<<
>>

Словарь параллельных терминов естественно-научного и социогуманитарного тезаурусов[91]

Так как мы видим, что истина состоит в правильной расстановке имен в наших утверждениях, то человек, который ищет точной истины, должен помнить, что обозначает каждое употребляемое i              им              имя, и соответственно этому поместить его; в противном слу

чае он попадет в ловушку слов, как птица в силок, и, чем больше усилий употребит, чтобы вырваться, тем больше запутается...

Отсюда видно, насколько необходимо каждому человеку, стремящемуся к истинному познанию, проверять определения прежних авторов и или исправлять их, если они небрежно сформулированы, или формулировать их самому заново. Ибо ошибки, сделанные в определениях, увеличиваются сами собой по мере изучения и доводят людей до нелепостей, которые в конце концов они замечают, но не могут избежать без возвращения к исходному пункту, где лежит источник их ошибок [Гоббс, 1991. С. 25-26].

Задача данного словаря — показать терминологическую близость научного аппарата социологии и биологии. Мы стремились дать типичные определения, принятые сегодня в регионах социологического и биологического знания, безотносительно того, считаем ли мы их правильными и инструментально полезными, или нет. Что касается синтетических определений, то они выбирались или формулировались автором таким образом, чтобы представить своего рода междисциплинарный «сухой остаток» — то есть отразить те аспекты определяемого феномена, которые присутствуют в поведении как человека, так и животных. При этом мы, разумеется, исходили из того, что данные аспекты имеют отношение к сущностным, а не периферийным сторонам определяемого феномена. Столь же несомненно, что некоторые термины далее могут и должны быть специфицированы с учетом той области, в которой они будут применяться, и тех исследовательских задач, которым послужат.

АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В социогуманитарном знании:

“Индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей” [Психология: 9];

“Поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям.

...форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения” [Википедия].

В биологии:

“Действия животного, адресованные другой особи и приводящие к ее запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм” [БЭС: 8-9]. “Применение силы животным с целью достижения или защиты ресурсов, таких как пища, территория, репродуктивная возможность или партнер и защита потомства” [Glossary of common neuroscience terms];

“Поведение, посредством которого человек или животные отстаивают собственные интересы, преодолевая сопротивление других” [Eibl-Eibesfeldt, 1989:364].

“Обобщенный термин для всех видов атакующего, защитного и угрожающего поведения. В ряду необходимых различий наиболее отчетливым представляется различение между внутривидовой и межвидовой агрессией              Внутривидовая и межвидовая агрессия различаются типом сопер

ничества: между членами одного вида типичным является ритуализированное соперничество, для межвидовой агрессии более характерна борьба с нанесением физического вреда. Биологическое значение внутривидовой агрессии часто обсуждается в этологической литературе. Практически нет сомнений в том, что она способствует установлению адаптивной социальной организации, характерной для данной вида...” [Immelmann, Beer, 1989:8-9].

В философско-биологическом смысле — активная доминанта жизни, связанная с борьбой за жизненные ресурсы.

Синтетическое определение:

Действия, несущие угрозу (в виде прямого нападения / защиты или демонстрации агрессивных намерений) индивидуальному или коллективному субъекту.

АДАПТАЦИЯ />В социогуманитарном знании:

Приспособление субъекта (индивида или группы) к изменяющимся экономическим, политическим, социальным, культурным, социально-психологическим условиям жизнедеятельности;

Социальная адаптация — “приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей” [БСЭ].

В биологии:

“Приспособление к условиям, аккомодация” [Immelmann, Beer, 1989: 4]; “Процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие” [Википедия];

“Развитие любого признака, который способствует выживанию вида и его размножению” [Энциклопедия «Кругосвет»];

“Совокупность морфологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды” [БЭС: 10].

Как правило, биологические определения адаптации фокусируются на “идее компенсаторных изменений, либо краткосрочных (происходящих в ответ на отдельные стимулы или жизненный опыт в целом), либо долгосрочных (происходящих, например, вследствие климатических сдвигов)” [Glossary...]. Эта же особенность отличает и определения, формулируемые в домене социогуманитарного знания.

Синтетическое определение:

Формирование “структурного сопряжения” в системе “организм - внешняя среда”; “творческий” (внутренне обусловленный) ответ системы на требования среды, вплоть до приспособления среды к требованиям организма.

АЛЬТРУИЗМ

В социогуманитарном знании:

“Бескорыстная забота о благе и интересах других людей” [Шмерлина И.А. Альтруизм // БРЭ: 571];

“Нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо” [ФЭС: 21].

В биологии:

“Действия одного индивида, направленные на другого, при которых приспособленность альтруиста снижается, а реципиента— возрастает” [Glossary...];

“Инадаитивное с точки зрения особи поведение” [Попов, 2006: 335];

“Неэгоистичное поведение. Поведение, при котором животное, безотносительно его собственного благополучия, действует в пользу другого представителя своего вида” [[lmmelmann, Beer, 1989: 4].

Синтетическое определение:

Поведение, при котором индивид / особь действует в пользу другого (других), не преследуя при этом собственных интересов.

БРАК, БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В социогуманитарном знании:

“Социально организованные половые отношения между мужчиной и женщиной” [Бурова С И. Брак // Социология];

“Исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям” [Харчев А.Г., Першиц А. И. Брак // БСЭ].

В биологии:

Относительно устойчивый союз половых партнеров, ориентированный на выращивание потомства; у некоторых видов устанавливается задолго до начала сексуальных отношений (т.н. этап помолвки).

Синтетическое определение:

Форма устойчивых взаимоотношений между сексуальными партнерами.

ВЗАИМОПОМОЩЬ

В социогуманитарном знании:

Фоновое лексическое значение — “оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу” [Толковый словарь русского языка Ушакова] как осознанное и целенаправленное действие.

В биологии:

“Форма отношений между особями одного или разных видов, когда каждая из взаимодействующих особей извлекает для себя определенные выгоды, используя те или иные биологические особенности партнёра (партнёров), причем полезные результаты взаимопомощи всеми его участниками используются одновременно” [БЭС: 94].

Синтетическое определение:

Форма взаимоотношений между индивидами, при которой каждая нз сторон извлекает для себя определенные выгоды. В поведении человека имеет долгосрочную перспективу, выступая как “взаимный обмен вознаграждениями”, не предполагающий непосредственно- сиюминутного эквивалентного действия.

ГРУППА

В социогуманитарном знании:

“Ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков” [Карпенко Л.А., Петровский

А.В. Группа // Социальная психология];

Ч

Группы социальные— “относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества” [Лапин И.Н.

Группы социальные // БСЭ].

В биологии:

Совокупность особей, взаимодействующих и/или находящихся в пространственной близости.

Синтетическое определение:

Совокупность индивидуумов, выделяемая по определенным критериям.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

В социогуманитарном знании:

’’Растущая специализация частей общества, порождающая большую неоднородность” [Аберкромби, 1999: 78];

Социальная дифференциация — “как наличие в обществе социальной структуры, так и процесс, ведущий к возникновению новых видов деятельности, ролей и групп, для выполнения новых функций” [Википедия].

В биологии:

Развитие объектов живой природы (организма, сообщества, таксономической группы), сопровождающееся усилением неоднородности, выделением отдельных подсистем, в ряде случаев ведущее к автономизации последних.

Синтетическое определение:

“Сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни” [ФЭС: 170]. Один из универсальных (наряду с интеграцией) механизмов развития органических систем.

ДРУЖБА

В социогуманитарном знании:

Персонифицированный союз между ограниченным числом людей (как правило, двумя — тремя), предполагающий взаимную симпатию и поддержку в различных жизненных ситуациях.

В биологии:

Устойчивые персонифицированные связи между ограниченным числом особей (как правило, двумя — тремя), которые проявляются как длительное совместное пребывание, часто — взаимопомощь, совместные игры и кормление.

Синтетическое определение:

Устойчивые персонифицированные связи, в основе которых лежит бескорыстное (не связанное с какой-либо прагматической целью) предпочтение общества друг друга.

ЗНАК

В социогуманитарном знании:

“Материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)” [ФЭС: 191].

В биологии:

Информационный посредник; чувственно воспринимаемый фрагмент действительности, репрезентирующий значимую для особи информацию.

Синтетическое определение:

“Материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки (последнее — только у человека— И.Ш.) и передачи сообщений (информации...)” [ФЭС: 191].

ИГРА; ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В социогуманитарном знании:

Разнообразные виды непродуктивной деятельности, не имеющие прагматической цели.

В биологии:

Поведение животных, не обусловленное естественно-биологической необходимостью (целями выживания, репродукции, повышения комфортности существования и т.п.).

“Игра представляет собой поведение, совершаемое без того «момента всамделишности» (the ‘serious point’), который присутствует в соответствующем поведении, совершаемом в нормальном контексте. ...биологическое значение игры состоит в том, чтобы дать возможность животному ...приобрести уверенность и ловкость в обращении со своим телом и освоить способы овладения миром как в физическом, так и социальном плане”” [Immelmann, Beer, 1989: 223 - 224].

Синтетическое определение:

“Термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от самой деятельности” [ФЭС: 195].

ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

В социогуманитарном знании:

Система соотносительных позиций индивидов и социальных групп, задающая неравный уровень доступа к ресурсам и неравный объем организационно-управленческих обязанностей. На макроуровне, когда элементом иерархической системы выступает социальная группа, совпадает с понятием “социальная стратификация”.

В биологии:

Система доминирования, или соотносительных позиций персонально узнаваемых членов сообщества; задает неравный уровень доступа к ресурсам и неравный объем организационно-управленческих обязанностей;

“Система поведенческих связей между особями в группе, регулирующая их взаимоотношения и доступ к пище, убежищу, особям противоположного пола. ...является лишь одним из регуляторов жизни группы... При изучении сложноорганизованных группировок (у общественных насекомых, приматов) эта концепция постепенно уступает место иным подходам (например, исследованию внутригрупповой структуры с точки зрения функциональных ролей)” [БЭС: 223].

“Упорядоченное распределение «прав и обязанностей»— старшинства и субординации — внутри группы животных, живущих совместно. Более сильный или более опытный индивид занимает более высокий ранг и, соответственно, пользуется определенными привилегиями, а именно, приоритетным доступом к ресурсам. ...Ранговый порядок может включать представителей обоих полов или существовать отдельно для каждого пола.

В последнем случае член пары иногда имеет тот же самый ранг, что и его партнер, определяющим обычно бывает статус самца              Индивид с са

мым высоким статусом имеет преимущественный доступ во время кормежки и у водопоя, он может выбирать лучшее место для сна или отдыха и может более или менее монополизировать возможности в выборе сексуального партнера. В то же время, эта позиция может возлагать определенные обязанности, такие, как руководство группой и готовность действовать в роли ее стража и защитника. С учетом этих обстоятельств и принимая во внимание сложность отношений рангового порядка, характерную для многих видов, сегодня всё более предпочитают давать описания не в традиционной терминологии рангового порядка, а в терминах ролей. Ранговоиерархическая система служит стабилизации отношений внутри группы” [Immelmann, Beer, 1989: 241 - 242].

Синтетическое определение:

Система соотносительных позиций индивидов, задающая неравный уровень доступа к ресурсам и неравный объем организационно-управленческих обязанностей.

ИМПРИНТИНГ (ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ)

В социогуманитарном знании:

Специфические процессы онтогенеза, в ходе которых происходит стойкое (возможно, необратимое) запечатление жизненно важной для индивида информации.

В биологии:

“Формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам” [БЭС: 228]. Представляет собой сложный комплекс врожденного (генетически обусловленного) и приобретенного (поскольку совершается как процесс научения).

Синтетическое определение:

Специфический процесс онтогенеза, в ходе которого происходит необратимое или стойкое запечатление жизненно важной для индивида информации. Представляет собой сложный комплекс врожденного (генетически обусловленного) и приобретенного.

По отношению к человеку и высшим животным, у которых показано наличие длительного периода социального взросления, может трактоваться как биологическая составляющая социализации.

ИНСТИНКТ; ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В социогуманитарном знании:

“Термин, используемый в социологии для обозначения врожденных, досо- циальных или генетически закодированных характеристик человеческого поведения” [Аберкромби, 1999: 106];

“Способность действовать таким образом, чтобы достигать определенных целей без их предвидения и без предварительного научения таким действиям” [James: 383].

"Врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию" [Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Мак-Дугалл // Социология]. Следует заметить, что в последнем определении содержится описание не инстинкта, а феномена избирательного реагирования, в основе которого лежат определенные генетически заданные предрасположенности поведения. Поведение человека регулируется скорее реакциями избирательного реагирования, нежели инстинктом в строгом понимании этого слова.

В биологии:

“Совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях” [БЭС: 231].

“Это, несомненно, самый дискуссионный термин в этологии. ...Поскольку данный термин не имеет однозначного определения, большинство этологов сегодня его избегают. Когда данное слово появилось в этологии, оно обычно связывалось с врожденным поведенческим механизмом, который проявляется в упорядоченной последовательности движений, так называемой фиксированной форме действия[92], активируемой посредством специфической стимуляции со стороны высвобождающего механизма, контролирующего реализацию соответствующей потребности” [Immelmann, Beer, 1989: 151].

Как показали современные исследования, инстинктивное поведение включает как врожденные (генетически обусловленные), так и приобретенные компоненты.

Синтетическое определение:

Генетически обусловленное поведение; у человека аналогом инстинкта выступают генетически заданные предрасположенности поведения (избирательное реагирование на определенные стимулы).

ИНТЕГРАЦИЯ

В социогуманитарном знании: в общесоциологическом смысле— процесс, обратный дифференциации: объединение дифференцированных частей социальной системы, сопровождающееся усилением их взаимозависимости; (2) в узкосоциологическом смысле — осознанное и целенаправленное объединение социальных субъектов разного рода.

В биологии:

“Целесообразное объединение и координация действий разных частей целостной системы” [БЭС: 231];

“Процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, характерный для живых систем на каждом из уровней их организации” [Орлов И В., Яблоков А В. Интеграция (биол.) // БСЭ].

В этологии показано, что дифференциация и интеграция членов сообщества может идти несколькими путями, а именно: (1) формирование пространственно-зависимой разнокачественное™ (характерно для территориальных видов, ведущих “одиночный образ жизни”); (2) формирование “пространственно независимой, внутригрупповой разнокачественное™”, при этом дифференциация / интеграция может носить (2а) индивидуально-неспецифический характер (ведет к стратификации сообществ, в том числе на морфологическом уровне); (26) индивидуально-специфический характер (“проявляется преимущественно на уровне поведения... Развитие этого направления ...ведет к социальным структурам высших приматов и человека”) [Попов, Чабовский, 2005: 10].

Синтетическое определение:

Один из универсальных (наряду с дифференциацией) механизмов развития органических систем, ведущий к формированию связей и усилению взаимозависимости между разрозненными до того или слабо интегрированными частями; “сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов” [ФЭС: 210].

КОАЛИЦИЯ

В социогуманитарном знании:

“Временный союз индивидов, групп, партий, организаций, государств и т.д. для достижения общих целей” [Словарь по общественным наукам].

В биологии:

Временные группировки с выраженными прагматическими целями, образуемые в сообществах, основанных на персональном распознавании своих членов.

Синтетическое определение:

Временные группировки с выраженными прагматическими целями.

КОММУНИКАЦИЯ

В социогуманитарном знании:

“Передача сообщений от одной стороны к другой” [Аберкромби, 1999:132];

“То же, что Общение— обмен сведениями с помощью языка или жестов” [Википедия];

“Сообщение, процесс передачи информации” [Терещенко О.В. Коммуникация социальная // Социология].

В биологии:

“Передача сигналов. Влияние на поведение другого животного с помощью сигналов или телесных демонстраций” [Immelmann, Beer, 1989: 51];

“Общение животных, связи между особями одного или разных видов с помощью передачи сигналов (специфических — химических, механических, оптических, акустических, электрических и других или неспецифических — сопутствующих жизнедеятельности), воспринимаемых органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, органами боковой линии, термо- и электрорецепторами” [БЭС: 63].

Синтетическое определение:

Процесс семиотического взаимодействия; “общение...; передача того или иного содержания от одного сознаний (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях” [ФЭС: 269].

КОНКУРЕНЦИЯ

В социогуманитарном знании:

Борьба за ресурсы разного рода; “ситуация, при которой индивиды с различными или противоположными интересами стремятся к максимальному увеличению собственных преимуществ или вознаграждения” [Аберкромби, 1999: 134].

В биологии:

Борьба за ресурсы, обеспечивающие выживание и репродуктивный успех; “Взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних” [БЭС: 277];

“Ситуация, при которой два или более индивидов или видов претендуют на одни и те же природные ресурсы. Наиболее очевидна конкуренция между конснецификами; ее предметом, кроме ресурсов выживания и репродукции (пища, места гнездования, строительный материал, места отдыха), могут быть социальные ресурсы (например, половые партнеры или иерархический статус). Конкуренция является причиной агрессии между кон- спецификами, однако прямая борьба сдерживается демонстрацией угрожающего и устрашающего поведения... Распространенным явлением выступает также межвидовая конкуренция, особенно между близкородственными видами, занимающими перекрывающиеся ареалы обитания. В подобных случаях могут возникнуть адаптации, аналогичные способам снижения внутривидовой агрессии, такие, как, например, межвидовая территориальность...” [Immelmann, Beer, 1989: 54].

Синтетическое определение:

Борьба за ресурсы; “соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели” [Википедия].

КУЛЬТУРА

В социогуманитарном знании:

“Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях” [Степин B.C. Культура// Социология];

“Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: ...отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; ...воплощенная в предметных, материальных носителях; и ...передаваемая последующим поколениям” [Словарь по общественным наукам];

“Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе” [Толковый словарь русского языка Ушакова];

“Надгенетический механизм передачи жизненно-важной информации от поколения к поколению, содержанием которого выступают совокупность способов, регуляторов и результатов человеческого существования. Т.е. корпус культуры — способы, регуляторы и результаты человеческого существования” [Википедия];

“Совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям” [Гуревич П.С. Культура// Современная западная социология: 147];

“...Культура как система искусственных средсгв отличает человека от животных, которые в своей жизнедеятельности опираются на естественные средства. Культура... вырабатывается людьми в процессе сознательной постановки цели” [Басин Е. Культура//Энциклопедия «Кругосвет»];

1 “Социологи и антропологи используют это понятие в качестве собирательного, отражающего символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества” [Аберкромби, 1999: 147].

В биологии:

В этологии преимущественно — способ трансляции благоприобретенных знаний и умений (когда определенный поведенческий паттерн “распространяется внутри группы, когда он переходит от поколения к поколению благодаря традиции и когда он упорно удерживается в группе, причем исключительно в качестве благоприобретаемого поведенческого признака, тогда мы имеем дело с культурой в этологическом смысле этого понятия” [Immelmann, Beer, 1989: 65]); реже— искусственная среда обитания, созданная животными (“биологическое сигнальное поле” [Наумов, 1973; Наумов, 1977]).

Синтетическое определение:

Процесс и результат активного освоения жизненной среды. Включает два

взаимосвязанных аспекта: (1) объективированный мир продуктов созидательной деятельности живых существ; (2) негенетический способ передачи результатов такого рода деятельности (в широком смысле слова — информации).

ЛИДЕР

В социогуманитарном знании:

“Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. ... Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть” [Психология: 189 - 190].

В биологии:

Доминирующий член сообщества. Лидерство как доминантная статусная позиция обеспечивает особи преимущественный доступ к ресурсам и возлагает на нее организационно-управленческие функции. Этологический индикатор лидерского статуса — объем внимания, обращенного на особь: “Фокус внимания как индикатор статуса появляется уже у приматов, в сообществах которых высокостатусные индивиды являются центром внимания других особей, то есть с ними «считается» большинство членов группы” [Eibl-Eibesfeldt, 1989: 314].

Синтетическое определение:

Лидер — член группы, играющий “центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе” [Психология: 190].

МОТИВАЦИЯ

В социогуманитарном знании:

“Активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий” [Радионова С.А. Мотивация // Социология]; “Динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость” [Словарь по общественным наукам].

В биологии:

“Поведенческий настрой, импульс; готовность к действию или соответствующая тенденция; полный комплекс ближайших каузальных факторов, управляющих, что животное делает или собирается сделать; настоятельное побуждение действовать определенным образом; система регуляции поведения животных, включая человека” [Immelmann, Beer, 1989: 190].

Синтетические определения:

“Активные состояния мозговых структур, побуждающие высших позвоночных животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации делают поведение целенаправленным, ориентируя его либо наследственно (слож

ные безусловные рефлексы, инстинкты), либо благодаря ранее накопленному условнорефлекторному опыту” [БЭС: 382];

“Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин "Мотивация", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных” [Асмолов А.Г. Мотивация // Общая психология].

НАУЧЕНИЕ (learning)

В социогуманитарном знании:

“Приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин "Научение" применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта” [Леонтьев А.Н. Научение // БСЭ].

“Изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта— знаний, навыков, умений — определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе передачи такого опыта)” [Энциклопедия «Кругосвет»].

В биологии:

“Одно из основных понятий этологии, характеризующее индивидуальное приспособление животного к среде обитания путём изменения врождённого поведения” [.Леонтьев А.Н. Научение // БСЭ];

“Изменения в поведении вследствие приобретенного опыта, включая фор- мировании привычек под влиянием соответствующих условий и приобретение информации, которая накапливается в памяти. В этологии данным термином охватываются все процессы, которые ведут к адаптации поведения индивида к господствующим условиям, также как адаптации сами по себе, то есть все изменения в поведении, которые являются следствием индивидуального опыта. Научение можно определить «в самом широком смысле как адаптивную модификацию поведения» (Лоренц, 1981) в жизни животного” [Immelmann, Beer, 1989: 171].

Синтетическое определение:

“Изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта” [Энциклопедия «Кругосвет»]. В том случае, когда приобретение опыта связано с процессами направленной передачи информации, говорят об обучении.

НОРМА

В социогуманитарном знании:

“Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми” [Смэлзер, 1998: 656].

В биологии:

Стандарт действия, регулирующий социальное поведение особей в высо

коорганизованных сообществах, основанных на персональном узнавании своих членов.

Синтетические определения:

Стандарт действия, правила, регулирующие социальное поведение индивидов, в том числе — высокоорганизованных животных.

“Нормы устанавливают допустимые границы деятельности... Таким образом, социальная норма есть (1) общезначимое правило поведения... За этим правилом обязательно стоит (2) санкция — награда или наказание, одобрение или порицание; (3) норма содержит постоянную возможность отклонения (неисполнения или нарушения), иначе она была бы независимой от выбора субъекта; (4) субъективная сторона нормы проявляется не только в решении субъекта следовать ей, но и в ожиданиях аналогичного поведения от других...” [Киссель М.А. Нормативизм социологический // Современная западная социология: 228 - 229]. Все перечисленные критерии применимы к норме как междисциплинарному понятию. Принципиальные отличия норм, регулирующих социальную жизнь животных и человека, состоят в следующем: Социальные нормы, действующие в человеческом сообществе, выступают не просто как привычные поведенческие паттерны, но, как правило, получают, легитимацию «свыше» — рационально-ценностное обоснование; при этом они «обычно ...выступают в качестве элементов нормативных систем; наиболее важными системами нормативной регуляции являются мораль и право» [ФЭС: 441]; И у человека, и отчасти у животных нормы поведения в сообществе усваиваются в процессе социализации, что обеспечивает их устойчивость и воспроизведение, но лишь человеческое общество выработало институциональный уровень нормативной регуляции; Нормы, регулирующие человеческое поведение, имеют как ограничительное, так и направляющее воздействие (то есть нормативные системы человека содержат не только запреты, но и предписания). Как заметил Лоренц, в животном мире и на ранних стадиях человеческой истории дело обстоит прямо противоположным образом: там действуют запреты, а не предписания [Лоренц, 1998-6: 136].

ОБЩЕСТВО

В социогуманитарном знании:

“Общество, в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей” [Плетников Ю.К. Общество//ФЭС: 451];

“Общество (социальность, социальное)— ...в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга” [Давыдов ЮН., Филиппов А.Ф. Общество // Современная западная социология: 233].

В биологии:

“Достаточно большая группа живущих совместно животных, социальная организация которых включает разделение труда и регуляцию активности, которые можно сопоставить с формами человеческого общества” [Immelmann, Beer, 1989: 278].

Синтетическое определение:

Сколь угодно большая совокупность взаимодействующих (как непосредственно, так и опосредованно) индивидов, а также система связей, “способов взаимодействия и форм объединения ...lt;индивидовgt;, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга” {Давыдов Ю.Н., Филиппов А.Ф. Общество // Современная западная социология: 233].

, ОБУЧЕНИЕ

В социогуманитарном знании:

“Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду” [МенчиНская Н. А., Скаткин М. Н., Бударный А. А. Обучение // БСЭ].

В биологии:

Направленный процесс передачи и усвоения животными информации и навыков жизнедеятельности.

Синтетическое определение:

Направленный процесс передачи и усвоения индивидом информации и навыков жизнедеятельности.

ОПЫТ

В социогуманитарном знании:

“Основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности; в широком смысле — единство умений и знаний” [Панов В. Г. Опыт // ФЭС: 462].

В биологии:

Знания и навыки (в том числе — социальные), приобретаемые в процессе индивидуальной жизни (в результате научения и обучения) и влияющие на поведение особи.

Синтетическое определение:

Знания, умения, навыки (в том числе— социальные), приобретаемые в процессе индивидуальной жизни (в результате научения и обучения) и влияющие на поведение индивида / особи.

ПАТТЕРН ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

В социогуманитарном знании:

Устойчивая последовательность действий (элементов поведения)

В биологии:

Устойчивая последовательность действий (элементов поведения); может иметь филогенетическую основу или формироваться опытным путем

Синтетическое определение:

Устойчивая последовательность действий (элементов поведения).

ПОВЕДЕНИЕ

В социогуманитарном знании:

“Совокупность действий и поступков индивида” [Словарь по общественным наукам];

“Процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой” [Пипкина Л.И., Спиркин А.Г., Ярошевский М.Г. Поведение // ФЭС: 504]; “Активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружением. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем” [Википедия].

В биологии:

“Способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. ...Систему взаимодействий между особями в популяции принято называть социальным поведением” [БЭС: 483];

Активность жийого организма, направленная либо на себя («эгоцентрическое поведение» [Энциклопедия «Кругосвет»]), либо на взаимодействие с окружающей средой (в том числе — социальным окружением).

В этологии термин «поведение» используют в двух смыслах. «Один тип описания производится в терминах изменения позиций частей тела относительно других частей и внешних координат... Другой тип определения дается в терминах последствий или преследуемых целей; в этом случае поведение описывается как действия нападения, бегства, угрозы, гнездострои- тельства, иногда включая интенциональность, но в этологии поведение чаще соотносится только с функциональными последствиями. Принципиальным правилом в этологии является требование не смешивать описания в терминах двигательных паттернов и описания в терминах последствий или функциональных категорий» [Immelmann, Beer, 1989: 27].

“Социальное поведение. Поведение, имеющее отношение к взаимодействиям между конспецификами или между животными разных видов, там, где существуют определенные формы симбиоза и где поведенческая коммуникация напоминает внутривидовую. Как видно из этого определения, этологический концепт социального поведения очень широк и границы его использования четко не определены. Разные авторы трактуют его по-раз- ному. Большинство исследователей поведения включают в социальное поведение как агрессивное взаимодействие, например, защиту территории, так и более дружественные паттерны ухаживания и родительской заботы; другие ограничивают этот термин групповым поведением типа того, что показано для социальных животных, живущих в длительных объединениях. В отношении человека термин ...имеет некоторые коннотации, не применяемые к поведению животных, например, смысл, в котором категория «социальный» применяется в тех случаях, когда чье-либо поведение опи

сывается как антисоциальное, редко применяется к каким-либо иным ситуациям, нежели тем, что связаны с человеком” [Immelmann, Beer, 1989: 274].

Синтетическое определение:

Наблюдаемые элементы жизнедеятельности индивида, направленной либо на себя («эгоцентрическое поведение»), либо на взаимодействие с окружающей средой (в том числе — социальным окружением).

ПРИВЫЧКА, ПРИВЫЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В социогуманитарном знании:

“Термин, используемый как в психологии, так и р обыденной речи для обозначения освоенного, «автоматического» поведения, не требующего размышлений или сознательных усилий и в ряде случаев становящегося предметом устойчивой потребности индивида. Привычка в отличие от инстинктивного поведения включает в себя различные приобретенные формы поведения. В этом смысле привычка более или менее эквивалентна выученному поведению; законы научения и законы формирования привычки одни и те же” [Энциклопедия «Кругосвет»].

В биологии:

Устойчивый поведенческий паттерн, сформировавшийся на основе индивидуального опыта и автоматически воспроизводящийся в соответствующих ситуациях.

“Индивидуально приобретаемая связь стимула-реакции; поведенческий паттерн, являющийся результатом индивидуального опыта. Термин часто содержит коннотацию (по крайней мере для человеческого поведения) повторяющегося действия, совершаемого неосознанно или не требующего внимания” [Immelmann, Beer, 1989: 310].

Синтетическое определение:

Устойчивый поведенческий паттерн, сформировавшийся на основе индивидуального опыта и воспроизводящийся (с той или иной долей автоматизма) в соответствующих ситуациях

ПРОСТРАНСТВО, ТЕРРИТОРИЯ

В социогуманитарном знании:

Категория, указывающая на территориальные аспекты социальных и демографических процессов;

“Пространство. Общий термин для обозначения мест, регионов, территорий, зоны, размещения и т.п. В самой абстрактной формулировке пространство есть смысловая схема порядка сосуществования тел, позиций, мест.

Территория. Сколь угодно большой, но непременно ограниченный, отличный от прочего пространства фрагмент или участок пространства” [Филиппов, 2008: 261];

“Социальное пространство. Порядок социальных позиций, например статусов, сосуществующих та

ким образом, что занятие одной позиции исключает занятие другой, подобно тому как в физическом пространстве вещи одной и той же природы не могут занимать в одно и то же время одно и то же место. Характеристика любого пространства (зоны, территории, места, региона, локала), поскольку его составляющие (границы, объекты) имеют социальное происхождение. Физическое пространство, поскольку на него проецируется принцип распределения и соотнесения социальных позиций” [Филиппов, 2008: 262].

В биологии:

Место, территория, ареал обитания популяции; имеет определенную про- странственно-этологическую структуру (см.: [Шаталкин, 1984: 296], задан- ную спецификой расположения членов популяции и их контактов между собой.

“Территория. Наиболее широкое и, возможно, до сих пор наилучшее определение «территории» применительно к поведению животных формулируется как «любой защищаемый участок» (Noble 1939)” [Immelmann, Beer, 1989:8 -9].

Синтетическое определение:

Категория, указывающая на территориальные аспекты социальных и демографических процессов; предполагает наличие у субъекта представления о границе, а также специфические интенции и действия, связанные с притязаниями и / или с признанием права других на обладание соответствующими (“ограниченными”) участками территории.

РИТУАЛ

В социогуманитарном знании:

Стереотипизированное поведение, имеющее ярко выраженное конвенцио- нально-символическое управление;

“Стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах” [Символы, знаки, эмблемы];

“Одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного... значения” [ФЭС: 585];

“Ритуал социальный — форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок” [Современная западная социология: 299].

В биологии:

Стереотипизированное поведение, имеющее выраженный коммуникативный смысл;

“Стереотип взаимодействий между особями одного вида в определенных стандартных ситуациях” [БЭС: 543].

Синтетическое определение:

Форма регламентированного, более или менее жестко фиксированного по

ведения, имеющего отчетливый коммуникативный смысл. Специфицируется в трех типах: (1) стереотипизированная форма человеческого поведения (социальный ритуал); (2) культурно строго очерченная последовательность действий, имеющая сакральный смысл (религиозный / магический обряд); (3) видоспецифический способ поведения животного (этологиче- ский ритуал) [Шмерлина, 2002].

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

В социогуманитарном знании:

“Совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы” [ФЭС: 587];

“Нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе” [Андреева И.Н. Социальная роль // Социология];

“Стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется:              ...названием; ...социальным статусом индивида;

...выполняемой функцией в системе социальных отношений; и ...ожиданиями окружающих” [Словарь по общественным наукам].

В биологии:

“Комплекс надындивидуальных качеств, свойственный целой половозрастной или функциональной страте” [Панов, 1983: 283];

Поведение, заданное статусом («динамический аспект статуса», по Р. Линтону). В этологии выделяют поведенческие феномены, аналогичные аскриптивным и достижимым статусам / ролям человека[93].

“Термин используется преимущественно в литературе о млекопитающих для описания позиции, занимаемой конкретным индивидом внутри группы

и связанной с делегированием активности, соответствующей специфической социальной функции, такой, например, как охрана и руководство... Иногда специфические роли бывают жестко связаны с определенной половой или возрастной группой. Так, у многих видов роль лидера всегда занимает самец, тогда как у других — самка. Иногда существует связь между исполнением определенной роли и позицией в ранговом порядке, хотя ранг и роль концептуально независимы друг от друга” [Immelmann, Beer, 1989: 256].

Синтетическое определение:

Поведенческий (у человека также нормативно-ценностный и психический) комплекс, реализующий позицию в системе межындивидуальных и (у человека) институциональных отношений.

СЕМЬЯ

В социогуманитарном знании:

“Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью” [Харчев А.Г. Семья // ФЭС: 602];

“Социальная сущность Семьи определяется двумя основными функциями, которые она выполняет в обществе: репродуктивной и первичной социализации нового поколения...” [Бурова С.Н. Семья // Социология].

В биологии:

Форма реализации репродуктивной функции и (часто) функции социализации детенышей.

Синтетическое определение:

Малая группа, обеспечивающая функции репродукции и (часто) социализации нового поколения.

СЕНСИБИЛЬНЫЙ («КРИТИЧЕСКИЙ») ПЕРИОД В социогуманитарном знании:

Термин не используется .              -*

В биологии:

Возрастной период, в течение которого происходит импринтингование (см.: импринтинг)

Синтетическое определение:

Возрастной период, в течение которого происходит импринтингование (см.: импринтинг)

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД

В социогуманитарном знании:

“Наиболее благоприятный период становления способностей в процессе

обучения и воспитания” [Словарь по общественным наукам].

В биологии:

“Периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды” [Психофизиология];

“Отрезок жизни, в течение которого животное особенно восприимчиво к определенным видам обучения. ...период наилучшей восприимчивости к специфической средовой или социальной стимуляции” [Immelmann, Beer, 1989:263 -264].

Синтетическое определение:

“Период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний” [О.А. Караганова. Сен- зитивный период // Психология развития].

В качестве особого вида сензитивного периода иногда выделяют период повышенной чувствительности к импринтигованию («критичный») период[94], в связи с чем целесообразно различать: (а) сенсибильный период, в течение который происходит импринтинг, (б) сензитивный период, благоприятный для научения и обучения, (в) формативный период, имеющий решающее значение для завершения первичной социализации индивида и имеющий отношение только к человеку.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

В социогуманитарном знании:

Процесс обретения (в результате научения и обучения) определенного _ ¦ уровня «социальной компетентности», включающий в себя усвоение необходимого корпуса знаний, умений и навыков, овладение правилами поведения, принятыми в данном сообществе, принятие определенных социальных ролей, интериоризацию норм и ценностей.

В биологии:

Процесс обретения (в результате научения и обучения) определенного уровня «социальной компетентности», включающий в себя усвоение необходимого корпуса социальных навыков, овладение правилами поведения, принятыми в данном сообществе. Термин может использоваться применительно к высшим животным, для которых показано наличие длительного и сложного процесса социального взросления.

“Приобретение социальных навыков в процессе опыта взаимодействия с конспецификами как результат взрослеиия внутри группы. Такого рода научение может выступать предпосылкой последующих процессов социального продвижения, таких, как установление отношений, формирование социальных связей, включение в группу и принятие ролей. У многих видов некоторые разновидности социальной компетентности требуют специальных социальных контактов, совершаемых в течение определенного этапа развития, который можно трактовать как этап социализации. Вследствие того, что этот этап наступает рано и длится короткое время, он напоминает сензитивный период импринтинга. Если, например, животное, пребывающее в стадии социализации, в процессе изоляционного эксперимента лишают соответствующего опыта, вполне вероятно, что оно, когда вырастет, будет не в состоянии устанавливать нормальные социальные взаимоотношения. Пропущенный этап социализации является, таким образом, причиной многих аномалий развития, составляющих депривационный синдром” [Immelmann, Beer, 1989: 276 - 277].

Синтетическое определение:

Процесс обретения (в результате научения и обучения) определенного уровня «социальной компетентности», включающий в себя усвоение необходимого корпуса знаний и социальных навыков, овладение правилами поведения, принятыми в данном сообществе, принятие определенных социальных ролей. У человека термин распространяется на все сферы жизнедеятельности в обществе, у животных — на сферу социальных взаимоотношений.

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

В социогуманитарном знании:

“Целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей” [Глоссарий, ru];

“Совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности — условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы. ...Как упорядоченное целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, социальная система в своем взаимодействии со средой демонстрирует определенное поведение, которое может быть реактивным (определяться воздействием среды) или активным (определяться собственными целями, предполагающими преобразование среды и подчинение ее своим потребностям). Специфической чертой сложно организованных систем является наличие в них процессов социального управления..., которое обеспечивает автономность и целенаправленный характер поведения социальной системы... ” [Соколова Г.Н. Социальная система// Социология].

В биологии:

“Социальная структура, социальная организация. Видоспецифические пат

терны пространственного распределения и группового объединения. Включает формы ассоциаций между полами, а также иные характеристики социальных взаимоотношений, помимо семейных, например, размер группы, групповая стабильность, характер использования территории или ареала обитания и отношения между различными группами. Социальная система адаптивна по отношению к окружающей среде и экологическим условиям жизни вида. ...разные виды демонстрируют огромное разнообразие адаптаций социальной структуры к господствующим условия обитания...” [Immelmann, Beer, 1989: 299].

Синтетическое определение:

Социальная целое, включающее в себя элементы (индивиды, группы, общности, институты; последнее — только у человека) и структуры, обеспечивающие идентичность и устойчивость системы.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

В социогуманитарном знании: “Всякая повторяющаяся модель социального поведения” [Аберкромби, 1999: 299]; “модель повторяющегося (устойчивого) поведения” [Радаев, Шкаратан, 1996]; “Совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы..., отражающая ее сущностные характеристики” [Бабо- сов Е.М. Структура социальная // Социология]; “продолжительные, упорядоченные и типичные связи между элементами общества” [Аберкромби, 1999: 299]. В качестве последних, как правило, рассматриваются либо социальные институты и роли (и соответствующие им нормы и ценности), либо социальные позиции, определяемые профессией, возрастом, доходом, образованием и т.п., либо непосредственно социальные группы (классы, социальные слои, профессиональные группы и пр.), реализующие соответствующие позиции:

“Внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними” [Словарь по общественным наукам].

В биологии:

“Совокупность всех социальных связей животных, составляющих сообщество” (Оксфордский словарь по поведению под ред. Мак-Фарленда; определение воспроизводится по: [Попов, 2006: 336]); «совокупность всех социальных связей между структурными единицами сообщества» [Попов, 2006: 336].

Изучение социальной структуры животных сообществ составляет предмет социологии животных. “Социология животных. Раздел этологии, связанный с изучением социальных структур. В отличие от социобиологии, ориентирован преимущественно на механизмы, устанавливающие и поддерживающие социальные структуры, такие как формы коммуникации, а не на селекционные факторы и адаптивное значение, объясняющее эволюцию

этих структур” [Immelmann, Beer, 1989: 15].

Синтетическое определение:

Специфическая социальная конфигурация, представляющая собой систему устойчивых связей между характерными для данного сообщества и отвечающими заданному исследовательскому ракурсу элементами (социальными позициями, подструктурами, институтами).

СОЦИАЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ

В социогуманитарном знании:

“Общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни” [Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля];

“Общество (социальность, социальное)— ...в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга” {Давыдов Ю.Н., Филиппов А.Ф. Общество // Современная западная социология: 233]. Социальное, lt;социальностьgt;: “пакетное понятие, пространство адекватных интерпретаций которого: 1) соотносится по объему с содержательной и функциональной "нагруженностью" терминов "история", "культура" и т.п.; 2) относимо к предметностям классической и неклассической социологии; 3) отражает взаимообусловленность индивидного ("атомарного", "ядерного") бытия людей, с одной стороны, и над-индивидуальных структур социальной статики и социальной динамики, с другой. ...В классических своих трактовках социальное lt;социальностьgt; выступало lt;выступа- лаgt; в качестве структуры: а) внешней для индивидов, б) противостоящей им (как коллективистское начало), в) центрированной на репертуары "стягивающего" взаимодействия людей” {Грицанов А.А. Социальность // Социология];

“Общество, социальное, социальность — сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью. Социальность, следовательно, — это взаимообусловленность жизни людей, взаимообусловленность их жизнью друг друга, процессами и результатами совместной и индивидуальной деятельности” [Современный философский словарь: 339].

В биологии:

Феномен совместности, взаимозависимого существования животных, имеющий проявления как на микроуровне, выступая в виде индивидуальных связей и взаимодействий, так и на макро- (популяционном) уровне, воплощаясь в определенной пространственно-временной структуре популяции.

“Свойство, характеризующее степень эволюционной специализации к плотности социальной среды” [Попов, Чабовский, 2005: 11];

“В эгологии относится к поведению или отношениям, включающим обычно конспецификов. В то же время, термин иногда используется в описании кооперативных взаимодействий между членами разных видов, особенно

если отношения имеют сходство с отношениями между представителями одного вида” [Immelmann, Beer, 1989: 273].

Синтетические определения:

Базирующееся на общей смысловой перспективе взаимодействие живых существ, преимущественно конспецификов, совершаемое как цепь подсоединяющихся коммуникаций и образующее устойчивые структуры. Имеет проявления как на микроуровне, реализуясь в межличностных связях и взаимодействиях, так и на макроуровне (у человека находит воплощение в идеальных и институциональных структурах, у животных — в популяционной структуре).

СРЕДА

В социогуманитарном знании:

“Социальная среда — часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп” [Словарь но общественным наукам].

В биологии:

“Среда обитания — совокупность условий и предметов, необходимых для существования какого-либо организма” [Википедия];

“Совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид” [БЭС: 603].

В этологии выделяется понятие «умвельт», описывающее среду обитания животных: “Умвельт животного (нем. die Umwelt— внешний мир, мир вокруг, окружающая среда, термин фон Юкскюля...). Видоспецифический образ мира животного, представляет собой мозаику специфических объектов и воздействий, значимых для животного и играющих важную роль в -запуске и осуществлении видовых инстинктов” [Фридман - а].

Синтетическое определение:

Всё то, что находится за границами объекта и пребывает в структурном сопряжении с ним, выступая необходимым условием его существования.

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ

В социогуманитарном знании:

“Соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы” [ФЭС: 653];

“Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Различают прирожденный (социальное положение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т.п.) статусы...” [Сапов В.В. Статуса социального теории // Современная западная социология: 331-332]; Соотносительное положение (позиция) индивида в сообществе, связанное

с определенным уровнем доступа к ресурсам (как в микро-, так и макромасштабе) и с соответствующим объемом обязанностей по отношению к обществу.

В биологии:

Соотносительное положение (позиция) особи в сообществе, связанное с определенным уровнем доступа к ресурсам и соответствующим объемом обязанностей по отношению к сообществу; может быть как аскриптивным, так и достижимым.

“Социальный статус... — термин, связанный с описанием наблюдений, а не с интерпретацией наблюдаемого. Он определяется эмпирически и отражает степень успешности животного в конкурентных взаимодействиях определённого типа, например, за территорию, безопасное место кормления внутри стаи или за партнёра и пр., если только соответствующий показатель устойчив в серии последовательных взаимодействий особи” [Фридман - д].

Синтетическое определение:

Соотносительное положение (позиция) особи в группе, сообществе, социуме, связанное с определенным уровнем доступа к ресурсам и соответствующим объемом обязанностей.

СТРАХ

В социогуманитарном знании:

“Эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. ...В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх морального или уголовного осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности” [Вилюнас В.К. Страх // Общая психология]. />Патологической разновидностью страха являются фобии, не имеющие реальных оснований и не поддающиеся рациональному контролю.

Социальные страхи — опасения угроз макросоциального уровня (голод, война, безработица и т.п.), испытываемые значительной частью населения. Источником социальных страхов часто выступает не личный, а общественный опыт (опыт исторического прошлого).

Социальные фобии — понятийная метафора, указывающая на чрезмерную силу и необоснованный характер социальных страхов.

В биологии:

Эмоциональная реакция на ситуацию действительной или воображаемой опасности.

“Когда этологи используют это слово применительно к животным, они обычно отбрасывают обычные субъективные коннотации: большей частью они могут отсылать к эмоции, манифестируемой в виде открытых сигналов или тенденций к определенному поведению; чаще всего они имеют в виду мотивационное состояние, которое побуждает к бегству, избеганию или оборонительному поведению в ситуации опасности или угрозы” [Immelmann, Beer: 1989: 101].

Фобия — “крайне выраженное и неконтролируемое отвращение к объекту или ситуации. Изучение фобий, которое является делом главным образом психологии человека, привлекает внимание этологов большей частью тогда, когда речь идет о реакциях страха в природных ситуациях (страх перед змеями или пауками) и где ...выявляется врожденный характер отвращения” [Immelmann, Beer, 1989: 219].

Синтетическое определение:

Эмоциональная реакция на ситуацию действительной или воображаемой опасности.

ТРАДИЦИЯ

В социогуманитарном знании:

“Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы” [Гофман А.Б. Традиция // БСЭ];

“Универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историкогенетическую преемственность в социокультурных процессах” [Абушенко JI. Традиция //Социология].

В биологии:

Негенетически транслируемые информация и образцы поведения. Термин активно используется в этологии начиная с К. Лоренца1.

“Культурное наследование. Передача приобретенных (выученных) паттернов поведения или информации от поколения к поколению внутри группы животных. Является предпосылкой любой культуры. В поведенческих науках рассматриваются четыре формы традиции, выделенные по двум основаниям, — прямая и непрямая, связанная с не связанная с объектом. В случае традиции, связанной с объектом, опытные и неопытные индивидуумы должны находиться рядом в присутствии объекта (например, пи-

«Узнавание врага — писал он, — то, что у кряквы и многих других птиц является врожденным инстинктивным актом, должно выработаться у молодой галки в результате обучения. Происходит ли обучение путем индивидуального опыта? Нет, еще более странным путем — путем подлинных традиций, путем передачи личного опыта от поколения к поколению» [Лоренц, 1995: 332].

щи), по поводу которого должно быть усвоено знание или выучен способ обращения. В случае традиции, не связанной с объектом, информация о специфическом объекте— например, расположении и качестве пищевого источника— передается в отсутствии объекта с помощью некоторой формы символической репрезентации, как это, например, имеет место в языке танца пчел.

Второе основание дифференциации — отношения между партнерами в процессе передачи традиции. При прямой форме неофиты учатся путем, например, имитации, в присутствии инструктора, обычно взрослой особи. В случае непрямой формы неопытное животное попадает в ситуацию, содержащую “инструкции”, при этом опытное животное отсутствует. Например, многие насекомые передают своему потомству предпочтения в выборе места кладки путем того, что кладут яйца на соответствующие видах растений; когда молодняк взрослеет, он кладет свои яйца на те же виды растений, которыми питался в стадии личинки. Таким образом, предпочтения определенных видов растений передается от поколения к поколению, минуя непосредственный контакт между ними. ...Очевидно, что непрямые традиции могут быть только те, что связаны с объектом; прямые традиции могут быть как связанными, так и не связанными с объектом.

В отличие от генетической передачи информации, традиция позволяет передавать информацию любому количеству индивидов, по крайней мере внутри группы. Это, таким образом, может вести к быстрому распространению поведенческого паттерна. ...В таких случаях, как, например, вокализация, когда индивиды одного вида принимают паттерны другого («передразнивание»), можно говорить о межвидовой традиции” [Immelmann, Beer, 1989:316-317].

Синтетическое определение:

Элемент культуры как в содержательном, так и технологическом плане (негенетический способ передачи информации).

УХАЖИВАНИЕ

В социогуманитарном знании:

“Ухаживание — обычай, согласно которому один человек оказывает знаки внимания другому человеку. В разных культурах ухаживание имеет различную нормативную организацию” [Словарь по общественным наукам].

В биологии:

Видоспецифические формы полового поведения, ведущие к образованию пары;

“Предварительная стадия, предшествующая спариванию. Для этолога ухаживание в узком смысле охватывает все те поведенческие паттерны, что ведут к спариванию или преследуют подобную цель. Однако поскольку такое поведение не всегда ведет к копуляции, но скорее способствует образованию пары или укреплению парных связей, и поскольку отличие его от других видов поведения, ведущего к созданию брачных пар, часто бывает малозаметным, понятие ухаживания часто используется в более широком смысле, охватывающем все поведенческие паттерны, связанные с

прелюдией перед копуляцией, формированием пары и становлением парных связей” [Immelmann, Beer, 1989: 62].

Синтетическое определение:

Компонент полового поведения, проявляющийся в «нормативно» (культурно или инстинктивно) оформленной демонстрации сексуальных намерений.

ЧУВСТВО

В социогуманитарном знании:

“Одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явлеиия, имеющие стабильную мотивационную ...значимость” [Психология: С. 445].

В биологии:

Субъективное состояние позитивной или негативной окраски, характеризующее отношение особи к предметам и явлениям действительности. “В 1997 году в Протоколе по защите и благополучии животных.являющемся приложением к Амстердамскому договору, Европейский Союз признал животных чувствующими существами (sentient beings). Таким образом, с 1997 года Европейский Союз официально признает, что животные имеют чувства” [Википедия|.

Синтетическое определение:

“Особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью” [ФЭС: 776].

ЭВОЛЮЦИЯ

В социогуманитарном знании:

“Синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах” [ФЭС: 786].

В биологии:

“Необратимый процесс исторического изменения живого” [БЭС: 726].

Синтетические определения:

“Синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах...” [ФЭС: 786];

“Естественный процесс качественной трансформации какой-либо системы во вселенной” [Википедия].

эмоция

В социогуманитарном знании:

“Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта” [Психология: 461].

В биологии:

“Применяемый в отношении как людей, так и животных, этот термин имеет спектр значений, включающий внутренние переживания (чувства), физиологическое состояние возбуждения, измеряемое показателями частоты сердцебиения, кожной проводимости или ЭФГ, и проявления склонности к тому или иному виду активности в виде таких явных сигналов, как мимика, тон голоса или телесная поза. Отчасти под влиянием бихевиоризма, этологи и сравнительные психологи в отношении животных обычно подавляют субъективные коннотации категории «эмоция». Если они и используют это слово, то, как правило, в значении, близком к мотивационному статусу, или возбуждению, или внешнему проявлению склонности к активности. То же самое относится к словам, описывающим разные виды эмоций, такие как беспокойство, страх, враждебность или сексуальное возбуждение. ...Дарвин проложил путь этологии, указав на экспрессивный аспект эмоций. Он, однако, принимал как само собой разумеющееся то, что животные испытывают субъективные эмоциональные состояния, и эта точка зрения недавно возродилась в когнитивной этологии в связи с ее интересом к сознанию животных” [Immelmann, Beer, 1989: 85 - 86].

Синтетическое определение:

“Субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.” [ФЭС: 795].

ЭМПАТИЯ

В социогуманитарном знании:

Эмоциональная отзывчивость;              •*

“Способность эмоционально отзываться на переживания других людей” [Словарь по общественным наукам];

“Постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека” [Психология. С. 463];

“Способность распознавать и понимать эмоциональное состояние другого... В отличие от симпатии, эмпатия не обязательно требует правильного понимания эмоционального состояния другого” [Glossary...].

В биологии:

Психическая отзывчивость к эмоциональному состоянию другой особи.

Синтетическое определение:

Психическая отзывчивость к эмоциональному состоянию других. Своеобразными научными модификациями этого психического состояния являются исследовательский метод этологии, основанный на эмоциональ

ном контакте с животными (См.: [Гороховская, 1999]), и “принцип сочувствия”, сформулированный С.В. Мейеном [Мейен, 1977].

ЯЗЫК

В социогуманитарном знании:

“Система знаков, предназначенная для фиксации, переработки и передачи сведений от одного субъекта к другому” [Википедия];

“Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. ...Биологическими предпосылками человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существующие у высших животных” [ФЭС: 816];

“Сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления” [Можейко В.А. Язык // Новейший философский словарь];

Семиотическая система, состоящая из элементов и правил их преобразования, служащая целям коммуникации и познавательной деятельности.

В биологии:

Система знаков, выступающая средством коммуникации. Носит преимущественно видоспецифический характер.

“Система коммуникации, состоящая из слов и грамматических правил. Произносимый язык превращается в речь. Исходя из данного корневого значения, термин может распространяться на коммуникацию животных лишь в фигуральном смысле или по аналогии, хотя в большинстве ненаучных текстов она описывается как «речь животных» или «язык животных». Вопрос, в какой степени человеческий язык и разнообразные виды животной коммуникации могут быть сопоставлены, есть предмет большого интереса и споров. Некоторые люди придерживаются той точки зрения, что там, где сигналам животных может быть приписано символическое значение, — то есть, когда сигналы используются для того, чтобы указать на что-либо во внешнем мире и не являются просто симптомами эмоционального или мотивационного состояния животного, допустимо говорить о них как о речи или языке. В этом смысле язык может включать невокализируе- мые виды сигналов...” [Immelmann, Beer, 1989: 169-170].

Синтетические определения:

“Система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям” [Соссюр, 1977: 49].

Семиотическая система, служащая целям коммуникации и (только у человека) познавательной деятельности.

<< | >>
Источник: Шмерлина Ирина Анатольевна. Биологические гранн социальности: Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. 2013

Еще по теме Словарь параллельных терминов естественно-научного и социогуманитарного тезаурусов[91]:

  1. Введени
  2. Динамика системно-средового взаимодействия
  3. Словарь параллельных терминов естественно-научного и социогуманитарного тезаурусов[91]