<<
>>

В.              В. ГЕНИНГ, В. Ф. ГЕНИНГ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ ОРИЕНТИРОВОК ПОГРЕБЕННЫХ ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА


Одним из важнейших признаков, характеризующих погребальный обряд, является ориентировка умерших по сторонам горизонта, которая при раскопках фиксируется достаточно точно с помощью компаса (магнитное направление).
Но в большинстве случаев в отчетах и публикациях используют более обобщенные восемь ориентировок — четыре основных направления (север, восток, юг, запад) и четыре промежуточных (северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад). Ориентировка используется археологами как один из главных показателей при классификации погребального обряда и вычленении разных археологических культур.
Ориентировка умерших, судя по этнографическим материалам, играла у древних народов важную роль в представлениях, связанных со смертью и погребением умершего. Всюду этнографией подтверждается строгая определенность ориентировки умерших, что связано с каким-то определенным каноном (Поляков, Черемных, 1975; Дьяконова, 1975; Алексеев, 1980).
Однако при археологических раскопках почти никогда не встречаются памятники, в которых умершие были бы ориентированы только по одному из восьми направлений [§§§§], например только на север или только на северо-восток. Обычно определение ориентировок умерших варьируется вокруг одного какого-либо наиболее массового направления или даже наблюдается большой разброс в ориентировках. В качестве примера приведем распределение ориентировок умерших в нескольких группах погребений с территории катакомбной и срубной археологических культур (табл. I). Таких примеров можно привести множество, и хотя в срубных погребениях можно выделить одно из направлений по наибольшему количеству случаев, остальные направления также весьма представительны.
Если стороны горизонта играли важную роль в положении умершего (Дьяконова, 1975), то как объяснить столь большое разнообразие

Ориентировка погребенных
с СВ | В юв ю | юз 3 1 сз

Группы погребений

Всего
погребе
нных />

Катакомбные погребения Северного Крыма 24              21              19              23              19              24              19              25              174
Катакомбные погребения р. Молочной              12              25              15              12              20              14              8              6              112
Срубные погребения
Никополыцины              8              16              36              10              6              4              16              7              101
Срубные погребения
р. Ингул              1              10              23              4              12              1              9              4              64
в обряде практически каждой археологической культуры? Может также возникнуть вопрос о целесообразности столь дробной фиксации археологами ориентировок погребенных и* правомерности использования этих данных в дальнейшей работе.
Вряд ли можно предположить, что древние могли определять стороны света с такой большой точностью и придавать незначительным вариациям существенное значение.
Все это наводит на мысль о необходимости исследования системы определения сторон горизонта, которыми пользовались в древности. При этом возникает ряд дополнительных вопросов, которые требуют особого рассмотрения; среди них отметим, в первую очередь, следующие: действительно ли положение умершего в определенном направлении по отношению к сторонам света имело решающее значение в погребальном обряде? Как в древности определялись стороны горизонта? Чем объяснить разнообразие ориентировок погребенных, фиксируемое при археологических раскопках?
Этнографы отмечают, что практически в верованиях всех народов существует представление о том, что человек, вернее его душа, после смерти переселяется и продолжает существование в другом, загробном мире. Причем расположение, точнее направление этого мира, всегда строго определено, обычно по отношению к сторонам света. Считалось, что душа умершего не остается на месте погребения (Алексеев, 1980) и для ее перехода в другой мир нужны специальные действия со стороны живых, чтобы помочь ей переселиться, иначе она может принести вред живым. Одно из таких действий, возможно, заключалось в том, чтобы указать ей путь в потусторонний мир, сориентировав тело в определенном направлении (ногами в сторону «дороги», или чтобы видеть «путь» в потусторонний мир) или же сориентировав выход из погребального сооружения (например, дромос, проход в кольцевой канаве кургана).
Если все это имело существенное значение при совершении погребального обряда, то каким образом могли в древности определять то или иное направление сторон света? Один из наиболее простых и древних способов — это определение сторон горизонта по движению /-•/"»тттттга 'rpvr бппрр что движение солнца у многих народов связано с

./ /иО\
"**¦ »v70"'
—HCLSf—co-H
поздн осень ран весна
I
7г—¦—
W              Ю9*0в'




астрономические циклы времен года; б «= календарные циклы времен года.


представлениями о жизни и смерти человека: солнце уходит в потусторонний мир и умерший должен уйти туда же.
Определить стороны горизонта по солнцу достаточно просто по тпчкям его иогхоля и 'чяхопя. Опняко положение этих точек вапьиоует-

Широта (с. ш.)


Заход



Восход


Ориентировочные пункты наблюдения

летнее солнцестояние

зимнее солнцестояние

летнее солнцестояние

зимнее солнцестояние

40°

Ереван, Бухара

со
о
о
ОО

238°

42'

сл
00
о

42'

121°

18'

45э

Устье Дуная, Симферополь, Кызыл-Орда, Владивосток

СО
о
о
СП

235°

45'

55°

45'

124°

15'

сл
о
о

Львов, Киев, Камышин, Караганда, Благовещенск

СО
о
ОО
СП

231°

45'

51°

45'

128"

15'

551

Вильнюс, Москва, Омск, Красноярск

313° 56'

226°

05'

46°

02'

СО
СО
о

58'

60°

Ленинград, Соликамск, Сургут, Олекминск

322° 44'

217°

16'

37°

16'

142°

44'

Таблица составлена старшим научным сотрудником Главной астрономической обсерватории АН УССР, кандидатом физико-математических наук Л. Ф. Пугач.
Примечание. Отсчет градусов ведется от Севера = 0 до 360°, как принято в практике работы археологов.


наблюдения. Может быть, в этом и заключается суть разнообразия ориентировок, фиксируемых археологами? При наличии у древнего населения одной или нескольких основных традиций в ориентировке умерших по сторонам света археологами будут фиксироваться значительные отклонения от основного направления. Если определяют сторону горизонта, допустим, «восток» по точке восхода солнца, то происходит следующее: солнце восходит точно на востоке только 21 марта и 23 сентября, все остальное время восход и заход солнца имеют смещения от оси восток — запад. Так, например, для широты г. Киева (примерно 50° с. ш.) в момент летнего солнцестояния 22 июня точка восхода солнца будет находиться в направлении 51° 45', а зимнего солнцестояния 22 декабря — 128° 15' [*****]. Следовательно, в течение различных времен года смещение точек восхода солнца для широты г. Киева составляет 76° 30' или, как определяют археологи, от направления северо-восток до направления восток и юго-восток (рис. 1).
По нашей просьбе астроном А. Ф. Пугач произвел вычисления и составил таблицу азимутов точек восхода и захода солнца в период летнего и зимнего солнцестояния для нескольких широт северного полушария (табл. II).
Учитывая явления, связанные с отклонением точки восхода и захода солнца в различные времена года, можно составить матрицу (табл. III), корректирующую фактические, магнитные, ориентировки положения скелетов в зависимости от определенных традиций той или иной групп населения. Так, например, если в какой-то группе населения был распространен обычай хоронить умерших головой к заходу

Традиция в ориентации (направление положения головы погребенных)

Определение стороны горизонта по заходу солнца

Общее количество погребенных

Определение стороны горизонта по восходу солнца

Магнитная ориентировка костяка

Количество погребенных зимой и весной

Количество погребенных зимой и весной

Магнитная ориентировка костяка

лето

осень

зима

весна

лето

осень

зима

весна

Север

СВ

с

СЗ

С




СЗ

с

СВ

С

Восток

юв

в

СВ

В




СВ

в

юв

в

Юг

юз

ю

ЮВ

ю




юв

ю

юз

ю

Запад

сз

3

юз

3




юз

3

сз

3


солнца — на запад, то это соответствует магнитному положению запада только весной и осенью, а летом это было направление на северо- запад, а зимой — на юго-запад.
Очевидно, следует допустить, что древние знали четыре основных ориентировки, т. е. восход, заход, полдень, полночь, соответствовавшие востоку, западу, югу и северу. Следовательно, все промежуточные ориентировки, учитываемые археологами, являются ни чем иным, как отклонениями, связанными со смещениями точек восхода и захода солнца, по которым определялись стороны горизонта в разные времена года.
В матрице-определителе учтены возможные сезонные отклонения каждой из сторон горизонта при определении их по сторонам захода и восхода солнца. Как видно все промежуточные направления повторяются и могут относиться к разным основным направлениям. Кроме того, есть два возможных варианта определения ориентировки: по точке восхода или по точке захода солнца.
Уже судя по таблице III, здесь немало повторяющихся ситуаций, которые не позволяют получить однозначный результат. Поэтому необходимо ввести ещё один корректирующий показатель.
Таким корректирующим показателем может быть следующее условие, принимаемое как правило. Замечено, что наибольшая смертность приходится на зиму и весну. В матрицу-определитель специально введена графа, которая при данной традиции в ориентировке учитывает количество погребенных, приходящихся на зимнее и весеннее время. Эта графа, а также графа общего возможного количества погребенных с данной ориентировкой, должны играть решающую роль при определении господствующей традиции в ориентировке или ориентировках умерших. Возможность использования таблицы-определителя рассмотрим на примере ста ямных погребений Северного Крыма (табл. IV), графы которой заполнены согласно данным матрицы-определителя (табл. III).
В данном случае выделяются своей представительностью две ори-
              — I                                          С              А              Т              ?              ОЛ              ЛП1И!ОЛп\              ТПм/              _

Традиция в ориентировке (направление положения головы погребенных)

Определение стороны горизонта по заходу солнца

Общее количество погребенных

Определение стороны горизонта по восходу солнца

Магнитная ориентировка погребенных

Количество погребенных зимой и весной

Количество погребенных зимой и весной

Магнитная ориентировка погребенных

лето

осень

зима

весна

лето

осень
/>зима
весна

Север

42

(5)

3

5

8

50

47

3

(5)

42

5

Восток

13

25

42

25

67

80

38

42

(25)

13

25

Юг

4

(5)

13

5

18

22

9

13

(5)

14

5

Запад

3

(3)

4

3

7

10

6

4

(3)

3

3

* Исходные данные по ориентировке: С — 5 В — 25 Ю — 5              3 — 3
СВ — 42 ЮВ — 13 ЮЗ — 4 С 3— 3


ловине таблицы дано соотношение погребенных по восьми ориентировкам, если стороны горизонта определялись по точке захода солнца. На северную ориентировку с учетом всех возможных отклонений падает 50 погребений из 100, но при этом на зимне-весенний сезон приходится всего восемь погребений. Восточная ориентировка со всеми возможными отклонениями содержит 80 погребений из 100 и при этом 67 погребений из 80 попадают на зимне-весенний сезон, причем больше всего именно на зиму — 42. Таким образом, наиболее вероятно, что если древнее население Северного Крыма определяло стороны горизонта по точке захода солнца, то основной традицией в погребальном обряде была ориентировка умерших головой на восток. Но это направление фактически связано с восходом солнца, а определялось оно в действительности по противоположной стороне — заходу солнца. А, может быть, положение скелета определялось не по положению головы, как мы это фиксируем сейчас, а по положению ног, тогда все соответствовало действительности.
В правой стороне таблицы IV. приведен другой вариант, когда стороны горизонта определяются по точке восхода солнца. В таком случае из 50 возможных погребений с северной ориентировкой 47 погребений приходится на зимне-весенний период, а из 80 погребений с восточной ориентировкой на эти же сезоны — 38 погребений. Можно было бы предположить равнозначность двух этих ориентировок, но бросается в глаза некоторое несоответствие: погребений с собственно северной ориентировкой только пять (весна, осень), а большинство — 42 — относится к северо-восточной (зима) ориентировке, которая может быть также вариантом отклонения от восточной ориентировки в летнее время, но в то же время погребений с собственно восточной ориентировкой — 25. В данном случае, очевидно, следует предпочесть как основную традицию восточную ориентировку. Но, —              гпттчпнтя пппелелялись по точке восхода

Традиция в ориентировке (направление положения головы погребенных)

Определение стороны горизонта по заходу солнца

Общее количество погребенных

Определение стороны горизонта по восходу солнца

Магнитная ориентировка погребенных

Количество погребенных зимой и весной

Количество погребенных зимой и весной

Магнитная ориентировка погребенных

лето

осень

зима

весна

лето

осень

зима

весна

Север

31

(3)


3

3

34

34


(3)

31

3

Восток

И

(25)

31

25

56

67

36

31

(25)

11

25

Юг

4

(2)

11

2

13

17

6

11

(2)

4

2

Запад


(3)

4

3

7

7

3

4

(3)


3
/>* Исходные данные по ориентировке;
с — 3 В — 25              10              — 2              3              — 3
СВ — 31 ЮВ — 11 103 — 4 СЗ


солнца, то проявляется новое несоответствие. Количество умерших летом (42) превышает количество смертности зимой и весной (38).
Исходя из изложенного, можно заключить, что в традиции древнего населения Северного Крыма было определение сторон света по точке захода солнца и хоронить своих умерших, ориентируя их ногами на запад (головами на восток), конечно, при известном количестве исключений из этого правила, когда ориентировали умерших головой в других направлениях.
Рассмотрим еще одну группу ямных погребений из Южной Херсонщины в районе Каховки (табл. V). Опять по наибольшему числу погребений со всеми возможными отклонениями выделяются северная и восточная ориентировки — 34 и 67 погребений соответственно. Если стороны света определялись по точке восхода солнца, то на северную ориентировку в период зимы — весны приходится 34 погребения из 34 возможных, что маловероятно, а в восточную ориентировку в зимне-весенний период — 36 погребений из 67 возможных. Остальные ориентировки немногочисленны.
Если стороны горизонта определялись по точке захода солнца, то на зимне-весенний сезон попадает в северной ориентировке лишь три погребения, а в восточной — 56 погребений из 67. Следовательно, с полным правом можно считать восточную ориентировку основной традицией как по общему количеству возможных случаев, так и по количеству погребений с собственно восточной ориентировкой. Кроме того, маловероятно, чтобы при господствующей традиции северной ориентировки ни один человек не был бы захоронен летом. Таким образом, мы можем констатировать здесь ту же тенденцию, что и в Северном Крыму: стороны горизонта определялись по точке захода солнца, а господствующей традицией в ориентировке была восточная, или, точнее, в сторону, противоположную точке захода солнца, на мнимый восход.
Предложенная матрица-определитель древней ориентировки умер-



Восток (по восходу солнца)


Время года астрономическое (рис. 1а)
Лето (8.V—5.VIII)              289°              08'—308°              15'              51°              45'—70° 52'
Начало осени (5.VIII—22.IX)              270°              00'—289°              08'              70°              52'—90° 00'
Конец весны (21.111—8.V)
Конец осени (23.IX-6.XI)              250°              52'—270°              00'              90°              00'—109° 08'
Начало весны (5.II—21.III)
Зима (6.XI— 5.II)              231°              45'—250°              52'              109°              08'—128° 15'
Время года календарное (рис. 16)
Начало лета (1 .VI—15.VII)              299°              12'—308°              15'              51°              45'—61° 08'
Конец лета (16.VII—31 .VIII)              279°              18'—299°              12'              61°              08'—81° 51'
Конец весны (16.IV—30.V)
Начало осени (1.IX—15.Х)              261°              51'—279° 18'              81°              51'—99° 18''
Начало весны (1 .III—15.IV)
Конец осени (15.Х—30.XI)              241°              08'—261°              5Г              99°              18'—119° 12'
Конец зимы (15.1—29.11)
Начало зимы (1.XII—15.1)              231°              45'—241°              08'              119°              12'—128° 15'
Примечание. Прн расчете времен года по календарю весна (март — май) находятся пс восходу в пределах 61° 08'—99° 18' и осень (сентябрь — ноябрь) соответственно 81° 51'—119° 12', следовательно, совпадений (от 81° 5Г до 99 °18') всего 17° 27' из общего размаха 58° 04'.
ших для определения сторон света по точкам захода и восхода солнца может помочь археологам среди разнообразия фиксируемых при исследовании магнитных ориентировок более четко классифицировать один из важнейших признаков погребального обряда, выделить из всего разнообразия основную традицию или несколько традиций в принципах ориентировки умерших.
Основную матрицу-определитель можно дополнить еще одной таблицей, в которой для каждого конкретного пункта наблюдения следует вычислить направления сторон света в градусах в различные времена года. Поскольку астрономические и календарные циклы времен года значительно различаются между собой, постольку может быть два варианта распределения ориентировок: по астрономическим и календарным циклам. Причем, если в астрономическом варианте шесть циклов, то в календарном их восемь. Сходства и различия этих вариантов наглядно видны по таблице VI и рис. 1.
Достаточно точная фиксация магнитного направления сторон горизонта поможет не только реконструировать древние обычаи, но и выявить немало других интересных явлений демографического характера и связанных с религией.
Естественно, что определение сторон света и соответственно ориентировка по ним умерших не может исчерпывать всего разнообразия принципов ориентировки умерших. Но и здесь матрица-определитель (табл. 3) может оказать большую помощь. В качестве такого примера приведем ямные погребения на р. Ингул (табл. VII).

Определение стороны горизонта по заходу солнца
Определение стороны горизонта по восходу солнца




40



36

26



23

20


'320* 310° 300• 2900 280', 270* 260° 250' 2400              220* 2109
Рис. 2. Диаграмма распределения количества погребенных в пределах западной ориентировки в Танкеевском могильнике (482 погребения).
ориентировки умерших при определении сторон горизонта по заходу солнца (482 погребения). Северная и южная традиции в ориентировке исключаются полностью, поскольку здесь отсутствуют захоронения людей, умерших осенью и весной, что маловероятно.
Довольно значительную группу (70 погребений) относят к традиции с восточной ориентировкой умерших при определении сторон горизонта по заходу солнца.
Массив с западной ориентировкой при перенесении на гистограмму дает картину нормального распределения (рис. 2). Эту гистрограмму разделим на циклы согласно положения Танкеевского могильника. Памятник находится несколько южнее г. Казани, на широте около 55° с. ш., где точка летнего солнцестояния равна 313° 56' и зимнего — 226° 05' (см. табл. 2). В эту амплитуду и попадает основная масса погребений с западной ориентировкой (рис. 2). Летний цикл (291° 59'—313° 56') содержит семь погребений, что составляет всего 1,45 %всех захоронений, а зимний (226° 65'—248° 03') — 146 погребений,

или 30,3 % всех захоронений. Остальная масса погребений — 329 (68, 25 %) расположены в ориентировках, которые включают циклы осени и весны. Пик смертности по распределению приходится на 260° ± ± 15°. Для того, чтобы представить всю динамику распределения по цичлам, необходимо разделить именно этот массив. В этом вся трудность решения задачи. Если допустить, что весенний и осенний циклы содержали одинаковое количество погребений (329 : 2 ^ 165), то годовой цикл будет выглядеть следующим образом: осень — 165; зима — 146; весна — 164; лето — 7. Подобное двухвершинное распределение, причем с резким спадом в правой части (лето), маловероятно и противоречит имеюиимся этнографическим и демографическим данным о том, что осенью смертность сравнительно невелика. Этому будет противоречить и распределение гистограммы (рис. 2). Действительно, цикл осень — весна в своей левой половине (275°—290°), соответствующей концу весны и началу осени, содержит всего 57 погребений, в то время как правая половина (от пика 270° = 53 погребениям) включает 219 погребений, что соответствует времени ранней весны (5 февраля — 21 марта) и поздней осени (21 сентября — 6 ноября). Аналогичную картину дает и зимний цикл, с той лишь разницей, что здесь наименьшую часть содержит середина зимы — ориентировки до 235° = 42 погребениям.
Таким образом, весь годовой цикл приобретает следующий вид:
Лето              Осень              Зима              Весна
иача-              сере-              нача-              серс-              нача-              сере-              нача-              серело              дина конец ло              дина конец ло              дина конец ло              дина конец
3              2              2              67              53              219              ?              42              ?              219              53              57
7              329              146              329
Выделенные цифры следует разделить между соответствующими подразделениями. Уже в данном предварительном распределении видно, что основная масса погребенных — 219 — примыкает к зимнему циклу, а это соответствует концу осени или началу весны. При этом необходимо опираться на принятую нами посылку: наиболее неблагоприятное для людей время — зима — весна отличалось повышенной смертностью. Тогда в разделении погребений смешанных циклов — осень — весна осенний цикл должен содержать меньшее количество, а весенний — большее.
В расписанных выше подгруппах можно условно видеть отдельные месяцы, а для реконструкции годичного ряда возьмем вначале распределение от лета (всего 7, которые условно разделены: 3—2—2) до зимы (где из 146 на середину падает 42). От 2—3 до 42 распределение должно проходить по нарастающей, не имеющей в середине каких- либо спадов:
Лето              Осень              Знма
нача-              сере-              нача-              сере-              нача-              серело              днна              конец              ло              дина              конец              ло              дина              конец
3              2              2              5              8              12              24              42              80
Подобное распределение вполне логично как с содержательной, так и формальной точек зрения. Тогда оставшаяся часть — весна —

Таблица X. Определение древней традиции ориентировки погребенных
Й-сЬ 5 3 _ ? * = 2 =
Определение стороны горизонта по заходу солнца
Магнитная ориентировка погребенных
Север СВ ССВ с ССЗ сз ССЗ с ССВ 2
19 1 1 1 1
Восток ЮВ ВЮВ в всв СВ ВСВ в ВЮВ 203
4 16 77 91 19 91 77 16
Юг ЮЗ ююз Ю ЮЮВ ЮВ
А
ЮЮВ Ю ююз А
Запад СЗ зсз 1 ЗЮЗ ЮЗ ЗЮЗ 1 ЗСЗ 4
5
4 1 1 4

я н « 2? — ?*= о

Я я к х я г» о а * о

3 a
сг Я

а) 3 о *
5Й П

V а
Я 0)
я п

И 3
аgt; ж я о О 0) * я

Samp;3
ьйГс ;

* Исходные данные по ориентировке погребенных:
С—1 В — 77 Ю              3—4
CCB — 1 ВЮВ — 16 ЗЮЗ — 1 СЗ
СВ — 19 ЮВ — 4 BCB —91


Рис. 3. График распределения количества умерших по временам года
Рис. 3. График распределения количества умерших по временам года


Определение стороны горизонта по восходу солнца
Л\агнитная ориентировка погребенных
§?.
21 21 СЗ ссз с ССВ СВ ССВ с ССЗ
1 1 19 1 1
207 188 СВ ВСВ в ВЮВ ЮВ ВЮВ в ВСВ
19 91 77 16 4 16 77 91
Л ЮВ />л ююв ю ююз ЮЗ ЮЮЗ ю ююв
4
5
Б ЮЗ зюз ~3 зсз СЗ зсз ~3 ЗЮЗ
1 4 4 1

О о lt;и с

О д

С н

Я
§ u 2«е с « х

|jS о lt;и * ч

«gt; я со X
аг аgt;

g? * в а

О о

ай о

4 ч ?1

си 3 И 5 О х * п

у о
И О)
х со

? я
X о О о X а


будет содержать 304 погребения, которые могут быть распределены следующим образом:
Зима              Весна              Лете
нача-              сере-              нача-              сере-              нача-              серело              дина              конец              ло              дИНа              конец              ло              дина              конец
24              42              80              160              110              34              3              2              2
При таком распределении наибольшая смертность приходится на первую половину весны (февраль — март), которое и по фактическим ориентировкам — 245°—265°(рис. 2) наиболее многочисленны. В целом годичное распределение ориентировок погребенных представлено на рис. 3, а его анализ позволяет сделать следующие выводы: население Танкеевского могильника определяло стороны света при погребении по заходу солнца. Наибольшее распространение имела традиция ориентировки головой к заходу солнца — на запад (87,3 %). Восточная ориентировка к заходу ногами встречается изредка (12,7 %). В западной традиции пик смертности приходится на интервал 230°—280°, что соответствует астрономическому времени конца зимы и начала весны, а календарному — декабрю — марту месяцам.
Могильник Чеганда II расположен на побережье р. Камы против устья р. Белой на широте также около 55°. Захоронения относятся к III в. до н. э.— II в. н.э. (Генинг, 1971). При раскопках положение костяков в могилах фиксировалось по компасу в пределах интервалов 1/1в круга (22° 30'), что позволило по ориентировке выделить 16 групп погребений (Там же, с. 30—34). Анализ ориентировок погребенных могильника Чеганда II выполнен в варианте календарных циклов, что потребовало несколько модифицировать матрицу-определитель (табл. 6).
В модифицированном вид ее заполнили исходными данными по ориентировкам (табл. X), и была четко выявлена традиция определения

распределения (рис. 4), как и в Танкеевском могильнике, наибольшее количество погребенных приходится на конец зимы, конец осени (ориентировка — ВСВ = 44 %), а затем на начало весны и начало осени (ориентировка — В = 37,2 %). Остальные ориентировки, относящиеся к лету и концу весны, как и начало зимы — немногочисленны. Реконструировать весь годовой цикл распределения ориентировок (рис. 5) можно на следующих основаниях:

Ориентировка умерших головой на ЮВ, что соответствует началу лета, насчитывает всего 4 погребенных. Это позволяет предполагать, что и в конце лета (ориентировка ВЮВ) количество умерших было, скорее всего, еще меньше — 3. В среднем летом умирало не более 2—3 человек в месяц. Следовательно 16 погребений — 3=13 погребений могут быть отнесены в этом секторе к числу умерших в конце весны. В секторе СВ находилось всего 19 погребенных, которые соотносятся с умершими в начале зимы, что составляло в среднем не более 10—12 человек в месяц. Если в течение лета умирало 2—3 человека в месяц, а к началу зимы количество умерших в месяц увеличивалось до 10—12 человек, то в течение осени количество умерших было в пределах от 3—4 до 10—12 человек. В секторе ВСВ, содержавшем 91 погребение, находились умер-

35
30
125 1,
20
1 /5 1.
5

ЮВ

ВЮВ

В

ВСВ

СВ

ВСВ
I

В
[\

ВЮВ

ЮВ






' // //
1
и

\\
\\








j
А

и
if


%
\








/




\








i



/>
I

1







/






V \\

-





а


I






II
\\



ф


©
о.











V

~Тgt;т

месяц

VI VII VIII

IX X XI

XII

/

/1

II/


V

VI

сезон

начало
лета

коней
лета

начало
осени

конец
осени

начало
зимы

конец
зимы

начало
весны

конец
весны

начало
лета

кол-во
умерших

4

3

5

9

19

82

72

13

4

Г.


3,8


74,5

t 8,2

Рис. 5. График распределения количества умерших по сезонам в могильнике Че- ганда 11(1 — фактически зафиксированное распределение; 2 — реконструируемое
распределение).

В секторе В (77 погребений) находились умершие в начале осени (4—6 человек) и начале весны (соответственно 77 — (4—6) = «= 72 человека).
Полная картина распределения ориентировок по сезонным циклам (рис. 5) показывает, что основная масса захоронений — 74,5 % была совершена в конце зимы — начале весны в пределах января — апреля месяцев. В целом выводы, которые можно сделать на основании анализа материалов могильника Чеганда II, полностью подтверждают аналогичные выводы, полученные ранее.
Итак, предложенный метод определения древней ориентировки умерших дает возможность распознать и выделить основные традиции древнего населения, если они связаны с ориентировкой погребенного по сторонам горизонта, или же достаточно уверенно говорить о том, что древияя ориентировка не связана со сторонами света и ей следует искать иное объяснение. Значительные различия в ориентировке и ти наличие нескольких традиций могут послужить основой для дальнейшего поиска и выделения различных традиций в других элементах погребального обряда.Кроме того, при выделении определенной традиции в ориентировке умерших данный метод дает возможность определить время, сезон совершения погребения.
. —оитмтА гйилетельствует о неправо
мерности выделения на основании столь дробного членения ориентировок (север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад) отдельных обрядовых, этнических, хронологических и других групп или же использования этого признака наряду с другими, как это иногда делается. Как мы старались показать, все промежуточные ориентировки являются сезонными отклонениями от основных четырех направлений и не могут считаться самостоятельными традициями.
Из изложенного становится также вполне очевидной необходимость при раскопках осуществлять точную фиксацию ориентировки погребенных в градусах, что может служить надежным источником для изучения многих сторон культуры и жизни древнего населения по археологическим материалам.
Алексеев И. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири.— Новосибирск : Наука, 1980.— 318 с.
Бибикова В. И. К интерпретации остеологического материала из скифского кургана Толстая могила.— СА, 1973, № 4, с. 63—68.
Генинг В. Ф. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху. Ч. 2. Археологические памятники чегандинскон культуры III в. до н. э.— II в. н. э.— Свердловск, 1971.— 160 с. (ВАУ, вып. 2).
Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник.— Л. : Наука, 1975.— 164 с.
Поляков С. П., Черемных А. И. Погребальные сооружения населения долины Зеравшана.— В кн.: Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975, с. 226—250.
Halikova Е. A., Kazakov Е. P. Le cimetiere de Tankeevka.— In: Les anciens hon- grois et ethnies voisines a l’Est, Budapest, 1977, p. 1—120.
<< | >>
Источник: В.Ф. Генинг. АРХЕОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕКОНСТРУКЦИЙ. 1985
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме В.              В. ГЕНИНГ, В. Ф. ГЕНИНГ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ ОРИЕНТИРОВОК ПОГРЕБЕННЫХ ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА:

  1. В.Ф. Генинг. АРХЕОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕКОНСТРУКЦИЙ, 1985
  2. В. Ф. ГЕНИНГ ЗАМЕТКИ К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АК)
  3. Определение сильных и слабых сторон Coca-Cola
  4. VI. ЧАСТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕРШЕНСТВА ЗНАНИЯ А. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ.— ВЕЛИЧИНА.—ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ВЕЛИЧИНА.— ШИРОТА И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ВАЖНОСТЬ И ПЛОДО-ТВОРНОСТЬ ЗНАНИЯ.— ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТА НАШИХ ПОЗНАНИЙ
  5. Методы определения статуса
  6. ДЕНУДАЦИОННЫЙ СРЕЗ И МЕТОДЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  7. 8.2.4 Методы определения загрязняющих веществ
  8. Методы определения места выпуска
  9. § 2.1.1. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ И ФУНКЦИЯХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
  10. Методы хронологического определения монет
  11. ГЛАВА 14 ВОЗРАСТ РЕЛЬЕФА И МЕТОДЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  12. Основные характеристики механических свойств и методы их определения
  13. 4.3. Метод проекций при определении количества вспомогательных средств
  14. 2.2,2.3 Методы определения качества готовых хлебобулочных изделий
  15. 6.1. Метод определения надежности расписаний с учетом стохастичности процессов в ГПС
  16. Глава 5 МЕТОДЫ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ
  17. Культура ямных погребений
  18. 6. «Прайоджана» второго »гапа рефлексия: интуиция Брахмана, показанного методом метафорического определения
  19. 7. Определение несобственное™ языка и указание на Брахмана методом «нетивада»: теория интуиции (иарьяя)