<<
>>

1. Ю.В. Бромлей – автор первой системной теории этноса.

Каждый из этносов народов имеет наглядный и вместе с тем неотъемлемый внешний признак – самоназвание, собственное имя, этноним. Уже само существование самоназвания – этнонима предполагает, что у каждой из общностей есть этническое самосознание.

Кроме того, представители таких общностей обычно отличают себя от членов всех иных подобных совокупностей.

Этническое самосознание – явление вторичное, производное от объективных факторов, поэтому сводить сущность этносов к самопознанию несколько поспешно.

Этносы представляют собой сложное образование, которое обладает как общими, с другими подобными образованиями, так и специфическими чертами.

Характерная особенность различия этических общностей друг от друга состоит хотя и в весьма условном, но противопоставлении остальным.

Этнос – категория сопоставительная, в основе сопоставления лежат объективные свойства, заключающиеся в устойчивости к ассимиляциям, и способности отличать и разграничивать себя и другие общности.

Бромлей отмечает, что в большинстве случаев антропологические типы не выступают в качестве сколько-нибудь существенных особенностей народов.

Наиболее характерными различиями могут быть:

1. Развитие способов и средств производства;

2. Наличие национальной одежды, либо каких-то отдельных признаков, позволяющих определить принадлежность;

3. Пища, а точнее ее состав и техника приготовления, запреты на нее;

4. Семейный быт, брачные обычаи, обряды, традиции;

5. Язык, его родство с иными наречиями, языковыми семьями;

6. Искусство, точно проявление национальных этических особенностей в нем.

Но необходимо отметить, что для определения принадлежности к тому или иному этносу необязательно наличие всех признаков.

Передача этнокультурной информации осуществляется, по мнению Бромлея, в различных формах:

- через произведения материальной и духовной культуры

- на основе личных и опосредованных контактов

- с помощью тактильных источников

- устной и письменной речи

Ю.В. Бромлей предположил и обосновал понимание этноса в узком и широком смысле слова.

В узком смысле слова этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других этнических образований. С тем, чтобы выделить эту разновидность этносов среди других общностей этнического характера, был предложен термин «этникос». При этом имеется в виду комплекс этнических свойств, сохраняющихся даже при переселении группы людей того или иного этноса на другую территорию.

Среди компактных этнических образований особое место занимают те, что сопряжены с так называемыми социальными организмами, представляющие собой самостоятельные макроединицы общественного развития. Эти образования обладают относительной самостоятельностью, обеспечивающей условия для устойчивости этноса и его воспроизводства. Эти «синтетические» образования могут быть определены как этносоциальные организмы, и именно они обладают, как правило, территориальной, экономической и политической общностью.

Таким образом, по мнению Бромлея, этносы занимают центральное место в этнической структуре человечества. Их особенность заключается как в многообразии, так и в иерархичности построений. Вопросы для самоконтроля

1. Какие способы передачи этнокультурной информации кажутся вам наиболее долговечными?

2. Какие признаки различия этносов вы можете добавить к уже перечисленным?

3. Почему этносоциальный организм более устойчив нежели «этникос»? Литература

1. Ю. Бромлей. Р. Подольский. Создано человечеством. М.,1984.

2. Ю. Бромлей. Р. Подольский. Человечество – это народы

3. Ю.В. Бромлей. Этносоциальные процессы в СССР.

4. Новейший философский словарь. Минск, 2000.

<< | >>
Источник: Сост. А.Д. Похилько. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (конспект лекций). 2004

Еще по теме 1. Ю.В. Бромлей – автор первой системной теории этноса.:

  1. Теория литературной эволюции
  2. С.А. Ушакин ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ РУССКОЙ ТРАГЕДИИ: О ПОСТСОВЕТСКИХ ТЕОРИЯХ ЭТНОСА
  3. Структура интерпретаций. Общая системная теория
  4. Комплексный и системный подходы в концепциях С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова И. А. Юров (Сочи)
  5. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  6. Бромлей Ю.В.. Очерки теории этноса, 1983
  7. Очерк первый ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ (предварительные замечания)
  8. ТЕОРИЯ ЭТНОСА И КУЛЬТУРНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
  9. Часть первая Системная лингвистическая методология:основания и характеристика деятельности
  10. Системно-синергетический подход к профессиональной подготовке будущих специалистов в образовательной системе вуза
  11. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема