<<
>>

Установление связи сакрального и профанического в "Бхагавадгите"

В 4-6-й главах Кришна опять выступает как мудрец, наставляющий Арджуну в джнана-йоге, т. е. йоге знания, в карма-йоге, т. е. йоге правильного действия, в дхъяна-йоге, или йоге активного внимания. Как мне кажется, конец 6-й и начало 7-й главы "Гиты" представляет собой переход к тому, что можно было бы назвать выявлением идеала и "вживлением" этого идеала в сердечный ум (манас) ученика, в данном случае Арджуны, подготовленного всем предыдущим к пониманию того, что такое долг, что такое благо и как совместить это в экзистенциальном акте сознания. Завершая начатые во 2-й главе наставления в йоге, Кришна поучает: Превосходит йогин аскетов. Йогин выше, чем тот, кто знает. Йогин выше, чем делатель жертвы. Устремляйся же к йоге, Арджуна (6.46) (Пер. B.C. Семенцова) А дальше, начиная как бы новый цикл, он говорит: Но и йогинов тот превосходит, Кто на мне всей своею душою Утвердившись, исполненный веры, Почитает меня с любовью. (6.47) (Пер. B.C. Семенцова) Если перефразировать наставления Кришны, то можно сказать, что учение, которое он предлагает Арджуне до этого, выше чувств, выше ума, выше действий. Но есть и нечто более высокое. Это — вхождение душой, полной участия и веры в идеал2 === 209 === Этот идеал, или истинный образ Кришны, Арджуна должен познать без сомнений, без колебаний (asamsayam) и полностью В шлоке 7.1 Кришна говорит: Сердечным умом ко мне привязавшись, свершая йогу, ища прибежища во мне, Как должен ты познать меня всецело и несомненно, об этом слушай. Это "слушанье", которое включает все виды душевно-телесных апперцепций идеала, в данном случае образа Кришны, конечно, далеко выходит за рамки обычной процедуры слушанья и слышанья. Об этом в своей работе написал Семенцов, точку зрения которого необходимо представить, к сожалению, в сжатом виде. Функция "Гиты" в культуре, пишет Семенцов, заключалась в том, что текст после заучивания с голоса учителя (граха свадхъяя) непрерывно повторялся (рецитировался); такое рецитирование считалось ритуальным актом (собственно свадхъяя)3. Этот ритуально-символический акт постоянного повторения воздействовал на различные уровни человеческой личности (телесный, речевой, ментальный). Переживания, вызванные рецитированием, сливаясь, приводили человека в состояние внутренней гармонии, ритмического блаженства. Такие переживания в обыденной жизни выпадают на долю человека крайне редко, при счастливом совпадении многих обстоятельств, например, в минуты радостного упоения музыкой, стихами или любовью4. Конечной целью текстов, подобных "Гите", подчеркивает Семенцов, являлось создание трансовых состояний, возникающих у особо одаренных личностей спонтанно. В этом смысле "Гита" предлагает "ведийское", т. е. экстатическое по своей природе знание. Для передачи этого знания традицией была выработана такая форма применения текста, как свадхъяя, которая является подражанием поведению адепта в состоянии религиозного транса5. Я думаю, что изложенную выше точку зрения Семенцова можно дополнить в том смысле, что экстатические трансовые состояния, возникавшие в результате ритуально-символического акта рецитирования текста, необходимы были не сами по себе, а для вхождения в мир идеала культуры, вживания в этот мир. === 210 === Выше я говорил о том, что идеал как непременное условие культуры должен быть мифологизирован, потому что он должен быть в культуре. Для того чтобы существовать в культуре, идеал должен быть мифом, при этом он и трансцендентен, и имманентен миру культуры, причем трансцендентное в этой связке всегда главенствует. Пользуясь материалом "Гиты", так же как и другими конкретными традиционными текстами, мы можем сказать, что традиционный текст, предлагая пути достижения идеала и пути выполнения благого долга, имеет в виду, кроме этого, установление неразрывной связи сакрального и профанического, связи человеческой жизни и абсолютной Божественной воли, как пишет об этом Франк.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Установление связи сакрального и профанического в "Бхагавадгите":

  1. Установление связи прерывания беременности с травмой
  2. § 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи
  3. № 555 ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ОРГБЮРО РКП(б) КИРГИЗСКОГО КРАЯ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТУРГАИСКОГО УЕЗДНОГО КОМИТЕТА ПАРТИИ И УСТАНОВЛЕНИИ СВЯЗИ С ГУБКОМАМИ КРАЯ 3 мая 1920 г.
  4. ЧЕЛОВЕК И САКРАЛЬНО
  5. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ САКРАЛЬНОГО
  6. Полярность сакрального
  7. ДИАЛЕКТИКА САКРАЛЬНОГО
  8. Праздник — обращение к сакральному
  9. Дополнения I. ПОЛ И САКРАЛЬНОЕ
  10. III. ВОЙНА И САКРАЛЬНОЕ
  11. ИЗУЧЕНИЕ САКРАЛЬНОГО
  12. ОБЩИЕ ОТНОШЕНИЯ САКРАЛЬНОГО И ПРОФАННОГО
  13. ТРАНСГРЕССИВНОЕ САКРАЛЬНОЕ: ТЕОРИЯ ПРАЗДНИКА
  14. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ САКРАЛЬНОГО
  15. ПРИХОД САКРАЛЬНОГО
  16. Ill РЕСПЕКТИВНОЕ САКРАЛЬНОЕ: ТЕОРИЯ ЗАПРЕТОВ
  17. САКРАЛЬНОЕ — ПРЕДПОСЫЛКА ЖИЗНИ И ВРАТА СМЕРТИ
  18. САКРАЛЬНОЕ - ИСТОЧНИК ЭФФЕКТИВНОСТИ
  19. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ САКРАЛЬНОГО
  20. Сакральные тексты «чужих».