<<
>>

2.1. Принципы и методы палеосоциальных исследований

Изучением социогенеза древних и средневековых народов на основе археологических источников систематически исследователи начали заниматься не так давно. В СибgEQAQ4- результаты данного процесса обозначены в докладах и материалах нескольких конфе­ренций, состоявших в Кемерове (1989, 1997, 2003), Томске (1990), Барнауле (1994, 1997) и некоторых других городах.

Однако разра­ботки методологических и особенно научно-практических аспектов указанного направления начались, как уже было сказано, значи­тельно раньше и нашли свое отражение в трудах В.В. Радлова (1894, 1989), С.И. Руденко (1952, 1953, 1960), М.П. Грязнова (1939, 1950, 1956), С.В. Киселева (1951), А.Д. Грача (1968, 1975, 1980), С.С. Сорокина (1978, 1981), А.И. Мартынова (1980, 1986, 1989) и других исследователей. Следует отметить подходы А.П. Окладни­кова и В.Н. Чернецова, в работах которых упор делался на исполь­зование этнографических данных при интерпретации археологиче­ских материалов (Бобров, 1997, с. 4).

В настоящее время существует довольно большое число пуб­ликаций, посвященных использованию в археологии разных мето­дик социальных реконструкций. Имеются уже и историографиче­ские обзоры развития данного направления (Гиренко, 1991; Бобров, 1997; Бобров, Михайлов, 1997 Васютин, 1998; Матвеева, 2000; Тишкин, Дашковский, 2001а; Дашковский, 2002в; и др.), а также обозначена субдисциплина - «социальная» или «социологическая археология» (Бобров, 1997, с. 5). Тем не менее поиск эффективных методов для изучения социогенеза древних и средневековых наро­дов продолжается. Следует указать, что сейчас возможна выработ­ка в какой-то мере универсальной программы действий или состав­ление рекомендаций общего EUEMARABDAEOgRCBDUEQAQw-. При всем этом основным требованием в ходе реализации рассматриваемого направления яв­ляется всесторонняя фиксация выявленных при археологических раскопках данных и комплексное изучение полученных материалов.

На основании таких результатов определяется социально значимая информация, по возможности сравнимая со сведениями подобного плана из этнографических, письменных и других источников.

В качестве одного из главных показателей социальной диффе­ренциации выступает количество и качество произведенных затрат на осуществление процедуры реализации погребально-поминаль­ного комплекса, а также антропологические определениw- (пол, воз­раст, раса, физические отклонения, травмы и т.п.). В целой серии работ уже обозначен ряд используемых археологами исследова­тельских подходов при выявлении социальной структуры древнего общества: методы палеоантропологического и палеоэкономическо­го моделирования, формализованно-статистические методы, метод определения трудовых затрат на сооружение погребения, плани- графический анализ системы погребального комплекса, этноархео- логические исследования, метод оценки численности населения по экологическим параметрам и др. (Бобров, Михайлов, 1997). Однако имеющийся перечень не исчерпывает всех возможностей интер­претации археологического материала в плане социальной рекон­струкции.

На наш взгляд, всестороннее использование в археологии раз­личных методов, в том числе из других наук, является необходи­мым условием развития научной дисциплины. Главное требование заключается в получении конкретных результатов, дающих реше­ние проблем, не разрешимых старыми способами (Тишкин, 1997, с. 53). В данном контексте следует привести ряд достижений в об­ласти палеогенетических исследований (Феномен..., 2000; Сама- шев, Фаизов, Базарбаева, 2001; Кирюшин, Тишкин, 2003; и др.).

В настоящее время в археологии достаточно хорошо разработа­ны методологические основы и методические приемы для EEEPgRGBDgEMAQ7BEwArQQ9BEsERQ- реконструкций. Они рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными. Однако имеются дискуссионные вопросы, обусловленные тем, что долгое время в отечественной науке господ­ствовала одна методология (исторический материализм), фактически не допускающая альтернативных теоретических разработок, в том числе и в области социальной истории народов.

В последнее деся­тилетие ситуация несколько изменилась, что безусловно способст­вовало более плодотворному изучению социогенеза древних пле­мен. Поскольку детальное представление эволюции проблем мето­дологии и методики палеосоциальных исследований в археологии не входит в задачи нашей работы, то остановимся только на основ­ных итогах и результатах современных разработок в этих областях.

Прежде всего следует указать ряд категорий, которые исполь­зуются в классической социологии при изучении современных об­ществ. Применение именно таких понятий в археологических ис­следованиях обусловлено тем, что при реконструкции социальной структуры древних обществ часто не представляется возможным прибегать к терминологии письменных источников (которые могут просто отсутствовать) или этнографии «ввиду возможной «модерни­зации» исторической действительности» (Ольховский, 1995, с. 85).

Одним из главных понятий сEPgRGBDgEPgQ7BD4EMwQ4BDg- является «социальная структура». Под ней большинство исследователей понимает разме­щение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между от­дельными элементами в социальных системах разного ранга. При этом в качестве таких элементов могут выступать социальные ин­ституты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Из­менения в такой системе приводят к качественным сдвигам во всем обществе (Радаев, Шкаратан, 1996, с. 14-15; Парсонс, 1992; и др.).

Другая важная категория - «социальная стратификация» - рассматривается в науке как определенное социальное различие ме2BDQEQw- людьми, которое приобрело характер иерархического ран­жирования (Сорокин, 1992, с. 302; Вебер, 1994б; Тьюмен, 1992; Дэвис, 1992; Дэвис, Мур, 1992; и др.). Третье базовое понятие - «социальная дифференциация» - отражает различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами как по объективным харак­теристикам (экономическим, профессиональным, демографическим и др.), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль по­ведения и др.) (Радаев, Шкаратан, 1996, с.

30; Афанасьев, 1993). По мнению Ю.В. Левады, которого поддерживают другие ученые, в основе социальной дифференциации «лежит элементарное... явле­ние - социальная роль». Она превращается в относительно постоян­ный определяющий, организующий и систематизирующий элемент (Сидоров, 1993, с. 13). Именно социальная дифференциация являENQRCBEEETw- источником многообразия и развития общественных систем. Кроме того, она вызывает имущественное, властное и статусное неравенст­во (Радаев, Шкаратан, 1996, с. 30). Важно отметить, что имущест­венная и социальная дифференциации проходят параллельно, оказы­вая друг на друга взаимное влияние (Першиц, 1982, с. 163-179; 1994).

К указанным понятиям необходимо добавить еще одно, широ­ко используемое в палеосоциальных реконструкциях - «социальная группа». Под ней понимается совокупность людей, которые взаи­модействуют друг с другом, объединены общностью устойчивых и воспроизводящихся свойств и совпадающими интересами своих членов. При этом механизм сущестDIEPgQyBDAEPQQ4BE8- и развития социальных групп так же, как и социальных отношений, «скрыт» в системе че­ловеческой деятельности. Важно отметить, что категория «группа» преимущественно используется для обозначения такой совокупно­сти людей, члены которой чаще взаимодействуют друг с другом, чем с людьми извне, но это не означает, что все они находятся не­посредственно в прямом контакте, как члены первичных групп (Ра­даев, Шкаратан, 1996, с. 16-19).

Таким образом, отмеченные выше понятия являются необхо­димым категориальным аппаратом, который требуется при изуче­нии общественной сферы древнего населения на основе археологи­ческих источников. При этом саQ8BDA- социальная сфера есть ничто иное, как механизм, регулирующий организационную структуру системы и прежде всего его активный компонент, который интег­рирует все системные качества человека, группы, общества (Ге- нинг, 1989, с. 30).

В современной археологии общепринятой методологической основой изучения палеосоциальных явлений служит признание сле­дующих основных положений.

Первое заключается в том, что в лю­бом обществе, начиная с эпохи неолита, функционировало несколь­ко основных «социальных структур»: физико-генетическая (поло­возрастная), семейно-брачная, имущественная, социально-профес­сиональная, ранговая, культурно-символическая (религиBD4ENwQ9BDAETw-), ми­фологическая (Черных, Венгеров, 1987; Ольховский, 1995, с. 89-91; Радаев, Шкаратан, 1996, с. 16-19; Поликанова, 1998; и др.).

Другим общепринятым фактом является то, что социальную сферу (социальное пространство) нужно рассматривать в двухмер­ной системе координат: по «горизонтали» и по «вертикали» (Соро­кин, 1992, с. 300-301). В древних, средневековых и традиционных обществах в основе горизонтальной проекции лежит половозраст­ная структура, а вертикальная базируется на социальном, имущест­венном, профессиональном и ином различии (Калиновская, 1982; Бутинов, 1982; Попов, 1982; Колесников, 1985; Тишкин, 1997, с. 54; и др.). Каждый человек, входящий в конкретное общество, ка6- бы обладал своими координатами, занимая соответствующее место одновременно в нескольких социальных структурах. Однако следу­ет указать на то, что положение индивида как в горизонтальной (физико-генетическая структура), так и в вертикальной проекции могло изменяться в зависимости от конкретной ситуации, этапов жизни и т.д.

Следующим важным методологическим положением рас­сматриваемых исследований является тезис, согласно которому социальная зависимость человека в древности находила свое отра­жение в материальной культуре (концепция опредмечивания) (Ге- нинг, 1983, с. 26-31). В результате археологи пришли к такому вы­воду: «Поскольку социAQ7BEwEPQRLBDk- статус умершего определялся той ролью, которую он играл в системе общественного производства и распределения материальных ценностей», то соответственно эти процессы непременно должны отразиться в погребальном обряде (Генинг, 1989, с. 218). Чем выше было прижизненное социальное положение умершего человека, тем более масштабные сооружа­лись для него погребальные памятники (Массон, 1996, с.

81-91). К этому следует добавить, что показателем социального статуса может выступать и символическая ценность предметов сопроводи­тельного инвентаря (Генинг, 1989, с. 218).

Таким образом, общий итог теоретических обобщений сво­дится к следующему. Во-первых, в любоA- обществе функциониро­вало несколько социальных систем, причем в разные периоды его развития роль каждой такой структуры могла меняться. Во-вторых, эти процессы в большей или меньшей степени отражены в погре­бальном обряде, поэтому задача исследователей заключается в ус­тановлении имевших место палеосоциальных структур на основе археологических данных (Ольховский, 1995, с. 91).

Следует отметить еще одно методологическое положение, ко­торое заключается в том, что социальная и духовная сферы обще­ства взаимосвязаны между собой. В отечественной археологии об­щепринятым считается подход к духовной культуре с позиций ис­торического матер4BDAEOwQ4BDcEPAQw-. При этом она определяется как «... механизм осознания жизнедеятельности на основе свойств от­ражения, кодирования информации и перевода информации о дея­тельности в социальную память, на основе которой актуализирует­ся любой вид деятельности, в чем и выражается ее главная роль в обеспечении функционирования системы деятельности» (Генинг, 1989, с. 31). В древних обществах основу духовной сферы состав­ляла господствующая религиозно-мифологическая система, выпол­няющая мировоззренческую, регулятивную и религиозно-компен­саторную функции. Более того, именно религиозные догмы во мно­гом определяли действие соционормативной системы всего блока культуры (Массон, 1996, с. 95). Данная ситуация была обусловлена тем, что религия как в идейном, так и культовом отношении очень тесно связана с особенностями жизнедеятельности и быта различ­ных человеческих коллективов (Вебер, 1994а, с. 78). Таким обра­зом, «в области социального поведения людей той или иной эпохи можно обнаружить фактическое единообразие, т.е. последователь­ность действия с типически идентично предполагаемым смыслом повторялась отдельными индивидами или (эвентуально одновре­менно) многими» (Вебер, 1990, с. 633).

Из вышесказанного следует, что господствующая религиозно­мифологическая система также определяет особенности реализа­ции погребального обряда. Поскольку археология имеет дело с «опредмеченными» (т.е. материальными) результатам4- такого об­ряда (или, по терминологии В.С. Ольховского (1993), - с погре­бальным памятником), то необходимо учитывать, что в нем в силу присущей ему специфики отражается реальность, в том числе со­циальная, не буквально (зеркально), а через сложную, искажаю­щую историческую действительность призму мифологизма (Оль­ховский, 1995, с. 92). Однако при всем этом погребальный обряд является основным источником для палеосоциальных реконструк­ций. Такой вывод представляется нам несомненным.

В данной связи вполне правомерным становится вопрос о ме­тодике социальных исследований древнего населения по материа­лам погребального обряда. Данная тема неоднокAQwBEIEPQQ+ поднималась в научной литературе (Алекшин, 1975а,б; 1981; 1987; Лебедев, 1977; Добролюбский, 1982; Массон, 1976; Плетнева, 1993; Леонова, Смирнов, 1977; Бунятян, 1985; Генинг, Бунятян, Пустовалов, Рыч­ков, 1990; Васютин, 1998а-б; Дженито, 1994; Бишони, 1994; и др.). Основные выводы ученых по методике палеосоциального анализа погребений можно свести к следующему. Во-первых, представле­ния о богатстве, социальной значимости, эквиваленте трудовых затрат в каждом социокультурном или этническом объединении носили специфический характер. Определялись они особенностями социально-экономического и мировоззренческого развития населе­ния. Во-вторых, отражение социальной значимости человека в ма­териалах погребального обряда происходило через призму идеоло­гии (религии, мифологии, мировззрения), господствующей в об­ществе (Петрухин, Раевский, 1980). В этой связи процесс палеосо­циальных исследований должен идти параллельно с реконструкци­ей господствующей в социуме религиозно-мифологической систе­мы. В-третьих, поскольку в основе любого общества лежит поло­возрастная структура, то достоверность и информативность соци­альных реконструкций увеличиваются при наличии антропологи­ческих определений. Следует еще раз указать на перспективность использования палеогенетических анализов в социальных исследо­ваниях. Это уже дало интересные результаты, в частности, при изучении представителей пазырыкской культуры Горного Алтая (Воеводова, Ромащенко и др., 2000; Овчинников, Друзина и др., 2000, с. 222-223; Воеводова, Ситникова, Ромащенко, 2000, с. 2240-230; Самашев, Фаизов, Базарбаева, 2001, с. 22; и др.). В-четвертых, методика палеосоциологического анализа включает в себя такие основные этапы: 1) реконструкция и изучение всех основных эле­ментов погребального обряда (Бунятян, 1985); 2) статистическая обработка «опредмеченных» признаков погребального обряда, ис­пользуя возможности компьютерной обработки баз данных, что хорошо отражено в работах отечественных и зарубежных ученых при проведении социальных исследований структуры древнего на­селения (Генинг, Бунятян, Пустовалов, Рычков, 1990; Бернабей, Бондиоли, Гуиди, 1994; Матвеева, 2000; и др.). В результате такого анализа выявляются социально значимые показатели, определяется объем трудозатрат и т.д.

После учета всех археологических, лингвистических, пись­менных источников, результатов анализа произведений искусства, а также после изучения системы мировоззрений определенного населения появляется возможность реконструкции «мифологиче­ской» социальной структуры, которую затем необходимо перевести в «гипотетическую» (Ольховского, 1995). Для этого необходимо изучить уровень экономического развития социума, демографиче­ские процессы, плотность населения, особенности хозяйственно­культурного типа, провести этнографические параллели и т.д.

В.С. Ольховский предложил выделить еще один этап, направлен­ный на рек4EPQRBBEIEQARDBDoERgQ4BE4- непосредственной реальной и конкретной (ранговой или иной) социальной структуры с учетом корреляции всех вышеотмеченных структур с результатами антропологическо­го анализа. Однако следует указать на то, что использование ан­тропологических определений, как уже отмечалось выше, гораздо предпочтительнее уже на начальных этапах исследования (для изу­чения элементов погребального обряда и их статистической обра­ботки). Кроме того, «реальная» социальная структура при указан­ном подходе вряд ли будет конструктивно отличаться от «гипоте­тической», поскольку в исторических исследованиях, особенно при изучении древних обществ, выйти за рамки реконструкций тех или иных процессов, явлений и т.п., весьма проблематично (Генинг, 1989, с. 148-151, 243-247; ЧерносBDIEOARCBD4EMg-, 1991; Массон, 1996, с. 70­97; и др.). В связи с дискуссионностью последнего из указанных положений хотелось бы особо обратить внимание на возможность широкого использования в палеосоциологическом анализе такого метода, как моделирование. Этот подход может быть реализован после всестороннего изучения материалов погребального обряда, их статистической обработки с учетом антропологических данных. Такая процедура непосредственно предшествует реконструкции «гипотетической» социальной структуры.

В философии науки «моделирование» рассматривается как метод исследования определенных объектов путем воспроизведе­ния их характеристик на дрDBDMEPgQ8- объекте - модели, которая пред­ставляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) - оригинала модели. При этом между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функ­ций; поведения изучаемого объекта и его математического описа­ния; структуры и т.д. Указанное сходство дает все основания пере­носить информацию, полученную в результате такого методиче­ского приема, с модели на оригинал (Кохановский, 1999, с. 276­277). Формы моделирования весьма разнообразны и зависят от сферы его применения (Бирюков, 1989, с. 373-374).

В отечественной науке DwENQRCBD4ENAQлогические и методические во­просы моделирования, в том числе социального, достаточно об­стоятельно разработаны В.Ф. Генингом (1989), Л.Г. Бадаляном (1991), П.Ю. Черносвитовым (1989; 1991) и некоторыми другими специалистами. Ученые предложили под моделью (или теоретиче­ской схемой) понимать абстрактные заменители реальных систем­ных объектов, в которых образующими элементами выступают аб­стракции, моделирующие и замещающие реальные объекты. Сама такая структура, с одной стороны, может рассматриваться как ин­вариантное содержание эмпирических схем, а с другой - как мо­дель, обобщающая наиболее существенные черты социальной дей­ствительности. Более того, модели могут выступать как системно­структурное изображение изучаемой исторической действительно­сти отдBDUEOwRMBD0ESwRF- социумов различных исторических периодов (Ге- нинг, 1989, с. 148-151). При этом любая указанного типа структура, рассматриваемая как аналог какого-то процесса, явления и т.п., должна отвечать двум основным условиям. Во-первых, ей нужно быть адекватной моделируемому процессу на уровне использова­ния именно того формального знакового аппарата, в котором сде­лано описание исследуемого объекта. Во-вторых, ей необходимо включать в себя такие переменные величины (параметры), которые соответствуют аналогичным показателям в объекте моделирования (Черносвитов, 1989, с. 30). В археологии можно выделить два ос­новных типа моделей: имитативная и теоретическая. В первом слу­чае создание модели осуществляется за счет обобщения известного эмпирического материала, а вg- втором - путем создания опреде­ленной абстрактной конструкции, построенной на конкретных ло­гических основаниях (Черносвитов, 1991, с. 6).

Применение метода теоретического моделирования в изуче­нии социальной сферы апробировано при исследовании социогене­за различных народов по материалам погребальной обрядности (Бунятян, 1985; Хлобыстина, 1993, с. 7-11; Гололобов, 1997; Мат­веева, 2000, с. 159-188; и др.). При этом важно отметить, что при использовании такого метода следует стремиться к тому, чтобы «... искомые социальные характеристики (параметры) выглядели как мера, в которой возможно выделить качественные и количест­венные показатели (параметры)» (Генинг, 1989, с. 247). В конечном итоге после всестороннего анализа материалов (систематизация, статистическая обработка и т.д.) и ввода соответствующих корре­ляционных принципов выделяются группы, различающиеся по ко­личественным и качественным показателям. Такие группы в свою очередь можно интерпретировать согласно заданным при модели­ровании социальным идеям: каждая группа отражает определен­ную социальную совокупность людей в структуре общества (Ге- нинг, 1989, с. 247). Следует также особо обратить внимание на то, что полученные социальные модели (в данном случае, погребений) представляют собой сочетание признаков, несущих информацию не только о социальном статусе, но и об этнокультурной принад­лежности, обстоятельствах смерти умерших, религиозно-мифоло­гической DoEPgQ9BEYENQQ/BEYEOAQ4- и т.д. (Ольховский, 1995, с. 96). Поэтому при анализе таких теоретических моделей необходимо использовать корректирующие принципы, позволяющие отделить социальный аспект от всех остальных. Это процедура как раз и осуществляется с учетом указанных выше методологических и методических разрабо­ток при реконструкции «гипотетической» социальной структуры конкретного социокультурного или этнического объединения.

В заключение данного параграфа можно сделать ряд общих выводов. В каждом социуме в разные исторические периоды функ­ционировало несколько социальных структур. При этом в основе горизонтальной проекции социальной EEOARBBEIENQQ8BEs- координат лежала физико-генетическая (половозрастная) структура, а в вертикаль­ном измерении реализовывалась вся остальная общественная ие­рархия. Указанные особенности социальных процессов находили свое отражение (опредмечивание) в материальной культуре и со­ответственно в погребальном обряде (погребальном памятнике). Чем большей социальной значимостью обладал умерший человек в реальной жизни, тем более выразительны (в количественном и качественном отношении) особенности его погребения. На методи­ческом уровне изучение социальных отношений в палеообществах включает в себя несколько этапов с привлечением различных науч­ных приемов, направленных на систематизацию и анализ исходных данных, общественное моделирование и реконструкцию «гипотеQgQ4AK0ERwQ1BEEEOgQ4BEUAuw- социальных структур.

<< | >>
Источник: А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ МОНОГРАФИЯ. 2003

Еще по теме 2.1. Принципы и методы палеосоциальных исследований:

  1. Методы культурологических исследований:
  2. Методы научного исследования, формы научного знания
  3. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  4. В. В. ПЕТРОВ ТОТАЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕРИФЮСЕОН ЭРИУГЕНЫ
  5. Методы нейропсихологического исследования.
  6. Глава 9 Принципы и методы диагностики недоразвития речи
  7. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований
  8. Методы археологических исследований.
  9. Раздел 2. Методы патопсихологического исследования
  10. Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ
  11. 14.2. Основные методы этнопсихологических исследований