<<
>>

Фестский диск

Вечером 3 июля 1908 года итальянский археолог Луиджи Пернье работал в одной из пристроек царского дворца в Фесте на острове Крит. Раскапывая очередной слой земли, он наткнулся рядом с глиняной табличкой, исписанной линейным письмом А, на таинственный предмет, как оказалось — единственный в своем роде.

Это был знаменитый Фестский диск, сделанный из прекрасной глины, по всей видимости, не критского происхождения. Диск не имел идеально правильной формы, диаметр его 15,8—16,5 сантиметра, толщина колеблется от 1,6 до 2,1 сантиметра. Сформован он без помощи гончарного круга и с обеих сторон покрыт рисуночными знаками, следующими друг за другом по спирали и объединенными в группы замкнутыми ячейками, а датируется приблизи- ?ельно среднеминойским периодом Ilf, то есть между 1700 и 1550 годами до н. э. Знаки (по крайней мере, большая часть их) были оттиснуты специальными штемпелями, всего их сорок пить Они представляют собой отчетливые фигуры человека и животных, их голов, рыбы и птиц, растений, зданий, корабля и

» Vk1* ^ J              >              v

?№2

Ритуальный сосуд с гравированным орнаментом с о. Сирое (так называемая кикладская сковорода).

Ритуальный сосуд с гравированным орнаментом с о. Сирое (так называемая кикладская сковорода).

2-я половина /// тыс. до н.э.

орудий труда. Ничего похожего на Крите никогда не находили (поэтому и появилась версия о том, что он завезен).

Н е уцелели диск отчистить от грязи, как ученые всего мира начали спорить о его происхождении, дешифровке и назначении. Нечто подобное происходило только в связи с Атлан- тидо шл.

П ер вым, как и положено по иерархии, высказался тогдашний руководитель археологических работ на Крите Артур Эванс. Он обратил внимание на убор из перьев, которым украшен один из знаков головы (№ 2) и который почти наверняка является элементом боевого шлема.

На этом основании Эванс сделал вы-

вод, что текст представляет собой победный гимн, вероятно, с оттенком культового характера

Другим ученым удалось пойти дальше: аналогичный головной убор они нашли на древнеегипетских изображениях филистимлян, однако представить удовлетворяющую всех дешифровку лишь на этом основании никому не удалось. Потом диску по очереди присваивали кипрское происхождение, ливийское (Северная Африка), ликийское, карийское, анатолийское (Малая Азия), даже семитское и праславянско-гиперборейское. Нашлись «знатоки», посчитавшие диск заветом последних атлантов и строителей Сфинкса. Однако ни от одного из этих предположений диск не стал более-менее читаемым и, следовательно, познаваемым.

Вот, для примера, как перевел диск с праславянского некто Г. Гриневич, по мнению которого «земля Крита хранит множество таких «информационных» дисков. .. Но, к сожалению, после того, как западными учеными было выяснено, что они натолкнулись в Европе на еще один древнейший очаг русско-славянской цивилизации, все поисковые работы были немедленно свернуты».

Сторона А

Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место — волю. За мощь его радейте.

Живы еще чада Ее (?), ведая, чьи они в этом мире божьем.

Сторона Б

Будем опять жить. Будет служение богу Будет все в прошлом — забудем, кто мы есть. Где вы побудете, чада будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есто — забудем, кто есть. Что считать, господи1 Рысиюния (видимо, Россия?) чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься (это точно!). Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рыси- чи, что для вас почести; в кудрях шлемы; разговоры о вас

Не есть еще, будем ее мы (?), в этом мире божьем.

По приведенному бреду вполне можно представить и аналогичные попытки дешифровки.

Основная причина загадки Фестского диска кроется не в 6еос1^1л ии современных дешифровщиков (и не такие ребусы приходилось разгадывать!), а в краткости текста и его «моно- пол ьности», которые вполне допускают, что здесь представлены на все знаки соответствующей системы письма. Известные на се го дняшний день бол ее сотни попыток дешифровки только убедил %л серьезных ученых, что текст невозможно расшифровать из-за отсутствия каких-либо точек опоры и для истории письма, он будет бесполезен до тех пор, пока остается уникальным. "Ученые не смогли договориться даже о том, как его читать по сп мрали: с края к центру или из центра к краю.

Но нижеприведенное мнение — крайне пессимистическое. Все-таки некоторые отправные точки к дешифровке существуют. Колите ство знаков в отдельных словах (предполагают, что в каждой я чейке отдельное ело во, но и это оспаривается) колеблется от двух до пяти. По анало гии с другими древними письменностями можно предполагать», что знаки должны носить преимуществен но слоговой характе р. Знак «голова с гребнем» всегда стоит в конце слова, из чего следует, что письмо должно было различать падежи. Поиск языка, на котором составлен текст, логичнее всего ограничить Средиземноморским бассейном. Сама. lt;gt;ормазнаков говормт очень много об авторах письма Этот народд имел опыт в мореходстве, сельском хозяйстве и скотоводстве, знал гончарное и военное дело (о последнем свидетельствует «фигурка со связанн ыми руками и головой с гребнем). Опираясь» на эти и другие очевидные факты, болгарский ученый Иванов перевел Фестский аиск с древнелувийского языка. На сегод.н яшний день его дешиифровка считается наиболее приемлемо й lt;во всяком случае, она имеет своих сторонников), поэтому приведем ее полностью.

Сторона А

1Сопца Яра отправился в поход на Лилимува, когда отправился и h-tamp; успел, Ярамува его устранил, прогнал своего любимца, и он сamp;м уничтожил Лили мува Тархумува решил относительно Яра, чтобы он ушел на отдых. Тархумува был в плохих отношениях с этим Лилимувой.

Тархумува решил относительно Яра, чтобл=gt;1 он отдыхал (ушел на отдых) во дворце Он (Тархумува) напал *ча границу области Сандапия. Апипумува убежал. Упара- мува встречает меня, разгневанный из-за своих интересов, од-

нако Рунда применил насилие и отразил его. Сармасу удалился к Ярамува.

Сторона Б

Сарма обдумывает и свободно готовит свой план: он натравливает Илион (Троя) его подстрекает, однако я берегусь. Сарма, разгневанный на Эфес, принял решение в свою пользу: Илион его подстрекает Сармасу освободился, пришел и применил насилие. Илион его поощряет Для унижения Ярину он отправился вЯлисос, наложил тяжелую дань, однако проявил снисхождение, взял ему глаза и удалился в Газену. Однако Яра гневается из-за унижения. Яра собрал урожай, обеспечил мне счастливое пребывание и клянется, что не будет создавать неприятностей, так как это не в его интересах.

Сандатимува.

На первый взгляд здесь все логично Упоминаемые города Ялисос (на острове Родос), Эфес, Илион и Газена (в Малой Азии)

/о -

' 1

т*

//

* 0

" оgt;

и $

©

'2 ©

г

3S W

я

к

” R

й

* Ш

" 1

* ?gt;

* 0

в

" ь

13

- j)

0

- \

25 \=J

j+ е

« А

" 0

* 1

-1gt;

amp;

* У

” ft

” V

ы 1

Знаки, изображенные на фестском диске

извести fai истории и археологии.

Вот только действующие персонажи ни о чем не говорят. Но и это вполне можно объяснить, умитыв» -я прошедшие времена. Перед нами секретное послание в-ла^дыке Крита, написанное специально изобретенным шрифто то есть первый шпионский отчет и первая шифровка, а некий Сандатимува — первый известный истории Штирлиц. 0amp; этом говорят и знаки, выдавленные штемпелями, на кото рьыж: могло стоять и истинное значение знака.

Но ьш «стораживает другое. Почему переписка с критским царем вел ^юь на «экзотическом» языке? Почему автор письма не попри в^^тствовал адресата, как тогда требовалось? И зачем ему понащоСЗилось писать по спмрали, если только и в этом не крылась» ksicl^-to информация? Настораживает и характер расположен ия зgt; шчаков: автор как будто заранее знал, сколько их будет и где рас!—юложить каждый. Не осталось ни свободного места, ни скученн остизнаковвконце. Зто не может не навести на размышления о -«шаблонности» документа. К тому же Фестский диск вовсе не ед «лиственный, как примято думать. Похожая табличка (правда, евин цовая) со спиралевидной надписью обнаружена в Маль- яно. Н ак—1исана она на этрусс ком языке, который тоже до сих пор не деиии^фрован, в VI веке до н.э. Текст ее состоит примерно из 70 слов , атекстФестского диска — из 61 (если считать в каждой ячейке в—io слову). К этому можно добавить, что в момент появления              »lt;а              критяне были владыками моря, а в момент появления

табли*чк^ м этруски-тиррены — самыми знаменитыми пиратами. Уж не с^зязано ли их появление с культом морского божества?

Пе|gt; «несемся на Север. Здесь в 111—11 тысячелетиях до н.э. вдруг п оявились спиральные лабиринты, выложенные из камней . Оа «бенно много их в районе Белого моря, но встречаются они и в «Финляндии, и в Норвегии, и в Англии, и в Дании, и в Герман гл1У\у шл в Швеции. И всегда на берегу моря или фьорда. Иногда о hi^i ^расположены поодиночке, иногда группами, образуя полукруг; Ежутри которого сложены каменные кучи Раньше создателями их считали друидов э гномов и троллей.

Теперь потомки поможет» в и рыбаки Балтики о назначении лабиринтов ничего сказать» не могут, хотя по мере сил пекутся об их сохранности (помор ы, например, считазот, что лабиринты построил Пугачев).

^личия между каменными лабиринтами есть, но весьма незмам1^тельные. Если двигаться по спирали вдоль каменных стен, то н епр» еменно попадешь в центр, из которого уже не будет вы-

ФестскиЙ диск. Лицевая сторона

ФестскиЙ диск. Лицевая сторона

хода* Центр обычно обозначен горкой камней или одним крупным камнем, вполне способным служить алтарем. А. Никитин так описывает свои впечатления от лабиринта на Большом Заяцком острове: «Я увидел перед собой лежащие полукругом гигантские, более 30 м в диаметре, каменные спирали, поросшие вереском и ягодником. Они были сложены не из отдельных камней, а из щебня и гальки, включая более крупные валуны, поднимались над землей иногда до полуметра и своими плавными изгибами как бы вбирали, втягивали в себя (курсив авторов) взгляд человека. Внутри этого полукруга находились и другие каменные сооружения: черные от многократно возрождавшегося и отмиравшего лишайника каменные курганы, поставленные на ребро валуны, образующие каменные ящики-дольмены».

О              назначении лабиринтов ученые высказывались не раз* Русский историк Д. Святский видел в них закодированную проекцию блуждания Солнца по полярному небу. Но почему тогда лабиринты расположены на берегу, а не на горе или холме, где были бы более уместны для культа Солнца. Н. Виноградов —

Фестский диск. Оборотная сторона

Фестский диск. Оборотная сторона

узник Соловецкого лагеря —считал, что лабиринты —это жертвенники или гигантские алтари, связанные с миром мертвых. По спирали должны были двигаться души умерших, чтобы потерять ориентировку и не вернуться в мир живых. Возможно, центр лабиринта рассматривался как вход в потусторонний мир. Похож:ую точку зрения высказал и археолог А. Куратов, раскопавший одну из каменных куч лабиринта и обнаруживший под ней еице не до конца истлевший обломок обожженной человеческой кости. В советское время под влиянием материализма высказали совсем бредовое предположение, что лабиринты являлись моделями рыболовных ловушек. Они напоминали рыбакам , как при отливе строить на обнаженном морском дне ла~ биринт из ветвей и кольев, в который попадет рыба. Но даже тогда никто не сумел объяснить, зачем создавать так много моделей и можно ли столь пренебрежительно относиться к умственным способностям рыб?

Между тем от взглядов исследователей ускользнул один очень древний обычай, пережитки которого сохранились даже

до наших дней (хотя бы в знаменитом девизе «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»). Суть его довольно жестока: нельзя протягивать руку утопающему, потому что он уже добыча морского духа, которую тот сам себе и выбрал. Отбирать жертву — зто безрассудный вызов божеству, и это вряд ли будет прощено: либо рыба уйдет из сетей, либо сам потонешь. Литературный пример этого пережитка встречается в романе «Пират» Вальтера Скотта. Жители Шетландских островов смотрят на героя, спасающего из волн человека, как на сумасшедшего, и предупреждают, что спасенный обязательно принесет герою беду. Так оно и происходит по сюжету. Аналогичный обычай академик Крашенинников обнаружил у камчадалов: спаситель утопающего — непременно утонет. Если же несчастный выберется на берег сам, он превращается в изгоя: никто не пустит его в дом, не накормит, не положит под бок своей жены по закону гостеприимства. Уже совсем недавно чукча, бросивший русскому товарищу круг, умолял не рассказывать об этом его соплеменникам. Подобное поверие было распространено среди английских и французских матросов, среди дунайских и днепровских лодочников и даже за пределами Европы.

Но при чем тут каменные лабиринты? Ответ долго искать не надо. Чего могли опасаться первые мореходы? Против чего, кроме бурь, были бессильны их суденышки? Против морских водоворотов. Постройка подобных на берегу, по мысли древнего человека, должна рассматриваться как оказание себе помощи заранее. Этот раздел первобытной магии хорошо изучен. Скажем, чтобы охота была удачной, надо перед ней бросить копье в нарисованного на стене пещеры медведя. Чтобы спасти себя от водоворота, надо пройти по его спиралям до выхода в море и как бы «застраховать» себя у морского бога. Этим можно объяснить нахождение человеческих останков внутри лабиринтов: это утопленники, вынесенные морем на берег Более идеального места для их захоронения и придумать нельзя. Вполне возможно, что с переходом от магии к религии лабиринты и в самом деле оказались алтарями, на которых приносились жертвы морскому богу, возможно, и человеческие, на что недвусмысленно указывает миф о Тезее.

Правда, Балтику и Средиземноморье разделяет, казалось бы, непреодолимое расстояние для 111—11 тысячелетий, тем не менее рассматривать северные лабиринты и известные критс-

кие события в одном контексте можно, потому что расстояние было преодолимо. Об этом говорят не только походы Аполлона и Геракла в далекую Гиперборею (последний даже умудрился найти в тундре священное оливковое дерево и посадить его в Олимпии, «Россия — родина маслин!»), не только приезд на священный остров Делос гиперборейских девушек, не только находки балтийского янтаря в слоях III тысячелетия островной Греции, но и «повальное» увлечение спиралевидным орнаментом на кераглике и женских украшениях того времени, пришед-


6

Вверху — свинцовая табличка из Малья но.

Вверху — свинцовая табличка из Малья но.

Тексет расположен по спирали: а — лицевая сторона; б — оборотная; внизу — бронзовая пвчень из Пьяченцы

шие со средиземноморских островов и побережья Малой Азии (наиболее примечателен здесь ритуальный сосуд с острова Скирос, так называемая кикладская сковорода второй половины III тысячелетия до н.э., на которой изображен 30-весельный корабль в круговороте 55 морских лабиринтов), В пользу оживленных связей между севером и югом говорит также то, что спиралевидный орнамент был очень популярным в культуре Трипо- лья, представители которой обосновались посреди будущего пути «из варяг в греки».

Так чем же являлся Фестский диск? Как это ни парадоксально прозвучит, скорее всего, — жертвенной лепешкой морскому богу. В пользу этой версии говорит и штемпельный характер текста (вероятно, заготовка для неграмотных), и спиралевидный тип надписи. В том, что лепешка из глины, тоже нет ничего удивительного: в древности, если ты не мог пожертвовать богу, скажем, быка, то его подменяли фигуркой, вылепленной из теста. Если и на тесто не оказывалось денег, вполне подходила и глина. Главное, чтоб от чистого сердца, богам жертвовали и меньшие дары: например, подросшие дети — ставшие ненужными игрушки, а юноши и девушки — прядь волос. Так что в Фестс- ком диске, скорее всего, следует видеть шаблонный молитвенный текст владельцу лабиринта. Если текст этот и в самом деле зашифрован криптограммой — это значит, что на Крите уже в те времена существовала каста посвященных жрецов, которым только и дозволялось упоминать имя божье не всуе. Владельцем лабиринта мог быть только Зевс (само слово «лабиринт» происходит от «лабрис», обоюдоострой секиры, священного оружия Зевса).

Согласно мифу, Зевс в образе быка привез на Крит Европу, где та родила, помимо прочих детей, Миноса — царя Крита. Однажды Минос попросил отца подарить быка, которого он (Ми- нос) отцу в жертву и принесет. Зевс внял мольбам, и из моря вышел бык. Он был до того прекрасен, что Минос заменил его другим. Это совсем не понравилось Зевсу, и он наслал противоестественную страсть жены Миноса Пасифаи к своему подарку. В результате родился Минотавр, которого посадили в лабиринт, построенный Дедалом. Тезей, сын Эгея, а на самом деле Посейдона, взялся убить Минотавра. Собственно, уже это указывает на борьбу братьев *— Зевса и Посейдона — за обладание морем. Заметим, что по логике мифов Тезею, царевичу

A(J^hh, обязана была бы помогать Афина, однако она в этой ис- тории не фигурирует. Дальнейшее известно из школьной про- rpamp;tsst мы: Тезей взял у Ариадны клубок, убил Минотавра и благополучно выбрался на волю. После такого поступка критяне ут- ратк1ли свое господство на море, а Дедала с сыном посадили в лабиринт, из которого те чудесным образом улетели. Удивляет тольgt;ко, как Дедал, построивший этот каменный мешок, не сумел самостоятельно из него выбраться.

Археологи долго искали хоть какие-нибудь следы сооружение, которое можно было отождествить с лабиринтом, но ничего не нашли Пытались отождествить с лабиринтом дворец в Кноссе, раскопанный А. Эвансом. Это и в самом деле грандиозно е сооружение, однако построено оно по классическим греческим канонам: огромный внутренний двор, вокруг которого расп олэгалисьжилые и хозяйственные постройки. Даже Гомер выбрался бы из этого «лабиринта» без провожатого.

Но, может быть, критский лабиринт надо искать не на земле Прелставим себе, что рядом с какой-нибудь скалой была геоло- гич еокая аномалия: периодически или постоянно здесь возникали водовороты, которые уничтожали все живое, попадавшее в ник. Естественно, они должны были вызывать суеверный ужас и требовали соответствующих жертв для собственного усмирения, естественно, надне водоворотов обитал злой и страшный дух (в наше? м случае — Минотавр), умилостивить которого собой и должен был Тезей. Однако последнему такое решение Миноса при- шлооь не по душе, о чем он честно сказал. Но Минос возразил, есл и Тезей на самом деле сы н Посе щона, то бояться ему совер- шенн о нечего, так как Зе вс его в беде не бросит. Тем не менее Тезем, не слишком рассчитывая на отца, привязал себя канатом или веревкой, принесенной Ариадной, к какому-нибудь дереву или о€gt; логику скалы, после чего уже смело прыгнул в водоворот. Bno-nt-ie возможно, что мысль о канате подсказал Тезею Дедал, ведь он тоже был афинянином. За это он чуть не поплатился, но ему уедалось бежать, причем тоже по морю, а не по воздуху. Уже в IV вексе до н э сами греки не верили в то, что Дедал мог летать как птица. Ралефатоб этом писал «Дедал не летал на крыльях, а каз^ьп ся летящим преследователям, так как челне раздутыми па- pyc^Lis^in мчался при сильно дующем ветре».

Крит -—одна из самых сейсмически неустойчивых зон на земле. Вполне вероятно, что после очередного смещения зем-

ной коры природный лабиринт перестал существовать, а вся история борьбы Афин с Критом за морское господство вылилась п миф, настолько живучий, что и через две тысячи лет на монетах Крита изображали лабиринт в своей классической спиралевидной форме, а не каким-то подземным или наземным сооружением со множеством проходных комнат и тупиков

Ныне загадочный Фестский диск хранится в музее города Ираклейон и по-прежнему ждет того, кто сможет открыть его гайну.

<< | >>
Источник: Бацалев В.В., Варакин А.С.. Тайны великих раскопок. 2006

Еще по теме Фестский диск:

  1. В. А. Зеленевский СЛАВЯНО-РУССЫ в ДОХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ
  2. ТАИНСТВЕННЫЕ КОЛОССЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
  3. НАРОДЫ МОРЯ
  4. ЗАГАДКА ЯЗЫКА ГУАНЧЕЙ
  5. Фестский диск
  6. 3.3. Магия и религия