<<
>>

6. Символические аспекты культурной антропологии: Л. Уайт и Р. Раппапорт

В культурной антропологии эволюционные идеи до сих пор составляют самую сильную научную парадигму научного изучения культуры. По мере расширения круга диффузионистских и функционалистских идей, возникших как противопоставляемые эволюционным идеям, все более очевидно становится их родство.
Неоэволюционизм сложился в 60-е гг. ХХ в. в Колумбийском университете и Мичиганском университете. Импульс возрождения исходил от работ Л. Уайта.

При разработке своей концепции, Уайт отверг позицию, согласно которой есть только два способа исследования социокультурных явлений и процессов – исторический и функциональный. Он предлагает три вида процессов:

-современные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий, должна изучать история;

-структурные и функциональные аспекты развития культуры должны исследоваться в рамках функционального анализа;

-формально-временные процессы, в которых явления культуры предстают как временная последовательность форм, следует рассматривать эволюционным методом.

Эволюция, по Уайту, означает единый процесс развития трех основных форм действительности, при котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Каждая форма в свою очередь, образуется из сочетания различных элементов культуры. Культура, по Уайту, представляет собой независимую систему функция и цель которой – делать жизнь безопасной и пригодной для человечества.

Источником любого процесса развития является энергия. Любое культурное поведение требует расхода энергии. При этом определяющим фактором и критерием развитости культуры является ее энергонасыщенность. культуры различаются количеством используемой энергии и культурный прогресс можно измерить количеством энергии на душу населения ежегодно. Таким образом, в эволюцию культур Уайт связывал с ростом количества используемой энергии и видел смысл всей культурной эволюции в улучшении адаптации человека к миру.

Значительное место в теории Уайта занимает теория символов.

Он определяет культуру как экстрасоматическую (внетелесную) традицию, ведущую роль в которой занимают символы. Уайт рассматривал символ как идею, сформулированную словами, история дает возможным распространение опыта, роль символа видел в том, что символ преобразовал человека от простого животного к "человеческому животному".

Идеи Уайта были поддержаны культурным антропологом Р. Раппапортом. В настоящее время основания неоэволюционизма общие принципы объяснения, свойственные функционализму и диффузионизму, само направление включает весь спектр теоретических ориентаций, связанных с изучением необратимых социокультурных изменений, обусловленных отношениями человека как вида с его окружением.

Позднее исследования Раппапорта выливаются в отдельную ветвь, называемой культурной географией или экологической антропологией. В своих трудах он исследует связи человеческих популяций и отдельных сообществ с природным окружением. Ставит вопрос о влиянии адаптации социальной системы к природной среде на формирование эволюционных процессов. Раппапорт выяснил, что изменения, вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символическом уровне системы, не затрагивая ее структуры. Вопросы для самоконтроля

1.Сформулируйте основные тезисы теории Раппапорта.

2.Дайте определение терминам "эволюция" и "культура" по Уайту.

3.Что, по Уайту, является движущей силой любого процесса? Литература

1. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

2. Вопросы антропологии. Научные статьи и материалы. М., 1996.

3. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1989.

<< | >>
Источник: Сост. А.Д. Похилько. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (конспект лекций). 2004

Еще по теме 6. Символические аспекты культурной антропологии: Л. Уайт и Р. Раппапорт:

  1. 6. Символические аспекты культурной антропологии: Л. Уайт и Р. Раппапорт