<<
>>

Религия

Религия может служить разрушению этнической идентичности (в случае, например, когда представитель нехристианской страны обращается в христианство, принимая 238 Психология культур трансцендентный взгляд на мир), а может поддерживать чувство этничности (как в случае, например, с уэльскими протестантами, отвергающими англиканскую церковь).
Исследуя «культы возрождения», бытующие в политически подчиненных группах, антропологи обнаружили, что религия может быть использована для мобилизации членов группы на борьбу с ощущаемой угрозой своему существованию или (более прямо) для завоевания обещанного изменения статуса путем религиозно окрашенной социальной революции. Народная религия очень часто принимает форму мифа об уникальности самой группы или ее происхождения. «Медицинский нативизм» — сопротивление научным определениям болезней и упорная приверженность традиционным целительским процедурам — это еще одно средство поддержания этнической идентичности. Письменная традиция священных текстов также может быть могучей силой в сохранении чувства идентичности в каждом последующем поколении. Обращаясь к народным верованиям и обрядам, мы ясно видим, как религия используется для поддержания этнической идентичности. Но мировые религии (буддизм, христианство и ислам) также могут внести вклад в консолидацию этнической группы (например, те или иные сектантские верования могут стать предметом групповой лояльности и идентификации). Религиозный или идеологический конфликт в обществе чаще связан с усилением власти собственной группы, чем с распространением преимуществ религии на новообращенных. Кстати, государства всегда эксплуатировали религиозные различия в интересах усиления своей власти. Поэтому религии часто «национализировались» в целях снятия проблемы разделения лояльности. В этой связи интересно заметить, что происходящие в настоящее время дебаты между социалистическими государствами (ориентированными на марксизм) имеют характерное сходство с сектантскими конфликтами внутри христианства или ислама, имевшими место в прошлом.
Приверженность этнической группы какой-либо религии может также стать символом сопротивления доминирующей группе и таким образом превратить религиозную принадлежность в способ отстаивания этнической идентичности. Многие вполне светские польские интеллектуалы посещают церковь, символически подчеркивая свою преданность независимой Польше. Дж. Де-Вос. Этнический плюрализм 239 Религиозное возрождение, связанное с культурно-этнической поддержкой, — широко распространенная черта современных социальных изменений. Лантернари (Lanternari, 1963) делает вывод, что «все это — религии угнетения», беспомощная реакция на политическое и экономическое господство. Шварц (Schwartz) не соглашается с этим. Проведя убедительный культурно-психологический анализ «культа Карго» в Меланезии, Шварц увидел в нем реакцию на девальвацию исконных основ меланезийской системы статусов: богатство европейцев обесценило традиционные экономические символы меланезийской культуры, приведя к краху ее экономическую систему и разрушив представления меланезийцев о престиже. Это разрушение социальной идентичности вылилось в такой феномен, как «культ Карго», который Шварц трактует как средство символического преодоления статусного неравенства меланезийцев и европейцев. «Приход Карго» уравновесил бы утрату статуса, в которой виновны «белые», даже те, которые политически при этом не присутствовали. Шварц указывает, что «культ Карго» мог бы появиться и без прямого контакта с европейцами, потому что простого знания об их богатстве уже достаточно для девальвации предшествующих критериев экономического успеха у меланезийцев. Следовательно, для объяснения «культов возрождения» не обязательно обращаться к прямому политическому господству и эксплуатации. Культурно-психологическое исследование того, как чувство социальной идентичности связано с понятием социально-экономического статуса, предоставляет более внятные объяснения. Религиозные представления о своем историческом происхождении и былых несчастьях обеспечивают некоторым группам жизненно важное определение того, кем они являются.
Когда народная религия разрушается под давлением верований народов-завоевателей, групповая идентичность (если она вообще выживает) получает жестокий удар. Возможен тотальный упадок морали. От нападок на традиционную религиозную систему особенно страдает статусная роль взрослого мужчины. Подрыв основополагающих представлений приводит к ослаблению как индивидуальной, так и коллективной выживаемости. И это приводит к общему моральному разложению. Некоторые группы (например, американские индейцы) страдают от невозможности быть уверенными в себе, так как утратили веру в своих собственных богов, в свои символы досто- 240 Психология культур инства и статуса. При этом они не могут получить поддержку из религии своих завоевателей (христианства), не отказавшись от своей собственной идентичности. Для многих чернокожих американцев христианская традиция остается мощной интегрирующей силой. Проповедник или священник (обычно социальный лидер) в наши дни обнаруживает, что прихожане ждут от него иной проповеди: он должен звать их не к примирению, а к конфронтации и протесту. Однако некоторые воинствующие чернокожие, считающие христианство и (иногда) иудаизм «расистскими религиями белых», обращаются к исламу как к «менее дискриминационной религии». Воспринимаемый как «африканская религия», ислам не ассоциируется с европейским политическим притеснением, тогда как христианство насаждалось (в Африке и где бы то ни было еще) колонизаторами и использовалось для склонения коренного населения к психологическому (равно как и социальному) приобретению статуса угнетенного класса. Для обретения новой идентичности некоторые чернокожие американцы образуют новые группы (например, «чернокожие мусульмане») или просто присоединяются к уже имеющимся мусульманским сектам. В этом проарабском движении кроются и антиеврейские настроения: многие чернокожие (пережившие гетто, как и евреи) воспринимают еврейских коммерсантов как людей, использующих недобросовестные методы, чтобы добиться над ними преимущества. Другие хотя и не принимают ислам, но считают, что психологически его легче идентифицировать с их африканским дохристианским наследием. Чувство этнической идентичности им дороже любого универсалистского мировоззрения — религиозного (христианства) или светского (марксизма).
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Религия:

  1. Анри Бергсон о двух источниках морали и религии
  2. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  3. РЕЛИГИИ
  4. ВЕРА В РЕЛИГИИ
  5. Объяснение различия между объективной и субъективной религией; важность этого объяснения для всего вопроса
  6. позитивность ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
  7. СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
  8. Глава вторая ОБЩАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
  9. 1. «АгниЙога» – этика или религия?
  10. 2. Секта или «синтез всех религий»?