<<
>>

Психологическая антропология в конце XX века

В 1990 годах наблюдалось некоторое уменьшение интереса к психологической антропологии, особенно по сравнению с «золотым временем» 1960—1970 годов. Я надеюсь, что это было временное затишье, так как проблемы, разрабатываемые этой дисциплиной, актуальны как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Немаловажным обстоятельством для продуктивного развития данной дисциплины является и то, что она содержит немалый эвристический потенциал для изучения не только обществ традиционного типа, но и анализа многих проблем, стоящих перед современными индустриальными культурами. Середина 1980 годов ознаменовалась для психологической антропологии концентрацией усилий вокруг проблем, связанных с изучением «Self» в межкультурной и истори- 35 Barnouw V. Culture and Personality. Chicago, 1985. P. 225—352. А.А.Белик. Психологическая антропология 27 ческой перспективе. В процессе исследований в этом направлении выделились две тенденции анализа «Self». Одна тяготеет к целостному межкультурному анализу и продолжает традиции классического психокультурного подхода, рассматривая межкультурный анализ «Self» как очередную форму этнопсихологического исследования: психологические типы культур (модальная личность) — национальный характер — этническая идентичность — национально-особенное ядро личности («Self»). Наиболее последовательно такой подход представлен в коллективном труде, изданном под редакцией Хсю, Де-Воса и Марселлы36. Другая тенденция в анализе «Self», в основном, состоит в общекогнитивистском подходе в изучении данного вопроса в тесном взаимодействии с исследованием роли эмоции в жизнедеятельности человека в условиях различных культур37. Обе эти тенденции взаимодополняют друг друга и делают изучение указанной проблемы более разносторонним. В конце 1980—1990 годах проблема анализа «Self» в различных ее измерениях становится одной из самых популярных в культурной (социальной) антропологии.
Об этом свидетельствуют регулярные публикации в крупнейших антропологических журналах США («Journal of Anthropological Research», «American Anthropologist» и дискуссия в «Current Anthropology» в 1999)38. Проблема «Self» впервые была сформулирована Дж.Дьюи в 1890 году. Впоследствии она получила разработку в концепциях Ч.Кули и Дж.Г.Мида (1934). Большое внимание ей уделял А.И.Халлоуэлл в сборнике статей «Культура и опыт» (1955) и Г.Мерфи, посвятивший целый раздел в книге «Личность» (1947) анализу «Self». Возросшее количество публикаций самых различных типов и видов, связанных с изучением «Self» (в антропологии в целом, в психологичес- 36 Culture and Self. Asian and Western perspective / A.G.Marsella, G.De Vos and F.L.K.Hsu (Eds). New York, 1985. 37 Culture theory / R.Shweder, R.LeVine (Eds.). Camebridge, 1984. 38 Hollan D. Cross-Cultural Defferences in the Self // Journal of Anthropological Research. 1992. № 4. P. 283—300; Harris G.G. Concepts of individual, self, and person in description and analysis // American Anthropologist. 1989. Vol. 91. P. 599—612; Mageo J.M. The reconfiguring self // American Anthropologist. 1995. Vol. 97. P. 282—296; Sohefeld M. Debating Self Identity and Culture in Anthropology // Current Anthropology-1999. № 4. 28 Вступительная статья кой антропологии, в психологии и этносоциологии) в последнее двадцатилетие XX века, объясняется поиском новых форм психокультурных исследований и громадной популярностью идеи Дж.Г.Мида на рубеже 1970—1980 годов. Кроме указанных выше коллективных трудов необходимо отметить ряд интересных сборников объединенных «парадигмой Self» как интегрирующего периода, использующего идеи различных наук и исследователей (антропологов, социальных психологов, психологов и даже психобиологов). В первую очередь это труд, изданный под редакцией А.Локка и П.Хиласа «Аборигенные психологии: Антропология Self» (1981); специальный выпуск журнала «Этос» (1983. № 3), посвященный этой же проблеме; книги: «Индивид, Self и опыт: Изучая тихоокеанскую этнопсихологию» (1985.
Редакторы Дж.Уайт и Дж.Кирпатрик); «Self и идентичность: фундаментальные аспекты» (1997. Редакторы Д.Ашмор и Ли Джуссим); «Воспринимаемый Self: экологические и межличностные источники самопознания» (1993. Редактор У.Найсер); Р.Хойл, М.Кернис, М.Лири «Индивидуальность: идентичность, уважение, регуляция» (1999). Особый интерес представляет работа А.Н.Сшоо «Аффективная регуляция и происхождение Self: Нейро-биология эмоционального развития» (1994) как пример ин-тегративного анализа ядра личности (Self)39. Из монографических исследований антропологов наиболее важны работы М.Розальдо, Морриса Бриана, Р.Лифтона, К.Ивинг и Дж.М.Магео40. Существенным вкладом в исследование проблемы «Self» явилась коллективная монография «Значение Self в Японии», изданная под редакцией Н.Розенбергер 39 Indigenous Psychologies: The Anthropology of Self / Heelas P.L.F., A.J.Lock (Eds.). New York, 1981; Levy R.I., Rozaldo M.Z. (Eds.). Special Issue Devoted to Self and Emotion // Ethos. 1983. № 3.; Person, Self, and Experience: Exploring Pacific Ethnopsychologies / G.W.White, J.Kirkpatrick (Eds.). Berkeley, 1985; Self and Identity: Fundamental issues / D.Ashmore and Lee Jussim (Eds.). New York, 1997; Hoyle R.H., Kernis M.H., Leary M.R. Selfhood: Identity, esteem, regulation. Boulder (Colorado), 1999; Schore A.N. Affect regulation and the origin of the self: the neurobiology of emotional development. Hillsdale (N.J.), 1994. 40 Gergen K. The saturated self: Dillemmas of identity in contemporary life. New York, 1991; Lifton R.J. The Protean Self: Human reselience in an age of fragmentation. New York, 1993; Mageo J.M. Theorizing Self in Samoa. Ann Arbor, 1998; Rozaldo M. Knowledge and Passion. Ilognot Notions of Self and Social Life. Cambridge. 1980; Ewing K.P. The illusion of wholeness: Culture, Self and the experience of inconsistency // Ethos. 1990. № 1. А.А.Белик. Психологическая антропология 29 (1994), и фундаментальный труд неувядаемого Дж.Де-Воса, написанный в соавторстве с Э.Де-Восом: «Кросс-культурный нарративный анализ: Проявление “Self” в ТАТ» (будет издан в 2001)41.
Наряду с изучением этнокультурных особенностей «Self» в психологической антропологии 1990 годов продолжается изучение других аспектов ее предметной области, разрабатываются новые парадигмы исследования, переосмысливается история развития направления. В 1993 году вышло уже третье издание историко-теоретического труда Ф.Бока, посвященного психологической антропологии, а в 1994 под его же редакцией был опубликован сборник трудов по этой же дисциплине42. В середине 1990 годов опубликованы две монографии, имеющие существенное значение для развития антропологии психологической ориентации: Р.Д'Андраде «Развитие когнитивной антропологии» (1994) и Б.Шо «Культура в мышлении. Познание, культура и проблема значения» (1996)43. Важное значение для понимания особенностей развития анализируемой дисциплины играют также книга Дж.М.Ингхэма «Пересматривая психологическую антропологию» (1996) и сборник работ «Новые направления в психологической антропологии» (1992)44. В числе поисков новых аспектов развития -дискуссия о «прагматизме как новой парадигме» (в линг-вистическо-когнитивном аспекте), которой посвящен специальный выпуск журнала «Этос» (1999. № 4)45. Наряду с поиском новых областей исследования психологические антропологи продолжают анализ и переосмысление «вечных» проблем антропологии. Среди последних принцип «культурного релятивизма», значению которого посвящен 41 De Vos G., De Vos E. Narrative Analysis Cross-Culturally: The Self Revealed in the TAT (ND); Rosenberger N.R. Japanese sense of Self. Cambridge, 1994. 42 Handbook of psychological anthropology / Bock Ph.K. (Ed.). New York, 1994. 43 D.Andrade R. The development of cognitive anthropology. Cambridge, 1995; Shore B. Culture in Mind. Cognition, Culture and the Problem of Meaning. New York, 1996. 44 Ingham J.M. Psychological Anthropology Reconsidered. Cambridge 1996; New Directions in Psychological Anthropology / T.Schwartz, G.M.White, C.A.Lutz (Eds.). Cambridge, 1992. 45 The Pragmatic Turn in Psychological Anthropology. Special Issue // Ethos. 1999. №4. 30 Вступительная статья специальный номер журнала «Этос» (2000. № 1) и интересная информативная статья Э.Бургиньон в этом же журнале". По-прежнему актуальны классические сюжеты психологической антропологии, посвященные «душевным заболеваниям» и особенностям религии47. В заключение хотелось бы выразить уверенность, что психологическая антропология и в XXI веке будет актуальна не только для познания традиционных обществ, но и использует свой эвристический потенциал для изучения современной культуры. 46 Bourguignon E. Relativism and Ambivalence in the Work of M.J.Herskovitz // Ethos. 2000. №1. " Roger Ivar Lohman. The Role of Dreams in Religions Enculturation among the Asabano of Papua New Guinea // Ethos. 2000. № 1; Collier G.A. et al. Socio-Economic Change and Emotional Illness among Highland Maya of Chiapas, Mexico // Ethos. 2000. №1.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Психологическая антропология в конце XX века:

  1. Методология религиоведения второй половины Х1Х - начала ХХ века
  2. 1. Традиционная антропология и ее критики
  3. JI. Н. Митрохин Протестантская концепция человека
  4. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СИМВОЛА: БЕРГСОН-КАССИРЕР
  5. Теоретические истоки психологической антропологии и две тенденции в познании культур
  6. Основные вехи исторического развития направления «культура-и-личность» (психологической антропологии)
  7. Психологическая антропология в конце XX века
  8. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ А.А.Велик
  9. §2.2. Гипотеза техно-гуманитарного баланса. Психологический механизм обострения антропогенных кризисов
  10. Антропологический принцип в КОНЦЕПЦИИ С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева Н. А. Логинова (Санкт-Петербург)
  11. § 8. Школы и направления европейской и американской этнографии конца XIX — середины XX в.
  12. Н. Я. Дараган ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В «СТРУКТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ» К. ЛЕВИ-СТРОССА
  13. Глава 14 ИДЕИ ИКОНЦЕПТЫ-«ПРИОРИТЕТЫ»
  14. ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.
  15. Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция
  16. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. РОССИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА XXI ВЕКА
  17. IX. Соединенные Штаты глазами антрополога
  18. X. Мир глазами антрополога