1.2 Социально-экономическая и политическая организация «ранних кочевников» в трудах отечественных археологов
После раскопок В.В. Радловым во 2-й половине XIX в. Катан- динского и Берельского курганов на Алтае перед научным сообществом дореволюционной России предстала новая яркая культура древнего народа Центральной Азии.
В своих научных отчетах и публикациях автор исследований неоднократно демонстрировал путем тщательного описания всю монументальность погребальных сооружений архаичных племен, уникальность инвентаря, сопровождавшего умерших в загробный мир. Особо следует указать на то, что В.В. Радлов обратил внимание на часто встречаемые в курганах раннего железного века сопроводительные захоронения лошадей. Примечательным в этом отношении являлся Берельский курган, где исследователь обнаружил 16 конских скелетов. Учитывая эти данные, а также наскальные рисунки того времени, на которых изображены исключительно всадники, ученый сделал вывод о том, что древние племена Алтая были кочевниками. Ведущую роль в хозяйстве выполняло скотоводство. Разводились лошади, овцы, козы, крупный рогатый скот и верблюды. Исследователь отметил, что люди, оставившие эти памятники, «занимались земледелием так же, как и теперь все тюрки-кочевники» (Радлов, 1989, с. 471— 474), а лошадь в то время была уже и признаком социального статуса умершего, поскольку наибольшее число особей захоронено в «более богатых могилах» (Там же, с. 463).Подробный анализ социально-экономических отношений на Алтае в скифскую эпоху был сделан отечественными учеными уже в XX в. Так, в 1939 г. М.П. Грязнов отмечал, что для «эпохи ранних кочевников» Алтая характерно «разложение» первобытнообщинного строя, появление социальной дифференциации и рабстQyBDA- в позднескифский период. Учитывая особенности погребального обряда кочевников Горного Алтая скифского времени, он выделил три группы курганов, соответствующих социальному статусу погребенных: 1) бедные; 2) более богатые (средние); 3) огромные курумы (Грязнов, 1939, с.
407-411). Позднее ученый отметит, что в указанную эпоху у номадов наблюдается не только развитая социальная дифференциация, но и сложная политическая структура общества. Это выразилось, в частности, в господстве кочевников- скотоводов над оседлыми скотоводческо-земледельческими группами населения (Грязнов, 1947, с. 14-15).Ценный материал для палеосоциальных реконструкций М.П. Грязнов получил D8EPgRBBDsENQ- раскопок Первого Пазырыкского кургана. Учитывая монументальность сооружения, а также незначительный процент больших курганов по отношению к малым, исследователь определил статус погребенного в этом кургане как «племенного вождя». О развитости социальных отношений в «па- зырыкском» обществе, по мнению ученого, свидетельствовал установленный им факт, что богатство и высшие общественные должности в роду и племени передавались по наследству (Грязнов, 1950, с. 68-69). Внимательно изучив материалы кургана, прежде всего сопроводительные захоронения лошадей, М.П. Грязнов сделал предположение, что «это были дары племенному вождю от десяти родовладык». Он также полагал, что практика подношения даров родоначальников вождю существовала и в повседнQQyBD0EPgQ5- жизни, что являлось «нормой экономических отношений» между массой основных производителей и должностными лицами в роде и племени. Опираясь на эти свои выводы, М.П. Грязнов попытался реконструировать состав «пазырыкского» социума по числу родовладык, подносивших дары вождям. В результате, по его подсчетам, получалось, что племя, вождь которого был погребен в Первом Пазырыкском кургане, состояло из 10 родов, во втором - из 7, в третьем и четвертом - из 14, в Берельском кургане - из 16, в Шибинском - из 14. При этом цифры 7 и 14 ученый считал не случайными, а свидетельствовавшими о фратриальном делении «пазырыкцев», что являлось характерной чертой всех народов, находившихся на стадии военной демократии (Там же, с. 69-71).
Вопросов социального развития кочевников Горного Алтая коснулся и современник М.П. Грязнова С.В.
Киселев (1951, с. 327, 365-366). Основываясь главным образом на визуальном осмотре курганов, он предложил характеризовать такие сооружения в рамках трех групп, которые соотносятся с отдельными слоями кочевого социума: 1) малые курганы рядовых кочевников; 2) средние - погребения племенной аристократии; 3) огромные «курумы» - курганы вождей. Каждую из выделенных групп исследователь попытался сравнить с реальными памятниками из Горного Алтая, раскопанными к концу 40-х гг. XX в. Так, к первой группе было отнесено несколько небольших курганов из могильников Курота и Курай; во вторую - Второй КараколARBBDoEOAQ5- курган, курган №7 из могильника Туэкта, курганы №5, 8 из могильника Яконур и др. Наконец, в последнюю группу вошли большие курганы Алтая: Катанда, Первый Пазырыкский курган, Берель, Шибе (Там же). С.В. Киселев, как и ряд других исследователей, обратил внимание не только на факт личной собственности у скотоводов на основное средство производства - лошадь, но и в целом на ее значительную роль в различных сферах культуры кочевого общества.Предложенная трехуровневая социальная дифференциация достаточно типична для того периода времени. По сути дела, это была незначительно модернизированная стратификация М.П. Грязнова (1939), разрабоEQgQwBD0EPQQwBE8- им для кочевников Алтая. Использование С.В. Киселевым практически в неизмененном виде разработок других ученых вполне закономерно, поскольку его работа «Древняя история Южной Сибири» носила преимущественно обзорный и обобщающий характер, не являясь отдельным исследованием какой-то частной проблемы. К этому следует еще добавить, что к началу 1950-х гг. было исследовано небольшое количество памятников пазырыкской культуры. Поэтому имеющиеся в то время методические подходы к палеосоциальным реконструкциям на ограниченном фактическом материале не давали возможности представить более сложную социальную структуру номадов Горного Алтая.
8-span>Отдельный интерес социальная история «пазырыкского» общества вызывала у С.И.
Руденко. Изучая эту проблему, он во многом высказывал идеи, сходные с позициями других исследователей. Ученый так же, как М.П. Грязнов и С.В. Киселев, предложил в зависимости от монументальности сооружений подразделить курганы скифского времени на три основные группы, каждая из которых соответствовала определенному социальному статусу умерших людей. В результате такого подхода выделялись: 1) погребения рядовых номадов; 2) курганы знати (племенной и/или родовой); 3) погребения вождей племен (Руденко, 1952, с. 54; 1953, с. 257). Давая такую традиционную для того времени стратификацию кочевого социума, С.И. Руденко подчеркивал, что уровень имущественной дифференциациEOA- у «горно-алтайцев» был ниже, чем у саков или скифов Причерноморья. Следствием этого явилось наличие в «пазырыкском» обществе не только знатных, но и зажиточных семей, у которых в частной собственности находилось больше скота, чем у других соплеменников (Руденко, 1952, с. 56).Особое внимание С.И. Руденко обратил на вопрос о рабстве у кочевников Алтая. Исследователь отмечал, что прямых свидетельств о формах зависимости у «пазырыкцев» нет. В то же время он не исключал существования домашнего рабства, что было весьма характерно для других народов древности (Руденко, 1953, с. 257).
Не меньший интерес у С.И. Руденко вызывали особенности общественной организации номадов Алтая, в структуре которой он выделял рода и племена. Во главе племени, по его мнению, стояли старейшины, а в военное время их функции переходили к вождям и военачальникам. Предполагалось, что вождей и старейшин выбирали через народное собрание и существовал совет старейшин, регулирующий межплеменные отношения (Руденко, 1952, с. 56). Ученый полагал, что общественное развитие номадов Алтая очень сходно с уровнем развития ухуаньцев, известных по китайским источникам, у которых также фиксировалось «выделение более зажиточных семей из остальной родовой общины» (Руденко, 1953, с. 270-271).
Важным моментом в палеосоциологических реконструкциях
С.И.
Руденко является его планиграфический анализ могильников. Ученый указал на перспективность такого метода и продемонстрировал имеющиеся возможности на примере курганов Горного Алтая. По мнению исследователя, курганная группа - это кладбище одного рода. Группу из пяти больших курганов в долине Пазырык он предложил рассматривать как погребения вождей племен из трех родов или семей, что хорошо прослеживается по планиграфии памятника. Так, в пределах Пазырыкского могильника С.И. Руденко (1952, с. 56) выQ0BDUEOwQ4BDs- три группы: 1) курганы №1 и 2; 2) курганы №3 и 4; 3) стоящий особняком курган №5. Немного позднее ученый пришел к однозначному выводу, что в пазырыкском некрополе похоронены представители только от трех семей, а не от родов (Руденко, 1953, с. 259).Несмотря на то, что по многим вопросам мнение С.И. Руденко совпадало с точками зрения других исследователей Горного Алтая, тем не менее в ряде случаев он активно критиковал позиции своих оппонентов. Так, наибольшие разногласия у С.И. Руденко (1960, с. 240-241) возникли с М.П. Грязновым, в частности по проблеме так называемых посмертных даров, на основании анализа которых М.П. Грязнов (1950, с. 70-71) предложи7- реконструкцию структуры «горно-алтайских» племен. С.И. Руденко, критикуя М.П. Грязнова и поддержавших его С.А. Токарева (1950, с. 213) и К. Иеттма- ра (1951, р. 200), отмечал, что материалы по скифской эпохе Горного Алтая «не дают оснований видеть в погребенном инвентаре вещи, дарованные, а не принадлежащие умершим, и тем более приписывать феодальные отношения обществу горно-алтайских племен...» Доводы же М.П. Грязнова, сделанные на основании материалов из Первого Пазырыкского кургана, исследователь считал не обоснованными. С.И. Руденко (1960, с. 239) отмечал, что захороненные верховые кони принадлежали исключительно умершему, а разные метки на ушах лошадей свидетельствуют лишь о том, что они могли иметь когда-то разных хозяев. Он также обратил внимание на однотипность конского снаряжения и на то, что отдельные его элементы неоднократно чинились.
Это обстоятельство исключало вывод М.П. Грязнова о том, что они изготовлялись специально для погребения и приносились, как и лошади, в дар к умершему вождю (Там же).Завершая обзор социальных разработок С.И. Руденко, можно сделать следующие выводы. Прежде всего надо отметить, что в его работах прослеживается определенное принижение уровня социально-экономического и политического развития общества скотоводов Алтая. Это связано с методологическими принципами исторического материализма, на которых базировалось исследование ученого. К этоDwEQw- надо добавить, что на методологию наложились определенные идеологические догмы, широко распространившиеся в науке в 30-х - начале 50-х гг. XX в. Поскольку, по господствующему в то время мнению ученых и идеологов, «пазырыкцы» не «дотягивали» по имеющимся в их культуре признакам до уровня рабовладельческой формации, поэтому возникла необходимость обоснования более низкого развития номадов. Особенно отчетливо такая тенденция наблюдается в монографиях С.И. Руденко, изданных в 1952 и 1953 гг. В этих работах в качестве определенного теоретического обоснования своего исследования ученый в ряде случаев по вопросам социальной истории ссылается на работы И.В. Сталина. В этой связи представляется не случайным стремление археологов и историков того вреDwENQQ9BDg- показать «пропорциональную» зависимость богатства и социального статуса: чем знатнее человек, тем выше у него уровень материального благополучия, тем сильнее он эксплуатирует сородичей, соплеменников (Дашковский, 2001д).
Необходимо отметить, что С.И. Руденко в какой-то степени пытался уйти от подобного идеологического принципа, характерного даже не столько для марксизма, сколько для сталинской идеологии. Поэтому ученый, опираясь на реальные археологические и этнографические источники, указывал на наличие в социальной структуре «пазырыкцев» не только трех традиционных слоев, но и «категории зажиточных семей», которые были нижU- по статусу знати (Руденко, 1952, с. 56).
В монографии «Культура населения Центрального Алтая в скифское время», опубликованной в 1960 г., в период «хрущевской оттепели», исследователь, по сути дела, призывает ученых не формально понимать выводы классиков марксизма, в частности Ф. Энгельса, а «творчески» их перерабатывать. В данном случае речь идет о том, что С.И. Руденко в определенном смысле выступил против «преувеличенной точки зрения (Ф. Энгельса. - Авт.) на роль военных набегов как источника благосостояния коневодческих племен» (Руденко, 1960, с. 243). Такая, даже небольшая частная, критика отдель0EPQRLBEU- положений марксистской философии и идеологии, конечно, не могла быть высказана в сталинскую эпоху.
С методологической точки зрения в творчестве С.И. Руденко, как М.П. Грязнова и С.В. Киселева, переплетались принципы философии позитивизма, исторического материализма и постулаты марксистской идеологии. Такой синтез обусловлен сложными процессами общественно-политической жизни, в которые были вовлечены и археологи.
При всех отмеченных недостатках следует признать, что С.И. Руденко, а также С.В. Киселев и М.П. BMEQARPBDcEPQQв внесли большой вклад не только в изучение социальной истории кочевников, но и в целом в разработку методики палеосоциологических реконструкций. Исследователи прекрасно продемонстрировали возможности комплексного подхода к таким реконструкциям на основе привлечения археологических, этнографических, антропологических и других данных. Особое внимание было обращено на критерии социальной стратификации, в качестве которых рассматривались монументальность сооружения, состав инвентаря, объем трудозатрат на сооружение кургана и т.д. Нужно подчеркнуть и применение С.И. Руденко пла- ниграфического анализа Пазырыкского могильника.
Основным итогом социальных разработок указанных исследователей стала выработка трехуровневой модели социального развития номадов Горного Алтая, которая заложила фундамент для дальнейших исследований в этом направлении. Многие идеи этих выдающихся ученых получили свое дальнейшее развитие уже непосредственно в работах их современников и учеников.
В 60-е гг. XX в. к вопросам социального устройства населения пазырыкской культуры обращался С.С. Сорокин. Давая кочевому обществу вполне традиционную и конъюнктурную для того времени военно-демократическую характеристику, он также указывал, что уровень социальной дифференциации оEQgRABDAENwQ4BDsEQQRP- в монументальности погребальных сооружений, в составе инвентаря, в особенностях поминальных сооружений и т.д. (Сорокин, 1978, с. 172; 1981, с. 37). По мнению ученого, у раннекочевых коллективов не существовало наследственной формы власти и каких-либо государственных образований. Поэтому у скотоводов был очень высоким авторитет личных, главным образом «богатырских», качеств. Это нашло отражение, как полагал С.С. Сорокин, в китайских письменных источниках и в вещественных памятниках. Исследователь также указывал на то, что к середине I тыс. до н.э. у «пазырыкцев» высшая военная прослойка отчетливо обособилась от рядового населения, имея определенные знаки отличия (Сорокин, 1978, с. 182). Для своих выводов С.С. Сорокин использовал, наряду с разными матUEQAQ4BDAEOwQwBDwEOA-, главным образом методы сравнительного сопоставления и интерпретации археологических и этнографических данных. Такой подход был широко распространен в отечественной науке и может эффективно применяться до сих пор.
Другой советский исследователь А.Д. Грач попытался реконструировать социальную структуру кочевников Горного Алтая скифской эпохи, привлекая для этого материалы, полученные на соседней территории в Туве. Подробно рассматривая критерии дифференциации и данные по культурам этих двух регионов, ученый выделил три слоя в «пазырыкском» обществе, каждому из которых соответствовали конкретные комплексы: 1) царск4BDU- курганы; 2) погребения родовой дружинной аристократии; 3) погребения людей низших социальных групп, так называемых домашних рабов (Грач, 1980, с. 46-48). Несмотря на значительное сходство такого подхода с традиционной тогда трехуровневой реконструкцией структуры отдельного социума эпохи раннего железа, тем не менее в нем есть один существенный нюанс. Он заключается в том, что, согласно точке зрения А.Д. Грача, второй слой родовой дружинной аристократии не был монолитен, а мог подразделяться на группы в зависимости от имущественной и социальной дифференциации. Признание данного факта также являлось определенным шагом вперед при палеосоциальных реконструкциях и свидетельствовало о попытке археолога отойти от имевшейся схемы. Однако детального обоснQвания высказанной позиции по поводу внутригруппового разграничения А.Д. Грач не привел. Следует еще отметить то, что ученый поддерживал выводы С.И. Руденко, полученные на основе анализа планиграфии погребальных сооружений могильника Пазырык. Он также выступил с обоснованием присутствия категории домашних рабов в обществе кочевников, подкрепив свою позицию находками безынвентарных погребений людей в курганах саглынской культуры Тувы (Там же, с. 48-52). Позднее подобные объекты были обнаружены В.Д. Кубаревым (1987) в пазырыкских памятниках Горного Алтая, что позволило археологу согласиться с высказанным уже мнением.
Весьма примечатеDsETAQ9BD4EOQ- является попытка А.Д. Грача выйти в определенной степени за методологические рамки исторического материализма, обратившись к теоретическим разработкам ученых позитивистского направления, идеи которых нашли отражение в трудах таких представителей классической социологической школы, как Л. Леви-Брюн и Г. Спенсер (Грач, 1980, с. 57). Несмотря на некоторую критику их концепций, исследователь тем не менее признал важность целого ряда сделанных этими исследователями выводов по социальным проблемам древних обществ, в частности по вопросу о роли инициаций в архаичных коллективах. Таким образом, обозначенные подходы А.Д. Грача при интерпретации археологического материала способствовали дальнейшему изучению социально-политического устройства насBDUEOwQ1BD0EOARP- Сибири эпохи раннего железа.
Развернутую характеристику социального развития кочевников Евразии скифского времени, в том числе и «пазырыкцев», представил А.И. Мартынов (1980, с. 11-20; 1986, с. 28-33) при изложении концепции о скифо-сибирском культурно-историческом единстве. Эта теория позволила ученому показать не только уровень социально-политической организации народов скифской эпохи (Васютин, 1998, с. 134), но определить исходные и базовые тенденции в развитии номадов евразийских степей. Рассматриваемая концепция основывалась на анализе материалов о значительном числе древних обществ, затрагивая и скотоводческое население Горного Алтая-. Характеризуя общественное устройство кочевников скифской эпохи, А.И. Мартынов (1980, с. 16) отмечал, что у саков, «тагарцев», савроматов, «пазырыкцев» процесс дифференциации в коллективах и сложение племенных союзов происходил в ускоренном темпе. Многие идеи, высказанные в рамках указанной теории, исследователь развил в своих дальнейших работах. В частности, высказывалось положение о том, что на рубеже У1-У вв. до н.э. у «алтайцев» («пазырыкцев»), как и у ряда других кочевых народов, складывалось «протогосударственное образование», что затем в У-Ш вв. до н.э. привело к формированию политических объединений раннегосударственного типа (Мартынов, 1986, с. 2833; Мартынов, Алексеев, 1986, с. 37, 113-126).
Концепция «скифо-сибирского единства» позднее рассматривалась А.И. Мартыновым (1989а-б) в рамках теории «кочевой цивилизации» или «степной скотоводческой цивилизации I тыс. до н.э.», в которой пазырыкскому обществу отводилось особое место. Население Горного Алтая скифской эпохи, как и племена, проживавшие на территории Казахстана, Тувы, Минусинской котловины и ряда других регионов степного пояса Евразии, характеризовалось сложной стратово-социальной структурой, наличием «основной производительной массы - общинников, господствующей части общества, воинов и ремесленников». Верховная власть была сосредоточена у царя-правителя государства, который, судя по аналогии с материалами из кургана Иссык, вESwQ/BD4EOwQ9BE8EOw- и определенные религиозные функции (Мартынов, 1989а, с. 290).
Рассматривая вопрос о формировании государственности у номадов скифской эпохи, А.И. Мартынов позднее несколько уд- ревнил начало такого процесса. Если в предыдущих своих работах он указывал, что на рубеже У1-У вв. до н.э. можно говорить о сложении протогосударственных образований, в том числе и у «пазы- рыкцев», то затем, по мнению ученого, в этот хронологический отрезок уже закладываются основы раннего государства (см. например: Мартынов, 1980, с. 29; 1986, с. 28-33). Однако не исключено, что исследователь подразумевал одно и то же явление, используя словосочетания «протогосудwBEAEQQRCBDIENQQ9BD0EPgQ1- образование» и «раннее государство».
Разработки А.И. Мартынова в рамках поставленных проблем о «скифо-сибирском культурно-историческом единстве» и «кочевой цивилизации» имели для археологической науки такое же важное значение, как и концепция «ранних кочевников» М.П. Грязнова в конце 1930-х гг. Такие исследования, с одной стороны, подводили определенный итог в изучении истории древних номадов, а с другой - давали теоретическую модель, требующую дальнейшего подтверждения фактическими материалами. Тем не менее не все археологи приняли эти данные для руководства к действию. Имеются и критические статьи.
Попытку представить общественную структуру на основе раскопанных погребальных комплексах в свое время предпринял
A. С. Суразаков. В 1983 г. он публикует специальную статью, посвященную анализу социального устройства населения Горного Алтая скифской эпохи под названием «О социальной стратификации пазы- рыкцев». В ней исследователь, опираясь на достижения предшествующих археологов (Руденко С.И., Грязнова М.П., Киселева С.В.), привлек основные теоретические разработки и методологические приемы, выработанные В.А. Алекшиным (1975, с. 11-14), А.Д. Грачом (1968, с. 228; 1980, с. 46-47); А.М. Хазановым (1975, с. 101),
B. М. Массоном (1976, с. 149-176). Данный подход являлся неслучайным и отражал использование исходных критериев для реконструкции социальной дифференциации «пазырыкцев» на реальном археологическом материале (размер насыпи, состав инвентаря, сопроводительные захоронения коней и т.д.). Свою модель пазырык- ского общества А.С. Суразаков (1983б, с. 72) построил на основе взаимосвязи типов пEPgQzBEAENQQxBDUEPQQ4BDk- с конкретными социальными слоями. Критериями для проведения таких параллелей являлись вполне традиционные признаки: размер и конструктивные особенности погребального сооружения, способ погребения и состав инвентаря. Проанализировав материалы 58 курганов из 19 могильников, археолог выделил четыре группы погребений.
Первая, наиболее многочисленная (43 кургана из 13 могильников), представлена погребениями рядовых кочевников, которых хоронили в небольших погребальных конструкциях (средний диаметр насыпи до 8 м, высота - 0,4 м, размеры могильной ямы - 2,4*1,7 м, глубина 2,0 м) с незначительным набором инвентаря. Ученый сделал наблюдение о половозрастном разгранARHBDUEPQQ4BDg- внутри группы. Это выразилось в том, что в женских захоронениях отсутствовало оружие, а в детских - лошади. Кроме того, он указал на процесс имущественной дифференциации и в среде рядовых номадов, что отразилось в количестве сопроводительных захоронений лошадей с умершим человеком или в отсутствии таковых (Там же, с. 73-74). Курганы второго типа принадлежали главам крупных семейно-родственных групп или родов. Эти погребения достаточно выразительно отличались от предыдущих по масштабности погребальных сооружений (средний диаметр насыпи кургана 19,5 м, высота - 1 м, размеры могильной ямы - 3,8х3,9х5,2 м), количеством лошадей (2-3 особи) и некоторым своеобразием инвентаря. Всего было зафиксировано для этой группы три кургана на трех памятниках. Следующую- группу составили пять погребений из четырех могильников племенной аристократии, курганы которых имели в среднем следующие размеры: высота каменной насыпи 2,8 м, ее диаметр - 36 м, размеры могильной ямы - 5х5,7х5 м. Резкое отличие памятников этой группы от двух предшествующих заключается в значительном количестве сопроводительных захоронений лошадей (в среднем 11 особей), в многообразии инвентаря, использовании саркофагов-колод и бальзамировании тел покойников. Наконец, четвертая группа погребений принадлежала вождям племен. Для них характерны те же признаки, что и для предшествующей группы памятников, но в несколько большем масштабе. Так, средние размеры курганов «вождей» - 44 м, высота - 2,9 м, размеры могильной ямы - 6х7,3х5 м. Количество сопроводительных DcEMARFBD4ArQRABD4EPQQ1BD0EOAQ5- лошадей отличалось от третьей группы только на один показатель (в среднем, 12 особей). Важными чертами погребений «вождей пазырыкских племен» являются не только высокая степень трудозатрат (на сооружение Первого Пазырыкского кургана ушло около 2500-3000 человеко-дней), но и усложненная погребальная конструкция в виде двух камер, высокий процент импортных изделий среди инвентаря (Суразаков, 1983, с. 84-85).
Кроме выделения четырех социальных слоев в обществе номадов скифского времени Алтая, исследователь обратил внимание на особенности планиграфии могильников, которые были представлены небольшими курганными цепочками. По мнению ученогPg-, каждый могильник принадлежал «отдельным семьям или небольшим семейно-родственным группам, объединенным в кочевую общину». Ведущую роль в древнем социуме играли рядовые кочевники, которые составляли основу войска. Прерогативами родоплеменной аристократии и вождей племен были военное и административное руководство, а также культовая деятельность (Там же, с. 85-86).
Почти десять лет спустя А.С. Суразаков (1992в) продолжил свои социальные реконструкции пазырыкского социума. Так, на основе анализа планиграфии могильников пазырыкской культуры и изображений на Большой Боярской Писанице он сделал вывод о том, что цепочка курганов - это могBDgEOwRMBD0EOAQ6- семейно-родственной общины. Некрополи, которые состоят из двух или более цепочек, являются кладбищем нескольких общин (родственного клана?). Кроме этого, основываясь на материалах погребального обряда, исследователь отметил, что малые семьи, составляющие общину, «строились на основе твердо устоявшейся патрилокальности брака» (Там же, с. 52-53, 55).
Надо отметить, что описанная выше социальная концепция
А.С. Суразакова имеет ряд дискуссионных моментов. Серьезные возражения у исследователей вызвало выделение второй группы «глав сENQQ8BDUEOQC7-. Так, С.А. Васютин (1998б, с. 133) справедливо обратил внимание, во-первых, на малочисленность этой группы (всего три кургана, т.е. меньше, чем погребений аристократии и вождей). Во-вторых, логичнее было бы предположить наличие погребений «глав семей» в составе каждой курганной цепочки, семейный характер которых признает и сам А.С. Суразаков. В-третьих, недостаточно обоснованным представляется распределение больших курганов на два типа, поскольку в этом случае единый в планиграфи- ческом отношении Пазырыкский могильник оказался в разных группах. Последнее замечание С.А. Васютина можно применить, вероятно, и к Туэктинскому некрополю. Кроме того, весьма спорным представляется отнесение Второго Башадарского и Берельско- го курганов к третьей гру8EPwQ1- только на том основании, что внутримогильная конструкция состояла из одной, а не из двух камер. Зато эти два кургана превосходят большую часть объектов из четвертой группы по другим показателям: диаметр насыпи (за исключением
Берельского кургана), ее высота, глубина могильной ямы, количество сопроводительного захоронения лошадей и др. Причем в ряде случаев это превосходство довольно значительное. Так, диаметр Второго Башадарского кургана 58 м (второй по величине курган из всех раскопанных пазырыкских памятников), в то время как средний диаметр курганов четвертой группы - 44 м. Количество сопроводительного захоронения коней в Берельском и Втором Башадарском кургане составляет соответственно 16 и 14 особей, в то время как их среднее число в группе погребений «вождей племен» - 12.
Несмотря на высказанные замечания, предложенная А.С. Сура- заковым модель социальной структуры пазырыкского социума хотя и была в определенной степени условной, тем не менее она являлась несомненно важным шагом в развитии этого направления исследований. Впервые был обобщен имеющийся материал по пазырык- ской культуре, что позволило показать значительный уровень дифференциации общества скотоводов.
Важно также отметить, что ученый одним из первых попытался высказать некоторые соображения относительно социальной организации населения Горного Алтая раннескифского времени (Суразаков, 1990б, с. 61-68). Так, учитывая планиграфию курганных могильников этого периода, он сделал вывод, что они являются некрополями семейно-родственных коллективов (общин). Кроме того, исследователь указал на наличие у носителей культуры раннескифского облика племенных вождей, погребения которых отличались от остальных большей монументальностью (Там же).
Проблемы реконструкции социальной структуры скотоводов Горного Алтая раннескифскогEPg- времени поднимались одним из авторов в ряде публикаций (Тишкин, 1996, 1997а; Кирюшин, Тишкин, 1997; и др.). На основе интерпретации порядка расположения курганов на могильном поле и детальном изучении погребальных сооружений выявлены разные признаки существования и жизнедеятельности отдельных территориально-локальных групп. Этот подход позволил зафиксировать аильную планировку поселков, характерную при кочевом и полукочевом образе жизни людей, связанных родственными (семейными) узами. Наличие курганов, выделяющихся на общем фоне, было соотнесено с захоронениями глав (старейшин) родов или семей. Эти люди играли существенную роль в организации жизнедеятельности и имели определенное положение в обществе. Несмотря на ряд этих и других сформулироyBDAEPQQ9BEsERQ- положений, вопрос о социальной структуре населения Горного Алтая в раннескифское время остается открытым. Пока говорить о сложной дифференциации не приходится. Несомненно, что основной массой людей были рядовые представители отдельных территориально-локальных групп, в которых разделения имели в основном половозрастной характер. Фиксация так называемых элитных курганов раннескифского времени свидетельствует об имевшем место расслоении общества. Вероятно, что в рассматриваемый период времени на территории Алтая уже существовали какие-то крупные объединения отмеченных групп населения с определенной системой разграничения власти (Тишкин, 1997а).
Вопросов социального устройства «пазырыкцев» коснулся
В.А. Кочеев. Он опирался примерно на ту же источниковую основу, что и А.С. Суразаков. Так, сначала в тезисной (Кочеев, 1989), а затем в расширенной форме В.А. Кочеев (1990) предпринял попытку, в противоположность мнению Г.Н. Курочкина (1989) и Н.Ю. Кузьмина (1989а), обосновать достаточно значительную степень милитаризации пазырыкского общества. Используя материалы из 90 курганов (28 могильников), исследователь разделил погребения с оружием на три группы: 1) погребения, где обнаружены три вида оружия (акинак или кинжал, чекан, лук и стрелы, иногда щиты); 2) погребения с двумя видами BD4EQARDBDYEOARP- (кинжал и чекан, кинжал и стрелы, чекан и стрелы); 3) погребения, в которых зафиксирован один вид оружия (только кинжал, чекан или стрелы) (Ко- чеев, 1989а, с. 70-71). Захоронения первой группы В.А. Кочеев связывал с вождями племен, погребения второй группы - с вождями родов, погребения третьей группы - с рядовыми кочевниками (Ко- чеев, 1990б, с. 108-109). В результате проведенного анализа материалов курганов исследователь пришел к выводу, что в пазырык- ском обществе формируется особая воинская прослойка, вероятно, дружина, которая «... выдвигала военных представителей из числа выдающихся воинов и являлась опорой аристократии» (Кочеев, 1989а, с. 71).
ВыDQENQQ7BDgEMg- три ранга воинов, В.А. Кочеев попытался вписать их в существующую социальную концепцию, разработанную А.С. Су- разаковым (1983 б). Однако это оказалось достаточно сложно сделать (на что обратил внимание и сам исследователь). Он отмечал, что более богатые погребения воинов отличаются от рядовых захоронений мужчин (первая социальная группа по А.С. Суразакову).
Однако не все они могут соотноситься с погребениями глав семейнородственных групп и родов (вторая социальная группа по А.С. Сура- закову) (Кочеев, 1990б, с. 108). Данная трудность возникла из-за того, что В.А. Кочеев хотел механически совместить в рамках одной социальной концепции разные типы стратификационных систем. Так, принципы этакратической и профессиональной дифференциации накладывались на имущественную и социальную структуру пазырыкского общества. В то же время важно отметить, что В.А. Кочеев один из первых попытался проследить динамику развития другой стратификационной системы (профессиональные воины) на материалах пазырыкского социума. Это являлось существенным шагом на фоне традиционного подхода в изучении общества номадов, которое рассматривалось преимущественно через призму физико-генетической, социальной и имущественной дифференциации. В последующем В.А. Кочеев еще раз подтвердил свои ранее сделанные выводы. Так, в 1997 г. в материалах конференции «Социально-экономические структуры древних обществ ЗападноQ- Сибири» он выступил с традиционной оценкой социальной структуры «пазырыкцев»: «... верхушка общества (вожди, родовая аристократия), средний слой (полноправные члены общества) и низший слой (неполноправные члены общества)» (Кочеев, 1997а, с. 112). В социально-политическом отношении пазырыкское общество
соответствовало уровню военной демократии, основу которого составляли многочисленные представители среднего слоя, преимущественно воины (Там же, с. 113).
Вопрос о милитаризации пазырыкского социума был также затронут В.С. МARABD4EPQQвым. Проанализировав материалы из курганов с территории Средней Катуни, он пришел к выводу, что на начальном этапе существования пазырыкской культуры доля воинских захоронений значительно больше, чем на ее завершающем этапе (III-II вв. до н.э.) (Миронов, 1997а, с. 18). По мнению исследователя, это может свидетельствовать об увеличении профессионализма воинской верхушки и о переходе «. от родоплеменного ополчения к войску дружинного типа.» (Миронов, 1997б, с. 108).
Ко 2-й половине 80-х гг. XX вв. было раскопано уже несколько сот курганов пазырыкской культуры, что давало дополнительную источниковую базу для палеосоциальных реконстEQARDBDoERgQ4BDk-. Привлекая результаты своих полевых исследований на территории Юго-Восточного Алтая, В.Д. Кубарев сделал некоторые выводы о социальных отношениях у номадов. Прежде всего он обратил внимание на особенности половозрастной дифференциации рядовых кочевников Горного Алтая. Археолог отметил, что по своим основным структурным показателям погребения всех половозрастных категорий достаточно однотипны (Кубарев, 1987, с. 10-30). В то же время исследователь выявил ряд интересных особенностей в захоронениях детей, женщин и мужчин. Так, погребальные сооружения детей, несмотря на их неустойчивый характер (колоды, срубы, каменные ящики), полностью копировали усыпальницы взрослых, но в уменьшенном размере. В зависимости от возраста ребенка ему в погребение клали определенное количество инвентаря: чем он старше, тем больше предметов сопровождало его в загробный мир. При этом с умершими детьми в большинстве случаев помещали в могилу уменьшенные копии реальных вещей. Характеризуя погребения женщин и мужчин, В.Д. Кубарев указывал на значительную степень их схожести практически по всем показателями. Особенностями женских захоронений он считал наличие не более одного сопроводительного захоронения лошади, использование косметических средств (черная минеральная краска для волос), специальных предметов женского туалета (серьги и шпильки из редкого металла, накосники, бусы, эгреты), а также некоторых орудий труда (долото, шило, корнекопалки и др.) (Кубарев, 1987, с. 24-29; 1991, с. 37-41).
Изучение особенностей погребальных конструкций позволило В.Д. Кубареву (1987, с. 21) выявить еще один признак, характеризующий социальный статус погребенного - наличие погребального ложа. Захоронения с такими ложами достаточно разительно отличались от других курганов «рядовых» кочевников размерами курганной насыпи, количеством инвентаря. Так, объект №1 из могильника Ташанта-1 выделялся среди других объектов своими размерами (высота - 1 м, диаметр - 25 м) и сопроводительным захоронением трех коней (Кубарев В.Д., 1987, с. 21). На могильнике Юстыд- XII в кургане №21 (погребены женщина и ребенок) и в кургане №22 (погребение подростка) обнаружены погребальные ложа. В этих двух объектах вSwRPBDIEOwQ1BD0ESw- также захоронения коней, разнообразный инвентарь. Указанные обстоятельства весьма примечательны, если учесть, что «остальные погребения женщин и детей даже на довольно типичном могильнике Юстыд-Х11, как правило, не имели сопроводительных захоронений коней» (Кубарев, 1991, с. 30).
Особое внимание В.Д. Кубарев уделил планиграфии могильников древних кочевников. Определенные результаты подобного анализа уже были сделаны С.И. Руденко, М.П. Грязновым. Однако такое исследование проводилось археологами первоначально только в отношении некрополей представителей «верхнего слоя» пазы- рыкского общества. Сначала С.С. Сорокин (1974), а затем В.BQ-. Кубарев и другие археологи осуществили подробный анализ плани- графии отдельных погребально-поминальных памятников рядовых кочевников. В частности, В.Д. Кубарев отметил определенную группировку женских и детских погребений в различных частях могильников. Это, по его мнению, свидетельствует, если и не о существовании отдельных кладбищ для женщин и детей, то, по крайней мере, указывает на существовавший обычай группировать могилы отмеченных категорий людей в какой-то одной зоне некрополя. Так, например, детские захоронения на памятниках Уландрык-1, V, Ташанта-1-11 располагались в начале или в конце кладбища (Кубарев, 1987, с. 24). Кроме этого, В.Д. Кубареву удалось зафиксировать особое положение парных захоронений (мужчины и женщины), которые либо открывали цепочку курганов с юга (например, могильники Юстыд-1, к. 1, 2; Юстыд-Х11, к. 2; Джолин-1, к. 1 и др.), либо находились в центре некрополя (Юстыд-1, к. 4; Юстыд-Х11, к. 8, 16, 17; Джолин-1, к. 6 и др.) (Кубарев, 1991, с. 38). Эти курганы также отличаются по ряду других показателей (большие размеры срубов, разнообразный инвентарь, число сопроводительных захоронений коней) от основной массы погребений кочевников. Указанные признаки парных захоронений мужчин и женщин позволили исследователю сделать вывод о том, что в этих курганах были похоронены «муж и жена - пара родоначальников, основателей большой семьи, которые и на кладбищах... занимали достойное и главенствующее место» (Кубарев, 1987, с. 27). Остальные курганы, расположенные рядом с парными погребениями в пределах одн4EMwQ+ могильника, являлись усыпальницами близких родственников (Кубарев, 1991, с. 38).
При исследовании трех курганов (УландрыкЛ, к. 9; Уландрык- II, к. 6; Юстыд-XII, к. 17) В.Д. Кубарев обнаружил в заполнении могильных ям костяки мужчин. Нехарактерная для пазырыкской культуры западная ориентировка этих умерших, отсутствие сопроводительного инвентаря дало основание, по мнению археолога, утверждать о наличии в пазырыкском обществе особой категории зависимых людей, условно названных рабами (Кубарев, 1987, с. 29; 1991, с. 39). Опираясь на особенности погребального обряда,
B. Д. Кубарев попытался связать погребения «зависимых» мужчин с представителями саглынско-уюкской культуры Тувы и чандмань- ской культуры Монголии. При этом он, вслед за А.Д. Грачом (1980, с. 48), указал на наличие таких же захоронений «зависимых» людей, но уже из представителей пазырыкской культуры, среди синхронных памятников Тувы в районах, прилегающих к Горному Алтаю (Кубарев, 1991, с. 39).
С подходом В.Д. Кубарева к интерпретации погребений представителей низшего социального уровня не совсем согласился
C. А. Васютин (1998а; 2003, с. 22). Он не исключал возможности «...ритуального убийства иноэтничных пленников при погребении некоторых пазырыкцев (например, отличившихся в войнах)». В то же время этот исследователь, как и С.Г. Кляшторный (1986, с. 312339), считает более вероятным использование в качестве домашних рабов в кочевом обществе пленных девушек и женщин. Кроме этого, С.А. Васютин (1998б, с. 201) пришел к выводу, что патриархальная семья не имела достаточно возможностей для охраны «рабов», вследствие чего были вынуждены убивать пленных, в частности, мужчин-« саглынцев».
Заканчивая рассмотрение социальных разработок В.Д. Кубарева, касающихся пазырыкского общества, можно сделать следующие выводы. Во-первых, исследователь, как и другие археологи, пришел к заключению, что параметры погребальных конструкций и состав сопроводительного инвентаря зависят от половозрастной структуры социума (Кубарев, 1991, с. 36-37). Такая зависимость была продемонстрирована на значительном количестве материалов из курганов «рядовых» кочевников. При этом он не оставил без внимания социальную и имущественную дифференциацию у скотоводов Горного Алтая. Во-вторых, археолог провел анализ планиграфии памятников скифской эпохи, что позволило установить расположенEOAQ1- курганов определенных групп людей в отдельных частях некрополей. В целом, несмотря на отсутствие специально разработанной социальной концепции, что, вероятно, и не входило в задачи исследователя, выводы и наблюдения В.Д. Кубарева о социальном устройстве пазырыкского социума представляются весьма существенными и могут быть использованы при дальнейшем изучении этой темы.
В рамках рассматриваемой темы определенный интерес представляет работа П.И. Шульги (1989), посвященная выявлению связи планиграфии пазырыкских могильников с типологией поселений кочевников. В ней, основываясь на утверждении, что погребение - это имитация реалTAQ9BD4EMwQ+ жилища, исследователь сделал ряд важных выводов. По его мнению, курганная цепочка, являющаяся местом захоронения рода или большой патриархальной семьи, отражала реальную планировку поселения. Опираясь на результаты своих работ, П.И. Шульга указывал на то, что скорее всего, это были поселения не рода, а все же большой патриархальной семьи. Он также отметил, что на Алтае, как и у других кочевых народов, было два основных типа планировки своих стойбищ. Первый - курень, характеризуется расположением вокруг жилища вождя юрт нескольких сотен семей. Второй - аил, это стойбище большой патриархальной семьи. Различия между двумя типами селений можно проследить, по мнению археолога, и в планиграфии могильников пазырыкского времени. Так, отражением oEQwRABDUEPQQ9BD4EOQ- планировки стойбищ является Башадарский могильник с жертвенными выкладками и курганами рядовых кочевников (Шульга, 1989, с. 42-43). Однако на Алтае в VIII вв. до н.э. преобладала не куренная, а аильная планировка. При этом П.И. Шульга отмечал, что если «...в большой цепочке жилищ выделяются малые звенья близких родственников, то тогда можно предположить в большой цепочке курганной группы наличие «малых семейных цепочек». Это хорошо демонстрируется на материалах скифского времени Алтая: в курганных цепочках из 10-20 курганов выделяются группы из 2-3 курганов (Там же). Указанные наработки П.И. Шульги еще раз показали перспективность изучения планиграфии древних памятников с последующим выходом на палеосоциаEOwRMBD0ESwQ1- реконструкции. В дальнейшем, рассматривая социально-политическое устройство кочевников Горного Алтая, исследователь отмечал, что пазырыкская культура являлась этнокультурным образованием, возглавлявшим племенной союз («крупное племенное объединение»), в который вошли группы населения северных и северо-западных предгорий, частью Восточного Казахстана до Тарбагатая на юге (Шульга, 1999а, с. 248).
П.И. Шульга (1997а, 1998в; 2000а) и некоторые другие исследователи, в частности Н.В. Полосьмак (1994), В.А. Могильников (1997), Д.Е. Ануфриев (1997), П.К. Дашковский (1999, 2001б, 2002в, 2003г), указывали на существование в пазырыкском обществе определенной группы людей, выполняющих функции жрецов. Основаниями для такого рода утверждений является факт наличия у «пазырыкцев» сложной религиозно-мифологической системы и обрядовой практики. При этом важно отметить, что если ранее среди некоторых ученых была распространена только точка зрения о том, что религиозные обряды совершали шаманы-мужчины, то теперь эта роль отводилась, во-первых, жрецам (жрицам), а во- вторых, не только мужчинам, но и женщинам. Более того, гипотеза о выполнении жреческих функций в пазырыкском обществе женщинами, представляется еще более убедительной, если принять во внимание, что у многих народов Евразии в скифскую эпоху отмечается именно такая ситуация (Смирнов, 1964, с. 103, 254; Хазанов, 1970, с. 139-143; Кадырбаев, 1984, с. 84; Банников, 2000, с.177-182; и др.). В то же вреBDwETw- не стоит исключать возможность прямого участия мужчин в религиозной практике кочевников, что также известно по материалам синхронных культур, например, по захоронению в кургане Иссык в Казахстане (Акишев, 1984).
В определенной степени проблем социально-политического устройства пазырыкского социума коснулся Д.Г. Савинов. Прежде всего исследователь поддержал концепцию «кочевой цивилизации»
А.И. Мартынова (1989), одним из положений которой было признание существования у большинства кочевых обществ (в том числе у «пазырыкцев») ранBD0EOARF- форм государственных образований (Савинов, 1993б, с. 128). При этом ученый во всех своих работах характеризовал политическое устройство номадов Горного Алтая как объединение в форме союза племен (Савинов, 1989, с. 12; 1993б, с. 128-130). Вероятно, Д.Г. Савинов рассматривал «союз племен» как форму раннегосударственного образования у кочевников. Указывая на значительную степень социальной дифференциации пазы- рыкского общества, исследователь предлагал рассматривать «вождей» номадов Горного Алтая как прямых наследников «царя» из кургана Аржан. В конечном итоге Д.Г. Савинов делает предположение, что центр пазырыкского союза племен мог находиться значительно южнее территории распространения пазырыкской культуры, «...где расположены собственно Пазырыкские кургEMAQ9BEs-, возможно, представляющие своеобразные «герры» пазырыкского общества» (Савинов, 1989, с. 12-13).
Раскопки в 1-й половине 1990-х гг. курганов пазырыкской культуры на плато Укок предоставили в распоряжение исследова-
телей существенную дополнительную информацию для проведения социальных реконструкций. Так, Н.В. Полосьмак (1994а, с. 43; 1999, с. 151), опираясь на анализ материалов из курганов с плоскогорья Укок, выделила новый признак социального статуса в пазырыкском социуме - головные уборы. Войлочные и кожаные шлемы, по ее мнению, являлись атрибутMAQ8BDg- только воинов-всадников - основы пазырыкского общества. В этой связи факт нахождения такого головного убора с полным комплектом оружия в погребении женщины (курган №1 из могильника Ак-Алаха-1) является весьма своеобразным (Полосьмак, 2001а, с. 275-277). Н.В. Полосьмак (1994а, с. 17) обратила внимание на поминальный комплекс у этого объекта, отметив следующее: «Если одно кольцо можно считать свидетельством поминовения каждого из погребенных в небольшом кургане одной семьей, его ближайшими родственниками, то наличие семи колец... может быть доказательством того, что здесь одновременно совершали поминки семь отдельных групп, связанных узами родства и находившихся в подчинении у погребенного в большом кургане». Не менее интересным представляется и другPgQ5- материал исследовательницы. Например, одиночное расположение объекта №1 могильника Ак-Алаха-Ш. Погребенная в этом кургане женщина была, с точки зрения Н.В. Полосьмак (1994б, с. 3; 2001б, с. 85), жрицей. Своеобразное местонахождение кургана свидетельствует о том, что эта женщина существовала в своей посмертной жизни вне рода и семьи. В то же время могила «жрицы» не была спрятана, а сооружена в центральной части долины р. Ак-Алахи. Это должно было подчеркнуть ее принадлежность сразу ко всем семьям и родам «пазырыкцев», зимовавших на плато Укок (Полосьмак, 1994б).
Другой исследователь В.П. Мыльников, используя результаты работ на плоскогорьNQ- Укок, выделил особенности погребальных деревянных конструкций для различных социальных групп населения. Он отметил, что для элиты общества сооружались двухкамерные бревенчатые срубы с двойным бревенчатым потолком и дощатым полом, в которые помещались деревянные колоды с умершими. Представители средней знати хоронились в колодах или на ложе-кровати в однокамерных срубах без пола, в то время погребения рядовых кочевников характеризовались трупоположением на деревянном настиле или войлочной подстилке в малых срубах. Детей же погребали в маленьких срубах или колодах (Мыльников, 1999, с. 43-44).
Достаточно основательно изучением сgRGBDgEMAQ7BEwEPQQй структуры пазырыкского общества занимался Л.С. Марсадолов (1997в; 2000в). Ученый ввел понятие «ранг кургана». Под ним он понимал определенные «скользящие» обрядовые группы одного социального слоя, представители которого по каким-то причинам использовали разные типы захоронений (Марсадолов, 1997б, с. 97). В качестве критериев для выделения рангов курганов использовались следующие показатели: 1) объем трудозатрат на погребение человека; 2) сложность и размеры погребального сооружения; 3) мумифицирование погребенных; 4) число сопроводительного захоронения лошадей (или их отсутствие) и их убранство; 5) количество и качество инвентаря; 6) наличие культовых и «престижных» предметов; 7) антропологический тип. На основании комплекса из 28 признаков Л.С. Марса- дEPgQ7BD4EMg- выделил девять рангов курганов. Первые два относятся к группе больших курганов и принадлежали вождям племен, союзов племен и их ближайшим родственникам. Курганы ГГГ-ГУ ранга средней группы представлены погребениями племенной знати и ближайшими родственниками вождей племен. Третья группы малых курганов определяется У-УГГГ рангами. У ранг - это курганы родственников (+ детей) вождей и знати; УГ ранг - погребения воинов, глав семей и родовых групп; УГГ - захоронения рядовых кочевников; УГГГ ранг - погребения младших членов семей и детей; IX - могильные сооружения «зависимых» людей - пленных, домашних рабов (слуг) (Марсадолов, 1997в, с. 97-99; 2000в, с. 31-33). Исследователь обозначенные ранги курганов соотносит с конкретными погребениями пазырыкской культурSw-, отмечая при этом, что все ранги сосуществовали одновременно. Различие же между ними обусловлено «религиозно-социально-экономической... и семейной... стратификацией» кочевого общества (Марсадолов, 2000в, с. 32).
Надо отметить, что Л.С. Марсадолов предложил наиболее сложную реконструкцию иерархической социальной структуры пазырык- ского общества. Ученый уделял внимание и другим сторонам обозначенного направления (Марсадолов, 1997в, 2000в, 2003б и др.).
Заметный вклад Л.С. Марсадолов внес в изучение планигра- фии пазырыкских могильнEOAQ6BD4EMg- и в установлении ее связи с социальным развитием общества. Он привел доказательства того, что для Горного Алтая УГ-ГУ вв. до н.э. характерно два основных способа формирования малых курганных групп на одном могильнике: 1) последовательный (от первого кургана к северу последовательно сооружались другие курганы); 2) чередующийся (формирование могильника началось одновременно в нескольких местах на равном расстоянии друг от друга) (Марсадолов, 2000в, с. 72). Исследователь отметил, что первый способ характерен преимущественно для семейных могильников, а второй - для больших разделившихся семей и родовых групп. Он также подчеркнул, что формирование конкретных курганных цепочек зависело как от внешних, так и от внутренних факторов, поэтому к изучениETg- каждого могильника надо подходить индивидуально, но с учетом общих закономерностей (Марсадолов, 1997а; 2000в, с. 18-19; 2000а, с. 72).
Вопросы социальной истории «пазырыкцев» в 1990-е гг. затрагивались и другими исследователями. Так, Д.Е. Ануфриев представил структуру пазырыкского социума, в основу которой автор положил «модель трехчленного деления общества». В результате рассмотрения элементов погребального обряда он выдел несколько слоев: 1) зависимые люди (рабы); 2) рядовое свободное население; 3) жречество; 4) главы родов и семей; 5) «царские» курганы, принадлежащие «представителям аристократии и вождям племен и племенных союзов» (Ануфриев, 1997, с. 110-111). Исследователь также предположил, что вожди и племенная аристократия, вероятно, были выходцами из одних родственных групп. Проведенное планиграфическое и сравнительное сопоставление могильников позволило прийти к выводу о господстве в скифское время у номадов Алтая нуклеарной или ограниченно расширенной формы семьи во главе с мужчиной. На основе изучения географического расположения памятников пазырыкского времени Д.Е. Ануфриев высказал мысль о существовании пяти племенных центров: 1) Ур- сульский - в бассейне Урсула и среднем течении Катуни с центральными группами Шибе, Туекта и Башадар; 2) Чуйский - по рр. Чуя, Чулышман и Пазырык; 3) Бухтарминский - вокруг кургана Берель; 4) Катандинский - памятники в бассейне Аргута и Коксы; 5) Укокский - на пwQwBEIEPg- Укок и по притокам р. Чуи, возможно, с прилегающей территорией Северной Монголии (Там же, с. 110). Эту точку зрения поддержал С.А. Васютин (1999, с. 35), указав на большую долю вероятности существования целостного пазырык- ского объединения и наличия глав пазырыкских племен, в роли которых могли выступать люди, погребенные в курганах Пазыры- ка. Надо отметить, что образование единого политического объединения, очевидно, было обусловлено общим ходом культурноисторических процессов в регионе и на сопредельных территориях, а также социально-экономическим уровнем развития кочевников Горного Алтая этого периода (Дашковский, 2000д, с. 42).
ОпредеEOwQ1BD0EPQRLBDU- итоги и основные направления дальнейших палеосоциологических реконструкций были представлены
С.А. Васютиным (1998а-б) сначала в диссертации «Социальная организация кочевников Евразии в отечественной археологии», а затем в статье «Проблемы изучения социальной организации кочевников скифского времени Горного Алтая по материалам погребений» (Васютин, 1999, с. 31-35). Исследователь осветил основные аспекты изучения социальной истории населения Горного Алтая в раннескифское и пазырыкское время, суммировал главные выводы ученых в отношении социальной структуры номадов, кочевой семьи, роли женщины и «зависимых людей» в пазырыкском обществе. Вслед за другими исследователями он попытался продемонстрировать взаимосвязь между социальной дифференциацией и пла- ниграфией могильников, причем как для пазырыкского, так и для раннескифского времени. Кроме этого, С.А. Васютин предпринял попытку свести многочисленные признаки социальной стратификации, выделенные разными специалистами, в пять основных групп: 1) параметры и сложность погребальных конструкций, объем трудозатрат на их сооружение; 2) отсутствие или наличие сопроводительных захоронений лошадей и их количество; 3) количество, качество и категориальный состав инвентаря; 4) бальзамирование и его способы; 5) антропологические отличия. При этом исследователь отметил дифференцированность этих основных групп, а также обратил внимание на BEIEPg-, что указанные многочисленные признаки могут срабатывать как в сочетании друг с другом, так и по отдельности (Там же). В одной из своих работ С.А. Васютин (2003) уделил внимание моделированию потестарно-политической системы пазырык- ского общества и пришел к выводу, что имеющиеся данные соответствуют признакам сложного вождества.
По итогам представленного обзора можно сделать вывод о том, что в пазырыкском обществе выделяется несколько различных по своим функциям структур, взаимодополняющих друг друга: физико-генетическая, семейно-брачная, профессиональная, имущественная, ранговая, религиозная, мифологическая. Довольно подробно- разработан на основе всестороннего анализа погребального обряда и других источников комплекс критериев, позволяющий осуществлять в разных направлениях стратификацию номадов Горного Алтая. Политическое устройство пазырыкского общества представляло собой объединение, осуществляющее контроль нескольких провинций на Алтае и в прилегающих районах сопредельных территорий. Данное обстоятельство хорошо демонстрируется при картировании «элитных» и «рядовых» памятников (Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003, рис. 3-5).
Несмотря на достигнутые успехи в области изучения социально-политической организации населения Алтая скифской эпохи, существуеI- целый спектр концептуальных проблем и необходимость решения более частных моментов. Например, вопрос о выделении жречества у кочевников находится еще в стадии разработки. Отдельного изучения требует комплекс погребального инвентаря с установлением наиболее типичного набора предметов для каждой социальной единицы общества. Перспективным остается проведение палеодемографического анализа конкретных могильников, а также более обстоятельное рассмотрение политического устройства пазырыкского общества в контексте культурноисторической ситуации той эпохи. Особое внимание следует обратить на разработку и совершенствование новых методик социальных реконструкций с привлечением данных современной социологической науки и компьютерных техноQ7BD4EMwQ4BDk-.
В заключение этого параграфа представим ряд положений, позволяющих, на наш взгляд, определить необходимые условия и возможные пути решения имеющихся проблем.
1. Обязательно при реконструкции социальной организации древнего населения на основе археологических источников должно проводиться всестороннее и комплексное изучение имеющихся к этому времени материалов.
2. Важно широкое использование различных методов и подходов, позволяющих создать прочную информационную базу для дальнейших интерпретаций.
3. При моделировании социальных отношений необходимы выявленные закономерности на разных уровнях сравнения и обобщения, начиная с отдельных показателей или признаков до наиболее полных характеристик.
4. Оптимальным вариантом начала социальных исследований может стать выявленная половозрастная структура, которая лежит в основе социально-экономической организации общества. Данная закономерность обеспечивает решение сложных проблем интерпретации репрезентативных данных.
5. Следует отметить значимость проецирования на древнее общество известных тенденций и конкретных проявлений образа жизни людей, занятых какими-то видами деятельности на ограниченном природно-климатическом проBEEEQgRABDAEPQRBBEIEMgQ1-. Это особенно важно для территории Горного Алтая.
6. Специфика ведения хозяйства также определяет эффективность и многогранность социальной организации.
7. Необходимо учитывать военно-политическую структуру общества, особенно в условиях становления разных форм социально-политической организации.
8. Социально-политическое устройство древнего населения обязательно следует рассматривать в комплексе нескольких стратификационных систем.
Указанные направления не исчерпывают всего спектра рассмотренных задач. Поиск оптимальных путей реконструкции социальной организации древнего населения на определенной территории и в конкретную эпоху продолжается, но уже ясно, что без системы выявленных закономерностей разных уровней и без привлечения данных других наук обойтись невозможно.
Еще по теме 1.2 Социально-экономическая и политическая организация «ранних кочевников» в трудах отечественных археологов:
- Введение
- 1.2 Социально-экономическая и политическая организация «ранних кочевников» в трудах отечественных археологов
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК