2. СЮЖЕТ И ВОПРОСЫ К СЮЖЕТУ
Сюжетной основой для трагедии послужил миф о последствиях неправедного — с точки зрения как самого Аякса, так и более поздней традиции — суда Атридов, отдавших Ахиллов доспех не ему, «второму лучшему» воину в греческом стане, а хитрецу и обманщику Одиссею, которому к тому же Аякс еще и спас когда-то жизнь2.
Разгневавшись на совершенную по отношению к нему1 А далее имеет смысл браться за Одиссея и Агамемнона. Впрочем, сюжеты и коды, связанные с последним, уже стали предметом достаточно подробного рассмотрения в статье об Ахилле; в будущей работе об Одиссее без Агамемно на тоже никак не обойтись. Так что, может статься, этот мифологический, эпический и трагедийный персонаж, отработав роль девтерагониста в несколь ких «чужих» текстах, возникнет на равных с Ахиллом, Одиссеем и Аяксом в книге, в которую, вероятнее всего, и выльется этот цикл статей и которую я постараюсь объединить фигурой Афины.
2 Ил., XI, 401 и далее.
Греки
224
В. Михаилин. Тропа звериных слов
несправедливость, Аякс решает ночью в одиночку истребить всех греческих военачальников, и в первую очередь своих главных обидчиков: Агамемнона, Менелая и Одиссея. Однако Афина, благосклонная к ахейскому войску вообще и ко всем перечисленным врагам Аякса в частности, насылает на него uavia той Осой, «безумие, от богов идущее», и Аякс принимает за ахейцев общевойсковое стадо крупного и мелкого рогатого скота. Перебив его вместе с пастухами, он угоняет в свой шатер часть связанных путами баранов и быков, которые кажутся ему знатными ахейцами (в числе которых и Одиссей, и Атриды), большую часть убивает сразу — но уже на «своей» территории, — а одного барана («Одиссея») истязает при помощи бича до самого утра. Утром безумие покидает его, он понимает, что опозорен перед всеми греками и что единственный выход для него — самоубийство.
Поручив Тевкру, сводному брату, заботу об Еврисаке, своем единственном малолетнем сыне от пленной фригийской царевны Текмессы, он уходит на берег моря (в одном из вариантов мифа уточняется — в сумерках на рассвете1), где и бросается на подаренный когда-то Гектором меч. Согласно одной из версий мифа (которой Софокл не придерживается, но которая представлена и в трагедийной2, и в изобразительной традиции3), Аякс неуязвим для оружия, и у него долго не получается пронзить себя мечом, поскольку последний гнется, как лук. В конце концов на помощь герою приходит Афина и указывает ему единственное уязвимое место — подмышку, после чего самоубийство свершается. После того как тело обнаруживают, над ним разгорается новый конфликт. Агамемнон и Менелай настаивают на том, чтобы оставить тело «предателя» Аякса без погребения. Против, естественно, выступают Тевкр и саламинцы. Призванный Атрида-ми (очевидно, не без умысла) в качестве третейского судьи Одиссей проявляет неожиданную для предводителей войска широту души и также настаивает на погребении тела, даже предлагает свою помощь. От помощи Тевкр отказывается, поскольку она, с его точки зрения, была бы оскорбительна для покойного, но Одиссея благодарит. Аякса хоронят в земле, а не сжигают, как прочих гомеровских героев, — обстоятельство, которое до сей поры не дает покоя историкам, филологам и антропологам. По одному из вариантов мифа, Ахиллов доспех возвращается к Аяксу как к законному владельцу уже после его смерти: кораблекрушение Одиссея на обратном пути лишает последнего всех взятых под Троей трофеев, и море1 Scholia in Pindarum, Isth. Ill, 53.
7 В не дошедшей до нас трилогии Эсхила об Аяксе (Scholia in Sophoclis Ajacem, v. 833).
5 Этрусское бронзовое зеркало. Бостон, античная бронза, № 37. См.: [von Mach 19001.
Греки
225
выбрасывает доспех прямо к подножию кургана, возведенного над могилой Аякса на троянском берегу1.
Тевкр пытается вернуться домой на Саламин, но отец, Теламон, обвиняет его в смерти брата и даже не дает сойти на родную землю2, тогда Тевкр отправляется на Кипр и основывает там город с тем же названием — Саламин3. Сын Еврисака и внук Аякса Филей якобы становится афинским гражданином, что впоследствии дало афинянам основание претендовать на Саламин, а также сделать Аякса героем-эпонимом, то есть назвать его именем одну из аттических фил4.Софоклова версия сюжета логична и последовательна. Она отталкивается от ключевой точки (гнева и безумия Аякса), проходит кульминацию (самоубийство главного героя) и заканчивается восстановлением некоего — пускай довольно шаткого — порядка. Однако и в ней есть ряд моментов, требующих прояснения.
Во-первых, непонятны мотивы, движущие Одиссеем. Софокл изо всех сил старается выстроить логику поведения этого персонажа так, чтобы его финальная «перемена сторон» и открытое выступление против Атридов на стороне их кровного отныне врага Тевкра не выглядела неожиданной. Одиссей еще в прологе отказывается от предложенного мстительной Афиной удовольствия созерцать унижение своего врага Аякса, который в это самое время мнит, что истязает бичом его же, Одиссея. Замыкающая пролог (если не считать одобрительной финальной реплики Афины) Одиссеева сентенция относительно бренности человеческого бытия (121 — 126) убивает сразу двух зайцев: выказывает в нем подобающее смирение перед лицом неодолимой божественной власти — и утверждает право сохранять перед лицом этой власти собственное мнение, чем готовит почву для отказа поддержать Атридов в конце трагедии. Если уж Одиссей умудряется решать «по-человечески», противореча Афине в ее же присутствии и сохраняя при этом добрые с ней отношения, то «земная» власть царей ему тем более не указ. С точки зрения логики развития драматического действия ход безупречен, однако логики мифа — со столь резкой и неожиданной сменой дружбы на ярую вражду, а той, в свою очередь, на откровенный поиск примирения5 — он не объясняет.
Во-вторых: почему гнев Аякса на неправедный суд Атридов и на удостоенного незаслуженной чести Одиссея настолько силен, что это влечет за собой попытку тотального избиения едва ли не всего греческого войска? Причем попытка эта — откровенно «раз-
' Pausanias, I.35.3.
2 Pausanias, 1.28.12.
3 Pindar. Nemean Odes IV.49.
4 Herodotus, VI.35: Pausanias, 1.35.2; Plutarch. Solon. XI.
5 Ср.: Or)., XI. 543 и далее.
8. Заказ № 1635.
225
выбрасывает доспех прямо к подножию кургана, возведенного над могилой Аякса на троянском берегу'. Тевкр пытается вернуться домой на Саламин, но отец, Теламон, обвиняет его в смерти брата и даже не дает сойти на родную землю2, тогда Тевкр отправляется на Кипр и основывает там город с тем же названием — Саламин'. Сын Еврисака и внук Аякса Филей якобы становится афинским гражданином, что впоследствии дало афинянам основание претендовать на Саламин, а также сделать Аякса героем-эпонимом, то есть назвать его именем одну из аттических фил4.
Софоклова версия сюжета логична и последовательна. Она отталкивается от ключевой точки (гнева и безумия Аякса), проходит кульминацию (самоубийство главного героя) и заканчивается восстановлением некоего — пускай довольно шаткого — порядка. Однако и в ней есть ряд моментов, требующих прояснения.
Во-первых, непонятны мотивы, движущие Одиссеем. Софокл изо всех сил старается выстроить логику поведения этого персонажа так, чтобы его финальная «перемена сторон» и открытое выступление против Атридов на стороне их кровного отныне врага Тевкра не выглядела неожиданной. Одиссей еще в прологе отказывается от предложенного мстительной Афиной удовольствия созерцать унижение своего врага Аякса, который в это самое время мнит, что истязает бичом его же, Одиссея. Замыкающая пролог (если не считать одобрительной финальной реплики Афины) Одиссеева сентенция относительно бренности человеческого бытия (121 — 126) убивает сразу двух зайцев: выказывает в нем подобающее смирение перед лицом неодолимой божественной власти — и утверждает право сохранять перед лицом этой власти собственное мнение, чем готовит почву для отказа поддержать Атридов в конце трагедии.
Если уж Одиссей умудряется решать «по-человечески», противореча Афине в ее же присутствии и сохраняя при этом добрые с ней отношения, то «земная» власть царей ему тем более не указ. С точки зрения логики развития драматического действия ход безупречен, однако логики мифа — со столь резкой и неожиданной сменой дружбы на ярую вражду, а той, в свою очередь, на откровенный поиск примирения5 — он не объясняет.Во-вторых: почему гнев Аякса на неправедный суд Атридов и на удостоенного незаслуженной чести Одиссея настолько силен, что это влечет за собой попытку тотального избиения едва ли не всего греческого войска? Причем попытка эта — откровенно «раз-
1 Pausanias, 1.35.3.
2 Pausanias, I.28.12.
3 Pindar. Nemean Odes IV.49.
4 Herodotus, VI.35; Pausanias, 1.35.2; Plutarch. Solon. XI. 3 Ср.. Од., XI. 543 и далее
8. Заказ № 1635.
226__________ В Михайлин Тропа звериных слов
боиничья», не совместимая с высоким мужским статусом, поскольку в свою кровавую экспедицию Аякс отправляется ночью, когда порядочные статусные воины не воюют.
В-третьих: почему избиение крупного и мелкого рогатого скота воспринимается им как катастрофа, как унижение настолько глубокое, что единственным выходом из сложившейся ситуации остается только самоубийство? Он ничуть не раскаивается в самом намерении убить Атридов и Одиссея и прямо говорит об этом даже после того, как приходит в себя (383—391). Безумие, насланное Афиной, ничуть его не смущает, и замысленная в «маниакальном» состоянии массовая ночная резня соратников в военное время и в непосредственной близости от неприятеля не противоречит ни его «трезвым» чувствам, ни самой его природе. Однако при этом он настолько деликатен, что не в состоянии пережить другого фокуса, который выкинула с ним та же Афина: отведя ему глаза и «натравив» на стадо.
И, в-четвертых, неясной остается причина, по которой был выбран способ захоронения Аякса: без костра, предав тело земле и насыпав над ним курган. Он настолько очевидно противопоставлен принятым у гомеровских персонажей погребальным практикам, что это должно иметь четко выраженный смысл.
Еще по теме 2. СЮЖЕТ И ВОПРОСЫ К СЮЖЕТУ:
- Глава 1. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям
- 8.2. Структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
- 8.3. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
- Элементы содержания и формы
- Культура России XIV — XVII вв.
- КОСМОС ИСЛАМА
- Подготовка к школе
- ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
- Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века
- Теория ошибок и ошибки теории А.Т.Фоменко
- АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕЛЕТЕХНОЛОГИЙ
- В. Г. Сергеева ВОПРОСЫ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И ТРАНСОКЕАНСКИХ КОНТАКТОВ В ТРУДАХ ХУАНА КОМАСА