<<
>>

Культура вилланов

Среди культур с обрядом трупосожжения выделяется как важнейшая и, пожалуй, древнейшая культура вилланова, названная по могильнику, на- ходящемуся в 8 км к востоку от Болоньи.

Область распространения культуры вилланова включает Эмилию, Тоскану^ и Лацио. Вопрос о времени начала культуры вилланова, а следовательно, и железного века в Италии вообще, долгое время вызывал бурные споры, и расхождения в датах ужасающие, иногда до 300 лет20. Эти расхождения во взглядах археологов в особенности неприятны потому, что многие даты общеевропейских культурных явлений основаны на хронологии Италии. Сейчас наиболее приемлемые для начала железного века Италии даты, установленные по радиокарбону, заключены между 915 ±80 и 825 db 80/гг. до н. э. 21 Применительно к этим датам начало культурьРгалланЙва относят к^ IX в. до н. э.

Предшествующая ей культура, переходная от бронзового к железному веку, сложилась около/иОО4г. до н_ э. Она распространилась не только на территории, которую позже занимала культура вилланова, а по всей Италии, Поля погребений, первоначально известные только в долине р. По, теперь открыты вплоть до юга полуострова и даже до Мёссйны йПИи- лаццо на Сицилии. [Носители культуры полей погребений несомненно были предками многих племен, живших в Италии в железном веке. Одна

из групп этих племен представлена культурой вилланова, а переходная к ней культура названпротовилланоба. Иногда по двум большим могильникам в Центральной и ТОжной Италии ее называют также культурой пианелло-тиммари

экономики племен культуры протовилланова оставались земледелие и скотоводство.)" Культура известна по поселениям, расположенным

на возвышенностях и иногда укрепленным каменными стенами сухой кладки, и могильникам с трупосожжениями, погребенными в урнах.

Урны поставлены в траншеи близко друг к другу й иногда окружены каменными плитами. Типичны (биконические урньц Сосуды украшены нарезным геометрическим орнаментомДфрга из опрокйнутьк треугольниковГмегЕдр, зигзаги), пучками горизонтальных борозд и рельефными шишечками, иногда покрытыми концентрическими бороздками. Среди находок наиболее ча- сты бронзовые фибулы и бритвы. Наряду с (фибулой в виде скрипичного смычка распространяется новый тип (со спинкой в виде полукруглой арки, Бритвы квадратные, заточенные с двух сторон штеют петлевидную ручку7 и выемку на противоположном ручке "конце23. Представление о бронзовых изделиях того времени дает клад, найденный в 1880 г. в Косте-дель-Марано (близ Чивитавеккья). Он содержит до 150 предметов, преимущественно фибул и ЧаШи кованые с

вторжением с севера, из-за Альп, главным образом из Центральной Европы, новых племен В современной археологии точки зрения о возникновении культуры протовилланова в результате вторжения из Центральной Европы племен* культур полей погребений придерживаются Г. Сэфлунд и 'Г фон Мерхардтг Л. Бериабо Бреа, Р. Перони и некоторые другие ученые свдтают, что Поля погребальных урн связаны с религиознои идеей, не зависящей от этнических изменений, миграций народов и ассимиля- ций, широко распространившейся в Ъвропе как явление стадиальное и

Урна в виде домика. Высота 27 см. Некрополь на скале Альбанских гор. Музей J[a- циума

возникшее конвергентно (независимо в отдельных областях). X. Хенкеи исходит из гипотезы о возникновении культуры протовилланова в результате переселения в Италию племен, пришедших сухим путем и по морю и принесших новые идеи. Однако они не вытеснили местное население, а слились с ним. Одни ученые считают, что культура террамар непосредственно связана с культурой протовилланова и что 'последняя сохранила многие пережиточные черты ;чДругие предполагают, что с появлением племен протовилланова предшествующая им культура в долине По прекратила свое существование.

Наконец, ecть мнение, что культура протовилланова возникла в результате слияния культуры террамар и апейнинской и восприняла погребальный обряд и обработку металла от первой, а форму посуды и частично сельскохозяйственную экономику — от второй .

Первые погребения культуры вилланова были открыты в 1853 г. неподалеку от Болоньи. Другие могильники были найдены вблизи^ города и названы по именам владельцев земли (Беначчи, Арноальди) или по городским воротам (Болонья — Сан-Витале). ^Зтапы развития культуры вилланова в Эмилии обозначаются по различиям в могильниках — Беначчи I и II, Арноальди I и II (или вместо Арноальди II — Чертоза)Т " Культура “ вилланова в формах, сходных с североитальянскимиГ распространена в западной части Апеннинского полуострова, в Этрурии (в нынешних Тоскане и Лацио, на землях к северу от Рима).

Долгое время вилланова была известна только по могильникам. Лишь в недавнее время началось изучение поселений. Судя по раскопанным остаткам жилищ, а также по изображающим их погребальным урнам, носители культуры вилланова жили в деревнях в прямоугольных или круглых хижинах с земляными полами и глинобитными стенами. Столбы посредине поддерживали крышу, крытую соломой, "которую “закрепляли длинными лагами. Посредине хижины находился глинобитный очаг. Входную дверь помещали в узкой стене жилища.

Основным занятием племен вилланова были земледелие и раззедение крупного рогатого скота, но, несомненно, важную роль играло изготовление изделий из металла. Особенно процветала эта отрасль хозяйства в

области Болоньи Г в VIII в. до н. э., когда местные вещи из бронзы и железа экспортировались в отдельные области. Бронза, которую перестали употреблять для изготовления большинства орудшГтруда и оружия, теперь использовалась для украшений, посуды и др. Значение бронзовой индустрии доказывают ЮуЗДы^того времени, во множестве найденные в Центральной Италии. Их значительно больше, чем кладов бронзового века. Один из^таких кладов (самый большой из открытых~в 'Европе) найден sb 1887 г} у церкви Сан-Франциско в Болоньеу Этот клад состоял из '141338 предметов и весил около 1400 кг.

Из железных предметов в нем найдено лишь несколько небольших колец 2Л По-видимому, клад был собран как лом металла, предназначенный для переработки.

Господствующим погребальным обрядом культуры вилланова от IX до середины VfTp в. до н. э. было трупосожжение. Позже появились Чгру- ттогголожения . Их число постепенно возрастало Урну с прахом помещали в довольно глубокую яму («колодезную могилу») — tomba a pozzo* верхний диаметр которой достигал 1 м, ко дну они суживались. Под широким колодцем находился более узкий, диаметром 30—80 см (pozzetto)j в который и устанавливали урну с прахом. Малый колодец Чфшфьшали каменной плитой. Он бывает круглым или прямоугольным в плане, иногда выложен камнями^Пепел помещали в высокую урну характерной формы (типа вилланова) с широким корпусом, коническим гор лоту? и одной

Типичная урна культуры вилланова и другие сосуды из могилы в некрополе della Rose. Тарквиния. Высота урны с крышкой 64 см, без крышки 43,3 см- Музей Лациума

или двумя ручками на плечиках. Обычно их называют биконическими, хотя точнее было бы — двухъярусными. Урны изготовлены из плохо отмученной глины с крупными рллючениями. В начальной стадии ошПаылеп- лены от руки, а позже изготовлены на круге. Поверхность их обработана лощением, цвет в зависимости от обжига бывает красноватый, чернокоричневый и серый. Итальянцы называют этот вид керамику импастс^ Урны покрыты "разным геометрическим орнаментом из па раллельйШГ- линий, зигзагов, меандра, ямочек, оттисков штампа, имитирующих шнуровой орнамент, инкрустаций и вставок из металла. В урну, кроме праха, клали мелкие личные вещи покойника. Остальной погребальный инвентарь, в том числе сосуды с пищей, находился в могиле рядом с урной. Урну прикрывали чашей, а иногда бронзовым шлемом или его глиняной имитацией. На севере встречаются бронзовые урны, копирующие глиняные


Культура вилланова

а — бронзовая пряжка периода Беначчи II, музей в Болонье; 6 — погребальная урна периода Арноальди, высота 27 см, музей в Болонье

образцы.

Редкие урны в виде хижины (обыччо встречающиеся в Лацио) имеют на боковой стенке дверку, через которую вкладывали пепел.

Погребение сожженного праха в урнах оставалось господствующим обрядом, но в середине VIII в. до н. э. в Тоскане, а в VII—VI вв. до н. э. в Эмилии появились также обряд трупоположения и обряд погребения сожженного праха в больших кувшинах (dolia).

В могилах IX в. до н. э. сравнительно мало металлических вещей — это бритвы, фибулы, браслеты, булавки. В VIII в. до н. э. их становится намного больше. Это и различная металлическая посуда, и бронзовые топоры, ножи, бритвы, фибулы, булавки, мечи и удила и, наконец, железные мечи, кинжалы и др.

Ч'*-В VII в. до н. э. в области Тосканы сложилась культура этрусков, сменившая вилланову. В Конце VI\ до н. э. этруски ~ проникли в область Болоньи, и последние этапы существования здесь культуры вилланова протекали под сильным их влияниеЦМЭкоЛо 400Г г. до н. э. долину По завоевали галлы, положившие^ конец господству этрусков, а во в. до ft. э. область "Болоньи попала под властьТРима;

Однако никогда не было^ единства мнений ни в отношении периодизации, ни в отношении датировок.

Новая попытка периодизации, предпринятая X. Мюллер-Карпе, основала на непосредственном исследовании погребальных комплексов и на корреляционной статистике бронзовых изделий,, а не керамики. Вместо преж- них периодов культуры вилланова Беначчи I и II Мюллер-Карпе предлагает для всей области Болоньи общие периоды раннего железного века — Болонья I и II. Для обеих ступеней типична обычная урна виллановы. Период Болонья I характеризуется бронзовыми бритвами в виде полумесяца с рукояткой, завершающейся кольцом, змеевидными и лучковыми фибулами, проволочными браслетами, булавками с округлой головкой. Датируется IX в. до н. э.

Период Болонья II датируется VIII в. до н. э. К этому периоду Мюллер-Карпе относит клад, найденный у церкви Сан-Франциско. В это время наряду с лучковыми появляются фибулы с гладкой толстой расширенной посредине дужкой, мечи с антеннами (но встречаются и с простой округлой рукоятью), бронзовые удила и другие предметы конской сбруи, втульчатые топоры, кинжалы и др.

Много металлической посуды: кованые из бронзы урны на высокой ножке и цисты, характерные для всего последующего железного века.

Период Болонья III, соответствующий частично прежним периодам Беначчи II и Арноальди, датируется VII в. до н. э. 60

Недостаток периодизации Мюллер-Карпе в том, что она основана на изучении только металлических вещей и не учитывает керамики. Поэтому в научном обиходе остается и старая периодизация.

В период Арноальди бронзовая посуда находила широкое употребление. Наряду с цистой использовалась и ситула, в отличие от другой посуды почти гладкая, без украшений, имеющая ручку из проволоки. На орнаментированной бронзовой посуде, кроме геометрических украшений, встречаются изображения растений, водоплавающих птиц и стилизованных животных. Изредка находят греческие вазы. Железо было распространено шире, чем в предшествующем периоде. Фибулы лучковые и

и              «41

змеевидные с округлой головкой

alt="" /> Эволюция керамики культуры вилланова протекала медленно."В IX— VIII вв. до н. э. описанная выше урна вилланова очень мало изменила свою форму. Были распространены одноручные чаши, орнаментированные в манере, сходной с орнаментацией урн“Выли распространены кубки с ручками, чаши иа высокой ножке, двойные сосуды й^глиняные


Культура вилланова. Периоды Беначчи I и II (по Миллотт)

1, 15 — урны (керамические); 2 — бронзовая пластина; 3, 9 — бритвы; 4, 5, 12, 16, 17, 19 — фибулы; 6, 7, 14 — топоры; 8 — металлическая урна иа высокой ножке; 10 — Циста; 11—меч с антенной; 13 — ситула с ручкой; 18 — сосуд с двумя ручками и крестообразными креплениями

Культура вилланова. Периоды Арноальди I и II рертода) (по Миллотт)

1—ситула (керамическая); 2, 4, 5, 7, 12—14 — фибулы; 3gt;—уриа; 5 — циста; 8-— кувшин (ойиохоя); 9, 16 — кратеры; 10 — лекиф; 11—бронзовая ситула; 15 — килик

изображениями животных. В период Арноальди появилась керамика, сделанная на круге, более изящная и орнаментированная с помощью спе

циальных штампов рисунками из треугольников, кругов, розеток, фигурок людей и птиц. *              '              "              ^              ^

В период Чертоза сильно сказывалось влияние этрусков. В частности, распространились бронзовые сосуды, изготовленные в By ль чм^ТГ^д рхги х этрусских городах. Появились бронзовые ситулы, украшенные чеканным

орнаментом, подобные ситулам из области Восточных Альп или Венето, но, вероятно, изготовленные в Эмилии. Такова знаменитая чещхgt;зская ситула,, на которой изображены в верхнем фризе -^процессия солдат, вчглс^дующем -^подготовка к празднику, далее бытовые сцены и вни^ зу экзотические животные. Характерна так называемая чертозская фи- була; которая              IV вв. до н. э. распространилась в значительной

части .Центральной Ьвропы; Она имеет ^вытянутую ^^симметрично, согну- тую дужку, одностороннюю спираль и ножку7~конец которой слегка, приподнят и завершается кнопкой.

Погребальный обряд включал как кремацию, так и ингумацию. Mon?u—

Q9              _              V              ^              * V тЛ ' ,‘01*тт*0ввЯ*

лы часто отмечены каменными стелами , на которых линеиныи и сти-

лиШ1рыи .орнамент сочетается с изображениями сфинксов, «древа жизни» со стоящими по бокам геральдическими зверями, воинов и др. Сами стелывысечены в виде стилизованной человеческой фигуры.

. В Тоскане культура вйллamp;нова ~рщжйваласьС!Ж течеШ^еГ.брлее короткого времени, чем в ЭмилииЬ около 700 г. до н. э. она ценилась ^этрусской культурой, и лишь пережиточные ее элементы существовали до VI в. до н. э.              ви дл^аова в Тоскане делят на два периода: первый

I .датирую-^^—1Х_ввgt;—t(50 Л до н. э. ^второй —??50—700 Сили 675) гг. до н. э. Датировка и здесь остается спорной33. Если признать, что начало культуры вилланова в Тоскане относится к X в. до н. э., то она была в Этрурии более древней, чем в долине р. По.

Хотя выше было сказано, что формы развития культуры вилланова в Центральной и Северной Италии были сходны, все же заметны некоторые различия.

J j Для пер 'И? давилла н о в а ^Центральной Италии^ характерны ^ трупосожжения с захоронением праха в «колодезных могилах» (tomba a pozzo). В качестве оссуариев применяются урны в виде домиков и урны типа вилла- ^нова, отличающиеся от североитальянских только орнаментом: он нанесен гребенчатым орудием и представляет две сидящие человеческие фигурки, иногда изображение свастики, квадраты, меандр и другие геометрические фигуры. Орнамент, нанесенный на темной поверхности сосудов, обычно закрашивали белой краской. Среди керамики отметим чаши с одной ручкой, на которой изображены животные, или ручками в виде рогов, ладьевидные сосуды и аскосы в виде птиц и животных.

Металлические вещи представлены бронзовыми короткщ^..меддмй с Т-образной рукоятью И лезвием, украшенным гравированными параллель- ньШи* Линиями или зигзагами. Так же украшены и ножны, на которых с течением времени орнамент становится более сложным, появляются стилизованные изображения людей и животных. \В VII I в. дсГ“ н. э. становятся известны длинные железные мечи с антенной. Наконечники копий обычно пламевидные или плоские., ДЗронзовые шлемы полусферические с " :шкоМг или к о локол рви доые с" высоюТм~ ост р ым верхом. Фибулы простой формы с гладкой или покрытой елочным орнаментом дужкой, змеевидные, дисковидные, с витой иглой и выпрямленной двойной дужкой. Изредка встречаются бронзовые чаши и зеркала. Найдено несколько— импортных^ вещей, свидетельствующих о торговых связях с финикийцами и греками. ,

|Т / Е период вилланова 11 / происходит смена погребального обряда. Наряду с к ремацией применяют ингумацию в траншеях, покрытых ^каменными плитами, или в саркофагах, высеченных из мягкого камня и покрытых тяжелой крышкой. Иногда сожженный прах и сопровождающие вещй помещают в большой кувшин, но чаще всего — в обычные урны типа вилланова.

Исчезают колоколовидные шлемы и мечи с антенной, их сменяют полукруглый^ шапковидный шлем и короткий бронзовый меч-кинжал и меч с Т-образной рукоятью и железным лезвием. Найдены круглые бронзовые щиты!. Много металлической посудьГразличных форм. Бронзовые из- делия украшены штампованными щишечками и шариками и гравирован- ными узоратта. Ь это время сильн?е-~*сего сказываются греческие влиявши. В могильниках Черветери, Тарквинии, бей и других найдены импортная греческая посуда ~?гог местнЖПподрзЖания ей. Эта^ Италийская

•с              э—г •w "V              ±-т              ш

посуда геометрического стиля сделана на круге из хорошо отмученной глиЕ^Г светло-коричневого цвета, расписана тонкой глазурью и хорошо обожжена. Техника изготовления, роспись и .формы этих сосудов (ойнохоя, кратер, скифос) заимствованы у грё§рвГ * (Третий период^существования культуры вилланова в Этрурии‘(VII в. до нГэт)" нас только тесно связан” с возникновением этрусской культуры, что его целесообразно описать в разделе, посвященном этрускам

=(см. ниже, стр. 158).

Когда в XIX в. на территории современной Тосканы были обнаружены погребения культуры вилланова, то ученые предположили, что эта культура была принесена из альпийских областей и позже продвигалась из района Болоньи на юг. Однако потом это предположение было оспорено, и сейчас наряду с ним существует противоположное мнение: некоторые ученые считают, что в Этрурии могильники более древние, чем в Эмилии. Это позволяет предполагать, что культура вилланова возникла в Центральной Италии (Этрурии), а область Болоньи была колонизована носителями культуры вилланова, возможно, в несколько более позднее время34. Во всяком случае нет никаких оснований искать происхождение культуры вилланова вне Италии, так как большинство ее элементов содержится уже в культуре протовилланова: кремация, поля погребений, глиняные урны и их орнаментация, лучковая фибула и т. п. С другой стороны, вряд ли использование железа могло быть местным открытием. Его приписывают пришельцам, мастерам с Востока. Другие черты —- удила, урны в виде хижин и, вероятно, высокая техника ковки металла — могли быть результатом влияний альпийских культур 35.

Существует предположение, что носителями культуры вилланова были

                            ~ ~                            _

племена ум6ров./с?то мнение Б. И. Модестова0 и некоторых других ис-

¦ -*11 ' iMWOwmwui'i              т              ш              ни

следователей основано главным образом на том, что памятники культуры вилланова обнаружены в районе, который согласно античным источникам заселяли до прихода этрусков умбры. Но античные авторы считали, что в древности умбры занимали всю Северную Италию между По и Тибром. Эта область слишком обширна, чтобы всю ее связывать с культурой вилланова. Что же касается собственно Умбрии, то здесь в железном

I II ¦ —*-              щ              |              щ              gt;              HTIMf-" Ги 1 ' I I ¦ 11 |              ^              .иг.

веке существовала смешанная культура с элементами виллановы и пицен- ской, имевшая, вероятно, небольшое значение в «доистории» Италии.

iJHa территории Лацио культура вилланова .дасш^АЫшиадая, челзив-лру- гих местах ее распространения, и ее^ иногда выделяют в отдельную ла- ТИНCKyj^^L^VfeTт“ 37


Лучше всего изучены могильники на Альбанских горах (Кастель Ган- дольфо и др.)- Здесь существовал обряд трупосожжения, глиняные урны ставили в могилу, иногда представлявшую собой цилиндрический колодец. Часто встречаются урны в виде хижин. Могильный инвентарь (оружие, посуда) в некоторых некрополях — миниатюрных размеров, т. е. специально сделан для погребения. Он беден металлом, особенно мало железа. Раскопки на Палатине и других римских холмах открыли множество погребений, преимущественно VIII в. до н. э. Инвентарь сходен с аль-

банским. Наряду с трупосожжениями встречаются трупоположения в прямоугольных ямах. В VIII в. до н. э. на римских холмах располагались примитивные деревни с хижинами, стены которых были сделаны из прутьев и соломы, обмазанных глиной, их поддерживали дубовые балки88.

Культура вилланова имела большое значение для дальнейшей истории Италии, так Т?ак ТЗна составила важный элемент ТГ "формиройантти-этрус- ской, if через нее и римской цивилизации. ^ Её^ влияниё^ на истдрщо Северной Италии зщ^нч|Ш)С1^«лшдь_С0 вторжениелТТГ"^У в. до н. э. галльских племед^ Если верно предположение, что носители культуры вилланова познакомились с металлургией железа благодаря связям по морским путям с Эгейским миром, то не менее вероятно, что эти знания по сухопутным дорогам проникли на северные склоны Альп и послужили толчком к развитию гальштатской культуры, которой начинается трансальпийский железный век. Во всяком случае, торговые связи и влияния этих областей друг на друга несомненны.

голасекка

у**              X

В «екото0ьщ_элементах *к культуре вилланова близка, культура голасекка (названная по полю погребений .на юге о^ра Маджиорё^ на левом берегу вытекающей из него реки Тйтаж)г)т^©шГзанимала часть Ломбардии,

талии., иднако, по мне-

_               / —

нию некоторых исследователей, эта культура имеет еще более древние местные корни,* и можно проследить ее эволюцию с эпохи энеолита39.

Для культуры голасекка характерны, могильники с трупосожжениями^ Урну помещали в простую яму, иногда обложеннукГ^амиими, или~позд- нее в татару7^бразованнgt;^ по(^гавленнь1Ми наГребро "плитШНу Часть мо- гшГ обводили кругами из камней^ В Пьемонте встречаются курганные •щгсБТща к севёру от Маджиоре — насыпи из камней.              ~

_ Обычно культура голасекка делится на^три периода^ Для первого пе- ^ риода 0-^Щgt;г. до н. э.) характерны биконйческие урны с неболь- Шой расширенной шейкой, с фризом из перевёрнутых треугольников, вырезанных на плечиках, чаши на высокой нозйЬе с псевдошнуровым орна- w              Ч              -              — ——,

ментом, поздние фибулы пещерского типа,, лучковые фибулы, наконечники копии, Единичные мечи с

Во втором периоде f{600—45у гг. до н. э.) керамические формы по- иному профилированы./ Э^'амфоровидные сосуды без ручек, простые горш-

                            ».              fV '              '              —_

ки^ с небольшими ручками, Ьместо резного орнамента применяется лощение стенок сосуда, Появляются фибулы с удлиненной ножкой.,

В третьем период^ГХ450—15 ir. до н. э.) сказывается, в особенности

в металлических вещах, влияние соседних культур — вилланова и эсте, а также центральноевропейских^ Появляются конические глиняные ситулы с орнаментом из красных и~черных линий в виде сетки, местные подражания орнаментированным металлическим ситулам, змеевидные и челновидные фибулы с удлиненной ножкой, железны^^кинжалы с подковообразной рукоятью и другие изделия из металла. Позднее становится все больше вещей, привезенных из этрусских и греческюГобластей, и местных подражаний Tim, а после вторжения в Северную Италиюгаллов появляются кельтские вещи. Наряду с кремацией применяют ^обря^ГТрУпоположе-

40

ния

Большинство погребений культуры голасекка отличается однообразием и сравнительной бедностью инвентаря. Однако встречается немного погре-

Культура гсласекка. Керамика (по Питтиоии)

Период 1-1 — бикоиическая уриа, 2 — чаша иа высокой ножке, 3 — миска Периоды II—III: 4—6 — сосуды с лощеным орнаментом

бений с богатым инвентарем и оружием, по-видимому принадлежавших вождям, военным руководителям. ТЕ этих "погребениях найдены обширные ^ерии металлических вещей: втульчатые бронзовые топоры, железные наконечники копий, кованая бронзовая посуда, ковши и амфоры, покры-

_              V-              — ...—г. ¦              «~-А.              Ц«gt;1«              I              "              }              w m

тые гравированным орнаментом, часто содержащим мотив «солнечной ладьи и лебедя»; бронзовые вазы, украшенные бронзовыми же подвесками и поставленные на четырехколесную платформу. Встречаются конская сбруя и колесницы. На некоторых ддогилах финальной стадии голасекка стоят погребальные стелы, высеченные в виде антропоморфных стилизованных

~              ¦-              -              -1'-                                            —                                                                       -1ч              •              —

фигур..

На стелах открыты надписи, выполненные местным этрусским письмом, называемым филологами лепонтийским.» Предполагается, что это местный италийский язык, испытавший значительные кельтские влияния. Его иногда называют кельто-лигурским, так как некоторые ученые полагают, что культура голассека была создана племенами | лигу ров.. Но, "как и другие пoffБпгки э т ниче ской интерпретаций археологических культур Италии раннего железного века, эта гипотеза не имеет доказательств.

Согласно античной традиции, племена лигуров занимали значительно большую территорию, чем та, которая унаследовала их имя (область. Италии с главным городом Генуя). На западе они занимали побережье Франции до Роны, греческая колония Массалия (Марсель) была основа" на на территории лигуров. На востоке они занимали всю западную часть долины р. По. Так оставалось до кельтского завоевания. На этой обшир-

_ г              Шш*              m hi Hiier ¦**--.л

ной территории нет единой археологической ^ультуры, которую можно было бы идентифицировать с лигу рами. Поэтом у ,^сл!иГТолассека была лигурийской культурой, то она представляла лишь какую-то часть племен, объединенных античными авторами под названием лигуров.

эсте

Одновременно с культурами вилланова и голасекка существовала культура эсте, распространенная на северо-востоке Италии между реками „Мин- чо и Ливенца./ На этой территории* обитали племена, разговаривавшие

‘*-44 р*\

Болотистые земли восточной части, долины р. По с изменчивым течением реки Адидже (Alestia^ во II тысячелетии до н. э. были редко заселены. - Когда * в начале I тысячелетия до нГ аТтуда про никли венеты которым приписывают культуру эсте), они заняли все удобные для поселения места и жили в изоляции^ Даже этруски не подчинилРгТебё"эту область. Главньщ, городом венетов был^Атестamp;gt; (современный Эсте)42, но когда 589 г. до н. э. Адад^е проложила .шхваё русло ~в Т2~км от города, он пришел в упадок. 43 183 г. до н. э. эта область стала дан-

ницей Рима, и ее своеобразная куяЕтура растворилась в римской. В районе Эсте были открыты большой могильник и поселение, а затем деногочис-

#ь-'«              ~              -V-"              "*¦              ,wm

ленные могильники в других местах, и материалы раскопок послужили основой для периодизации культуры, подразделенной на четыре фазы.

Основной погребальный обряд культуры эсте—.трупосожжения^ но встречаются и трупоположения.тВ начальный период культуры эсте сожженные останки хоронили в простой яме, в открытом грунте вместе с грубыми лепными сосудами биконической формы, иногда украшенными псевдошнуровым орнаментом* Вещи из бронзы очень немногочисленны, это преимущественно простые смычковидные фибулы.-

В период эсте II могилы представляют собой продолговатые ямы, выложенные шестью каменными плитами. В могилу помещена урна биконической или конической формы, иногда на' высокой ножке и с горизонтальными рисунками на брюшке. Орнамент состоит из рядов перевернутых треугольников- Появляются уже глиняные ситулы с геометрическим или псевдошнуровым орнаментом, иногда с украшениями из бронзовых пластин,. Изредка встречаются небольшие сосуды в виде свиньи или ладьи. Вся керамика сделана на гончарном круге. Найдены также мечи с антенной, бритвы, кельты и пальштабы, фибулы (килевидные и с утолщенной дугообразной спинкой, с дисками из янтаря или стекла).

В период расцвета культуры (эсте III) сказываются значительные влияния с юга, из области Болоньи. Вещи из этого важнейшего центра культуры железного века проникали к- северу до Средней Европы, и, несомненно, часть их шла через область Эсте.

Типичны глиняные ситулы, украшенные красными или черными горизонтальными полосами, чаши на высокой ножке, змеевидные и челновид- ные фибулы, фибулы с утолщенной спинкой, боковыми бугорками и удлиненной ножкой, шейные цепи с погрел!ушками, поясные накладки с точечным орнаментом.              “

В это время развивалось производство бронзовых ситул, иногда не- орнаментированных, но часто украшенных несколькими фризами с охотничьими, военными и культовыми сценами, с реальными и фантастическими фигурами зверей. Одна из наиболее знаменитых ситул найдена на вилле енвенути (в 1880 г*) близ Эсте. На ней изображены человек в плаще и шляпе с широкими* полями, восседающий на троне, взнузданный конь, перекладина с подвешенными ситулами, стилизованные деревья и сказочные звери. На втором фризе — домашние и фантастические животные; на третьем — вооруженные воины с пленниками. Ситула датирована временем ^Около 575 г2 до н. э. Область культуры эсте была одним из крупных художественных центров, где изготовлялись подобные изделия43.

Т срквиния- Фреска. Могила жонглеров


Терракотовый сосуд в виде головы демона с ювелирными изделиями в носу и ушах. Этрусский краснофигурный стиль- IV в. до н. э-

Супружеская пара. Скульптура с терракотового саркофага из Черветери. Около 500 г. до И. э-

Тарквиния. Фреска. Могила с фронтоном

Период 1: 1 — бикоиическая уриа, 2 — бронзовый браслет, 3 — тележка в виде птицы, 4 — кубок, 5—7 — фибулы

Период II: 8 — погребальная уриа, 9—кубок на высокой ножке, 10 — нож, 11—фибула с изображением зверя, 12 — меч с антенной, 13 — глиняный сосуд, 14 — сосуд с ручкой, 15-—глиняное ведро, 16 — нож (секач), 17, 18 — фибулы, 19 — удила Период III: 20 — черно-красный сосуд, 21—сосуд, украшенный бронзовыми гвоздиками, 22, 23 — кубки иа высокой ножке, 24, 25 — фибулы, 26 — тройной сосуд, 27 — двуручный сосуд

Культура эсте- Ситула Бенвенути. Высота 32 см-

9. ДО Н. Э.

На могилах, сооруженных в периоде III, поставлены каменные столбы с надписями на местном венетском наречии.

|У Период IV эсте характеризуется влиянием кельтского мира и, наконец, Рима, Керамика дегенерирует, становится простой и грубой, немно- гочисленные орнаментированные сосуды копируют греческие и кельтские оригиналы. Среди изделий из бронзы встречаются вотивные фигурки воинов, всадников, женщин и др. Известно, несколько святилищ, на которых, кроме бронзовых статуэток, найдены вотивные надписи, выгравированные на металлических пластинах. Как и надписи на могильных камнях, они сделаны письменами, происходящими от этрусских. Однако язык не похож на этрусский. Он, несомненно, индоевропейский и близок к латинскому больше, чем какой-либо другой язык, на котором в то время говорили в Италии. Возможно, что венетский язык был сменен латинским до того, как сюда пришли римляне 44.

В результате длительного альянса с Римом венеты мирно восприняли в 182 г. до н. э. его политический контроль, результатом чего была полная романизация их культуры к концу века.

Абсолютная хронология культуры эсте вызвала такие же разногласия, как и хронология вилла новы45. В настоящее время наиболее распространена хронология, согласно которой эсте I относится к 900—750 гг. до н. э., эсте II — 750—575 гг. до н. э., эсте III              575—350 гг. до н. э.,

эсте IV — 350—182' гг. до н. э.


Среди археологических памятников Северной Италии необходимо отметить наскальные рисунки, найденные в Приморских и Коттиевых Альпах46, в особенности в названной выше долине Камоника. Они охватывают длительный исторический период от энеолита до железного века и даже до начала нашей эры. Замечательные рисунки в долине Камоника встречаются на протяжении почти 50 км. Изображения выбиты либо выгравированы на поверхности скал, которая была отполирована движением плейстоценовых ледников 47.

Рисунки, которые исследователи относят к медному и бронзовому векам, содержат много религиозных символов: солнечные диски, геометрические символические рисунки, фигуры молящихся. Изображено много оружия (топоры, алебарды, кинжалы). В начале бронзового века появляются стилизованные изображения животных, а также сцены охоты, пахоты, двух- и четырехколесных повозок, домов и др. В железном веке религиозных символов становится меньше, а сцены повседневной жизни более разнообразны: женщина у ткацкого станка, кузнец у горна, телега с запряженными волами, жилища. Распространены сцены, в которых пешие или конные воины в шлемах сражаются копьем или мечом. По случайным надписям, сделанным местным северным этрусским письмом на некоторых скалах с изображением воинов, их можно датировать временем около 500 г. до н. э.

В Центральной Альпийской долине открыты могильники и поселения железного века, вероятно принадлежавшие тем племенам, которые оставили свои рисунки на скалах Приморских Альп. Этническое название этих племен неизвестно.

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме Культура вилланов:

  1. § 1. ПРИЧИНЫ И ИСТОКИ РЕЦЕПЦИИ
  2. §2. ЭТАП РАННЕЙ РЕЦЕПЦИИ
  3. Ж
  4. ЛИГУРИЙЦЫ И ИТАЛИКИ
  5. КАВКАЗ И ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В ЕВРОПЕ
  6. Культура вилланов
  7. Культура ямных погребений
  8. Общая характеристика га ль штат с кой культуры
  9. 10 Западноевропейские культуры в галыитатское время
  10. Слисок иллюстраций
  11. Указатель археологических культур и этнических названи
  12. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. ГОРОДА
  13. Протовиллановская культура
  14. 1. Определение
  15. Преемственность между протовиллановской и виллановской культурами