<<
>>

КУльтура полей погребений. Лужицкая культура

Переход к позднему бронзовому веку ознаменовался широким распространением нового обряда погребения -— трупосожжений с захоронением праха в могильниках без курганных насыпей, так называемых полях погребений, или полях погребальных урн (Urnenfelder) 172.

Важнейшая группа памятников, составлявшая, согласно распространенному, но, по-видимому, ошибочному мнению, ядро развития культур такого типа, носит название лужицкой культуры. Она выкристаллизовалась в польской области лужицкой культуры в среднем бронзовом веке (XIII в.

до н. э.) на основе более древних местных групп и под влиянием восточных соседей, но унаследовала также некоторые элементы культуры курганных погребений Подунавья и Карпатской котловины. Конечный этап развития лужицкой культуры относится уже к гальштатской эпохе,

VIII в. до н. э.173

В отличие от племен культуры курганных погребений носители культур полей погребений были преимущественно земледельцами, скотоводство служило вспомогательной отраслью хозяйства ,74. Открыто много поселений и обширных могильников. Это свидетельствует не только о большей оседлости, чем у племен курганной культуры, но и о росте населения. Вероятно, именно в период распространения культур полей погребений в различных областях лесные почвы превратились в пахотные поля. Возрастающая плотность населения заставляла обрабатывать и менее плодородные земли. Земля повсеместно обрабатывалась уже плугом, лошадь приобрела хозяйственное значение. К ранее культивировавшимся злакам прибавились овес и рожь. Лужицкая культура сравнительно бедна металлом, его почти нет в погребениях. Зато погребения сопровождаются большим количеством посуды, иногда целыми сериями горшков.

Племена лужицкой культуры постепенно расселились в соседних областях, так что в конце бронзового века она простиралась от Галле и Лейпцига до некоторых частей Западной Украины и до западной части бассейна Припяти, на севере проникла до Балтийского моря, а на юге — до Северо-Восточной Чехии, северной половины Моравии и северо-западной части Словакии 175. Лужицкая культура не представляется совершенно единой на всей территории своего распространения. По отдельным элементам культуры, прежде всего по различиям в керамике в позднем бронзовом и в начале железного века, она делится на следующие группы: лужицко-саксонская, поморско-кашубская, хелмская, средневислинская (мазовская), тарнобжегская, силезско-малопольская, снлезско-познаньская, восточновеликопольская, горицкая, биллендорфская (белинская), чешско- силезская, моравская и словацкая 176.

Кроме территории, занятой собственно лужицкой культурой, мы видим сходные традиции в соседних областях. В связи с этим возникла теория о так называемой лужицкой экспансии, которая якобы охватила значительную часть Европы и была связана с переселением большого народа и сменой этноса. С лужицкой экспансией связывали возникновение многих южно- и центральноевропейских культур полей погребений. Эта теория появилась вследствие плохой изученности культур. Новые исследования показали, что южные культуры имели местную основу и часто были более древиими, чем сама лужицкая культура. Оказалось, что вела- тицкая, кновизская и южнонемецкая культуры полей погребений возникли на основе местных курганных традиций. Что же касается распространения самого обряда трупосожжения и погребения в урнах в Европе, то он вообще не связан с миграцией одного какого-нибудь народа.

Распространение культуры полей погребальных урн (по Пигготту)

/ —XIII в.

до и. э.; 2 — XII в. до и- э.; 3 — XI в. до и. э.

Однако, отрицая некую грандиозную экспансию лужицких племен, следует признать, что они оказали влияние на соседей и некоторые элементы лужицкой культуры сыграли роль в развитии других культур, основанных на местном субстрате.

Еще менее обоснована теория о лужицкой или «народов полей погребений» экспансии в Средиземноморье. Находки центральноевропейских бронзовых изделий в Италии, Греции, на Крите, Кипре, в Сирии и Египте побудили археологов связывать значительные исторические события конца XIII — начала XII в. до н. э., такие как падение микенских городов и даже конец государства хеттов, с агрессией центральноевропейских племен эпохи полей погребений, вторгшихся на Балканы и приведших в движение весь Восток. Вместо теории «эгейской миграции» для объяснения событий этого времени выдвинута теория «центральноевропейской экспансии» 177. Для доказательства этой теории совершенно недоста-

5 А. Л. Моигайт

Бронзовые урны из «княжеского» кургана в Седдине

точно археологических фактов, которыми мы ныне располагаем. Еще меньше оснований называть эти вторгшиеся племена историческими именами иллирийцев и фригийцев 178.

Керамика раннего периода лужицкой культуры представлена амфоровидными сосудами («урнами») с высокой шейкой и кувшинами с большой ленточной ручкой, украшенными своеобразными выпуклостями, напоми-

I 74

нающими женскую грудь , чаще всего окруженными кругами или полу- кругами желобков. В лужицко-саксонской группе орнамент преимущественно представлен пластическими выпуклостями, в моравской — подкововидными желобками. В среднем и позднем периоде лужицкая керамика украшена в основном большими горизонтальными желобками. Кроме названных сосудов, распространены миски, чаши, яйцевидные сосуды, грубые горшки с двумя ушками на краю и др. Характерны двуконические сосуды, часто служившие урнами. Такие сосуды бывают украшены над линией перелома желобками или штрихованными треугольниками. Собственно лужицкая керамика красно-коричневого цвета, горицкая и биллендорф- ская — серая нли черная от прибавленного в керамическое тесто графита.

Керамика, найденная в погребениях, бывает менее тщательно обожжена, чем керамика на поселениях, и легко разрушается. Есть признаки изготовления большого количества керамических изделий в специальных мастерских.

Поля погребений бывают очень обширны, некоторые из них содержат сотни могил и существуют в течение длительного периода. Так, могильник в Аясках (Польша) состоял из 1800 погребений; в чешско-моравских могильниках найдено по 200—300 могил. Однако следует учесть, что многие были в прошлом уничтожены и подсчет, таким образом, очень приблизителен. Трупосожжения совершали на стороне. Собранные останки и пепел помещали в урны или просто в ямы, вокруг устанавливали другие сосуды. Иногда урны прикрыты камнями. Встречаются и погребения в курганах.

В области лужицкой культуры раскопан большой курган, так называемый княжеский, у Седдина. Высота этого кургана 11м, диаметр около

70 м. Внутри насыпи была круглая каменная камера со сводом из выступающих плит, ее стены украшены росписью. В бронзовой урне (италийского происхождения), вложенной в глиняную урну, были погребены останки сожженного тела 40-летнего мужчины, в других двух урнах находились останки двух молодых женщин. В инвентаре были многочисленные бронзовые сосуды и меч с антенной гальштатского типа, позволяющие датировать курган VIII в. до н. э.

Керамические же сосуды относятся к позднему лужицкому стилю (с горизонтальным рифлением).

К поздней лужицкой культуре принадлежат два кургана и поле погребений у Геверница в 28 км от Дрездена. Курганы эти меньше (около 1 м высоты, 14 м в диаметре), чем седдинский, под насыпью — каменная ограда, каменное покрытие овальной ямы, кострища, остатки трупосожжений, обломки сосудов 180. Вероятно, такие курганы предназначались для погребения представителей племенной знати, уже резко отделившейся к концу лужицкой эпохи от остальной массы соплеменников. Бронзовые вещи встречаются в могилах редко. Однако это скорее связано с обычаем, чем с бедностью лужицкой культуры металлом, так как множество металлических вещей найдено в кладах. Клады лужицкой области отличаются от кладов южнонемецких и средне дунайских, где встречаются обломки вещей, полуфабрикаты и слитки металла. В лужицких кладах обычны наборы целых коллекций вещей одного типа: шейных обручей, браслетов, топоров, мечей и т. п.161

В бедной собственным металлом лужицкой области мы находим вещи, привезенные из разных мест — из Венгрии, из западных и северных стран.

Среди украшений встречаются височные кольца, браслеты, перстни, ожерелья из бронзовых трубочек и стеклянных бус, различные булавки. Для раннего периода культуры полей погребений (1250—-1200 гг. до н. э.) типичны симметричная смычковая (в виде смычка скрипки) фибула из круглой проволоки или одночленная фибула со спинкой (дужкой) в виде сплетенных восьмерок; для 1200—1125 гг. до н. э. характерны смычковые фибулы с плоской орнаментированной спинкой и со спиральными щитками по краям. Чаще, чем в современных ей южных культурах, в лужицкой встречаются двучленные (пружина сделана из отдельного куска проволоки) бронзовые фибулы со спиральными розетками по краям, в позднее время они достигают очень больших размеров. Орудия из бронзы имеют обычную в то время форму: топоры с закраинами, ножи, шилья, серпы. Бритвы секачевидные с гравированным орнаментом, южные округлые бритвы встречаются реже. Оружие представлено бронзовыми наконечниками стрел и копий, мечами липтовского типа видным черенком, к которому прикреплялась рукоять из органического материала (дерева или кости). В позднее время встречаются тисненные из бронзы изделия, сосуды и, главное, орнаментированные пуговицы.

В некоторых лужицких областях позднего бронзового века найдено большое количество золота в виде украшений, сосудов, а также полуфабрикатов — спирально свернутой в виде восьмерок длинной проволоки илн в гривнах. Некоторые клады в Северо-Западной Чехии и дальше на запад содержали до 0,5 кг золота. Из более широкой области культуры полей погребений происходит клад из Эберсвальде (северо-восточнее Берлина ). в высоком глиняном горшке находился 81 золотой предмет (общим весом 2,5 кг): восемь полукруглых чаш, шейные гривны, браслеты, спиральные кольца, много свитых золотых проволочек и кусков золота в

IOQ

виде гривен .

Поселения расположены чаще всего на возвышенностях, вблизи рек и ручьев. Дома столбовой конструкции. Некоторые поселения позднего бронзового века укреплены валами. Поселение Бух у Берлина существовало в течение нескольких веков. Здесь найдено около 100 разновременных построек |83. Это четырехугольные, часто косоугольные столбовые дома. Меньшие состоят из одного, большие—из двух помещений: комнаты с очагом и передней. Восемь небольших домов, стоявших рядом, составляли улицу, в конце которой находился большой дом, возможно какое-нибудь общественное здание. Внутри домов найдены большие закопанные в землю сосуды для хранения запасов.

В Нижней Австрии, Южной Моравни, Западной Словакии, Западной Венгрии и Северной Югославии поздний бронзовый век представлен, кроме лужицкой культуры, другой группой памятников полей погребений. В Моравии эта культура называется велатицкой, в Австрии — байердорф- ской, в Словакии — хотинской, в Венгрии — вальской. И. Жиговский 184, а вслед за ним М. Гимбутас 185 предлагают для этой группы памятников общее название среднедунайской культуры полей погребений. По классификации Райнеке эти культуры относятся к гальштату А—В.

Ранияя фаза развития среднедунанской культуры (1250—1100 гг. до н. э.) называется культурой чака по кургану, раскопанному близ деревин Чака в Южной Словакии 186. Эта культура представлена рядовыми погребениями на полях погребений и большими курганами с трупоположения- ми, с богатым инвентарем, вероятно родо-племенной знати. К этому же времени принадлежат многочисленные клады бронзовых изделий, найденные главным образом в Западной Венгрии и Северной Югославии и состоящие из большого количества пламевидных наконечников копий, мечей и кинжалов, втульчатых кельтов и серпов с рукоятями.

Велатицкая культура также названа по большому кургану, раскопанному в Велатицах близ Брно [87. Другой курган сложной конструкции с тщательно устроенной погребальной камерой был раскопан в Очкове v Пештан (в Словакии)i88. Курган высотой 6 м был окружен каменной стеной, имевшей 25 м в диаметре. Под насыпью, состоявшей из земли и трех прослоек камня, находились остатки погребального костра, в центре которого вырыта камера (4X5 м). В центре этой камеры — еще одна небольшая яма, в которой и были обнаружены обожженные кости погребенного здесь вождя, сотни глиняных и бронзовых сосудов, бронзовых орудий и других вещей, побывавших в пламени костра.

Обычными погребальными памятниками велатицкой культуры были поля погребений с ямами, обложенными камнем; возможно, были и могильные насыпи, позже исчезнувшие.

В Блучине (близ Брно) раскопано укрепленное поселение велатицкого времени, под стеной которого найдены остатки 200 скелетов, иногда тщательно уложенных, иногда в виде брошенных в беспорядке костей. Вероятно, это кладбище возникло в результате неприятельского вторжения, так как велатицким погребальным обрядом было трупосожжение.

Велатицкая керамика технически совершенна, изредка орнаментирована, напоминает лужицкую керамику Северной Моравии. Бронзовые вещи найдены в могилах и в кладах.

Байердорфская культура, названная по местонахождению в Нижней Австрии, характеризуется полями погребений с трупосожжениями, погребенными в урнах или простых ямках (иногда с каменным ящиком или обкладкой из камня). Керамика представлена дву коническими чашами, мисками на ножках, чашами с высокой ручкой, сосудами в виде животных. Найдены бронзовые сосуды. Из других бронзовых предметов

Лужицкая культура. Ill период бронзы (по Костшевскому)

1—топор с закраинами и прямоугольной пяткой; 2 — топор с воронкообразной пяткой; 3-—втульчатый топор (чекан); 4— браслет со спиральными окончаниями; 5—9 — булавки; 10 — топор с закраинами; 11—пластинчатый браслет; 12 — сосуд с высоким суживающимся кверху горлом; 13 — сосуд, орнаментированный шишковидными выступами; 14 — плосковыпуклый браслет, орнаментированный поперечными черточками; 15 — кувшин; 16 — иаруч из четырехгранной проволоки со спиральными окончаниями; 17 — меч

известны мечи с язычком для прикрепления рукояти и с литым бронзовым грифом, кинжалы, кельты, серпы, бритвы, фибулы в виде смычка

f CQ

скрипки и т. д.

Поздние этапы развития (конец XII — конец VIII в. до н. э.) перечисленных среднедунайских культур получили другие названия: в Моравии — это подольская культура, в Австрии — штильфридская (по могильникам, раскопанным в этих областях). Югославские археологи называют поздний этап своей средне дунайской культуры иллирийской культурой. Могильники этого времени состоят из сотен погребений (в Хотине около 1000 могил) |9°. Кремация применялась повсеместно. Сожженный прах помещали в урны биконические или с цилиндрическим горлом, иногда просто в ямы. Поселения расположены на возвышенных местах и укреплены мощными валами. Появляются первые (единичные) изделия из железа. Все четче вырисовываются черты гальштатской культуры.

В Средней и Северо-Западной Чехии развивалась сходная с велатицкой кновизская культура (по поселению Кновиз у г. Сляны) с ветвью по другую сторону Рудных гор и с родственной милавечской культурой в Южной Чехни и Баварии. Кновизская культура немонолитна, погребальный обряд разнообразен: наряду с трупосожжениями на полях погребений (как правило, небольших) встречаются и трупоположения, а также захоронения трупов в ямах на поселениях, причем иногда с расчлененными или неполными скелетами. Высказано предположение, что этот обычай связан с культовой антропофагией. Большинство данных о культуре происходит из раскопок поселений — многочисленных, но еще плохо изученных. Поселения были окружены рвами. Жилища внутри покрыты обмазкой, расписанной белыми и красными геометрическими орнаментами. Открыто много грушевидных ям, служивших для хранения зерна. Кроме грубой кухонной керамики, найдены лощеные и каннелированные сосуды. Характерны так называемые двухэтажные сосуды, широкие амфоры с вытянутым горлом, кубки и др. Бронзовые изделия известны главным образом из кладов. Громадный клад бронзовых вещей из Йеншовичи (у Мельника) дает возможность восстановить процесс изготовления больших щитовидных фибул 191.

Милавечская культура названа по кургану в Милавче у Домажлице, знаменитому по находке четырехколесной бронзовой повозки с котловидным культовым сосудом. Эта культура известна по могильникам, иногда с курганными насыпями. Поселения мало изучены. Они представляют собой городища в важных стратегических пунктах. Некоторые из них очень велики (занимают площадь до 50 га) и окружены мощными валами, сооруженными из дерева, камней и глины.

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. на территории части курганной области, в Подунавье и на Рейне, в северо-западной части Швейцарии и в Восточной Франции появляется южнонемецкая культура полей погребений. На всей территории распространяются трупосожжения со сходным или идентичным инвентарем, с захоронением под курганами на больших кладбищах. Курганы различного устройства: с «погребальными домиками», рвами, окружающими насыпь, овальные, иногда в виде «замочной скважины». Керамика очень бедная, главным образом в виде бико- нических урн с грушевидным горлом. Бронзовые изделия больше всего сходны с южноскандинавскими, но свидетельствуют также о торговых связях с лужицкой, кновизской и юго-западными культурами полей погребений. В несколько иных формах поля погребений распространяются по значительной части остальной Европы вплоть до Англии и Пиренейского полуострова.

Поселение культуры полей погребений у г. Перлеберг, ГДР. Начало I тысячелетия до н. э.

Типично для западной группы полей погребений поселение Бухау на острове озера Федерзее 192. Поселение было окружено несколькими рядами палисадов с боевыми ходами, семью мостами, двумя воротами. Внешний палисад состоял из 15 тыс. столбов длиной 8—9 м, забитых в озерный ил на 3 м. К первому периоду заселения (по Райнеке — гальштат А—В, XI в. до н. э.) относятся 37 однокамерных жилищ, каждое площадью 4X4—5 м. Только одна постройка двукамерная, возможно принадлежавшая главе общины. Часть домов сооружена из горизонтально лежащих бревен, частью — из столбов и плетня, обмазанного глиной.

Во втором периоде заселения (конец бронзового века — гальштат Вг) были сооружены девять больших усадеб (дворов) с жилыми постройками подковообразной формы и с хозяйственной постройкой посредине двора. Жители второго поселка были земледельцами, в то время как в первом периоде заселения основным занятием были скотоводство и охота.

Несмотря на значительные элементы сходства южнонемецких полей погребений с лужицкой культурой, нет достаточных оснований считать их возникновение результатом «лужицкой экспансии». Южнонемецкие поля погребений возникли в результате сложного процесса развития на местной основе со значительными восточными влияниями. Так, например, в мужских погребениях здесь находят бронзовые мечи липтовского типа, в изобилии выделывавшиеся в Словакии, но здесь представленные местными вариантами. Некоторые черты кновизской культуры также встречаются в южнонемецких полях погребений. Но ярче всего сказались внешние влияния в распространении украшенной бугорками и позднее желобками керамики в Пфальце, Баден-Вюртемберге, Рейнланде, Гессене, а также в Баварии и даже в устье Майна.

Среди западных групп «классической» культуры полей погребений назову следующие: Рейнско-швейцарская, распространенная в Швейцарии, на юго-запа- де ФРГ и востоке Франции. Керамика этой группы представлена кубками с сильно развитыми плечиками, чашами с широким краем, урнами с цилиндрической шейкой. Орнамент линейный, прочерченный или гребенчатый, иногда в виде арочек и фестонов. В позднем периоде встречается белая и красная инкрустация. Могилы в большинстве плоские, но есть и курганы. Среди изделий из бронзы характерны булавки со сферической или чашевидной головкой и головкой с обмоткой проволокой, витые браслеты, крестовидные ажурные и овальные бритвы. Майнская, для которой характерны урны с цилиндрической шейкой, украшенные бугорками с каннелюрами, окружающими и подчеркивающими эти бугорки, чаши с загнутым краем, кубки и др. Большая часть сосудов украшена каннелюрами в виде горизонтальных лент и арочек. Большинство могил без насыпей, но встречаются и курганы. На Среднем Рейне наряду с трупосожжениями сохраняется обряд трупоположений. Нижнерейнская (в Бельгии и части Нидерландов и в оассейне Лип- пе) с более бедным инвентарем, чем в двух вышеназванных. Керамика украшена тисненым геометрическим орнаментом, но значительная ее часть вообще не орнаментирована. В Бельгийском Брабанте и Фландрии могилы плоские, севернее встречаются курганы, окруженные ровиками. Восточнофранцузская, распространенная в области, лежащей западнее группы рейнско-швейцарской — до Шампани и Алье. В этой группе более прочные традиции культуры курганных погребений. Встречаются курганы с трупоположен иями, но с инвентарем, типичным для полей погребений, в некоторых могильниках соседствуют обряды трупоположения и трупосожжения. Среди сосудов следует отметить биконические урны с высоким прямым горлом, кубки без ножки или на маленькой цилиндрической ножке. Эти кубки орнаментированы внутри концентрическими узорами, а снаружи, как и урны, вертикальными и горизонтальными каннелюрами. Одни бронзовые изделия восходят к культуре курганов, другие — типичны для полей погребений. Поздние группы — южнофранцузская, каталонская, сеьероитальян- ская и другие — относятся к периодам гальштат В и С.

Я не останавливаюсь подробно на описании инвентаря западных групп полей погребений. На рисунке на стр. 74 представлены вещи, типичные для культур конца бронзового века (гальштат В) западной части Европы. Особо упомяну лишь об одном виде бронзовых изделий этого времени — мечах. В раннем бронзовом веке мечи, в собственном смысле этого .слова, еще не существовали: были лишь кинжалы с почти треугольным клинком, который с течением времени становился все длиннее и длиннее, пока в

Фибулы и шумящая привеска культуры полей погребений. Длина фибул 5,2 и 8,5 см. Диаметр окружности привески 4,2 см. Швейцарский государственный музей в Цюрихе

среднем бронзовом веке не превратился в меч. Рукоять к мечам первоначально прикреплялась с помощью заклепок. Процесс развития этого оружия в Европе завершился появлением в позднем бронзовом веке стержня рукояти в виде язычка9 к которому с помощью заклепок прикреплялись накладки из органического материала (дерева, кости). В позднем периоде культуры полей погребений (гальштат В) мечи достигли длины 80—100 см. Вскоре (гальштат Вз — С, когда начинается железный век) наряду со ставшими редкостью бронзовыми мечами появляются железные, подражающие бронзовым по форме. В позднем бронзовом веке распространяются мечи с литой массивной рукоятью. Им посвящена довольно обширная научная литература193. По форме рукояти различается много типов, из которых назовем: 1) тип Ригзее (назван по озеру в Баварии, на берегу которого в курганах с трупосожжен иями найдены такие мечи) — рукоять овальная или восьмигранная, часто богато орнаментированная, навершие в виде диска; Мюллер-Карпе датирует их XIII в. до н. э., Чайлд относит их появление к 1150 г. до н. э.;              2) с тремя

поперечными валиками (нервюрами) на эфесе и навершием в виде круглой пластины с выпуклостью («кнопкой») посредине (иногда его называют липтовским по району в Словакии, где встречены подобные мечи); с антенной-навершием в виде двух спиралей; IX—VIII вв. до н. э.; тип Morigen (по свайному поселению в Швейцарии) — рукоять в виде двух конусов, сложенных основаниями, на ней — три кольца, овальное


Типичные вещи культур конца бронзового века западной части Европы. Галъштат В. Культура полей погребений (по Миллотт) меч типа Morigen; 2 — меч с антенной; 3— меч с чашевидным навершием; 4— меч типа Auvernier; 5—наконечник копья; 6, 15—долото со втулкой; 7—большая булавка с головкой в виде сосуда; 8—10 — ножи; 11, 16 — бритвы; 12 — булавка с головкой в виде сосуда; 13 — фибула с дужкой из витой проволоки; 14 — фибула с ребристой дужкой; 17—уриа; 18—серп; 19—браслет; 20—урна; 21—сосуд с вогнутой шейкой; 22—кувшин; 23—биконический сосуд; 24—топор с приподнятыми закраинами; 25— почковидное кольцо; 26— булавка с шаровидной головкой; 27— булавка со сферической перфорированной головкой

Мечи конца бронзового века. Баденский музей в Карлсруэ

Справа—типа Ригзее, длина см; слева — типа Auvermei. длина 88 см

Мечи конца бронвового века. Вюртембергский музей в Штутгарте

Слева — с языковидной руке ятью, длина 60 см; посреди не —типа Morigen, длика 64,6 см; справа — с аитеиной, длина 65 см

Культовая повозка-котел. Пеккателъ, ГДР.

Найдена при раскопках кургана X в. до н. э- Высота повозки 35,5 см

вогнутое навершие и стрельчатый вырез у основания рукояти; 5) тип Auvernier (по свайному поселению в Швейцарии) — рукоять, к которой с обеих сторон заклепками прикреплялись накладки, навершие из металлической пластины, на которой находилась накладка из органического материала; 6) с навершием в виде чаши. Все эти мечи не могут быть непосредственно связаны с культурой полей погребений: хотя они встречаются на памятниках этой культуры, но распространены и далеко за ее пределами, в том числе и в Северной Европе, и в Италии.

В поздний период распространения полей погребений во всей Центральной Европе и отчасти в областях, где сказывалось влияние средне- европейских культур,— от Балкан до Скандинавии, появляется новая символика культа солнца. Важнейшим элементом этой символики были стилизованные изображения птиц (может быть, лебедей или вообще водоплавающих птиц) в сочетании с кругом, колесом, повозкой. Птицы сидят

на оси или на ободе колеса, расположены парами у солнечного диска, помещены на плечиках сосудов, стоят на тележках и т. д. В искусстве народов полей погребений встречаются также изображения человеческих фигур, рогатых животных и просто рогов, но значительно реже, чем птиц.

Водоплавающая птица служила солнечным символом, связующим небесную и земную сферы, символом плодородия и стоит в том же ряду, что и концентрические круги, крест, колесо, бычьи рога и т. п. Встречаются культовые четырехколесные повозки в виде котла.

В поздний период полей погребений распространяется обычай хоронить вождей и воинов на повозках, части которых тоже бывают украшены изображениями птиц 194.

Конец культуры полей погребений наступил неодновременно в разных частях Европы вследствие различных причин. В VIII в. до н. э. через Среднюю Европу прокатилась волна переселенцев, возможно в связи с появлением киммерийцев в Северном Причерноморье. Весьма вероятно, что одновременно в Среднюю Европу вторглись северные племена. Это привело к упадку среднеевропейские племена полей погребений. В южной и западнонемецкой группе вновь оживились элементы древней курганной культуры, произошла ассимиляция племен культуры полей погребений*

4

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме КУльтура полей погребений. Лужицкая культура:

  1. Культура ямных погребений
  2. Глава 6 •% Культура древних славян. I Культура Киевской Руси. | Культура Русских земель
  3. С.А. Васютин, А.С. Васютин Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия состав оружия как маркер ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ (по материалам погребений с кремациями верхнеобской культуры)
  4. ЛЕКЦИЯ 4. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  5. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУР: ОТ АРХАИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ К СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ А.А.Белик
  7. ЭТАПЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ Культура Древней Греции.
  8. ГЛАВА 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  9. Лекция 54. Другие продовольственные культуры.Непродовольственные культуры
  10. Культура и необходимый для существования культуры язык
  11. ИСТОРИЯ И БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
  12. Шеламова Г. М.. Культура делового общения при трудоустройстве : учеб. пособие. — 2-е иэд, стор. М. : Издательский центр “Академия”. — 04 с. — (Деловая культура)., 2009
  13. А. И. Кузнецова Представления о СУДЬБЕ в традиционных культурах Сибири: ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ СУДЬБУ (НА ПРИМЕРЕ ОБСКО-УГОРСКИХ И САМОДИЙСКИХ КУЛЬТУР
  14. Очерк Культура versus природа: «Природа как культура, культура как природа»
  15. 8.2. Функции политической культуры. Формирование и эволюция политической культуры