Уход и изгнание

Социальная мобильность («подвижка вверх») не обязательно подразумевает описанный нами «переход». Гораздо чаще имеет место последовательный уход от социальной 262 Психология культур партиципации. Успешный с экономической точки зрения и статусно продвинутый человек может обнаружить, что он (и/или члены его семьи) больше не чувствует себя комфортно с теми, с кем знаком с детства.
Новые переживания развивают социальное восприятие и потребности, выталкивающие его из прежней группы. Вероятно, социальное отчуждение в большинстве случаев взаимно. Идентичность может не измениться, но может измениться представление о приемлемом стиле жизни. В некоторых случаях человек подвергается остракизму со стороны представителей его собственной социальной группы. Например, в среде американцев мексиканского или индейского происхождения экономическое преуспеяние или участие в какой-либо общественной деятельности вместе с белыми, обладающими доминирующим статусом, по определению означает что ты «предатель» или «перебежчик». Личное благосостояние, не разделенное с другими, — достаточное основание для изгнания из группы. Социальная группа, испытавшая «выпаривание», может быть особо чувствительной к первым признакам подражания чертам «внешней» группы в поведении кого-то из своих представителей. Члены группы могут быть заблаговременно защищены от заимствования другого языка или социальных обычаев через групповые санкции. Человека хорошо информируют об угрозе исключения, и он приобретает убежденность в том, что, перенимая поведение, например, «англичан», перестаешь пользоваться доверием. Следовательно, сохранение этнической разобщенности достаточно сложное явление, так как вопрос о том, принадлежит ли человек к этническому меньшинству, решают люди, находящиеся вне группы, люди, составляющие группу и лично самоопределяющийся индивид. Самоопределение вторично, когда человек лишен возможности выбора групповой идентичности либо из-за того, что группа большинства активно препятствует его вхождению в ее ряды, либо из-за того, что его собственная группа не потерпит, если он выйдет за ее рамки (хочет он это сделать или нет). Тем не менее, почти во всех случаях социальная неопределенность позволяет некоторым индивидам совершить «переход». Ребенок, рожденный от смешанного (межрасового) союза, почти всегда вынужден играть двойственную роль. Этот Дж. Де-Вос. Этнический плюрализм 263 сложный для обсуждения предмет не может быть глубоко раскрыт здесь. <...> В Бразилии лица негритянского происхождения со светлой кожей в известном смысле имеют альтернативу в виде «перехода», если они сильно желают этого, так как к самому феномену «перехода» здесь относятся довольно спокойно. В Соединенных Штатах «переход» является серьезной проблемой и для группы белых, которая придает большое значение сохранению своей чистоты и опасается «смешанной крови», и для группы чернокожих, которая стремится к введению санкций, направленных на сохранение преданности своих членов. Это особая точка напряжения в современном американском обществе, не только в отношении субъективного самовключения (как, например, в случае с афро-американцами), но также из-за того, что слово «чернокожий» стало символом этнической принадлежности (по контрасту со словом «негр», которое расценивается как маркер чрезмерного примирения с культурой и точкой зрения доминирующего белого населения).
Таким образом, положение людей со светлой кожей, имеющих смешанных (черных и белых) предков, становится более сложным: вместе с активным ростом солидарности чернокожих американцев растет и страх перед изгнанием из группы. В истории этнического выживания порог, отделяющий уход от изгнания, варьируется в зависимости от социальных условий. Иногда группы ощущают угрозу легкой ассимиляции и стремятся сохранить свою обособленность, усиливая санкции изнутри. В других случаях внешняя дискриминация группы затрудняет уход из нее. Внутригрупповые санкции, направленные на сохранение принадлежности к группе, иногда не очень заметны, но, тем не менее, сильны. Я не стану здесь пытаться рассматривать те санкции, с помощью которых доминирующее большинство удерживает обособленность этнической группы, но очень кратко затрону некоторые внутригрупповые санкции, направленные на самосохранение. Санкционирование групповой принадлежности начинается очень рано и не может быть отделено от развития самоощущения. Сознательный процесс предполагается на более поздних стадиях формирования идентичности и следует за более ранними, автоматическими процессами. Личность, развивающаяся в человеческом существе, по природе своей социальна — связана с первоначальным сообществом. Опыт 264 Психология культур проживания в семье развивает чувство собственной личности, но опыт общения со сверстниками в детстве также важен. В некоторых обществах группы сверстников (как основное связующее звено социальной идентичности) имеют гораздо большее значение, чем семья. Группа ровесников, конечно, является наиболее жестким социализатором, требующим постоянных знаков верности от тех, кто участвует в ее жизни. Несмотря на свой временный характер, группы, образованные в детстве, способствуют установлению стандартов (касающихся языка и даже способа мышления), которые в отдельных случаях могут идти вразрез с родительскими моделями. В ситуациях аккультурации (наподобие тех, что сложились в Нью-Йорке или Чикаго в начале XX века) первичные социальные идентичности в большей степени отражали (особенно в отношении языка) влияние группы сверстников, а не семьи. Родившиеся в Америке представители этнических меньшинств считали себя «американцами» в лингвистическом смысле (отказываясь говорить на языке своих родителей), а также в области установок (отвергая многие родительские ценности). Вместо этого они перенимали ценности, предоставляемые средствами массовой информации и школой, равно как и преобладающей группой американских ровесников. «Подвижка вверх» была частью позитивно санкционированной американской идентичности. Эти дети без проблем приняли характеристики тех, кого сейчас оценивают гораздо менее однозначно, — белых англосаксонских протестантов, прибывших (как было известно каждому ребенку в Нью-Йорке) на «Майском цветке». Почему американское образование достигло таких успехов в преодолении лингвистического плюрализма, тогда как другие страны сталкиваются со значительными сложностями в изменении языка, на котором говорят этнические меньшинства? Это можно объяснить влиянием группы сверстников в школе. Поскольку школа была местом встречи ровесников из различных лингвистических групп, английский язык стал языком общения в Соединенных Штатах начала 1900 годов. Дети иммигрантов из Европы не могли предпочитать родной язык, отделявший их от других детей в школе. Иными словами, группы сверстников вообще были «проамерикански» ориентированы. Самоощущение сыновей и дочерей иммигрантов, развившееся в результате такого Дж. Де-Вос. Этнический плюрализм 265 опыта, скорее становилось «американским» в новой обстановке, чем просто оставалось итальянским, еврейским или ирландским. Обязанность «быть американцем» была чрезвычайно важна для иммигрантских детей, родившихся в Америке на пороге XX века. Хотя культурное содержание их наследия исчезло, у многих представителей третьего поколения молодежи развилось сильное стремление к преемственности со своим прошлым. Вспомним недавний позитивный отклик на создание Лиги защиты итальянцев в Нью-Йорке. Дело в том, что «быть американцем итальянского происхождения» практически не означает «иметь связь с итальянским языком или большинством черт итальянской культуры». Скорее всего речь идет о чувстве преемственности с прошлым, о преданности группе и о сходстве эмоциональных переживаний в домашней обстановке, что заставляет человека судить о себе с точки зрения принадлежности к этнической группе. При сравнении с переживаниями представителей разных волн европейской иммиграции в США, сегодня обнаруживаются более значительные сложности в получении образования детьми индейцев, чернокожих американцев или американцев мексиканского и пуэрто-риканского происхождения. По крайней мере очевидно, что этим детям, которые должны послушно изучать нормы большинства, необходимо преодолеть влияние групп ровесников — представителей этнических меньшинств, направленное против этих норм. Угроза изгнания из этнической группы ровесников — это мощная сила, противостоящая образовательным процессам, происходящим в школах. Есть неофициальные свидетельства о том, что европейские школы (например, в Швейцарии) начинают сталкиваться с такими же трудностями в обучении этнических меньшинств, включая детей рабочих-иммигрантов. Плохие отметки в аттестатах у детей этнических меньшинств отчасти могут быть результатом негативного имиджа, который сложился у учителей (представителей группы большинства) о своих питомцах, отличных от них самих этнически или социально. К причинам подобных трудностей можно отнести раннее усвоение негативного представления о себе, а также влияние группы сверстников, наказывающей за готовность пойти на уступки требованиям школы. Таким образом, для некоторых меньшинств школа, 266 Психология культур ориентированная на большинство, не может предоставить средства для профессионального роста. Статус группы как целого имеет тенденцию оставаться пониженным, не предлагая каких-либо вариантов классовых позиций или социально-профессиональных моделей, с помощью которых представители группы могут установить и сохранить чувство общности. И, напротив, некоторые детские группы (например, у евреев и японцев) строго наказывают тех, кто плохо успевает в школе. Конформистские установки сверстников усиливают потребность этих детей в получении образования (De Vos, Wagatsuma, 1967). Я не в состоянии обсудить здесь все аспекты этой темы, но скажу, что (по крайней мере, с точки зрения социальной структуры) санкции, налагаемые довольно рано и направленные на сохранение этнической целостности, могут стать для некоторых этнических групп причиной трудностей в изменении статуса посредством получения официального образования. Это обусловлено отчасти внутригрупповым самосохранением, отчасти внешней социальной дискриминацией. В некоторых группах (например, у евреев и японцев) имеются существенные внутренние средства продвигать в направлении профессионального роста тех, кто еще отождествляет себя со своей группой, тогда как в других группах (например, у американских индейцев) групповая идентичность имеет тенденцию препятствовать профессиональной мобильности.
<< | >>
Источник: А.А.Белик. Личность, культура, этнос: современная психологи-Б 66 ческая антропология /Смысл. — 555 с.. 2001

Еще по теме Уход и изгнание:

  1. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
  2. И, УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ
  3. УХОД С РАБОТЫ
  4. Глава 36 ИЗГНАНИЕ ВРАЖЕСКИХ ВОЙСК ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР. РОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  5. Уход Японии с морской конференции в Лондоне (январь 1936 г.)
  6. Таблица 6: Медицинская помощь и право на наивысший достижимый уровень здоровья
  7. § 112. Знак длинношеей звериной головы
  8. ЭВТАНАЗИЯ — "ХОРОШАЯ" СМЕРТЬ
  9. 11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века
  10. 61 . Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и Уголовный кодекс РСФСР 1964 г.
  11. 2.3. ЭВТАНАЗИЯ — “ХОРОШАЯ” СМЕРТЬ (44)