<<
>>

3. Символическая антропология

Практика рассмотрения культуры как организации представлений, знаний, упорядочивания знаков, значений в символической форме сложилась в культурной антропологии примерно к 60гг. XX века.
Это теоретическое направление объединяется поиском общих принципов культурного упорядочивания человеческого опыта существования, совместной жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем. Оно несёт на себе существенный отпечаток идей структурной лингвистики, семиологии (наука о знаках) и семантики (наука о значениях). Исследования в рамках этого направления связаны с анализом семантических структурных порядков, будь то семейные отношения, мифологические структуры или «естественные» классификации различных областей реальности («этноботаника», «этнозоология» и т.п.). Основные имена, связанные с этими направлениями – К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида.

Представленные таким образом явления культуры объясняются по аналогии с феноменами языка через обнаружение идеациональных кодов, стоящих за воспринимаемыми культурными порядками. При этом язык в лингвистическом понимании рассматривается как один из многих – хотя и имеющий первостепенную важность – кодов культурной информации.

С точки зрения исследования проблемы «общее – специфичное» в культурах следует отметить, что в рамках этого направления основной теоретический акцент помещён не на уникальность культур, но на поиск универсальных способов их внутренней организации. Этот акцент связан с успехами в лингвистике, где выявление универсальной грамматики, стоящей за поверхностью синтаксического разнообразия, было признано классическим открытием XX столетия.

Интерес к поиску универсалий в сфере языкового поведения распространился на более широкую сферу культурологических исследований. Вопрос о том, имеются ли в нелингвистических областях культуры образцы универсалий, аналогичные существующим в языке, считается среди представителей культурной антропологии весьма актуальным.

Однако само по себе их обнаружение не представляет сколь бы то ни было существенного интереса для понимания как человеческой природы, так и культурных феноменов. Ибо просто констатация существования таких универсалий не проясняет вопроса о том, в какой степени они отражают генетическую запрограммированность человеческого знакового поведения, с одной стороны и возможности его структурных изменений – с другой. Поэтому в рамках рассматриваемого подхода методологическим императивом считается постоянная возможность представлений человека о своём окружении путём их сопоставления с данными в человеческой психике.

Культура в рамках структурализма рассматривается как разделяемая система символов, кумулятивное порождение разума. При этом в качестве исходного допущения принимается представление об инвариантности во времени психических принципов, составляющих основу трансформации внешних стимулов и внутрииндивидуальных импульсов в устойчивые символические формы, пригодные для обмена в процессах социального взаимодействия. Это допущение имеет важные познавательные следствия для изучения культурного многообразия, с одной стороны, и культурной динамики – с другой. В отношении первого вопроса в рамках структурализма принято считать, что существующие в настоящее время различные виды культур нельзя упорядочивать с точки зрения единой шкалы развития. Они представляют собой вариации реализаций возможностей, обусловленные наложением различных конфигураций, комбинаций этих психических принципов на неоднородный «природный материал». В отношении второго вопроса структуралисты полагают, что физический мир, в котором живёт человек, обеспечивает «сырьё» перерабатываемое универсальными психическими трансформационными (преобразующими механизмами во внешне различные, но принципиально структурно сходные объекты (артефакты). Следовательно, динамика культуры обусловлена постоянной трансформацией внешних и внутриличностных стимулов в единицы восприятия; сортировка этих единиц по значимости; преобразованием их во внутренние концепты, а затем в символические формы; сравнением их с другими символическими формами, ведущим либо к подтверждению, либо к изменению существующих культурных порядков.

Структуралистский подход к изучению культуры имеет свои ограничения. В его рамках область культурной антропологии сужается до изучения принципов, структурирующих познавательные процессы и организующих систем и представлений об окружении. Культурное многообразие здесь представлено только областью символических объектов, тогда как другие его аспекты не рассматриваются. Таким образом, сторонники этого подхода имеют дело с теми областями культуры, которые можно назвать социально значимым знанием, но практически не уделяют внимания культурным аспектам социальной организации, то есть экономическим, политическим факторам, действие которых может и не осознаваться большинством членов общества, но вызывать вынужденные реакции. Вопросы для самоконтроля

1. Каковы достоинства символического подхода к культуре?

2. В чем его ограниченность? Литература

1. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. Изд-во МГИК, 1994 г.

2. Юнг К. Человек и его символы. М., 1987 г.

3. Культура: теории и проблемы. М., 1995 г.

4. Малахов В.С. «Война культур» // Октябрь 1997 №7.

<< | >>
Источник: Сост. А.Д. Похилько. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (конспект лекций). 2004

Еще по теме 3. Символическая антропология:

  1. 1.) Философская антропология
  2. 3.5. Телесность как проблема педагогической антропологии
  3. БИОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
  4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  5. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ А.А.Велик
  6. ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  7. Возрастая антропология о закономерностях онтогенеза человека
  8. Современная социокультурная антропология
  9. Н. Я. Дараган ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В «СТРУКТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ» К. ЛЕВИ-СТРОССА
  10. ФОРМА И ПАТТЕРН В АНТРОПОЛОГИИ КОНТАКТ КУЛЬТУР И СХИЗМОГЕНЕЗ
  11. IX. Соединенные Штаты глазами антрополога
  12. X. Мир глазами антрополога
  13. ВООБРАЖАЕМОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ УЛАКАНА
  14. 2. АНТРОПОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
  15. 3. АНТРОПОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ