<<
>>

Совершаем ли мы жертвоприношения ?

Вы могли сегодня выбрать: пойти в университет или отправиться куда-нибудь развлечься. Даже если вы ничего не выбрали, махнули на все рукой и остались спать, вы все равно выбрали — выбрали этот сон. Я хочу подчеркнуть, что вы сделали выбор, реализовав присущую человеку свободу, и при этом пожертвовали всем остальным.
Допустим, вы остались лежать на диване, т. е. вы выбрали сон, лень, инертность, спокойствие, отдых. При этом вы пожертвовали университетом, т. е. знанием, долгом, законом, так как вы ходите в университет на основе законного статуса студента, === 151 === а также развлечениями и связанными с ними весельем, динамичностью, новыми впечатлениями и т. д. Что вы сделали, осуществив свободу выбора? Вы принесли в жертву вашей инертности ваши знания и динамику жизни. Если мы вспомним нашу "Гиту", то мы увидим, что гуне, т. е. одной из составных частей материальной природы — тамаса (инертному, косному началу), мы принесли в жертву две другие составляющие нашей природной субстанции — саттву (знание, долг) праджас (динамику, страстность). Мы, образно говоря, сожгли на огне нашей жертвы-яджны (корень слова "яджна" означает горение) какие-то "части" других субстанций — света и страсти, напитав этой энергией наше косное, инертное начало. Человек, осуществляя свою свободу, делая выбор, всегда чем-то жертвует, и эта жертва делает его немного другим. В нашем примере вы могли бы, преодолев инерцию, изменив свою актуальную пракрити, т. е. сиюминутное состояние вашей материальной субстанции, прийти в университет, выполнить свой долг, и это была бы классическая жертва идеального деятеля, можно было бы сказать, что это была бы джнана-яджна, жертва, связанная с приращением знания, так как все-таки в университет вы приходите за знаниями, а не только за дипломом. Смешно, конечно, делать выводы на основании какого-то одного примера, но дело в том, что мы постоянно что-то выбираем и постоянно чем-то жертвуем, и вот этот выбор-жертва неназойливо, подспудно, даже бессознательно, но вместе с тем неумолимо создает повседневную закономерность нашей жизни. Вот мы пришли домой после работы и очень устали. Есть два варианта отдыха — пойти погулять на свежем воздухе или посмотреть телевизор. Большинство людей выбирает второй вариант, потому что он создает иллюзию отдыха безо всяких хлопот. Тем самым они совершают неправильный выбор, приносят неправильную жертву, и эта неправильная жертва влечет за собой не пользу, а вред: на следующий день вам труднее вставать, труднее бороться с косным, низменным началом вашей материальной природы. === 152 ===
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Совершаем ли мы жертвоприношения ?:

  1. ПРИРОДА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
  2. § 209. Жертвоприношения
  3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ПЛАВИЛЬНЫМ ПЕЧАМ
  4. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ТОРУ И ПРИХОД В ЦЕРКОВЬ
  5. Человеческие жертвоприношения плавильным печам
  6. «43. О том, что таинства преподаются одно чрез другое и одно чрез другое совершаются
  7. Римские луды; Ашвамедха1*
  8. Рим и этруски
  9. «Родовспомогательная жертва» и «металлургическая жертва»
  10. ОБРЕТЕНИЕ ЧИСТОТЫ И ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ НЕЕ
  11. Аристотель. Афинская Полития
  12. Предание о богах северофиникийского города Угарит
  13. «Приготовление плавильни»
  14. § 61. Гуннские собрания (курултаи)
  15. Новый год и восстановление Мира среди калифорнийцев
  16. ВАВИЛОНСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И РИТУАЛЫ
  17. 5.5. Представительство. Доверенность Понятие представительства
  18. Мифы и ритуалы, связанные с обретением цельности