Восточногалыитатская область. Иллирийцы
Восточногалыитатская область, достигающая Карпатской котловины (а ее юго-восточная ветвь доходит до Боснии и Албании), отличалась от западной многими специфическими чертами. В пределах восточной области гальштатская культура более разнообразна в своих вариантах, и это позволяет выделить несколько археологических культур.
На территории Словении, Каринтии и Штирии была распространена восточноальпийская гальштатская культура 10°. Керамика этой области, кроме обычных гальштатских сосудов с коническим горлом и отогнутым венчиком, представлена сосудами с очень высоким горлом, составляющим иногда 3U высоты всего сосуда. Много глиняных ситул, биконических урн, мисок с высокими ручками. Эти миски орнаментированы простыми бороздами (горизонтальными на плечиках и вертикальными на брюшке). Встречается великолепно расписанная или украшенная пластическими придатками керамика. Амфоровидные сосуды снабжены налепленными на шейку маленькими сосудиками (сосуд из Рабенсбурга, Нижняя Австрия, имеет десять таких дополнительных урн), иногда на шейке и на краю сосуда помещены маленькие глиняные фигурки животных, людей, всадников. Сдвоенные («двухэтажные») амфоры покрыты богатым пластическим орнаментом. Встречаются зооморфные сосуды или керамика с аппликацией в виде бычьих голов.
Множество керамики с пластическими украшениями найдено на поселении Календерберг (у Мадлинга в Нижней Австрии). Поэтому и появился термин «календербергская культура». Однако, вероятно, в Ка- лендерберге было всего лишь большое керамическое производство, откуда широко распространялись своеобразные изделия. Среди них множество
198 луновидных символических фигурок. Это скамьевидные изображения с вы
соко поднятыми краями, вследствие чего они приобретают вид лунного серпа. Края украшены изображениями голов или протом зверей. Величина их колеблется от небольших до огромных — 0,5 м высотой.
Иногда они сделаны из металла. Назначение их неясно. Думали, что это подставки под голову или изображения луны. Вероятнее всего, это не связанные с лунным культом жертвенники.В описываемой культуре, как и в других той же эпохи, видны явные признаки общественной дифференциации. Наряду с плоскими могильниками с трупосожжениями известны огромные курганные насыпи, часто с трупоположениями, с просторной, построенной из дерева погребальной камерой и с богатым инвентарем. Наиболее известны Стична и Магда- леньска Гора в Словении и Гемайнлебарн и Кресдорф в Австрии.
В Гемайнлебарне в кургане диаметром 25 м была открыта деревянная погребальная камера размерами 4,3 X 2,95 м и высотой 1,5 м. Это был бревенчатый сруб из шести-семи венцов с деревянной крышей, опиравшейся на стены и на шесть средних столбов. Самой замечательной находкой был амфоровидный глиняный сосуд, на плечиках которого помещены глиняные всадник, олени, женщины, несущие сосуды и танцующие, а по венчику расставлены маленькие бронзовые птички.
Другой тип представляют курганы с трупосожжениями в Словении.
Здесь встречаются курганы удлиненной формы. Магдаленьска Гора достигала в высоту 7 м, в длину 45 м и в ширину 30 м. Под курганом находилось 173 погребения.
Восточноальпийская галыытатская область знаменита некоторыми типами металлических изделий и в особенности изделиями из листовой бронзы 101. Здесь производились пластины для портупеи из бронзы с геометрическим орнаментом, выполненным штамповкой, ножны для мечей и кинжалов с таким же орнаментом и замечательные ситулы, чаще всего без орнамента, но иногда с изобразительным фризом, выполненным тиснением 'и гравировкой. Изображали животных, грифонов, людей в длинном платье и широких шляпах, иногда целые сцены пира, кулачного боя и т. п. Такова знаменитая бронзовая ситула из Вача (близ Любляны, Югославия), датированная IV в. до н. э. Она сделана из двух склепанных листов бронзы. Ее высота 23,8 см. На верхнем фигурном фризе изображены погонщики лошадей, всадники, повозки; на среднем фризе — сцена праздника (два человека у котла на ножке, сидящие на троне мужчины, пьющие и играющие на музыкальных инструментах, кулачные бойцы и зрители); на нижнем фризе—звери, хищники, олени, горные козлы102.
Другая известная ситула происходит из Куфферна (Куффар- на) близ Штатцендорфа в Нижней Австрии. На ней тоже изображены всадники, бойцы, скачки и т. п. Эта ситула датируется IV в. до н. э. и относится уже к латенскому времени, но она была местным изделием, традиции изготовления которых восходят в гальштатскую эпоху. Своеобразные местные изделия представляют крышки от ситул с тисненым орнаментом и иногда с подвесками на цепочках по краям. Вообще цепочки с плоскими «шумящими» подвесками очень распространены. Кроме крышек сосудов, они встречаются на фибулах, пряжках, конской сбруе и др. Это типичная восточногальштатская мода. Фибулы чаще всего бывают очковидные, смычковидные, с двойной спиралью.Оружие представлено мечами с антенной, топорами с крыловидными закраинами, клиновидными топорами с небольшими выступами («ручками») в месте крепления рукояти, железными наконечниками копий (ланцетовидными, с ребром посредине, втульчатыми), треугольными наконечниками стрел, изогнутыми («пламевидными») железными ножами.
\.gt;
Ситула из Вача. Развертка изображений. VI в. до н. э. Народный музей в Любляне
Среди импортных изделий встречаются бронзовые панцири, шлемы и др. Большинство этих вещей происходит из шести курганов у Клайн- клайна (Штейрмарк, Австрия), с погребениями воинов, которые, может быть, погибли в одном бою. Здесь найдены три панциря греческого происхождения, бронзовый шлем с двойным гребнем и широкими полями (кромкой), бронзовая маска и две вырезанные из тонкой бронзы вотив- ные руки, огромное количество бронзовой посуды разных форм (в том числе ситулы и цисты с изобразительными и орнаментальными фризами). Сходные маска и руки (здесь из золота) найдены в погребении у Требениште (на Охридском озере) в украшенном рельефными изображениями греческом сосуде. Однако, если среди этих находок отдельные предметы несомненно греческого происхождения и попали сюда как военный трофей или были приобретены у греческих торговцев, то часть вещей сделана местными мастерами.
Об этом, в частности, свидетельствует характерная техника штампованного и тисненого орнамента.По-видимому, в VII—VI вв. до и. э. у восточногальштатских племен уже был развитой культ, о чем говорят находки описанной выше четырехколесной культовой повозки из Штреттвега и свинцовой повозки с фигурками из Фрога (в Каринтии). Кроме тележки, в Фроге найдена мелкая свинцовая пластинка, литые фигурки мужчин и женщин, всадников,
12 фигурок животных, птиц и др. Это довольно грубые изображения, тематически повторяющие в другой технике рисунки на ситулах и цистах. Вероятно, производство этих фигурок было связано с местными залежами свинца, разрабатывавшимися в гальштатское время.
Несколько отличается от восточноальпийской гальштатская культура Боснии (по типичному могильнику названа «глазинацкой»). Глазинацкая культура была распространена в Истрии, Далмации, Кроатии, Сербии, Боснии и Албании. Поздние исторические источники упоминают на этой
и 1ПЧ
территории многочисленные иллирииские племена , прошлое которых ученые по археологическим данным пытаются проследить вплоть до бронзового века. Так, например, албанцам, лебеатам, партинерам и другим племенам приписывают курганы (преимущественно с трупоположениями) в Албании периода перехода от бронзового к раннему железному веку и неукрепленные, а позже укрепленные каменными валами поселения.
Раньше с иллирийцами связывали всю гальштатскую культуру. Эту гипотезу впервые высказал Гёрнес, который считал, что иллирийцы, жившие где-то на севере Балканского полуострова, под влиянием скифов познакомились с железом и при движении на север и запад выработали основы гальштатского стиля. Ошибочность взглядов Гёрнеса была показана еще Л. Нидерле 104, что/ однако, не помешало распространению этой
Шлем и панцирь из погребений воинов в Клайнклайне.
Австрия. Музей в Грацегипотезы. Еще дальше пошли другие ученые, главным образом под влиянием языковедов. Дело в том, что так называемая иллирийская топонимика встречается от Франции и Пиренейского полуострова до Босфора и Дарданелл 105. В начале XX в. появилась «паниллирийская» теория, приписывавшая иллирийцам исключительную роль в истории Европы. Особенно много писали о «северных иллирийцах». Г. Коссинна идентифицировал венетов и вендов на севере Вислы и приписал им унетицкую и лужицкую культуры. Работы М. Фасмера, И. Покорного и Е. Шварца указывали на иллирийские топонимы в области между Эльбой и Вислой. Однако никаких археологических доказательств иллирийского происхождения лужицкой культуры не было приведено, и тем самым не было доказано существование северной ветви иллирийцев. Хотя споры продолжаются и поныне, сами же языковеды, способствовавшие распространению «паниллиризма», нанесли удар по этой теории. Они показали, насколько велики отличия северных и собственно иллирийских наречий. Учитывая эти отличия* трудно причислять названные северные области к иллирийским 116.
По археологическим данным нелегко или даже невозможно доказать, что население восточной части Центральной Европы и собственно иллирийцы были в древности связаны.
Сейчас большинство ученых приходят к выводу, что собственно иллирийской следует считать восточногальштатскую область, а основным районом формирования иллирийского общества — территорию племен —
создателей культуры, названной нами «боснийским вариантом галынтат- 202 ской». В этом районе сказывалось сильное греческое влияние и несомнен-
но были связи с северо-востоком Италии (Апулия), население которого, как уже сказано, также причисляют к иллирийцам.
Иллирийцев считают воинственными племенами. Они занимались пиратством и приобретали часть своих богатств в военных походах. Во всяком случае для этой культуры, особенно на побережье, характерны сильно укрепленные поселения, многие из которых восходят еще к концу бронзового века.
Они окружены каменными стенами сухой кладки. Высота стен обычно * бывает 3 м, а иногда достигает 8 м. В последнее время много таких крепостей изучено в Албании. Они находятся на труднодоступных местах, на высотах с крутыми склонами и, кроме того, защищены стенами. В Гойтане близ Шкодера стена шириной 2 м (поныне сохранилась в высоту на 1 м) сложена из двух рядов больших квадров камня, пространство между которыми засыпано щебнем. Другие такие же укрепления известны у Маршаи (близ Шкодера), Зардеме (близ Круи),Плоче (близ Амантии) и др. Городища в Истрии окружены двойным или тройным валом. Итальянские археологи назвали культуру позднего бронзового и раннего железного века Истрии и Далмации культурой кастельер (городищ) 107.
Другой тип представлен свайными поселениями. О таких поселках рассказывает Геродот, описывая селения племени пайонов на территории нынешней Македонии. Типичное свайное поселение открыто в Донье Долине в Северной Боснии на правом болотистом берегу Савы. Сейчас от поселения осталось искусственно созданное возвышение высотой 4,5—
5,5 м, длиной 325 м и шириной 150 м. Раскопками 1899—1904 гг. вскрыты обугленные остатки свайных построек и найдены ценные археологические материалы. Но основные данные о материальной культуре получены из могильников.
В начале железного века, как и в конце бронзового, покойников хоронили здесь в цистах или ямах в скорченном положении или лежащими на спине. Могилы иногда плоские, иногда с курганной насыпью из земли или камней.
Характерным некрополем боснийской культуры считается Глазинац на плоскогорье близ Сараево (Югославия), по которому в археологической литературе называется вся область от Боснийских рудных гор на западе до р. Дрины на востоке. Здесь находится несколько могильников, насчитывающих около 20 тыс. курганов (иногда с несколькими погребениями под каждой насыпью) разных периодов от раннего бронзового века до среднего латена. Большинство погребений относится к гальштату 108. Обширные могильники найдены также у поселения Донья Долина 109 и у Нина и Бенковача в районе Задара. Могильный инвентарь указывает на большую имущественную дифференциацию: очень бедные могилы контрастируют с роскошными погребениями, в которых много привозных вещей, в частности греческого и италийского происхождения. В то же время металлические изделия из Глазинаца имеют специфические местные черты, хотя форма их в целом совпадает с формами соседних областей110. Оружие — отчасти греческого производства, отчасти местного, шлемы же — чисто иллирийского типа. Многие бронзовые вещи положены в могилу отлитыми в форме, без дальнейшей обработки после литья, что свидетельствует об их специальном назначении для погребального обряда.
Среди украшений типичны очень большие дуговидные фибулы с орнаментом, вытисненным на дужке, фибулы «глазинацкого типа» с утолщенной дужкой и большой трех- или четырехугольной пластиной у иглодержателя, подвески в виде двойных спиралей, плоские браслеты с продольными желобками, спиральные браслеты. В позднее время появляются лучковые 203
Культовая тележка с птицами из Глозинсиа. Югославия-
фибулы с помещенными на спинке бусинами из янтаря, очковидные фибулы, поясные накладки, круглые застежки (аграфы), бронзовые булавки. Большое количество бус из янтаря показывает, что Югославия была южной оконечностью «янтарного пути».
Среди керамических изделий типичны кувшины с одной или двумя приподнятыми ручками и вертикальными каннелюрами на тулове.
Особого внимания заслуживает четырехколесная тележка из Глазинаца в виде птицы. По-видимому, это культовый предмет, связанный с такими же религиозными представлениями, какие породили описанную терракотовую группу (бронзового века) из Дупляи.
На северо-западе иллирийской области с конца бронзового века применялись два погребальных обряда: трупоположения под курганами (считается типично иллирийским) и трупосожжения в урнах (лишь частично связан с иллирийцами). Некоторые ученые полагают, что в гальштатское время произошла «иллиризация» народов полей погребальных урн на территории Югославии и на части бывшей римской провинции Паннонии. Во всяком случае в могильниках иногда наблюдается постепенная смена обрядов. Можно привести в качестве примера некрополь Комполие-Цркви- на (Югославия). Считают, что он возник на племенной территории иллирийских яподов, которые жили в Северо-Западной Боснии и отчасти в Кроатии. Ранний горизонт могильника содержит трупоположения и трупосожжения в урнах, относится к раннему периоду железного века и типологически связан со среднеевропейской культурой полей погребаль- 204 ных урн. Поздний горизонт Содержит только трупоположения и относится
ко времени развитого.и позднего гальштата. Типичны дисковидные очковые фибулы, лучковые фибулы с янтарными и стеклянными бусинами, чертозские фибулы и многочисленные украшения в виде подвесок разнообразных форм, характерные для яподского прикладного искусства ш. Япо- дам приписывают также могильники Вребач 112 и Иезерине из.
Местонахождения гальштатского времени на северном побережье Адриатики (близ Нина, Баски, Задара) считают принадлежавшими иллирийскому племени либурнов.
В области расселения пирустов в долине р. Мати (Албания) в курганах VII—IV вв. до н. э. у Рес-Безье найдены характерные орудия труда и оружие: кирки, мотыги, двулезвийные топоры, однолезвийные ножи, поясные кинжалы. Пирусты слыли искусными металлургами, и най-
114
денные вещи подтверждают это \
¦ Своеобразная культура иллирийских областей сохранилась в латен- ское время. Кельты не заселили эти земли целиком, и хотя местная культура подверглась сильным латенским влияниям, она продолжала развиваться на гальштатской основе. Только на большей части территории распространения боснийской гальштатской культуры вновь произошла смена погребального обряда: переход к трупосожжениям с погребением праха в урне, поставленной в небольшую каменную цисту.
К кроатско-восточноальпийской и боснийско-адриатической восточно- гальштатским культурам на востоке и соответственно на севере примыкает культура вал — дали, распространенная в широкой зоне по обоим берегам Дуная, в северной части Югославии, трансдунайской части Венгрии, Банате и в части долины Нижнего Дуная. Свое название она получила по двум местонахождениям: Дали (в Югославии между Дравой и Савой) и Вал-Поганивар (в Венгрии). Культура вал — дали восходит к бронзовому веку. Ее происхождение неясно: она совмещает черты культуры паннонской инкрустированной керамики и культуры полей погребений. Носители этой культуры применяли только обряд трупосожжения с погребением праха в урне. В отличие от иллирийских культур здесь наблюдается гораздо меньшая социальная дифференциация, меньше связей с греческим миром (по крайней мере на этапе гальштат В). Торговые связи с Италией подтверждаются находками, среди которых важнейшая обнаружена в Курде (на юге озера Балатон). Здесь найдены большая (высотой 80 см) неорнаментированная ситула из кованой бронзы и 14 маленьких (высотой 18—20 см) «гофрированных» цист (с глубокими каннелюрами). Характерны некоторые находки «фрако-киммерийского» типа (украшения конской сбруи и т. п.).