<<
>>

Некоторые закономерности становления городов в кочевых обществах Центральной Азии

Рассмотренные нами сведения показывают, что в древности на территории Центральной Азии существовал целый ряд кочевых обществ, в которых происходили процессы строительства стационарных населенных пунктов и оседание части населения.
Причем это явление фиксируется в различных по хронологии и этническим характеристикам обществах древних и средневековых кочевников. Нетрудно заметить, что в подавляющем большинстве случаев появление оседлости и возникновение городов связаны с кочевыми объединениями, в которых происходили сложные социально-политические и экономические процессы, приводившие родовые и племенные организации кочевников к созданию особой формы организации общества - государственности. Одним из основных признаков формирования государственности в древневосточных, античных, средневековых европейских обществах, неизменно, считается появление городов. Коротко говоря о причинах возникновения государственности, можно заметить, что это сложнейший процесс, вернее, ряд процессов, проходивших в сферах экономики, политики, мировоззрения, области социальной организации, хотя в реальной жизни все перечисленные процессы не существуют и тем более не развиваются по отдельности, а образуют единый, сплетенный в одно целое, неразрывный процесс развития общества. И в нашем исследовании мы можем рассматривать только отдельные части процесса эволюции обществ кочевников, выявленные в ходе работы над источниками. Появление новых форм организации общества оказывало свое влияние практически на все стороны жизнедеятельности, изменяя некоторые его функции и способствуя появлению в кочевой среде такого феномена, как города. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что многие факторы, влиявшие как на развитие общества, так и на становление городов, остались за рамками нашего исследования ввиду их неуловимости. Хотя чрезвычайно сложно разделить общественные процессы на составные части, до того тесно и неразрывно переплетены все его составляющие, все же мы попробуем связать отдельные из них с появлением оседлости в кочевых обществах.
Далее мы рассмотрим, как каждое фиксируемое источниками и рассмотренное нами явление, входящее в слагаемые развития кочевого общества, влияло на появление оседлости и становление стационарных поселков и городов. Первыми преобразованиями в общественной структуре кочевого социума, находящегося в процессе социально-политической реструктуризации, было создание военной организации. Источники подчеркивают это, постоянно упоминая о военной силе кочевников. Одними из самых, пожалуй, бросающихся в глаза и постоянно повторяющихся в источниках сведений о военной организации кочевников было подразделение войска по десятичному принципу. Очевидно, такой принцип появлялся на самом первоначальном этапе создания ополчений, основанных по родоплеменному принципу. Каждая семья выставляла определенное количество воинов, которые входили в более крупное военное подразделение. Наиболее подробно такие ополчения описаны у монголов. Во главе их стояли Хабул-хан, Амбякянь-хан, проводившие военные действия против Цинь. Во главе подобного ополчения стоял Есу- гей, отец Темуджина, будущего Чингисхана. Военные подразделения, основанные на родовом принципе, возглавляли Джамуха, Чингисхан и другие военачальники, упоминаемые в «Сокровенном сказании» вожди кереитов, меркитов, найманов, татар. Такие же ополчения создавали все центральноазиатские кочевники во время своих вторжений в Китай. Источники упоминают о таких вторжениях с эпохи Шан-Инь до монголов позднего средневековья. В состав таких ополчений входили не только родичи, составлявшие костяк, но и представители других родов, выступавшие в роли нукеров по отношению к предводителям. В отдельных случаях нукеры-инородцы выполняли роль телохранителей и помощников своих сюзеренов. Появление десятичной системы являлось развитием военной организации центральноазиатских кочевников и было связано с эволюцией социальной организации в целом. Трудно сказать, существовала ли десятичная система в древности в карасукскую и скифскую эпохи, однако можно отметить ее отсутствие у европейских скифов.
По крайней мере в источниках нет упоминаний о делении войска скифов на отдельные подразделения. У хунну система подразделения войска по десятичному принципу существовала, возможно, до прихода к власти Модэ. Косвен ным свидетельством этого служат сведения о том, что после бегства Модэ из юэчжейского плена его отец шаньюй Тоумань выделил ему отряд в десять тысяч воинов (Таскин, 1968, с. 38). Как происходило становление десятичной системы в военной организации степняков, пока можно только догадываться, но думается, что это связано с зарождением десятичного счета в математике вообще, где основой был отсчет на пальцах. Подразделение войска по десятичному принципу есть у хунну, жужаней, тюрков, уйгуров, киданей, монголов. Причем в источниках эти сведения сопряжены с известиями о делении территории кочевого объединения на два или три крыла. Внутри этих крыльев и происходило подразделение на тумены, тысячи, сотни, десятки. О введении десятичной системы в армии, путем ее реорганизации, у жужаней и монголов связано с именами их вождей Шелуня и Чингисхана (Таскин, 1984, с. 269; Сокровенное сказание, 1990, с. 100— 101, 111-112). У тюрков и уйгуров только отмечается существование такой системы. Войска кочевников отличались высокой боеспособностью и дисциплиной, что достигалось системой наказаний и поощрений. У хунну за опоздание к месту сбора воинского отряда наказывалось смертной казнью (Таскин, 1968, с. 39). Такое же наказание за подобное нарушение предусматривалось и в монгольской армии. За проявленную в боях смелость у хунну воину полагалась награда (Таскин, 1968, с. 41). Примером воинской дисциплины может послужить рассказ, приведенный Сыма Цянем, о приходе к власти шаньюя Модэ, когда подчиненные ему воины по его приказу стреляли последовательно в коня отца Модэ Тоуманя, его жену, а потом и в самого Тоуманя (Таскин, 1968, с. 38). Ведение боевых действий в принципе было единым у вооруженных луками конных воинов. Их тактика заключалась в обстреле противника с дальней дистанции с целью нанести как можно больший урон лошадям и живой силе, деморализовать и обратить в бегство.
Ложное отступление применялось для расстройства неприятельских рядов и дальнейшего окружения. Однако с появлением организованного войска в боевых действиях начали участвовать отряды тяжеловооруженных всадников. Их роль заключалась в нанесении лобового удара и дальнейшей рукопашной схватке с противником. Существование латной конницы отмечалось у хунну, тюрков, киданей, монголов (Худяков, 1986, с. 206-226). Формирование постоянного войска в кочевых объединениях центральноазиатских кочевников вносило изменения в социальную структуру общества и приводило к появлению профессиональных военных и военной аристократии. Кроме подразделений, непосредственно участвовавших в боевых действиях, создавались различные вспомогательные отряды, применявшиеся для устройства полевых лагерей, проведения осадных действий, т. е. появлялась определенная специализация, предшествовавшая созданию родов войск. О выработке боевых навыков у воинов в источниках содержатся сведения, относящиеся к различным народам. Указано, что у хунну дети с малых лет приучаются к верховой езде и стрельбе из лука. По достижении зрелого возраста поступают в латную конницу (Таскин, 1968, с. 34). Одним из самых известных способов тактической подготовки воинов служили облавные охоты, на которые привлекались большие массы людей, которые по сути отрабатывали тактику взаимодействия больших воинских контингентов на пересеченной местности, когда большая часть охотников была скрыта от руководителей охоты. Как происходила индивидуальная подготовка воинов, для нас пока остается неясным. Никаких специально разработанных инструкций или правил на этот счет нами не выявлено. Численность войск у кочевников достигала с учетом включения в армию различных категорий зависимого и завоеванного населения сотен тысяч человек. Обслуживание такого количества войск требовало создания базы для изготовления оружия и снаряжения, которого у каждого воина должно было быть строго определенное количество. То же самое касалось и запасов продовольствия.
Образование многочисленного постоянного войска вызывало потребность в стационарных поселениях с развитым ремесленным производством. Для обеспечения воинов и ремесленников продовольствием необходимо было постоянное производство сельскохозяйственной, в том числе земледельческой продукции. Это требовало создания базы, располагавшейся в стационарных поселениях, с населением, занимающимся земледелием. Такие поселения начали появляться с хуннского времени. Иволгинское городище демонстрирует сочетание ремесленного и земледельческого населения, работавшего на нужды кочевой части населения, большей частью состоявшей из воинов (Давыдова, 1995, с. 59-61). Поселение в Дуренах свидетельствует о существовании у хунну крупных сельскохозяйственных центров, обеспечивавших продовольствием население, занятое в других непроизводственных сферах (Давыдова, 1978). Уйгурский Орду Балык с его многочисленным населением также работал на нужды армии, подпитывая ее мощь вооружением, снаряжением и продовольствием. Ремесленное население Каракорума, по данным археологии и свидетельствам очевидцев, обслуживало армию и государство. Сельское население, проживавшее как в самом городе, так и его предместьях, производило продукцию для потребления управленческого аппарата, горожан и армии (Древнемонгольские города, 1965). В киданьских городках, являвшихся, по всей видимости, опорными военными пунктами киданей на территории Центральной Азии, зафиксированы следы занятия ремеслом. К ним прилегали сельскохозяйственные округи, обеспечивавшие продовольствием разношерстное население городков. Кочевые империи, занимавшие громадные завоеванные территории, включавшие области с городами, использовали их экономический потенциал для пополнения вооружения, а сырья - для его производства, живую силу при вспомогательных работах при ведении военных действий. Военная организация кочевников, претерпевавшая изменения вместе со всем кочевым обществом, способствовала развитию оседлости и возникновению городов.
<< | >>
Источник: Данилов С. В.. ГОРОДА В КОЧЕВЫХ ОБЩЕСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. 2004

Еще по теме Некоторые закономерности становления городов в кочевых обществах Центральной Азии:

  1. 2.2. Военно-политическое сотрудничество СССР и МНР
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. ГЛАВА 16 ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
  4. Н. М. КРАВЧЕНКО, Г. А. ПАШКЕВИЧ НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПАЛЕОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБУХОВСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ПАМЯТНИКОВ I ТЫС Н. Э.)
  5. Глава 1. Очерк истории этнологических знаний в Европе до XVIII в.
  6. Введение
  7. Глава 4 Закономерности становления оседлой «городской» жизни в кочевых обществах Центральной Азии
  8. Некоторые закономерности становления городов в кочевых обществах Центральной Азии
  9. Роль личности
  10. В. Г. Сергеева ВОПРОСЫ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И ТРАНСОКЕАНСКИХ КОНТАКТОВ В ТРУДАХ ХУАНА КОМАСА
  11. Зарождение геополитических идей.
  12. ОТКУДА ПОШЛА «РОССИЙСКАЯ АМЕРИКА»
  13. Глава V. Половцы
  14. Риторика воинов ислама
  15. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
  16. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  17. Гордон Чайлд
  18. Основные внеевропейские типы земледелия.
  19. Примеры развития социокультурных систем