<<
>>

Изменения в социальном строе

Основой социального устройства кочевого общества являлась парная семья. Возникнув еще в каменном веке как институт ведения хозяйственной деятельности, семья в эпоху становления производящих форм хозяйства уже была сложившимся и устоявшимся элементом социальной структуры населения Центральной Азии.
Относительно социального устройства общества ранних скотоводов Центральной Азии можно только предполагать, исходя из общих представлений об эволюции семейно-родственных отношений всего человечества. У населения региона эпохи энеолита, брон зы и раннего железа уже имелась парная семья и сложилась социальная структура на основе кровнородственных отношений. Конкретные формы семейно-брачных отношений, система родства родоплеменная структура населения этой эпохи остаются пока неизвестными. Более определенные сведения о социальном строе центральноазиатских кочевников появляются с хуннского времени, когда материалы китайских источников о своих воинственных северных соседях начинают приобретать более подробный характер. Косвенными свидетельствами наличия семьи у хунну служат сведения «Ши Цзи», полученные Сыма Цянем от неизвестного информатора: «После смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах» (Таскин, 1968, с. 35). Обычно эти данные используют для подтверждения наличия у хунну левирата, но их можно истолковать как свидетельство существования у хунну моногамной семьи. В тексте источника содержатся и отдельные фразы населения этой эпохи, которые свидетельствуют о существовании семьи у хунну, например, «у виновного в краже конфискуется семья» (Таскин, 1968, с. 40). Неоднократно повторяется в источнике титул жены шаньюя - яньчжи, причем яньч- жи иногда выступает советником хуннского правителя, т. е. в хун- нской семье женщина занимала довольно высокое положение (Таскин, 1968, с. 41). По отдельным, содержащимся в тексте источников, фразам можно установить существование у хунну полигамии (Таскин, 1968). Отмечается, что между отдельными родами существовали постоянные брачные отношения, т. е. представители одного рода брали жен только из другого рода (Таскин, 1968). Парные семьи существовали и у других центральноазиатских народов. В памятнике тюркскому принцу Кюль-тегину были помещены портреты его самого и его жены. В «Сокровенном сказании монголов» повествуется, что Бор- тэ-Чино - предок Чингисхана, имел супругу Гоа-марал (Сокровенное сказание, 1990, с. 12). Потомок Бортэ-Чино - Добун-Мерген - женился на Алан-гоа, дочери Хорилартай-Мергена (Сокровенное сказание, 1990, с. 13). Бодончар - родоначальник поколения борд жигин - взял в жены Аданхан-Урянхачжина из племени чжарчжиут (Сокровенное сказание, 1990, с. 16). Есугей - отец Чингисхана, имел жену Оелун из племени олхонут, отбив ее у Эке Чиледу из племени меркит (Сокровенное сказание, 1990, с. 18-19). Чингисхан создал семью, женившись на Борте, дочери хонхирадского Дай-сечена, предварительно просватанной за него (Сокровенное сказание, 1990, с. 20-21, 31). Следующей за семьей таксономической единицей в социальной структуре является род. Это группа семей, связанных родственными узами и имевших реального, а не мифического родоначальника. Род и родовая организация общества являются универсальными, и они зафиксированы у всего человечества на всех этапах его истории, независимо от типов хозяйства.
Их существование отмечено у охотников-собирателей, земледельцев, у кочевников-скотоводов. Родственные, клановые отношения прослеживаются через всю историю человечества, вплоть до современности. У хунну упоминаются четыре правящих рода - лань, хуянь, сюйбу и позднее появившийся род люаньди (Таскин, 1968, с. 40, прим. 4 на с. 118). По всей видимости, все хуннское общество было подразделено на ряд крупных и мелких родов, из которых китайские хронисты выделяют наиболее знатные и могущественные. Сведений о рядовых хуннских родах в источниках почти не содержится. Косвенным свидетельством существования родов разного уровня служат могильники хунну, одни из которых насчитывают сотни могил, включающих большие курганы, в которых захоронены выдающиеся представители рода, другие - десятки могил, встречаются могильники, имеющие всего несколько погребений. В истории народов, населявших Центральную Азию в послехуннское время, упоминаются только правящие роды. У тюрков - ашина, у уйгу- эов - иолгэ, яглакар, у киданей - елюй, борджигин - у монголов. У над сотнями тысяч людей. Наблюдая за деятельностью Темуджина, описанной в «Сокровенном сказании», можно представить, как шел сложный и противоречивый процесс объединения родов и племен вокруг будущего Чингисхана. Вся его деятельность могла прекратиться в любой момент и закончиться смертью. По сути все вожди кочевых империй для достижения власти преодолевали самые разнообразные трудности и, прилагая неимоверные усилия, объединяли свой народ для создания новых общностей, известных в истории как кочевые империи. Наиболее значимыми мероприятиями, проводимыми хуннски- ми шаньюями, жужаньскими и тюркскими каганами, монгольскими ха/нами после кровопролитной борьбы за власть, были создание мощной военной организации, проведение административноуправленческих реформ, вызывавших изменения в экономическом и социальном устройстве общества, приводивших к дальнейшему усложнению социальной структуры общества. Появление профессиональных военных, администраторов, чиновников, ремесленников, земледельцев, торговцев вызвало увеличение количества социальных слоев населения Центральной Азии. По роду своей деятельности большинство из перечисленных категорий населения нуждались в стационарных «рабочих местах», не связанных с кочевым образом жизни. Ремесленники, земледельцы, торговцы, появившиеся в кочевой среде, составляли определен ную часть населения. Хотя, судя по источникам, основная часть этой категории населения относилась к иному, по этническому признаку, населению, все же можно говорить о появлении новой социальной прослойки. Трудно сейчас определить, в какой мере все эти меры повлияли на создание оседлых стационарных поселений и городов, однако, на наш взгляд, социальный фактор следует учитывать при рассмотрении причин формирования городской культуры в Центральной Азии.
<< | >>
Источник: Данилов С. В.. ГОРОДА В КОЧЕВЫХ ОБЩЕСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. 2004

Еще по теме Изменения в социальном строе:

  1. 33. Изменения в государственном строе России (февраль - октябрь 1917 г.)
  2. 6.3. Изменения в государственном и политическом строе империи. Опыт российского парламентаризма.
  3. Изменения в социальноэкономической структуре
  4. КЛАССОВОЕ ГОСПОДСТВО ПРОТИВ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИИ
  5. V.2.5. Природные и социально-экономические последствия изменения климата
  6. Влияние социально-экономических изменений на миграцию населения
  7. Глава 2м ivtr • /., „ СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ' ? И ПОМЕЩИЧЬЕЙ СРЕДЕ
  8. РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ
  9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЛИЯЮТ НА РОСТ ЧИСЛА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И СМИ
  10. Этнический плюрализм как способ изменения относительного социального статуса
  11. Динамика ценностных ориентаций студентов в условиях социально-экономических изменений
  12. Динамика ценностных ориентаций старших школьников в условиях социально-экономических изменений
  13. Глава 13 Рождение либерального символа веры (продолжение): Классовые интересы и социальные изменения
  14. ОСОБЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СТРОЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
  15. Устранение речевых ошибок в строе простого предложения
  16. Глава 8 ИЗМЕНЕНИЕ НЕПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ