5. "Потлач" и значение для мировой культурной антропологии исследований этого обычая
Первое описание потлача у танайна, относящееся к началу XIX в., содержится в записках К. Хлебникова.
К этому времени относится описание танайнского потлача Ф.П. Врангелем, в котором, однако, отмечены дополнительные, весьма существенные стороны этого института. Врангель впервые отмечает связь потлача с погребальными обрядами, что отмечалось впоследствии исследователями ХХ в. у всех атапасков Аляски. "Ближайший родственник покойного, - писал Ф.П. Врангель, - старается в течение всего года или больше добывать сколько ему возможно оленьих шкур, звериных кож и тогда празднуют поминки о покойнике – делают иг7рушку. Он созывает "своих" и "приятелей", которые сохраняли кости (умершего), угощает "приятелей до пресыщения, отдаривает их за прежние приношения и за труды погребения, расточая свое имущество, в чем ставят величайшую славу и стараются превзойти друг друга. Кто в состоянии при игрушках расточительностью наиболее удивить иноземцев своих тот пользуется наибольшим уважением в своем жиле и в целом поколении; прочие внимают его советам и ни в чем не прекословят ему. Таково начало таинства". В этом описании потлача танайна отмечены все характерные особенности института: его межфратриальный характер и его роль как способа закрепления имущественного неравенства. В исследовании Л.
Загоскина содержатся сведения о потлаче койюконов и ингаликов. В нем указаны поводы к потлачу, из которых в качестве главного выделяется обряд поминок, перечислен ассортимент раздаваемых вещей. Л. Загоскин точно подметил и социальное значение потлача: "Получая прибытки, они все честолюбие свое заключают в раздаче собранного и на празднествах в честь умерших".Говоря о потлаче верховных танана, Р. Маккеннан сообщает, что ценность раздаваемых на потлачах богатств достигла очень часто 2 тысяч американских долларов, иногда 15-20 тысяч долларов, что свидетельствовало о сравнительно значительном объеме индейских богатств, которые накапливались несмотря на мизерность цен, получаемых индейцами за добываемую ими пушнину, характерна стойкость этого института: У. Лойенс наблюдал и описал его у койюконов в 1962 г.
Сообщение же У. Лойенса, что погребали умершего "неродственники" и потлач поминок был способом их отплаты, что устроителю потлача помогали его ближайшие "родственники", как будто рисуют потлач как семейный институт. Однако свидетельство автора, что подарки даются прежде всего гробовщикам, затем жителям других селений и лишь некоторым жителям своего селения, указывает на то, что понятие "неродственники" довольно специфично и охватывает главным образом жителей других селений.
Само деление участников потлача на "родственников" и "неродственников" может служить указанием на древнее дуальнородовое деление, вследствие которого и у танайна времен Врангеля участники потлача делились на "своих" и "приятелей". У тлинкитов, например, "своими" считались члены своей фратрии, а "неродственниками" – члены другой фратрии. По-видимому, и у низовых койюконов и ингаликов это деление находится в состоянии такого забвения, что члены другой фратрии относятся просто к "неродственникам". Однако несомненно, что древние основы их потлача такие же, как и у других групп атапасков Аляски.
Помимо указанных особенностей исследователи устанавливают в атапаскском потлаче интересный факт приурочивания его ко времени зимнего солнестояния и наличия в нем черт оргаистического празднества. Эти явления говорили о том, что потлачи приурочивались некогда к обрядам какого-то древнего пласта в религиозной жизни атапасков.
В описании потлача аляскинских атапасков исследователи отмечают еще одну характерную особенность этого института у низовых койюконов и ингаликов, а также танайна: он устраивался в середине прошлого века в мужских домах – "кажлимах", тогда как у других групп – кучинов, танана, верховых койюконов – для этого перед деревней специально огораживалась забором из кольев квадратная площадка с костром посередине. У последних и сама площадка и потлач поминок обозначались одним термином "нутсиль".
Общераспространенность института потлача является одним из важнейших свидетельств ошибочности попыток изображения северных атапасков XVIII-XIX вв. в качестве первобытных охотников-собирателей.
По мере распространения европейской меховой торговли и проникновения белых скупщиков в глубинные районы расселения индейцев роль индейских вождей и богачей как торговых посредников падала. Поэтому они организовывали сопротивление проникновению скупщиков пушнины в глубь Аляски и ими были инспирированы убийства русских исследователей, поднимавшихся по р. Медной. Не случайно Л. Загоскин во время своего знаменитого путешествения всемерно подчеркивал при встречах с индейцами, что его путешествие носит чисто исследовательский характер и не преследует никаких торговых целей.
Установление прямых связей европейских скупщиков пушнины с охотниками-звероловами через открывавшиеся на протяжении всего XIX в. торговые посты и форты по всему северу Канады и на Аляске лишило индейскую верхушку нетрудовых доходов. В результате произошла известного рода социальная нивелировка индейцев, все они подвергались одинаковой степени неограниченной эксплуатации торговым капиталом, приведший их к страшному обнищанию, мрачные картины которого описаны в литературе об американском Севере XIX-ХХ вв. Вопросы для самоконтроля
1. Основные принципы "потлача".
2. Трансформация обряда дарения.
3. Назовите основных представителей антропологии, которые занимались проблемой "потлача". Литература
4. Токарев Л.Т. Религии народов мира. М., 1994.
5. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 2000.
6. Энциклопедический словарь. М., 1997.
Еще по теме 5. "Потлач" и значение для мировой культурной антропологии исследований этого обычая:
- ВВЕДЕНИЕ
- РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АФИНСКОЙ ПОЛИСНОЙ ДЕМОКРАТИИ Борьба Клисфена за власть
- ВВЕДЕНИЕ
- 46. Исследования Г. Эббингауза и их значение для психологии
- Тема 9. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики
- 9.1. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности
- Глава 4 ГЛОБАЛЬНЫЕ РИТМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - ИНТЕГРАЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
- 1. Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития
- Глава 11 Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества
- § 2. Історична роль римського приватного права та його значення для сучасного юриста
- Т. Д. Гордон, М. Д. Раффенспергер ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- А.В. Гарковик Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток, Россия НЕУТИЛИТАРНЫЕ АРТЕФАКТЫ В КОМПЛЕКСАХ ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА — РАННЕГО ПАЛЕОМЕТАЛЛА ПРИМОРЬЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ДРЕВНИХ СОЦИУМОВ
- Управление отходами: опыт развитых стран и его значение для России (ролевая игра)