<<
>>

4.1. Общая характеристика половозрастных групп

Результаты анализа основных элементов погребального обря­да кочевников Горного Алтая У1-П вв. до н.э. по материалам всей совокупности погребений людей различных половозрастных групп позволяют сделать некоторые предварительные выводы (приложе­ние IV).

Для расширения информационного поля и обобщений привлечены выводы об особенностях погребального обряда нома­дов, представленные в предыдущей главе.

Прежде всего в ходе такого анализа получены дополнитель­ные подтверждени8- того, что ориентация умершего относительно сторон горизонта и особенности его положения в могиле являются признаками культурно-хронологического, а не социального харак­тера. Судя по данным одиночных погребений, не менее 70% чело­век были уложены скорченно на правый бок и ориентированы го­ловой на восток или юго-восток, что соответствует «классическим канонам» погребального обряда пазырыкской культуры. Иные за­фиксированные традиции ориентации и трупоположения умерших людей обусловлены территориально-хронологическими факторами, взаимодействием с племенами сопредельных территорий Тувы, Казахстана, Монголии, Китая, а также инокультурными захороне­ниями и другими обстоятельствами аналогичного характера.

К культурно диагностирующим признакам можно отнести и помещение в могилу мясной пищи, состоящей преимущественно из частей туши (обычно курдюк) овцы и значительно реже - лошади. Такой показатель отмечен у 60% погребенных. Другая черта погре­бального обряда - помещение под голову умершего подушки из камня, дерева или кожи, набитой травой, обнаружена только в моги­лах примерно 15% похороненных людей разных половозрастных групп. Это, вероятно, можно объяснить в определенной степени тем, что такие вещи часто могли изготовляться из дерева или кожи и по­этому в большинстве случаев они плохо сохранялись. Не исключен и субъективный момент, когда отдельные исследователи могли не иQCtBEIENQRABD8EQAQ1BEIEOARABD4EMgQwBEIETA- камни, находящиеся под головой умершего или воз­ле нее, как «каменные подушки».

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и территориально-хронологический аспект, поскольку в от­дельных районах Горного Алтая, особенно тяготеющих к пред­горьям, или в контактных зонах и культурно-исторических коридо­рах, расположенных вдоль русла крупных рек (Катунь, Чарыш и др.), этот признак при раскопках курганов встречается реже или вообще отсутствует. В конечном итоге на основе имеющихся дан­ных следует заключить, что этот показатель также не является со­циально маркирующим элементом.

Из всей совокупности черт погребального оQRABE8ENAQw- пазырык- ской культуры к числу признаков, отражающих особенности поло­возрастной и социальной структуры общества можно отнести сле­дующие: параметры погребального сооружения и его конструктив­ные особенности, количество и состав инвентаря, наличие или от­сутствие сопроводительных захоронений лошадей. Исходя из этих критериев дадим общую характеристику основным половозраст­ным группам: дети, взрослые женщины, взрослые мужчины. При этом важно еще обратить внимание на то, что имеющиеся материалы позволяют выделить определенные наборы эталонных показателей, выражающих стандарт погребального обряда для каждой такой группы умерших людей. Н.П. Матвеева (2000, с. 138) на основе изу­чения саргатской культуры предложила относить к стандартным по­гребениTwQ8- те, которые имеют признаки, характерные для большин­ства, т.е. встречаются в более 55% захоронений. Учитывая особенно­сти источниковой базы по погребениям пазырыкского времени Гор­ного Алтая, представляется возможным причислять к указанному кругу те захоронения людей, которые имеют черты, выявленные не менее чем у 50% погребений. Выделение стандартных показателей дает дополнительную информацию для установления половозраст­ной структуры социума. В то же время для реконструкции социаль­ной стратификации номадов такой методический прием малопер­спективен. Это связано с тем, что различные социальные аспекты погребений как раз и проявляются в отходе от общепринятых эта­лонных характеристик обряда для каждой половозрастной группы.

Надо отметить, что при установлении половозрастной и соци­альной дифференциации общества важное значение имеют пара­метры погребальных сооружений. Многие ученые считают их наи­более объективными показателями трудозатрат, которые не изме­няются и при ограблении погребений (Грязнов, 1950; Могильни­ков, 1992, с. 287; Матвеева, 2000, с. 195; и др.). Попытки разделить курганы пазырыкской культуры на отдельные группы в зависимо­сти от их размеров в большей или меньшей степени предпринима­лись отдельными исследователями (Суразаков, 1983б; Кубарев, 1987, с. 11; Полосьмак, Молодин, 2000; и др.). Учитывая предшест­вующие разработки, а также достаточно большую источниковую базу, D8EQAQ1BDQEQQRCBDAEMgQ7BE8ENQRCBEEETw- возможным предварительно выделить не­сколько групп курганов. Критериями для выделения таких групп являются диаметр и высота насыпи погребального сооружения, а также объем могильной ямы. При этом первые два элемента обла­дают достаточно условной степенью объективности, поскольку они подвержены антропогенному и природному воздействию. То же самое, вероятно, можно сказать и о третьем критерии, но несколько с иным акцентом. Дело в том, что в силу особенностей природно­климатических условий и структуры почвы не всегда представля­лось возможным выкопать могильную яму в том объеме, который соответствовал бы средним стандартам для умершего с определен­ным социальным статусом. После учета и анализа каждого из эле­ментов и установлеD0EOARP- средних показателей производилась их кор­реляция. В конечном итоге были установлены следующие группы курганов с усредненными характеристиками:

1. Маленькие: диаметр - до 6 м, высота - 0,1-0,3 м, объем мо­гильной ямы - до 7,5 м3;

2. Малые: диаметр - 6-11 м, высота - 0,1-1 м (средняя высота - 0,5 м, объем могильной ямы - 7,5-35 м3);

3. Средние: диаметр - 11-19 м, высота - 0,3-1,2 м (средняя высота 0,6-0,8 м), объем могильной ямы - 35-60 м3;

4. Большие: диаметр - 19-30 м, высота - 0,4-2,6 м (средняя высота - 0,8-1,2 м), объем могильной ямы - 60-130 м3;

5.

Очень большие (грандиозные): диаметр - 30-68 м, высота - 1,6—4,1 м (среднPBE8- высота - 1,6-3,75 м), объем могильной ямы - 130-425 м3.

Следует обратить внимание на то, что выделенные группы дос­таточно условны и в ряде конкретных случаев наблюдаются откло­нения от эталонных характеристик. Так, зафиксированы ситуации, когда по диаметру насыпи курган относится к одной группе, а по объ­ему погребальной камеры - к другой. Особенно это относится к 4-й и 5-й группам курганов, которые можно рассматривать как «элитные» погребения. Так, к примеру, Второй Башадарский курган по парамет­рам насыпи (диаметр 40 м, высота 1,6 м) примыкает к совокупности очень больших, грандиозных объектов, а по объему могильной ямы (84,7 м3) - к разряду BEIEPgQ7BEwEOgQ+ больших. Однако таких случаев не так много. К тому же, воздвижение погребальных памятников, в отдель­ных конструктивных элементах которых прослеживается разная сте­пень масштабности и объемы трудозатрат, может отчасти объясняться субъективными (например, личное отношение к умершему и т.п.) и объективными (недостаток материала, рабочей силы, времени, сложные природные условия и т.п.) факторами. В целом же такой методический прием позволяет уловить определенные тенденции в сооружении курганов с учетом половозрастных и социальных осо­бенностей погребенных.

Теперь на основе всей совокупности имеющихся источников охарактеризуем BD4EQQQ9BD4EMgQ9BEsENQ- особенности погребального обряда па- зырыкской культуры для каждой половозрастной группы в отдель­ности.

Дети. 44,3% детей были похоронены в отдельных объектах, а остальные 55,7% - в парных или коллективных погребениях. Сред­ние параметры насыпей одиночных курганов детей в два раза меньше, чем у погребальных памятников, сооруженных для жен­щин и мужчин. Кроме того, по объему трудозатраты на возведение могильной ямы детской группы, соответственно, в четыре и в пять раз меньше, чем у представителей других двух классов.

Внутри этой группы умерших прослеживаются небольшие различия в размерах погребальных сооружений.

Особенно это хо­рошо видно на примере могильных ям. Такой конструктивный эле­мент на 1/3 (на 1,5 м3) больше у детей старшей подгруппы и подро­стков, чем у младшей возрастной подгруппы. По размерам курган­ной насыпи в целом существенных различий нет. Правда, для детей младшего возраста зафиксированы объекты, средний диаметр и высота которых соответственно на 0,4 и 0,1 м больше аналогичных памятников второй детской подгруппы. Однако эти незначитель­ные расхождения, особенно по признаку высоты кургана, можно объяснить особенностями выборки. К тому же, если учесть данные

по третьей подгруппе детей - Infant (более дробный возраст их не определен) и условно разделить их на две основные совокупности памятников, то тогда отмеченные расхождения в отдельных при­знаках снивелируются еще значительней. Следует особо отметить, что большая часть учтенных на первом уровне погребенных детей - 25 (78,1%) из 31 (100%), похоронены в курганах, относящихся к разряду маленьких погребальных сооружений, а меньшая - 7 (22,6%) - к памятникам из группы малых (приложение IV). Не­смотря на небольшое количество данных, можно отметить, что па­мятники второй группы («малые») более характерны для детей старшего возраста и подростков. Аналогичная ситуация наблюда­ется и D8EQAQ4- рассмотрении всей совокупности детских погребений, включая парные и коллективные склепы. При этом заметно возрас­тает доля объектов не только первой группы (41 (58,6%)), но и вто­рой (27 (38,6%)) (приложение IV). Это прежде всего связано с объ­ективными обстоятельствами, поскольку для большего числа умерших (2 и более человека) необходимы погребальные памятни­ки больших размеров. Кроме того, по одному разу зафиксированы погребальные сооружения, относящиеся к разряду средних (группа 3) и грандиозных (группа 5). В целом же прослеживается тенден­ция создания курганов для детей от 6 лет и подростков несколько больших размеров, чем для представителей младшего возраста, что обусловлено физико-генетическими особенностями погребенных.

Наличие более масштабных курганныRF- сооружений, в которых де­ти были похоронены совместно со взрослыми, свидетельствует о высоком социальном положении умерших.

Внутримогильные конструкции во всех погребениях, чаще все­го, отражали общекультурные особенности. Так, детей как в одиноч­ных, так и в других захоронениях преимущественно хоронили в сру­бах, в меньшей степени - в каменных ящиках и рамах. В то же время зафиксирован факт более частого погребения людей из младшей возрастной подгруппы в колодах или в деревянном ящике (гробови- ще). Детей старшего возраста в значительной степени погребали в срубах. Кроме того, отмечены факты сооружения деревянного ложа и колоды как в EEEQARDBDEEMARF-, так и в каменном ящике, что дополнительно свидетельствует не только о принадлежности к определенной воз­растной группе, но и о социальном статусе умерших.

В могильных ямах без каких-либо дополнительных конструк­ций, судя по одиночным погребениям, хоронили, как правило, де­тей старшего и подросткового возраста. Достоверные факты захо­ронений младенцев известны главным образом по коллективным склепам, в которых обнаружены останки женщин.

Среди детских могил в четырех случаях выявлены одиночные сопроводительныU- захоронения коней. При этом в курганах с таким признаком были погребены преимущественно подростки мужского пола.

Предметы сопроводительного инвентаря между детскими воз­растными подгруппами распределены следующим образом. Кера­мическая посуда, мясная пища встречаются во всех детских погре­бениях примерно в равнозначном количестве, хотя улавливается тенденция более частого наличия этих признаков в погребениях детей 7-13 лет. Оружие, особенно из бронзы, встречается очень редко. Все зафиксированные предметы являются копиями реаль­ных вещей. Немногочисленные металлические модели кинжалов, чеканов, наконечники стрел, а также имитации 8EPgRBBDsENQQ0BD0EOARF- извест­ны преимущественно по подростковым захоронениям. Зеркала, особенно из бронзы, а также украшения (бусы, серьги, подвески) и предметы туалета (в данном случае - гребни) значительно чаще встречаются в усыпальницах детей старшего возраста. У одного умершего человека из этой же подгруппы обнаружены раковины каури. Эксклюзивных вещей из женского туалета (шпильки, на- косники, эгреты), а также ритуальных предметов или орудий тру­да, исключая отмеченные ножи, в детских захоронениях не най­дено.

Таким образом, основные различия между двумя половозраст­ными подгруппами детей сводятся к тому, что представителей стар­шего возрасEIEMA- хоронили в курганах несколько больших размеров и в их могилы помещали более разнообразный в количественном и ка­чественном отношении инвентарь. Общий стандарт признаков по­гребального обряда для всех детских погребений (встречаемость бо­лее 50%) следующий: погребальные сооружения I группы, внутри­могильная конструкция в виде сруба, наличие мясной пищи, керами­ческой посуды и металлического ножа. Все эти показатели, кроме второго, надежно фиксируются у представителей как младшего, так и старшего детского и особенно у подросткового возраста. У детей первой возрастной подгруппы в отличие от второй внутримогильные конструкции при преобладании сруба и колоды все же отличаются разнообразием.

Надо отметить, что некоторые исследователи (в частности,

Н.П. Матвеева (2000, с. 155)), аргументировано показали недоста­точную точность определения по антропологическим и археологи­ческим источникам границ перехода из одной половозрастной груп­пы (или подгруппы) в другую. Это связано с тем, что выделение са­мих групп основано исключительно на биологических особенностях умерших людей. К тому же, в рамках каждой группы допускается отклонение от 2 до 5 лет. В то же время Н.П. Матвеева вслед за А.Р. Чочиевым (1996, с. 142) считает, что «реальный переход из од­ной группы в другую, судя по данным этQ9BD4EMwRABDAERAQ4BDg- (на основе изуче­ния нартов и осетин. - Авт.), не обязательно приурочивался к дос­тижению положенного числа лет, а определялся еще физической способностью индивида к выполнению своей социальной роли» (Матвеева, 2000, с. 155). Думается, что можно согласиться с подоб­ным мнением. В этой связи становится вполне понятным факт со­оружения для отдельных подростков мужского пола погребальных памятников, которые по параметрам и конструктивным особенно­стям не уступали объектам, в которых похоронены взрослые мужчи­ны. Ярким подтверждением этого является также помещение с умершими подростками металлических имитаций оружия, наконеч­ников стрел, а также сопроводительных захоронений лошадей.

Женщины. Одиночные женские погребения составляли 53,4%. В остальных случаях (46,6%) - это парные и коллективные склепы. Причем зафиксированы факты их совместного захороне­ния с представителями практически всех половозрастных групп, включая однополые погребения женщин.

По средним параметрам (как в одиночных, так и в остальных случаях) женские погребения практически в два раза, а иногда и более, превосходят детские по всем показателям. Правда, в отдель­ных случаях встречаются исключения. Так, погребальные соору­жениях DQEMgRDBEU- женщин юного возраста, несмотря на стандартные размеры насыпи кургана (средний диаметр - 8,8 м, высота - 0,5 м), имели небольшие могильные ямы - 3,25 м3. Однако даже при не­значительном расширении выборки путем включения в базу дан­ных парных погребений такой показатель стабилизировался на уровне средних стандартов - 18,5 м3 (приложение IV). Среди по­гребений женщин разных возрастных подгрупп признаки, характе­ризующие курганы, варьируют незначительно. Наибольшие разме­ры надмогильной части курганов отмечены у людей старческого возраста (подгруппа Senilis), хотя объемы могильных ям в этих случаях практически в два раза меньше, чем у остальных. Причем уменьшение последнего показателя, хотя и незначительно, но от­мечено QEOwRP- парных погребений. Наибольшие размеры могильных ям как в одиночных, так и в остальных женских захоронениях за­фиксированы у людей возмужалого возраста (Adultus, 25-35 лет). Погребения женщин юного (Junenis) и зрелого (Maturus) возрастов уступают по этому признаку на 4 м3 во всей совокупности объектов и еще больше - в одиночных могилах.

По масштабности погребальных сооружений зафиксированы все пять выделенных групп курганов, в которых были как одиноч­ные, так и парные и коллективные погребения женщин. Преобла­дают памятники I и II группы, в меньшей степени III и еще реже IV и V (приложение IV). При этом погребения- юных женщин относят­ся только к первым трем группам курганов, возмужалых - ко всем пяти, зрелых - ко всем, кроме пятого и старых - по одному разу к первой, третьей и четвертой. Из приведенных данных, а также из приложения IV видно, что наибольшим разнообразием как в коли­чественном, так и в качественном отношении отличались погре­бальные памятники, в которых были похоронены возмужалые женщины (25-35 лет).

Такая ситуация объясняется не только наибольшей выборкой по этой возрастной подгруппе, но и тем, что ее представители были наиболее социально активной частью кочевого социума. Дополни­тельным подтверждениBDUEPA- этого являются следующие факты. Так, именно с возмужалыми женщинами, судя по материалам одиноч­ных погребений, находилось наибольшее число сопроводительных захоронений лошади - 15 (27,3%) случаев из 55 (100%). При этом в таких захоронениях обнаружено как по одной, так и по три и более особей животного. В двух других одиночных могилах зрелых жен­щин (Maturus), обнаружено только по одному коню. Лошади в оди­ночных захоронениях женщин юного и старшего возраста не за­фиксированы.

Несмотря на разнообразие внутримогильных сооружений, тем не менее прослежена традиция погребения основной части умер­ших женщин в деревянных срубах бQQ3- каких-либо дополнительных конструктивных элементов. Такой признак характерен почти для 50% представителей возмужалой и зрелой подгруппы из одиноч­ных могил. Для женщин юного и старческого возраста из такого же типа захоронений указанный показатель составляет соответственно 100 и 75%. Погребальная камера, состоящая из могильной ямы и сруба, является наиболее распространенной среди других видов погребений: парных и коллективных. При этом доля таких конст­рукций значительно возрастает среди женщин 20-35 лет и умень­шается в тех курганах, в которых были погребены представители зрелого и старческого возрастов. Сложносоставные внутримогиль­ные конструкции (сруб+колода, сруб+ложе, двойной сруб+колода, каменный ящик+ложе) обнаружены преимущественно то7BEwEOgQ+ в погребениях женщин возмужалого возраста - 12 случаев, что со­ставляет 11,7% от всего количества погребений (103-100%). Кроме того, известно только одно захоронение женщины зрелого возраста в колоде, поставленной на пол сруба. Закономерности погребения женщин разных возрастов в остальных типах погребальных соору­жений не выявлены.

В распределении предметов инвентаря среди женщин просле­живаются следующие традиции. От 50 до 100% погребений жен­щин разных возрастов содержали керамическую посуду и металли­ческий нож. Такие же высокие проценты отражают факт помеще­ния в могилы юных и возмужалых женщин мясной пищи. Реже данный показатель, судя по 4ENAQ4BD0EPgRHBD0ESwQ8- могилам, встречается среди представителей зрелой подгруппы и не зафиксирован в захороне­ниях людей старческого возраста.

«Оружие» среди одиночных женских погребений встречено только в 4 (7,3%) из 55 (100%) случаев. При этом в одном случае это был наконечник стрелы, а в трех других - имитации стрел из дерева. Модели чеканов, кинжалов из дерева, металла или кости, а также щитов не обнаружены.

Среди всей совокупности женских захоронений, учитывая парные и коллективные, предметы вооружения выявлены у 8 (7,8%) из 103 (100%) человек. При этом тольEOgQ+ в одном случае за­фиксирована металлическая модель кинжала и в двух - имитация чекана из такого же материала. Один раз в парном захоронении мужчины и женщины обнаружены три щита, один из которых, сле­дуя логике автора раскопок кургана №1 могильника Ак-Алаха-I (Полосьмак, 2001а, с. 275), можно отнести к представительнице «слабого пола». По сути дела, это единственное женское захороне­ние пазырыкской культуры с полным набором предметов вооруже­ния, что является по меньшей мере явлением экстраординарного характера, что признает и сама Н.В. Полосьмак. В остальных слу­чаях у женщин найдены главным образом наконечники стрел (3 случая) или их имитации из дерева. Рассматривая погребения с указанными чертами, следует иметь в виду, чEQgQ+ оружие практиче­ски полностью, даже в форме моделей, отсутствует в одиночных женских могилах. Во-вторых, в парных или коллективных склепах могло произойти перемещение инвентаря вследствие их оскверне­ния, ограбления или действия грызунов. В-третьих, известные на­конечники стрел, во всяком случае некоторые из них, могут свиде­тельствовать о гибели женщин от такого рода оружия, в особенно­сти, если они, например, обнаружены среди ребер человека. Нако­нец, в-четвертых, не стоит исключать и неточности в антропологи­ческих определениях костяков умерших людей, особенно в нару­шенных погребениях. Оружие достаточно редко встречается в за­хоронениях женщин и в других культурах Евразии раннего желез­ного века (Бернабей, Бондиоли, Гунди, 1994, с. 167; МатвееDIEMA-, 2000, с. 154; Давыдова, 1996, с. 26-29; Миняев, 1998, с. 76-78; и др.). Находки отдельных экземпляров такой категории предметов в женских погребениях можно рассматривать как символическое приношение или какой-то знак.

Обнаруженные зеркала были преимущественно бронзовые. 36 (35%) из 42 (40,8%) штук выявлены у женщин всех возрастных подгрупп, за исключением людей старого возраста. Наибольшее число предметов этого вида зафиксировано у юных и возмужалых женщин. Деревянные имитации зеркал найдены только у предста­вителей последней возрастной подгруппы. Различные виды укра­шений и вещей из женского туалета обнаружены почти у половины умерших (48,5%). Практически у женщин всех возрастов, за ис­ключением опять же лиц пожилой подгруппы, такие предметы встречены в целом в равной степени: от 50% у возмужалых людей до 53,3 и 66,7% (соответственно у зрелых и юных). При этом наи­более разнообразен в количественном и качественном отношении набор таких вещей у женщин возмужалого возраста. Кроме того, только у представителей этой возрастной подгруппы зафиксирова­ны такие категории вещей, как накосники, эгреты, а также риту­альные предметы (каменные алтарики - 4 экз.). Среди погребений таких женщин гораздо чаще (от 2 до 8 раз) встречаются гребни, шпильки, диадемы, гривны, серьги, бусы, подвески. Редкие предме­ты, представляющие собой преимущественно орудия труда (шило, корнекопалки и др.), в частности, 4 раза выявлены у возмужалых женщин BDg- однажды у представительницы старческой половозраст­ной подгруппы. Таким образом, имеющиеся материалы позволяют, во-первых, выявить определенный стандарт всех женских погребе­ний: курганы преимущественно второй группы (малые) с внутримо­гильной конструкцией в виде сруба, с набором сопроводительного инвентаря, состоящего из керамической посуды, металлического ножа, мясной пищи, а также украшений и предметов туалета. Надо отметить, что последний показатель по формальному признаку немного не дотягивает до стандартного набора, поскольку только в 48,5% женских погребений найдены вещи из этой группы. Тем не менее, учитывая степень ограбленности курганов и общие особенно­сти погребального обряда и половозрастной структуры кочевого со­циума, представляNQRCBEEETw- возможным включить этот показатель в спи­сок эталонных характеристик женских захоронений.

Среди женщин разных возрастов наблюдается варьирование различных элементов погребального обряда. Достаточно хорошо выделяется по всем показателям группа возмужалых женщин, по­гребения которых отличаются высокой степенью представительно­сти и разнообразия. Это свидетельствует о высоком уровне соци­альной значимости женщин данной группы в структуре социума номадов. Захоронения юных и зрелых женщин в меньшей степени обладают социально значимыми показателями, хотя говорить об их «непривилегированном» положении в обществе скотоводов не пр4BEUEPgQ0BDgEQgRBBE8-. Имеющиеся материалы по погребениям представите­лей пожилого возраста свидетельствуют, несмотря на свою немно­гочисленность, о снижении их социальной активности. К этому следует добавить очень низкий процент, по сравнению с мужчина­ми почти в 4 раза, доживания женщин до преклонного возраста, что опять же обусловлено особенностями развития «пазырыкского» общества.

Мужчины. Одиночные мужские погребения составляют 61% от общего числа исследованных памятников. В 39% раскопанных объектов захоронения были парные или коллективные с преобла­данием первых. В обоих последних случаях мужчин хоронили с- представителями различных половозрастных групп. Известны и исключительно мужские погребения, в которых обнаружены два и более умерших. По средним параметрам курганы, где погребены мужчины, в определенной степени отличаются от остальных объ­ектов (см. приложение IV). Они по всем показателям от 2 до 4 раз превосходят захоронения детей младшего возраста и подростков, а по среднему диаметру насыпи курганов не сильно разнятся с жен­скими и имеют практически идентичные с последними показатели по их высоте. В то же время мужские погребения всех возрастных групп достаточно существенно (иногда в 2 раза и даже более) пре­восходят аналогичные женские захоронения. Исключением являет­ся единичное погребение юноши, размеры погребального сооруже­ния котороMEPg- в 2 раза уступают курганам юных девушек. Однако это обстоятельство, вероятно, объясняется малой выборкой по дан­ной половозрастной подгруппе. Наиболее масштабные объекты как одиночного, так и парного характера сооружались для мужчин зре­лого возраста (35-55 лет). На втором месте по таким же признакам среди всей совокупности погребений идут курганы, в которых по­гребены мужчины преклонного возраста. Правда, одиночные захо­ронения этой подгруппы по объему могильной ямы несколько ус­тупали погребениям возмужалых мужчин, что, скорее всего, также обусловлено спецификой выборки при создании источниковой ба­зы. Достаточно стабильные по своим размерам курганы сооружа­лись для мужчин возмужалой группы, о чем свидетельствуют ма­териалы исследования как 4ENAQ4BD0EPgRHBD0ESwRF-, так и всей совокупности погребений.

Для такой половозрастной совокупности людей зафиксирова­ны пять групп погребальных памятников, имеющих различные по степени масштабности параметры (приложение IV). При этом сре­ди всех учтенных погребений преобладают объекты II группы (57,7%), в меньшей степени - III (17,9%), I (15,4%) и еще менее распространены сооружения V (4,9%) и IV (4,1%) классов. Анало­гичное соотношение, только несколько меньше в процентном от­ношении, наблюдается и среди одиночных захоронений (приложе­ние IV).

Следует отметить, что все 8ETwRCBEw- групп распространены практи­чески в равнозначном количестве среди мужчин возмужалого, зре­лого и преклонного возрастов. Небольшим исключением являются погребения стариков, которые зафиксированы во всех, кроме IV группы, памятниках. Среди одиночных склепов представителей последней возрастной совокупности курганов IV и V классов не выявлено, в то время как факты захоронения в таких объектах воз­мужалых и зрелых мужчин, хотя и в единичных случаях, но из­вестны. В целом же анализ размеров погребальных сооружений свидетельствует о паритете таких признаков среди мужчин разных возрастных подгрупп, за исключением юношей.

Из внутримогильных конBEEEQgRABEMEOgRGBDgEOQ- преобладающей является сруб, зафиксированный у мужчин юного, возмужалого и пожилого возраста (от 54,5 до 100% случаев). У представителей зрелого воз­раста этот показатель несколько ниже (43,8%). Сложносоставные внутримогильные сооружения (сруб+колода, сруб+ложе, двойной сруб+колода, каменный ящик+ложе) в большей мере характерны для возмужалых мужчин (15 случаев из 20, что соответственно со­ставляет 12,7 и 16,9% от общего числа учтенных захоронений). В четырех (3,4%) таких объектах были похоронены мужчины 35—55­летнего возраста, и в одном (0,8%) - пожилого (старше 55 лет). В могильных ямах без дополнительных конструктивных элементов из дерева и камня обнаружены только представители из подгрупп зре­лого и в 2 раза меньше в количественном отношении возмужалого вgQ3BEAEMARBBEIEMA-. Возрастные особенности мужчин при погребении в дру­гих типах сооружений не установлены.

Сопроводительные захоронения лошадей в количественном от­ношении больше, судя по одиночным погребениям, зафиксированы у мужчин возмужалого возраста - 15 (34,8%) случаев из 43 (100%) захоронений данной подгруппы), в меньшей степени (6 (26,1%) раз из 23 (100%) - у людей 35-55 лет и три раза (37,5%) - у представи­телей старшего поколения.

При этом примечательно, что в последнем случае в процент­ном отношении рассматриваемый признак несколько больше, чем у возмужалых мужEcEOAQ9-, что дополнительно свидетельствует о высо­кой социальной значимости и степени имущественного положения отдельной части людей пожилого возраста.

Среди одиночных мужских погребений наиболее разнообраз­ное количество сопроводительных захоронений коней выявлено у мужчин возмужалого возраста, и в меньшей степени - у зрелого. Среди одиночных могил, в которых похоронены старики, известны только случаи погребения по одной лошади. В то же время в пар­ном погребении пожилого мужчины и подростка в кургане №1 из могильника Шибе найдено 14 лошадей (Киселев, 1951). В одной достоверно известной юношеской могиле такая черта погребально­го обряда отсутсEIEMgQвала.

Особенности сопроводительного инвентаря позволяют вы­явить следующие тенденции среди его распределения между муж­скими возрастными подгруппами. Керамическая посуда, металли­ческий нож и мясная пища характерны от 60 до 80% захоронений мужчин возмужалого, зрелого и пожилого возраста, а в захороне­нии юноши обнаружен только керамический сосуд.

Модели оружия разных видов из различных материалов ха­рактерны для всех без исключения возрастных подгрупп и состав­ляют в целом 69,5% от всех учтенных мужских погребений. При этом процентная доля данного показателя значительно выше в одиночных мужских захоронениях, чем в парных и коллективных, и составляет 80,5%. Имитации кинжалов и чеканов из дерева из­вестны только в захоронениях возмужалых мужчин, а в подгруппах зрелых и пожилых людей они отсутствуют. В количественном и процентном отношении оружие преобладает у мужчин возмужалого возраста, в меньшей степени - у зрелого и у старческого. Специфич­ный элемент защитного вооружения - деревянный щит - обнаружен у представителей всех возрастных подгрупп кроме юношеской. При этом у зрелых мужчин в процентном отношении (12,5% из 32 (100%) человек из данной подгруппы) выявленный признак преобладает над аналогичными показателями у остальных мужчин. Из дерева чаще всего зафиксированы иPAQ4BEIEMARGBDgEOA- стрел (20,3% от всех 118 (100%) уч­тенных погребений), реже - кинжалы (3,4%) и еще реже - чеканы (1,7%). Наконечники стрел, а также полностью стрелы в большей степени отмечены у мужчин зрелого возраста (31,3%), меньше - у возмужалого (23%) и старческого (9,1%).

Зеркала обнаружены у 28% умерших мужчин, из которых 22,9% были изготовлены из бронзы. Деревянные имитации зеркал зафиксированы преимущественно у мужчин возмужалого возраста (4 случая) и по одному разу - у зрелого и старческого. Предметы туалета и украшения найдены у 27,1% умерших. При этом, среди одиночных мужских захоронений этот показатель выше и составляет 34,7%. Среди указанной группы предметов наиболее распростране­ны гривны, серьги, гребни, в меньшей степени - остальные вещи.

Достаточно разнообразен как по составу, так и по количеству категорий этот показатель среди мужчин зрелого и особенно воз­мужалого возраста. Только у представителей последней возрастной подгруппы обнаружены подвески и диадема. Украшения полно­стью отсутствуют в погребении юноши. Находки редких предме­тов, преимущественно орудий труда, а также роговых сосудов, практически в равной степени характерны для представителей всех возрастных подгрупп, кроме самой молодой. Ритуальные предметы в виде каменных алтариков, а также специфичные вещи женского туwBDsENQRCBDA- (накосники, шпильки, эгреты) вообще не зафиксированы в мужских погребениях. Имеющиеся результаты половозрастного анализа мужской части населения позволяют прежде всего выявить их определенный стандарт: параметры курганов соответствуют преимущественно погребальным сооружениям второй группы (ма­лые), внутримогильная конструкция в виде сруба, набор сопрово­дительного инвентаря, состоящего из керамической посуды, метал­лического ножа, различных предметов вооружения и мясной пищи. Вариации в рамках данного эталонного комплекса признаков, а также наличие предметов, не входящих в него, обусловлены поло­возрастной и социальной структурой кочевников. Надо отметить, что в отличие от женщин, судя по материалам погребального обря­да, мужчины возмужалого, зрелого и старческого возраста облада­ли примерно одинаковой социальной значимостью в обществе. В то же время, безусловно, наибольшая социальная активность по объективным (физические данные, состояние здоровья, общие тен­денции в социальном развитии номадов) и субъективным (личные качества человека и др.) причинам принадлежала представителям возмужалой и зрелой подгруппы.

Таким образом, имеющиеся материалы позволяют сделать вы­вод о существовании у «пазырыкцев» системы возрастных классов, которые обусловлены биологическими, социально-экономичес­кими и культурно-историческими особенностями динамики коче­вого общества.

<< | >>
Источник: А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ МОНОГРАФИЯ. 2003

Еще по теме 4.1. Общая характеристика половозрастных групп:

  1. Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВА (ALLGEMAIN GRUNDLAGEN)
  2. § 1. Общая характеристика
  3. Глава 1. Общая характеристика имущественных преступлений (Vermogensdelikte)
  4. § 1. Общая характеристика
  5. § 1. Конституция Российской Федерации: общая характеристика
  6. Глава 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА
  7. Раздел VI НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Глава 18 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА
  8. Глава 39 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗ ДЕЛИКТОВ
  9. ГЛАВА 5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
  10. Конфликт. Общая характеристика
  11. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ
  12. Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности
  13. Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности
  14. § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
  15. § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  16. § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
  17. §1. Общая характеристика статуса библиотековедения в системе научного знания
  18. Часть первая. Общая характеристика психологической войны.