<<
>>

Репрезентация идентичности

В дальнейшем, в повседневности, атрибутика продолжает восприниматься как предметное выражение профессиональной идентичности. В повседневном общении воспроизводится схема символической идентификации профессионала с его рабочим инструментарием.

Профессиональные водители, летчики, капитаны судов и операторы разного рода технических устройств говорят, что чувствуют свою машину и даже сливаются с нею; то же отношение к инструменту характерно для музыкантов и системных администраторов. В разговоре с сотрудниками ФТИ (Физико-технического института им. Иоффе) я затронула тему отношения к оборудованию - установкам, на которых они проводят экспериментальные исследования. «Каждый, конечно, имеет (свое отношение. - Т.Щ.), - отвечает сотрудница (60 лет). - У нас у каждого своя установка просто. А это у кого очень большие технологически - они обобщенно, какие-то... техника... а так - очень даже личное, и вообще это как бы даже и... думают: это такого-то установка, эта такого-то. - То есть уже известно по имени? - спрашиваю я. - Конечно. И с самого начала так было». - «И более того: никого не подпущу!» - добавляет другая (сотрудница технологической группы, 40 лет). - «Ну естественно», - подтверждает первая [ПМА. СПб., 2005].

Во многих профессиях существует запрет на пользование чужим инструментом, а иногда даже на прикосновение к нему без ведома хозяина. Запрет этот может иметь как рациональное, так и магическое обоснование: в среде музыкантов, например, бытует примета, что побывав в чужих руках, инструмент может утратить свои рабочие качества. Разрешение сыграть на своем инструменте означает высшую степень доверия. В интервью архитекторов отмечено негативное отношение к работе кого-либо другого у своего подрамника или за своим рабочим столом. Подобные обычаи также можно интерпретировать как проявление тенденции к символической идентификации профессионала со своим инструментарием, который становится как будто частью образа «я», уже не просто орудием деятельности, но персональным атрибутом.

По состоянию музыкального инструмента коллеги судят о его хозяине и вообще считается, что инструмент накладывает отпечаток на характер музыканта, точнее, его характер описывается через свойства музыкального инструмента. Примером могут послужить следующие рассуждения молодого виолончелиста о характере музыкантов: «Считается, что пианисты самые интеллектуальные. У них самый огромный репертуар. Они самые развитые, разносторонне развитые... скрипка - это лидер, вторая скрипка как второй голос, виолончель создает низкие ноты, это основание квартета, и альт, вроде бы ничего не делает, но зато чувствует и слышит лучше всех». Похожие представления отмечены и у рок-музыкантов. Существуют анекдоты об отдельных инструментах и исполнителях: в среде классических музыкантов - об альтистах, в рок-среде - о басистах (исполнителях на бас-гитаре) [ПМ: Н. Выродова, Е. Задорожная, 2002]. Вообще шутки в адрес профессионалов нередко обыгрывают качества (недостатки) их инструментов: у архитекторов имеются шутки «про подрамник», а подшучивая над бас-гитаристом, иронизируют по поводу «нарисованных» на его бас-гитаре струн (дескать, они ему не нужны, он все равно не играет).

Идентификация с атрибутом профессии может быть выражена лексически. Так, операторы пейджинговой связи пользуются между собой лексикой, образованной от слова «пейджер», чтобы обозначить важные для работы понятия. Оператор пейджинговой связи (обычно девушка) в этом арго называется пейджерастка, отправить сообщение на пейджер - пейджернутъ, повторить сообщение - спейджер- нутъ, наделать ошибок при передаче - напейджерить и т. д. При этом собственно пейджер у них назывался пыжик (Ершова Н., 2002).

<< | >>
Источник: Э. Гучинова, Г. Комарова. Антропология социальных перемен. Исследования по социальнокультурной антропологии : сборник ст. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Репрезентация идентичности:

  1. МЕЖДУ «ЗАПАДНИЧЕСТВОМ» И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ: СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ПУСТОТА» В ПРОЗЕ Х. МУРАКАМИ
  2. Идиографические репрезентации Я и социальные знания
  3. Особенности репрезентации профессиональной ситуации студентами педагогического вуза и учителями
  4. Представление, репрезентация (representation).
  5. Репрезентация как познавательная операция в научном познании
  6. Современное состояние: модели репрезентации знаний
  7. ПЫРЬЯНОВА Ольга Анатольевна. ФЕНОМЕН ФИГУРАТИВНОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, 2013
  8. § 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании
  9. МАНАПОВА ВИОЛЕТА ЭЛЬДАРОВНА. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ (ФИЛОСОФСКО- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ), 2013
  10. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ ТЕКСТА А.И. Заикина Белгородский государственный университет
  11. Параграф VII Каким образом каждая монада есть репрезентация вселенной
  12. Критика теории познания как «теории репрезентации»
  13. БЛИНОВА Ольга Александровна. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ (на материале произведений Э. Хемингуэя). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук, 2015
  14. Раздел III ДИНАМИКА ИДЕНТИЧНОСТИ