>>

Бегство обреченных на смерть

Недалеко от Неаполя, в Капуе и ее окрестностях, было особенно много казарм, где гладиаторы — пре­жде всего военнопленные и рабы — по изощренной и испытанной системе, как спортсмены к состязаниям, готовились физически и психологически к кровавым показательным боям.

Убить противника или уме­реть— так гласил закон, вынуждавший их выступать на арене друг против друга. Их страшная борьба не на жизнь, а на смерть служила одной-единственной вар­варской цели — пощекотать нервы жадной до развле­чений толпе свободных римских граждан.

Иногда маленькой группе этих доведенных до отча­яния людей удавалось бежать из строго охраняемых школ. Но их надеждам на то, чтобы избежать жесто­кой смерти на арене, не суждено было сбыться. Их преследовали, как преступников, совершивших побег из своих тюрем; им не удавалось избежать злого рока. Смерть была неминуема — в схватке с преследователя­ми, на кресте или же снова в амфитеатре.

Мечта о свободной жизни оставалась мечтой.

Казалось, такой же горький опыт выпал на долю и 200 гладиаторов, которые в 73 г. до н. э. решили бежать из знаменитой школы фехтовальщиков в Капуе, принадлежавшей Лентулу Батиату. В большинстве своем это были кельты и фракийцы. Они не были преступника­ми, которых, как это водилось до тех пор, приговаривали к гладиаторской службе, а тем самым и к смерти. Нет, они попали в плен или были проданы, после чего оказались в руках человека, который обычно сдавал их за хорошие деньги, как пойманных диких зверей, для участия в кровавых народных увеселениях. Он жил тем, что они убивали друг друга,— и жил неплохо!

Но еще до того, как 200 заговорщиков сумели осу­ществить побег, их планы были раскрыты, что имело

Походы Спартака:

...... 1-й (к Альпам)'

— 2-й (с целью переправы на Сицилию)

Важнейшие сражения, выигранные восставшими рабами

Приблизительные места гибели отделившихся частей армии Спартака

Предположительное место решающего поражения и гибели Спартака

роковые последствия для двух третей из них. Осталь­ные вовремя узнали о том, что их замысел раскрыт, ворвались на кухню, завладели ножами и вертелами и убили охрану, вставшую на их пути.

Бежало около 70 гладиаторов. Точное число их, пожалуй, нам никог­да не узнать, так как сведения, переданные античными историками, разнятся.

Противоречивы и скудны и сообщения о том, как достали беглецы первое оружие. По описанию Аппи-

ана 1, они отбирали у попадавшихся им навстречу пут­ников палки и кинжалы и бежали с ними на склоны Везувия. А Плутарх2 пишет следующее: «По пути они встретили несколько повозок, везших в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружи­лись».

Но как бы то ни было — ясно одно: мужчины, рискнувшие своей жизнью ради свободы, а не на поте­ху толпе на арене, обладали теперь более эффектив­ным оружием, чем кухонные ножи и вертелы.

Вскоре их ждала еще более крупная добыча!

Из Капуи за ними вдогонку выступило наспех со­бранное гражданское ополчение, усиленное солдатами. Но маленькая группа отважных гладиаторов, реши­вшая до последнего защищать только что обретенную свободу, обратила преследователей в бегство. Захва­ченным снаряжением «они с радостью заменили глади­аторское оружие, которое выбросили, как позорное и варварское»,— пишет Плутарх.

Эта победа укрепила их уверенность и волю и даль­ше противостоять с мужеством отчаяния всем нападе­ниям, ибо то, что их и дальше будут преследовать, чтобы уничтожить, не вызывало у них ни малейшего сомнения.

Сначала бежавшие гладиаторы закрепились в не­проходимых ущельях близлежащего Везувия, где они надеялись укрыться от дальнейших преследований. Уже по дороге туда к ним присоединилось много рабов из окружающих селений. Столь пестрое сборище лю­дей, зачастую угнетавшихся в течение десятилетий и жаждавших мести, нелегко было сдержать. Чтобы не умереть с голоду, они были вынуждены силой добы­вать продукты, а то, что они в своих набегах на богатую Кампанию прихватывали и другое и даже не останавливались перед убийствами, никого не должно удивлять, если учесть позор и издевательства, которые им пришлось пережить.

| >>
Источник: Хефлинг Хельмут. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. 1992

Еще по теме Бегство обреченных на смерть:

  1. ГЛАВА2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКЫНОВ XV—XVIII ВЕКОВ
  2. I
  3. ПИСЬМО К И. МИШЛЕ 1
  4. АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
  5. Политическая история.
  6. 4. Д. В. ДАВЫДОВ ДНЕВНИК ПАРТИЗАНСКИХ ДЕЙСТВИИ 1812 ГОДА
  7. ГЛАВА ПЯТАЯ.
  8. ТЕМА: Лингвистическая катастрофа
  9. ВАРИАЦИЯ ПЕРВАЯ (СТРУКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ)
  10. ГЛАВА 4 ГОЛ 1945-Й. Лальний Восток. Квантунский финал Второй мировой
  11. Фальшивомонетчики и двойники
  12. КОММЕНТАРИЙ
  13. Социальные взгляды экзистенциалистов
  14. ГЛАВА 1Мятеж