<<
>>

6 Кельтское искусство

Искусство кельтов — народа, совершавшего в начале своей истории значительные переселения,— сохранило на протяжении всего времени черты, характерные для общества, склонного к экспансии и заселению новых земель; у кельтов не было никакой архитектуры и изобразительного искусства, все свои таланты их мастера вложили в высокоразвитое художественное ремесло.

Любовь к украшениям, блеску, ярким краскам проявилась в роскошной орнаментации оружия, повозок, столовой посуды. На смену геометрическому стилю гальштатского времени пришла новая мода, которая и была позже названа латенским стилем.

В V в. до н. э. у кельтов зарождается замечательное декоративное искусство. Первый этап развития латенского искусства протекает под сильным южным и юго-восточным влиянием. Через Массалию по рекам Роне и Соне к кельтам попадают греческие вещи. В богатых курганных погребениях кельтских вождей встречаются этрусские изделия, главным образом бронзовая посуда, украшенная скульптурными изображениями и орнаментом. Возникшие в V в. до н. э. собственные кельтские мастерские вырабатывают художественные изделия, пользуясь иноземными образцами, ио приспосабливая их к местным вкусам и традициям. Очень скоро складывается оригинальный кельтский художественный стиль, и именно 261


Золотой диск V в. до н. з. Раннелатенский стиль

художественное ремесло, а не монументальная архитектура и скульптура» было той областью, в которой кельты сделали значительный вклад в развитие искусства Средней и Северной Европы.

В кельтском искусстве получил свое развитие заимствованный из Средиземноморья мотив человеческой маски. У кельтов обычно маски увенчаны подобием двулистной короны (так называемого рыбьего пузыря). Кельтские златокузнецы и бронзолитейщики заимствовали и другие мотивы, в частности растительные: пальметты, цветы лотоса, которые комбинировали в виде буквы S или лиры.

С течением времени на основе этих мотивов возникли очень сложные композиции арабескового характера. В IV в. до н. э. в кельтской орнаментике соединяются рельеф, пластические и гравированные украшения с инкрустацией кораллами и эмалью. К гальштатскому искусству восходят распространившиеся в это время ажурные украшения. В середине IV в. до и. э. на кельтских изделиях, главным образом на металлических шейных обручах — гривнах и фибулах, появляются изображения птиц и зверей в условно стилизованной форме.

С одним из первых проявлений раннелатенского стиля мы встречаемся в богатом инвентаре, найденном в «княжеской» могиле в Клайнасперг- ле (Вюртемберг). Наряду с двумя аттическими мисками, которые кельтский мастер обтянул прорезным листом тонкораскованного золота, в боковой погребальной камере кургана найдены бронзовые ведро и стамнос из Италии и кельтское подражание этрусскому клювовидному кувшину. Однако типично кельтские здесь два питьевых рога, заканчивающихся изображением бараньей головы. Золотая оковка одного рога украшена чешуеобразным орнаментом, другого — волнистой линией козлиных рогов68. К ранним ступеням латенского стиля принадлежат также золотые пластины из могилы в Фергивайнере у Баллендорфа (Эйфель), найденные вместе с бронзовым кубком итальянского происхождения, датированным серединой V в. до н. э. Здесь уже появляются чеканные лотосообразные цветы и человеческие маски. На золотом диске со вставками из


Бронзовые кувшины с клювовидным носиком, IV в. до н. Эт Найдены в Бас-Йюте, департамент Мовсля, Франция

коралла, найденном в Овре-сюр-Уаз (департамент Сены и Уазы), единую композицию составляют маски, лировидные и каплевидные узоры и жемчугообразные линии. Все это передано в характерном для кельтской орнаментации правильном круговом ритме.

Золотые украшения из погребения женщины в Рейнхейме (Саар) обнаруживают восточные влияния69.

Золотой торквес на концах украшен пластическими изображениями человеческих голов и львиных масок. Над человеческой головой находится птица с крыльями. Еще богаче украшен найденный вместе с торквесом браслет, несомненно вышедший из той же мастерской. Человеческая фигура превращена в какое-то подобие чешуйчатого и крылатого сфинкса, и вся композиция дополнена лировидным и жемчужным орнаментом. Бронзовый кувшин с носиком и богатым гравированным орнаментом снабжен крышкой с пластическим изображением бородатой человеческой головы и фигуры кентавра. Литое украшение ручки — человеческая маска на бараньей голове — соответствует ориентали- зирующим вкусам золотых дел мастеров. В могиле находились также бронзовое зеркало с антропоморфной ручкой, подвески, бусы, стеклянные и лигнитовые браслеты.

Образцом собственно кельтского производства и одним из шедевров кельтского искусства справедливо считается клювовидный кувшин IV в. до н. э. из Бас-Йютс (департамент Мозеля, Франция). Рельеф, пластика и гравировка здесь комбинируются с инкрустацией кораллом и эмалью. Ручка кувшина вверху заканчивается звериной, вероятно волчьей, головой.

Какие-то фантастические звери изображены на крышке. К этому кувшину близок другой, также клювовидный, происходящий из Дюрренберга близ Халлейна (Зальцбург). Он украшен изображением человеческих голов и

70

звериными фигурками .

«В работах раннего стиля во многом еще используются архаические и субархаические (поархаические) классические формы, заимствованные в греческом мире и удержавшиеся в отдаленных от цивилизации областях весьма продолжительное время. Копируются этрусские мотивы (золотой перстень из Роденбаха), заимствуются звериные мотивы из италийско- этрусской области (бутыль из Матцхаузена) и восточные образцы, главным образом звериного характера. Чаще всего они встречаются на юге территории ФРГ, во Франции и Бельгии, но их находят также в Чехии и Австрии. К ним относятся также... маскообразные фибулы, по своей конструкции восходящие к италийской фибуле чертозского типа.

Мы находим их в зоне от среднего течения Рейна на восток до Средней Чехии. Их главным признаком являются человеческие и звериные маски различной трактовки, иногда в более реалистическом исполнении, а иногда в столь фантастическом виде, что мы с трудом отличаем мотив человеческой маски от звериной» 71.

Во второй половине IV в. до н. э. кельтское искусство достигло новой ступени развития, которую Якобсталь называет зрелым латенским стилем, или вальдальгесгеймским (по могиле у Бингена в Рейнской области, где среди других вещей найдены золотые торквесы и браслеты) 72. Вальдаль- гесгеймские торквес и браслеты украшены великолепным рельефным орнаментом на концах и на обручах в виде спиралей и лент. Центром этого зрелого стиля были область Рейна, часть Швейцарии и Франции, но отдельные изделия встречены по всему кельтскому миру.

Ранний латенский стиль возник в среде ремесленников, обслуживавших аристократическую верхушку, родовую знать. Об этом свидетельствуют изысканность металлических изделий и обилие изготовленной кельтскими мастерами драгоценной утвари. В течение III в. до н. э. наступил

Золотой перстень us Роденбаха. Излюблен• ный мотив латенского искусства—человеческая маска. Сильно увеличен

-Золотые браслеты и шейная гривна us могилы IV в. до н- э. в Вальдалъгесгейче Рейнской области

перелом в художественном ремесле — мастера начинают работать на более широкие слои заказчиков, изготовляется массовая продукция: браслеты, фибулы, поясные бляхи и разные бытовые предметы. Наряду с изделиями из драгоценных металлов все больше распространяются украшения из бронзы. Этот рост производства сопровождается возникновением пластического стиля, который широко распространяется во II в. до н. э. Место двухмерного орнамента занимает трехмерный, рельефный, часто дополняемый гравировкой. Появляются литые браслеты с S-видными или улитковидными пластическими украшениями, пластически члененные пряжки и обручи с массивными выступами, бляхи с имитацией филигранных украшений.

Материалом служит бронза, а позже и железо. В это время распространяются мечи, ножны которых украшены гравировкой, растительными или зооморфными орнаментами («стиль красивых мечей»).

В позднелатенское время намечается значительный упадок художественного ремесла. Только в отдельных местностях на западе сохранились ремесленные очаги, где изготовлялись зерненые и покрытые филигранью пряжки и украшения, изделия, украшенные масками, культовые котелки и другие предметы культового характера. Частично творчество художников этого времени проявилось в кельтском монетном деле. Кельтские

Повднелатенское бронзовое ведро и кружка. I в. до н. э.— I в. н. э. Кент, Англия

монеты описаны выше. Суммируем некоторые выводы. Как и в других областях ремесла и искусства, кельты перешли от импорта иностранных образцов сначала к подражанию им, а затем выработали собственный стиль монет. Он был разным в разных кельтских областях. В центре Г аллии мастера оказались верны классическим (греко-македонским) образцам, которые стилизовали весьма архаизирующим способом. Иногда изображение становится все более геометрическим, пока портрет не превращается в линейный декор, где господствуют точки и треугольники, и едва удается опознать первоначальный образец. Чаще же реалистическое изображение образца сохраняется и лишь несколько огрубляется. На монетах южнокельтских областей господствовали абстрактные элементы, на территории Бельгии изображения превращаются в идеограмму. Эта тенденция характерна для всего кельтского мира: воспринятые из античного мира реалистические изображения на монетах постепенно распадаются и превращаются в абстрактные символы.

Совершенно своеобразный характер носило кельтское искусство на Британских островах. В середине III в. до н. э. кельты овладели некоторыми частями Англии и принесли сюда развитой латенский стиль. В Британии возникли местные ремесленные школы, мастера которых соединили высокое техническое совершенство с оригинальным понятием о красоте.

Характерным изделием островного стиля были двурогие бронзовые шлемы. Орнамент представляет комбинацию свободного пластического с линейным гравированным. Обычны мотивы пальметт, спирали, лиры и завитков, иногда заканчивающихся сильно схематизированными птичьими головками. В конце II в. до н. э. этот стиль проникает на континент. В последнем столетии до нашей эры островное кельтское искусство достигает высокого уровня. Здесь представлено в то время шесть художественноремесленных школ73. Знаменитая каска с рогами (25 г. до н. э.), найденная в Темзе у моста Ватерлоо, принадлежит к темзенской школе. Каска

украшена изящным рельефом, комбинированным с эмалевыми вставками. К изделиям средневосточной школы принадлежат золотые украшения (гривны и браслеты) с круглыми окончаниями, найденные в Снеттишеме (Норфольк). На развитие кельтского искусства в Британии повлияло вторжение (около 75 г. до н. э.) белгов, которые принесли с собой реалистические образцы звериного стиля. В это время распространяется также использование в орнаменте человеческих голов и масок, и наступает расцвет эмальерного искусства.

Кельтская каменная скульптура известна до сих пор из двух областей: южнофранцузской — кельто-лигурийской и рейнской — южногерманской. Отдельные предметы найдены и в других внутренних кельтских областях вплоть до Чехии и Карпатской котловины 74.

Большинство скульптурных изображений, найденных в Провансе, происходит из двух святилищ на оппидумах Антремон и Рокпертюс (близ Экс-ан-Прованс, департамент Буш-дю-Рон). В руинах святилища Антремон сохранились четырехугольные известняковые столбы с вытесанными на них человеческими головами и множество обломков скульптур — мужских, женских и детских голов, фигур воинов и, вероятно, изображений богов.

В Рокпертюсе сохранился портик святилища из трех каменных столбов (когда-то раскрашенных) с углублениями на них для человеческих черепов. Над портиком помещена каменная фигура птицы. Здесь найдены двухголовый «Гермес» и две скульптуры сидящего бога или героя: одна — с шейной гривной и браслетом, другая — в одежде с поясом. Эти сидящие фигуры с перекрещивающимися поджатыми ногами, по мнению

Бронзовое ручное зеркало (так называемое Mayer Mirror)* изготовленное в Британии во п—I ев- до к. э- Найдено в Ливерпуле

многих авторов — восточного происхождения, их даже называют сидящими в «позе Будды». Однако, возможно, что это обычная для кельтов поза сидения, такая же, как и у многих азиатских народов, не знавших стульев и табуреток. Сейчас еще неясно ритуальное значение этих фигур. Несомненно, большую роль в религии кельтов играли многочисленные изображения голов, вероятно, символизировавшие умерших воинов и героев. Этот мотив прослеживается на всем протяжении истории кельтского искусства, и не только в скульптуре, но и в орнаментике изображение головы было излюбленным сюжетом.

В кельто-ли гурийской пластике заметны влияния греческого (масса- лиотского) или греко-этрусского североиталийского мира. Однако местные мастера не умели сохранять соответствие пропорций и далеко отступали от образцов 75.

Некоторые черты кельто-ли гурийской скульптуры общи для всех частей кельтского мира: выступающие на щеках скулы; прямой нос, расширяющийся к концу; полукруглый рисунок бровей, расположенных над большими овальными глазами; густые волосы в виде шапочки, помещенной над выпуклым лбом, и ниспадающие сзади прядями на шею и плечи.

Уникально в кельтском искусстве знаменитое изображение чудовища (тараски) из г. Нев (Буш-дю-Рон), пожирающего человека. Его лапы опираются на две бородатые человеческие головы. Полагают, что это символ смерти, потустороннего мира и переселения душ. Но истинного значения и происхождения этой скульптуры мы не знаем. Некоторые статуи и бюсты южнофранцузской группы отмечены иберийским влиянием, как*

Бронзовое зеркало британских мастеров из Dcsborough. 1 в. н. э


lt;Dpus с протомами лошадей. Кельт о-лигурийское святилище в Рокпертюсе. JII—II вв. до н. э. Музей Борели в Марселе

Двухголовый Гермес из Рокпертюсе. Мелкозернистый известняк. От верхушки головы до подбородка 19,5 и 18 см, ширина 12 и 13 см. Музей Борели в Марселе />

например, выразительный, но тяжелый, неподвижный бюст воина из Сент- Анастази (департамент Гар) (в большом кожаном шлеме). Фигура воина из Грезана (Гар) в шлеме и панцире, украшенном бронзовым орнаментом (изображен не гравировкой, а в виде рельефа), отражает работу мастера, который руководствовался греческим или римским образцом76.

Кельтская скульптура в Средней Европе встречается редко и представляет главным образом схематические изображения лиц и декоративных знаков на каменных столбах. Например, менгирообразный обелиск из Пфальцфельда (Хунсрюк) собственно не является скульптурой. Со всех четырех сторон он покрыт рельефами, которые как бы воспроизводят и переносят на камень излюбленные орнаменты раннелатенского стиля на металле: человеческие головы, рыбьи пузыри, спирали и лиры. Вероятно, первоначально этот столб заканчивался высеченной из камня головой. Его датируют IV в. до н. э. Архаические черты латенского стиля представлены и на каменном столбе из Вальденбуха (Вюртемберг).

Чудовище («тараска») its г. Нее, департамент Буш-дю-Рон, Франция. Известняк. Высота 112 см* III в. до н. э.

Музей Калъве в Авиньоне



Голова статуэтки бога или героя ив Бурэ, департамент Сены и Уавы, Франция. Высота всей статуэтки 44 см. Бронва. II—I ее. до н. э. Мувей национальных древностей. Париж

Бронзовая скульптура лошади.

Клад из Иёви-ан-Сюллиа, департамент Луары, Франция.

Г алло-римская эпоха. Исторический музей в Орлеане.

В собственно Галлии и в особенности на севере сложилась реалистическая школа. Среди наиболее известных находок следует отметить статуэтку бога с кабаном на груди и с кельтским шейным обручем, найденную в Эффинье (бассейн Марны). Исполнение напоминает техник}7 деревянной пластики. Статуэтка относится, очевидно, к поздней латенской эпохе, когда в кельтском мире было распространено множество кабаньих фигурок, сделанных из бронзы. Бронзовая статуэтка бога или героя из Бурэ (департамент Сены и Уазы) с ногами оленя сделана из бронзового листа, полая, составлена из двух частей (передней и задней), в левом глазу — типично кельтская эмалевая вставка. Датируется она II или I в. до н. э.77

Чрезвычайно интересна голова героя, сделанная из песчаника, найденная в Мшецких Жехровицах в Чехии. Она датируется II в. до н. э. и является типичным кельтским произведением. Здесь достигает своей вершины смелая стилизация человеческого лица: рот, усы, брови, волосы выполнены из элементов криволинейной спиральной или волнистой орнаментации, известной нам по изделиям из бронзы. В особенности специфичны волосы, обрамляющие голову, как венец орнаментального характера.

Бронзовая скульптура кабана. Нёви-ан-Сюллиа А. Л. Моыгант

Некоторые исследователи видят прямые соответствия этой голове в бронзовых масках Г аллии.

Довольно много было в латенскую эпоху деревянных скульптур, но они почти не сохранились, и мы можем судить о деревянных скульптурах лишь по довольно грубым фигурам, относящимся к эпохе романизации Галлии.

Большое значение в культовых обрядах кельтов имели маски. Они обычно сильно стилизованы и намного меньше нормального человеческого лица, сделаны из бронзы (в позднем латене — из железа). Иногда их насаживали на деревянный столб, глазные впадины заполняли вставками из стекла, эмали или полудрагоценных камней.

Кельтские художники отличались в изготовлении мелких бронзовых изделий, возможно, потому, что это была не самостоятельная скульптура, а отрасль, чаще всего связанная с ремесленными изделиями: фигурки животных служили украшением, частью целого сосуда или другого предмета. К лучшим произведениям кельтского искусства принадлежит бронзовая лошадка из погребения с колесницей в Фрайзене (Саар). Эта фигурка (длиной всего 12 см) сильно стилизована, однако очень пластична и изящна. Гораздо более реалистична фигурка вепря из Гутенберга (Лихтенштейн), вероятно, служившая навершием шлема. Мелкие бронзы были распространены не только в латенское время, но и в начале римского периода, когда, оставаясь кельтскими по существу* они приобрели черты провинциального римского искусства. Таковы фигурки танцовщиц, идущих мужчин и другие из Нёви-ан-Сюллиа (департамент Луары) 78.

Капитель. Г алло-римское искусство II в. до к. э. Гланум, Ссн-Ремиа Франция

В I в. до н. э. начинается романизация Галлии, Галльское ремесло становится одним из наиболее значительных явлений так называемого провинциальноримского производства. В римскую эпоху достигло большого размаха производство керамики, весьма совершенное еще в кельтское время. Изготовленная в Италии керамика с красноватым ангобом и рельефным фигурным или растительным орнаментом распространяется в I в. н. э. в Галлии и из галльских городов — широко по всей Европе. Римское влияние сказывается и в изготовлении бронзовой утвари, и в развитии стеклоделия. Меняется храмовая архитектура — строятся многоугольные или округлые храмы, обычно с внешней галереей, открытой или окруженной колоннами.

Римское влияние отразилось и на галльской скульптуре. Развитые пластические формы, вполне реалистическая трактовка заменили старую кельтскую схематизацию и стилизацию человеческих и звериных фигур.


Кроме старых местных сюжетов — изображений кабана, собаки, коня, галльского петуха, появляются экзотические звери. Для галльского искусства римского периода типичны надгробные рельефы с портретами умерших или изображением сцен быта. Человеческие статуи и в камне, и в бронзе выполнены более совершенно и реалистично, хотя и сохраняют частично старый кельтский характер.

Однако ни римское влияние, ни позднейшие вторжения германцев не смогли уничтожить на территории Галлии кельтскую традицию. Древние кельтские реминисценции прослеживаются и по^же — даже в меровингскую и каролингскую эпохи, в романском искусстве и в готике. Кельтское искусство стало древней основой искусства народов Франции, Швейцарии,

Бельгии, отчасти Англии. Еще в большей мере кельтское наследие сохранилось в Ирландии и Шотландии, где в VII—IX вв. н. э. позднее кельтское искусство достигло нового расцвета и был выработан так называемый новокельтский стиль, проявившийся в ювелирных изделиях и книжных украшениях.

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме 6 Кельтское искусство:

  1. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  2. Оккультная символика разделения пантеона на группы тэнгриев
  3. Т. А. Михайлова «Заговор на долгую жизнь»: К ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗОВ «ДОЧЕРЕЙ МОРЯ» И «ВОЛН СУДЬБЫ» В ИРЛАНДСКОЙ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИ
  4. Н. Ю. Чехонадская ГАЛЛЬСКИЕ ПРОРОЧИЦЫ: ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ В РУКАХ ГАЛЛЬСКИХ ЖЕНЩИН
  5. НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ДИАЛОГА
  6. ПОВСЮДУ ОДНИ БЕРБЕРЫ...
  7. БАСКИ - РОДСТВЕННИКИ ЭСКИМОСОВ?
  8. РИМСКАЯ ГАЛЛИЯ
  9. Глава V Специфика национального развития Великобритании
  10. Общая характеристика га ль штат с кой культуры
  11. Хронологические подразделения латенской культуры