<<
>>

3.2. Ориентация и положение погребенных людей

Ориентация и положение умерших людей являются важными признаками погребального обряда любой археологической культу­ры. Определить ориентировку погребенного человека достаточно легко с помощью компаса или буссоли.

Во многих случаях эти ха­рактеристики погребального ритуала используются как один из главных показателей при выделении отдельных культурно­хронологических единиц (тип, группа, локальный вариант и т.п.). Однако при археологических раскопках однокультурных могиль­ников обычно встречаются захоронения с разнообразной ориента­цией умерших людей, которая часто, хотя и не всегда, варьирует вокруг какого-либо одного направления.

В древности ориентации погребаемых людей многие народы придавали большое значение, потому что это было связано с пред­ставлениями о смерти, как о переходе человека из одного состоя­ния в другое, из земных реалий в загробный мир. Для этого, сори­ентировав тело в определенном направлении, умершему указывали путь в потустороннее пространство. Ориентация погребенных лю­дей также могла быть связана со многими конкретными показате­лями или объектами (Шилов, 1995), которые можно и сейчас ре­ально установить.

В процессе изучения результатов раскопок курганов населе­ния Горного Алтая бийкенского и пазырыкского времени нами не была прослежена закономерная зависимость ориентации умерших людей в погребальной камере от каких-либо характерных объектов: горы, реки, поселения, святилища, писаницы и др. В связи с этим стало ясным, что погребенных людей ориентировали по сторонам горизонта. Поэтому мы обратились к методу определения древних традиций ориентировок погребенных по сторонам горизонта, разра­ботанному В.В. и В.Ф. Генингами (1985, с. 136-152). Надо указать на то, что подобная методика была сначала апробирована при анализе материалов бийкенской культуры и результаты этого достаточно подробно изложены в ряде работ (Тишкин, 1996а, д; Кирюшин, Тишкин, 1997, с.

49-51), поэтому в данном случае отметим только наиболее важные результаты:

1. Ориентация умерших людей раннескифского времени Алтая базировалась на определении сторон горизонта по восходу солнца.

2. Преобладающими из зафиксированных ориентаций захоро­ненных людей являются северо-западная и западная, отражающие совершение процедуры погребения преимущественно зимой и весной.

3. Выявлена еще одна традиция ориентации умерших людей - головой на север. Если исходить из того, что такое направление базировалось также на определении сторон горизонта по восходу солнца, то тогда показатели на север отражают осуществление процесса погребения весной или осенью, на северо-северо-восток, северо-восток, восток-северо-восток - разные фазы зимнего перио­да. Небольшая часть зафиксированных случаев северо-западной ориентации приходится на лето.

4. Остальные отмеченные варианты ориентации отражают ли­бо результат захоронения в летний период времени при западной традиции (ЗЮЗ, ЮЗ), либо противоположны существующим, как факт противоречия (ЮВ, В). Конечно, не исключено, что из этих немногочисленных данных могут иметь место и элементы ино­культурности, и другие всевозможные случаи, объяснения которым будут различными.

Обратимся теперь на основе указанных выше разработок В.В. и В.Ф. Генингов (1985, с. 136-152) к анализу традиций ориентаций используя результаты раскопок памятников пазырыкской культуры. Стоит отметить, что работа уже была выполнена как на основе да9AK0EPQRLBEU- по «классическим» погребениям, так и по материалам раскопок на территории среднего и нижнего течения Катуни (Тишкин, Даш- ковский 1998; Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003, с. 62-67).

Прежде всего важно указать на то, что зафиксировать стороны горизонта по солнцу достаточно просто по замеченным точкам его восхода и захода. Однако положение этих точек варьируется в за­висимости от времен года и географической широты места наблю­дений. В связи с этим, вероятно, связано разнообразие ориентиро­вок, фиксируемых при раскопках.

Разбор имеющихся данных об ориентации погребенных позволяет с учетом сезонных отклонений и географической широты устаPQQвить не только, каким образом древние люди определяли стороны горизонта (по восходу или за­ходу солнца), но и по возможности время года, когда совершалось захоронение. Рассмотрим полученные при раскопках показатели на нескольких уровнях: соотнесение данных ориентации погребенных людей на одном могильнике, затем на двух памятниках, близких хронологически и территориально, и в конечном итоге на всех при­влеченных объектах пазырыкской культуры.

Вначале изучим зафиксированные данные из 24 курганов мо­гильника Барбургазы-1 (Кубарев, 1992а), где обнаружено 29 скеле­тов погребенных людей: головой на восток было ориентировано 27 человек, на 4EMwQ+-восток - 1, на запад - 1. Здесь явно господствующая ориентация - восточная (приложение III, табл. 1). Если исходить из того, что определение сторон горизонта осуществлялось по заходу солнца, то погребенные летом должны были быть ориентированы головой на юго-восток, осенью - на восток, зимой - на северо­восток, весной - на восток. Если же определение сторон горизонта происходило по восходу солнца, тогда умершие летом должны быть ориентированы головой на север, осенью - на восток, зимой - на юго-восток, весной - на восток (Генинг В.В., Генинг В.Ф., 1985, с. 136-152, табл. III). Поскольку имеются повторяющиеся ситуа­ции, то нужно использовать корректирующее правило, согласно которому наибольшая смертность приходилась на зиму и весну. Это дает возможность предположить, что людBDg-, хоронившие своих соплеменников на могильнике Барбургазы-!, определяли стороны горизонта по восходу солнца. Результаты в связи с этим выглядят так: 1 человек (на юго-восток) захоронен зимой, 27 (на восток) - весной, хотя не исключено, что часть их были погребены осенью.

Ориентация одного умершего человека на запад является, вероят­но, показателем другой традиции или случаем противопоставления.

Для того чтобы вышеизложенные выводы выглядели более убедительными, необходимо расширить серию привлекаемых ис­точников.

К уже отмеченным показателям добавим зафиксирован­ные ориентации 24 умерших из 13 курганов могильника Уландрык-I (Кубарев, 1987), который, как и предыдущий памятник, относится к пазырыкской культуре и имеет следующие результаты: 5 человек ориентировались головой на северо-восток, 3 - на северо-запад, 1 - на запад, 15 - на юго-восток. После систематизации данных по ориентации умерших по обоим могильникам, получаем следующие показатели: на северо-запад - 3 погребенных, на северо-восток - 5, на запад - 2, на восток - 27, на юго-восток - 16 (приложение III, табл. 2). Из приведенных данных отчетливо видно, что преобладает восточное направление. Дальнейший ход рассуждений выстраива­ется как и в предыдущем случае. После использования корректи­рующих принципов, стwBD0EPgQyBDgEQgRBBE8- ясно, что население, хоронившее своих родственников на указанных некрополях, определяло сторо­ны света по восходу солнца, поскольку в данном случае количество погребенных значительно превосходит аналогичный показатель того, если бы при определении направления горизонта скотоводы основывались на наблюдениях за заходом солнца.

Завершив рассмотрение показателей ориентации из двух мо­гильников, перейдем к анализу всего количества данных. Для этого были привлечены материалы раскопок тех памятников, при иссле­довании которых с достаточно высокой степенью достоверности установлена ориентация умерших людей. В результате системати­зации материалов была подготовлена источниковая база по 469 курганам из 118 могильников. Общее количество учтенных погре­бенных составило 599 человек (100%). Ситуация представляется следующим образом: на восток - 328 (54,8%), северо-восток - 26 (4,3%), юго-восток - 67 (11,2%), юго-юго-восток - 7 (1,2%), восток- юго-восток - 25 (4,2%), восток-северо-восток - 23 (3,8%), северо­запад - 45 (7,5%), север - 8 (1,3%), юго-запад - 3 (0,5%), запад- северо-запад - 2 (0,3%), запад-юго-запад - 3 (0,5%), запад - 47 (7,9%), юг - 15 (2,5%) (приложение III, табл. 3).

Таким образом, преобладающим является восточное направ­ление ориентации (>75%).

При учете необходимых корректирующих правил становится очевидным, что стороны горизонта определялись по восходу солнца, поскольку погребенных зимой и весной в этом варианте составило 443 человека. Общие результаты распредели­лись следующим образом: в начале зимы захоронены 67 человек (ориентация на ЮВ), в конце зимы - 25 (ориентация на ВЮВ), в начале весны (или некоторые в начале осени) - 328 (ориентация на В), в конце весны - 23 (ориентация на ВСВ), в начале лета - 26 (ориентация на СВ).

Кроме восточной ориентации, четко выделяется и другая тра­диция положения погребенных - головой на запад. Рассмотрев та­кую ситуацию в зависимости от захода и восхода солнца по ука­занной методике, можно прийти к выводу о том, что западная тра­диция оQAQ4BDUEPQRCBDAERgQ4BDg- также базировалась на определении сторон го­ризонта по восходу солнца и данные распределились так: в начале зимы погребены 45 человек (ориентация на СЗ), в конце зимы - 2 (ориентация на ЗСЗ), в начале весны и, возможно, в начале осени - 47 (ориентация на З), в конце весны - 3 (ориентация на ЗЮЗ).

Изучение всего комплекса данных позволило зафиксировать немногочисленные случаи ориентации умерших головой на север (8 человек - 1,4%) и на юг (15 человек - 2,63%). Если исходить из то­го, что эти направления также определялись по восходу солнца, то тогда показатели на север, юг, юго-юго-восток отражают существова­ние процесса погребения весной или осенью, а на северо-запад, севе­ро-восток, юго-запад и юго-восток - разные фазы зимнего и летнего периодов (преимущественно это начало того или иного сезона года).

Если обратиться к таблице 3 (приложение III), то можно заме­тить ряд повторяющихся ситуаций. В этой связи для получения окончательного результата необходимо опять ввести следующее об­щепринятое правило: наибольшая смертность приходится на зимний и весенний периоды (Генинг В.В., Генинг В.Ф., 1985, с. 140). Учиты­вая это положение, а также предыдущие методические разработки, можно сделать вывод, что большая часть захоронений приходится на весну, причем преимущественно на раннюю ее фазBEM- - 351 человек (58,6%).

Меньшее количество покойников было захоронено зимой - 92 (15,4%). При этом важно обратить внимание на то, что 67 умер­ших (11,2%) были погребены ранней зимой. Что касается захороне­ний людей в летние и осенние месяцы, то, как видно из таблицы 3 (приложение III), их доля в общей массе относительно незначитель­на. Кроме того, очевидно, смертность в эти периоды года не пре­вышала среднестатистические нормы.

Надо отметить, что существование у номадов Горного Алтая в пазырыкское время практики хоронить умерших в определенное время года, обусловлено следующими обстоятельствами. Прежде всего в силу сложных, хотя и неоднородных, природно-кл4BDwEMARCBDgERwQ1BEEArQQ6BDgERQ- условий (Кирюшин, Тишкин, 1997, с. 93-98) похоронить покой­ников по соответствующему погребальному обряду зимой из-за мерзлого грунта не представлялось возможным, поэтому этот про­цесс, вероятнее всего, откладывался до весны. Подтверждением су­ществования такой практики погребения являются, например, ре­зультаты анализов зубов лошадей из курганов могильника Ак- Алаха-1 и Кутургунтас. С помощью метода исследования регистри­рующих структур в дентине и цементе зубов животных было установ­лено, что их умертвили, а соответственно, и захоронили в погребаль­ной камере вместе с умершим человеком весной (в конце мая - начале июня) (Гребнев, Васильев, 1994, с. 107). Состояние лошадей из Второ­го и Пятого Пазырыкских курганов подтверждает время совершения заFBD4EQAQнений соответственно осенью и весной (Руденко, 1952, с. 34).

Мировоззренческая основа существования у номадов Алтая традиции сезонных захоронений достаточно подробно изучалась различными учеными (Руденко, 1960, с. 329; Марсадолов, 1996а; Полосьмак, 2001а, с. 253; и др.). Не исключено, что один из этих двух периодов (осень, весна) мог приходиться на начало нового года. Подобная практика была достаточно широко распространена среди кочевников Центральной Азии в разные исторические пе­риоды (Семенов, 1994; Бичурин, 1998; Крадин, 1996; и др.).

Проведенный анализ набsETgQ0BDUEPQQ4BDk- позволяет сделать следую­щие выводы:

1. Ориентация умерших людей пазырыкской эпохи Горного Алтая базировалась на определении сторон горизонта по восходу солнца (Тишкин, Дашковский, 1998в, с. 79).

2. Преобладающей из зафиксированных ориентировок погре­бенных является восточная и юго-восточная, отражающие процесс захоронения преимущественно весной и осенью или ранней зимой. Наличие DI- заполнении многих могильных ям угольков косвенным образом указывает на то, что захоронения осуществлялись тогда, когда землю нужно было отогревать кострами, хотя отмеченные элементы погребального обряда могли и являться проявлением культа огня и т.п.

3. Выделяется также западная, южная и северная ориентация погребенных, что свидетельствует о существовании других традиций реализации погребального обряда. При этом следует иметь в виду, что если западная и доминирующая восточная традиции в ориента­ции характерны для всего пазырыкского времени (У1-П вв. до н.э.), то южнAETw- и северная - известны преимущественно по памятникам 2-й половины У-П вв. до н.э.

4. Имеющиеся общие и отличительные характеристики в по­казателях ориентации погребенных людей позволяют не только обозначить такого рода традиции, но и выявить элементы этно­культурного плана, синкретичные черты погребального обряда представителей разных культур, реконструировать демографиче­скую ситуацию, религиозные представления кочевников и многое другое.

5. Для воссоздания общей картины по ориентации умерших людей в могиле необходимо привлекать и предположительные дан­ные, основанные на определениях направлений относительно сторон горизонта погребальных камер, сохранившихся костях ске­лета, в частности, нижних конечностей.

6. Все промежуточные ориентировки представляют собой се­зонные отклонения от четырех основных направлений, что обу­словлено смещением точек восхода и захода солнца (Генинг В.В., Генинг В.Ф., 1985, с. 140).

В заключение данной части параграфа можно указать на то, что по восходу и заходу солнца ориентировали не только погре­бенных, но и, по-видимому, отдельные группы курганов, о чем свидетельствует планиграфия могильников скифской эпохи (Мар- садолов, 2001, с. 36-38, рис. 60). Кроме того, имеющиеся показате­ли отражают определенную закономерность в жизнедеятельности людей и связаны с ведением хозяйства (Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003, с. 65-67).

Для получения дополнительной информации по пазырыкско- му погребальному обряду необходимо скоррелировать данные по ориентации умерших людей с положением их тел в могиле.PA-/font>

Положение (поза) умерших людей, как и их ориентация, явля­ется одним из важных признаков, характеризующих погребальных обряд древних обществ, и определяется археологами совокупностью описаний общего состояния тела, а также различных его частей от­носительно друг друга, дна и стенок погребальной камеры, сторон света. Для исследования затронутой стороны обряда были использо­ваны результаты археологических раскопок 397 курганов на 113 мо­гильниках У1-11 вв. до н.э. При этом учитывались только те захоро­нения, где общее положение погребенных удалось зафиксировать точно. В результате количество умерших составило 498 человек (100%). В процессе анализа имеющихся данных было выделено че­тыре основных вида трупоположения, которые неравнозначны в ко­личественном отношении. Наиболее распространенным являлось погребение человека «скорченно на правом боку» - 348 (69,9%) слу­чаев. Другие виды положения встречаются значительно реже: «скор­ченно на левом боку» отмечено 35 раз (7%), вытянуто на спине - 81 (16,3%), на спине с подогнутыми ногами - 34 (6,8%).

Обращают на себя внимание факты связи отмеченных видов положения с определенной ориентацией умерших. Так, из 348 по­гребенных людей, находившихся скорченно на правом боку, 223 (44,8%) были непосредственно сориентированы головой стрD4EMwQ+ на восток, 43 (8,6%) - на юго-восток, 23 (4,6%) - на восток-юго­восток. Таким образом, 289 (58%) умерших людей, уложенных скорченно на правый бок, были ориентированы в восточном на­правлении.

Для умерших, уложенных скорченно на левый бок, характерна преимущественно западная ориентировка, зафиксированная 26 раз (5,2%) или северо-западная - 6 раз (1,2%). По одному разу зафик­сирована юго-западная, запад-юго-западная и восточная ориента­ции умерших. Погребенные, которым было придано положение вытянуто на спине или на спине с подогнутыми ногами, были со­риентированы в разных направлениях, и доминирующая традиция не выражена. Можно лишь отметить, что в первом- случае замечено большее тяготение к западу, а во втором - к востоку.

Помимо четырех основных видов трупоположения, известны случаи придания телам умерших нестандартных поз. Например, женщина из кургана №2 могильника Ташанта-11 находилась в по­лусидячем положении (Кубарев,1987, с. 199). Женщины из курга­нов №9 и 12 могильника Барбургазы-1 и кургана №2 могильника Малталу-1У лежали на животе и были ориентированы головой на восток (Кубарев, 1992а, с. 126-127, 133). Специфичное трупополо­жение этих женщин обусловлено, вероятно, их особым местом в структуре кочевого социума.

Приведенный ранее анализ археологических данных позволил установить, что ориентация умерших людей на всем протяжении скифской эпохи Горного Алтая основывалась на определении сто­рон горизонта по восходу солнца. При этом выделяется несколько вариантов ориентации и положения погребенных, которые нерав­нозначны в количественном отношении, что связано с причинами культурно-хронологического и религиозно-мифологического харак­тера. Преобладающим в бийкенский период было положение погре­бенных преимущественно на левом боку с ориентацией на запад или северо-запад. Для пазырыкского времени зафиксирована иная ситуа­ция: положение умерших главным образом скорченно на правом боку с ориентацией на восток, что отрBDAENgQwBDUEQg-, как и в предыдущем случае, процедуру сооружения курганов преимущественно весной, а также в конце осени - начале зимы. В отношении других периодов года прослеживается тенденция в меньшем количестве совершения захоронений, что обусловлено культурно-историчес-кими процесса­ми и физико-географическими особенностями региона.

<< | >>
Источник: А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ МОНОГРАФИЯ. 2003

Еще по теме 3.2. Ориентация и положение погребенных людей:

  1. § 2. Правовое положение холопов
  2. Каменный век
  3. ГЛАВА X НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (С. ТОРАЙГЫРОВ, С. ДОНЕНТАЕВ, А. ТАНИРБЕРГЕНОВ)
  4. Культура Древнего Китая
  5. 2. РАННЕЕ ЦАРСТВО
  6. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗДОМНЫХ ЛЮДЕЙ
  7. В.              В. ГЕНИНГ, В. Ф. ГЕНИНГ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ ОРИЕНТИРОВОК ПОГРЕБЕННЫХ ПО СТОРОНАМ ГОРИЗОНТА
  8. 1.3.Проблемы изучения религиозно-мифологической системы номадов в отечественной и зарубежной скифологии
  9. 3.2. Ориентация и положение погребенных людей
  10. 3.3. Погребение человека с сопроводительным захоронением лошади PA-b>
  11. 3.3. Характеристика погребального обряда населения раннескифского времени
  12. 3.4. Особенности погребально-поминальной практики у кочевников пазырыкского периода