<<
>>

Язык в пространстве культуры

Язык не исчерпывается своим вербальным значением; так, может быть язык жестов, язык знаков и даже язык умолчания. Молча, ничего не говоря, можно подать какой-то сигнал, сообщить что-то, и это тоже будет своего рода язык.
Значит, язык не только предметен, не только вербален, но и всегда символичен. Это подтверждает наше предположение о том, что язык является формой. Но это какая-то особая форма, можно было бы сказать некая инструментальная, единичная форма, потому что язык нам нужен как инструмент общения и потому, что этот инструмент нам нужен для каждого конкрет- === 056 === ного случая. В каждом конкретном случае общения нам нужен свой язык — язык общения с друзьями, с начальниками в подчиненными, коллегами по работе, уличными торговцами, а при общении с иностранцами — иностранный язык. Я сознательно говорю здесь тривиальную вещь, чтобы подчеркнуть, что язык — всеобщая форма культуры, так как он присутствует во всех проявлениях культуры. В то же время это частная, конкретная форма, форма "ад хок", т. е. форма для каждого конкретного случая. Вместе с тем это форма, которая является также и средством, т. е. в ней присутствует не только момент всеобщности как потенции, но и момент динамики, энергийности, в этом смысле конкретности. Мы относимся к языку инструментально, мы хотим выразить наши желания, просьбы, эмоции, наблюдения и каждый раз создаем новую сумму языковых выражений, новую коммуникацию. Если соотнести язык и культуру в философском осмыслении, то можно сказать, что язык — это единичная чтойность культуры. В книге "Очерки античного символизма и мифологии" А.Ф. Лосев следующим образом объясняет понятие чтойности. Аристотель обозначает предмет философского учения о бытии как чтойность (кьюиддитас) “"Чтойность" для каждой вещи есть то, что говорится о ней самой. Так, например, "быть образованным" не есть чтойность человека, потому что человек может и не иметь образования. Чтойность человека то, без чего он не может быть человеком. "Чтойность [мы утверждаем] относительно того, смысл чего есть определение"”1. Чтойность определяется как смысл вещи, данный как неделимая и простая единичность и зафиксированный в слове. Лосев пишет также, что понятие чтойности у Аристотеля связано с проблемой общего и единичного, где общее так относится к единичному, как потенция к энергии. Чтойность, подчеркивает Лосев, оказывается и общим, и единичным, т. е. потенциально-общим и энергийно-единичным, причем "эти две сферы в чтойности не разорваны, но даны сразу и самотождественно. Чтойность и есть смысловое тождество эйдоса и материи, логического и алогического, потенциального и энергийного. Она есть энергийно-осмысленный лик вещи, или символ"2. === 057 ===
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Язык в пространстве культуры:

  1. ФУНКЦИЯ И ФОРМА, ИЛИ ИКОНОЛОГИЧЕСКОЕ РАСКРЫТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ТОЛКОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ
  2. Социологические аспекты языка и перевода.
  3. 4. Панини: разделение и связь языковой) и логического пространства
  4. 5. Индивидуальное и общее в языке и познании
  5. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
  6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
  7. ОТРАЖЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ И ЯЗЫКОВЫХ ПРОЦЕССОВ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ КАНАДСКОЙ ПРЕССЕ
  8. 6.2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
  9. I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
  10. язык
  11. Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
  12. Реальная школа, 7-й класс, тема 5: «Совместное проживание с представителями других культур».
  13. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема
  14. 3.2. Проблема билингвизма в контексте возрождения родного языка
  15. 1.2. Формы идентификации иноэтничных групп в этнополитическом пространстве региона
  16. 1.2.2. Метаязыковой комментарий и его базовые характеристики
  17. 1.2. Пространственно-временные параметры межкультурного диалога
  18. 3.3. Формы выражения этнокультуры
  19. V РАСА И ЯЗЫК.