<<
>>

5.5. Основные тенденции в мировоззренческом и ментальном развитии номадов Центральной Азии скифской эпохи

Результаты изучения социально-экономической структуры и религиозно-мифологической системы «пазырыкского» общества Горного Алтая, а также сравнительный анализ с культурами других кочевых народов позволяют обозначить некоторые тенденции в мировоззренческом и ментальном развитии номадов Центральной Азии.

Такого рода обобщения в определенной степени уже пред­принимались в науке (Мартынов, 1989а, 1989б, 2000, с. 80-83; Кра- дин, 1994, 2000, с. 74-79; и др.). Однако исследователи попытались прежде всего уловить закономерности в культурно-исторической, экономической и социально-политической динамике номадов. В меньшей степени уделялось внимание религиозно-мифологическим аспектам этой темы и практически полностью не бEQAQwBDsEOARBBEw- во вни­мание особенности ментальности кочевой цивилизации. Именно этим двум последним вопросам и планируется в данном случае уделить отдельное внимание (Дашковский, 2002б-г).

Прежде всего надо отметить, что в современной науке счита­ется общепринятой точка зрения о влиянии экологической среды на особенности материальной и духовной культуры народов. Эту взаимосвязь очень хорошо подметил Ф. Бродель: «История людей - история беспрерывного диалога человека с природой, определяю­щего глобальные процессы медленного времени» (цит. по: Кузьми­на, 1996, с. 73-85). Ученый полагал, что кочевники являлись как раз тем фактором, который прерывал пNQRABDgEPgQ0BEs- медленной эволю­ции, вызывая мощные всплески на гребне волны «быстрого време­ни» политической истории, «передаваемые от Германии до Китая» (Бродель, 1977; 1986, с. 110). Проблема влияния окружающей сре­ды на социокультурную динамику номадов рассматривалась мно­гими исследователями (Гумилев, 1968, с. 193-202, 1972; 1993; Ли­сина, 1988, с. 3-24; Тайсаев, 1996, с. 143-147; Демкина, Сергацков, Демкина, 2000, с. 84-88; Кузьмина, 1996, с. 73-85; Авдеев, 1998; и др.). Наиболее важным итогом палеоэкологического изучения явился вывод о том, что в конце эпохи бронзы на территории Евра­зии под влиянием не только исторических, но и естественно­географических причин происходил процесс складывания культур скифского типа.

Это было во многом связано с тем, что многие на­роды стали переходить к кочевому и полMEOgQчевому экстенсивному скотоводческому хозяйству (Грязнов, 1978, с. 9; Таиров, 1993, с. 3), осваивая при этом значительные пространства степей, полупустынь и пустынь. В различных регионах формировался свой особый вари­ант комплексного хозяйствования, основанный на подвижном об­разе жизни людей и передвижении скота в целях рационального использования в течение года наиболее удобных пастбищ, а также на занятиях охотой, рыболовством, собирательством и другими видами деятельности. Отмеченные процессы способствовали фор­мированию особого уклада, образа жизни, быта (пища, одежда, жи­лища, своеобразный комплекс вещей), занятий, знаний, навыков, норм и правил поведения, религиозно-мифологических представ­лений и мировоззрения кочевников (Тишкин, Дашковский, 1998б, с. 581-582).

В любой архаической культуре народа его экономическая ос­нова и социальная структура во многом определяли особенности религиозно-мифологических традиций и общественных установок. Это связано с тем, что сознание, мышление и ритуальные действия в древности не выходили из сферы целенаправленной деятельности (Вебер, 1994а, с. 78). Подобная ситуация характерна и для номадов Центральной Азии, в хозяйстве которых ведущее место занимала лошадь. Особое значение, придаваемое населением этому живот­ному, нашло яркое отражение в искусстве и в погребальном обряде (Беленицкий, 1978; Кузьмина, 1977; Вайнштейн, 1991; Нестеров, 1990; Тишкин, Дашковский, 1998в; ДMARIBDoEPgQyBEEEOgQ4BDk-, 2002в; и др.).

Генезис культур скифского облика в евразийских степях сов­пал со значительным этапом в истории человечества. На период УШ-П вв. до н.э. приходилась ось мировой истории (около 500 г. до н.э.). В это время в древних культурах Востока и Запада проте­кал интенсивный процесс духовного развития (Ясперс, 1994, с. 32­33; Фромм, 1992, с. 82; Чанышев, 1981; и др.). Формировалась но­вая философия, мировоззрение, тип мышления. По сути дела, шел процесс возникновения и становления в разных цивилизациях но­вого типа ментальности.

Инновационное идейное содержание, воз­никшее в эту эпоху, можно свести к тому, что человек начал осозArQQ9BDAEMgQwBEIETA- бытие в целом, самого себя и свои границы в нем. Отсюда берет свои истоки осознанное противопоставление в сознании че­ловека рационального иррациональному. В религиозном отноше­нии в «осевое время» были выработаны две основные модели из­бавления людей от страданий (несправедливости, зла и т.п.). Пер­вая, наиболее типичная для Индии, Греции, Китая, характеризуется индивидуальным освобождением за рамками пространственно­временного континуума путем слияния с мировым первоначалом (Брахма, Дао и др.). Вторая получила распространение среди иран­ской религиозной традиции, прежде всего зороастризма, а также в «ветхозаветных идеологиях» и отчасти в конфуцианстве. Идейным выражением этой модели являлось коллективное спасение в конце времени, в нNQQ6BD4EOQ- центральной точке пространства (Павленко, 1992, с. 15-17). Обе эти тенденции, сформировавшиеся к середине I тыс. до н.э., продолжали существовать и реализовываться в последую­щих религиозных традициях человечества.

Вероятно, в этот период уходят истоки формирования менталь­ностей Западной и Восточной цивилизаций. Западные культуры пред­стают как более экстравертированные и экспансивные, в рамках кото­рых человек ориентирован на активное отношение к условиям своего существования, к внешнему миру, в том числе и к социальным его аспектам. Восточные общества, напротив - более интравертированные и менее экспансивные, в которых человек стремится к «акIEOAQyBD0EPgQ8BEM- недеянию», уходу в себя и сохранению статичности своего бытия (Поздняева, 1999, с. 15; Марков, 1996, с. 123; и др.). Надо отметить, что «осевое время» сказалось не только на мировоззренческом и ментальном развитии народов, но и на их социально-экономических процессах, обусловивших их большую динамичность (Ясперс, 1994, с. 32-33; Крапивенский, 1998, с. 134-149; и др.).

Инновации в духовной и социальной жизни человечества воз­никли и получили наибольшее распространение в недрах древних культур Китая, Индии, Средиземноморья и Ближнего Востока.

Не­смотря на то, что кочевые общества Евразийских степей, в том числе и Центральной Азии, находились на перифеAEOAQ4- этих цивили­заций, тем не менее в силу ряда причин (мобильность образа жизни номадов, культурные контакты, бурные политические события и т.д.) испытали определенное влияние со стороны последних. Наи­более отчетливо это проявлялось в синкретизме религиозно­мифологических представлений номадов, что было продемонст­рировано на примере «пазырыкского» общества. С гунно­сарматского времени этот синкретизм, вероятно, еще усилился, что было обусловлено более широким проникновением в Сред­нюю и особенно в Центральную Азию буддизма, формированием и распространением в этом же регионе религии бон, включавшей в себя элементы митраизма (западный или классический мазда­изм, черты которого присутствуют и в религии «пазырыкцев»), а также местные тибетские- верования и культы богов (Кузнецов, 2001, с. 153). В то же время, несмотря на влияние новых религи­озно-философских традиций, у кочевников по-прежнему сохраня­лись многие черты так называемого мифологического мышления, находящего различное проявление в социокультурной динамике бытия (Дашковский, 1999в, с. 194-195).

Учитывая все вышеизложенные особенности культурно-исто­рического, социально-экономического и мировоззренческого раз­вития номадов Горного Алтая пазырыкского времени, а также сравнительный анализ аналогичных процессов, протекавших у дру­гих кочевых народов Центральной Азии, можно попытаться пред­варительно выявить некоторые особенности мента7BEwEPQQсти кочев­ников, которые сложились в скифскую эпоху и продолжали сохра­няться (хотя, возможно, частично в измененном виде) в последую­щие исторические периоды:

1. Достаточно высокая степень слияния индивида с окружаю­щей средой. Природа рассматривалась как часть общества, а обще­ство - включенным в природу и зависящим от космических сил.

2. Значительный уровень интеграции индивида и EEEQgRABEMEOgRCBEMEQAQ9BEsERQ- элементов социального пространства (семья, клан, военно-поли­тическое объединение).

3. Экстравертированное отношение человека и общества к ми­ру, что проявлялось прежде всего в высокой эмоциональной чувст­вительности и аффективной напряженности в общении. Это объяс­няется мобильным образом жизни, а также характером пережива­ний, с которыми постоянно было связано как физическое, так и психологическое существование людей: смерть близких, рождение человека, внешняя угроза, природные катаклизмы и др.

4. Большая образность и иконическая полнота воспроизведе­ния содержаний, а также деятельности воображения. Это прекрасно

отражено в произведениях искусства (в скифскую эпоху - так на­зываемый скифо-сибирский звериный стиль).

5. Наделение различных объектов и явлений не только пред­метным (функциональным) но и знаковым (смысловым) значением, используя для этого язык символов, являющийся проявлением ар­хетипов коллективного бессознательного. Среди наиболее распро­страненных архетипов, трансляция которых зафиксировано, в част­ности, в погребально-поминальной обрядности и в искусстве «па- зырыкцев», можно отметить «архетип Героя», «архетип Самости», «архетип Мирового дерева» и многие другие (Дашковский, 1997а; 2000а, с. 87; 2002в; Маточкин, 1999, с. 125-126; и др.).

Таким образом, современный уровень философско-методо­логических разработок в области структурно-семиотического пси­хQанализа и результаты комплексных археологических исследова­ний позволяют проследить указанные особенности мировоззренче­ского и ментального развития номадов Центральной Азии в скиф­скую эпоху. Дальнейшие теоретические исследования и расшире­ние источниковой базы дадут возможность в рамках междисципли­нарного подхода не только продолжить изучение основных черт ментальности кочевой цивилизации Центральной Азии, но и вы­явить отдельные ее черты в менталитетах конкретных социокуль­турных и этнических образований кочевников древности, средне­вековья и периода этнографической современности.

<< | >>
Источник: А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ МОНОГРАФИЯ. 2003

Еще по теме 5.5. Основные тенденции в мировоззренческом и ментальном развитии номадов Центральной Азии скифской эпохи:

  1. Основные тенденции развития
  2. Основные тенденции развития
  3. Основные тенденции развития
  4. Основные тенденции развития
  5. СХОДСТВО И ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СТОЛИЧНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ Д.А. Подобед Ростовский государственный университет
  6. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ3 И.В. Челышева, Таганрогский государственный пединститут
  7. ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА СМИ М.Ю. Казак Белгородский государственный университет
  8. 1.1. Основные тенденции направления развития современных международных отношений
  9. 2.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII–XV вв.
  10. § 1. Оренбургская экспедиция и основные тенденции политического и социально-экономического развития края во второй половине XVIII в.
  11. 5.1. Основные тенденции в судебной политике России начала XX в.
  12. ГЛАВА 20 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ