<<
>>

Задачи исторической антропологии и проблемы реконструкций

Историческая антропология — термин, утвердившийся и широко используемый в отечественной антропологии с 1979 г., после выхода одноименной книги академика В.П. Алексеева.

Термин этот обозначает особое направление в антропологической науке, выделившееся по своим целевым установкам — проведение исторических реконструкций. Проблема исторических реконструкций многоаспектна, она включает, реконструкцию процессов развития культуры, становления общества и его установок, а также традиций, верований, научных представлений, определение изменчивости физического типа человека в ходе эволюционного развития. В антропологии речь идет прежде всего о биологических реконструкциях, позволяющих сказать о физическом типе человека и через физический тип и психофизиологические параметры проанализировать такие факторы, как общественные характеристики, демографические показатели, заболеваемость, смертность, развитие общественного сознания.

В российской антропологической науке первой обоснованной работой в области исторической антропологии можно считать труд А.П. Богданова «Материалы по антропологии курганного периода в Московской губернии», опубликованный в 1867 г. в «Известиях общества любителей естествознания, антропологии и этнографии».

Сопоставляя краниологические материалы с физическими особенностями современного населения и изучая процесс формирования антропологических типов русского народа, А.П. Богданов освещал с антропологической точки зрения историю и взаимодействие племен на территории русской равнины.

Д.Н. Анучин, используя описания физического типа гуннов, доказал несомненную принадлежность их основного ядра к монголоидной расе. Этой работой он опроверг концепцию извест-

ного историка Д. И. Иловайского о принадлежности гуннов к славянам.

Пользуясь антропологическими материалами, Д.Н. Анучин сделал ряд заключений по истории заселения и колонизации Русской равнины.

Выделив на территории Восточной Европы два ареала относительной высокорослости (северный и южный) и два — низкоросл ости (западный и восточный), он пришел к выводу, что эти ареалы связаны с расселением по Русской равнине финских и славянских племен.

Проблемам исторической антропологии посвятили свои работы Г.Ф. Дебец, Т.А. Трофимова, В.В. Бунак, В.П. Алексеев, Т.Н. Алексеева, М.В. Витое.

Г.Ф. Дебец в работе «Палеоантропология СССР» представил антропологические типы древнего населения Восточной Европы и отметил тенденции их эпохальной изменчивости.

В.П. Алексеев также посвятил ряд работ описанию древнего населения Восточной Европы и проблемам этногенеза восточных славян.

Т.Н. Алексеева сопоставила антропологические кЬмплексы современного населения с физическими типами Восточной Европы эпохи Средневековья и высказала мысль о том, что антропологическая неоднородность восточных славян — результат неоднородности населения Восточной Европы до появления славян.

В работах В.В. Бунака содержатся данные об этнической истории русских и белорусов. Проводя антропологические исследования на территории Южной Беларуси (1956), он выделил два антропологических типа — южный, или полесский, и тип основного массива.

Ценные сведения по этногенезу белорусов были собраны в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси под руководством В.П. Алексеева. Изучались генетические маркеры у современного населения (дерматоглифика, одонтологический комплекс, групповые факторы крови). Генетические различия сохранились со времени заселения восточных славян. Территория Западного Полесья долгое время оставалась изолированной от основного массива, служила плацдармом проникновения и расселения ела-

вян на север, северо-восток и северо-запад (Тегако, 1973). И.И. Саливон (1973) собрала антропологические данные о населении Беларуси XI—XIV, а также XVII—XIX вв. Группировка краниометрических серий XI—XIV вв. по племенной принадлежности и сопоставление полученных материалов позволили ей сделать вывод о сходстве лицевой части черепа по всем морфологическим признакам, о специфике эпохальных изменений на территории Беларуси, проявляющихся в укорочении и расширении мозгового отдела черепа. Л.И. Тегако совместно с академиком В.П. Алексеевым обобщили материалы, собранные М.В. Битовым в составе Прибалтийской комплексной экспедиции (1958—1959). В 1994 г. на основании этих данных была издана книга «Расовая география белорусов».

Реконструкция исторических событий проводится на основании антропологических данных о древнем населении, реконструкции его биологических особенностей — на основании расового облика, половозрастного состава, фактов о болезнях древних людей и другой информации. Исторические вопросы можно решать также путем сравнения современного населения по антропологическому типу и по генетическим маркерам.

<< | >>
Источник: Л. Тегако, Е. Кметинский. Антропология: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М. : Новое знание. — 400 с.. 2008

Еще по теме Задачи исторической антропологии и проблемы реконструкций:

  1. 3. Трактат «Нирукта»: узел семантико-этимологических проблем
  2. СТРУКТУРА И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
  3. §3.2. Насилие, солидарность и эволюция интеллекта в палеолите
  4. МАЛИНОВСКИЙ (1884-1942)
  5. АНТРОПОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ Кещия, прочитанная в Манчестерском университете в 1961 г.
  6. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований
  7. Задачи исторической антропологии и проблемы реконструкций
  8. Философско-религиозная концепция
  9. С.              В. СМИРНОВ ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ В АРХЕОЛОГИИ
  10. С. А. БАЛАКИН КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНОГО ТИПА (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ)
  11. Е.М.данченко Омский государственный педагогический университет, Г. Омск, Россия. ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
  12. Н.Н.Крадин Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН, г.Владивосток, Россия АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРы, ЭТНИЧЕСКИЕ общности и проблема границы
  13. В. Г. Сергеева ВОПРОСЫ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И ТРАНСОКЕАНСКИХ КОНТАКТОВ В ТРУДАХ ХУАНА КОМАСА
  14. Дисциплинарно-методологическая структура современной лингвистики