ГЛАВА 10 СКИФЫ И САРМАТЫ
Первым народом на территории нашей страны, имя которого нам известно, были киммерийцы, жившие в конце бронзового века. Туманное упоминание о киммерийцах содержит «Одиссея», более определенное упоминание имеется у Геродота, который сообщает, что скифы вытеснили киммерийцев, бежавших в Малую Азию.
Скифы, по Геродоту, преследовали их. О реальности киммерийцев напоминают древние названия урочищ: современный Керченский пролив назывался Боспором Киммерийским, на Керченском полуострове имеется Киммерийский вал. Ассирийские клиновидные тексты VIII в. до н. э. говорят о вторжении киммерийцев на территорию Урарту, Ассирии, Египта. В VII в. до н. э. киммерийцы завоевали Лидию, но не смогли там удержаться.Археологически вопрос о киммерийцах пока не решен. Его решение связано с пока еще дискуссионным вопросом о том, были ли скифы пришлым племенем, или их корни уходят в местную этническую среду. Сопоставив сведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, что принципиальных различий между киммерийцами и скифами не было. По смыслу утверждения Геродота о вытеснении киммерийцев скифами, можно заключить, что территория расселения обоих народов совпадала. Совпадают и ареалы некоторых особенностей расселения, хозяйства и особенности общественного строя киммерийцев и скифов. Так, дальние набеги киммерийцев на Кавказ и Малую Азию совершались из крымско-азовской части их расселения, т. е. из той же области, откуда потом совершали походы скифы. Эти походы говорят о том, что какая-то часть обоих народов занималась коневодством. В то же время в днестровско-днепровской области наряду со скотоводством прочно привилось земледелие. Таким образом, еще в киммерийский период складывались основные черты скифского хозяйственного уклада и даже его географические варианты, которые указывает у скифов Геродот. Значит, скифское завоевание киммерийцев не внесло существенных перемен в хозяйственные особенности населения Северного Причерноморья.
Этой преемственности способствовала близость общественного развития. Отсюда вывод, что завоеватели- скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло скифский язык и бытовые особенности скифов.У скифов сохранились черты быта предшественников. Сходны (но не одинаковы) например, форма и орнамент керамики; скифский обряд погребения, сначала подобный срубному, но уже отличающийся от него вытянутым положением костяка, затем приближается к катакомбному, когда скифы стали хоронить своих мертвых в катакомбах. Скифские поселения возникли на местах более древних поселений. Изучение скифских костяков показало, что в скифах имелись черты местного антропологического типа, существовавшего здесь еще со времени бронзового века.
Эти факты не согласуются с сообщением Геродота об уходе киммерийцев в Малую Азию. Веротно, ушли не все киммерийцы, возможно, какая-то часть их осталась на старых местах. И хотя до сих пор мм мало что знаем о -киммерийской материальной культуре, можно предположить, что она была близка скифской, особенно на ранней стадии, в момент их слияния.
Рис. 50. Схема расселения скифов по Геродоту
Геродот указывает, что скифы пришли из Азии, границей которой в то время считали Дон. Этот рассказ не противоречит распространенной ныне гипотезе, по которой предками скифов были племена срубной культуры. Начальная территория этой культуры лежала за Волгой. Лингвисты установили, что скифский язык относится к группе иранских. По мнению некоторых исследователей, племена срубной культуры были тоже ираноязычны. Для подтверждения этого мнения ссылаются на топонимику степной и лесостепной полос Восточной Европы, где сохранился ряд иранских топонимов. Их нельзя считать оставленными скифами, так как скифы жили только в степях. Племена же предшествующей срубной культуры расселялись более широко и могли оставить эти названия.
Появление однородной скифской культуры по всей степи произошло в VII в. до н. э. Расцвет железного века не только совпал с установлением там господства скифов, но и послужил одной из главных причин изменения пришлой и местной культур, ставших источником формирования скифской культуры.
Археологи не едины во мнении, какие племена из перечисленных Геродотом следует считать скифскими, что понимать под Скифией, где провести ее границы. Корни разногласий находятся в различном подходе к самому термину. При географическом подходе в Скифию включаются степи между Дунаем и Доном, иногда и степные районы Кубани, населенные народами скифского образа жизни, часто неродственными по языку и иногда политически вполне самостоятельными. Другой подход, этнографический, заключается в определении, какое из скифских племен было действительно скифским по происхождению, языку и политическому подчинению. Этот критерий ® археологии сейчас преобладает.
Древнейший этап известной нам -истории скифов связан с их походами в Закавказье и Переднюю Азию. Предполагают, что причиной некоторых таких походов было не преследование киммерийцев, о котором пишет Геродот, а, возможно, военный союз с Асархаддоном. Скифы не раз участвовали в войнах в Передней Азии. Материальное свидетельство таких походов — ассирийские и урартийские вещи в курганах скифов и близких им племен. Сосуды кавказской работы, склепанные из листов бронзы, и другие ближневосточные вещи достигают Киевской области.
Одна из записанных Геродотом легенд о происхождении скифов говорит, что скифы будто бы произошли от Геракла и змееногой богини. По этой легенде Геракл гонит коров, потом ищет коней, и эти действия считают отражением представлений скотоводческого народа. Действительно, главным племенем скифов обычно считаются царские скифы, которые, как говорит Геродот, «всех других скифов считают своими рабами». Это был кочевой скотоводческий народ. Скифы путешествовали по степям в больших кибитках, что, как и большинство других этнографических описаний Геродота, подтверждает археологически: была найдена модель четырехколесной кибитки.
Огромные стада требовали частой смены пастбищ, поэтому стоянки скифов были короткими, постоянных поселений было мало, а городов во времена Геродота вообще не было. В стадах преобладали лошади и овцы (а в доскифское время основную массу стада составляли коровы). Костяки лошадей в скифских курганах обычны. На поселениях преобладают кости домашних животных: коров, овец, лошадей,собак.
По другой легенде, приводимой тем же автором, скифам с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Плуг, ярмо, отчасти даже секира — предметы земледельческого хозяйства. Думают, что эта легенда возникла у земледельческих скифских племен, к которым относятся скифы-земледельцы, жившие по Южному Бугу. Несомненно, что контакт с греческими городами Северного Причерноморья стимулировал развитие земледельческого хозяйст-
I I I
Рис. 51. Вещи скифов:
1 — плуг; 2 — серп; 3 — топор; 4 — пила; 5 — зубило; 6 — стамеска; 7 — пуансон для чеканки чешуек панциря; 3 — нож с костяной ручкой; 9 — пряслице; 10—11 — иголки; 12 — медный котел; 13 — модель повозки (игрушка)
за у скифов, но возникло оно гораздо раньше, еще в бронзовом веке.
Зерновое хозяйство имело немалое значение. Скифы производили зерно на вывоз, 8 частности в греческие города, а через их посредство — в греческую метрополию. Производство зерна требовало применения рабского труда. Кости убитых рабов часто сопровождают погребения скифов-рабо- зладельцев. Обычай убивать людей при погребении господ известен во всех странах и характерен для эпохи возникновения рабовладельческого хозяйства.
Известны случаи ослепления рабов, что не согласуется с предположением о патриархальном рабстве у скифов. На скифских поселениях находят земледельческие орудия, в частности серпы, однако пахотные орудия чрезвычайно редки, вероятно, все они были деревянные и железных частей не имели. О том, что земледелие у скифов было пашенным, судят не столько по находкам этих орудий, сколько по количеству производимого скифами зерна, которое было бы 'Во много раз меньшим, если бы землю обрабатывали мотыгой.Укрепленные поселения появляются сравнительно поздно, на рубеже V и IV вв. до н. э., когда у скифов получили достаточное развитие промыслы и торговля. Камен- ское городище около Никополя занимает огромную площадь — 12 кв. км. Его многолетние исследования установили, что здесь была столица скифов. Каменское городище возникло в конце V в. до н. э. и просуществовало до II в. до н. э. На его территории повсюду встречаются остатки металлургического производства: тигли, льячки, а также остатки горнов. Это поселение было металлургическим центром степной Скифии *1 снабжало ее значительную часть железными изделиями. Скифы уже в полной мере владели производством черного металла. Представлены и другие виды производства: костерезное, гончарное, ткацкое. Но Уровня ремесла пока достигла лишь металлургия.
На Каменском городище имеются две линии укреплений: внешняя и внутренняя. Внутреннюю часть археологи называют акрополем по аналогии с соответствующим делением греческих городов. На акрополе прослежены остатки каменных жилищ скифской знати. Рядовые жилища представляли собой главным образом наземные дома. Их стены иногда состояли из столбов, основания которых были вкопаны в специально вырытые канавки по контуру жилища. Встречаются также жилища-полуземлянки.
Скифы, как описывает Геродот, поклонялись мечу, который называется акинак. Они вонзали его в кучу хвороста, производили возле него ритуальные действия и приносили ему жертву. Акинак нам хорошо известен: железный, короткий, колющий.
Древнейшие скифские стрелы плоские, часто с шипом на втулке. Они все втульча- тые, т. е. имеют специальную трубку, куда вставляется древко стрелы. Классические скифские стрелы тоже втульчатые, они напоминают трехгранную пирамидку, или трехлопастные — ребра пирамидки как бы развились в лопасти. Стрелы сделаны из бронзы, которая, наконец, завоевала себе место и в производстве стрел. Они производились в огромном количестве, чему, вероятно, способствовала простота их отливки. Соответствующие литейные формы найдены в разных местах Скифии и говорят о местном производстве стрел. Скифы были прекрасными лучниками и великолепно стреляли из лука и с коня, и в пешем строю.
Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга, хотя в соседних со скифами греческих колониях круг применялся широко. Скифские сосуды плоско- донны и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки.
Скифское искусство хорошо известно в основном по предметам из погребений. Для него характерно изображение живот
ных в определенных позах и с преувеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т. п. Копытные (олень, козел) изображались с подогнутыми ногами, был не только сакральным, но и декоративным. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы; иногда на этих местах помещали
Рис. 52. Оружие скифов:
1—3 — железные мечи; 4—6 — железные копья; 7—10 — бронзовые стрелы; 11—железный шлем
хищники кошачьих пород — свернувшимися в кольцо. В скифском искусстве представлены сильные или быстрые и чуткие животные, что соответствует стремлению скифа настигнуть, поразить, быть всегда наготове. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определенными скифскими божествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца от беды. Но стиль полные изображения животных. Эта художественная манера получила в археологии название звериного стиля. В раннее время в Заволжье звериный орнамент равномерно распределен между представителями знати и рядовыми. В IV—III вв. до н. э. звериный стиль вырождается, и предметы с подобным орнаментом представлены главным образом в могилах знати.
Характерно стилизованное изображение оленя: ветвистые рога закинуты на спину, морда вытянута вперед, ноги поджаты. Такое положение ног животного вызывало разные суждения. Одни придерживаются взгляда, что олень изображен в лежащей
удалены от собственно скифской территории. Но есть и существенные отличия, которые сказываются в форме жилищ и поселений, в форме погребальных сооружений, в погребальных обрядах, в керамике. Эти различия кладут резкую грань между
Рис. 53. Керамика скифов
позе. Другие полагают, что он застыл в летящем галопе. Звериный стиль известен на огромной территории: на Кубани, в Средней Азии, в Сибири.
Скифская культура имела более широкое распространение, чем область расселения скифов, занимавших степи Северного Причерноморья. Она охватывала и лесостепную полосу, населенную нескифскими племенами. Влияние скифского быта на соседние с ними племена было огромным. Кроме звериного стиля к соседям скифов проникли формы скифского оружия, конской сбруи, некоторые орудия труда, отчасти костюм и ряд украшений, причем области этого проникновения иногда весьма
скифской и нескифской культурами.
Наиболее знамениты и лучше всего изучены скифские погребения. Скифы хоронили мертвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительно долгого времени возили по скифским дорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки. Затем тело царя привозили в Герры, которые археологи помещают в районе днепровских порогов, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган.
В районе днепровских порогов расположены знаменитые скифские курганы. В царских курганах скифов находят золотые сосуды, художественные изделия из го искусства. Здесь же на ножнах изображены типично ассирийские розетки.
С VI — V вв. до н. э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Не-
Рис. 54. Золотая накладка нагорит (футляр для лука)
из кургана Чертомлык
золота, дорогое оружие. Большинство этих курганов ограблено еще в древности, причем скифологи думают, что это сделали знатные скифы — внезапное обогащение рядовых общинников скрыть было трудно.
Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н. э. Они заключают ассирийские и урартийские вещи, привезенные из походов в Малую Азию. К архаическим курганам относится Мельгуновский у Кировограда. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы, стреляющие из луков, и крылатые быки с человеческими лицами. Эти изображения типичны для ассирийско- сомненно, что некоторые, причем самые художественные вещи сделаны греками. Наиболее знаменитые курганы относятся к IV в. до н. э.
Курган Чертомлык расположен у Никополя. Высота его земляной с каменным цоколем насыпи 20 м. Она скрывала глубокую шахту с четырьмя камерами по углам. Через одну из этих камер шел ход к погребению царя, ограбленному еще скифами, но от грабителей ускользнула лежавшая в тайнике золотая обкладка футляра от лука, на которой изображены сцены из жизни Ахилла. Найдены еще три такие обкладки — в кургане у станицы Иленецкая, под Мелито-
полем и на Дону. Все четыре обкладки сделаны на одной матрице (углубленная или выпуклая форма, на которой выдавливался узор), что позволяет думать об их соверо- причерноморском происхождении. Погребение наложницы царя не было ограблено.
Рис. 55. Гребень из кургана Солоха
Ее скелет с золотыми украшениями лежал на остатках деревянного катафалка; рядом нашли большой серебряный таз, подле которого стояла замечательная серебряная ваза высотой около 1 м. Она представляла собой сосуд для вина и снабжена внизу кранами в виде львиных и конских голов. На тулове вазы изображены растения и птицы, а выше — скифы, укращающие лошадей. Представлены все стадии укрощения: коня ловят, объезжают и, наконец, взнуздывают. Скифы бородатые, в колпаках и кафтанах, подпоясанные, в длинных брюках. Изображения выполнены в традициях греческого искусства.
В соседней камере находилось погребение «оруженосца», при нем дорогое оружие и золотые украшения. У входа в одну из камер лежал скелет другого слуги. Всего здесь найдено 6 костяков слуг и 11 костяков лошадей.
Рис. 56. Ваза из кургана Чертомлык
Курган Толстая Могила находится в км от кургана Чертомлык на окраине Орджоникидзе Днепропетровской области. Курган содержал богатейшее погребение с множеством золотых вещей, несмотря на
то что он тоже был ограблен в древности. Наибольшего внимания заслуживает меч в золотых ножнах и пектораль — шейно-нагрудное украшение. На ножнах изображены: петушиный бой, грифон, раздирающий оленя, лошадь, на которую напали лев и грифон, напавший на оленя леопард и поединок леопарда и льва. Картина полна динамики, изображения отличаются высокой четкостью вплоть до самых мелких деталей. Исследователи отмечают стилистическую близость этого рисунка и рисунков на некоторых вещах из Чертомлыка, которые кажутся выполненными одной рукой.
Самым замечательным из всех произведений греческого ювелирного искусства является пектораль. Она массивна, ее вес более 1 кг, диаметр более 30 см. На ней три зоны изображений, разделенные золотыми жгутами. В верхнем (внутреннем) поясе — сцены скифского быта. В центре — двое обнаженных мужчин шьют меховую одежду, растянув ее за рукава. Справа и слева от них — лошадь с жеребенком и корова с теленком, а на концах композиции— летящие в разные стороны птицы. Каждая фигура отливалась отдельно и затем припаивалась между золотыми жгутами.
Средний ярус представлен растительным орнаментом, выполненным на сплошной пластинке.
Нижний ярус заполнен борьбой животных. Техника исполнения та же, что и верхнего, т. е. фигуры сделаны каждая особо, а затем они прикреплены на свои места. В центре — три сцены, изображающие коня и напавших на него грифонов. С одной стороны от этих сцен — лев и леопард, напавшие на оленя, а с другой стороны — те же животные, нападающие на кабана. Далее, к концам композиции, собака гонится за зайцем, еще дальше — обращенные друг к другу два кузнечика. Фигуры по мере удаления от центра композиции уменьшаются.
По художественности исполнения и по количеству образов пектораль не имеет себе равных. В Толстой Могиле погребены мужчина, женщина и ребенок, а также слуги и кони. Слуг здесь принесено в жертву вдвое больше, чем при погребении в кургане Чертомлык. Датируется Толстая Могила, как и все классические скифские курганы, в. до н.э.
В кургане Куль-Оба в Керчи в каменном склепе со ступенчатым сводом находилось богатое погребение знатного скифа, вместе с которым были погребены жена и слуга. С воином лежал железный меч в золотых ножнах с изображениями животных, накладки на футляр от лука, золотая диадема. На голове погребенного был войлочный башлык, украшенный золотыми бляшками, на одной из которых изображены два скифа, пьющие из одной чаши, — обряд побратимства, описанный Геродотом.
При женском костяке были золотые серьги тончайшей работы, золотая гривна (шейный обруч) с концами в виде лежащих львов, два золотых браслета, а в ногах стоял небольшой сосуд из электра (сплав золота и серебра). На нем изображены семь скифских воинов того же облика, что и на вазе из кургана Чертомлык. Манера изображения приблизительно та же, но здесь скифы занимаются другими обыденными делами. Один скиф перебинтовывает другому очевидно раненую ногу; третий скиф пальцами залез в рот четвертому и нащупывает у того, вероятно, больной зуб (у скифа на лице написано страдание, он схватился рукой за руку товарища). Дальше изображаются беседующие скифы и, наконец, скиф, натягивающий тетиву лука. Все эти изображения блестяще скомпонованы и выразительны. Некоторые археологи высказали предположение, что на куль-об- ском сосуде изображены сцены из мифа
о Таргитае, предлагающем его сыновьям различные испытания, чтобы определить, кто из них станет родоначальником и царем скифов.
Таким образом, в скифских курганах наблюдается новое явление — сильное ил.у- щественное расслоение. Встречаются курга-
1а — сосуд; 1б — изображение на сосуде; 2 — концы золотой гривны; 3 — бляшка с изображением братающихся скифов; 4 — изображение оленя
ны маленькие и огромные ,одни погребения без вещей, другие — с огромным количеством золота.
Имущественное равенство здесь не просто нарушено, оно настолько сильно, что вывод о бурном процессе классообра- зования напрашивается сам.
Имея в виду кавказские походы скифов, можно утверждать, что уже в VI в. до н. э. у них существовала военная демократия — заря государственности. В конце V или в начале IV в. до н. э. царь Атей объединил скифскую державу, и с этого момента можно говорить о скифской государственности. Впрочем, некоторые исследователи ставят вопрос о более раннем времени возникновения государства у скифов.
Считают, что геродотовы невры жили в лесостепной полосе в верховьях Буга, на запад от Днепра. Истоки этой культуры лежат
в бронзовом веке, в белогрудовской культуре, которая с наступлением железного века называется чернолесской. Обе они часто объединяются в белогрудовско-чер- нолесскую, главным видом памятников которой являются так называемые зольники — кучи золы. В этих «зольниках» одни видят остатки жертвенных сожжений, другие — остатки жилищ. Часты каменные шлифованные топоры, вкладыши серпов, зерно- ные орудия. На донышках сосудов встречаются зерна пшеницы и проса. Есть основания думать, что культивировали также лен, бобовые и некоторые овощи. Земледелие было пашенным. На поселениях часто находят железные серпы. В стаде много свиней, что несовместимо с кочевым скотоводством. Таким образом, основы этой культуры совершенно не похожи на скифские.
Рис. 59. Деталь пекторали
терки, костяные изделия. Изредка находят обломки каменных и бронзовых литейных форм, еще реже — бронзовые изделия. В хозяйстве преобладало земледелие, дополняемое домашним скотоводством.
Белогрудовско - чернолесские племена оставили укрепленные поселения и курганы. Широко распространившийся с началом железного века металл вытесняет камен-
С VIII в. до н. э. белогрудовско-черно- лесские племена становятся воинственными. Оружие начинает часто встречаться в погребениях, оно принимает скифский облик. В могилах прослеживается скифский обряд погребения с конем, иногда с двумя. Впрочем, конские погребения чаще заменялись богатой уздечкой, но опять-таки скифского образца, и с псалиями, типичны-
ми для скифов, — с изображением копытца на одном конце. Фигурки лежащих оленей, а также фигурки барсов, орлов и других животных близки скифским изображениям.
Внутренний процесс развития вел к военной демократии и государственности. Появляется примитивное рабство. Никаких указаний на политическую зависимость нев- ров от скифов в источниках нет.
Об этнической принадлежности бело- грудовце-чернолессцев существует несколько мнений. Многие предполагают в них фракийцев.
На р. Ворскле немного выше Полтавы в VI в. до н. э. возникло огромное Вельское городище. Это было время возникновения больших городищ в лесостепной Скифии. Вал Вельского городища охватывает площадь в 44 кв. км, но внутри его находятся еще два вала, которые соответствуют двум укрепленным поселениям. Вельское городище исследовано пока недостаточно, что вполне понятно из-за его огромных размеров. Предполагают, что оно было центром объединения на Ворскле сначала каких-то двух, а затем трех родоплеменных групп, ни одна из которых не может считаться собственно скифской. На одном из поселений жили ремесленники, о чем говорят находки железных шлаков, бронзовых бракованных наконечников стрел и глиняных льячек. Жилищами были землянки с крышами из коры и соломы. Найдены железные ножи, шилья и один меч скифского типа. Многие вещи делались из оленьего рога, среди которых псалии с головкой животного на одном конце и с копытцем на другом, шаровидная булава, проколки, шилья.
Во II в. до н. э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на полоску западного побережья Северного Причерноморья, захватывающую Нижнее Поднепровье до Никополя. В III в. до н. э. они основали там столицу Неаполь, который теперь археологи называют Неаполем на р. Салгире. Он расположен на окраине Симферополя. Раскопками обнаружена мощная оборонительная стена из больших камней. В пределах укреплений найден целый ряд домов: большие общественные и частные здания, построенные нередко по эллинистическим образцам. Зерновые ямы встречаются обычно не только во дворах домов, но и на улицах и даже на площади города. Предполагают, что здесь было общественное зернохранилище для снабжения войска. Однако скотоводство преобладает по-прежнему. За пределами крепостной стены найден склеп — мавзолей скифской знати. Там в каменной гробнице сначала был погребен царь, а вокруг в деревянных саркофагах был погребен еще 71 человек. Здесь же найдено 4 конских костяка. В могилах в изобилии золотые и серебряные вещи и оружие.
Кроме этого склепа-мавзолея найдены склепы, вырубленные в скале. Все они, видимо, содержали золотые вещи и были ограблены еще в древности. Интересна живопись, сохранившаяся внутри склепов. В склепе № 9 изображен ковер с рисунком, напоминающим шахматную доску: бородатый скиф в высокой шапке и широкополом кафтане с откидными рукавами играет на лире. В этом же склепе изображена охота конного скифа; красная и черная собаки травят кабана.
Хозяйство продолжает оставаться земледельческим и скотоводческим. О земледелии свидетельствуют зерна ячменя, найденные около домов, о скотоводстве и коневодстве— кости животных. В это время появлялся гончарный круг, видимо, начинает обособляться гончарное ремесло.
Таким образом, в крымский период жизни скифов их хозяйственное и культурное развитие продолжается.
Наряду со скифами большое внимание античные авторы уделяют савроматам, жившим между Доном и Уралом. Позже эти племена стали называть сарматами. По Геродоту, они говорили на испорченном скифском языке, т. е., как и скифы, были ираноязычны. В советское время в этих местах открыта культура, включающая единооб-
разные по устройству и ритуалу курганы, в которых находятся погребения воинов с оружием, конскими принадлежностями и вещами в зверином стиле. Здесь локализуется первая из четырех ступеней развития сарматской культуры. Но и в более позднее время сарматы продолжали жить в этой области.
В раннее время сарматская культура была близка скифской, но позднее различия увеличиваются. Как и скифы, сарматы генетически связаны со срубной культурой. Связи с андроновской культурой и сако- массагетским миром Средней Азии были особенно тесны у сарматов, живших от Волги до Урала.
Сарматы известны нам главным образом по погребениям, поселения известны меньше, что соответствует кочевому хозяйству. В стадах преобладали овцы и кони. Скотоводство сочеталось с земледелием.
Сарматы жили в условиях родового строя. В ранний период истории у них хорошо заметны следы матриархата. Античные авторы называют сарматов женоуправляемыми. Во многих ранних женских погребениях можно встретить оружие, особенно лук и стрелы (мечи встречаются только у мужчин), а также каменные переносные жертвенники, орнаментированные часто в зверином стиле. Женщины принимали участие в войнах, а также были жрицами. Нередко в курганах центральным погребением оказывается женское. Воевали, конечно, в основном мужчины, но вооружение женщин весьма характерно для пережиточного матриархата, иногда прослеживаемого и у скотоводческих племен даже на грани возникновения классового общества. Ко II в. до н. э. следы матриархата у сарматов исчезают. Родовой строй у них был крепче, чем у скифов, но несомненно находился на стадии разложения, о чем говорит сильная имущественная дифференциация, наблюдаемая по курганам. Известны у сарматов и рабы.
Начиная с IV в. до н. э. отдельные сарматские группы появляются в Правобережном Подонье, а во II в. до н. э. основная масса сарматов переходит Дон и вторгается в Скифию, медленно, но неуклонно занимая скифские кочевья, которые, возможно, были главной причиной сарматской экспансии. Некоторые письменные источники сообщают, что сарматы беспощадно вырезали скифов, но вряд ли это происходило повсеместно. Отмечают смешение сарматов со скифами на правобережье Днепра и в бассейне Южного Буга, а также с племенами меотов на Кубани. Как бы то ни было, на основной территории Скифии сарматы сменили или частично поглотили скифов, за которыми остались только Крым и Нижний Днепр. Сарматы же достигли Дуная.
Письменные источники упоминают названия лишь немногих сарматских племен (или союзов племен, как считают некоторые историки). На Кубани с III—II вв. до н. э. поселились племена сираков и аорсов, далеко не всегда жившие в мире друг с другом, в Поднепровье — роксоланы и языги. В долине р. Молочной открыт сарматский зимник (зимняя стоянка кочевников).
Сарматская керамика сделана без помощи гончарного круга. Гончарное ремесло еще не обособилось, хотя в курганах нередко встречается круговая античная керамика, в том числе римская краснолаковая (см. ниже). Существовали кузнечное, бронзолитейное, кожевенное, деревообрабатывающее производства, еще не достигшие уровня ремесла.
Бронзовые котлы на высокой ножке распространены и у сарматов.
Оружие сарматов отлично от скифского. Их мечи длинные, приспособленные для рубки с коня. Скифы предпочитали воевать в пешем строю, сарматы же были в основном конными воинами, хотя пехота у них тоже существовала. Рукоятки сарматских мечей не сохраняются, поэтому интересны случаи, когда в курганах на черешках для рукоятей обнаруживаются следы обмотки ремнем. Сарматы привязывали кинжалы ремнями к правой ноге.
/>
14
1—2 — мечи; 3 — кинжал; 4 — стрелы; 5 — остатки древков стрел; 6 — остатки лука с костяными обкладками; 7 — пряжка; 8 — фибула; 9 — бронзовый котел; 10 — крючок для извлечения мяса из котла; 11 — курильнице; 12—15 — керамика; 16 — золотая диадема
Стрелы, как и у скифов, трехлопастные, но более крупные и почти с начала сарматской эпохи железные и черешковые. Выковать черешок было легче, чем втулку, а кроме того, оружиеведы заметили, что древко стрелы ломается чаще, если наконечник втульчатый, а это имело значение, так как после боя или охоты стрелы собирали.
Сарматы носили металлический доспех, он был пластинчатый или кольчужный. Кольчуги, т. е. рубашки из железных колец, не стесняли движений воинов и были удобны в бою. К сарматам кольчуги могли попасть от римских войск либо же через Малую Азию (кольчуги появились еще в VIII в. До н. э. в Ассирии).
Хорошо известны случаи использования сарматами оружия, пришедшего к ним че
рез причерноморские города. Так, в кургане у станицы Воздвиженской найден богатый набор оружия: железная кольчуга,
панцирь, стрелы, меч с кольцевым навер- шием, конские удила, а также копье римского типа — пилум. Кроме того, там же найдены золотая пряжка, инкрустированная сердоликом, железные пряжки с изображением свернувшегося животного, привозные сосуды и др.
Об одежде сарматов и их внешнем виде можно судить по боспорским надгробиям и по изображениям в расписных пантика- пейских склепах. Знатный сармат носил короткую рубаху, пояс, мягкие сапоги и плащ, который на плече застегивался фибулой (застежкой типа брошки).
На сарматов, живших на Нижнем Дону, оказало сильное экономическое и куль
турное влияние Боспорское царство, которое само испытывало воздействие сарматов и превратилось в греко-сарматское государство. В Танаисе сарматы составляли основную массу населения. В окрестностях этого города и в Прикубанье существовали сарматские земледельческие поселения.
Торговлю местными продуктами и рыбой сарматская знать держала в своих руках, получая за них предметы роскоши. Примером могут быть вещи, найденные в Воздвиженском кургане, а также в кургане Хохлач в г. Новочеркасске I—II вв. н. э. В погребении женщины, которую иногда считают сарматской царицей, был найден богатый инвентарь: привозные сосуды, се
ребряные предметы, художественная бронза и золотые изделия—художественно выполненное ожерелье, кубки, флаконы, браслеты. Многие из них орнаментированы в зверином стиле. Особого упоминания заслуживает золотая диадема, по верхнему краю которой изображены козлы, олени, деревья, а в центре находится греческое изображение женской головки из халцедона. О богатстве погребения говорит также множество золотых бляшек, некогда нашитых на одежду.
По сильному имущественному расслоению и ряду других признаков делают вывод, что у сарматов происходил процесс зарождения государственной власти.
Название сарматов сохранялось приблизительно до II в. н. э., когда его вытеснило название одного из сарматских племен — аланов.
Еще по теме ГЛАВА 10 СКИФЫ И САРМАТЫ:
- 4.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
- Оккультная символика разделения пантеона на группы тэнгриев
- М
- ПРАКТИКА ВИЗАНТИЙСКОГО МИССИОНЕРСТВА
- ГЛАВА 10 СКИФЫ И САРМАТЫ
- Часть I. Восемнадцатый век
- ИРАНЦЫ В 1 -М ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.
- Глава 1. Очерк истории этнологических знаний в Европе до XVIII в.
- Глава 7. «Хозяйственно-культурные типы»
- Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в.
- Глава 19 Северо-Кавказский район
- Экспедиция Дария около 513 г. до н. э.
- I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ