<<
>>

Элладская культура

В культуре бронзового века материковой Греции (Центральная Греция и Пелопоннес) выделено три главных периода: раннеэлладский (2500—

1900 гг. до н. э.), среднеэлладский (1900—1500 гг.

до н. э.) и позднеэлладский, или микенский (1550—1100 гг. до н. э.) ^

Раннеэлладский период (далее РЭ) прослеживается во многих районах Г реции, но ярче всего представлен памятниками Арголиды — области, расположенной на северо-востоке Пелопоннеса. В РЭ развитие происходило неравномерно. В Фессалии продолжался неолит, в Центральной и Южной Г реции начался бронзовый век. Переход к бронзовому веку связывают с миграцией из Малой Азии индоевропейских племен — пред-              37

шественников греков. Вопрос о появлении греков в Греции' принадлежит к категории сложных и до сих пор нерешенных, относящихся к более общей проблеме «индоевропеизации» населения Европы. Еще в книге «Археология Западной Европы. Каменный век» я предупреждал читателей, что не считаю возможным входить в вопрос о прародине индоевропейцев и путях их расселения, так как эта проблема решается в первую очередь на языковом материале и археологии принадлежит второстепенная роль. Однако и избегать полностью темы индоевропеизации нет оснований, тем более что многие выводы строятся на археологических «фактах», иногда явно недостаточных.

С конца XIX в. в лингвистике общепринята точка зрения, согласно которой греки не были первоначальным населением Г реции, им предшествовали упоминаемые древними авторами пеласги, лелеги и другие народы, говорившие на неиндоевропейских языках. Затем произошло вторжение индоевропейцев, которое положило начало индоевропеизации Г реции, а еще позже вторглись народы, принесшие сюда греческий язык. Однако предпринятые в XX в. попытки установить и датировать по данным топонимики и археологии наличие догреческого слоя — сначала неиндоевропейского, потом индоевропейского — пока не увенчались успехом.

Большинство ученых, писавших по этому вопросу (Блеген, Меллаарт, Доу, Милонас, Шахермейер и др.), связывают начало бронзового века в Г реции с приходом на юг Балканского полуострова индоевропейских племен, переселившихся из Западной Анатолии. Чайлд, также признавая, что изменения в культуре наступили в Г реции в начале бронзового века в результате миграции индоевропейских догреческих племен, полагал, что эта миграция шла в основном сухим путем с севера Балканского полуострова. Основанием для гипотезы о вторжении служило то обстоятельство, что на исследованных в Греции поселениях эпохи ранней бронзы невозможно проследить преемственность культур от неолитического времени: они как бы возникают вновь. Важными новыми элементами культуры являются черная лощеная керамика и использование металла. Однако дальнейшие исследования показали, что в Мессении, например, нет ясно выраженного разрыва между неолитическими и раннеэлладскими поселениями. Некоторые лингвисты (в первую очередь болгарский ученый В. Георгиев) пытались доказать, что Балканский полуостров еще в эпоху неолита был населен индоевропейцами. Те же ученые, которые признают наличие в Г реции доиндоевропейского субстрата, не могут датировать время его исчезновения.

Таким образом, ни лингвистика, ни археология не обладают достаточным количеством фактов, чтобы целиком признавать или отрицать вторжение на Балканский полуостров новых племен в начале бронзового века. Гипотеза вторжения основана на предположении, что использование металла было освоено на Востоке и это изобретение могло проникнуть в Европу только в результате переселения племен, уже знавших металл. Критика подобных точек зрения содержится в книге «Археология Западной Европы. Каменный век», и здесь нет необходимости ее повторять.

Иное дело предположение о вторжении на территорию Г реции новых индоевропейских племен около 2000 г. до н. э., в конце РЭП или в РЭШ. В пользу этой гипотезы мы имеем больше археологических данных. Но к ее рассмотрению мы обратимся дальше.

Характерной чертой раннеэлладских поселений считается их расположение на возвышенных местах вблизи моря. Поселения состояли из уз

ких улиц и тесно примыкавших друг к другу домов. В Арголиде у современной деревни Зигуриес91 открыто такое поселение с домами из двух и четырех небольших прямоугольных комнат. Стены их толщиной от 60 до 90 см сложены из необработанных камней, скрепленных глиной. В других поселениях того же времени лишь фундаменты были из камня, а стены — из сырцового кирпича с каркасом из деревянных балок. Планы домов также различны: кроме прямоугольного встречаются апсидообразный (в Орхомене в Беотии)9г, мегароновидный93 (в Эвтресисе в Беотии94; у Рафины на восточном берегу Аттики; в Аерне на берегу Аргосского залива), однокомнатные и многокомнатные из беспорядочно примыкающих друг к другу помещений (Зигуриес). Единственные в своем роде овальные здания в Тиринфе95, возможно, предназначались не для жилья, а для каких-то ритуальных целей. Рядом с домами во многих случаях найдены обмазанные внутри глиной ямы для хранения припасов — бофры 96.

Укрепления до сих пор обнаружены в двух местах: на поселении в гавани Эгины -(остров неподалеку от Афин) 97 и в Аерне, где на вершине холма открыты остатки большого здания, может быть дворца (так называемый Дом черепиц), и крепости с двойной линией стен и полукруглыми выступающими башнями 98.

Размеры поселений были очень различны, от небольших (например, Агиос Космас в Аттике)99 до очень больших, таких как Аерна. Среди раскопанных раннеэлладских поселений следует назвать Кораку близ Коринфа 10°, Просимну 101 и Асину в Арголиде 102.

Раннеэлладские могильники представлены погребениями разных типов. Чаще всего это каменные ящики. Встречаются также погребения в пифосах, небольшие (подобные раннекикладским) толосы (Агиос Космас), катакомбы с боковыми камерами (Коринф), погребения скорченных скелетов в больших ямах (Тиринф) и, наконец, погребения в могильных ямах нескольких скелетов (Зигуриес). Последние, по-видимому, представляют могилы с останками членов одного рода.

Трупосожжения ни разу не встречены.

Раннеэлладское общество было земледельческим. Занимались хлебопашеством, огородничеством и садоводством. Выращивали пшеницу и ячмень, маслину и фиговое дерево. В периоде РЭШ появились виноградники. Как и всюду в Средиземноморье, были хорошо известны чечевица, горох и другие бобовые культуры. Разводили овец и коз, в меньшем количестве свиней. Сравнительно редким и особенно ценившимся был крупный рогатый скот. Охотились в горах на оленей и кабанов.

Керамика в раннеэлладское время вся изготовлена от руки, без гончарного круга. Сосуды хорошо обожжены, монохромные, чаще всего красные, поверхность их лощеная. Иногда они покрыты глянцевитой краской, напоминающей современную глазурь (древний лак). Темная или красноватая «глазурь» имитировала металлический блеск. Наряду с такой столовой посудой была кухонная, служившая для варки пищи и хранения припасов,— простые грубые сосуды с толстыми стенками без орнамента. В РЭ1 большинство сосудов лощеные, лакированные редки. В РЭП уже перевешивает количество сосудов с лаковым покрытием темного цвета. На Пелопоннесе появляется близкая к раннеминойской пятнистая керамика.

В РЭШ лак становится менее блестящим. Появляется белая роспись на темном лаковом фоне (преимущественно в Центральной Греции) и лаковая роспись по глине (Пелопоннес). Орнаменты очень простые: треугольники, решетки, зигзаги. Главными формами были соусник, кувшин с

расширяющимся горлом, аск1Ш, конический кубок с двумя ручками, амфора и большой пифос для хранения запасов. Встречаются подражания сосудам из Трои I и II. Шаровидный пифос для воды (с кольцеобразными ручками) напоминает амфоры культур шнуровой керамики. Встречены также черепки со шнуровым орнаментом. Однако, как доказал Милойчич, несмотря на восточно- и среднеевропейские аналогии, эти сосуды из Г реции — не подлинная шнуровая керамика, они — местного

1П4

происхождения .

Металлические изделия, найденные на раннеэлладских поселениях, все сделаны из меди.

Это кинжалы, топоры, ножи, шилья, пинцеты, иглы. Еще широко применяются каменные и костяные орудия, в частности привезенные с Милоса ножевидные пластины и наконечники копий из обсидиана. Изредка встречаются импортированные с Киклад каменные статуэтки, оттуда же происходят каменные сосуды и керамика группы си- рос.

Между ранне- и среднеэлладским периодами произошел перелом в развитии культуры. Его связывают с вторжением на территорию Греции новых индоевропейских племен, положивших начало сложению греческого языка 10S.

Несомненные следы вражеского вторжения имеются на многих поселениях в Греции, где среднеэлладские слои отделены от слоев предшествующего времени слоем пожарищ. Перечисляя новые элементы культуры, принесенные пришельцами, обычно ссылались на 1) мегаронные дома, 2) новый тип погребений в каменных ящиках, 3) новый вид керамики. Два первых признака отпали, так как оказалось, что прямоугольные дома, состоявшие из двух помещений, были в Греции еще в раннеэлладское время и могли послужить прототипом мегарона; погребения в каменных ящиках также совершались уже в раннеэлладское время. Наиболее сильным археологическим аргументом сторонников теории вторжения остается распространение «минийской» керамики, формы и техника изготовления которой не имеют прототипов в материковой Г реции. Данные лингвистики также не противоречат теории вторжения 106. Впрочем, следует учесть, что племена -— пришельцы, вероятно, принесли с собой греческий язык и некоторые элементы новой культуры, но они не сменили древнее местное население, а передали ему эти элементы культуры.

Многие раннеэлладские поселения (например, Орхомен, Рафина, Кора- ку, Зигуриес, Асина, Мальти) были разрушены вторгшимся неприятелем, в других (например, в Аерне) наблюдаются некоторые изменения культуры без следов значительных разрушений. Пришельцев легко отличить по типичной для них серой, сделанной на круге керамике. Эта керамика была впервые открыта Шлиманом в Орхомене в Беотии и названа «минийской» по легендарному племени миниев, якобы жившему в Беотии.

Она известна также из Трои VI. Формы и техника изготовления «минийской» керамики, судя по всему, происходят из Анатолии10?. Выше уже упоминалось о предположении, что племена — носители этой керамики завоевали около 1900 г. до н. э. Трою и основали Трою VI, а потом завоевали материковую Грецию и принесли туда греческий язык. Если это предположение верно, то источник новых элементов следует искать восточнее Трои, так как серая посуда, близкая по технике производства к «минийской», типична для Северо-Восточного Ирана. Существует и другая, менее вероятная, теория происхождения греческого населения Г реции. Это так называемая северная теория, основоположник которой А. Перссон считал, что создателями среднеэлладской культуры были племена, пришедшие с «севера», из-за Балкан, так как именно там

были боевые топоры и другое оружие, сходное с появившимся в Г реции 108. Но боевые топоры в то время были уже обычным оружием и в Анатолии, а у носителей серой керамики нет никаких «северных» черт и во Фракии и Македонии нет такой керамики 109.

Есть основание предполагать, что «завоеватели» пришли с новым «орудием» войны — лошадью, которая послужила важным фактором их победы 11°.

«Завоевание» Г реции было длительным процессом, и, несомненно, для его завершения понадобилось несколько волн вторжений.

Несмотря на явные следы вторжения и разрушение части поселений раннего бронзового века, в среднеэлладском периоде (далее СЭ) культурная традиция предшествующего времени не прервалась. Об этом, в частности, свидетельствует то, что строительная техника и форма жилищ почти не изменились. Среди поселений среднеэлладского времени лучше всего изучено Мальти (древний Дорион) в Мессении, образцово раскопанное шведской археологической экспедицией1П. Расположенное на возвышенности среди плодородных полей маленькой равнины, оно было окружено стеной с пятью воротами. Здесь раскопано 320 домов, большей частью состоявших из прямоугольных помещений, иногда подковообразных (заканчивающихся апсидой). Есть и дома мегаронного типа. В фундаментах домов найдены остатки канализационных сооружений. Крепость с помощью акведука снабжалась родниковой водой. В середине поселения на выровненном возвышении найдены остатки больших построек — по-видимому, дворца вождя племени112. Кроме жилых домов, открыты гончарные мастерские, кузница, пекарня, а также большие кладовые для хранения запасов — зерна, маслин и др.

Основной формой погребений в СЭ остаются прямоугольные каменные ящики, покрытые большим блоком камня или каменной плитой. Часть погребений встречена прямо на поселениях между домами, но были и кладбища вне поселений (например, Агиа Марина в Фокиде, Гераки в Лаконике, Эвтресис в Беотии). Удерживались и старые формы погребений— ямные, скальные (в Микенах, Бербати-Просимне), пифосовые — главным образом детские (например, в Кораку, Элевсине, Олимпии, Эвтре- сисе) пз. В могилах очень мало или совсем нет (чаще всего в ямных погребениях) вещей. Исключение представляют старейшие шахтовые погребения в Микенах, относящиеся к СЭШ и ПЭ1 (о них см. ниже).

«Минийская» керамика распространилась не сразу. В переходном периоде наряду с ней сохранялась еще типичная для РЭ лощеная посуда. «Минийская» керамика монохромная, чаще всего серая (до черноты) или серо-желтая. Она изготовлялась из специальной глины, содержащей окись железа, и приобретала свой цвет благодаря реакции восстановления, протекавшей при обжиге в гончарной печи. Четкие профили «минийской» посуды заставляют предположить, что она сделана на гончарном круге. Так и было в Трое, но в материковой Греции она частично вылеплена от руки или изготовлена в формах.

Характерными формами были кубки и чаши на высоких кольцевых поддонах, чаши с двумя высокими ручками 114, кратеры и амфоры. Черная «минийская» керамика появляется в среднеэлладское время и исчезает в позднеэлладском периоде (далее ПЭ). Серая сохраняется дольше и существует в ПЭ с желтой, но затем желтая керамика вытесняет серую посуду.

Другой вид посуды, распространенной в СЭ,— это керамика с матовой росписью. Она появляется несколько позднее, чем «минийская» (в середине СЭ), и сохраняется в микенской культуре. Роспись темная

(коричневая или черная) по желтой, красноватой или зеленоватой поверхности. Орнаменты представлены зигзагами, треугольниками, спиралями, кругами и другими простыми геометрическими фигурами. Матовая роспись иногда встречается и на серой «мининской» керамике.

В могилах находят металлическое оружие (из бронзы с приплавом 9—10% олова): кинжалы стрельчатой формы с двумя-тремя заклепками, ланцетовидные наконечники копий со втулкой с одной стороны пера, отлитой в виде туфли (Сескло, Левкада, Микены). Найдены бронзовые ножи и в единичных экземплярах бритвы. Металлические украшения представлены небольшими проволочными кольцами, иголками (из серебра, золота и бронзы), браслетами и др. Сохраняются обсидиановые наконечники стрел с выемчатым основанием. Появляются проушные каменные боевые топоры (Эвтресис, Асина) и топоры и втулки из оленьего рога.

В позднеэлладском (микенском) периоде одним из важнейших городов Греции были Микены, по которым и весь этот период называют микенским. Переход к микенской культуре не сопровождался никаким переломом, и многое из раннемикенской культуры мы можем наблюдать в предшествующее время. Но следует отметить как характерную черту переходного периода распространение на полуострове всей совокупности выработанных на Крите технических средств, проникновение сюда минойской культуры. Это связывают с походами ахейцев на Крит или с их торговлей с островом, в результате которой были приобретены предметы минойско- го происхождения или переселились на материк критские мастера 115. Другая точка зрения — Эванса и Пендлбери — предполагает, что минойские (критские) «князья» захватили власть в материковой Греции.

Микенская крепость находится в северо-западной части Арголиды на холме, возвышающемся на 278 м над уровнем моря. Мощные стены толщиной от 6 до 8—10 м и высотой до 18 м окружают площадь около 30 тыс. кв. м. Древнейшие части стен — циклопической кладки (из гру- боотесанных камней разной величины). Более поздние стены 11Э1 — полигональной кладки (из отесанных блоков разной величины). В это же время начали строить стены из прямоугольных, хорошо отесанных блоков приблизительно одинаковых средних размеров, плотно прилегающих друг к другу. Главный вход в крепость находился на северо-западе и вел через так называемые Львиные ворота 116. Внутри крепости справа от Львиных ворот находится круглая площадь (диаметром 26 м), окруженная каменной стеной (могильный круг А). Здесь Шлиман открыл шахтовые гробницы, давшие неоценимые материалы для конца СЭ и начала ПЭ 11?. Высеченные в скале гробницы были размером 4Хби2ХЗм, глубиной от 1 до 5 м. В каждой шахте обнаружено несколько (от двух до пяти) скелетов, похороненных в вытянутом положении, первоначально в деревянных гробах. (Только в шахте II было индивидуальное погребение.) Над гробницами возведены небольшие насыпи и установлены каменные надгробные стелы. На некоторых стелах вырезаны спиральные орнаменты и сцены боя или охоты. Особенно интересны изображения, свидетельствующие о применении в Греции в то время запряженных лошадьми боевых колесниц. Учитывая богатый инвентарь шахтовых гробниц, их назвали «царскими». Вероятно, действительно в них похоронены ахейские властители и члены их семей. В 1951—1954 гг. во время раскопок, проводившихся под руководством И. Пападеметриу и Г. Милонаса, за стенами акрополя в Микенах, с западной стороны был открыт второй аналогичный найденному Шлиманом могильный круг (В) диаметром около 28 м. Здесь найдены 24 могилы, 14 из них — шахтовые гробницы. Эти гробницы меньше, чем гробницы на микенском акрополе, и их ин

вентарь беднее. Они немного древнее открытых Шлиманом и восходят к началу XVI в. до н. э. Необычным инвентарем шахтовых гробниц, не встречавшимся ни раньше, ни позже, оказались золотые маски, покрывавшие лица нескольких покойников (пять — в могилах круга А и одна — в могиле круга В). Особая форма погребений, богатство погребального инвентаря, золотые маски и некоторые следы мумификации показывают, что микенские правители были связаны с Египтом 118.

Есть указания и на другие связи: золотые и серебряные украшения стилистически близки к иранским и кавказским, бронзовые рапиры (мечи), найденные в шахтовых гробницах в большом количестве (в одной из могил — 46), могут свидетельствовать о связях с Азией. Однако элементов, продолжающих традиции СЭ, в шахтовых могилах больше, чем новых. Шахтовые гробницы по инвентарю несомненно представляют погребения воинов, и многие ученые предполагают, что это были пришельцы, завоеватели. Но этот вывод остается дискуссионным119.

Оба могильных круга были частями одного большого кладбища. Позже, в XIII в. до н. э., когда стены цитадели расширили, погребения перзого круга были отделены от остального кладбища и оказались внутри циклопических стен. Ничего подобного этим погребальным кругам не известно в других частях Г реции, только на Аевкасе шахтовые гробницы сконцентрированы в группы. Шахтовые гробницы известны также в Элев- сине и Аерне. Последние погребения в микенских шахтовых гробницах датируются 1500 г. до н. э., но обычай хоронить в шахтовых гробницах сохраняется до конца ПЭП (около 1400 г. до н. э.).

В среднемикенское время шахтовые гробницы сменяются погребальными сооружениями совершенно другого типа — величественными толосами, купольными гробницами. Они представляют собой круглые в плане помещения, иногда облицованные тесаным камнем, с куполообразным ступенчатым каменным сводом и с ведущим ко входу длинным коридором — дромосом 120. Девять таких гробниц открыто в Микенах. Они датируются 1500—1250 гг. до н. э. и по ним можно проследить развитие от более простых типов к монументальным сооружениям, таким как «Сокровищница Атрея» или «Гробница Клитемнестры» 121. Толосы найдены и во многих других местах Греции. К сожалению, почти все они были разграблены еще в древности 22. Это затрудняет датировку. Все же оказалась, что погребения этого типа только в Микенах появляются позже шахтовых гробниц, вообще же их сооружают еще в первой половине XVI в. до н. э. (например, близ современного Корифасиона в Мессении) 123. Микенские толосы, по-видимому, местного происхождения. Заимствованными могли быть лишь круглый план могилы и метод конструкции ступенчатого свода, ранее распространенные в Средиземноморье, в частности на Кипре. По- видимому, купольные гробницы принадлежали царским семьям различных областей Греции в позднеэлладское время. Грандиозность этих сооружений можно представить себе по «Сокровищнице Атрея» (или «гробнице Агамемнона», как ее называют иначе). Коридор сооружен из больших каменных блоков длиной 35 м и шириной 6 м. Огромные двери высотой около 5 м ведут в помещение, перекрытое сводом высотой 15 м, диаметром 14,2 м. Это так называемый ложный свод, состоящий из выступающих одна над другой горизонтальных плит и замкнутый вверху каменной плитой. Из купольного помещения есть выход в боковую камеру площадью 8,5X6 м (в других купольных гробницах такой камеры нет).

В ПЭ1 возникают, но особенно распространяются в ПЭП и III погребальные камеры, иногда составлявшие огромные могильники, расположенные неподалеку от каждого города. Высеченные в скалах камеры

Микены. План «Сокровищницы Атрея» XIV в. до н. э.

неправильной формы со входом в виде дромоса (иногда достигающего в длину 30 м) представляли собой семейные склепы. В некоторых из них обнаружены останки до 27 человек. После каждого погребения гробницы тщательно замуровывали, а потом снова периодически вскрывали. Иногда они служили для погребений более 200 лет 124. Погребальные камеры известны в Микенах, Навплии, Спарте, Афинах, Антикире (Фокида), Волосе (Фессалия), на островах Милос, Родос и в других местах.

Микенские города отличаются от критских своими укреплениями, сохраняющими древние формы, известные из Трои, а также большей численностью населения. Один микенский акрополь, не говоря уже о неукрепленной части города, занимал площадь около 4,5 га, акрополь Асины — около 3,5 га, а город Гла (древнее название его неизвестно) в Беотии —¦ 9,5 га. Относительно Гла мы мало знаем. В 1893 г. французская экспедиция открыла стены толщиной 6 м вокруг поселения, занимавшего целый остров на Копаидском озере. В микенское время остров соединяла с сушей плотина. Найдены фундаменты дворца, по плану и строительной технике близкого к критским. Мощные стены окружали Микены, Тиринф, Мидею, Асину и другие города. О стенах Микен уже было сказано. В высокой части микенского акрополя обращают на себя внимание площадь и группа построек вокруг нее. Среди этих построек — остатки дворца, ядро которого составлял зал в форме мегарона с круглым очагом посредине и четырьмя колоннами 125, поддерживавшими потолок. Во дворце сохранились остатки росписей. На территории крепости обнаружено несколько домов знати.

Важным укрепленным городом в Арголиде был Тиринф в 15 км к югу от Микен. Он так же, как Микены, расположен на низком скалистом холме и обнесен стеной циклопической кладки из камней, достигающих в дли-

Пи/юс. План дворца (по Блегену)

1 — главный вход; 2 — внутренний двор; 3—мегарон; 4 — помещение с центральным очагом; 5 — ванная комната; 6, 7 — кладОЕые

ну 3 м. В самой высокой части крепости находился дворец, в котором главным помещением был «большой мегарон» — зал с очагом, колоннами, полом, украшенным росписями с изображением дельфинов и осьминога. Стены некоторых комнат также украшены росписями. В крепости были два мощных бастиона и кладовые, к которым вели галереи, сложенные из огромных блоков камня.

Эта крепость построена в ПЭШ. Однако тиринфский холм был заселен еще в неолите, а первая крепость построена в ПЭ1.

В Афинах на акрополе в микенское время была крепость, о чем свидетельствуют остатки стен с тремя воротами.

К замечательным открытиям принадлежат раскопки дворца в Пилосе (Мессения) |26, похожего на микенский и тиринфский, но лучше сохранившегося. Г лавная его часть — «большой мегарон» (зал размером 13X11 м) с четырьмя колоннами, с вестибюлем и портиком с двумя колоннами. Открыто множество жилых комнат, кладовых, коридоров, фрагменты стенных росписей, базы колонн. Среди разнообразных предметоз, найденных во дворце, наибольшую ценность представляет архив глиняных табличек, покрытых линейным письмом Б. У основания холма открыты городское поселение и некрополь с купольными гробницами. Дворец датируется ПЭШ (1300-—1200 гг. до н. э.). Его называют «дворцом Нестора» по упоминаемому у Гомера правителю Пилоса.

Микенские города представляли собой племенные центры с дворцом правителя на акрополе и домами жителей, группировавшимися вокруг цитадели, обычно ниже крепости и дворца. Фундаменты домов сделаны из булыжника, а стены — глинобитные или чаще из сырцового кирпича 127, на деревянном каркасе. Крыша, по-видимому, была плоской. Стены некоторых домов покрыты белой штукатуркой.

Быт и искусство микенского общества мы можем сеое представить не только на основании археологических данных, но и по пилисским табличкам. Некоторые из них оказались инвентарными описями художественной мебели, посуды и утвари. Для позднемикенской эпохи, кануна Троянской войны, безусловно полноценным источником служат поэмы Гомера. Их анализ позволяет судить о микенском обществе более четко, чем это было бы возможно лишь в результате археологических реконструкций.

Основным занятием населения было земледелие, большую роль играло скотоводство. Ремесло достигало высокой степени специализации, и часть ремесленников находились на государственной службе. Рабы составляли значительную часть микенского общества. Конечно, не как основа статистических выводов, но все же важно, что в некоторых группах надписей четвертая часть всех упомянутых лиц — рабы. Высший слой общества составляли земельные собственники. Во главе государств стояли «цари», располагавшие довольно развитым аппаратом управления. Микены, по-видимому, были богаче и могущественнее других городов, но вряд ли господствовали над ними. Горы содействовали разделению страны на отдельные районы.

Некоторые стороны повседневной жизни в позднеэлладское время нам известны не только из археологии, но и по изображениям на фресках. По фрескам в Тиринфе и Фивах мы можем судить о том, что женщины на греческом материке одевались скромнее и удобней, чем на Крите. Детали одежды видны на статуэтках из слоновой кости, происходящих из Микен, и на других изображениях. Это длинная широкая одежда с рукавами до локтей, с тугим лифом, шали с кистями. Одежда украшена золотыми вышивками и розетками, и многие из золотых предметов, найденных в могилах, вероятно, нашивали на платье. Ожерелья были из аметиста, янтаря, золота и др. Роскошные золотые тиары женщин и нагрудники мужчин вряд ли использовались в реальной жизни. Они найдены в шахтовых гробницах и, вероятно, представляли собой только погребальный инвентарь. Повседневной одеждой женщин и мужчин были короткие, доходящие до колен, или длинные платья, подобные позднейшему греческому хитону. В материковой Греции мужчины носили бороды в отличие от Крита, где они брились.

В микенских домах найдено очень мало мебели, только скамьи. Но, по- видимому, мебель просто не сохранилась, так как в глиняных табличках упоминаются некоторые предметы, до нас не дошедшие: скамьи для ног, шкатулки и т. д.

Среди ремесел высокого уровня достигло гончарное. В Тиринфе и Фивах найдены гончарные печи. Гончарный круг появился, как уже сказано, в переходном периоде от раннеэлладского времени к среднеэлладскому. Позднеэлладская керамика очень разнообразна и делится на ряд групп, датируемых иногда с точностью до 25—50 лет128. В ПЭ1 керамика еще наследует формы и стиль среднеэлладской посуды с матовой росписью по светлому фону. Орнаменты преимущественно геометрические, но вводятся уже натуралистические элементы. Среди новых форм среднеэлладских сосудов — алебастрон и сосуды, в глиняных копиях представляющие чаши из Вафио. В ПЭП микенская керамика находится под влиянием Крита. Это большие, но изящные кувшины, украшенные в растительном стиле, подоб-

I 9Q

но сосудам из кносского дворца; килики , украшенные с двух сторон сги- лизованными цветами. Наибольшей стандартизации достигла керамика в ПЭШ. Сосуды ангобированы и хорошо обожжены, орнаменты нанесены красным, коричневым и черным лаком. Наиболее распространенные формы— трехручный кувшин, алебастры, килики, пузатые амфоры, ритоны


Микены- Керамика

а —амфора XIV в. до н. э.- б — кратер XIII в. до н- э.; в — фоагмент «вазы с воинами»— кратера, найденного ка акрополе и датируемого концом XIII в. до н. э.

в форме звериных голов, кувшины с высокими шейками, большие воронко- образные сосуды и др. Орнаменты растительные (например, лилии), сильно стилизованные, геометрические, спирали, концентрические круги. В конце позднеэлладского времени появляются схематические изображения людей, коров, птиц, рыб. Наряду с орнаментированными встречаются (в Пилосе даже в большинстве) сосуды неорнаментированные или украшенные простыми горизонтальными полосами. Чаще всего это амфоры, гидрии и кувшины. Сосуды ПЭ широко экспортировались на Крит, Кик- ладские острова, Кипр, Родос, в Малую Азию, Сирию, Египет и даже в Италию и на Сицилию.

Изделия из меди и бронзы найдены во многих местах. В шахтовых гробницах — котлы и кувшины, в одном из микенских домов — долота, ножи, топоры, молоты. Найдены бронзолитейные мастерские с большим набором орудий труда. Из металла делались шлемы. Круглые и овальные кожаные щиты внутри покрывались бронзовыми пластинами. В XIV— XIII вв. до н. э. появились панцири и латы. Важнейшим микенским оружием были копье, меч и лук. Наиболее ранней формой наконечника копья была туфлевидная, однако чаще всего встречается листовидный длинный втульчатый наконечник, характерный для всего ПЭ.

В начале этого периода наиболее распространенной формой оружия была рапира с округлыми плечиками, коротким язычком для прикрепления рукояти и выпуклыми полосами вдоль всего лезвия посредине. Они найдены уже в шахтовых гробницах. Некоторые из рапир великолепно сделаны и украшены. Одновременно появились мечи с крестовидными плечиками. Кинжалы были короткими, обоюдоострыми; иногда они великолепно украшены. Наконечники стрел сначала делались из кремня или обсидиана, позже — из меди и бронзы.

Микенцам было известно много других ремесел: обработка камня, кожи, изготовление бус, ювелирных изделий и т. д.

Среди художественных ремесел важное место занимало изготовление фигурок животных (ослы, мулы, лошади, быки), схематичных женских фигурок. Нижняя часть женских статуэток изготовлялась в виде удлиненного (от 8 до 15 см) цилиндра. Вверху была головка, похожая на птичью. Отличались они торсом: у одних — дисковидным, у других — луновидным, у третьих — треугольным. Их делали из желтой или красной глины и расписывали коричневой краской.

Позднеэлладская стенная живопись очень плохо сохранилась. Однако фрагменты ее найдены в Тиринфе, Микенах и Фивах. На них изображены воины и запряженные в телеги кони, культовые сцены и различные орнаментальные мотивы. Изделия из золота, главным образом украшения, носят местный характер, хотя и отражают критские влияния. Своеобразны золотые маски, найденные в шахтовых гробницах, а также диадемы. Встречена золотая и серебряная посуда, украшенная рельефными сценами или инкрустацией.

Микенское общество, по-видимому, с XIII в. до н. э. страдало от внешних нападений и внутренних противоречий. Заметно ослабление его связей с Малой Азией, Египтом, Сирией. К концу века микенцы не могли более оказывать сопротивление дорийцам. Около 1200 г. до н. э. дорийцы разрушили дворцы и поселения в Пилосе, Микенах, Тиринфе и других центрах микенской культуры.

Крито-микенская культура лежала на пограничье великих цивилизаций Востока и варварского мира Европы. Ее можно назвать колыбелью европейской культуры. Из эгейской культуры развилась греческая, послужившая основой цивилизации Европы.


Кикладская культура


Бронзовый век континентальной и островной Греции (по Миллотт)

Элладская культура: 1 — амфсра, 2 ¦— кувшин с ручксй и округлым днем, 3 — пнфос, 4 — кинжал в ножнах (Микеиы, шахтовая гробница), 5 — биксиический сосуд на ножке, 6 — ваза с двумя ручками (канфар), 7 — голова быка (Микеиы), 8 — схема золотой диадемы (Микеиы, шахтовая гробница)

Кикладская культура: 9 — глиняная сковородка, 10 — аск, 11 — соусник

Кипр:              12 — сосуд на ножке, 13 — обисхоя, 14 — сосуд с придатком для держания

4 А. Л. Монгайт

3

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме Элладская культура:

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ
  2. 34. «Невежды» о теософии
  3. ПУТЬ КОЛЕСНИЦ
  4. 2 Эгейская (крито- микенская) культура
  5. юнзовый век Трои, Кикладских островов, Кипра
  6. Элладская культура
  7. Бронзовый век Средней Европы
  8. Бронзовый век западной части Евро
  9. Указатель археологических культур и этнических названи