<<
>>

4.2. Социально-типологические модели погребений

Проведенный половозрастной анализ захоронений кочевни­ков, а также результаты изучения основных структурных элементов погребального обряда пазырыкской культуры позволяют создать основные социально-типологические модели погребений.

Фило­софско-методологические аспекты исследований в этом направле­нии были изложены в отдельном параграфе, поэтому укажем толь­ко на ряд конкретных методических подходов.

Для моделирования социальных типов погребений скотоводов Горного Алтая пазырыкской эпохи были отобраны и скоррелиро­ваны ведущие признаки погребального обряда, которые предвари­тельно анализировались на разных уровнях. Такая корреляция по­зволила выявить наиболее устойчивые связи, хотя и с известной долей вариабельности, между следующими показателями: мас­штабность погAENQQxBDAEOwRMBD0EPgQzBD4- сооружения по пятичленной градации, особенности погребальной камеры, наличие или отсутствие сопро­водительного захоронения лошади, характер инвентаря.

Первоначально была рассмотрена взаимосвязь указанных осо­бенностей по материалам одиночных захоронений представителей каждой из возрастных групп, среди которых доля неграбленых могил достаточно высока. После этого анализировалась вся база данных.

В результате моделирования были получены следующие со- циально-типлогические модели погребений детей (включая подро­стков), взрослsERQ- женщин и мужчин.

Социально-типологические модели погребений детей и подростков

I. Захоронение такой модели известно только в парном по­гребении с мужчиной. Основными признаками являются следую­щие показатели: погребальный памятник, относящийся к разряду грандиозных (группа V), в двойном срубе с колодой и с сопрово­дительным захоронением более трех лошадей.

К этому типу можно отнести курган №1 из могильника Шибе. Вероятно, там был похоронен ребенок, связанный кровными узами с «вождем».

II. Одиночные и парные захоронения в маленьких курганах с внутримогильной конструкцией в виде сруба и деревянного ложа.

В могилу была помещена одна лошадь. Примером могут служить курганы №21 (женщина и ребенок) и №22 могильника Юстыд-Х11. Судя по всему, это были дети достаточно высокого социального ста­туса, о чем, кроме прочих факторов, свидетельствует наличие метал­лических моделей предEPAQ1BEIEPgQy- вооружения, а также другой разнооб­разный инвентарь.

III. Сюда относятся преимущественно погребения детей в оди­ночных могилах. Особенностями этого типа являются также пре­имущественно маленькие погребальные памятники, с внутримо­гильными конструкциями в виде деревянного ложа, поставленного на дно сруба или каменного ящика. В качестве примеров сюда можно отнести курган №7 из могильника Ташанта-Ш, курган №14 из некро­поля Барбургазы-1. Характер инвентаря достаточно стандартный - керамика, металлический нож и немногочисленные украшения.

IV. Погребения совершались как в одиночных детских моги­лах, так и вместе со взрослыми - в парных и коллективных. Погре­бальные памятники относятся к разрядам маленьких, малых и средних, внутримогильная конструкция представлена главным об­разом срубом. Важной особенностью является наличие сопроводи­тельного захоронения лошади либо в одиночном детском склепе, либо вместе со взрослыми.

К этому типу для иллюстрации можно отнести курган №26 из могильника Юстыд-Х11 (ребенок), курган №4 Ташанта-11 (QEMgQ1- жен­щины и два ребенка- новорожденных). Инвентарь: керамические сосуды, металлические ножи и иногда украшения.

V. Характерны захоронения как в одиночных могилах, так и вместе со взрослыми в курганах маленьких, малых и средних разме­ров. Внутримогильные сооружения достаточно разнообразны: сруб, каменный ящик, деревянная рама или гробовище, колода, могильная яма с каменной обкладкой и без нее. Отличительной особенностью является отсутствие сопроводительного захоронения лошади. Из предметов инвентаря обнаружены преимущественно керамическая посуда и DYENQQ7BDUENwQ9BEsENQ- ножи. В группу памятников с такими признаками относится подавляющая масса детских погребений, среди которых: курган №13 из могильника Малталу (три мужчины и один ребенок), курган №4 из некрополя Барбургазы-1 (женщина и ребенок), кур­ган №8 из могильника Тыткескень-У1, курган №5 из памятника Чичке-2 (два ребенка) и др.

Социально-типологические модели женских погребений

I. Известны только парные погребения вместе с мужчинBDAEPAQ4- в грандиозных (группа V) и больших (группа IV) курганах. Особенно­стями являются двойные срубы, внутри которых помещались коло­ды, а также наличие сопроводительных захоронений лошадей в ко­личестве более трех особей. Набор инвентаря очень многообразен и включает различные украшения, предметы туалета, ритуальные ве­щи (например, металлические курильни из кургана №2 могильника Пазырык) и другие находки.

К этому типу можно отнести курганы №2 и 5 из могильника Па- зырык. В этих объектах похоронены, вероятно, жены «вождей» круп­ных племен или племенных объединений.

APA-font size=2 color=black face="Times New Roman">II. Погребения женщин данного типа известны как одиночно­го характера, так и вместе с мужчинами. Они обнаружены в курга­нах средних (группа III) и больших (группа IV) размеров, внутри которых зафиксированы одинарные срубы с колодами, а также со­проводительные захоронения коней, включающие более трех жи­вотных. Инвентарь достаточно разнообразен, хотя по пышности и уступает погребениям предыдущего. Обнаружены различного вида украшения, предметы туалета, культа (каменный жертвенник, на­пример, в кургане №1 могильника Ак-Алаха-Ш) и другие вещи.

В качествQ- примеров памятников этого типа можно привести кур­ган №1 из могильника Ак-Алаха-Ш (женщина), курган №11 из нек­рополя Берель (мужчина и женщина), курган №2 из могильника Туэкта (женщина), курган №2 из памятника Башадар (мужчина и женщина), курган №1 из могильника Ак-Алаха-1 (мужчина и жен­щина), курган №4 из некрополя Пазырык (мужчина и женщина).

III. Отличительными чертами являются: одиночные или со­вместно с представителем другой половозрастной группы погребе­ния в курганах маленьких, малых и средних размеров с внутримо­гильной конструкцией в виде деревянногPg- ложа, поставленного внутри сруба. Важной особенностью является наличие от одной до шести лошадей (курган №1 могильника Ак-Алаха-У) в могиле че­ловека.

Сопроводительный инвентарь включает, кроме традицион­ных керамических сосудов, железного ножа, также разные катего­рии украшений, предметов туалета, выполненных в достаточно изящной манере.

К числу объектов такого типа можно отнести курган №1 из могильника Ак-Алаха-У (женщина), курган №21 из некрополя Юс- тыд-Х11 (женщина и ребенок), курган №1 из памятника Уландрык- II (женщина).

В этой группе курганоg- похоронены люди, обладавшие при жизни безусловно высоким социальным статусом и достаточно хо­рошим имущественным положением, возможно, жены или налож­ницы руководителей крупных воинских отрядов и т.п.

IV. Одиночные женские захоронения обычно в малых и сред­них курганах (группа II), внутри которых устанавливали сруб, раму или каменный ящик. Существенным показателем этого типа явля­ются сопроводительные захоронения коней (от одной до трех осо­бей). Инвентарь состоит как из традиционных предметов (керами­ческая посуда, железный нож, украшения, бронзовое зеркMAQ7BD4-), так и специфичных. В частности, в кургане №27 из могильника Тытке- скень-У! и в Каракольском кургане, были обнаружены каменные курильницы, что встречается очень редко в пазырыкских памятни­ках. В достаточно специфичном социальном положении женщин возмужалого возраста из погребений такого типа вряд ли можно сомневаться. Не исключено, что какая-то часть из них могла быть связана с выполнением религиозных обрядов, хотя данных для та­кого вывода явно не достаточно. Возможно также, что женщины этой группы являлись женами мужчин, занимающих среднее звено в военной структуре номадов. Кроме указанных объектов, к данно­му типу можно еще отнести, например, курган №10 из Барбургазы-1, курган №3 из Кызыл-Джара-Ш, курганы №21, 25 и 30 из Кок-Су-1, курган №8 из Пазырыка; курганы №10, 13 и 15 из Кок-Эдигана.

V. Объекты этого типа представляют собой курганы маленькой и малой групп (I и II), внутри которых зафиксированы одиночные женские костяки на деревянных ложах, смонтированных на дне сру­ба или каменного ящика.

Сопроводительные захоронения лошадей отсутствуют. Обнаруженный инвентарь не отличается от остальной массы женских захоронений. Более того, в кургане №2 из могильни­ка Верх-Кальджин-11, несмотря на его неграбленность, какие-либо предметы совсем отсутствовали (во всяком случае, «классических» вещей из глины, QENQRABDUEMgQw- и металла не зафиксировано). Кроме упомя­нутого объекта, сюда также можно отнести курган №17 из некропо­ля Барбургазы-1 (женщина) и др. О том, что в погребениях такого типа хоронились женщины с достаточной степенью социальной активности, можно судить дополнительно не только по наличию погребального ложа, но и по находкам предметов туалета, распро­страненных исключительно у женщин возмужалого возраста (20­35 лет) - эгрета, шпилька, накосник.

VI. Памятники этого типа характеризуются совместными, а также парными и коллективными погребениями женщин с предста­QyBDgEQgQ1BDsETwQ8BDg- других половозрастных групп. Их особенностями явля­ются погребения в курганах преимущественно малых и средних размеров. Наиболее распространенной конструкцией является сруб, реже - рама и могильная яма без заполнительных конструкций. Важным показателем выступает сопроводительное захоронение лошади (от одной до трех особей). Женский инвентарь представлен достаточно типичным набором украшений, предметов туалета, включая специфичные женские вещи, а также зеркала, керамиче­скую посуду и железные ножи.

К этому типу можно отнести курган №14/1 из некрополя Кок- Эдиган (две женщины), курган №60 из могильника Усть-Эдиган (мужчина и женщина), курBDMEMAQ9- №6 из памятника Пазырык (женщи­на и девочка-подросток), курган №2 из некрополя Уландрык-ГУ (мужчина и женщина), курган №12 из могильника Бураты-ГУ, кур­ган №23 из памятника Юстыд-ХГГ (двое мужчин и женщина) и не­которые другие.

В целом можно отметить, что погребения женщин данной со­циально-типологической модели принадлежали достаточно актив­ной части социума номадов, обладающих к тому же хорошим иму­щественным положением, о чем свидетельствуют факты помеще­ния лошадей в одну могилу с умершими.

VII. Для данного типа характерны погребения женщин как в одиночных могилах, так и совместно со всеми лицами других по­ловозрастных групп. Для них сооружали курганы преимуществен­но малых размеров (группа II), внутри которых помещали срубы, рамы, каменные ящики и могилы без дополнительных конструк­тивных элементов из дерева и камня. Важной особенностью явля­ется отсутствие сопроводительных захоронений лошадей. Инвен­тарь представлен достаточно типичными для женщин категориями (керамическая посуда, металлические ножи, украшения, предметы туалета, зеркала) и в некоторой степени варьирует по составу в зави­симости от возраста умершей. В то же время нужно указать на на­ходки в этих погBEAENQQxBDUEPQQ4BE8ERQ- и орудий труда: кроме «классических» ножей, это немногочисленные случаи обнаружения металлических и костяных игл, корнекопалок, шильев. В одном случае в кургане №2 из могильника Тыткескень-У1 у женщины среди других предметов, включая бронзовое зеркало, обнаружена каменная курильница.

К этому типу относятся, кроме указанного объекта, курган №4 (женщина), курган №6 (женщина) из Кок-Эдигана, курган №3 (мужчина и две женщины), курган №8 (двое мужчин и женщина) из Уландрыка-1, курган №1 из Юстыда-ХХ11 (трое мужчин и женщи­на), курган №2 (женщина) и курган №4 (мужчина и женщина) из Кара-Кобы-11, курган №18 из Кайнду (женщина), курган №3 из па­мятника ТытoENQRBBDoENQQ9BEw--1 (женщина), курганы №14 (женщина), №19 (женщина), №31 (женщина) из могильника Тыткескень-У1 и многие другие объекты.

В погребениях такой социально-типологической модели хоро­нилась основная масса «рядовых» «пазырыкских» женщин.

VIII. К данной группе относятся как одиночные женские по­гребения, так и совместно с представителями других половозраст­ных групп, выполненные не по «классическим» канонам пазырык- ского погребального обряда. БgQ7BDUENQ- того, это преимущественно кур­ганы, непосредственно не относящиеся к пазырыкской культуре, а оказавшиеся на территории ее распространения в результате ме­жэтнических контактов разного характера. Пока выделяются две основные группы таких объектов. К первой относятся курганы ма­леньких, малых и средних размеров, внутри которых сооружены могилы с подбоями. В подбое дополнительно могла быть установ­лена колода (курган №5 из некрополя Яконур). Кроме отмеченного объекта, в эту группу входят курган №2 из памятника Карасу-11, курган №1 из могильника Кызыл-Джар-У, курган №1 из некрополя Агафонов Лог-1. Во всех случаях было погребено по одной женщи­не. В свое время М.П. Грязнов (1940, с. 18) считал, что в кургане №5 могильника Яконур погребена жена знатного BDoEPgRHBDUEMgQ9BDgEOgQw-, взятая им в жены из далекого племени и похороненная по свойственным ему канонам погребального обряда. Вероятно, с определенной до­лей условности аналогичным образом вслед за В.А. Могильнико- вым (1994, с. 39) можно интерпретировать и остальные захороне­ния лиц «прекрасного пола» в подбоях.

Вторая группа данной модели представлена курганом малень­кого размера с внутримогильной конструкцией в виде каменного ящика - курган №17 из памятника Юстыд-Х11. В нем были похоро­нены двое мужчин и две женщины в сопровождении «рабов» (Ку­барев, 1991, с. 34). При этом у умерших практически не обнаруже­но предметов из сопроводительного инвентаря. Появление курга­нgQy- с такими особенностями связано с культурно-историческим взаимодействием скотоводов с территории Монголии и Горного Алтая (Там же).

Социально-типологические модели погребений мужчин

I. Особенностями данной модели являются одиночные и пар­ные (совместно с женщиной или ребенком) погребения в больших (группа IV) или грандиозных (группа V) курганах, внутри могил которых установлены двойные срубы и колоды. Характерны также сопроводительные захоронения лошадей (более трех особей, обыч­но не менее 10 животных 0EQgQго вида). Инвентарь отличается боль­шим разнообразием и пышностью как в количественном, так и в качественном отношении. С мужчиной зафиксированы предметы личного характера: оружие, украшения и др. Известны случаи, на­пример, в совместном мужском и женском погребении - курган №2 из могильника Пызырык - нахождения предметов и средств куль­тового назначения (металлическая курильница, кориандр и др.).

К этой совокупности объектов, кроме отмеченного памятника, относятся курган №1 из некрополя Кутургунтас (мужчина), курган №1 из могильника Шибе (мужчина и ребенок), курган №3 (мужчи­на), курган №5 (мужчина и женщина) из памятника Пазырык, кур­ган №1 иENw- некрополя Туэкта (мужчина). К данной группе объектов можно записать и курган №1 из могильника Пазырык, в котором, судя по всему, был похоронен мужчина, а также Катандинский курган, где обнаружены останки двух людей. Вероятно, скелет одного из них также мог принадлежать представителю указанной половой группы (Катандинский курган исследовался в XIX в. В.В. Радловым, и антропологические определения по объективным причинам не проводились).

Памятники с чертами отмеченной модели принадлежали ли­цам высокого социального статуса и имущественного положения. Наиболее оправданным представляется рассматривать этих людей как лиц, определявших рEMAQ3BDIEOARCBDgENQ- кочевого общества пазырыкского времени, во всех основных направлениях. Традиционное обозначе­ние таких людей - «вожди» племен или племенных объединений.

II. Одиночные и парные (совместно с женщиной) погребения совершались в средних (группа III) и больших (группа IV) курга­нах, внутримогильная конструкция которых представлена одинар­ным срубом и колодой, установленной на его пол. Вместе с умер­шими людьми в могилу помещались сопроводительные захороне­ния коней - более трех особей животного. Инвентарь достаточно многообразен, хотя и немного уступает по BD8ESwRIBD0EPgRBBEIEOA- погребениям из первой группы. Мужчину сопровождало его личное оружие, ук­рашения, предметы туалета, зеркало.

К этому типу относятся курган №1 (мужчина), курган №2 (мужчина и женщина) из некрополя Башадар, курган №4 (мужчина и женщина) из памятника Пазырык, курган №11 (мужчина и жен­щина) из могильника Берель.

Погребенные в такого типа захоронениях, несомненно, как и представители предыдущей группы, составляли элиту «пазырык­ского» общества. Мужчины обладали высокой степенью социаль­ной значимости и существенным имущественным положением, о чем свидетельствует количество сопроводительных захоронений лошадей, практически по этому показателю не уступающие погре­бениям «вождей». Вероятно, это были, как заметил А.С. Суразаков (1983б, с. 85), представители племенной знати, причем, судя по имеющимся данным, высшей ее прослойки. При этом не исключе­на их кровнородственная связь с вождями племенных объединений. Последнее предположение весьма вероятно, если учесть факт рас­положения в пределах одного могильника, например, Пазырыкско- го и, возможно, Берельского памятников вождей и высшей знати.

III. Одиночные погребения совершены в курганах маленьких (группа I) и малых (группа II) размеров, конструкции которых представлены деревянными ложами, установленными внутри сру­бов или каменных ящиков. В могилы с умершими людьми помеща­ли от одной до трех лошадей. Инвентарь характеризуется разнооб­разными категориями вооружения, преимущественно металличе­скими, украшений, предметами туалета.

К этой модели можно отнести курганы №25 и 30 из могильни­ка Барбургазы-1, курган №4 из некрополя Уландрык-Ш, курган №1 из памятника Ташанта-1, курганы №1 и 3 из могильника Верх- Кальджин-11. Можно предположить, что в данных курганах похо­ронены достаточно «выдающиесwC7- по своим качествам воины (ср. у монголов - батыры), которые могли осуществлять руководство определенными войсковыми объединениями. Для сравнения, хотя и отдаленного, можно указать на существование таких категорий воинов (например, сотники) в подавляющем большинстве кочевых обществ эпохи средневековья у тоби, жужаней, уйгуров (Крадин, 1992а, с. 139)Ю кыргызов (Худяков, 1980), тюрок (Бичурин, 1998), монголов (Хара-Даван, 1992, с. 86-117) и у других народов.

IV. Одиночные погребения этой модели совершались в ма­леньких и малых курганах с внутримогильными конструкциями в виде деревянных sEPgQ2-, смонтированных внутри срубов и каменных ящиков. Отличительной чертой от объектов предыдущего типа яв­ляется отсутствие сопроводительных захоронений лошадей. Ин­вентарь в этих погребениях практически ничем не выделяется сре­ди остальных мужских захоронений: керамическая посуда, метал­лический нож, предметы вооружения, туалета, украшения. В таких могилах могли хоронить мужчин-воинов, заслуживших, например, во время военных походов, достаточно существенный социальный статус, но которые не имели серьезного материального благосос­тояния, поскольку в погребении отсутствуют костяки лошадей.

В качестве примера объектов данного типа можно назвать куRABDMEMAQ9BEs- №11, 18 и 21 из некрополя Барбургазы-1.

V. Эта модель характеризуется совершением одиночных, а также совместно с представителями других половозрастных групп погребений мужчин в курганах преимущественно малого и средне­го размера. Внутримогильные конструкции достаточно разнооб­разны: срубы, рамы, каменные ящики, могилы без дополнительных сооружений. Важной особенностью являются сопроводительные захоронения лошадей - не более трех особей. Состав инвентаря типичен для основной массы мужских погребений: керамическая посуда, металлические ножи, разнообразнLBDU- предметы вооруже­ния, украшения, гребни, зеркала.

Похороненные в таких курганах, вероятно, составляли наибо­лее активную социальную часть основной массы кочевников, вхо­дящую в среднее звено их военной структуры, оставаясь при этом и пастухами. Такие номады обладали достаточно стабильным иму­щественным благосостоянием, о чем свидетельствует наличие кон­ских сопроводительных захоронений.

К объектам данной модели можно отнести, например, курган №1 (мужчина) из Аргута-1, курган №1 (мужчина) из Арагола, курган №12 (мужчина и женщина) иNw- Бураты-1У, курган №60 (мужчина и женщина) из Усть-Эдигана, курган №7 (мужчина) из Кок-Эдигана, курганы №11 (мужчина), №12 (мужчина), №17 (мужчина), №26 (мужчина), №31 (мужчина) из Кок-Су-1, курган №6 (мужчина) из Туэкты, курганы №7 (мужчина и женщина) и №26 (мужчина и жен­щина), №15 (двое мужчин и женщина), №23 (мужчина и женщина) из Барбургазы-1 и многие другие. Надо отметить, что наиболее часто сопроводительное захоронение лошадей встречается в курганах, внутримогильная конструкция которых представлена срубом, реже - рамой, и очень редко - каменным ящиком.

VI. К данной модели относятся как одиночные погребения мужчин, так и совместно с представителями всех дEQARDBDMEOARF- половоз­растных групп. Обычно они совершались в курганах маленьких (группа I) и малых (группа II) размеров. Внутримогильные соору­жения весьма разнообразны: срубы, каменные ящики, рамы, дере­вянные ящики, каменная обкладка могил и могильные ямы без до­полнительных конструкций из дерева и камня. Инвентарь пред­ставлен керамическими сосудами, металлическими ножами. Реже по сравнению с другими группами встречаются украшения, пред­меты туалета и вооружения. При этом подавляющее большинство деревянных имитаций кинжалов и чеканов обнаружены в захоро­нениях с такими признаками.

В погребениях данной модели были похоронены рядовые ко­чNQQyBD0EOAQ6BDg-, которые в мирное время занимались скотоводством и дру­гими видами традиционной деятельности, а в случае военных дейст­вий могли участвовать в них в качестве пеших-воинов. В группу та­ких объектов входит подавляющая часть (примерно 65%) курганов пазырыкского времени Горного Алтая. К их числу можно отнести курган №74 (мужчина, женщина и два ребенка) из Усть-Эдигана, курган №1 (мужчина) из Солдина, курганы №2 (мужчина) и №7 (мужчина) из Катонского могильника, курганы №3 (мужчина), №5 (мужчина), №8 (мужчина) и №9 (мужчина) из Кызыл-Джара-1, кур­ган №3 (мужчина) из Кызыл-Джар-У, курган №1 (мужчина), №3 (мужчина) и №5 (мужчина) из Кара-Кобы-11, курган №3 (мужчина) из Кызыл-Джара-ГУ, курганы №3 (мужчина и две женщины) и №8 (двое мужчин и женщина) из Уландрыка-Г, курMEMAQ9BEs- №13 (мужчина) и №71 (мужчина) из памятника Тыткескень-УГ и многие другие объ­екты. Надо отметить, что среди рядовых кочевников, похороненных по такой модели погребений, встречаются исключения следующего характера. Так, например, в кургане №5 из Уландрыка-Г, судя по всему, был погребен мужчина, которого можно условно отнести к разряду «профессиональных воинов». Об этом свидетельствует весь комплекс сопроводительного инвентаря: керамический сосуд, ме­таллический нож, разнообразные украшения, бронзовое зеркало, ра­ковины каури и, особенно, полный комплект категорий вооружения (наконечники стрел, металлические кинжал, чекан, остатки лука и колчана, а также деревянный щит, на котором находился сам умер­ший). Последний факт - обнаружение щитов в мужскиU- могилах и тем более захоронения на них - встречается в пазырыкской культуре очень редко. Такие материалы демонстрируют воинское погребение. Отсутствие сопроводительного захоронения лошади в могиле вместе с человеком можно, с одной стороны, объяснить его недостаточным имущественным состоянием для такого рода действия. С другой стороны, в курганах с каменными ящиками данная черта погребаль­ного обряда встречается чрезвычайно редко, что обусловлено опре­деленными культурно-историческими причинами, в силу которых коня могли не поместить в могилу воина.

VII. QRCBDA- модель характеризуется как одиночными мужскими погребениями нетрадиционного характера, так и совместно с пред­ставителями других возрастных групп. Как правило, это курганы, не принадлежащие к пазырыкской культуре, но оказавшиеся в ареале ее распространения вследствие различного культурно­исторического взаимодействия. Из зафиксированных случаев отме­чены, главным образом, курганы маленького размера (группа Г). Внутримогильные конструкции представлены, например, камен­ными ящиками, установленными как в подбое, так и в могильной яме без него. Набор инвентаря или его отсутствие соответствует традициям погребальных обрядов тех этнических объединений, к которым принадлежали умершие. Так, у мужчины из кургана №3 могильника Кара-Коба-11, похороненного в каменном ящике и в подбое, был обнаружен керамический сосуд, металлический нож, крючок и чекан. Исследователи склонны связывать такие захоро­нения с сакскими племенами Казахстана (Могильников, 1994, с. 39). В другом случае в кургане №17 из некрополя Юстыд-Х11 (двое мужчин и две женщины) погребение было совершено в ка­менном ящике в сопровождении «рабов» (Кубарев, 1991, с. 34), но практически при полном отсутствии инвентаря, за исключением единичных вещей зависимых людей. В.Д. Кубарев полагает появ­ление такого объекта на Алтае под влиянием скотоводческих пле­мен Монголии (Там же). Независимо от того, сколько времени на­ходились эти люди среди кочевников Алтая (или иначе - в ареале распространения культуры), можно констатировать, что они сохра­нили тот социальEPQRLBDk- статус, который они имели в своих исконных этнических объединениях. Об этом достаточно наглядно свиде­тельствуют особенности погребального обряда, нетрадиционные для пазырыкской культуры Алтая.

VIII. Погребения совершены в заполнении могильных ям кур­ганов малых и средних размеров, сооруженных по «классическим» канонам погребального обряда «пазырыкцев». Мужчины из таких захоронений интерпретируются как «домашние рабы» (Кубарев, 1987, с. 29). Обычно никаких предметов сопроводительного инвен­таря с ними не обнаружено. К числу таких объектов «зависимых» людей можно отнестBDg- погребения в заполнении могильных ям кур­гана №9 из могильника Уландрык-1 и кургана №6 из некрополя Уландрык-11. При этом основное захоронение в первом кургане, вероятно, принадлежало женщине и мужчине-воину. Во втором случае, судя по всему, был сооружен полукенотаф. Об этом свиде­тельствует факт помещения с двумя женщинами комплекта инвен­таря на трех человек. В могиле также обнаружена модель чекана в виде бронзового ножа и деревянной рукояти. Более того, между двумя женщинами отмечено свободное пространство, как раз для третьего человека. И, наконец, в могиле обнаружено сопроводи­тельное захоронение трех лошадей.

Другой случай погребения «доBDwEMARIBD0EOARF- рабов» в Горном Алтае зафиксирован в кургане №17 на могильнике Юстыд-Х11. Однако этот объект В.Д. Кубарев (1991, с. 34) связывает с проникновением номадов с территории Монголии, поэтому он более подробно рас­сматривается в модели «нетрадиционных погребений».

Таким образом, проведенное моделирование прежде всего по­зволило установить основные особенности в динамике погребаль­ного обряда, обусловленные спецификой социально-экономичес­кого развития кочевников Горного Алтая пазырыкского времени. Выделенные социально-типологические модели погребений дают возможность говорить о достаточно высокой степени иерархично­сти «пазыABEsEOgRBBDoEPgQzBD4Auw- общества, охватывающей особенности поло­возрастной, социальной, имущественной и других структур, что вполне согласуется с уровнем развития других кочевых объедине­ний Евразии рассматриваемой эпохи. Следует указать, что прове­денная работа при накоплении материалов, естественно, потребует корректировки.

<< | >>
Источник: А.А. Тишкин, П.К. Дашковский. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ МОНОГРАФИЯ. 2003

Еще по теме 4.2. Социально-типологические модели погребений:

  1. 2.3. Моделирование социальных служб помощи лицам с отклонениями в развитии
  2. 5.2. Темы докторских диссертаций Тема 1. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации1
  3. ИННОВАЦИОННО-МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КАК ФОРМА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИИ (ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К СОВРЕМЕННОСТИ) В.А. Лось
  4. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ О.В. Нечипоренко
  5. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении
  6. Государственное социальное обеспечение в СССР и современной России
  7. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба
  8. Типология социально-коммуникативных технологий
  9. С.А. Васютин Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия СОЦИАЛЬНАЯ АТРИБУТИКА ТЮРКСКОГО «МУЖА-ВОИНА» ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКАМ
  10. § 4. Социально-педагогические модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса
  11. Структура социально-педагогической модели сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса и уровни ее реализации