<<
>>

4.8. Религия цивилизации

О палеолитической религии мы можем судить по франко­кантабрийской мифологии, отраженной в образах франко­кантабрийского наскального искусства [105, с. 161-191]. Эта мифология была предельно однообразной и посвящалась 3-м «верхним» (Конь-Солнце, Бизон-Земля, Олень-Небо) и 3-м «нижним» (Пещерный лев-страж Преисподней, Медведь- проводник в Преисподнюю, Шерстистый носорог-надзира­тель Преисподней) божествам.

Данная религия исповедова­лась 34 800 лет (40,5-10,2 тыс. радиоуглеродных, или 46,5-11,7 тыс. календарных лет назад). Ее географическое распростране­ние тоже поражает.

Территориальным ядром франко-кантабрийского искус­ства послужили Юго-Западная Франция и Северо-Западная Испания. Однако его наскальные варианты встречались по всей Испании, Франции, в ряде мест Италии и в Каповой пе­щере на Южном Урале в России [14], где имеется выразитель­ный ансамбль фигур, выполненный во франко-кантабрийском стиле III позднем, возраст 16,5-15,8 тыс. радиоуглеродных, или 18,9-18,1 тыс. календарных лет. Мобильные (т.е. портативные) произведения с франко-кантабрийской тематикой распростра­нены по всей Европе и достигают верхнепалеолитического по­селения Малая Сыя в Хакасии (Россия), возраст 34 500±450, 33 060±450, 33 060±300 радиоуглеродных, или 39 600, 37 960 календарных лет [131].

Широта распространения памятников, выполненных во франко-кантабрийском стиле, указывает на то, что они отра­жали древнейшую мифологию людей европеоидной расы. От­сюда следует, между прочим, что троичность центральных персонажей франко-кантабрийской мифологии послужила предпосылкой для триад «этрусской дисциплины» (религии, Tinia «Светоч, Громовержец» = Зевс «Светоч, Громовержец» [204, с. 30], Uni Мае «Приносящая Вечность» = Гера, Menrva «Неприносящая, Девственница» = Афина), римской рели­гии (Юпитер, «Светоч-отец» [204, с. 30], Юнона, Минерва) и христианства (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух).

Впро­чем, в двух последних случаях триады восходили к этрусско- филистимлянскому первоисточнику.

Ограниченность верхнепалеолитической мифологии устра­ивала первобытный социум с характерным для него объемом праздного времени, подлежащего заполнению коллективным отправлением религиозного культа (см. разд. 3.5). С приходом общественного разделения труда и цивилизации объем празд­ного времени возрос, что потребовало расширения религиозно­го культа и, соответственно, пантеона богов, их совокупности. В противоположность первобытной религиозной застойности (см. выше) общество разделенного труда обнаружило подвиж- нос.ть и склонность к религиозному обогащению. Рассмотрим это на примере «этрусской дисциплины» и христианства.

В I тыс. до н.э. народ этрусков проживал в итальянской То­скане, куда прибыл морем из Лидии - страны на западе Ма­лой Азии (Зап. Турции), в которую, в свою очередь, он явил­ся из Восточной Турции, а туда - из Леванта (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания). В эпоху мезолитической археологической культуры кебары (21,8-16 тыс. лет назад) в Леванте обитал на­род ностратов - т.е. людей, говоривших на языках ностратиче- ской сверхсемьи (см. разд. 2.5). В эпоху мезолитической куль­туры геометрической кебары (16-14,3 тыс. лет назад) там оста­вались лишь носители западноностратических языков, вклю­чая этрусков, после чего начался их путь на запад. В период 9,13-7,98 тыс. лет назад этруски пребывали на стадии архео­логической культуры керамического неолита; около 6,37-5,68 тыс. лет назад они достигли стадии бронзового века, а на рубе­же II I тыс. до н.э. для них настал железный век. Приведен­ный хронометраж этрусской истории объясняет историю рели­гии этрусков.

В мезолите у них появилось ткачество - новые начала со­зидания. Поэтому своего мезолитического Бога-Создателя они именовали «Ткачом» (этрусск. Sitmica < ностр. slta, slda, cida - связывать < Р. 8927. slta - связывать (умело)). В эпоху неоли­тического производящего хозяйства создавались запасы зер­на.

Поэтому Бога-Создателя начали называть «Создателем» (этрусск. Tecvm, фест. Та-ko, филист. Aaydrv - Дагон, верхов­ный бог войны < ностр. dage - создавать < Р. 10607. take - соз­давать запасы (зерна)), а бог «Ткач» отошел на третьестепен­ные роли божеств-благожелателей (этруск, lasa). В бронзовом веке функции созидания передались кузнечному делу, и Бог- Создатель обрел имя «Огненного Кузнеца» (этрусск. Lvsl Velx, пеласг, f ek%avoq - Зевс у критян < ностр. diqa - огонь, wela - сражать(ся) < Р. 5192. diqa - обжигать (укусом), Р. 11374. wela - сражать(ся) (руками и ногами)), а «Создатель (запасов зерна)» отошел на вторые роли, но сохранил первородную роль в «этрусской дисциплине».

Наконец, в железном веке Бог-Создатель стал называться «Светочем, Громовержцем» (этрусск. Tinia < ностр. t.ini - день (светлое время суток) < Р. 10850. tini - день (светлое время суток)), а «Огненный Кузнец» занял место в вулканической Преисподней, послужив источником римского Вулкана и на­ших вулканов.

В идеологическом отношении этрусский «Светоч, Громо­вержец» аналогичен прототигридскому богу «Забивающему (скот)» (прототигр. Zababa), ставшему верховным богом г. Киш в Шумере [87, с. 138, 141]. Они, по смыслу своих имен, отра­жали животноводческую реальность докерамического неоли­та (см. приложение 3), а в эпоху ранних государств стали вер­ховными богами-покровителями правителей, «пастухов» го­родов. Их черты передались римскому Юпитеру от этрусков и греческому Зевсу (критскому Зевсу [143, с. 89-264]) - от крит­ских пеласгов. С другой стороны, германско-балто-славянские боги-громовержцы (Тор, Перкун, Перун) указывают на то, что индоевропейцы имели в неолите собственных богов, «Забива­ющих (скот)», в силу чего скандинавский Тор изображался во­оруженным боевым молотом.

Этрусский пантеон (а следом за ним римский) состоял из 12-ти верховных богов во главе со «Светочем, Громовержцем». Имелись группы второстепенных богов (например, «Созда­тель (запасов зерна)», Satiria - Преклонный, лат. Сатурн, дру­гой бог старшего поколения, отец «Светоча, Громовержца», и др.) и третьестепенных божеств-благожелателей и божеств- хранителей (этруск.

1аг), причем «благожелатели» также были усвоены римлянами. В общей сложности образовалась армия богов, которая и не снилась первобытному человеку. Похожая картина имелась и в других древних цивилизациях. Этрусский пример показывает, что подобные обширные пантеоны скла­дывались путем напластования разновременных богов, уста­

ревшие группы которых не забывались, а помещались в панте­оне на вторых-третьих ролях ради его обогащения.

Аналогичным образом формировался христианский панте­он. Во главе его стоит Господь-Бог, троякий в соответствии с верхнепалеолитической и этрусско-филистимлянской тради­цией (см. выше). Он окружен сонмом вестников-ангелов, т.е. божествами второго плана. Наконец, имеется огромная груп­па апостолов и святых угодников, составляющая третий план пантеона и пополняющаяся до сих пор. Особняком стоит Бо­гоматерь, Дева Мария. Все названные небесные и земнородные боги почитаются с разной степенью усердия.

Из сказанного следует, что цивилизованное богостроитель­ство протекало естественноисторическим путем. На верующе­го человека это обстоятельство должно было производить впе­чатление, что символ веры дается ему извне, а именно - свыше.

<< | >>
Источник: Н.В. Клягин. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Антропология и этнология», «Философия», «Социология». 2014

Еще по теме 4.8. Религия цивилизации:

  1. 1. Культура и цивилизация как понятия культурологии
  2. Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
  3. Глава 2. БОГ УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ! («ФИЛОСОФЫ ЖИЗНИ» О РЕЛИГИИ)
  4. Освальд Шпенглер: религия - душа культуры
  5. Глава 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА
  6. Религия и генезис культуры
  7. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  8. Российский архив рабочих документов по экономике н социологии
  9. П. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
  10. Оценка феномена войны в мировых религиях
  11. § 2. Права .человека и цивилизация
  12. Глава 8. Обнаружение Его, дворца
  13. 14.3. Рынки не заменяют этику, религию и цивилизацию
  14. Глава 23 ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
  15. ИМПЕРИИ И РЕЛИГИИ ПРИ РАННЕМ КАПИТАЛИЗМЕ: ЭКСПАНСИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ