<<
>>

Социальная мифология. Обязанности каст

Чудесное рождение Кришны, как мы выяснили выше, есть эзотерическое событие мифа, настоящая тайна мифического. Попробуем еще раз разобрать этот вопрос и посмотрим, что такое дело, или карма, Кришны. Выше мы приводили ведический сюжет о первожертве пуруши.
В брахманической, т. е. более поздней, чем ведическая, версии мифа о создании мира бог Брахма, которого именуют также Праджапати, или Владыка порождений, породил из себя людей. В авторитетном тексте "Мокша-дхарма" мы читаем: От уст, рук, стоп (Брахмы) родились (люди), Когда производил Владыка существ миры, это знатоки закона знают От уст родились брахманы, кшатрии — от рук (так) считают; От бедер, сынок, — богачи (вайшьи), от стоп — слуги (шудры)8. В этом же тексте есть другая, более социальная версия этого события: Без различия варн этот мир преходящий весь брахманским Брахма некогда произвел, но делами (т. е. кармами) окрасились (варны). === 125 === Резкие и гневливые, любители вожделения, насилия, наслаждений Нарушив свой долг, обагрив руки кровью до состояния кшатриев дошли такие брахманы. Желтые, занимающиеся скотоводством, живущие земледелием Эти дваждырожденные, не устояв в своем законе, пришли к состоянию вайшьев. Жадные, любители неправедности, врежденья, живущие разной работой, Черные, утратившие чистоту, пришли к состоянию шудр (такие) брахманы Так, разделенные этими делами, пришли к окраске (варн) брахманы. Не смогли постоянно следовать своим уставам, в жертвах, обрядах. Так эти четыре варны, владеющие речью Брахмы (т. е. Ведами), Древле произведенные Брахмой, из-за жадности в неведенье впали. Не дваждырожденные те, что не знают изначально исшедшее святое слово, Таких много различных родов, то там, то здесь существуют... Утратив знание и осуществление знания, они живут согласно своим нравам9. Теперь, если мы отвлечемся от экзотической для нас мысли о создании мира из огромного первочеловека или первобога, то мы увидим, что в индийской культуре традиционно существовало несколько идей, связанных с выполнением закона и поддержанием порядка в мире. Мир как целокупный природный порядок, т. е. как puma появился в результате жертвы. С самого начала рита-рассматривалась как одна из величайших ценностей обитаемого мира, точнее говоря, трех миров — локатрая, т. е. мира земного, мира небесного и мира подземного. (Вспомним "Гиту": "В трех мирах отыскать невозможно ничего, что свершить бы я должен..." Шлока 3.22.) Рите и дхарме подчинялись природа и социум, поэтому сами эти слова имели коннотации блага и истины. По мере развития === 126 === духовной культуры происходила неизбежная этизация закона мировой гармонии. Например, слово "анрита" вместо обозначения беспорядка, дисгармонии стало употребляться как "ложь". Главным словом для определения природно-социального закона стало слово "дхарма", приобретшее моральные оттенки долга, истины, справедливости. Позднее слово "дхарма" стало обозначать установление, правило жизни, как, например, варнашрама-дхарма, т. е. закон или кодекс возрастных и общинно-кастовых обязанностей. Под этим словом подразумевался моральный долг, а более широко — вечный нравственный закон, сущностно связанный с понятиями мирового блага и мировой истины. В мире изначально действуют не только силы порядка и закона, но и силы беспорядка и хаоса. Эти силы делают из "широкого мира" мир-амхасу, где властвует "матсья-ньяя", или обычай рыб, при котором сильный пожирает слабого и властвует анархия. Соответственно, лока-вритта, т. е. обычай людей, требует всемерного поддержания сил порядка, прежде всего сил мира — "шанти". "Шанти" означало умиротворение, а также отсутствие зла, долгую жизнь, и древние комментаторы, как пишет об этом К.С. Мурти, трактовали его как "сукта", т. е. комфорт, процветание, счастье10. Само замирение с силами беспорядка происходило в процессе жертвоприношения. Постепенно человеку традиционной культуры становилось понятно, что на порядок мироустроения влияют не только сакрально-природные силы, но и поступки людей, их дела. Люди, созданные Брахмой, не смогли сохранять свое первородство потому, что не смогли следовать аксиологической трансценденции закона, данной им в виде священного знания. Закон для людей, говорится в "Мокша-дхарме", — источник жизни, а для богов он — напиток бессмертия ("Мокша-дхарма". 193.34). Соблюдая закон, люди утешаются и очищаются от скверны ("Мокша-дхарма" 181.18). Соблюдение закона означает счастье народа, и это счастье радует на небесах богов ("Мокша-дхарма" 295.13). Жертва (яджна), закон (дхарма), мир (лока) и другие понимающие метафоры образовывали семантическое единство индуистского мифа, истолковывавшего общественные обязанности, имеющие вполне реальный и, можно сказать, профаничес- === 127 === кий характер, как запредельное знание и ценность, т. е. священный закон, который необходимо знать. В "Ману-смрити" — основном правовом и религиозно-общественном кодексе традиционной Индии — говорится, что в соответствии с этим священным законом долгом брахмана является подношение и получение даров, постижение вед, обучение других; долгом кшатрия — сражения, защита народа, совершение жертвоприношений, чтение вед; вайшье надлежит совершать жертвоприношения, изучать веды и заниматься "делом", т. е. разводить скот, возделывать землю, торговать и т. д.; шудрам же вменяется в обязанность быть слугами высших варн. В соответствии с этой традицией всякая деятельность на поприще, освященном социально-религиозным законом, поощряется и, наоборот, всякая несанкционированная перемена деятельности осуждается. Законы Ману, "Мокша-дхарма", "Бхагавадгита" определенно утверждают, что лучше своя, даже не очень хорошо выполненная дхарма, чем хорошо выполненная чужая. Милостыня, полученная брахманом, захваченное в битве кшатрием, честным трудом добытое вайшьей, заработанное в услужении шудрой, даже малое состояние, достохвально, утверждает "Мокша-дхарма" (296.1-2).
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Социальная мифология. Обязанности каст:

  1. Вопрос 3. Библиотека как учреждение культуры и социальный институт. Статус, права и обязанности библиотек
  2. 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
  3. Религия и мифология.
  4. Литература и мифология
  5. Мифология железного века
  6. МИФОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
  7. ЛИРИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
  8. ЭВОЛЮЦИЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В МИФОЛОГИИ
  9. Мифология и взгляд на мир
  10. Шеллинг. Позитивная философия. Мифология и религия
  11. Глава IIО МИФОЛОГИИ И ТЕОЛОГИИ
  12. I.2. Славяне и евреи: повседневность и мифология соседства
  13. О. А. Карканица КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ основных МИФОЛОГЕМ НЕОЕВГЕНИКИ