<<
>>

2 Эгейская (крито- микенская) культура

Наивысшего расцвета культура бронзового века достигла в странах Эгейского мира, как принято называть территории Балканского полуострова (к югу от Македонии), западного побережья Малой Азии, Крит и другие острова Эгейского моря.

Наиболее яркие памятники эгейской культуры были открыты на Крите и Пелопоннесе, в Микенах. Поэтому и всю культуру называют крито-микенской.

Древнейший, энеолитический, период развития этих культур относится к IV—III тысячелетиям до н. э. Бронзовый век начался на Крите около 2500 г. до н. э., и развитие его протекало безусловно под сильным влиянием ближневосточных цивилизаций.

Бронзовый век Крита

Артур Эванс разделил историю Крита в III—II тысячелетиях до н. э. на три периода — раннеминойский, среднеминойский и позднеминой- ский20. Каждый из них был в свою очередь подразделен на субпериоды I, II, III 21. (В дальнейшем тексте приняты сокращения: раннеминойский период — PMI, II, III; среднеминойский — CMI, II, III и поздне- минойский — ПМ1, II, III.) Абсолютные даты установлены Эвансом на основании материалов, свидетельствующих о сношениях Крита с центрами цивилизации, уже владевшими письменностью, главным образом по находкам египетских вещей на Крите и критских вещей в Египте.

Периодизация и хронология Эванса с небольшими изменениями принята и ныне. Изменения стали необходимы вследствие того, что, во- первых, стратиграфия Кносса, на которой основывался Эванс, оказалась не всегда применимой по отношению к другим местам на острове. Так, например, стиль керамики, определяющий позднеминойский II период Эванса, был чисто «дворцовым» стилем, распространенным только в одном Кноссе. Во-вторых, критские вещи в Египте находятся в слоях, датированных временем не раньше середины II тысячелетия до н. э., а най-

12              денные              на              Крите вещи Древнего царства и даже додинастического Егип-

alt="" />

Эгейский мир в III—II тысячелетиях до н.

э.

та встречены вне стратиграфического залегания. Наконец вообще даты египетской археологии уже после работ Эванса сокращены 22.

На основе периодизации Эванса разработаны параллельные хронологические схемы для элладской (материковой греческой), кипро-минойской (на Кипре) и кикладской культур.

Расхождения в хронологии различных периодов критской культуры поныне очень велики, что видно из табл. 2, составленной Ф. Шахер-

Ы              OQ

меиером .

Раннеминойская культура известна главным образом по могильникам. Поселения плохо изучены. Все же можно представить себе характер домостроительства. На Восточном Крите у современного поселения Васи- лики открыты жилые дома со сложной планировкой, состоявшие из нескольких прямоугольных комнат. Цоколь был сложен из неотесанных камней, а стены — из сырцовых кирпичей, укрепленных посредством вертикальных и горизонтальных деревянных балок. Поверхность стены покрывали грубой штукатуркой с тонким слоем красной обмазки, не уступавшей по твердости римскому цементу. Сходные постройки были открыты в Палекастро и Форно Корифи близ Миртоса и в Кноссе. Археологи считают такие дома прообразом будущих дворцов. Малое количество

открытых домов того времени объясняется отчасти тем, что значительная часть населения по-прежнему жила в пещерах.

Раннеминойские погребения раскопаны в МохЛосе на северном берегу Восточного Крита24 и в долине Месара (Южный Крит)25. Одновременно были распространены разнообразные погребальные обычаи. По мнению некоторых археологов, население острова в раннеминойское время состояло из различных переселившихся сюда групп, которые еще не слились и не создали однородной культуры 26.

Типичным способом захоронения было коллективное погребение в родовых или общинных склепах, которыми пользовались на протяжении

Пе

риоды

Эванс Пендл-

бери

Маринатос Милой-

чич

Шахер-

мейер

Матц Пла

тон

Хатчин

сон

ИМ! иямй^[
PMI 3400 2800 2700 2600 260U 2600 2400
PMII 2800 2800 2500 2600 2400 2300 2300
PMIII 2400 2500 2200 2300 2200 2180 2100
CMI 2100 2200 2000 2150 2000/2150 2000 2000 1950
CMIIA 1900 2000 1850 1925 1850/1950 1900 1900 1850
CMIIB 1875 1780 1800 1800 1820
CiMIII 1700 1800/1750 Около 1700/1600 1780 1700 17(Ю 1700 1700
ПМ1 1550 1580 1550 1580 1580 Около 1550 1600 1550
пмн 1450 1450 1450 1470 1480 1500 1450
пмш 1400 1410/05 1400 1330 1425 1400 1400

Таблица 2

Годы до н.

э.

многих поколений. Обычно покойников клали на дно гробницы в скорченном положении, при этом останки предшествующих погребений сдвигали. Хоронили в естественных пещерах (Северный Крит), прямоугольных каменных камерах, напоминающих двухкомнатные дома (Мохлос), или реже в круглых камерах со ступенчатым «ложным» купольным сводом, так называемых толосах (фолосах) (Месара). В конце раннеминойского периода наряду со склепами появились индивидуальные погребения в небольших каменных ящиках (цистах), глиняных гробах (ларнаках) и больших сосудах (пифосах) 27.

Настоящая бронза в раннеминойский период не была еще известна. В PMII широко распространяются изделия из меди: ножи и пинцеты, кинжалы — короткие треугольные или более длинные с продольным ребром, отливавшимся с обеих сторон для придания лезвию жесткости. Часто встречаются украшения из золота. Лучшие изделия представлены тонкими цепями с розетками и листьями из тонких листочков золота и диадемами. Ожерелья состоят из бус, сделанных из золота, горного хрусталя, фаянса и раковин. Женские фигурки из глины схематичны и грубы и носят еще целиком неолитический облик, за исключением киклад- ских мраморных статуэток, импорт которых не оказал, однако, влияния на собственно критскую пластику. Высокого уровня достигли изображения на печатях (в PMIII). Печати конической, трехгранной, цилиндрической или круглой формы сделаны из жировика, стеатита или слоновой кости. Иногда печати изготовлены в виде птиц или животных. На штам-

пах печатей также изображены животные, птицы, сцены охоты, жанровые сцены, морские сюжеты и т. п.

Замечательны каменные сосуды, вырезанные из жировика, брекчии, мрамора, алебастра. Они близки к местным керамическим формам, но некоторые типы напоминают египетские. Начало и расцвет производства каменных сосудов приходится на PMII.

Для изготовления ножей, вкладышей для серпов и наконечников для стрел применяли обсидиан. Из камня делали и клиновидные топоры, но медь вскоре вытеснила камень.

Керамика PMI различна в разных частях Крита. На севере сохраняются пережиточные неолитические традиции — одноцветная лощеная посуда, на востоке широко распространена расписная керамика, редкая на юге и лишь эпизодически встречающаяся на севере. Роспись красная или

ос

коричневая по желтому фону , орнамент очень прост — параллельные линии с пересекающими их полосами. Преобладает все же посуда, украшенная лощеными полосами или насечками,— так называемый стиль Пир- гос. Керамический стиль PMII уже единый для всего, острова. Наряду с одноцветными распространяются расписные сосуды. Их орнаменты сложнее — треугольники, двойные топоры и т. д. Роспись выполнена красным или коричневым лаком. В PMIII распространена светлая роспись по темному фону (белилами по черному лаку). Формы сосудов разнообразны — чаши с ручками, кубки на ножках, сосуды с удлиненными носиками (напоминающие наши чайники) и т. п. Редко встречаются фигурные сосуды в виде человека, быка и др.29

Археологические данные позволяют считать, что раннеминойский период был временем относительно быстрого имущественного расслоения и разложения родового строя. В это время возникают поселения городского типа, отделяется ремесло, распространяется скотоводство и развивается мореплавание30.

В начале среднеминойского периода возникло критское государство с центром в Кноссе. Поселения того времени не имеют оборонительных стен: море служило надежной защитой от нападения извне, да и флот критян, по-видимому, был очень силен, а внутри мир обеспечивало могущество кносских правителей.

Среднеминойская культура I—II 31 — это время постройки древнейших дворцов в Кноссе, Маллии и Фесте. Дворцы подражали типу богатого средиземноморского дома — с открытым двором посредине, двумя входами — северным и южным. Отдельные прямоугольные постройки окружали внутренний двор.

В эпоху расцвета крито-микенской культуры (СМИ—ПМП) кносский дворец был окружен городом. О многочисленных домах мы можем судить по мозаике, относящейся к СМИ32. Дома были одно- и двухэтажными с большим количеством окон. Стены, сложенные из камня на глиняном растворе, были укреплены деревянными балками. Крыши плоские. Открытые в раскопках остатки домов обычно представляют собой прямоугольные строения, состоявшие из нескольких комнат. Единственное исключение — овальный дом в Хамези, отдельные прямоугольные помещения которого расположены вокруг центрального открытого двора, или светово- го колодца .

В CMI появляется новый тип постройки: святилища на горах (Юк- тас к югу от Кносса, Петсофа над Палекастро и др.). Чаще всего это простые прямоугольные постройки с полом, покрытым белой штукатуркой, но встречаются и овальные, и более сложные постройки. Жертвенные приношения найдены также в пещерах (Камарес, Трапеза, Алкало-

хори и др.). Были святилища и во дворцах. На юге Крита продолжали хоронить в круглых гробницах (толосах), но постепенно распространялись погребения в ларнаках и пифосах. На севере и в центре Крита излюбленным местом погребения оставались скальные укрытия (пещеры). Иногда их искусственно улучшали. В могильнике Мавроспе- лио обнаружены гробницы, предназначавшиеся для одной небольшой семьи, выдолбленные в мягких горных породах. Это камеры неправильной формы со входом в виде короткого коридора.

Строились и прямоугольные ос- суарии. В Маллии такой оссуарий представляет собой камеры различной величины, окруженные стеной из хорошо отесанных камней. В камерах были нагромождены кости

              покойников с сопровождающим их

              t Ljk              назначалось              для              посвятительных

приношений. Человеческие фигурки реалистично выполнены и богато расписаны, на них обозначены многие детали костюма. Одежда женщин состоит из колоколообразной юбки («кринолина») и корсажа с высоким остроконечным воротником, открытым до талии. Мужчины изображены с узкими бедрами, широкими плечами и тонкой талией. Носят они только короткий фартук и пояс. Обычны миниатюрные изображения животных: козы, собаки, горностая и черепахи. В Палекастро найдена четырехколесная повозка — первый колесный экипаж в Эгейском бассейне34.

В CMII в Кноссе появляются фресковые росписи. Кроме существовавшего уже в PMII пиктографического письма, в CMI становится из- вестным иероглифическое письмо .

Пиктограммы интересны в том отношении, что знакомят нас с формами домашней утвари, сельскохозяйственными орудиями, злаками, животными и т. д. Мы видим кувшины, скобла, плотничные угольники, пилы, отвесы, плуги, лиры, оливковые побеги, пшеницу, шафран, баранов, коз, крупный рогатый скот и множество других существ и предметов. Представлены корабли с высоким носом, кормой, центральной мачтой и веслами. На одном из оттисков изображен мужчина, может быть в короне, на другом — мальчик с коротко остриженными волосами.


Мраморные статуэтки. Слева и справа — флейтист (высота около 20 см; посредине — арфист (высота 27,5 см). Древняя кикладская культура. О-в Карос


слихромная ваза стиля камарес из дворца в Фесте. Около 1800 г. до н. s. Музей В Гераклионе. Крит

Эллиптическая ваза стиля камарес из дворце в Фесте. Около 1800 г- до н- э. Музей в Гераклионе. Крит (N. Platon. Crete. London, 1971)


Производство металлических, теперь уже преимущественно бронзовых, изделий получает значительное развитие. Еще широко распространен длинный кинжал со средним ребром. Кинжал с язычком, входящим в рукоятку, только появляется. Встречаются резцы, скобели, двойные секиры. В Маллии найдены великолепные образцы оружия: бронзовый меч (почти 1 м в длину), рукоятка которого из выложенной золотом слоновой кости увенчана хрустальной головкой, и кинжал с золотой рукояткой. Здесь же найден топор из камня с резным верхним ребром, изображающим готовящегося к прыжку леопарда на привязи. Среди украшений замечательны золотая подвеска в виде двух шершней и диска между ними, изделия в технике финифти и булавка с головкой в форме цветка.

Керамика CMIA представлена почти только в Кноссе. Керамика CMII в Кноссе и Фесте одновременна керамике CMIB в других местонахождениях. Кносс и Фест опережали в развитии другие части острова. В CMIA уже вошел в употребление медленно вращающийся гончарный круг, но он был распространен не всюду, и многие сосуды еще делались от руки. Наряду с росписью (желтой краской по темному фону) стали применять технику налепных накладных узоров — барботин36. Формы сосудов очень разнообразны: для CMIA наиболее типичны небольшие кувшины с короткой срезанной шейкой, чашки без ручек, с ножкой или без нее, пифосы с четырьмя вертикальными ручками; для CMIB — низкая чашка с ленточной ручкой, открытые чаши с носиком и т. д.; для СМИ — большие пифосы, кубки с ножкой, чашки с маленькой ручкой, «вазы для фруктов», плоские тарелки, вазы с двумя ручками. В СМИ входит в употребление быстровращающийся гончарный круг. Появляются маленькие тонкостенные сосуды — так называемые скорлупки. Орнамент постепенно меняется от геометрических рисунков к изображениям растительного и животного (морского) мира. Наивысшим достижением критской керамики считается так называемый стиль камарес37. Сосуды расписаны белой, оранжевой и желтой красками по темному фону. Орнамент, покрывающий всю поверхность сосуда, представляет собой спирали, стилизованные растения, как бы стоящие на грани неорганического и органического мира. В CMIIВ орнаменты становятся грубее, но в целом сохраняется высокий технический и художественный уровень керамики. Встречаются также сосуды с налепным орнаментом в виде колосьев ячменя, медальонов и сосуды, раскрашенные в подражание изделиям из камня. Керамика среднеминойского периода импортировалась в Египет и страны Восточного Средиземноморья.

В конце СМИ, по-видимому, произошло сильное землетрясение38. Этим археологи объясняют разрыв, отсутствие культурной преемственности между несомненно следующими один за другим периодами.

Расцвет минойской культуры относится к CMIII—ПМ1ИА (1750—- 1400 гг. до н. э.). Возобновленные после землетрясения в CMIII дворцы сохраняют свой характер и размеры до окончательного их разрушения в 1400 г. до н. э.39 По-видимому, в конце CMIII Крит пережил еще одно большое землетрясение и разорение в результате иноземного вторжения. В промежутке между этими землетрясениями быстро развиваются север и центр острова, где сохранились остатки множества поселений, окружавших города.

Самым богатым из критских дворцов был кносский, частичную реконструкцию которого на основе своих раскопок дал А. Эванс40. После землетрясения 1700 г. до н. э. строители дворца обрели некоторую свободу творчества, но все же сохранили планы старых строений. В центре располагался большой (30 X 50 м) внутренний двор. На западной сто-

2 А. А. Монгант

Крит. Реконструированная часть дворца в Кноссе. Малый двор

роне его были входы в многочисленные кладовые, а также в помещения официального, парадного характера — так называемый тронный зал, святилище 41 и др. На восточной стороне расположены жилые комнаты. Сюда вела большая лестница, спускавшаяся на два этажа ниже центрального двора и поднимавшаяся по меньшей мере на один этаж выше него. Для освещения внутренних помещений было построено несколько световых колодцев. Вместо сплошных стен, учитывая климатические условия, ставили ряды колонн и столбов, между которыми через световые колодцы мог проникать свежий воздух. Этажи были соединены лестницами. Подземная система канализации и водоснабжения состояла из обложенных камнем шахт и глиняных труб. Во дворце были многочисленные ванные комнаты и даже клозет с водой. Остатки водопровода, близкого к кнос- скому, найдены в Агиа Триаде, а в Маллии — цистерны для хранения воды.

Близкие к кносскому, но более скромные дворцы открыты в Фесте, Агиа Триаде и Маллии42. Маллия находится на северо-восточном побережье Крита, в 35 км от Гераклиона, где был раскопан Кносс. Маллия — современное поселение, древнее название его неизвестно. Дворец

здесь был построен в CMI и разрушен в CMIII. По плану он подобен кносскому в том отношении, что представляет собой комплекс помещений вокруг центрального двора. Стенные росписи очень скромные. Канализации не было. Жилые кварталы города состояли из благоустроенных домов, улицы были вымощены. Но город в археологическом отношении еще очень мало исследован. Вблизи города найден некрополь. Раскопки Маллии ведутся французской археологической экспедицией с 1921 г.43

Фест находится в долине Месара на юге Крита. Подобно тому как это было в Кноссе, в Фесте на руинах старого дворца (СМИ—CMIIIA) в конце CMIIIB |(около 1550 г. до н. э.) был возведен дворец, простоявший до 1400 г. до н. э.44

При раскопках в Фесте обнаружен поздненеолитический слой и прослежен плавный переход от неолита к бронзовому веку. Главным доказательством непрерывности процесса развития поселения служат находки в смешанных слоях керамики неолита и ранней бронзы, сосудов переходных форм. В нижнем слое бронзового века открыты дома раннеминой- ского времени со стенами, облицованными грубообработанным камнем. Дома стояли на вершине холма, и к ним вела мощенная щебнем дорога. Позже над этим слоем были возведены дворцы или, вернее, один дворец, дважды разрушавшийся и вновь строившийся. Так же, как и в Кноссе, центром дворцового ансамбля был большой прямоугольный двор, вокруг которого были расположены двухэтажные постройки. Нивелировка и искусственные террасы на склоне холма позволили постройкам занять обширное пространство. Мощные стены зданий, помещения, соединенные сетью коридоров и лестницами, окружали западный двор. Большие и светлые помещения служили жилыми комнатами, святилищами и т. п. На первых этажах находились кладовые и мастерские.

После разрушения старого дворца руины его были частично срыты, и выровненная площадка засыпана битой черепицей. Новый дворец имел несколько иную планировку. Его комнаты были более просторными, большие залы с рядами внутренних колонн служили для аудиенций, банкетов и т. п.

В 3 км к югу от Феста находился дворец (или, как его иногда называют, «царская вилла») в Агиа Триаде. Его построили в CMIII. В ПМ1 дворец состоял из множества жилых комнат, террас, богато украшенных (в том числе фресками) помещений, ванных комнат и т. п. К югу от этой части дворца, где жил правитель, расположен боковой флигель, где находились жилые помещения обслуживающего персонала и кладовые. Здесь найдено культовое помещение с алтарем и множеством жертвенных предметов: статуэток, сосудов и т. п.

Сравнительно недавно (в 60-х годах) начаты раскопки дворца в Зак- ро (Восточный Крит) — единственного неограбленного из открытых до сих пор и потому богатого вещевыми находками. Он датируется 1450 г. до н. э.4Б Некоторые постройки дворцового типа на Крите пока еще недостаточно исследованы. Таков комплекс построек у деревни Монастираки в западной части острова, по размерам равный дворцу в Маллии.

Строительные приемы в минойское время менялись. Для CMIII характерны базы колонн, изготовленные из гипса или известняка, сами колонны были деревянными и суживались книзу. Они покрыты штукатуркой и росписью. Бутовая кладка и каменные блоки скреплены деревянными балками. Стены сооружены на каменном цоколе из сырца с деревянными переплетами. Пол состоял из гипсовых плит.

Жилые дома критской знати находились неподалеку от дворцов и в миниатюре копировали дворцовую архитектуру.

Наиболее яркое представление о городском строительстве на Крите в ПМ1 дают американские раскопки города Гурнии46. Гурния расположена в северо-восточной части острова иа склонах небольшого холма. Огибая кольцом холм, шли три мощеные улицы. Переулки между ними были очень узкими, иногда переходили в ступенчатые спуски. Маленькие, примыкающие друг к другу дома построены из кирпичей на каменном цоколе. В середине города, на вершине холма, находился небольшой дворец, а с юга перед ним — открытая площадь для торжеств. Город не имел никаких укреплений. Велись раскопки и других городских поселений: Палекастро47, Псиры (на острове близ восточного побережья Крита) 48.

В 6 км от морского побережья на плоскогорье на запад от Гераклио- на находился город Тилисс, основанный в конце раннеминонского времени и существовавший до ПМШ. Откопаны постройки со множеством больших и малых прямоугольных комнат, с длинными коридорами, портиками с колоннами, лестничными клетками и другими строительными и архитектурными деталями, свидетельствующими о высоком техническом уровне минойской архитектуры. В Тилиссе обнаружены каменные трубы и остатки водопроводов, тянувшихся на много километров49. Среди критских поселений открыта группа небольших местечек, соединенных с портами или пристанями: Сития, Газа, Амнисс, Нирухани, Комо, Агиа Теодорос50. Города Крита были ремесленными и торговыми центрами, но их население не порывало с сельским хозяйством.

Погребальные обычаи в ПМ1 не подвергались каким-либо существенным изменениям. Покойников хоронили в погребальных камерах, пифосах и глиняных саркофагах. Вблизи городов открыты некрополи. Так, некрополи Кносса были на территории современных поселений Мавроспелио, Исопата и Зафер-Папура, вблизи Маллии открыты могильники в местности Хризолаккос и на небольшом острове Христос, три некрополя известны вблизи дворца в Фесте, два — вблизи Гурнии (вПахиаммосеиСфунгарасе) и в других местах. Некоторые из этих некрополей возникли еще в раннеми- нойское время.

В Кноссе, к югу от дворца, была открыта большая храмовая гробница. Это массивное сооружение из хорошо отесанных каменных плит имело несколько помещений. Корндор вел в подземную галерею (крипту), из которой можно было попасть в зал с колоннами. В углу находилась облицованная гипсовыми плитами погребальная камера. На втором этаже было расположено святилище — камера с двумя колоннами. Царская гробница в Исопате состояла из длинного дромоса и прямоугольной погребальной камеры.

Стены дворцов в Кноссе и Агиа Триаде и отдельных частных домов были украшены фресками и штуковыми рельефами. Критские росписи выполнены чистыми яркими минеральными красками. Для них характерна свобода композиции. К CMIII в Кноссе относятся прежде всего так называемые миниатюрные фрески со сценами дворцовых праздников и многочисленные штуковые рельефы (например, колоссальный рельеф из кносского дворца, представляющий готовящегося к нападению быка). К ПМ1 относятся наиболее знаменитые фрески: «носители кубков» из «коридора процессий», фреска «с табуретами», на которой изображены сидящие попарно юноши, передающие друг другу кубки, среди них находится девушка, получившая название «парижанки», и др. В ПМ11 расписные рельефы, по-видимому, выходят из моды, но все же к этому времени относится один из шедевров кносского дворца — изображение , -20              «жреца-царя»              в              короне из лилий, с которой свешиваются назад длинные

tВест. Расписной сосуд. Высота 46 см- Среднеминойский III период

павлиньи перья. К CMIII и ПМ1 в Кноссе относятся фрески с изображением парковых ландшафтов с маленькими птицами и зверями и картины с изображением морской флоры и фауны — дельфинов, осьминогов и других морских зверей. В этих картинах критское искусство достигло наибольших высот. В ПМП в Кноссе появляются новые мотивы орнамента: полосы под мрамор в нижней части стены. В сюжетных фресках намечается схематизация (такова фреска с изображением грифонов в «тронном зале»).

Во дворцах в Фесте и Агиа Триаде нет фресок с изображением людей. В ПМ1 стены дворца в Фесте вообще не имели фресок и были покрыты однотонной штукатуркой, а в Агиа Триаде изображались сцены из жизни живой природы: кошка, подкрадывающаяся к фазанам, косуля и т. п.

Кроме дворцов, фрески и рельефы обнаружены в частных домах в Кноссе, Псаре и на вилле в Тилиссе. Мелкая пластика представлена изделиями из бронзы, камня, фаянса и слоновой кости. Глиняные фигурки отступают на задний план (некоторые из них просто служили формой для отливки из бронзы). Главными темами изображений были женские и мужские фигурки жрецов и молящихся, атлеты, прыгающие через быка. Замечательны сделанные из фаянса фигурки богини со змеями и двух ее жриц (CMIII).

Крит. Женщина со змеями. Деталь. Слоновая кость с золотом. Высота всей фигурки 16,1 см.              С реднеминойскии

III период

В CMIII обычными становятся изделия из фаянса: небольшие чаши, кувшины, рельефные панели, бусы, детали инкрустаций. Формы каменных сосудов очень разнообразны, многие из них повторяют керамику. Но есть и оригинальные формы каменных сосудов: чаши в виде раскрытых бутонов, вазы и лампы в виде цветка на стебле. Аампа на ножке появляется в CMIII. Среди художественных изделий особенно замечательны конический ритон с изображением кулачных бойцов и сцены тавромахии, шаровидный ритон с изображением поющих и веселящихся жнецов, кубок с изображением вождя, отдающего приказ офицеру и отряду воинов. Все эти сосуды, сделанные из жировика, найдены в Агиа Триаде.

Многочисленные сосуды сделаны из металла — меди, серебра и золота. Среди них выделяются два золотых кубка первоклассной работы, найденные в материковой Греции в Вафио (деревня близ Спарты) в гробнице XV в. до н. э. На кубках изображены сцены поимки и укрощения быков51. Форма сосудов из Вафио известна на Крите со среднеминойского времени до ПМШ. Описанные сосуды относятся к ПМ1.

Каменные печати становятся необычайно разнообразными как по материалу, так и по рисунку. Их делают из сердолика, жировика, халцедона, гематита, змеевика, агата и оникса. В CMIII преобладают изображения человека и животных. В ПМ1, кроме реалистических рисунков.

на печатях появляются изображения демонов или гениев, наблюдается склонность к симметрии и геральдической схематизации.

Из старого иероглифического письма развивается слоговое линейное письмо А52. В ПМН в Кноссе вводится линейное письмо Б, которым пользовались и в некоторых центрах материковой Греции53. На Крите распространение этой письменности, приспособленной для греческого языка, ограничивается лишь Кноссом. В других центрах Крита (Маллия, Агиа Триада) сохранились прежние системы письма. Тысячи табличек, найденных в архивах кносского дворца, представляют инвентарные списки с перечислением имущества дворцовых складов, списки лиц, назначаемых на работы, отчеты об отпущенных материалах и продовольствии. Некритского происхождения глиняный диск из Феста с надписью, идущей спиралью от края к центру, причем каждый отдельный знак оттиснут штампом. Знаки не имеют никакого отношения к минойскому письму и принадлежат к какой-то неизвестной системе. Думают, что этот диск анатолийского происхождения 54.

О              минойской религии мы можем судить лишь’ косвенно — по фрескам, фигуркам, святилищам. По-видимому, большую роль играли женские божества. С «великой богиней» связан культ лабриса — двойного топора-секиры, который, однако, не только был объектом поклонения, но оставался и орудием труда дровосека или плотника. В религиозных обрядах существенную роль играл бык. Принадлежностью почти каждого святилища на Крите с PMI были священные рога (так называемые рога посвящения). Они отмечают священные места и пострсики, увенчивают жертвенники. В святилище Дикейской пещеры и других найдены столы из жировика, предназначавшиеся для возлияний. В Кноссе найдены трех- ножный стол и набор сосудов для совершения обрядов, связанных с культом змеи. Фигурки богини (или жрицы) со змеями находят в небольших святилищах, во дворцах и частных домах, и на этом основано мнение, что культ змеи был домашним культом. Предполагают, что на Крите поклонялись священным деревьям и источникам ^

В Агиа Триаде, Тилиссе, Мохлосе и Кноссе найдены медные слитки в форме бычьей шкуры со средним весом около 29 кг. Они служили, очевидно, средством платежа и являлись эквивалентом гомеровского таланта — цены одного быка.

Мечи в CMIII еще остаются короткими и широкими, с закругленной тыльной частью и коротким выступом для прикрепления рукояти. Но уже появляются получившие позже широкое распространение узкие мечи длиной до 1 м, которые могли служить как рапиры. В ПМ1 входит в употребление так называемый рогатый меч. Выступающие кверху флянцы тыловой закраины образуют как бы рога. В ПМП рога вытягиваются в горизонтальном направлении, в результате чего получается крестообразная форма. Рукоять изготовлялась из золота или слоновой кости.

Наконечники копий узкие, листовидной формы, имеют кольцеобразную втулку и отчетливо намеченное среднее ребро. Среди бронзовых изделии в большом количестве встречаются двойные секиры, ножи, из Кносса происходят простые топоры и пилы с мелкими зубцами (одна из пил достигает в длину 160 см).

Керамика CMIII в художественном отношении менее совершенна, чем керамика CMII. По-видимому, металлические и каменные сосуды в это время ценились выше самых лучших глиняных, и наиболее искусные гончары стали применять свои способности в другой области, возможно, посвятили себя стенным росписям. Быстровращающийся гончарный круг был заменен неподвижным. Наиболее типичны, как обычно, кубки, много

Кносс. Расписной сосуд. Высота 22 с м. Среднеминойский III период


кувшинов. Некоторые керамические формы напоминают египетские. Блестящий лак и красная краска выходят из употребления, и орнамент выполняется белым по черному. Преимущественно изображают цветы и листья, имитируют цветные камни и инкрустации из камня. В конце CMIII распространяется роспись темной краской (лаком) по желтой поверхности сосуда, что характерно и для последующего времени (ПМ1 и И). Чистая желтая поверхность получается либо от поливы, либо в результате полировки корпуса сосуда. Появляется красивый сосуд с ручками— ойнохоя. В ПМ1А преобладают растительный орнамент и спирали, в ПМ1В—изображения морских животных. В дворцовом стиле СМИ природные мотивы стилизованы.

Около 1400 г. до н. э. все критские дворцы и цветущие некогда поселения были разрушены. Некоторые ученые приписывают эти разрушения, как уже упоминалось, большому землетрясению, вызванному извержением вулкана на острове Тира (Thera) Б6. Однако гораздо более вероятна другая точка зрения, что в это время на Крит напали микенцы, греки-ахейцы57, завоевавшие остров и разорившие его поселения58. С этого времени микенское влияние на Крите очень ярко прослеживается, распространяется линейное письмо Б, которым, как оказалось, записаны слова древнегреческого языка, более древнего, чем язык Гомера.

Позднеминойская культура III охватывает время около 1400—1100 гг. до н. э. После катастрофы 1400 г. до н. э. некоторые селения (например, Псира, Мохлос, Нирухани) так и остались покинутыми, в других — сократилось количество населения. Произошла децентрализация на-

Псира. Мальш расписной пифос. Позднеминойский I период (по Боссерту)


селения, появились новые деревни на западе острова. Старые дворцы (Кносс) были частично восстановлены и заселены. Появились небольшие храмы, напоминавшие мегарон и предвосхищавшие простейшую форму классического храма,— так называемые templum in antis. Такой храм представлял собой длинное узкое помещение с входом через портик с двумя колоннами между «антами» — выступающими концами продольных стен. Гробницы этого времени — прямоугольные камеры с дромосом или купольные (микенские толосы). Появились шахтовые гробницы, в общем на Крите сравнительно редкие. Они известны в некрополе в Зафер-Па- пура. Там в скале выбиты квадратные в плане шахты глубиной от 2 до 3 м. На дне их устроена малая прямоугольная катакомба, в которую помещены останки покойного, покрытые горизонтальной каменной плитой. К концу ПМШ относится первое на Крите трупосожжение (найдено в Тилиссе).

Длинные мечи-рапиры сохраняются в ПМШ, но наряду с ними распространяется меч среднеевропейского типа с широким клинком и отлитой вместе с ним рукояткой (Griffzungenschwerter), встречающийся также в материковой Греции.

Широко распространены односторонние и двусторонние бритвы. Бронзовые сосуды редки.

Статуэтки сделаны только из терракоты и обнаруживают тенденцию к абстрактной стилизации. Рисунки на цилиндрических гематитовых печатях представляют причудливое смешение восточных и минойских мотивов. Особенно часто встречаются львы и крылатые фигуры.

Влияние Востока сказывается также в том, что на Крите появляются сирийско-финикийские металлические (обычно бронзовые, иногда серебряные) статуэтки, представляющие сирийского бога Решефа.

Керамика ПМШ подобна посуде ПМП, но значительно грубее. Характерно употребление гладкой меловой обмазки. Увеличивается количество расписных сосудов. Впервые на сосудах начинают изображать животных и птиц. Продолжается процесс дальнейшей стилизации изображений цветов, животных и геометризации орнаментов Б9.

Упадок минойского искусства росписи связывают с тем, что мастера были вывезены (или сами эмигрировали) на материк, где во многих местах появляются близкие к минойским фрески. Единственное свидетельство того, что и на Крите в ПМШ не было утрачено умение изображать человеческие фигуры,— это знаменитый расписной известняковый саркофаг из Агиа Триады, на котором представлена сцена приношений у гробницы покойника.

Послеминойский период в истории Крита относится уже к железному веку. Критская культура пала около 1100 г. до н. э. под ударами греческих завоевателей — дорийцев, вооруженных новым для того времени железным оружием.

Завоеватели разрушили остатки микенских городов и вытеснили местное население в горные районы Центрального и Восточного Крита. Последние убежища этого населения найдены в горах Карфи и Лассити, а также во Врокастро и Кавузи. Уцелевшие в горах минойские пастушеские племена сохранили некоторые крито-микенские традиции, но все же их культура больше походила на протогеометрическую греческую. Только в области Ситиа еще в классическое греческое время пользовались минойским языком.

В заключение обзора археологии Крита бронзового века приведем некоторые дополнительные сведения о минонской культуре.

Благодаря изображениям на фресках и раскопкам дворцов мы гораздо. больше знаем о придворной жизни на Крите, чем о быте обыкновенной деревни. Критяне несомненно занимались земледелием. Но мы очень мало знаем о сельскохозяйственной технике. Представление о плуге дает только рисунок минойского иероглифического письма. Плут, очевидно, был сделан из одного куска дерева и состоял из ручки с дышлом и рамы; этот плуг похож на египетский, но неизвестно, запрягалн ли в него быков. Позднеминойские бронзовые серпы найдены в Пале- кастро, Гурнии и др.60 По-видимому, возделывали ячмень и пшеницу, обугленные остатки которых найдены в Агиа Триаде, Кноссе и Палекаст- ро. К среднеминойскому времени относятся остатки прессов для оливок, сепараторы для оливкового масла и кладовые с пифосами для хранения маслин. Виноградное вино изготовлялось определенно в ПМ1 и, возможно, значительно раньше. Занятие пчеловодством подтверждается изображением пчел на печатях, а также находкой глиняного улья в Фесте. Рыболовство, видимо, играло важную роль в пищевом балансе, в особенности для жителей прибрежных поселений. Охота была скорее спортом, чем промыслом. Скотоводство составляло важную часть хозяйства с эпохи неолита. В раннем минойском периоде известны домашние овца, коза и свинья; в среднем — длиннорогий вол; в позднем—короткорогие и длиннорогие коровы61. Вьючными и тягловыми животными служили осел и лошадь. Верховая езда была, по-видимому, неизвестна. Колесница, вероятно, появилась вместе с лошадью в ПМ1. Четырехколесной телегой, в которую запрягали быков, пользовались в CMI, по крайней мере к этому времени относится глиняная модель из Палекастро 62.

Аргос. Расписной глиняный сосуд. Высота 61 см. Позд- неминойский II период (по Боссерту)


В городах развивались различные ремесла, особенно в среднеминой- ское время, когда существовали металлургические, гончарные, ювелирные и другие мастерские. Только производство тканей и одежды всегда оставалось домашним промыслом. Производство красок было, по-видимо- му, в руках у группы специалистов-ремесленников. О развитии гончарного дела и обработки камня уже было сказано. Техника бронзолитейного дела достигла на Крите высокого уровня. В среднеминойском периоде важнейшим центром металлургии была Гурния. Там найдены многочисленные мастерские, а в них — тигли, литейные формы и готовые изделия, в том числе большие кованые котлы. Кроме описанного выше наступательного оружия — копий, мечей, кинжалов, известно защитное вооружение— средне- и позднеминойские щиты в виде восьмерки, состоявшие из деревянной рамы, обтянутой кожей. Такой щит закрывал воина от шеи до ног. Малые щиты неизвестны. Голову воина покрывал шлем, простейший тип которого представляет коническая шапка из кожи, обшитая металлическими или из слоновой кости пластинами, с нащечниками, защищающими лицо и голову с боков. Вверху шлема находилось острие или кнопка, вероятно для прикрепления конского хвоста или перьев. Единственный шлем, выполненный целиком из бронзы, найден в Кноссе в так называемой могиле воина (Агиа Иоанни), относящейся к ПМП 63.

Первые поселенцы, вероятно, прибыли на Крит в челнах, выдолбленных из кипариса и передвигавшихся с помощью весел, а не парусов. Глиняная модель такого челиа представлена раннеминойской находкой из

Мохлоса. Другой тип судов того же времени (PMII) известен по глиняной модели из Палекастро — это длинная лодка с высоким носом и низко поставленной кормой. Такие лодки могли служить для рыбной ловли и каботажного плавания. Настоящие морские корабли, подобные египетским, изображены на минойских печатях (с 2000 г. до н. э.). Они

64

имеют прямоугольные паруса и иногда даже три мачты .

Морская торговля обеспечивала Крит импортными материалами: золотом, серебром, оловом, свинцом и даже медью, запасы которой на острове были недостаточны. Ввозили также слоновую кость, ляпис-ла- зурь, музыкальные инструменты и мелкие художественные изделия из Египта и Сирии. С Крита в Египет, вероятно, вывозили масло, маслины, вино, лесные материалы, особенно кипарис. Минойская керамика и металлические сосуды найдены в Египте, Сирии и на Кипре6Б. Наиболее оживленная торговля связывала Крит с Кикладами, откуда еще в неолите доставлялся обсидиан, в PMI — керамика и изделия из камня. Со среднеминойского времени влияние Крита на Киклады усиливается. Минойские вещи попадали и далеко на запад. Раннеминойские медные кинжалы найдены в Ремеделло у Брешии, в Монте-Брадоне у Вольтер- ры и в Этрурии.

Добавим несколько слов об общественном строе Крита. Здесь возникло древнейшее в Европе государство. Имущественное расслоение общества ярко отражено в археологических материалах. Сложнее вопрос о рабовладении» Исходя из более поздних (конец XV в. до н. э.) надписей на табличках линейным письмом Б, говорят о рабовладении на Крите и в материковой Греции66. Однако пока нет возможности установить, каково было соотношение труда рабов и свободных земледельцев, скотоводов, ремесленников. Нам неизвестны формы эксплуатации свободного населения, почти нет сведений об организации государства, не разрешены и многие другие вопросы устройства общества. Археология не дает на них ответа, а письменные источники большей частью еще не расшифрованы.

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме 2 Эгейская (крито- микенская) культура:

  1. 2. Основные черты развития культуры Древней Греции
  2. 3.1. Античная Греция (III тыс. до н.э. – 30 г. до н.э.)
  3. ЭТАПЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ Культура Древней Греции.
  4. «ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО»: СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ И СОВЕРШЕНСТВУ
  5. 15.1. Крито-микенская культура
  6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА.
  7. Лекция 16 ГРЕЦИЯ В XI-IX ВВ. ДО н. э. ПО ДАННЫМ ГОМЕРОВСКОГО ЭПОСА
  8. Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса
  9. ЯЗЫК И СКАЗАНИЕ
  10. Эгейское искусство
  11. В ГРЕЧЕСКОЙ СЕМЬЕ
  12. НАРОДЫ МОРЯ
  13. Ю. В. ПАВЛЕНКО КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ К. РЕНФРЮ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РАННЕКЛАССОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗМОВ
  14. 2 Эгейская (крито- микенская) культура
  15. юнзовый век Трои, Кикладских островов, Кипра
  16. Элладская культура
  17. Бронзовый век Юго-Восточной Европы
  18. Бронзовый век западной части Евро
  19. Указатель археологических культур и этнических названи