происхождению тоже матери­альное. Общество эпох первобытности, рабовладения и феодализма подобно объединениям высших приматов строилось на основе лич­ной зависимости рядовых людей от лидеров. Поэтому психологиче­ского отторжения рядовых людей от лидеров не происходило. В эпо­ху капитализма большую роль стала играть опосредованная, финан­совая зависимость людей друг от друга, когда элита отстранилась от личного общения с рядовым человеком и стала ему психологически чужда. Такое положение раздражало народ и толкало его к реставра­ции общества личной зависимости в форме тоталитаризма в России (1917 г.) и Германии (1933 г.).

43. Биологические эпохи в истории (см. разд. 1.5, 2.5, 5.4)

Возникнув в результате неотении, гоминины были хрупкими, медленно взрослеющими созданиями. Около 2,6 млн лет назад они испытали демографический взрыв, претерпели биологическую аксе­лерацию, дали относительно крупного кениантропа с озера Рудоль­фа и стали быстро взрослеть. В результате их психика сделалась ин­фантильной, они легко отказались от традиций применения простых камней и палок и под влиянием демографо-технологической зависи­мости начали выделывать каменные орудия археологической культу­ры типичного олдовая, совершив первую в истории олдовайскую тех­нологическую революцию. Под влиянием нужды заполнения свобод­ного времени непроизводственным общением и в силу детской по­датливости «кениантроп» овладел языком жестов и слов (язык Ру­ди), совершив первую в истории культурную революцию. Дальней­шая история складывалась по аналогичной схеме. Акселерирован- ный человек-мастер совершил ашёльскую технологическую револю­цию 1,55 млн лет назад и культурную революцию альтруизма 1,5 млн лет назад. Его неотеничные преемники -человек прямоходящий и гейдельбергский человек - придерживались традиций. Акселериро- ванный человек разумный 50 тыс. лет назад совершил ориньякскую технологическую революцию и 40,5 тыс. лет назад культурную рево­люцию пещерных святилищ. Неолитическая тезнологическая рево­люция 12,17 тыс. лет назад и урбанистическая культурная револю­ция 11 700 лет назад осуществились предками этрусков и акселери- рованных западных семитов. Акселерированные европеоиды наших дней ведут компьютерную технологическую революцию и револю­цию массовой культуры, делая ее общеупотребительной. Во всех слу-

чаях достижения акселератов наследовались неотениками, склонны­ми к традиционному образу жизни.

44. Понятие человеческой личности (см. разд. 6.1)

Личностью называется степень свободы человека от общества.

Харизматической личностью считается личность, свободная от авто­ритетов. В большинстве люди похожи друг на друга, что позволяет им успешно уживаться в обществе. Храня общество, они не склон­ны к переменам. По этой причине общественный прогресс ложится на плечи нестандартных людей, свободных от общественных тради­ций, а потому воспринимающихся как личности. Наиболее актив­ные и независимые из них расцениваются как харизматические лич­ности. Заслуженная ценность человеческой личности в глазах окру­жающих подчас приводит к курьезным последствиям. Например, из­вестна тяга некоторых женщин и молодежи к асоциальным субъек­там (картежникам, пьяницам, развратникам, даже преступникам), ес­ли им присущи хоть какие-то положительные черты (ум, красота, ще­дрость, смелость). Их притягательность объясняется тем, что асоци­альный субъект формально отвечает критериям личности, так как он конфликтует с обществом, а потому выглядит независимым от него и привлекает внимание женщин и молодежи.

45. Социальные типы личности (см. разд. 6.2)

У большинства высших приматов (за вычетом гиббонов и сиа­мангов, живущих парами) отношения в стаде вращаются вокруг ста­туса вожака (среди самцов) или близости к нему (у самок). Это об­условлено биологически, так как дает лидирующему самцу преиму­щественный доступ к пище и самкам, а также повседневную безопас­ность (почтительность со стороны других самцов). Сообщества на­ших предков и сообщества современных людей не составляют здесь исключения. По этой причине представления о человеческой лично­сти связаны с ее шансами на лидерство. Можно выделить десять со­циальных типов личности, т.е. типов, обусловленных местом лично­сти в социуме, с точки зрения ее лидерской позиции. Представители первых девяти типов составляют около 4% человечества.

1. Креативы (творцы) - это создатели новой реальности для ли­дерства в ней: в политике, экономике, литературе и искусстве, нау­ке, религии, морали (например, основатель христианства Иисус Хри­стос, 5 до н.э. - 33 н.э.; основатель советского государства В. И. Ле­нин, 1870-1924).

2. Индивидуалисты - это иллюзорные лидеры с завышенной са­мооценкой (например, поэт лорд Дж. Байрон, 1788-1824).

3. Эгоисты - это антилидеры, настолько отстраненные от об­щества, что, невзирая на свои реальные способности, предпочита­ют оставаться в тени (например, кадровый разведчик Р. И. Абель, 1903-1971).

4. Вожди - это люди, которые в силу своего физического, психо­логического, интеллектуального превосходства навязывают свою во­лю окружающим (например, царь Петр I, 1672-1725; император На­полеон I Бонапарт, 1769-1821; президент В. В. Путин, р. 1952 г.). От­личительная черта вождей состоит в том, что они не терпят подле се­бя равноценных по личностностным качествам индивидов.

5. Созерцатели - это ленивые лидеры (например, философ Гера­клит Эфесский, 520-460 до н.э.).

6. Неудачники - это несостоявшиеся лидеры (писатель Ю. Миси- ма, 1925-1970).

7. «Вампиры» - это скрытые лидеры, склонные озабочивать окру­жающих своими проблемами не в поисках сочувствия, а для того, чтобы вовлечь тех в сферу своего влияния, что психологически изну­рительно для «жертв» и создает у них впечатление, что из них «выса­сывают» психическую энергию (например, помещик Ноздрев, персо­наж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», 1842 г.).

8. «Аристократы» - это отпрыски былых лидеров, априорно убежденные в своей равноценности предкам, а потому не утруждаю­щие себя доказательствами этого факта на практике (например, «ле­нивые короли» из династии Меровингов, 639-751).

9.

<< | >>
Источник: Н.В. Клягин. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Антропология и этнология», «Философия», «Социология». 2014

Еще по теме Приложение 7 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:

  1. 3.3. Пора вновь сдавать экзамены
  2. 4.1. Формирование системы этнокультурного образования
  3. Приложение 7 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ