<<
>>

Социализация в позднем детстве

Развернутый анализ представлений о социализации в период позднего детства содержится в исследовании Бэрри, Бэкона и Чайлда (Barry, Bacon, Child, 1957). Эти представления касаются способов привития детям обязательности, ответственности, уверенности в себе, хороших манер и общей самостоятельности наряду с воспитанием мотивации достижения.
Каждый из этих видов поведения независимо оценивается по следующим показателям: общее давление на ребенка, суровость наказания за непослушание, трудность прививаемых навыков, количество конфликтов и частота правильных реакций. Бэрри, Бэкон и Чайлд (Barry, Bacon, Child, 1957), отдельно оценивавшие по данным шкалам мальчиков и девочек, выявили значительные различия в их воспитании: на девочек оказывается сильное принуждение в направлении хороших манер, обязательности и ответственности, на мальчиков — в направлении мотивации достижения и уверенности в Дж.Уайтинг. Процесс социализации и личность 125 себе. Авторы не связывают эти различия с какой-либо из проективных систем, но отмечают, что б?льшие различия в воспитании полов наблюдаются в обществах, где охотятся на крупных животных, выращивают злаки, а не корнеплоды, содержат крупный молочный скот, незначительно или вообще не занимаются рыболовством, ведут кочевой, а не оседлый образ жизни и широко практикуют многоженство. Авторы объясняют свои результаты тем, что различия в половом воспитании необходимы в условиях, требующих большой физической силы или моторных навыков, а также в условиях большой семьи, требующей высокой степени кооперации. Ламберт, Триандис и Вулф (Lambert, Triandis, Wolf, 1959) в обсуждавшемся выше исследовании, посвященном образу божества, отметили, что сверхъестественные силы считаются более агрессивными в тех обществах, где на мальчиков оказывается сильное давление в направлении уверенности в себе и независимости. Они выявили еще более сильную связь с комбинированным показателем принуждения по всем шести видам поведения: манеры, обязательность, уверенность в себе, мотивация достижения, ответственность и общая самостоятельность. Интересно, что для объяснения этой связи авторы предложили обратную причинную зависимость: вера в агрессивных богов требует воспитывать детей самостоятельными и уверенными в себе, чтобы они могли, став взрослыми, совладать с жестоким миром. Бэкон, Чайлд и Бэрри (неопубликованные данные) обнаружили, что в обществах, жестоко наказывающих своих подросших детей за необязательность, безответственность, отсутствие уверенности в себе и мотивации достижения, высок процент воровства. Они также обнаружили высокий процент воровства в обществах с низкой степенью снисходительности к детям и резким отнятием от груди и объяснили эти данные как реакцию на эмоциональную депривацию в младенчестве и детстве. Довольно интересно, что эти виды тревожности, за исключением резкого отнятия от груди, не связаны с частотой преступлений против личности. Бэрри, Чайлд и Бэкон (Barry, Child, Bacon, 1959) отмечают некоторые интересные связи между прессингом социализации в позднем детстве и различными аспектами системы жизнеобеспечения, в данном случае — общей экономикой.
Они пишут: «Рассматривая отношение экономики к роли взрослого и, следовательно, к воспитанию ребенка, мы 126 Предмет психологической антропологии предположили, что, возможно, наибольшее значение имеет степень усилий и забот, требуемых для добычи пропитания». Чтобы проверить эту гипотезу, авторы разделили общества на четыре категории по степени вовлеченности их членов в добывание пищи. Поскольку пища «на копытах» требует максимальной степени заботы, постольку общества, в наибольшей мере зависимые от животноводства, расположились в верхней точке этой шкалы. Нижняя точка шкалы досталась охотничьим и рыболовным обществам. Между этими полюсами располагались еще две градации (сверху вниз): общества, зависящие только от земледелия, и общества, основанные на комбинации земледелия, охоты и рыболовства. Сравнивая крайние точки шкалы, то есть животноводство с охотой и рыболовством, авторы показали, что общества с высокой степенью вовлеченности в добывание пищи оказывают сильное давление на своих детей в направлении ответственности и обязательности и имеют низкие показатели в акцентировании мотивации достижения (у девочек и мальчиков), независимости (у мальчиков) и уверенности в себе (у девочек). Затем они сконструировали общий показатель, который назвали «принуждение в направлении послушания против упрямства» путем добавления показателей обязательности и ответственности и вычета из этой суммы общего показателя мотивации достижения и уверенности в себе. Связь этого общего показателя со способами добывания пропитания представлена в таблице 2. Таблица 2 Связь между принуждением к послушанию и шкалой экономики пропитанияv. В скобках указано количество обществ в каждой категории Экономика пропитания Процент послушания выше среднего Животноводство 83% (24) Только земледелие 93% (15) Земледелие, охота, рыболовство 33% (18) Охота и рыболовство 14% (22) По данным Бэрри, Чайлда и Бэкона (Barry, Child, Bacon, 1959). Дж.Уайтинг. Процесс социализации и личность 127 Следует заметить, что наивысшие пункты по шкале экономики (животноводство и земледелие) в большей степени представлены культурами Африки, и, возможно, принуждение к послушанию — это особенность африканской культуры. Тогда указанная связь ошибочна. Однако если все африканские культуры исключить из выборки, связь между экономикой пропитания и принуждением к послушанию все еще будет сильной; высокая степень принуждения к послушанию будет представлена следующими величинами в соответствии со степенью сложности добывания пищи: 70, 90, 33 и 14%. Таким образом, связь, хотя и уменьшается, все же остается еще очень значимой. Прямая связь между экономикой пропитания и верой в агрессивность богов не установлена, но Бэкон, Чайлд и Бэр-ри (неопубликованные данные) указывают, что эта шкала не связана с частотой краж. Таким образом, здесь опять фактор воспитания представляется необходимой связующей нитью между системой жизнеобеспечения и проективными системами. Следует заметить, что Д’Андраде, используя шкалу экономики пропитания, сущностно сходную с описанной выше, нашел, что данный аспект системы жизнеобеспечения напрямую предсказывает такое проективное измерение, как боязнь сновидений, но это никак не было связано с практикой воспитания.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Социализация в позднем детстве:

  1. Дошкольное детство
  2.  ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА
  3. Детство
  4.    Детство Суворова
  5. ДЕТСТВО
  6. Детство вещей
  7. Глава 7 ДЕТСТВО ПРАВА - АРХАИЧНОЕ ПРАВО
  8.    В. О. Ключевский о детстве Грозного
  9. Школьное детство
  10. Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
  11. Глава V РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО
  12.    Детство Петра Алексеевича
  13. ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
  14.    Детство цесаревича Николая Александровича
  15. ИЗ ДЕТСТВА - С ПРИВЕТОМ398 АВТОЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ