<<
>>

2001, Профессиональная стратификация номадов

Производственнаw- деятельность. Основными формами производственной деятельности у номадов являются такие, как хо­зяйственная и «ремесленная». Важно отметить, что у скотоводче­ских народов в определенной степени существовало разделение на мужской (война, выпас скота) и женский (домашнее хозяйство) труд, хотя в случае необходимости (участие мужчин в войнах или грабительских набегах) скот могли пасти подростки или женщины.

В целом же для кочевых обществ была характерна недифференци­рованность экономической специализации (Крадин, 1996, с. 21). Между тем многообразие направлений производственной деятель­ности кочевников Горного Алтая пазырыкского времени позволяет остановиться на отдельных ее видах более подробно. Коснемся прежде всего вопросов, связан0ESwRF- с хозяйством «пазырыкцев», которое целесообразно рассматривать с привлечением материалов не только У1-П вв. до н.э., но и раннескифского времени (кон. IX -

3- я четв. VI вв. до н.э.) (Тишкин, Дашковский, 1998б, с. 581-591).

Надо отметить, что в конце эпохи бронзы под влиянием есте­ственно-географических, социально-экономических и историче­ских причин многие народы стали переходить к новой форме про­изводящегg- хозяйства - экстенсивному скотоводству (Таиров, 1993, с. 3), осваивая при этом значительные пространства степей, полупустынь и пустынь. В разных регионах (или культурно­исторических областях) формируется свой особенный вариант комплексного хозяйствования, основанный на подвижном образе жизни людей и передвижении скота в целях рационального исполь­зования в течение года наиболее удобных пастбищ, а также на за­нятиях охотой, рыболовством, собирательством и другими видами деятельности.

Все вышеобозначенные процессы происходили и на террито­рии Горного Алтая, куда, вероятно, в конце IX в. до н.э. стали про­никать из Северо-Западной Монголии и близлежащих районов Ки­тая племена, создавшие в раннескифское время своеобразную «бийкенскую» культуру (Кирюшин, Тишкин, 1997, 1999; Тишкин, 2003а).

Население, мирно расселившееся в начале VIII в. до н.э., заняло определенные экологические ниши (остепненные участки между гор и в долинах рек), где возможно было вести хозяйство, основанное на табунном животноводстве, в котором преобладали лошади. При этом предполагалась определенная смена мест про­живания в течение всего года, в чем прослеживалась характерная цикличность. Таким образом, тип хозяйства на Алтае в скифскую эпоху можно обозначить как яйлажно-горнодолинный, характер­ный для районов Тувы, Тянь-Шаня, Памира, основу которого со­ставляет скотоводство, приспособленное к конкретным условиям гор и горD0ESwRF- долин (Мартынов, 1986, с. 11-14). При этом значи­тельное место в подвижном образе жизни и хозяйстве как «бийкен- цев», так и позднее «пазырыкцев» занимала лошадь (Тишкин, Дашковский, 1998б, с. 582-583). Она служила основным источни­ком пищи, средством передвижения (во время военных действиях, при выпасе скота), тягловой силой при перекочевках, в строитель­стве, а также в других сферах жизнедеятельности (для принесения в жертву, как мерило богатства, на праздничных мероприятиях, в спортивных состязаниях и т.д.). Мясо таких животных, по данным раскопок поселений раннего железного века (Гальченко, Шульга, 1992; Шульга, 1994), составляло значительную долю в рационе пи­тания. В качестве «жертвенной пищи» мясо лошади помещали в могилы умерших людей, правда, гораздо реже, чем овцы. Кроме этого, для пищи использовалось молоко кобылиц и продукты, по­лученные из него. Шкуры лошадей шли на приготовление одежды, сосудов, ремней (Руденко, 1960, с. 71, 76). Находили применение и волосы. Кости являлись хорошим поделочным материалом (Боро- довский, 1997; 2001).

О масштабах коневодства в Горном Алтае и степени его раз­вития можно судить, в частности, по раскопкам поселений, где до­ля обнаруженных костей лошади среди остеологических материа­лов по домашним животным составляет от 34 до 61% (Шульга, 1994, с. 52; 1998). Для сравнения можно отметить, что, по подсче­там Н.П.

Матвеевой (2000, с. 84-86), у «саргатцев» доля лошади в составе стада составляет DI- среднем от 47 до 55%, а в рационе пита­ния конина занимала второе место (45%) после говядины. У скифов в У1-У вв. до н.э. лошадь находилась на первом месте в структуре стада (41%), а в IV в. до н.э. этот показатель сместился на вторую позицию и составил 26-34% (Гаврилюк, 1998, с. 44). О степени развитости коневодства у номадов Горного Алтая в скифскую эпо­ху свидетельствуют результаты исследования курганов (Тишкин, Дашковский, 1998б, с. 583). Последнее можно продемонстрировать следующим образом. Например, более 25% изученных погребаль­ных сооружений раннескифского времени содержали свидетельст­ва остатков лошадей, а на 718 умерших людей, не входящих в элитную группу в пазырыкское время, приходится 330 коней, т.е. 46%. Если же учитывать всю совокупность исследованных погреCtBDEENQQ9BDgEOQ- VI-!! вв. до н.э., включая представителей элиты, то тогда с 743 погребенными было похоронено 517 лошадей, т.е. 69,6%.

Развитию табунного коневодства (Тишкин, 1996г) на терри­тории Горного Алтая в скифскую эпоху способствовали не только потребности населения и относительно благоприятные природно­климатические условия, но и биологические данные этих живот­ных. Кони были практичны в разведении, так как могли содер­жаться круглый год под открытым небом на подножном корму. При этом использовалась отработанная схема эффективной орга­низации всего экстенсивного процесса содержания и размножения животных, сохранившаяся до сих пор (Кирюшин, IEOARIBDoEOAQ9-, 1997, с. 102-104).

Проведенный анализ остеологических останков коней пазы- рыкской культуры свидетельствует о наличии двух пород этих жи­вотных. Еще С.И. Руденко, опираясь на определения В.О. Витта (1952), отмечал, что наряду с малорослыми табунными лошадьми имелись высокопородные, крупные легкоаллюрные, типично вер­ховые кони. Этот факт подтверждается при изучении некоторого накопленного за последние десятилетия материала (Гребнев, Ва­сильев, 1994, с. 106-111; Васильев, 2000; Шульга, 1994, с.

52; и др.). Лошади небольшого роста являлись местной (монгольской) породой. Они были хорошо приспособлены к условиям Горного Алтая и более широко использовались в раQ9BD0ENQRBBDoEOAREBEEEOgQе время (Тишкин, 1996а, с. 59-66), чем в последующий период, когда поя­вились высокопородистые животные. По ряду показателей такие пазырыкские лошади практически идентичны скифским животным Северного Причерноморья, которые близки по своему физическо­му облику к породам современных верховых коней, в частности, к арабским (Секерская, 1998, с. 190-191). По наиболее распростра­ненной гипотезе высокопородные лошади, найденные в курганах пазырыкской культуры, имеют происхождение к западу от Алтая (Витт, 1952; Гребнев, Васильев, 1994, с. 110), хотя В.О. Витт пола­гал вполне возможным появление таких коней и в результате ис­кусственного подбора внутри местной породы (Руденко, 1952, с. 35). Существование двух основных физических типов лошадей нашло отражение в пазырыкском и, D0EMAQ/BEAEOAQ8BDUEQA-, в тагарском искус­стве (Кубарев, 1991, с. 141; Членова, 1981, с. 91).

Надо отметить, что скотоводство «пазырыкцев», как и других народов с таким типом хозяйства, находилось в сильной зависимо­сти от природно-климатических условий. По подсчетам ученых, примерно каждые 10-12 лет случался массовый джут, в результате которого гибло, как правило, не менее половины от поголовья все­го скота. На его восстановление требовалось около 10-13 лет. Учи­тывая эти данные, Н.Н. Крадин (1991а, с. 302) вполне справедливо сделал вывод о том, что «численность поголовья стад циклически колебалась вокруг определенной отметки, то увеличиваясь, то со­кращаясь от джутов, эпQ4BDcEPgQтий и других неблагоприятных факто­ров». Это в конечном итоге привело к балансу между ресурсами пастбищ, количеством стад и общей численностью номадов, коче­вавших на определенной территории (Крадин, 1996, с. 20). В то же время влияние на хозяйственную деятельность оказывал не только природно-климатический фактор, но и другие обстоятельства, на­пример, демографический взрыв, чрезвычайный прирост скота.

Для решения таких проблем скотоводы включали дополнительные со­циальные механизмы (например, ограничение рождаемости) и оп­ределенное использование других видов хозяйственной деятельно­сти: охота, рыболовство, земледелие (Крадин, 1991а, с. 303). Доста­точно подробно последний аспект указанной проблемы рассмотрен П.И. Шульгой (1994, с. 48-60), который пришел к выводRD- о суще­ствовании практически всех типов хозяйства у населения Горного Алтая в раннем железном веке, хотя ведущая роль, безусловно, принадлежала скотоводству (Шульга, 1998а). В целом на основе всего круга источников можно сделать вывод, что в хозяйственную деятельность в «пазырыкском» обществе в той или иной степени были вовлечены представители разных половозрастных групп (включая детей-подростков). Косвенным, своего рода символиче­ским подтверждением этого может являться факт наличия «мясной пищи» в виде кусков баранины (реже конины), а вместе с ними ме­таллических ножей в большинстве погребений детей, женщин и мужчин (от 50 до 70%) пазырыкского времени. Кроме того, очень часто представителей указанных половозрастных групп в могилах сопровождалQ4- захоронения лошадей, свидетельствующие как о со­циальном и имущественном положении людей, так и о характере занятости их в производственной и других видах деятельности. Ос­вобождение от участия в физическом труде могло, вероятно, суще­ствовать только в виде исключения из общего правила, например, для лиц, занятых управленческой деятельностью (Крадин, 1996, с. 21). При этом конкретное распределение обязанностей в хозяйствен­но-трудовой сфере, вероятно, варьировалось внутри общества в зависимости от культурно-исторической ситуации (военные дейст­вия, эпидемии и т.д.).

Если особенности хозяйства и степень занятости в этом про­цессе каждой- половозрастной группы «пазырыкского» общества реконструируются достаточно хорошо, то гораздо сложнее обстоит дело с выявлением людей, занимавшихся тем или иным видом ре­месленной деятельности. В погребениях пазырыкской культуры орудия труда, кроме металлических ножей, встречаются крайне ред­

ко.

В нескольких случаях у женщин зафиксированы шилья, корнеко­палки, а у мужчин - оселок, долото, а также некоторые другие ору­дия по обработке дерева, находившиеся в могилах «царских» усы­пальниц. Таким образом, только по характеру и составу сопроводи­тельного инвентаря сделать какие-либо выводы о производственной деятельности кочевников весьма BD8EQAQблематично. Поэтому обратим­ся к более широкому кругу источников, включая как традиционные письменные, лингвистические и этнографические данные, так и результаты естественно-научных анализов различных предметов из пазырыкских курганов.

Прежде всего интересно обратить внимание на сведения Ге­родота, который, характеризуя общественную и хозяйственную деятельность скифов и близких им в развитии народов, писал: «меньше всех ценят тех граждан и их потомков, которые занима­ются ремеслом... напротив, считают благородными тех, которым совершенно чужд ручной труд и которые ведают только военное дело» (Геродот, II, 167). То же, очевидно, можно сказать о кочев­никах более позднего времени, в частности, тугю считали за славу «умереть на войне, за стыд - кончить жизнь от болезни» (Бичурин, 1998, с. 235).

Не менее примечательные данные приводит Н.М. Пржеваль­ский о монголах XIX в. «Промышленность у них самая ничтожная и ограничивается только выделкой некоторых предметов, необхо­димых в домашнем быту, как то: кож, войлоков, седел, узд, луков; изредка приготавливают огнива и ножи» (цит. по: Крадин, 1996, с. 21). Аналогичная ситуация характерна для туркмен, узбеков, таджиков, казахов и многих других скотоводческих народов (Кар­мышева, 1998; с. 289-296; Васильева, 1998, с. 276-288; Масанов, 1969; и др.).

<< | >>
Источник: А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ МОНОГРАФИЯ. 2003

Еще по теме 2001, Профессиональная стратификация номадов:

  1. П.К. Дашковский Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭЛИТЫ У КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
  2. 1.2 Социально-экономическая и политическая организация «ранних кочевников» в трудах отечественных археологов
  3. 2001, Профессиональная стратификация номадов