<<
>>

Общая характеристика га ль штат с кой культуры

Гальштатская культура названа по могильнику, расположенному близ г. Гальштат (Халынтат, Hallstatt) в Юго-Западной Австрии. Город этот

    __              ^ ^              ^^

стоит у больших залежей соли, которые разрабатывались уже в начале железного века.

Вероятно, процветание населения, оставившего. .Гальштат- ский могильник, было основано на добыче соли. По погребениям можно

судить о некоторой зажиточности местных жителеи, и их считают соляными промышленниками. Период, в течение которого хоронили в—Гдль- штатском могильнике, приблизительно равен 350 годам (750—400 ГГ. до н. э.). Первые случайные раскопки были произведены в 1824—1831 гг. Систематическое исследование могильника в 4846 —1864 гг. вел Г. Рам- caveg^ Раскопки продолжались и позже67. До конца XIX в. здесь было вскрыто около 2 тыс. погребений 68. Около(^45%,* всех могил составляют погребения с трупосожжением. Остальные могилы содержат вытянутые трупоположения (чаще всего головой на запад). Причина применения Л !э

Распространение гальштатской культуры в VII—V ев. до н- э. (по Пигготту)

1—галыитатская культура в VII-—V вв. до н- э.; 2 — погребения с повозками в периоде гальштат С; 3— погребения с повозками в периоде гальштат D; 4 — погребения с повозками в периодах гальштат С и D

двух обрядов не установлена. Они совершались при похоронах лиц обоих полов. Можно отметить лишь, что трупосожжения обычно содержат более богатый инвентарь и принадлежат по большей части мужчинам. В инвентаре трупоположений нет оружия. Сожжение производилось на стороне, остатки сожженных костей клали на расчищенную землю или на камни, изредка складывали в глиняное корыто или бронзовый сосуд. Средняя глубина могил 1—1,5 м. Иногда под костями встречаются остатки дерева.

Могилы нередко окружены кругом из камней и прикрыты камнями сверху. Инвентарь гальштатских могил чрезвычайно богат и разнообразен. Найдено множество бронзового и железного оружия, бронзовой посуды и украшений 69.

Гальштат, давший название культуре, не был ни местом ее происхождения, ни центром. Здесь просто были найдены первые и наиболее типичные вещи. Не во всех странах Европы стадия перехода от бронзы к железу приняла одинаковые характерные формы. Однако иногда эту стадию в целом называют гальштатской эпохой и относят к ней ряд местных культур. Собственно, основанием для отнесения к гальштатской

культуре некоторых локальных культур служит распространение своеоб- разного стиля, в котором выступают преимущественно геометрические элементы.

В Траком широком понимании гальштатскую культуру размещают на обширных пространствах от Среднего Подунавья до Пиренейского полуострова и от Адриатического моря до бассейна Одры и Эльбы. Гёрнес первоначально поделилтеррихорию распространения гальштатской культу-

              Щ,,              чу                                          Т              ТЩ..,              __

ры на четыре главные географические области:г г) адриатическая, охватывающая главным образом земли .балканских иллирийцев;./2) подунай- ская./ охватывающая Австрию, Западную Венгрию, Чехию и Моравию; 3)' область верхнего течения Эльбы и Одры; 4) область верхнего течения Рейна и Роны, включая территорию ФРГ от Гессена до Майнца, Восточную Францию и северные районы Швейцарии. Однако с исторической точки зрения важно различать лишь две главные области: восточ- ногальштатекудо (от восточной стороны Альп до Карпатской котловины и берегов Адриатики) и западногальштатскую (южнонемецкую и западнофранцузскую).

Различия, проявившиеся в некоторых элементах культуры, вероятно, связаны с этническими различиями, В западной области существуют прямые следы перехода к позднейшей латенской культуре, представляющей исторических кельтов. Восточногальштатская область по некоторым признакам принадлежит иллирийским племенам.

Район Гальштата находится на границе этих двух областей.

Пауль Райнеке разделил гальштатскую эпоху на четыре периода (гальштат А, В, С, D)70, причем два первых относятся еще к позднему бронзовому веку, когда железо было очень ценным металлом и редко попадало к северу от Альп, и лишь два поздних периода (^(С, D) принадлежат к собственно гальштату, понимаемому как начало железного века, наступившее в _ Центральной Европе лишь в^онце^Х^ТГГ в. до н. э., главным образом^в VIГ в. до н. э.71              ~              ~

Основой хронологии гальштатской культуры служат абсолютные даты» установленные для находившихся под греческим влиянием культур Апеннинского полуострова и прежде всего для культуры вилланова. Средиземноморские культуры вообще оказали значительное влияние на развитие гальштата. Это видно хотя бы из того, что наиболее интенсивно вовлеченными в прогресс оказались те гальштатские зоны, которые были ближе расположены к греческим и италийским землям. Более или менее прочная' абсолютная дата имеется лишь для конца галыитатского периода, т. е. времени смены его латенской культурой, созданной кельтами. Кельтская экспансия по письменным и другим источникам относится к — началу Гу в. до н. э. Начало гальштата в Средней Европе Пит- тиони датирует vni в. до н. э., основываясь на том, что культура эсте, связи которой с гальштатскими областями ярко выражены на развитом ее этапе, восходит ко времени не ?анее IX в. до н. э.72

В последнее время сделаны новые^ попытки!:6гласовать разработанную различными исследователями относительную хронологию с абсолютной. Так, Мюллер-Карпе относит период гальштат А1 к Х1Г в. до н. э., А2 — к XI в. до н. э., В1—К X В. ДО Н. Э-, Б2 — к" IX в. до н. э. t с ©ответствует эсте I, болонья I), вз — к VI1Г в. до н. э. (соответствует II, болонья II, на севере—перйбДу Монтелиуса V)73.

В VIII в. до н. э. начинается гальштат С, который, согласно Г. Кос- саку, продолжается до* конца VII в. до н. э. Периоды ОТ и С2 относятся I. к VI в.

до н. э.# а СЗ одновременен уже латену А в Южной Ба

ге

варии


Гальштатская культура. Западная область (по Миллотт)

Раииии период:              1—меч с навершием в виде колокольчика, 2 — подвеска (?),

3,              8 — браслеты, 4, 5 — бронзовые сосуды, 6,              7 — бритвы, 9—пинцет (?),

Конечно, эти периодизации носят местный^ характер и не могут быть целиком применены к среднеевропейскому гальштату.

Для областей к северу от среднеевропейской гальштатской зоны по- прежнему остается в силе схема Монтелиуса, разделившего,, бронзовый век на шесть периодов, из которых периоды IV—VI соответствуют по

времени галыитатским периодам Райнеке.              '

Вопрос о конце гальштатской культуры еще полностью не^решен. Ее окончание, или переход в латенскую культуру, устанавливаетс^преи- мущественно по изделиям, принадлежавшим господствующей части общества. Массовая же, «народная» материальная культура, представленная преимущественно керамическими комплексами, уходит в латенское время.

Переход от бронзы к железу происходил постепенно, и для ранней гальштатской эпохи характерно сосуществование бронзовых и железных орудий при возрастающем преобладании последних. В хозяйстве областей, переживших гальштатскую эпоху, все большее значение приобретало земледелие, в технике которого в первой половине I тысячелетия до н. э. совершался переход от мотыги к coxejg^ ллугу75. Для общественных отношений характерны *распад рода и переход к классовому обществу.

”              "¦ w~-«—               ¦                                          «“              тГГ/              *'              *'              *              -^т-^тж              _              ^

Общественная дифференциация проявилась археологически в различии форм погребений: часть из них иногда называют «княжескими», и действительно они принадлежали родовой аристократии.

Отделение этого высшего слоя от народа проявилось также в строительстве на возвышенных местах изолированных усадеб, напоминающих позднейшие укрепленные замки.              г              ,

Среди наиболее характерных для гальштатской культуры находок имеются мечи бронзовые и железные76. В ран нега л ьш татское время железные мечи подражают по форме бронзовым: расширяются в средней части лезвия. Рукояти мечей имеют навершие в виде колокольчика или дуги, обращенной вверх (так называемая антенна). Рукояти мечей деревянные, иногда украшены бронзой и слоновой костью. Ножны в старшем галыптатском периоде были сделаны из дерева или кожи, в позднейшее время короткие железные мечи с антенной вкладывали в желез- ные ножны. , Много найдено кинжалов, топориков, ножей (по форме напоминающих поварские), железных и медных наконечников стрел и копий. Шлемы обычно бронзовые конические, с широкими плоскими полями, с гребнями, иногда сплетенные из прутьев с острым бронзовым шишаком наверху. Панцири состоят из отдельных бронзовых пластинок, нашивавшихся на кожу. Гальштатских орудий труда известно мало. Очень разнообразны украшения.. Сюда относятся фибулы—- очкообразные, арбале- товидные^ змеевидные, украшенные фигурками зверей или плоскими привесками в виде треугольников; пояса из нашитого на кожу широкого куска листовой бронзы с выбитыми изнутри выпуклыми узорами; шейные гривны — сложные бронзовые украшения в виде кругов, колес, уве-

10—12— булавки; 13 — уриа с шнуровым орнаментом, 14 — тарелка, 15, 20 — уриы с кеглевидиым горлом, 16 — сосуд с коротким цилиндрическим горлом, 17, 18 — миски, U9 —сосуд, 21 —кувшин с двойной ручкой

Средний н поздиий периоды: 22 — бочоиковидный иаруч, 23 — меч с антенной, 24 — подвеска-погремушка, 25 — фибула, 26 — браслет из лигиита, 27 — тарелка с выпуклостью посредине, 28 — бронзовый пояс, 29, 32, 33. 36—38—браслеты, 30, 35—литавровидные фибулы, 34 — фибула дугообразная простая, 31—арбалетовидная фибула, 39 — сосуд с высоким коническим горлом, 40 — сосуд, 41, 43—кубки, 42 — миска, 44 — плоская миска, 45 — сосуд с расширенной серединой, 46 — коническая

чаша А.

Л. Монганг

шанных треугольными привесками на цепочках; браслеты — гладкие, дутые или массивные, покрытые узорами. Больше всего браслетов находят в погребениях женщин. Они носили браслеты не только на руках, но и на ногах. Большинство украшений сделано из бронзы, но изредка встречаются вещи из_ золота, стекла (в гальштатское время впервые~по- пало в Европу по торговым путям из Египта), янтаря и слоновой кости. Серебро очень редко. В позднем гальштате распространены бусы из непрозрачного стекла — желтые с синими глазками, обведенными белым. Много найдено бронзовых сосудов самой различной формы и назначения. Особенно широкое применение бронзы для производства посуды началось с постепенным вытеснением этого металла из производства орудий и оружия. Среди разнообразных форм бронзовых сосудов следует отметить цисты— цилиндрические ведра, часто украшенные ребристыми пластичными обо- дами (кольцами), и ситулы — усеченноконические ведра, на которых иногда есть интересные изображения. Другие бронзовые сосуды также снабжены выпуклыми орнаментами и рисунками. Их сюжеты разнообразны и дают представление о частной и общественной жизии гальштатского человека. Они изображают охоту, земледелие, празднества с пением и игрой на струнных инструментах, состязания, религиозные процессии, военные шествия и битвы.

Гальштатская керамика оригинальна и довольно однообразна в различных странах. Большинство сосудов круглые, с узкими горлышками и маленькими плоскими днищами, с сильно расширенной серединой тулова. Поверхность сосуда имеет характерный черный блеск и орнаментирована линейными узорами (геометрическим орнаментом). Часть сосудов украшена многоцветной росписью. Сосуды сделаны от руки, гончарного

Оружие гальштатского времени

Слева — длинный железный меч с костяной рукоятью, длина 117 см (иайдеи в Гальштат- ском могильнике); справа — длинный меч и? бронзы, длина 90 см

Гальштатская и раннелатенская керамика из Северной Франции

типичные образцы галь-

77

штатской керамики

Галыптатские жилища в районах собственно гальштатской культуры пока подробно не изучены, хотя следы их открыты. Это были деревянные, вероятно столбовые дома с внутренним двором, окруженным постройками, а также полуземлянки. Наиболее распространенный тип поселения — слабо укрепленная земляными валами деревня с правильной планировкой улиц. Позднее на западе поселения укрепляли деревянными и каменными стенами. Известны свайные поселения.

Хорошо исследованы соляные копи, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузницы. Благодаря консервирующим свойствам соли, в соляных копях сохранились различные предметы эпохи гальштата: топоры, долота, остатки одежд из кожи животных или из шерстяных материй, раскрашенных в разные цвета. Остатки большой гальштатской кузницы открыты в Моравии, в пещере Бычья ___ Скала. Там найдены крицы, молоты, клещи, наковальни, каменные литейные формы. Позже пещера, в которой находилась кузница, была превращена в гробницу какого-то гальштатского князька.

В медных рудниках породу проходили при помощи огня. В штольнях находят большое количество обугленного дерева, медные и бронзовые кирки, деревянные ведра и желоба, столбы, служившие подпорками, и другие предметы. Извлеченную из шахт руду размельчали на особых каменных плитах при помощи больших каменных молотов. Дальнейшая обработка велась в обжигательных и плавильных печах.

Большинство памятников гальштатского искусства найдено при раскопках гробниц^ В отличие от геометрического искусства бронзового века в гальштатском искусстве появляется тенденция к изображению живых существ. Искусство остается в основном прикладным и орнаментальным, но в него непрерывно проникают элементы изобразительного искусства —


Расписная урна гальштатского времени. Высота 22 см. Бурренгоф. Вюртемберг. ФРГ

Культовая повозка из Штреттвега, Австрия. Гальштатская культура. VI в. до н. з.



Бронзовая фигурка конного воина в шлеме, со щитом и дротиком с культовой повозки из Штреттвега

живописи, пластики. Самые формы металлических вещей приобретают, благодаря украшениям, сложный фантастический характер; далекий от первоначального образца и ненужный для практи*1ескопГ'их использования. Так, спирально загнутые антенны на рукоятках мечей становятся сильно изогнутыми, снабженными на концах кнопками, с тем, чтобы при дальнейшем развитии превратиться в антропоморфные фигуры; спинка фибулы расширяется, снабжается массой дополнительных украшений, гипертрофируются детали, и за всем этим едва узнается простой механизм булавки 78. Эти тенденции в гальштатском искусстве явились результатом того, что многие произведения были предназначены для племенной знати, стремившейся подражать иноземным образцам и склонной роскошно украшать свои вещи. Обычай росписи сосудов возник, очевидно, под южноевропейским греко-италийским влиянием. В северо-восточных районах распространения гальштатской культуры сосудьх тонкбстенные, сделаны из светлой глины и целиком покрыты желтой или красной краской. На этот фон нанесен орнамент, i Если фон желтый, то орнамент красный, темно- коричневый. или че?ныи; если фои красный, то орнамент белый, коричневый или черныС^Зрнаментальные формы разнообразны: меандр, треугольники, ромбы, прямоугольники," круги, спирали и т. п. Кроме расписных сосудов, в гальштатских областях особенно часто встречаются покрытые врезным или штампованным орнаментом, полихромные, с инкрустацией белой пастой или с поверхностью, натертой графитом, что придает ей характерный черный блеск. Этот живописный стиль проявился также в металлических изделиях: в ажурных изделиях, в инкрустации янтарем, золотом, а позже кораллами.

*. Монумшхально^ гальштатское искусств^ известно по нескольким надгробным стелам, обломкам скульптур и архитектурным фрагментам с рисунками или рельефом, найденным на севере ГДР и в Боснии. В рисунках представлены битвы на море и на суше, охота, всадники и женщины. В ор- наменте важнейшую роль играет спираль. Эти находки нигде в других гальштатских областях не встречаются и, вероятно, представляют искусство иллирийского племени венетов./

Гальштатская скульптура представлена главным образом мелкими статуэтками из глины или бронзы, изображающими всадников, пеших людей, коней, быков, птиц и т. д. В иллирийской области гальштатской культуры глиняные сосуды иногда украшены прилепленными к их стенкам фигурками людей и животных, ручки бронзовых сосудов часто сделаны в виде фигурок животных. Широко известны большие крашеные глиняные кувшины со скульптурными фигурками из Гемайнлебарна (Нижняя Австрия). Иногда гальштатские скульптуры связаны в композицию, как, например, на,бронзовой культовой повозке и^ПЗтреттвегалн Австрии. Посреди повозки находится большая женская фигура (по-видимому, боги- ня-мать)7 несущая над головой чашу. Сзади и перед ней изображено принесение в жертву оленя, которого держат две фигуры. За сценой с оленем стоят мужчины и женщины, а по бокам у них — всадники.

Плоскостные изображения сохранились на глиняных сосудах и бронзовых ситулах, поясных бляхах и других предметах. /Гравированны^ или тисненые изображения повторяют одни и те же сцены и образы^пиры, празднества с пением и игрой на струнных инструментах, земледельцы, конные и пешие воины, кулачнэдк б.ой и охота, бит^ы, религиозные процессии, жертвоприношения, «шествие зверей».

Образы человека и животных в раннее время сильно схематизируются, превращаясь иногда в элемент орнамента; Изображению отводится подчиненная роль — орнаментального заполнения плоскости. Чтобы

Процарапанный рисунок на. гальштатской погребальной урне- Оденбург, Венгрия

достигнуть такого эффекта, изображения людей и животных располагают горизонтальными рядами наподобие фриза, состоящего из отдельных изолированных фигур. Одни и те же образные мотивы систематически повторяются в одном ряду и утрачивают свое индивидуальное значение, превращаясь в орнаментальную полосу. Иногда (в особенности на поясных бляхах) фигурные изображения механически чередуются с распространенными в гальштатском искусстве выпуклостями на плоскости и геометрическими мотивами.

Позднее ситулы украшают более реалистическими многофигурными композициями, на которых представлены детали одежды, вооружения, быта. Людей и животных изображают в профиль, композиции расположены несколькими поясами, разделенными горизонтальными линиями. Ситулы с изображениями характерны только для юго-восточных областей гальштатской культуры и не встречаются на западе и на севере Европы.

В V в. до н. э. гальштатское искусство сменяется латенским кельтским искусством на западе и вытесняется этрусским искусством на юге. Стиль и традиции гальштатского искусства в его восточной (иллирийской) области сохраняются примерно до 400 г. до н. э.

Этнические проблемы раннего железного века предстают особенно ярко, так как это время формирования этнических обществ, которое можно возводить к современным народам Европы. Это также время многочисленных миграций больших племенных групп, широкой экономической и культурной диффузии между северными и южными областями. Вследствие названных причин картина очень запутана, этническая карта Европы в раннем железном веке до сих пор содержит много белых пятен. В историографическом введении к книге (см.: «Археология Западной Европы. Каменный век») было уже сказано о причинах, мешающих археологам с достоверностью говорить об этнической принадлежности археологических культур раннего железного века. Поэтому в дальнейшем изложении я уделяю мало места обоснованию тех или иных мнений об этнической принадлежности отдельных областей гальштатской культуры, кроме наиболее крупных общностей.

5

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме Общая характеристика га ль штат с кой культуры:

  1. Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения. Пути противостояния
  2. КОММЕНТАРИИ
  3. ЧТО ДЕЛАТЬ СТРАУСУ НА КАМЕННОМ ПОЛУ, или О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И.В. Котляров
  4. Типы трансов
  5. От кухни до гостиной
  6. Глава 7 Коллапс социального доверия
  7. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  8. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  9. Г л а в а 5 ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГОКОНСЕРВАТИЗМА (1815-1825 гг.)
  10. ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ ДОКУМЕНТОВ Г.В. ВЕРНАДСКОГО В БАХМЕТЕВСКОМ АРХИВЕ БИБЛИОТЕКИ КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЬЮ-ЙОРКЕ
  11. Общая характеристика га ль штат с кой культуры
  12. Вторая ступень железного века вне основной кельтской территории
  13. Э. Г. Александревков ОЧЕРК ИСТОРИИ ЭТНОГРАФИИ В ВЕНЕСУЭЛЕ1
  14. В. Г. Сергеева ВОПРОСЫ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И ТРАНСОКЕАНСКИХ КОНТАКТОВ В ТРУДАХ ХУАНА КОМАСА
  15. Глава 23 ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
  16. I. Шведский рационализм и революция вархеологии
  17. 7.3.2. Территориально-политическое устройство государств
  18. Приложение б 3000 НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙИЗ ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ(англо-русский вариант)