<<
>>

юнзовый век Трои, Кикладских островов, Кипра

Хотя термин «минойский» был введен А. Эвансом для периодизации истории всего Восточного Средиземноморья, следует все же учесть, что культура Крита опередила в своем развитии островную и элладскую культуру.

На Крите раньше, чем в других местах, произошел переход к бронзе. Периодизация А. Эванса должна быть уточнена для различных объектов. Поэтому мы используем три схемы периодизации: минойскую — для Крита, кикладскую — для островов Эгейского моря и элладскую (микенскую)—для материковой Греции. Своеобразен был и бронзовый век Кипра.

Особенности географического положения островов Эгейского моря, расположенных между двумя континентами и образующих как бы мост, с помощью которого осуществлялось культурное влияние Азии на Европу, заставляют несколько отступить от темы и обратиться к археологии Малой Азии, к раскопкам Трои. Троя расположена не на Европейском континенте, но ее влияние на культуру Европы было так велико, что невозможно не сказать хотя бы несколько слов об археологических исследованиях Трои.

Эпоха металла на Малоазийском полуострове наступила раньше, чем в Европе,              и особенно ярко культура того времени проявилась в Трое, ела-

ва которой в глуоокои древности вполне соответствует ее научному значению для европейской истории в наше время. Воспетая Гомером Троя была раскопана Г. Шлиманом в 1870—1890 гг. Раскопки продолжил и научно систематизировал В. Дерпфельд67. С 1932 по 1938 г. в Трое вела раскопки американская археологическая экспедиция под руководством Карла Блегена €8.

На холме Гиссарлык (в древней Трое) было обнаружено девять слоев {или «городов».), относящихся ко времени от 2750 г. до н. э.69 до римской эпохи.

Жители Трои I строили четырехугольные дома с портиком, открытым во двор (мегаронного типа). Стены домов клали из камней, скрепленных глиняным раствором. «Город» был окружен каменной стеной.

В домах найдены большие сосуды или сделанные из глины закрома для хранения припасов. Выращивали пшеницу и ячмень, разводили коров, свиней, овец и коз. Пищу пекли в больших печах или варили в трехногих сосудах. Находки орудий труда сравнительно редки: ножи и вкладыши для серпов, изготовленные из кремня отжимной техникой; просверленные и непросверленные топоры и молоты из других, более мягких пород камня, а также, вероятно, привозные — из нефрита и обсидиана. Боевые топоры и навершия булав тщательно отполированы. Много орудий из кости, в частности шилья и проколки для сшивания кожи. Пряслица и грузила для ткацкого станка свидетельствуют о широко практиковавшемся ткачестве.

Уже в Трое I были распространены изделия нэ настоящей бронзы со стандартной пропорцией меди (90%) и олова (10%). Олово импортировали, так как его нет в Анатолии (по мнению Чайлда, нуждающемуся в подтверждении, олово ввозили из Чехии). Из бронзы делали втульчатые боевые топоры, кинжалы, наконечники копий, ножи, иголки, шилья, пинцеты.

Керамика вся изготовлена без гончарного круга. Это черные, темно-се- рые, коричневые или красные сосуды, украшенные резным, заполненным белой пастой орнаментом. Типичны сосуды с поддоном, трехногие кувшины и горшки.

Троя I была разрушена, и вскоре возникло новое поселение — Троя II. Оно было больше, чем Троя I, но все же занимало площадь только около 1 га. Троя II была окружена мощной каменной стеной с парапетом из сырцового кирпича. В одной части поселения находились небольшие постройки, в другой — комплекс построек дворцового типа. Он состоял из огромного «мегарона» длиной 35 м с центральным круглым очагом. По бокам располагались постройки меньшего размера, состоявшие из двух комнат и портика. Другой подобный комплекс построек находился в восточной части Трои II.

Высказано предположение, что Троя была царской крепостью в государстве, в состав которого входили (кроме Троады) равнина Эдремит, Галлипольский полуостров и острова Тенедос, Имброс и Лемнос 70.

Пока это только гипотеза.

Период Трои II — время расцвета бронзовой металлургии. Среди находок много бронзового оружия, орудий труда и украшений. Высокого уровня достигло ювелирное искусство, о чем свидетельствуют замечательные украшения из золота и серебра,— например, знаменитый клад, названный Шлиманом «кладом Приама», Встречаются золотые и серебряные сосуды.

Несмотря на обилие металла, жители Трои продолжали для изготовления орудий широко применять камень, кость и олений рог. Господ

ствующей формой сверленых топоров был так называемый фацетирован- ный каменный молоток, который в то время был руководящим типом и в культурах шнуровой керамики Средней Европы.

Керамика уже частично изготовлена на гончарном круге и обожжена в горне, но большинство сосудов вылеплено от руки. Керамические формы очень разнообразны: антропоморфные сосуды; кувшины с тонкой шейкой и длинным, похожим на птичий клюв носиком; узкие кубки с двумя ручками, упирающимися в дно сосуда; круглые плоские миски с одной или двумя ручками; сосуды в виде животных и т. п. Орнамент вдавленный, наколотый, процарапанный, но не расписной. Полностью исчезает посуда с темной окраской периода Трои I. Сосуды обычно покрыты красноватой глазурью.

Троя II была разрушена пожаром71. После ее гибели здесь возникли новые поселения, известные под названием Трои III, IV, V. Это были бедные поселения, но все — городского типа: они имели специалистов — гончаров и металлургов — и вели оживленную торговлю- Троя VI отражает эпоху нового расцвета города. Город был снова окружен стеной, дома сооружены из хорошо отесанного камня. Характерна выделанная на гончарном круге серая местная посуда, так называемая минийская (см. ниже). Много посуды привозной, свидетельствующей о широких связях с крито-микенским миром.

Есть все основания предполагать, что расцвет Трои VI связан с приходом сюда новых племен — носителей серой («минийской») керамики- Эта керамика тогда же появляется и в материковой Греции. Одновременное появление такой типичной керамики в двух различных, но не очень отдаленных районах, по мнению некоторых ученых, показывает, что втор г- щиес,я в Трою и в Грецию племена были одним и тем же народом* и можно думать, что именно они принесли в то время в Грецию греческий язык.

Троя VI была разрушена землетрясением, но вскоре вновь отстроена. Троя Vila — это, по-видимому, и есть тот город, который был разрушен,

о              ртп              **              о              70

согласно греческой традиции, в I роянскои воине .

Богатство Трои и ее широкие торговые связи сыграли большую роль в передаче достижений Востока через Западную Анатолию в Европу. Троя не была изолированным центром бронзового века Анатолии. К той же культуре принадлежат поселения, раскопанные в Малой Азии к югу от Трои (Кумтепе — слой 1с, Байракли и др.), а также Терми на Лесбосе, Полиохни -— на Лемносе, Эмпорио — на Хиосе. Несомненно, что эта культура представлена на побережье Эгейского моря в северной части Балканского полуострова с важным центром в Македонии.

Поселение Терми (названо по современной деревне) хронологически совпадало с Троей I и II73. Укрепленный город раннего бронзового века на Хиосе находился вблизи гавани Эмпорио. Позже здесь был микенский город и, наконец, поселение, в котором жизнь продолжалась до 1100 г. до н. э. '4

Поселение Полиохни было более древним. Его нижний слой относится к субнеолитическому периоду. Полиохни II—IV соответствует по времени Трое 175. Здесь, как и в Трое, из камня были построены не только фундаменты, но и стены домов. Лежанки, скамьи и другая внутренняя обстановка сложены из камней и покрыты глиняной обмазкой. Дома были мегаронного типа, с центральным очагом в главной жилой комнате, с окнами вблизи плоского потолка. Иногда дома стояли изолированно, но чаще они объединены в блоки с общими стенами. Узкие улицы и переулки, мощенные каменными плитами, отделяли один такой

квартал от другого и служили для проезда по поселению. В период По- лиохни V (соответствующий Трое II), во время наивысшего хозяйственного и культурного развития поселения, оно было окружено мощными каменными стенами с башнями и бастионами. Стены Полиохни сохранились до сих пор в высоту на 5 м. По мере роста города его новые кварталы окружали новыми стенами.

Главная улица Полиохни V, раскопанная на протяжении 200 м, тянется с севера на юг. Ее пересекают перпендикулярные переулки, что придает планировке регулярный вид. Стены домов были сложены из кирпича и имели деревянный каркас. По-видимому, эта конструкция возникла для предохранения от больших разрушений в области, подверженной землетрясениям. Каменные орудия в Полиохни сходны с найденными в Трое. Много бронзовых орудий труда и оружия. Ввиду того что на Лемносе нет металлических руд, бронзовые изделия следует считать привозными. Керамика Полиохни периода Трои I подобна троянской, но наряду с резным, заполненным белой пастой орнаментом встречается и роспись белой краской. Несколько отличаются формы сосудов. Как и в Трое II, в период Полиохни V исчезает старая керамика и появляются сосуды новых форм из тонкой глины, покрытой красноватой глазурью. Полиохни V, по-видимому, погибло одновременно с Троей II и вследствие тех же причин — вражеского нашествия.

После длительного перерыва, в период, соответствующий Трое V, возникли поселения Полиохни VI и VII. Около XVI в. до н. э. жизнь на этом месте полностью прекратилась.

В южной части Эгейского моря находится группа из 211 островов, известная под общим названием Киклады. Сведения о кикладской культуре почерпнуты главным образом из материалов раскопанных могильников (вскрыто несколько тысяч могил). Поселения мало исследованы, но все же раскопки велись в Филакопи на Милосе, Агиа Ирини — на Кее, Пароикиа — на Паросе, Халандриони — на Сиросе, Даскалио — на Керосе, Гротта — на Наксосе. На Тире раскапывается большой город позднего бронзового века.

По культурным признакам наиболее крупные из Кикладских островов были поделены на две группы: южную, к которой принадлежат Милос, Аморгос, Деспорикон, Парос и Андипарос, и северную — Керос, Сирое, Сифнос, Андрос и Эвбея. На Наксосе встречаются памятники ооеих групп76. Однако новейшими исследованиями установлено, что замеченные культурные различия — не территориальные, а хронологические.

К. Ренф- рью поделил ранний бронзовый век Киклад на три культуры: Гротта- Пелос, Керос — Сирое и Филакопи 177. Он составил хронологическую таблицу (табл. 3), в которой радиокарбонные даты резко расходятся с календарными датами, частично исправленными по дендрохронологической кривой Сьюэса78.

Эта таблица лишний раз свидетельствует о крайней спорности датировок. Не критикуя ее, укажу лишь, что принятые нами даты расходятся с датами К. Ренфрью.

Раннекикладская культура относится к периоду, когда в развитии общества на Кикладах проявлялась наибольшая самостоятельность. Позже Киклады подверглись сильному влиянию Крита и Микен79. Киклад- ские могильники периода Гротта-Пелос сравнительно невелики, обычно состоят из 12—20 могил, максимум — из 50. В большинстве случаев это индивидуальные погребения в трапециевидных или прямоугольных каменных ящиках (1 X 0,75 X 0,5 м). Скелеты лежат в скорченном положении на правом боку. Иногда в каменном ящике находятся два или

Таблица 3

Хронология раннеминойсксй культуры по Ренфръю

¦

Даты (гг. до н. э.)

DO Ci4

Крит

Киклады

Материковая

Греция

Северо-

Западная

Анатолия

Календарные даты (гг.

ДО Н. Э-)

Средний бронзовый век

1800

Среднеминой- скнй IA

Филакопи II

Среднеэл

ладский

Троя IV

2100/2000

Равняй бронзовый век III

1900

Раннеминой- ский III

Филакопи 1

Тиринф

Троя III

2400/2300

Раннпй бронзовый век II

2200

Раняештой- ский II

Керос — Спрос

Кораку

Троя II

2700

Ранний бронзовый век I

2500

Финальный неолит

Ранпеминой- ский I

Субнеолит

Гротта-Пелос

Эвтресис

Троя I

3200

более (до восьми) покойников- Одно погребение отделено от другого горизонтальной каменной плитой, служившей крышкой ящика. По-видимому, это захоронения членов одной семьи.

Погребальный инвентарь состоит из мраморных статуэток, глиняных и каменных сосудов и оружия.

Знаменитые кикладские статуэтки представляют большей частью женщин. Кроме простейшего, «скрипковидного» типа, встречаются стилизованные плоские фигурки с подчеркнутыми половыми признаками, с руками, скрещенными на груди. Величина статуэток колеблется от 15—20 см до высоты свыше 1 м. Изредка попадаются фигурки воинов, арфистов, флейтистов, среди женских фигур — беременные и с ребенком на руках 80. Кикладские каменные статуэтки были распространены за пределами Киклад и влияли на пластику соседних стран. Из мрамора сделаны некоторые сосуды, также служившие предметом экспорта с Кикладских островов. На Милосе в большом количестве добывали обсидиан, который отсюда вывозили в Грецию, Малую Азию и Египет, отчасти в виде готовых изделий — ножей и наконечников копий, отчасти в виде сырья — блоков камня.

Керамика большей частью с лощеной поверхностью, представлена следующими главными формами: амфора с высокими плечиками и конически завершающимся горлом, с трубчатым носиком на середине сосуда, часто на ножках; шарообразные и цилиндрические пиксиды с крышками 81. Встречены также кувшины со срезанными наискось шейками, кубки на высокой ножке. Часть керамики покрыта резным и инкрустированным орнаментом, рядами непрерывных спиралей и вдавленных треугольников.

Раскопки поселений культуры гротта-пелос дали очень мало материалов для суждения о строительстве и архитектуре. Несколько лучше обстоит дело с поселениями более позднего времени культуры керос — си- рос. В Халандриони на Сиросе вблизи большого могильника частично раскопано укрепленное поселение Кастри, окруженное двумя сложенными из камня стенами. Внутренняя стена на протяжении вскрытого участка,

Кувшин XIV в¦ до н. э. Коричневый орнамент на кремовом ангобе. Микены

Ваза. Царская вилла в Агиа Триаде. Около 1500 г. до н. э. Музей в Гераклионе. Крит (N. Platon. Crete. London, 1971)

Милос- Филакопи- Расписной глиняный сосуд. Высота 28 см


равного 70 м, имела шесть полукруглых башен. Другие поселения, по- видимому, были неукрепленными. Как правило, они располагались на возвышенностях у моря. Дома построены из камня, большей частью длинных сланцевых плит, положенных плашмя. Жилища состояли из двух помещений, полы земляные или каменные, стены не обмазаны глиной. Встречаются дома с закругленной торцовой стеной, апсидальные. В периоде Керос — Сирое кладбища стали значительно больше, иногда — до 100, 200 погребений, а могильник Халандриони — даже 500. Он поделен на секции,, в самой маленькой из которых было 65, а в самой большой— 242 могилы. В некоторых могильниках применен старый обряд погребения в каменных ящиках. Появились и гробницы новых типов — прямоугольные или овальные со ступенчатым сводом, с неиспользуемой небольшой дверью, закрытой камнем, и с дромосом перед ней. Покойника опускали в них через отверстие в крыше.

Формы керамики мало изменились, но появились так называемые сковородки, встречающиеся также в материковой Греции. Это, вероятно, жертвенные или ритуальные сосуды. На некоторых сковородках Xболее позднего времени) нарисованы многовесельные корабли с высокими носами, украшенными изображениями рыб.

Много металлических вещей, особенно на Аморгосе: бронзовые кинжалы и наконечники копий, серебряные сосуды и украшения.

Следующий период раннего бронзового века на Кикладах назван по поселению Филакопи на Милосе82. Нижний слой (Филакопи I) содержит керамику с резным геометрическим орнаментом, с росписью черной

*3 А. Л. Монгант

Филакопи. Часть росписи на сосу дета 77 см (по Боссерту)

Филакопи. Фреска с летающими рыбами• Высота 23 см (по Боссерту)

краской по желтой или коричневой поверхности сосуда или с блестящей лаковой краской, имитирующей лощение. Обсидиан все еще использовали для изготовления орудий. Металлических вещей найдено мало.

Филакопи 11 относится уже к среднекикладекой культуре, находившейся под сильным влиянием Крита. Город был обнесен двойной стеной и застроен прямоугольными домами. В слоях Филакопи II попадаются вазы стиля камарес и натуралистические стенные росписи (возможно, выполненные критскими мастерами), а в Филакопи III — сосуды «дворцового» стиля и позд не микенские. Филакопи II было полностью разрушено пожаром, но почти незамедлительно ему наследовало новое укрепленное поселение — Филакопи III. Здесь открыты густая сеть улиц, пересекающихся под прямым углом, а также комплекс больших построек, вероятно дворцовых, с лгегароном в центре.

На острове Тира (Санторин) с XIX в. ведутся раскопки античных поселений. Давно уже было известно, что здесь имеются ранние слои, восходящие к ш—н тысячелетиям до н. э. Но только в 1960—1965 И особенно в 1967 г. работы экспедиции, руководимой С. Маринатосом и К. Рэнфрью, увенчались большим успехом: были найдены остатки процветавшего в среднеминойское время города с двух» и трехэтажными жилыми домами, богатыми зданиями, украшенными фресками, и т. п. Город погиб при извержении вулкана и был засыпан пеплом, как Помпеи ез. Результаты раскопок пока еще не опубликованы.

Только предварительные публикации дают представление и о раскапываемом в настоящее время городе у мыса Агиа Ирини на Кее. Здесь открыты дома раннекикладского времени, но расцвет города относится к средне- и позднекикладскому (микенскому) времени. Город лежит пря-


!

!

мо на берегу залива, а с напольной стороны защищен широкой фортификационной стеной с башнями и воротами. Дома обращены фасадом в сторону моря и отделены один от другого узкими мощеными улицами. Строительство велось в традициях кикладской архитектуры — из каменных плит, с деревянными балками, уложенными внутри стен для сцепления конструкции. Нижний пол жилища был опущен в землю, и образовавшееся помещение служило кладовой, в которой стояли большие сосуды для хранения масла и вина и других припасов. Дома двухэтажные. Перекрытия гежду этажами деревянные.

В большом здании (возможно, дворце правителя) стены обмазаны глиной, оштукатурены и покрыты фресками.

В среднекикладское время погребения совершались по-прежнему в камерных гробницах, сооруженных из камня. Потом их стали строить из кирпича (Милос, Наксос и др.). Около Филакопи найдены шахтовые гробницы.

После 1400 г. до н. э. кикладская культура полностью утратила свою самостоятельность. Здесь распространились микенская керамика и вещи. На многих островах найдены следы поселений того времени, но их культура представляет собой вариант общемикенской 84.

Остров Кипр еще в эпоху неолита обрел своеобразные культурные традиции, в которых совмещались черты передневосточной и средиземно- морской культур, однако без ясных признаков внешних влияний. Во второй половине III тысячелетия до н. э. наступили внезапные перемены, которые можно связать с вторжением чуждых элементов с запада Малой Азии. Несомненно, что развитию контактов Кипра с его соседями содействовало богатство острова медью.

Начальный период бронзового века на Кипре представлен находками в могильниках Филиа и Василиа (2300—2150 гг. до н. э.) 85. Могилами служили естественные пещеры на склонах холма. В могильном инвентаре и на небольшом поселении неподалеку от Филиа найдена керамика, среди которой замечательны кувшины с клювовидным носиком, красной полированной поверхностью и небольшой ножкой. Появляется также расписной орнамент на черном фоне и резной (подобный кикладскому). В Василиа найдены массивные бронзовые кинжалы с квадратной в сечении рукоятью и браслеты, а также сосуды из египетского алебастра.

Следующий период раннего бронзового века (2150—2050 гг. до н. э.) известен по могильнику Вунус86. Здесь в небольших камерах погребены один-два покойника, с ними положен богатый инвентарь, состоящий из керамики и бронзовых вещей. Кувшины овальной формы с маленькой ножкой и небольшим клювовидным сливом, их красная поверхность тщательно отполирована, или на белый ангоб нанесены широкие цветные ленты. Часто встречается резной орнамент. Появляется совершенно новая манера украшать сосуды пластическими изображениями людей и животных.

Наивысшего расцвета в раннем бронзовом веке Кипр достигает в 2050— 1900 гг. до н. э. Остров в это время был густо заселен, и археологические материалы известны не только из могильников, а и из многочисленных поселений. Очевидно, важнейшей областью хозяйства была эксплуатация медных рудников, систематическое использование которых прослежено раскопками в Амбеликоу. Многие поселения расположены в районах добычи меди. Дома были построены из сырцового кирпича на фундаменте из неотесанного камня и состояли из двух L-образных помещений, соединенных вместе и имевших общий двор.

Погребения совершались в камерах, вырытых на склонах холмов или вырубленных в скале. Камеры, как правило, круглые, и в них ведет дро- мос. Это семейные погребения с большим количеством скелетов. Входы украшены линейным орнаментом. На входе в одну гробницу в Карми высечена рельефная человеческая фигура. В могилах того времени кроме керамики в изобилии встречаются бытовые предметы, оружие и орудия труда из бронзы, украшения из серебра и золота.

Группы фигур украшают рельефную посуду, на вазах изображены бытовые сцены. Разнообразен бронзовый инвентарь, среди которого отметим кинжалы с изогнутым концом и выпуклой средней нервюрой.

В могильнике Вунус найдены глиняные фигуры. Одна из них изображает плуг, влекомый двумя волами, на другой представлено святилище под открытым небом, человеческие фигуры в бычьих масках со змеями в руках, совершающие ритуальный танец. Женщины на Кипре в раннем бронзовом веке носили тканую одежду, спиралевидные украшения из золота и серебра и ожерелья из египетских фаянсовых бус и камней.

В среднем бронзовом веке (1900—1550 гг. до н. э.) возрастают связи Кипра с соседями. В импорте представлены вещи из Египта, сирийско-палестинского побережья, Крита и других областей 8?. Кипрские вещи обнаружены в сравнительно отдаленных странах. Например, в Нубии найдены кипрские сосуды (продолговатые матово-белые, расписанные красной или белой краской, и зооморфные), попавшие туда, вероятно, в качестве тары из-под вина, масла и благовоний.

В среднем бронзовом веке не только возрастает количество поселений, но увеличиваются и их размеры. Раскопки сравнительно мало коснулись поселений того времени, но все же вскрыли несколько архитектурных комплексов, среди которых отметим постройку из 11 прямоугольных по-

мещений с двумя дворами, найденную в Калопсиде (Юго-Восточный Кипр).

Поздний бронзовый век Кипра (1550—1050 гг. до н. э.) ознаменовался бурным развитием кипрского общества и его культуры. К концу этого периода здесь складывается классовое общество, появляются раннерабовладельческие города-государства. Вероятнее всего, что завершению процесса классообразования способствовало вторжение ахейцев (в конце XV в. до н. э.), принесших на Кипр элементы микенской культуры.

В это время появляется кипро-минойская письменность, до сих пор нерасшифрованная 88.

Несмотря на тесные связи с микенским миром и предполагаемое вторжение ахейцев, население Кипра сохранило во многом элементы культуры предшествующего времени и не восприняло целиком микенскую культуру. Здесь нет циклопической кладки, типичной для Микен, и монументальное строительство сохраняет восточные традиции. Поселения окружены стенами, сложенными из сырцового кирпича, на фундаментах из крупных блоков необработанного камня. В кирпичной кладке домов нет деревянных тяг. Нет толосов и типичных для микенской культуры камерных гробниц с дромосом. Остается традиция погребения в камерах, вырубленных в скале, с небольшим входом.

Зато несомненно под влиянием микенской культуры на Кипре развилась фигурная вазопись роскошного стиля, которую ценили даже в Греции. Часть сосудов носит признаки восточных влияний (так называемый леванто-микенский стиль). Как в керамике, так и в изделиях из металла на Кипре проявляется синтез эгейских и восточных традиций.

На Кипре раскопано несколько поселений позднего бронзового века, но больше всего материалов получено в результате систематических исследований города Энкоми, проведенных П. Дикайосом в 1948—1958 гг. 89 В Энкоми прослежены различные этапы постройки жилищ и укреплений, периодические их разрушения и восстановления, связанные с общим ходом событий в Эгейском мире. Здесь найдены кипро-минойские надписи и редкое для кипрской культуры святилище. В слое XII в. до н. э. в одной из комнат большой постройки была найдена бронзовая статуя «бога с рогами». На полу находились жертвоприношения — бычьи черепа и др.

В примыкающей комнате стояла бронзовая женская статуэтка. Рядом с поселением раскопан некрополь с шахтовыми и высеченными в скале камерными гробницами.

В середине XI в. до н. э. город был покинут жителями. Причины остались невыясненными. Возможно, это было какое-то очередное неприятельское нападение. В это время приходит в запустение большинство кипрских поселений.

<< | >>
Источник: Монгайт А.Л.. Бронзовый и железный века.Археология Западной Европы. 1974

Еще по теме юнзовый век Трои, Кикладских островов, Кипра:

  1. юнзовый век Трои, Кикладских островов, Кипра