<<
>>

Загадка рождения Кришны

Кришна говорит, что хотя я не должен ничего делать, но я рождаюсь своей силой [sambhav?my?tm?yay?] с целью установления справедливости, закона, порядка [dharmasamsth?pan?rth?ya]. Рождение своей силой представляет собой сугубо мифологический момент.
Это не простая сила, а магическая сила "майя", которая в дальнейшем трактуется как иллюзия. Б.Л. Смирнов переводит шлоки 4.6-4.8. таким образом: "Я Атман, нерожденный, непреходящий, я существ Владыка, И все же, превосходя свою природу, я рождаюсь собственной майей. Всякий раз, когда ослабляется дхарма И беззаконие превозмогает, я создаю себя сам, Бхарата, Для спасения праведных, для гибели злодеев. Для утверждения закона из века в век я рождаюсь"2. В комментарии к шлоке Смирнов пишет, что мысль стиха антитетична. Хотя я нерожденный Атман, однако, властвуя над природой, я могу рождаться силой своей майи; непреходящий и неизменный, я как бы изменяюсь в иллюзии. Такое понимание вполне согласуется с духом "Веданты", "Гиты" и ранней "Санкхъи"3. Далее Смирнов поясняет: "Майя есть непреодолимая для обыкновенного человека и неизбежная для всего проявленного иллюзия текучести вечно пребывающего бытия, становящегося таким образом быванием. Школа Шанкары признает майю необъяснимой и отождествляет ее с авидьей, незнанием в активном смысле, то есть с ложным знанием. В самих индийских школах этот термин понимается весьма различно". В принципе я согласен с этим комментарием, но вместе с тем должен задать вопрос: как рождается Кришна? Что это такое? Семенцов, объясняя в контексте своей работы эти шлоки, замечает: сообщается тайное знание о рождении и действии Бхагавана5. На первый взгляд ничего таинственного в рождении и действиях Кришны нет. Вот главная мысль двух шлок, переведен- === 104 === ная практически буквально: "Когда закона упадок возникает Бхарата, тогда себя выпускаю я" "Природой собственнойповелевая, рождаюсь своей майей" Как же рождается Кришна в мире, чтобы восстановить закон, порядок, добро и покарать зло? Своей магической силой, своей силой-иллюзией, силой сверхприродной, просто "атмамайей", т. е. тем, что называется "атмамайя"? Прабхупада, комментируя шлоку 4.7, пишет, что большое значение в этом стихе имеет слово "сриджами", которое не может быть переведено как творение. "Сриджами" означает, что Господь проявляет Себя таким, каков Он есть. Хотя Господь и нисходит на Землю в определенное время, а именно, в конце Двапара юги двадцать восьмого тысячелетия седьмого Ману в одном дне Брахмы, он не обязан следовать этому правилу, потому что полностью свободен и волен поступать по своему желанию. Таким образом, он появляется по собственной воле тогда, когда в мире преобладает безбожие и исчезает истинная религия6. Характерно, что Прабхупада называет точное время нисхождения Кришны на Землю в своей системе координат и цель этого нисхождения, но не объясняет, как это происходит. Смирнов, комментируя предыдущую шлоку, обращает внимание на слово "адхиштхана" (природой собственной повелевая). Он, в свою очередь, ссылается на В. Пуссена, который указывает, что у буддистов это слово означает "волево воздействовать на что-то или кого-то". В "Саддхарма-пундарике" сказано, что Будда, воздействуя на самого себя и на других, являет собственное вхождение в нирвану. Выражение "пракритим свам адхиштхая" можно принять равнозначным "атманам адхиштханам", то есть "воздействуя на самого себя".
Таким образом, неподвижный в своей сути пуруша, воздействуя на самого себя, являет себя силой своей магии. Ламотт указывает, что акт воздействия включен в пять факторов проявления, перечисленных в шлоке 18.14 Титы". Так, ограничивая свою запредельную и неподвижную суть, пуруша делает ее способной производить мир (сридж). Подвергшаяся такому изменению трансцендентная сущность становится имманентной пракрита, а пуруша остается неподвижным со- === 105 === зерцателем деятельности своей собственной пракрита. Так он является творцом и нетворцом. Таким образом в "Гите", по мнению Ламотта, нельзя ставить непроходимой грани между пурушей и пракрита, которую Бхагаван постоянно называет своей. Эта пракрита отлична от пуруши лишь иллюзорно, чарами майи'. Забавно, что привлекая к пониманию шлок о рождении Кришны достаточно обширный и авторитетный материал (Смирнов, Семенцов, Прабхупада, школа Шанкары, буддийский текст и пр.), мы так и не ответили на вопрос, что же такое рождение Кришны. Мы подтвердили наше общее суждение о том, что в связке трансцендентного и имманентного в культуре первое всегда властвует, подчиняет, волит, т. е. оно есть первое по природе вещей, но как это происходит, каковы правила этого воления, как конкретно атман-пуруши меняет свою природу, как он остается недвижим, а она — пракрита — начинает двигаться или "нисходить" на Землю, осталось для нас непонятным. Это и есть, как говорит "Гита", тайна, более тайная, чем сама тайна, которая всегда остается тайной. Таким образом, это самая настоящая, подлинная тайна, потому что, согласитесь, тайна, которая может быть раскрыта, не является тайной в действительном смысле этого слова. Понимание такой абсолютной тайны означает в конечном итоге подведение ее к метафоре в том смысле, о котором мы говорили выше, — к точечному единству языка и мифа. В нашем случае загадку рождения Кришны можно выразить точечной мифометафорой "атманам сриджамйахам" и в значении волевого воздействия на самого себя, на свою природу, и в том значении, что это волевое воздействие производит атман-пуруша. Дальше наше рационально-достоверное рассуждение вынуждено остановиться, оставив нас в недоумении, причем это недоумение имеет буквальный смысл. Мы не-до-умеем, не совсем умеем однозначно и рационально-достоверно вывести из многих значений атмана, пуруши, пракрита, майи те конкретные значения, которые определяли бы процесс нисхождения или рождения Кришны. Так же как мы не можем однозначно ответить, например, что такое рождение Афины Паллады из головы Зевса. === 106 === Здесь у нас появляется сильнейший соблазн сказать, что приводить такие примеры ненаучно, что все эти рождения Кришны или Афины Паллады — детские побасенки, фантастическое отражение внешних господствующих сил. В определенном смысле это верно. Историю Кришны, так же как и всю историю взаимоотношений пандавов и кауравов, можно рассказать как волшебную сказку или как фантастическую историю. Но, конечно, смысл этих историй не в их фантастичности. Более того, сказочность этих историй, т. е. их мифологичность, свидетельствует об их подлинности для мира культуры.
<< | >>
Источник: В.В. МЕЛИКОВ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕКСТОЛОГИЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР (на примере "Бхагавадгиты" и других индийских текстов). 1999

Еще по теме Загадка рождения Кришны:

  1. А. Низовский. ЗАГАДКИ АНТРОПОЛОГИИ, 2004
  2. Локерман А. А.. Загадка русского золота, 1978
  3. Загадка пластики
  4. ЗАГАДКА МЕГАЛИТОВ
  5. ЗАГАДКИ АНТРОПОЛОГИИ
  6. ЗАГАДКА РЕФАИМОВ
  7. Загадки истории
  8. Загадки истории
  9. ЗАГАДКА МЕЛАНЖОНОВ
  10. Как объясняли загадку
  11. ЗАГАДКА ЯЗЫКА ГУАНЧЕЙ
  12. Загадки гробницы Тутунхамона
  13.    Посмертные загадки, оставленные императором
  14. Упадок майя. Загадка без отгадки
  15. 5.1. Характерные черты исследования. Экономические загадки
  16. § 98. Загадка золотого гроба из так называемой гробницы Тэйе
  17. глава четырнадцатая О ПРОИСХОЖДЕНИИ БАСНИ, ПРИТЧИ И ЗАГАДКИ С ПРИСОВОКУПЛЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ СИМВОЛОВ И МЕТАФОР *
  18. Дни рождения
  19. РОЖДЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ