<<
>>

3.3. Погребение человека с сопроводительным захоронением лошади PA-b>

Одной из наиболее показательных и отличительных черт, ха­рактеризующих погребальный обряд и культуру населения Алтая пазырыкского времени, является захоронение человека с конем в одной могильной яме.

Такая традиция, сформировавшаяся в значи­тельной степени под влиянием социально-экономических отноше­ний в обществе древних кочевников, нашла свое отражение в сис­темах религиозно-мифологических представлений «пазырыкцев». Имеющиеся материалы показывают, что не всех умерших людей в рассматриваемое время хоронили с лошадью. Из 569 (100%) учтен­BD0ESwRF- курганов со 135 могильников в 212 (37,3%) при раскопках бы­ли обнаружены костяки коней[2]. В источниковую базу по наличию сопроводительных захоронений лошадей в погребениях умерших людей вошли данные, как по курганам рядовых кочевников, так и представителей различных элитных социальных групп населения.

Для выявления целого ряда тенденций, способных помочь по­нять многие стороны пазырыкской культуры, рассмотрим данные, полученные в ходе исследований поминально-погре-бальных ком­плексов, на нескольких уровнях сравнительного анализа: 0EMA- приме­ре одного из наиболее типичных могильников; на материалах па­мятников, раскопанных на территории разных районов Горного

Алтая (по административным и географическим привязкам); на основе всех доступных для такого рода изучения сведений.

На могильнике Барбургазы-1 (Кубарев,1992а) из 27 (100%) ис­следованных курганов пазырыкской культуры лошади находились в 12 (44,4%). Один конь был уложен в одиночных погребениях муж­чин - в 3 случаях, женщин - в 1, мужчины и женщины - в 1 и один раз отмечен в коллективном захоронении людей. По два костяQ6BDA- ло­шадей зафиксировано дважды в отдельных курганах мужчин, муж­чины и женщины, и по одному разу в могилах, где были погребены еще мужчина и женщина, две женщина и устроен коллективный склеп. В 4 мужских, 7 женских, 3 детских и в одной могиле с двумя погребенными (женщина и ребенок) животных не найдено.

Для анализа следующего уровня привлекались материалы из Юго-Восточного Алтая, где из 251 (100%) раскопанных курганов У1-П вв. до н.э. в 112 (44,6%) обнаружены костяки лошадей. Имею­щиеся результаты выглядят следующим образом: по одному коню отмечено 23 (9,1%) раза с мужскими погребениями, 19 (7,5%) - с женскими, 4 (1,6%) - с детскими, 3 (1,2%) - с коллективными, 10 (4%) - с парными. Из последних, семь могил принадлежали мужчине и женщине, по одной - мужчине с ребенком, женщине с ребенком и двум детям. Лошадь еще была помещена в 1 (0,4%) парном и в 10 (4%) одиночных захоронениях людей, пол которых не определен. По два животных встречено в 6 (2,4%) случаях с погребениями мужчин, в 3 (1,2%) - с коллективными захоронениями, в 17 (6,8%) - с парны­ми (из них: 7 раз, где лежали мужчина и женщина, 1 раз - два муж­чины, 2 раза - две женщины в 7 случаях - пол умерших не опреде­лен). В трех курганах (1,2%) вместе с похороненным человеком, пол которого не установлен, обнаружено два коня. Факт нахождения в могиле трех лошадей зафиксирован 8 раз (3,2%): с одним умершим мужчиной, с двумя женщинами, с мужчиной и женщинD4EOQ- (3 случая), с несколькими покойными (3 случая). Кроме того, в пяти погребениях (2%) обнаружено более 3 лошадей: в могиле мужчины (10 лошадей), в двух захоронениях женщин - по 6 животных в каждом и в одном кургане, где были похоронены мужчина и женщина, - 9 лошадей и в одной могиле мужчин (4 коня). Среди могил, в которых не было животных, 19 (7,5%) принадлежали мужчинам, 24 (9,6%) - женщи­нам, 41 (16,3%) - детям, 7 (2,8%) - мужчинам и женщинам, 6 (2,4%) - мужчинам и детям, 4 (1,6%) - двум детям, 3 (1,2%) - двумя женщи­нам. В 10 случаях (4%) отмечены коллективные захоронения. Еще имеется 25 (10%) раскопанных объектов, где половозрастные харак­теристики умерших не установлены. Из них в 21 случае (8,4%) нахо­дилось по одному человеку, а в остальных 4 (1,6%) - по два.

Приблизительно такой же расклад наблюдается при рассмот­рении погребальных памятников У1-П вв.

до н.э., расположенных на территории Центрального Алтая, где из 57 (100%) исследован­ных курганов в 30 (52,6%) находилось погребение человека с ко­нем. В остальных же административных районах Республики Алтай эти показатели выглядят следующим образом: в Улаганском районе из 38 (100%) - в 26 (68,4%), в Усть-Канском - из 17 (100%) - в 4 (23,5%), в Майминском - из 15 (100%) - в 3 (20%), в Усть- Коксинском - из 14 (100%) - в 9 (64,3%). В Чемальском районе, где из 151 (100%) известных раскопанных курганов лошади зафикси­рованы лишь в 22 (14,6%), а в Шебалинском районе в трех иссле­дованных объектах костяки коней- не обнаружены. Кроме того, в общий список памятников пазырыкского времени были включены 23 объекта, находящихся за пределами современной администра­тивной границы Республики Алтай. В частности, учитывалось семь курганов, в которых отсутствовали сопроводительные захоронения лошадей, с территории Чарышского района Алтайского края.

Еще брались во внимание 16 курганов из Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, из которых только в 6 случаях вместе с умершими людьми в одном по­гребальном сооружении обнаружены костяки коней.

APA-font size=2 color=black face="Times New Roman">Если просчитать количество погребений людей с сопроводи­тельным захоронением лошади с учетом современных границ Рес­публики Алтай, Алтайского края и Восточно-Казахстанской облас­ти, от общего числа учтенных на данном уровне курганов - 569 (100%), то получим следующие результаты. В Кош-Агачском районе такой показатель обнаружен в 112 (19,7%) из 251 (44,1%) погребе­ний, в Онгудайском - в 30 (5,3%) из 57 (10%), в Улаганском - в 26 (4,6%) из 38 (6,7%), в Усть-Канском - в 4 (0,7%) из 17 (3%), в Май­минском - в 3 (0,5%) из 15 (2,6%), в Усть-Коксинском - в 9 (1,6%) из 14 (2,5%), в Чемальском - в 22 (3,9%) из 151 (26,6%). В Шебалинском районе в 3 (0,5%) исследованных курганах такой признак погребального обряда отсутствовал. К указанным данным можно добавить факт отсутствия животных в 7 (1,2%-) объектах пазырыкской культуры в Чарышском районе Алтайского края.

Кроме того, указанный признак зафиксирован в 6 (1%) из 16 (2,8%) курганов, расположенных на территории Катон-Карагайского рай­она Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Теперь продемонстрируем изучаемое явление на обозначен­ной выше всей совокупности учтенных курганов кочевников гор­ных районов Алтая У1-П вв. до н.э. (569 курганов - 100%, 212 объектов с сопроводительным захоронением коней - 37,3%). По­сле группирования материала с учетом половозрастных особенно­стей умерших людей были получены следующие результаты. По одной лEPgRIBDAENAQ4- находилось в 36 (6,3%) одиночных мужских, 24 (4,2%) женских, в 6 (1%) детских, в 14 (2,4%) парных погребени­ях. Среди захоронений последней группы наибольшее число раз - 8 (1,4%) - отмеченный признак зафиксирован в совместных муж­ских и женских склепах, по одному разу - в погребениях мужчины и ребенка, женщины и ребенка и двух детей. Жертвенное животное также помещено по одному разу в коллективные могилы двух мужчин и женщины (0,2%), женщины, ребенка и младенца (0,2%), двух взрослых людей и подростков (0,2%), нескольких женщин (0,2%). Кроме того, по одному коню лежало еще в 46 (8%) одиноч­ных могилах и в 4 (0,7%) парных погребениях людей, пол которых не установлен.

Наконец, более 3 коней (от 4 до 22 особей) отмечено 4 раза (0,7%) в одиночных погребениях мужчин, 3 раза (0,5%) - у женщин, 6 раз (1%) - в парном захоронении мужчины и женщины, 1 раз (0,2%) - мужчины и ребенка. К этой группе курганов следует доба­вить 3 (0,5%) объекта, где похоронено по одному человеку, но из-за сильного разграбления могиEOw- их половозрастную принадлежность определить не представляется возможным. В то же время по кос­венным признакам погребального обряда (инвентарь, особенности погребальных конструкций и др.) можно предположить, что в по­следних трех случаях могли быть погребены мужчины.

Из приведенных данных видно, что чаще всего лошадь укла­дывали в могилу мужчины. Значительно реже животное погребали с женщинами, еще реже - с детьми.

Количество захороненных жи­вотных зависело от социального статуса (Тишкин, Дашковский, 1997а, с. 116-117), а также от имущественного положения умерше­го. Так, в погребениях, где обнаружено от 1 до 3 особей животных, вероятно, были похороD0ENQQ9BEs- представители родовой верхушки или глав больших патриархальных семей, на что дополнительно еще указывает расположение этих объектов в начале цепочки курганов близких родственников или в центре некрополя (Кубарев, 1991,

с. 25). Захоронение в могиле вместе с человеком более 3 лошадей (от 4 до 22 особей) свидетельствует о наличии в кочевом обществе «элиты» на вершине социальной структуры, что требует отдельно­го всестороннего рассмотрения.

В разных районах Горного Алтая замечено неравнозначное количество совместных погребений человека с конем. 0EQgQ+ связано не только с различной степенью изученности отдельных районов, но и с особенностями жизнедеятельности людей. Данные обстоя­тельства являются также отражением культурно-исторических процессов, происходивших на территории Евразии в скифскую эпоху, в которые непосредственно были вовлечены и номады рас­сматриваемого региона. Основная территория распространения «классических» пазырыкских курганов, в том числе с сопроводи­тельным захоронением лошади, соответствует Центральному, Юго­Восточному и Юго-Западному Алтаю (Онгудайский, Улаганский, Кош-Агачский районы Республики Алтай и Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан). Именно на эти районы приходится наибольшее количество погре­бений умерших людей с BEEEPgQ/BEAEPgQyBD4ENAQ4BEIENQQ7BEwEPQRLBDw- захоронением коня. В 174 (30,6%) из 362 (63,6%) исследованных объектов зафиксиро­вана указанная особенность погребального обряда. Если же 362 кургана, раскопанных в этих районах, принять за 100%, то тогда ко­личество курганов с сопроводительным захоронением животного (174) составит 48,1%. В других районах Горного Алтая такая осо­бенность захоронений встречена значительно реже.

Достаточно четко выделяется группа памятников в районе ниж­него (частично и среднего) течения Катуни.

Погребальные объекты на этой обширной территории отличаются не только редкими со­проводительными захоронениями лошади в могиле человека, не­смотря на хорошую степень изученности этого района (Кубарев, 1990, с. 7-22; Степанова, 2000; Миронов, 2000; Кирюшин, Степа­нова, Тишкин, 2003; и др.), но и целым комплексом традиционно рассматриваемых признаков погребального обряда (Кирюшин, Степанова, Тишкин, 1997, с. 102-106; Тишкин, Дашковский, 1997б, 1998б-г, 2003; и др.). Имеющиеся многочисленные материалы по­зволяют в определенной мере говорить о локальном варианте па- зырыкской культуры (Тишкин, Дашковский, 1998г, с. 18; 2003).

Совместные захоронения человека с конем встречаются на всем протяжении пазырыкского времени, но не в равнозначном количественном отношении. Для удобства анализа таких объектов в хронологическом аспекте были скоBEAEQAQ1BDsEOARABD4EMgQwBD0ESw- все рассматри­ваемые погребальные памятники с учетом тех дат, которые предла­гают авторы раскопок. В результате выделилось два периода, кото­рые частично перекрывают друг друга. Первый период, У1-1У вв. до н.э., охватывает такие датировки курганов указанные различными исследователями: УНУ вв. до н.э., IV в. до н.э., У-1У вв. до н.э., V в. до н.э. и т.п. Второй хронологический отрезок, V (2-я пол. V) - II вв. до н.э., включает следующие временные интервалы: V—III вв. до н.э., ^—П вв. до н.э., ГУ—Ш вв. до н.э., Ш—П вв. до н.э.

К первому периоду, VI—IV вв. до н.э., из 569 курганов отно­сятся 203 (100%) объекта, из которых в 84 (41,4%) обнаружены костяки лошадей. Наибольшее количество захоронений человека в сопровождении животного этого вида приходится на V—IV вв. до н.э. — 51 (25,1%) случай. Остальные погребения — 33 (16,3%) — с указанной особенностью погребального обряда, датируются более широко — VI—IV вв. до н.э. Эти показатели демонстрируют увели­чение к концу IV в. до н.э. количества погребальных объектов, где с умершими людьми укладывались кони.

Второй период, V (2-я пол. V) — II вв. до н.э., включает 366 (100%) курганов, из которых 128 (35%) содержали костяки лоша­дей. Из 153 памятников (41,8%), сооруженных во 2-й половине У-Ш вв. до BD0-.э., только 30 (8,2%) имеют изучаемый признак, а из 213 (58,2%) объектов III (1У)—II вв. до н.э. в 98 (26,8%) случаях об­наружены сопроводительные захоронения коней.

Хорошо заметные изменения количества совместных захороне­ний людей и лошадей, очевидно, связаны с историческими события­ми, происходившими в Азии, что засвидетельствовали письменные источники (Савинов, 1991, с. 93—96). Так, в 20-е гг. ГУ в. до н.э. шел процесс завоевания Средней Азии Александром Македонским и па­дения Ахеменидской державы, позднее — северная кампания Маоду- ня (201 г. до н.э.). По всей видимости, «пазырыкцы» могли быть в большей или меньшей степени подвержены влиянию крупных воен­ныRQ- операций. Это в какой-то степени подтверждается, кроме других аргументов, увеличением количества кенотафов в указанные отрезки времени (Дашковский, Грушин, 1998, с. 51—52).

Таким образом, наибольшее количество погребений с сопро­водительным захоронением лошади зафиксировано в Юго­Восточном и Центральном Алтае. В этих районах преобладают па­мятники с «классическими» чертами погребального обряда «пазы- рыкцев». Наличие разного числа лошадей в могиле обусловлено социальным и имущественным положением умершего человека в обществе. Показателем прижизненного статуса погребенного яв­ляется наличие в могилах более породистых коней (Витт, 1952; СNQQ6BDUEQARBBDoEMARP-, 1992, с. 191; Гребнев, Васильев, 1994). Изменение коли­чества лошадей в захоронениях в определенные периоды связано с конкретными историческими событиями, а также с динамикой климатических условий, демографическими процессами, эпизо­отиями и другими факторами.

В данном параграфе мы не коснулись анализа захоронений человека с конем в раннескифское время. Такая работа уже была проделана (Кирюшин, Тишкин, 1997), а результаты ее в общем ви­де отражены ниже.

<< | >>
Источник: А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ МОНОГРАФИЯ. 2003

Еще по теме 3.3. Погребение человека с сопроводительным захоронением лошади PA-b>:

  1. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И1АЇІ (ИНЬ)
  2. Ранний железный век
  3. П.К. Дашковский Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭЛИТЫ У КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
  4. П.К. Дашковский, И.А. Усова Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА ИЗ МОГИЛЬНИКА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХАНКАРИНСКИЙ ДОЛ
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. 1.1. Этнокультурная ситуация на территории Горного Алтая в I тыс. до н.э.: некоторые итоги реконструкций и перспективы исследования
  7. 1.2 Социально-экономическая и политическая организация «ранних кочевников» в трудах отечественных археологов
  8. 3.2. Ориентация и положение погребенных людей
  9. 3.3. Погребение человека с сопроводительным захоронением лошади PA-b>
  10. 3.3. Характеристика погребального обряда населения раннескифского времени
  11. 3.4. Особенности погребально-поминальной практики у кочевников пазырыкского периода
  12. 4.1. Общая характеристика половозрастных групп
  13. 4.2. Социально-типологические модели погребений
  14. 5.2. Космологическая модель мира «пазырыкцев»
  15. 5.2. Лошадь в религиозно-мифологической системе номDAENAQв