ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, КУЛЬТУРА И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ* Э. Бургиньон
Статьи, вошедшие в эту часть книги, представляют различные периоды осмысления антропологами взаимосвязи между поведением и биологией. Антропологическое изучение психических заболеваний и измененных состояний сознания затрагивает биологию и культуру в их взаимосвязи. Действительно, при чтении этих статей становится совершенно очевидным, что давняя дихотомия между телом (биология) и разумом (культура, поведение) совершенно устарела. К сожалению, еще не создано специального языка для того, чтобы рассуждать и высказываться о взаимосвязанном целом — психобиологической системе, расположенной в культурном окружении. Все авторы, представленные в этой части книги, признавая культурное многообразие, допускают в то же время существование общечеловеческой природы. Р.Б.Эдгертон подчеркивает вопросы, связанные с девиантностью и под- * Предисловие к разделу «Измененные состояния сознания, биология и культура» специально для данного издания любезно согласилась написать профессор Эрика Бургиньон, США, Огайо, г.Коламбус. © Bourguignon, 2001. 330 ИСС, биология и чинением. Он доказывает, что девиантность является частью природы человека, и что она, как и конформизм, заложена в его биологии. Э.Ф.К.Уоллес, формулируя свою гипотезу о том, что так называемая «арктическая истерия» может подразумевать дефицит кальция, один из первых привлек внимание к взаимодействию биологии и эксцентричного поведения в культурном контексте. Изучение причин дефицита кальция предполагает исследование как экологического, так и социокультурного окружения. Однако исследование, проведенное для проверки этой гипотезы, оказалось очень сложным. Ясный и окончательный ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Другую биологическую перспективу предложил Р.Принс, разрабатывающий гипотезу о том, что изменения на уровне эндорфинов связаны с «шаманским» поведением. Э.Бургиньон на основе статистического анализа данных, полученных из большого количества обществ, характеризует различные формы измененных состояний (или транса). В соответствии с культурной интерпретацией она выявляет корреляции между ними и различными отличительными чертами общества. Эти состояния, обнаруживаемые в ритуальных контекстах, могут обладать различными биологическими или психологическими характеристиками. Некоторые из них вызваны употреблением психотропных средств, большинство предполагает диссоциацию — психологический механизм, под влиянием которого определенные формы поведения и переживаний отделяются от обычного сознания. Иногда это происходит вместе с психическим заболеванием, но само по себе патологией не является. Большинство измененных состояний, используемых в ритуальном контексте, заключают в себе ту или иную форму обучения. Бургиньон подтверждает наблюдение, часто приводимое в этнографических сообщениях: там, где транс подразумевает веру в одержимость и действия человека под влиянием овладевших им духов, впадающими в транс чаще оказываются женщины; в случаях видений и путешествий души — это чаще всего мужчины (в последнем случае транс зачастую вызван использованием галлюциногенных наркотиков). Винкельман внес некоторые новые моменты в изучение ИСС, в частности выделил типы целителей. На основе эт- Э.Бургиньон. Психические заболевания, культура, ИСС 331 нографических описаний поведения в состоянии транса он утверждает, что в одержимом трансе в височно-долевой области мозга происходят аномальные процессы (эпилептоид-ный феномен). Это противоречит положению, которое раньше можно было встретить в литературе, и которое обсуждал Э.Ф.К.Уоллес, относя поведение в состоянии транса к такой категории заболеваний как истерия. Дифференциальная диагностика истерии и эпилепсии была бы облегчена благодаря современным технологическим средствам, но их нет в распоряжении этнографов. М.Дж.Винкельман использует лишь этнографические описания, то есть поведенческий критерий. В этом исследовании он не пользовался ни одним диагностическим тестом*. Э.Фреска и С.Кюльсар основывались на работе Р.Прин-са о важности эндорфинов (enogenous opioids) в процессе исцеления. Они рассматривают формы транса, существующие в социальном контексте, и утверждают, что выработка организмом опиатов, усиливающих лечение, в коллективном контексте облегчена. Это плодотворная область для эмпирического исследования, которое, тем не менее, усложняется необходимостью тестирования (например, необходимостью получения образцов крови), что может быть табуи-ровано в ритуальном контексте и может помешать измененным состояниям. В этой связи представляются многообещающими исследования в новой междисциплинарной области психоневроиммунологии. В.Жилек проводит различие между подлинным психическим заболеванием (таким как эпилепсия или истерия) и ритуальным поведением, которое представляется ему имитирующим эти состояния, и поэтому он относит их к «пси-хо-мимикрии». Однако интересный вопрос о том, почему ритуальное поведение так часто оказывается имитирующим психопатологию, ждет более полного рассмотрения. Состояния, наблюдавшиеся Жилеком в ритуалах индейцев Salish, вызывались намеренно и служили задачам терапии. В данных статьях мы видим эволюцию перспективы в отношении как психических заболеваний, так и ритуальных состояний измененного сознания: от «истерии» до дефицита кальция и от психического заболевания до стилизо- * К сожалению, статья Винкельмана не вошла в настоящее издание. — Примеч. редактора. 332 ИСС, биология и ванного, заученного и намеренно вызванного («имитирующего патологию») поведения. Они расположены в определенной хронологической последовательности: от рассмотрения измененных состояний как патологий до отнесения их к категории ритуальных представлений, которые могут быть терапевтическими или даже профилактическими. Тогда ритуал видится как имитирующее патологию поведение, преследующее социальные цели, равно как и заботу о потребностях индивида. Более того, эти ритуалы отражают существующие в обществе стрессы, разные для мужчин и для женщин.
Еще по теме ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, КУЛЬТУРА И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ* Э. Бургиньон:
- ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, КУЛЬТУРА И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ* Э. Бургиньон