<<
>>

Эвакуация и сосредоточение всех сил для войны на море

В первой части декрета нет ни одного упоминания об «эллинах». Однако, как мы знаем, именно они или, вернее, их прогулы («советники», делегаты греческих городов; см. выше. — А.3.) приняли решение о сопротивлении при Фермопилах и у Артемисия и отдали приказ об отправке к Арте- мисию кораблей (Геродот.

VH. 172—177). В декрете все решения представляются как решения афинского народа, а ссылка на другие государства содержится в словах «противостоять варвару в борьбе за их собственную свободу [? и свободу Греции] вместе с лакедемонянами, коринфянами, Хlt;...gt; (лакуна в месте, где были названы, вероятно, халкидяне) и другими, которые пожелают разделить опасность». Итак, в связи со всем этим декрет уместно было бы отнести к сентябрю 481, а не к июню 480 г. до н. э. Государства, упомянутые поименно, к тому времени уже были друзьями афинян: Спарта — как прямо названная цель для Ксеркса; Коринф — как пособник Афин в их борьбе с Этной; а также Халкида, государство афинских колонистов, которые переехали в Аттику и сражались при Марафоне. Фраза «и другими, которые пожелают разделить опасность», мало чем отличается от фразы «вместе с теми эллинами, которые пожелали присоединиться», — ее Геродот использует (УП. 144.3) при упоминании об афинском намерении встретить врага всей военной мощью на море, каковое решение было принято прежде, чем был созван первый съезд Эллинского союза (см. выше, с. 646).

В 41-й и последующих строках декрета флагу вменялось действовать на двух театрах, имея на каждом из них по сотне кораблей: «lt;...gt; идти на помощь к Евбейскому Артемисию» и «оставаться в ожидании у Сала- мина и остальной Аттики и защищать страну». В июне 480-го не было никакой нужды оборонять Саламин и остальную Аттику с сотней кораблей, так как греческий флот должен был базироваться у Артемисия, в водах между персидским флотом (о котором тогда было известно, что он находится у северного побережья Эгейского моря) и территорией Афин[1272].

С другой стороны, в сентябре 481-го имелись все основания для защиты Саламина и Аттики, поскольку можно было ожидать нападения эгин- ских кораблей. Дело в том, что своего пика война с Эгиной достигла в то время, когда в 483/482 г. до н. э. Фемистокл убедил афинян строить флот против Эгины, и продолжалась она вплоть до образования Эллинского союза, когда «эллины» договорились о прекращении внутренних войн и прежде всего — войны между Афинами и Эгиной (см. выше, с. 648). Но зачем нужно было отправлять сотню кораблей к Артемисию в сентябре 481-го? Ответ может состоять в том, что Артемисий в любой момент времени был наилучшей позицией для ожидания приближавшегося персидского флота, а также наилучшей выдвинутой вперед базой для защиты как афинских граждан в Халкиде Евбейской, так и афинян на саламин- ском театре военных действий против персов[1273]. Было известно, что военно-морские приготовления Персия осуществляла на протяжении двух лет и что канал на Афоне был открыт, по всей видимости, уже в сентябре 481 г. до н. э. (но дорыли его гораздо позднее. —А.З.). Вероятность нанесения персидским флотом неожиданного удара в сентябре 481-го невозможно было игнорировать.

Решение об эвакуации населения и о концентрации всех сил на военно-морском флоте должно было быть вынесено конечно же до основного нападения. Декрет был принят тогда, когда, как говорит Геродот (УП. 144.3), «афиняне решили, обсудив ответ оракула, встретить варвара при его движении [доел. варвара «предстоящего», «нависшего», imovm] против Греции всей своей мощью на своих кораблях, послушавшись бога, вместе с теми греками, которые пожелали присоединиться». Именно тогда пришло время для эвакуации из Аттики (так как суша могла остаться без защиты) на близлежащий остров — Саламин, всего мелкого и крупного рогатого скота (точно так же, как и в 431 г. до н. э., когда, без сомнения, эти стада были переправлены на Евбею), движимого имущества и всех физически немощных лиц, а также в более безопасное место — женщин и детей.

В связи с призывом всех здоровых мужчин на военно-морскую службу и в связи с тем, что остальное население испытывало тяготы эвакуации, в Аттике прекратились сев, жатва и обработка земли. Далее, если обсуждаемое решение было принято только в июне 480 г. до н. э., сбор урожая, который обычно начинался в конце мая[1274], в основном должен был бы уже завершиться и меры по уборке оставшейся части урожая могли быть исполнены наспех. С другой стороны, если решение было принято в сентябре 481 г. до н. э., а эвакуация происходила последовавшей зимой, тогда могло вообще не быть никакой посевной и никакого сбора зерновых в 480-м. Согласно Геродоту (УШ. 142.3), именно это и случилось; дело вот в чем: об афинянах говорили, что в 479-м они «лишились двух жатв», то есть урожаев 480—479 гг. до н. э. Таким образом, эвакуация, из-за которой в Аттике в 480 г. до н. э. хлеб не убирался, была проведена зимой 481/480 г. до н. э., если только не раньше[1275].

В 44-й и последующих строках декрета сказано: «lt;...gt; чтобы все афиняне могли единодушно отразить варвара, те, кто находились в десятилетнем изгнании, должны направиться на Саламин, и они должны ждать там до того времени, когда народ сможет принять решение по их поводу». Это архаичное выражение имеет в виду тех, которые были «остравизированы» — разговорное словцо, а позднее — универсальный термин для обозначения тех, кого «черепковали» (т. е. изгнали из города путем применения процедуры «суда черепков», остракизма. — А.5.), — а тот факт, что вопрос об их статусе еще не был окончательно решен, указывает, что они по-прежнему находились в изгнании, о чем ясно говорит перфектное причастие[1276]. Этот призыв вернуться датируется у Аристотеля [Афинская по- лития. 22.8) архонтатом Гипсихида, который большинство исследователей относят к 481/480 г. до н. э.; кроме того, поскольку двое из подвергшихся остракизму, Аристид и Ксантипп, на выборах февраля/марта 480-го были назначены стратегами на 480/479 г. до н. э., их должны были амнистировать за несколько месяцев до этого, раз они успели расположить к себе избирателей. Таким образом, эту часть декрета невозможно датировать июнем 480-го, но она очень легко приурочивается к сентябрю предыдущего года.

Другие детали декрета, такие как обращение к богам с мольбой о защите города, выбор мест для эвакуации и решение о том, что казначеи и жрицы должны остаться, соответствуют обеим датировкам. Названные исключения   показывают, что данное решение подразумевало тотальную эвакуацию.

<< | >>
Источник: Под ред. ДЖ. БОРДМЭНА, Н.-ДЖ.-Л. ХЭММОНДА, Д-М. ЛЬЮИСА,М. ОСТВАЛЬДА. КЕМБРИДЖСКАЯИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ТОМ IV ПЕРСИЯ, ГРЕЦИЯ И ЗАПАДНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕОК. 525-479 ГГ. ДО И. Э.. 2011

Еще по теме Эвакуация и сосредоточение всех сил для войны на море:

  1. Глава 15. Конечная фаза войны. Декабрь 1938 года – март 1939 года
  2. КОММЕНТАРИИ 1.
  3. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА ТРУДЯЩИХСЯ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ ПРОТИВ ГЕРМАНО-АВСТРИЙСКИХ ОККУПАНТОВ И БОРЬБА С ВНУТРЕННЕЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ
  4. 4. КРАХ ГЕРМАНСКОЙ II АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ ОККУПАЦИИ НАЧАЛО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  5. ГЛАВА I ГОЛ 1917-й. Интервенция. Приморье. Приамурье. Забайкалье
  6. ОЧЕРК СОБЫТИЙ
  7. Глава XVI СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
  8. Эвакуация и сосредоточение всех сил для войны на море
  9. Командующий Черноморским флотом
  10. Великий отход
  11. ГЛАВА 26 ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОИНЫ ГЕРМАНИИ В ЕВРОПЕ, 1939-1947
  12. ГЛАВА 88 БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ