<<
>>

Бронзовый век Средней Европы

Культуры бронзового века Средней Европы различаются прежде всего по обряду погребения. Наиболее ранними были культуры со скорченными костяками (по Райнеке — бронзовый век А), из них важнейшая — уне- тицкая культура.

В периодах В и С бронзового века от Рейна до Карпатской котловины была распространена культура курганных погребений. Впрочем, обычай хоронить под курганными насыпями был известен еще на стадии А, однако лишь в среднем бронзовом веке эта культурная традиция развилась в самостоятельное явление. На стадии D бронзового века и стадиях А и В гальштатского периода распространяются культуры полей погребений, важнейшая из которых — лужицкая культура.

Унетицкая культура

К самым ранним культурам бронзового века Европы относится унетицкая культура (Unetice, Aunjetitzer Kultur), названная так по местонахождению Унетицы неподалеку от Праги 130. В период, расцвета унетицкая культура была распространена от Юго-Западной Словакии и Нижней Австрии по Чехии до Лужицы, Силезии и Великопольши 131. В пределах большой области распространения унетицкой культуры различают шесть ее локальных групп: 1. Северо-Западная Словакия, Нижняя Австрия, Моравия; 2. Восточная, Средняя и Северо-Западная Чехия; 3. Саксония; 4. Центральная часть ФРГ; 5. Верхняя и Нижняя Лужица; 6. Великая Польша 132. М. Гимбутас включает названные выше пятую и шестую области распространения унетицкой культуры в так называемую балтийскую культуру бронзового века.

Происхождение унетицкой культуры до сих пор не выяснено. Между позднейшими энеолитическими культурами и унетицкой культурой существует типологический и хронологический разрыв. Наибольшее признание в результате последних исследований получило предположение, согласно которому в ее возникновении главную роль сыграли культура колоколовидных кубков и надиревская культура, распространенная в Венгрии (см. ниже).

У культуры колоколовидных кубков и унетицкой имеется сходство в керамике, в погребальном обряде и в орудиях труда. Небольшую роль могла сыграть культура шнуровой керамики, хотя в целом они очень различаются.

. Иной и, по-моему, более правильной, по крайней мере по самой постановке вопроса, точки зрения придерживается Ян Филип. Он считает, что прогрессивное развитие некоторых областей при переходе от энеолита к бронзовому веку (около 1800 г. до н. э.) привело к симбиозу множества энеолитических культур и возникновению на их основе крупных, значительно более единых культурных областей, одной из которых была унетицкая культура 133. Образование унетицкой культуры первоначально происходило в Юго-Западной Словакии и пограничных районах Моравии и Нижней Австрии.

Унетицкая культура делится на два периода — ранний, носящий еще энеолитический характер, и поздний — собственно бронзовый век. Ранний 5U              период              датируется              1800—1550 гг. до н. э. 134

Европа в первой половине II тысячелетия до н. э. А рхе о логические культуры

/ — культуры ямочно-гребенчатой керамики; 2 — культурно-историческая область шнуровой керамики и боевых топоров; 3— фатьяновская; 4—волосовская; 5 — приднепровская; 6 — катакомбная; 7 — западноанатолийская область культур среднего бронзового века; S — среднеминойская; 9— среднеэлладская; 10 — кастелучьо; 11—колоколовидных кубков; 12 — распространение мегалитических сооружений; 13 — апеннинская; 14 — полада; 15 — ремеделло; 16 — альтгейм — мондзее — вучедол; 17— бубани-хум; 18 — хатван; 19 — тосег; 20 — витенберг; 21 — ватина; 22 — глина — шнекенберг; 23—монтеору; 24 — унетицкая; 25—Сены — Уазы — Марны; 26 — Роны; 27 — лос-мильярес и пальмела; 28 — среднемакедонская; 29 — среднекикладская Отдельные культуры, входящие в область шнуровой керамики: 30 — саксо-тюрингская; 31—злота; 32 — одиночных погребений; 33 — одре ка я, 34—ладьевидных топоров; 35—висло-неманская; 36 — нижнерейнская культура кубков; 37 — верхне рейнская культура кубков;35 — шнуровой керамики Западной Украины />4*

Глиняная посуда унетицкой культуры

Поселения раннего периода до сих пор неизвестны.

Погребальный обряд довольно однообразен: это трупоположения, скорченные на правом боку. Трупосожжения очень редки. Могильные ямы изредка бывают обложены и покрыты камнями. Возможно, были деревянные гробы. Кладбища небольшие — от 5 до 20 и как исключение более 50 погребений. Курганы очень редки. В центральной части ФРГ встречаются вводные погребения в энеолитических курганах.

Погребальный инвентарь состоит преимущественно из керамики, в небольшом количестве встречаются каменные орудия труда и оружие, металлические изделия очень редки. Керамика представлена сосудами с гладкой, но не полированной поверхностью, редко с резным (зигзаговым или бахромчатым) или пластическим (перпендикулярные налепы на корпусе сосуда) орнаментом. Шнуровой или штемпельный орнамент еще более редок. Ведущие формы: кувшины, двуручные амфоры, конические миски, миски на ножках или с двумя ушками для подвешивания. Топоры, наконечники стрел, ножи и кинжалы сделаны из кремня. Металлические только украшения: височные кольца из медной проволоки, шейные гривны. Встречаются фаянсовые бусы, более распространенные в позднем периоде унетицкой культуры.

Поздний период, начало которого относят к 1550—1500 гг. до н. э., длится меньше раннего. Время его окончания точно не определено, по относительной хронологии Райнеке — бронзовый век All. Это период, когда значительный рост населения (судя по количеству погребений в могильниках) привел к распространению носителей унетицкой культуры на новые, ранее не населенные земли, в частности в Южную Чехию.

Поселения того времени известны, хотя еще мало изучены. Они расположены главным образом на плодородных землях, что, в частности, свидетельствует о земледельческом характере унетицкой культуры, находятся на возвышенных местах и иногда укреплены деревянными оградами и валами. Жилища представлены домами столбовой конструкции (6X4 и 9X6 м) и полуземлянками.

Керамика, найденная на поселениях, хорошо обожжена. Ее полированная поверхность не орнаментирована.

Ведущие формы: «классические» уне- 52              тицкие              чаши              *35,              амфоры, кувшины, миски. Керамика, найденная в погребе-

ниях, несколько отличается от керамики поселении: это маленькие сосуды с безупречно обработанной поверхностью, изредка (в Моравии) орнаментированные. Кроме унетицких чаш встречаются полушаровидные и цилиндрические сосуды с выступающими или горизонтальными ручками.

На поселениях найдены следы различных производств — грузила от ткацких станков, пряслица, рубящие орудия из камня, каменные топоры и др. Основным занятием населения было плужное земледелие. Земледельческие орудия сделаны из дерева и камня. Бронза, уже сильно распространившаяся в то время, в сферу этой важнейшей отрасли хозяйства не проникла. Из нее изготовляли оружие, украшения и некоторые орудия труда. Сеяли пшеницу-двузернянку, мягкую пшеницу, просо, бобовые культуры. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. В костных остатках представлены также лошадь и собака. Сохраняли некоторое значение охота (главным образом на дикого кабана и оленя) и рыболовство. Вероятно, часть населения занималась металлургией и металлообработкой 136, но о степени их развития судить трудно: как уже сказано, в бронзовом веке металл в виде слитков или готовых изделий импортировался из очень отдаленных мест. Сырье для изготовления бронзы встречалось на территории распространения унетицкой культуры в количествах вполне достаточных, чтобы удовлетворить потребности того времени. Спектральный анализ показал, что использовались медные руды из альпийских и средненемецких рудников, а также из словацких Рудных гор 137.

Единственным орудием труда из бронзы были топоры, которые находят в кладах и в могильном инвентаре. Унетицкие топоры плоские, с расширенным полукруглым лезвием и с закраинами для прикрепления рукояти. Редко встречаются бронзовые боевые топоры. Бронзовые треугольные иожи-кинжалы с круглым обушком иногда украшены гравировкой, а рукояти, кроме того, инкрустированы костью и янтарем.

Рукоять была костяной или деревянной, иногда металлической. Наконечники копий еще каменные, бронзовые появляются только к концу унетицкой эпохи. Украшения сделаны из бронзы, встречаются также золотые. Это саблевидные булавки с шарообразной, дисковидной или трехлопастной головкой, булавки с проделанным в головке отверстием, браслеты из проволоки или в виде широких манжет, кольца, подвески, изредка шейные гривны (вернее, бронзовые слитки в виде обруча определенного размера и веса).

Преимущественной формой погребального обряда в позднем периоде унетицкой культуры было трупоположение в скорченной позе на правом боку. Могильные ямы облицованы камнем, изредка сделаны насыпи из камней, встречаются каменные ящики из плит. Известны погребения в деревянных гробах. В могильниках и на поселениях встречаются детские погребения в керамических сосудах, а иногда детские трупосожжения рядом с трупоположениями взрослых людей. Почти нет могильников, количество погребений в которых превышало бы 50. Как можно предположить по приблизительным датировкам, каждый из могильников существовал около 100 лет. Это значит, что на кладбище погребены три-четыре поколения. Таким образом, унетицкая община, вероятно, состояла из 15—20 индивидуумов, т. е. была намного меньше, чем род или племя, известные нам по этнографическим данным. Вероятно, унетицкая деревня состояла из одной-двух больших патриархальных семей. Следует отметить, что на памятниках унетицкой культуры найдены трепанированные черепа и кружки, вырезанные из черепа при трепанации и носимые как амулеты. По- видимому, это было связано с примитивными попытками лечить душевные болезни. В таком случае первобытный человек, очевидно, сознавал, что духовные функции связаны с мозгом.

Найденные в кладах вещи свидетельствуют о связях с Семиградьем, откуда пришли золотые изделия, Ютландией (янтарь), Италией и долиной Роны. Унетицкие изделия доходили до Италии, Франции и Скандинавии.

Элементы общественной дифференциации ярче всего проявились на памятниках средненемецкой ветви унетицкой культуры, так называемой лейбингенской (Leubingen) культуры 138.

Эта культура распространена в Тюрингии, на север к Гарцу и до Средней Эдьбы. Она, по-видимому, сложилась в XVII в. до н. э. в среде местных неолитических племен под влиянием переселившихся сюда из Чехии унетицких племен. Есть основания полагать, что у населения, оставившего памятники лейбингенской культуры, наряду с земледелием важной отраслью хозяйства было скотоводство. Здесь неизвестны поселения со следами прочной оседлости, распространенные в других областях унетицкой культуры. Земледелие, вероятно, было плужным. Хотя плуги лейбингенской культуры пока не найдены, можно предположить, что они здесь быди, так как появление плуга в Северной и Средней Европе датируется еще концом неолита (культура одиночных погребений).

Металл применялся для изготовления украшений и оружия (в том числе топоров различных типов, которые могли служить и для работы). Характерное орудие начала бронзового века — алебарда (Axt- или Stab- dolche) 139. В могилах мало металлических вещей. Только в XVI в. до н. э. некоторые племена, жившие в среднем и нижнем течении Заале, широко применяют в погребальном ритуале металлические вещи,

Могильники лейбингенских племен, как правило, небольшие — из 20— 30 погребений (только в одном могильнике в Тюрингии найдено 85 погребений). Иногда встречаются погребения домашних животных. Характерную особенность лейбингенской культуры составляют большие курганы со сложной внутренней конструкцией и богатым инвентарем (золотые браслеты, височные кольца, булавки, множество бронзовых вещей), принадлежавшие представителям высшего слоя общества, по-видимому племенным вождям 140. Это одиночные курганы, они находятся вне родовых кладбищ.

Наиболее знамениты курганы в Лейбингене и Гельмсдорфе (Тюрингия). Это курганы высотой до 7 м, диаметром до 34 м. Под земляной насыпью была насыпь из камней, а под нею — деревянная погребальная камера с трупоположением на каменной платформе или в деревянном

Лейбинген. Деревянная погребальная камера под курганной насыпью. У негибкая культура. Середина II тысячелетия до н. э.

ящике ш. В Лейбингене камера из наклонных дубовых брусьев окружена рвом диаметром 30 м. В могиле найдены бронзовые кинжалы с округлым основанием, золотые булавки и кольца унетицкого типа, алебарда, золотой браслет, просверленный каменный топор и другие вещи. Имеются признаки совместного погребения в больших курганах зависимых лиц: жен, слуг или рабов. Например, под курганом в Лейбингене погребены старик и молодая девушка, по-видимому насильственно умерщвленная.

Высказано предположение, что под руководством таких вождей, как погребенные в лейбингенских курганах, возникли некие политические единицы — федерации племен 142. Лейбингенская культура исчезла бесследно, видимо уничтоженная какими-то завоевателями.

По соседству с унетицкой культурой, южнее, развилась штраубингская культура. Область ее распространения — Южная Бавария, долина Изара и верховья Дуная. Штраубингская культура, как и унетицкая (в ее поздней стадии), богата металлом, однако формы его на этой территории своеобразны. Отличается также способ обработки металла. В то время как мастера унетицкой культуры почти все бронзовые изделия изготовляли с помощью литья, племена штраубингской культуры применяли преимущественно ковку металла. Своеобразна и штраубингская керамика, отлично выделанная и прекрасно обожженная. При изготовлении глиняной массы в нее добавляли медные шлаки. Штраубингская керамика доходит до Эльзаса, Вогез и Боденского озера. О хозяйстве племен штраубингской культуры мы мало знаем, однако, судя по расположению поселений на возвышенных местах в плодородных долинах рек, главным занятием было земледелие. Эксплуатировались рудные богатства, и велся оживленный              55



Унетицкая культура (по Миллотт)

1 — долото; 2, 3 — топоры с закраинами; 4 — треугольный кинжал; 5 — сверленый каменный топор; 6 — кинжал с массивной рукоятью; 7— кольцо; 8 — браслет; 9 — костяной предмет; 10, 17 — булавки; 11—алебарда; 12, 20 — биконические урны; 13 — крестовидная булавка; 14 — биконический сосуд с ручкой; 15 — булавка с просверленной шейкой; 16 — булавка; 18 — биконический сосуд; 19, 29 — чаши; 21 — сосуд с вогнутой верхней частью; 22, 25 — кинжал с четырьмя заклепками; 23 — топор с закраинами; 24 — наконечник копья; 26 — топор с пяткой; 27 — миска с ручкой; 28— треугольный кинжал; 30 — спираль; 31 — браслет с заостренными концами; 32, 33 — булавки; 34 — сосуд с ручкой; 35 — яйцевидный сосуд с двумя ручками и горлом в виде усеченного конуса

обмен. Могильники небольшие, расположены в непосредственной близости к поселениям. Покойники погребены в земляных ямах в скорченной позе I4S.

На Среднем Рейне современницей унетицкой и штраубингской была адлербергская 144 культура, распространенная в северной зоне верхнерейнской низменности. Адлербергская культура обнаруживает связи, очевидно генетические, с культурой колоколовидных кубков. Керамика простая и с плохо обработанной поверхностью. Распространены каменные и костяные орудия, металлических изделий сравнительно мало. Наконечники стрел и ножи сделаны из кремня, другие орудия труда — из твердых пород камня.

Из меди сделаны короткие треугольные кинжалы, из бронзы — кривые булавки с просверленной головкой, булавки с днсковидной или блоковидной головкой, шилья с костяной рукоятью и т. п.

о              связях со Средиземноморьем свидетельствуют двойные топоры критского или кипрского типа, украшения из слоновой кости и средиземноморские раковины (Columbella rustica). Умерших хоронили в земляных ямах в скорченном положении, иногда в дубовых гробах 145.

На север от унетицкой области бронзовая культура развилась позже, а в то время сохранялись пережиточные энеолитические культуры (в погребальных каменных ящиках найдены кремневые имитации бронзовых кинжалов).

К концу раннего бронзового века унетицкая культура в Западной Словакии трансформировалась в мадаровскую с развитыми центрами, расположенными на возвышенностях и укрепленными (Нитранский Градок, Мадаровцы). На поселениях есть керамические и косторезные мастерские. Погребения плохо изучены, поэтому почти неизвестна бронзовая индустрия. Соответствующая ступень развития культуры в Моравии представлена памятниками ветеровского типа. Некоторые находки свидетельствуют о связях с Эгейской областью и позволяют датировать мадаров-

v              о If              146

скую и ветеровскую культуры второй половинои 11 тысячелетия до н. э.

Поселения этих культур часто укреплены деревянными оградами, а в Ивановичах у Тренчина (мадаровская культура) и на двух поселениях ветеровской культуры в Моравии прослеживаются остатки каменной кладки. Жилища наземные и полу земляночные. Мадаровские дома состоят из одного-двух помещений, штукатурка внутренних стен иногда расписана геометрическими узорами.

Культура курганных погребений

Культура курганных погребений (Hiigelgraberkultur, mohylova kul- tura)147 относится к бронзовому веку В и С (по Райнеке). На огромном пространстве своего распространения от Альп до Балтики и от ФРГ до Чехословакии она не едина, распадается на несколько локальных групп. Правильней было бы ее называть культурной исторической областью, а каждую из групп рассматривать как отдельную культуру. Особенности отдельных групп памятников объясняются, во-первых, тем, что культуру курганных погребений создали различные племена, с различными неолитическими традициями, сказавшимися прежде всего в формах кера-

148

мнки, а во-вторых, влиянием соседних культур .

Объединяют эти отдельные группы обычай насыпать курганы, новые формы хозяйства — рост значения скотоводства — и распространение бронзовых изделий сходных форм. Однако, например, устройство курганов имеет местные особенности, а в отдельных областях наблюдается постепенный переход от трупоположений к трупосожжениям.              57

Выделение отдельных групп культуры курганных погребений, их хронологизация и монографическое описание еще не закончены, поэтому трудно дать их окончательный список. X. Зигерт различает следующие западные группы: вюртембергскую, хагенау (другие исследователи называют

и \ 149              о              /

эту группу эльзасскойJ , среднереинскую, восточногессенскую (или группу Фульда-Верра) и люнебургскую 150. К восточногессенской и среднерейнской примыкает нижнерейнская группа, отличающаяся на начальных этапах своего развития зависимостью от более древних местных традиций !51. Вюртембергскую группу (швабско-баварское плоскогорье — Дунай—Неккар) по керамике делят на две подгруппы: западную и восточную 152. Две группы различают в Швейцарии:              юра и альпийскую.

Памятники восточногессенской группы найдены у подножия Фогельсбер- га и на юго-западной окраине Тюрингенского леса153. Самая северная из западных групп — люнебургская (называемая также ильменауской) 154. По обеим сторонам Богемского леса расположены памятники верхнепфаль- ско-богемской (или восточнобаварско-богемской, или баварской) группы 155. Памятники среднедунайской группы распространены в Австрии, Южной Моравии и доходят до Юго-Западной Словакии 156. Среднеду- найская культура проникла в Чехию и дальше к северу, до Силезии. Юго-восточная (карпатская) группа распространена в Карпатской котловине 157.

У нас есть лишь косвенные доказательства того, что в период распространения курганной культуры роль скотоводства возрастает, так как поселения малоизвестны и главным источником наших знаний служат могильники. Однако самый факт, что поселения того времени оставили мало следов, позволяет сделать вывод о большей подвижности населения в связи с развитием скотоводства. Кроме того, памятники курганной культуры находятся в местах, неблагоприятных для занятий земледелием: на плоскогорьях, каменистых или даже мореновых почвах, малоплодородных, однако удобных для пастушества. Все же в некоторых областях племена культуры курганных погребений занимают и плодородные почвы (например, в Верхнем Пфальце или на Среднем Дунае).

Курганные могильники обычно небольшие — из нескольких десятков могил, не более 50 в одной группе. Но в лесу у Хагенау на площади 80 кв. км Шеффер открыл свыше 500 курганов бронзового века, состав- ляющих несколько групп. Курганы имеют каменные конструкции и окружены каменным венцом, иногда внутри есть деревянное сооружение.

В одном кургане бывает не более одного погребения (кроме впускных, относящихся к позднейшему времени). Погребения в скорченном виде исчезают. Умерший с сопровождающим инвентарем помещен либо на поверхности земли (по археологической терминологии — «на горизонте»), либо в яме. Встречаются также трупосожжения. Иногда попадаются повторные погребения: после того как мягкие части тела истлевали, останки переносили на другое место, хоронили и насыпали над ними курган. Отдельные совместные погребения мужчин и женщин обычно связывают с умерщвлением вдов.

В одном из курганов у Байерзайха 158 обнаружен круг из тесно стоящих друг подле друга столбов, окружавших могильную яму; в центре круга из столбов сделана ямка, в которой лежит кучка золы. Подобные двойные или одинарные круги из столбов найдены в голландских курганах того времени. Они могли поддерживать насыпь и, кроме того, ограничивали могилу. В могильном инвентаре больше всего украшений — различных булавок, больших спиральных наручей, подвесок, в том числе в виде «очковых спиралей», и даже цепи нз таких подвесок. В швейцарских курганах у общины


alt="" />18

Культура курганных погребений- Западные группы (по Миллотт)

1, 2, 25, 30, 33—кинжалы и мечи с заклепками; 3, 19, 29, 37, 50 — браслеты; 4, 13, 15, 18, 26, 32, 36, 42, 45—булавки; 5 — наконечник копья; 6, 24, 31 —топоры с закраинами; 7 — фибула; 8 — шейная гривиа; 9,              35 — чаши на поддоне;

10, 41, 49 — ножи; 11, 27—кувшины с ручками; 12, 14, 16, 20,22,28,40,43,47 — кубки и чаши с ручками; 17 — миска; 21—фибула; 23 — спиральное кольцо; 34, 44, 48 — сосуды с ручками; 38 — риксгеймский меч; 39 — уриы с горлом в виде усеченного конуса; 46 — бритва

Вайнинген погребения совершены в ямах, в деревянных гробах, тесно рас- положенных рядом и прикрытых насыпью из камней. В западной части Чехословакии встречаются под одной насыпью пепел и трупополоткения с личным инвентарем, но без сопровождающих сосудов. Трупосожжения совершались вне кургана. Они представляют преимущественный обряд погребения. В Карпатской котловине в позднем периоде культуры курганных погребений преобладают погребения сожженных останков в урнах или цистах, иногда бывает круг из камней159. В позднем периоде курганной культуры наряду с курганами появляются и плоские могилы. Нет никакой зависимости между величиной курганной насыпи, количеством погребений и богатством инвентаря. Величина насыпи зависела от разных причин, но не определялась богатством или бедностью погребенного.

В Баварии и Австрии найдены расположенные на возвышенностях святилища с большим количеством костей жертвенных животных и сотнями разбитых сосудов. Предполагают, что святилища были и на поселениях, где найдены небольшие алтари из глины, украшенные росписью или пластикой, сожженная пшеница, глиняные фигурки.

Металлургия сильно развилась. В могилах находят не только украшения, но и оружие, и орудия труда из бронзы. Найдено также множество кладов бронзовых вещей, в составе которых имеются предметы, не известные из других комплексов, и предметы, указывающие на культурные и торговые связи с отдаленными областями160. Больше всего кладов среднего бронзового века найдено в Венгрии 161 и пограничных среднедунайских областях, но встречаются они на всей территории распространения культуры курганных погребений и на севере Европы. Главное место в кладах занимают слитки металла, иногда в виде шейных обручей или массивных прутьев с утолщением посредине. Бронзовые изделия культуры курганных погребений немного разнообразнее, чем изделия предшествующей эпохи. Среди украшений.много булавок разных типов. Из них более древние имеют шаровидную вертикально просверленную или двуконическую головку, сложносделанную иглу и припухлую просверленную шейку. Более поздние булавки имеют простые, хотя и более длинные, иглы и головки (шаровидные, печатевидные, дисковидные, свернутые и др.), зато шейки богато украшены пластическими выступами или резьбой. В люнебургской группе появляются простые фибулы. Браслеты круглые и плоские с двойными спиральными розетками по краям, иногда покрытые резным орнаментом. Разнообразны подвески (сердцевидные и лилиевидные), височные кольца (серьги) 162, плоские нашивки на одежду и пояса, спиральные перстни. Новую категорию бронзовых предметов представляют пинцеты и дву лезвийные округлые бритвы с рукоятью, заканчивающейся кольцом. Среди бронзовых орудий труда также появляются новые типы: к шильям и топорам разных форм добавились бронзовый серп и ножи с литой рукоятью, заканчивающейся кольцом. Найден обломок бронзовой пилы. Произошли изменения и в форме оружия: кинжалы уже в древнем периоде курганной культуры значительно удлинились, а в позднем — превратились в настоящие мечи с цельнолитой рукоятью с овальным или восьмигранным эфесом. Некоторые мечи имели рукояти из органических веществ, прикрепленные заклепками к языковидному выступу на мече. Распространились бронзовые наконечники копий и стрел и секиры (секиромлаты) с узким туловом, параллельной острию втулкой и дисковидным или вееровидным обухом. Секиры преобладают на ранних памятниках курганной культуры.

Керамика представлена сосудами многочисленных форм. Господствующей формой была амфора, часто встречаются миски разных видов (иногда


л

v.

Керамика бронзового века

а — кувшин с резным орнаментом. Культура курганных погребений. Хагенау; б — сосуды с резным орнаментом и инкрустацией. Андернах; в — глиняный сосуд. Лужицкая

культура

на ножке), чаши, кувшины с высоким горлом и ленточной ручкой и разные виды грубой (кухонной) посуды 163. Орнамент резной164 или тисненый (штампованный). На сосудах западных групп иногда бывают глубокие насечки, заполненные инкрустацией; на сосудах восточных групп обычен пластический орнамент — простые сосковидные выпуклости, ребристая поверхность или вертикальные желобки (каннелюры). Найдены большие скопления керамики (в частности, в сред не дунайской группе), заставляющие предполагать, что уже возникли крупные ремесленные центры, в которых такую керамику изготовляли. Склад керамических изделий обнаружен в Майсбирнбауме в Нижней Австрии, гончарная мастерская — в Загоре в Словакии, гончарные печи — на некоторых поселениях.

Уже было сказано, что основные сведения о культуре курганных погребений дали раскопки могильников, поселения малоизвестны. Но все же некоторое представление о них у нас есть. Следы поселений этой культуры найдены в Швейцарии, в долине Дуная и Баварии, в Чехии и Карпатской котловине. Манхинг и Богенберг в Баварии расположены на возвышенностях165, а поселение Мецлов-Бжеж близ Домажлице в Че- 62              хии              — на равнине166. В Юго-Западной Словакии к курганной культуре

принадлежат верхние слои укрепленных поселении мадаровской культуры, таких как Нитранский Градок, Веселе и др. Поселение Вохов близ Пльзеня также восходит к курганной культуре167. Но во всех этих местах обнаружены либо только следы поселений курганной культуры, либо слои с находками вещей этой культуры на памятниках других культур. Поэтому до сих пор отчасти остается в силе гипотеза, что носители культуры курганных погребений были большей частью пастухами, владевшими большими стадами свиней, и строили на своих поселениях легкие хижины, не оставлявшие археологических следов. Однако инвентарь некоторых поселений и найденные на них хозяйственные ямы свидетельствуют в пользу земледельческо-скотоводческого характера экономики этой культуры.

Датируется культура курганных погребений 1450—-1250 гг. до н. э.168

Особую группу памятников, в которой намечаются элементы перехода от культуры курганных погребений к позднейшей лужицкой культуре, составляет тшинецкая культура среднего бронзового века. Она распространена в средней полосе Центральной и Восточной Европы, примерно от Варты на западе до Днепра на востоке. Названа по могильнику в Тшинеце (Trzciniec) Пулавского повета в Польше 169. Поселения тшинец- кой культуры не укреплены; жилища — полуземлянки и небольшие наземные постройки столбовой конструкции. Могильники двух видов — курганные и бескурганные. Преобладают скорченные трупоположения. Тру- посожжения появляются в конце среднего бронзового века и не вытесняют трупоположений, а сосуществуют с ними. Керамика желтого или коричневого цвета, плохо обожженная. Тесто содержит примесь пережженного и толченого гранита. Типичные формы: большие высокие тюльпановидные сосуды, орнаментированные в верхней части валиками, горизонтальными рядами резного орнамента, иногда дополненного треугольным штампом или резными кривыми линиями, глубокие чаши с ножками, миски. Найдены кремневые серпы, наконечники стрел и другие каменные орудия, поделки из кости. Бронзовые кинжалы с двумя отверстиями для заклепок, булавки со спиральными и полусферическими головками, фибулы со спинкой из двух спиральных щитков, браслеты со спиральными завитками на концах сходны с такими изделиями из поздних памятников курганной культуры. В кладах большинство вещей представлено бронзовыми изделиями кошидерского типа (см. ниже). Основой хозяйства племен тши- нецкой культуры были земледелие и животноводство. Тшинецкая культура существовала с 1450 до 1100 г. до н. э. В дальнейшем на части занимаемой ею территории она вошла в состав лужицкой культуры.

В Прикарпатье, Западной Подолии, на Волыни и в Среднем Правобережном Приднепровье была распространена родственная тшинецкой ко- маровская культура170. Ее возникновение относится также к середине тысячелетия до н. э. Вероятно, можно считать комаровскую культуру одним из вариантов тшинецкой, возникшим под влиянием южных карпатских культур. На севере Украины элементы тшинецкой и комаровской культур настолько переплелись, что невозможно окончательно решить,

«-5                                                        ?71              IS              *-gt;

к какой из них принадлежат отдельные памятники . rv той же тпзииецко- комаровской культурной общности относится распространенная в бассейне Средней Десны и Верхнего Сейма сосницкая культура. Высказано предположение, что тшинецкая и комаровская культуры были протославянскими. Оно основано главным образом на том, что ареал этих культур совпадает с очерченным А. Нидерле ареалом прото- или раннеславянских топонимических данных к северу от Карпат. Однако пока невозможно доказать, что эти данные могут быть возведены к бронзовому веку.

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме Бронзовый век Средней Европы:

  1. 3. Демонтаж памятника советскому Воину-освободителю в Эстонии(«Бронзовый солдат») (93 публикации)
  2. ГЛАВА 6 БРОНЗОВЫЙ ВЕК КАВКАЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
  3. ГЛАВА 7 БРОНЗОВЫЙ ВЕК СТЕПНОЙ ПОЛОСЫ СССР
  4. ГЛАВА 8 БРОНЗОВЫЙ ВЕК ЛЕСНОЙ ПОЛОСЫ СССР
  5. КАВКАЗ И ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В ЕВРОПЕ
  6. ВЫВОДЫ Группы индоевропейского населения в бронзовом веке
  7. Средняя пора
  8. Средняя пора.
  9. Понятие о бронзовом веке как исторической эпохе и культурной стадии
  10. Бронзовый век Средней Европы
  11. Бронзовый век Юго-Восточной Европы
  12. Бронзовый век Западного Средиземноморья
  13. Бронзовый век Северной Европы
  14. Бронзовый век западной части Евро