<<
>>

Различия текстов в традиционном и техногенном обществах

Какие характерные черты традиционного текста мы могли бы выделить и чем в этой связи текст техногенного общества отличается от текста традиционной культуры? Особенность текстов техногенного общества состоит в том, ' что они создаются по основанию отчуждения, формализации коммуникативных тактик.
Это непосредственно следует из того, что в телесность культуры "встроены" центры аналитики и исполнения решений, метатехнические по своей сути. Именно эти центры "отвечают" за то, что тексты "не смешиваются" друг с другом, а существуют в разных пространствах культуры — политическом, экономическом, индустриальном, научном, образовательном и т. д. Характерно, что тексты технокультуры отчуждены друг от друга и по способу удержания культуры (тексты промышленности "не читаются" в парламенте, а научные — на заводе), и по коммуникативным тактикам в отношении закрытости и открытости текстов. Например, информационные тексты — устав воинской службы (открытый милитарный текст) и инструкция по пользованию электробытовым прибором (откры- === 063 === тый индустриальный текст) — существенно отчуждены друг от друга. В такой же степени отчужденным и отличным от них будет и текст закрытого типа, хотя по способу удержания культы тексты могут совпадать. Секретная военная инструкция существенно отличается по "месту" и "времени" своего прочтения от устава воинской службы, хотя их объединяет то, что оба эти текста и информационные, и милитарные. Это наблюдение кажется несущественным и само собой разумеющимся. Вместе с тем эта кажущаяся банальность имеет важный для цивилизации смысл, причем во многом смысл отрицательный. Тексты гражданского общества "читаются" в разных "местах" не только потому, что удерживают различные пространства культуры. Если мы посмотрим на развитие цивилизационного кода с точки зрения формализации и отчуждения его текстов, то отчетливо заметим своего рода манию специализации, когда в рамках одних и тех же культурных блоков — науки, промышленности, экономики, медицины, сельского хозяйства, военного дела, искусства и т. д. — создаются тексты, субъекты которых не в силах коммуницировать друг с другом несмотря на одинаковый образовательный уровень, профессию, социальное положение. Ученые, врачи, инженеры, учителя, юристы, исполняющие сакральные роли в гражданском обществе, не в силах вести друг с другом и с миром профессиональный диалог. Цивилизационный код, создавший ореол почитания вокруг этих профессий, в процессе своего развития разобщает их носителей как социальных индивидов и отчуждает их от общества. Среди оставшихся сакральных персонажей цивилизации обратиться к обществу в целом имеют право только политики и священники. Разговор "со всеми" этих последних субъектов целостного знания ограничен некоторыми моментами их профессий — конфессиональной этикой у священников, партийными интересами у политиков. Даже сакральный персонаж мыслителя утрачивает в техногенном обществе право на целостное знание. Современные философы стали "узкими специалистами". Это звучит анекдотично, если иметь в виду не букву философии как науки, а ее дух, т. е. универсалистическое научное кредо. Техногенная цивилизация говорит нам, что время энциклопедистов миновало. А какое время наступило? Не означает ли === 064 === создание множества текстов знания, разобщенных между собой, не связанных общей коммуникативной стратегией, одновременно с этим деструкцию метатекста знания и, в конечном итоге, расточение знания как такового?
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Различия текстов в традиционном и техногенном обществах:

  1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА Можейко П.П.
  2. В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов), 1999
  3. Традиционное восточное общество и его потенции
  4. ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО. ФАКТОРЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
  5. 8.2. Сословные, или корпоративные, нормативные системы в традиционном обществе
  6. Глава первая ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧИЯ ПОЛОВ
  7. И. В. Котляров ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  8. ЛЕКЦИЯ 4. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  9. Герасимова Ольга Валерьевна Влияние традиционной культуры бурят и эвенков Курумканского района Бурятии на восприятие и присвоение изменений связанных с модернизацией общества
  10. Х.1. Природно-техногенные системы
  11. Техногенные геохимические аномалии
  12. 25.3. Причины и стадии техногенных катастроф
  13. № 280 ДОНЕСЕНИЕ КРАСНОВОДСКОГО АГЕНТА ПАРОХОДНОГО ОБЩЕСТВА «САМОЛЕТ» БАКИНСКОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ МОРСКИМ ПАРОХОДСТВОМ ОБЩЕСТВА О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВ «САМОЛЕТ», «РУСЬ», «КАМВО» И «РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО» 9 мая 1920 г
  14. Крупнейшая техногенная катастрофа нашего времени
  15. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КРИОГЕННОГО РЕЛЬЕФА
  16. В. РАЗЛИЧИЕ 1, Абсолютное различие
  17. ТЕХНОГЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ПРОДУКТ «ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
  18. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду.